Художественно-эстетическое и духовно-нравственное воспитание и развитие личности на уроках изобразительного искусства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Художественно-эстетическое и духовно-нравственное воспитание и развитие личности на уроках изобразительного искусства.



1) Из толкового словаря Ожегова:

Художественный - относящийся к искусству, к деятельности в области искусства, отвечающий
требованиям искусства, эстетического вкуса.

Эстетический - художественный, относящийся к чувству прекрасного, к красоте и её восприятию.

Эстетика - 1)философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в
природе и жизни, об искусстве, как особом виде общественной идеологии. 2)Красота и
художественность в оформлении чего-нибудь.

Духовный - относящий к религии и к церкви.

Нравственный – соответствующий нравственности.

Нравственность - внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические
нормы, правильное поведение, определяющееся этими качествами.

Воспитание - это навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой.

Развитие - это процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более
совершенное, переход от старого качественного состояния к новому, от простого к сложному, от
низшего к высшему. Степень сознательной, культурной просвещённости.

2)Из педагогического словаря:

Эстетическое воспитание - целенаправленное формирование эстетических
вкусов и идеалов личности, развитие её способности к эстетическому восприятию явлений
действительности и произведений искусства, а также к самостоятельному творчеству в области искусства.

3)Из психолгического словаря:

Эстетическое развитие 1греч. аистетикус относящийсяк чувственномувосприятию) — развитие
способности переживать различные явления действительности какпрекрасные,т.е.с особым
эмоциональным отношением (базирующемся на восприятии ценности индивидуального
человеческого существования). Подобное отношение формируется у ребенка в общении со взрослым,
в условиях специально организованного воспитания и обучения (на основе различных
конституциональных предпосылок). В ходе такого обучения детям открывается неутилитарная
ценность всего окружающего, появляется чувство эмоционально-духовной сопричастности

«Эстетическое воспитание -целенаправленный процесс формирования у человека эстетического
отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества
развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно
связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им,
эстетическим творчеством человека.»

«В художественном воспитании основным средством воспитания является искусство. В эстетическом
воспитании — палитра средств несравненно шире, поскольку понятие «прекрасного» (которое и
расценивается как средство воспитания) — понятие универсальное: «прекрасное», в природе, в ма-
тематике, в человеческих отношениях... и т. д.»

«А среди других именно изобразительные, точнее, пространственные искусства составляют к тому
же предметную, окружающую нас среду: архитектура, искусство быта, равно как искусства изобра-
зительные (живопись, графика, скульптура) в их станковых проявлениях и проявлениях
монументальных, массово-графических.

Только в искусстве концентрируются с такой очевидностью мировоззренческие проблемы — факт,
не требующий дополнительных доказательств. А посему даже самые элементарные пояснения
ребенку касательно содержания и формы произведений, самые инфантильные по методике, тем не
менее несут в себе мировоззренческие крупицы... «семена». И чем далее, тем более, ибо история
искусств в старших классах — это уже подлинно мировоззренческая дисциплина, выгодно
отличающаяся среди общественных наук образной наглядностью своей (заключенной в
произведении) философской и этической проблематики.

Наконец, только искусство* способно органично «вобрать в себя» детское творчество начиная с
самых ранних его проявлений, так как при всем колоссальном разрыве, например, той же «взрослой»
живописи и «детской» в основе их лежат единые исходные данные — краски, плоскость, сотворение
визуального образа, не говоря уже о тех периодах в истории искусства, когда сами художники
снимали «границу» между детским живописным произведением и собственным; когда «работали
под детей», а в детях старались сохранить как можно долее фазу непосредственного, нескованного
видения и отношения к миру.>>

«Восйитание через искусство как проблема художественной педагогики, эстетики, психологии имеет
два очевидных пути реализации поставленных задач: детская изобразительная деятельность как
эстетически-созидательный процесс; и восприятие детьми произведений искусства как эстетически-
интеллектуальный процесс.»

«Деликатность воспитательного процесса в том и состоит, что ребенок как бы сам избирает обьект
изображения (хотя незаметно для него самого он может быть подсказан педагогом), а значит и

индивидуальной работы, направленной на выявление и развитие творческих способностей каждого обучаемого в составе группы, и активно использовать метод взаимного обучения.

.

Возрастные и психологические особенности изобразительной деятельности и восприятия искусства детьми.

Младший школьный возраст 7-10 лет Подростковый возраст 10-13 лет Старший возраст от 13 лет
Мышление
1.Конкретно – образное мышление. Учащиеся создают образ предмета по памяти. 1.Аналитическое мышление. Изображаемые предметы сравнивают с объектом. 1.Абстрактно – логическое мышление. Создание образа в более ярком виде.
Эмоции
2. Эмоциональный пик 2.Логическое начало к эмоциональной глухоте 2.Очень обоснованные эмоции.
Интерес к предмету
3.Все художники (интересен сам процесс). 3.Интерес к предмету очень низок, познавательный интерес очень высок. 3.Возникает профессиональный интерес.

Как изображают дети

4.По представлению, по памяти. 4.Рисуют с натуры, правдиво и сухо, внимание к натуре приводит к дробности. 4.Реалистично проявляется собственное мнение.
Самостоятельность
5.Наблюдается бесконтрольное самовыражение. 5.Боязнь выглядеть хуже других, приводит к копированию (плагиат) 5.Высокое творческое выражение, самостоятельность.
Общение
6. Учащиеся не склонны к общению в изобразительной деятельности. 6.Учащиеся склонны к сотрудничеству 6. Учащиеся склонны к индивидуальной деятельности.

Выводы

Важен процесс Важен результат. Деятельность должна быть общественно – значима. (разнообразить материал) Процесс с выходом на профессиональную ориентацию.

Идеальная форма, по Л.С. Выготскому отражает сложившиеся в ходе исторического развития человечества формы культурного поведения. В культуре содержатся в готовом виде формы поведения, способности, качества личности, которые должны быть освоены ребёнком в процессе его развития. Лишённый взаимодействия с культурными (идеальными) формами растущий человек не сможет развить в себе специфических человеческих качеств.
Реальные формы представляют собой природные свойства человека, являющиеся органической основой развития его психических качеств. Начальные («натуральные») психические функции в ходе развития преобразуются в высшие («культурные») психические функции. Высшие психические функции, такие как понятийное мышление, разумная речь, логическая память, произвольное внимание, волевое поведение, эмоциональное восприятие и т.п. - становятся новыми образованиями в детской психике в процессе её развития, однако они содержатся в культуре в формах мыслительных обр Традиционным для отечественной психологии является рассмотрение развития психики ребёнка в контексте той культуры, которую он воспринимает из своего окружения и в связи с той деятельностью, которая доступна ребёнку в сотрудничестве с взрослым.


5. Особенности и выразительные средства детского рисунка на различных этапах развития.

 

Рисовать можно чем угодно на чем угодно.

Рисование — спонтанное,

Ребенок хочет оставить свой след в этом мире

Исследование возможносгей материала

» Поиск способа выражения своего настроения в рисунке

Поиск способа изображения трехмерного мира на плоскости

Через рисовальное творчество идет преодоление внугренних проблем и реализация опыта.

Этапы рисовальной деятельности ребенка:

0-3 — двигательно-контактное освоение действительности, эмоционально-речевое общение
1-1,5 — манипуляция различными предметами, каракули, доизобразительный период
3-4 — от объектного рисования к предметному (головоноги), зрительный контроль за изображением, номинативное
рисование, изображается самое главное в предиете

3-5 — отработка фориы, цветовая характеристика, освоение «графической речи»
5-8 — рисование — главный способ реализации себя, «золотой век» детского рисования, передача сюжета и
причинно-следственных связей, композиционная выразительность, взаимоотношение частей и пропорции,
происходит творческая попытка воплотить в рисунке свои представления о движении, пространстве, времени.

10-11 — изодеятельность уходит на П план, словесное саиовыражение, критичное оценивание своих рисунков,
активная социализация.

9-12 — художественное творчество в различных материалах, прикладной характер рисования, изучение технологий,
изображение объекта (комиксы, орнаменты)

13-14 — рисование обслуживает потаенные области психической жизни подростка(связано с периодом созревания)
14-15 — наибольшая самоидентификация, формирование личностного «Я»,становпение философского сознания;
рисование автопортретов,литературных героев, киногероев.

1б-17 — привлекает дизай, коипьютерная графика.

Знание периодов изобразительной деятельности необходимо для адекватного педагогического и психологического
взаимодействия с ребенком.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.24.82 (0.012 с.)