ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ОБУЧЕНИЯ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ



Методы и методические приемы обучения гимнастическим уп­ражнениям. Задачи каждого этапа обучения гимнастическим уп­ражнениям решаются с использованием конкретных методов и методических приемов.

Так для решения задачи создания предварительного предс­тавления об упражнении используются в основном словесный ме­тод показа, а разучивание и совершенствование гимнастических элементов и соединений осуществляется методом целостного и расчлененного упражнения. Под методом обучения понимается принципиальный способ решения той или иной задачи, а методи­ческим приемом является способ действия тренера и гимнаста для решения частных задач.

Известно, что одни элементы лучше осваиваются методом це­лостного упражнения, а другие — методом расчисленного упраж­нения, но чаще их принимают в сочетании: один метод дополня­ет другой. Что касается рассказа, показа, объяснения, то они при­меняются в одинаковой степени в одном и другом случае.

Словесныйметод. Это один из универсальных методов, с по­мощью которого решаются многие задачи, описание техники, пос­тановка задач обучения, анализ результатов исполнения движе­ния, управление обучением и др. Используя данный метод необ­ходимо помнить, что в этом случае слова должны быть образны­ми и точными, а выражения — краткими и понятными. Однако слова и выражения должны подбираться в зависимости от воз­раста и подготовленности учащихся. Использование терминоло­гии в объяснении техники выполнения упражнения облегчает за­дачу первоначального этапа обучения.

Метод показа. Он помогает в создании представления о но­вом упражнении, уточнить детали техники, ошибки, сравнить попытки исполнения упражнения. Показывать может непосред­ственно преподаватель или другой исполнитель. При этом пока­зать можно целиком упражнение, можно показать отдельные фа­зы и фрагменты с выделением решающих или типичных момен­тов исполнения движения. Демонстрируя то или иное движение, необходимо стремиться к его идеальному исполнению. Непос­редственный «живой» показ необходимо дополнять опосредован­ным показом-демонстрацией кинокольцовок, кинограмм, рисун­ков, схем и т. д. Это поможет преподавателю обучение движени­ям сделать более продуктивным.

Метод целостного упражнения предполагает разучивание упражнения на фоне целостного выполнения двигательного дейст­вия. Его применяют при освоении несложных по технике элемен­тов и соединений, а также в тех случаях, когда элемент не под­дастся расчленению на относительно самостоятельные движения (оборот назад в упоре на перекладине лучше разучивать целост­ным методом). При разучивании относительно сложных упраж­нений этим методом, необходимо по возможности в начале разу­чивания упростить двигательную задачу и создать условия об­легчающие ее выполнение (уменьшить высоту снаряда, увели­чить площадь опоры и т. д.). Целостный метод широко применя­ется на этапах углубленного разучивания и совершенствования двигательного навыка. В этом случае обычно пользуются прие­мом вычисления отдельных фаз двигательного действия. Внима­ние гимнаста последовательно концентрируется на различных де­талях техники. Так, после изучения технической основы прыжка через коня, гимнасту при выполнении очередной попытки пред­лагают обратить внимание на более четкое приземление.

Метод расчлененного упражнения состоит в том, что гимнаст расчленяет элементы на составные части и затем их осваивает. Метод расчлененного упражнения применяется главным обра­зом при разучивании сложных двигательных действий, включа­ющих в себя несколько самостоятельных фаз. Применяя этот ме­тод, важно правильно расчленить упражнение. При расчленении изучаемого упражнения следует придерживаться следующих правил:

1. Расчленение не должно вызвать принципиального измене­ния структуры движения.

2. При расчленении обучающими упражнениями должны быть охвачены все фазы целевого упражнения.

3. Для отдельного разучивания следует выбрать только те фазы упражнения, которые могут контролироваться либо самим гимнастом, либо тренером.

4. Степень дробности заданий должна определяться в зави­симости от специфики упражнения.

5. Обучающее упражнение должно содержать как можно меньше посторонней двигательной информации, не связанной с разучиваемым движением.

6. Каждая выделенная часть должна представлять собой от­носительно самостоятельное упражнение.

Методы целостного и расчлененного упражнения обычно со­четаясь друг с другом, дополняются различными методическими приемами. К ним относятся: подводящие упражнения, дополни­тельные зрительные и звуковые ориентиры, разновидности физической помощи, варьирование условий обучения. Все методи­ческие приемы, за исключением варьирования условий обучения, как правило применяются на начальной стадии формирования двигательных навыков. Прием варьирования условий обучения применяется главным образом на стадии совершенствования двигательных навыков.

Подводящие упражнения применяют для создания или уточ­нения представления о разучиваемом двигательном действии. Эти упражнения дают возможность занимающимся в относитель­но облегченных условиях прочувствовать основные компоненты техники изучаемого элемента. Эффективность подводящих уп­ражнений зависит от их правильного подбора. При этом следу­ет исходить из следующих положений:

1. Подводящие упражнения должны, быть сходны по структу­ре с основным движением.

2. Упражнения следует располагать по возрастающей труднос­ти, как по сложности координации движений, так и по прилага­емым усилиям.

3. Подводящие упражнения не обязательно выполнять толь­ко на одном снаряде. Надо использовать также и другие снаря­ды, а также упражнения на полу.

4. Правильно сочетать подводящие упражнения с выполне­нием изучаемого упражнения.

Есть два способа сочетания. В первом случае гимнастам пред­лагают попробовать выполнять изучаемый элемент, а затем в зависимости от допущенных ошибок подбирают подводящие уп­ражнения.

Во втором случае заранее подобранные подводящие упраж­нения применяют до первых пробных попыток выполнить разу­чиваемое двигательное действие. В дальнейшем основное упраж­нение чередуют с различными подводящими.

Дополнительные зрительные и звуковые ориентиры облегча­ют формирование правильного представления о пространствен­ных и временных параметрах разучиваемых движений. Допол­нительные зрительные ориентиры применяют главным образом для уточнения представления о пространственных параметрах движений. Они способствуют конкретизации двигательной зада­чи. Дополнительными зрительными ориентирами могут служить мяч, подвешенный на веревке, планки и точки стенок или потол­ка, находящегося в поле зрения гимнаста. Звуковые ориентиры используют в основном как сигналы приложения максимальных мышечных усилий.

Созданию правильного представления способствует физическая помощь, оказываемая гимнасту при выполнении упражнения. Как методический прием, физическая помощь широко применя­ется в гимнастике. Своевременная помощь позволяет прочувст­вовать структуру двигательного действия и получить необходи­мую информацию о его пространственно-временных параметрах. Особое значение физическая помощь имеет при обучении начи­нающих гимнастов. Разновидности помощи: фиксация, провод­ка, поддержка, подкрутка.

Варьирование условий обучения применяют в качестве ме­тодического приема на более поздней стадии формирования дви­гательного навыка. Постепенное изменение условий обучения способствует повышению пластичности формируемого двигатель­ного навыка, которая необходима для успешного овладения раз­личными вариантами данного упражнения. Преподаватель дол­жен знать ради уточнения какой детали двигательного действия он вносит в условия обучения те или иные изменения. Это значит, что изменения условий выполнения упражнения должны быть логичными и целенаправленными. Варьирование условий выпол­нения упражнений надо начинать своевременно и осуществлять постепенно. Изменение условий обучения можно осуществлять за счет:

1. Изменения высоты снаряда, на котором выполняется уп­ражнение.

2. Перестановка снарядов на другие места.

3. Соединения данного элемента с другими.

4. Включения разучиваемого элемента в различные комбина­ции.

5. Выполнения упражнения на тренировках, проводимых в не­ привычных условиях, в непривычной обстановке.

Применение этого методического приема более эффективно, когда попытки выполнить упражнение в измененных условиях чередуются с выполнением упражнения в первоначальных усло­виях.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.32 (0.008 с.)