III. Историческая морфология




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Историческая морфология



1) Общая характеристика морфологического строя русского языка X – XI вв., его близость морфологическому строю старославянского языка. Характеристика морфологического строя как синтетического (флективного), фузионного, отличающегося синонимией флексий и их полисемией. Части речи.

2) История имени существительного. Грамматические категории, унаследованные из праславянского языка, специфика категорий рода, числа и падежа. Отсутствие категории одушевленности – неодушевленности.

История именного склонения. Древняя система шести типов именного склонения, распределение существительных по склонениям в зависимости от вида праиндоевропейской основы.

Фонетические изменения финалей и морфологический процесс переразложения основы падежных форм в праславянском языке как база для дальнейших преобразований системы склонения. Гипотеза о семантике праиндоевропейских суффиксов.

Принципы и пути перестройки системы склонений в русском языке как продолжение преобразований, начавшихся еще в праславянский период: ведущая роль категории рода, унификация флексий по продуктивным парадигмам как основная тенденция в преобразовании, возникновение вариантности окончаний в результате сохранения некоторых флексий непродуктивных склонений, дифференциация с их помощью разных падежных значений родительно­го и местного падежей единственного числа при формировании второго склонения.

Разрушение парадигм непродуктивных типов склонения путем смешения, конкуренции флексий продуктивных и непродуктивных типов в одном падеже, а затем постепенного их обобщения по продуктивному варианту. Сохранение некоторых флексий непродуктивных склонений, их судьба и функции в современном языке. Происхождение парадигм разносклоняемых существительных.

Раннее разрушение склонения -*ŭ основ, начавшееся еще в праславянскую эпоху. Отражение в памятниках смешения, вариантности падежных флексий -* ŏ основ и -* ŭ основ. Продуктивность флексии –ъмь, Т.п. ед.ч. и вытеснение флексии –омь(-е). Особенности употребления флексии –ови(-еви) Д.п. ед.ч. Сохранение флексий –у Р.п. ед.ч., -у М.п. ед.ч. и –ов Р.п.мн.ч. в литературном языке и говорах, до настоящего времени, их функции и соотношение с вариантными окончаниями в разные периоды истории и в современном языке.

Более позднее (после вторичного смягчения согласных) разрушение склонения -*ĭ основ группы существительных мужского рода. Сохранение морфологически сильной флексии –ей Р.п. мн.ч., ее распространение на существительные всех трех родов, соотношение с нулевой флексией и окончанием –ов(-ев). Судьба окончания –ми. Сохранение парадигмы склонения -* ĭ основ муж. рода и слова путь, разносклоняемого для современного соотношения парадигм трех склонений, диалектные соответствия парадигмы слова путь.

Разрушение склонения консонантных основ.

Судьба существительных мужского рода с суфф. –*en типа камы. Отражение первоначального влияния окончаний -* ĭ основ в памятниках и сохранившихся производных слов намедни, пополудни, третьеводни, диал. седни и др.

Судьба существительных женского рода с суфф. -*er мати и дочи.

История групп существительных среднего рода с суфф. -*es типа слово. Различная судьба суффикса –ес- в парадигмах склонения разных существительных этой группы.

Специфика исторических изменений в группе слов с суффиксом -*ent типа козьля : продуктивность словообразовательной модели с устойчивым значением ‘невзрослое животное’, ‘детеныш’, включение нового суф. –онок- в парадигму ед.ч., изменение рода и склонения, сохранение окончания –а среднего рода в И.п. мн.ч. Особая судьба слова дитя. Диалектные соответствия парадигм склонения существительных этой группы.

История склонения существительных среднего рода с суффиксом -*men типа имя, составивших группу разносклоняемых существительных. Происхождение новых форм в Р.п. мн.ч. семян, стремян. Диалектные соответствия в склонении существительных этой группы.

Разрушение склонения -*ū основ типа свекры, переход одних существительных в склонение -*ā основ, других – в склонение -* ĭ основ.

Процессы унификации внутри продуктивных типов склонения.

а) Унификация флексий твердой и мягкой разновидности в – *ŏ, -j ŏ и -*ā, -jā основах в литературном языке и многих говорах по твердой разновидности и в ряде говоров по мягкой. Сохранение архаической флексии -И мягкой разновидности в орфографии для существительных на -ИЙ, -ИЕ, -ИЯ в предложном падеже ед. числа и на -ИЯ в дательном падеже как результат влияния церковнославянского языка.

б) Унификация флексий именительного и винительного падежей.

в) Выравнивание основ на задненебный.

 

История именного склонения во множественном числе. Утрата категории рода и образование единой парадигмы склонения во множественном числе. Процесс глубокой унификации флексий в дательном, творительном и местном падежах, предположительно в результате влияния форм местоименных прилагательных, имевших унифицированные флексии в этих падежах. Причины продуктивности флексий -ам, -ами, -ах, вероятно, оказавшимися морфологически сильными из-за наличия общего флективного гласного, поддержанного флексией –а в И.п. Диалектные формы Т.п. мн.ч.

История образования вариантных флексий И.п. мн.ч. – и(-ы), -а, -е.

Источники и история вариантных флексий Р.п. мн.ч. –ов, -ей и нулевой флексии.

Влияние собирательных существительных в истории парадигм множественного числа в словах мужского и среднего рода.

 

Формирование категории одушевленности-неодушевленности, начавшееся еще в праславянский период для маркирования объекта действия в структуре предложения. Основные пути формирования В.-Р.п.: в ед.ч. для существительных мужского рода, во мн. числе у существительных мужского рода после унификации флексий И. и В. падежей и у существительных женского рода после унификации флексий существительных всех трех родов. Архаические формы винительного падежа в современных устойчивых выражениях.

 

Разрушение категории двойственного числа. Причина утраты двойственного числа, последовательность исчезновения. Следы двойственного числа в современном русском языке.

Утрата звательной формы. Следы звательной формы в современном русском языке.

3) История местоимений. Разряды местоимений и их состав в древнерусском языке. Две группы местоимений: личные и возвратное местоимения и неличные местоимения. Специфические особенности той и другой группы по характеру указательного зна­чения, по морфологическим признакам (составу грамматических категорий и склонению) и по синтаксической роли в предложении.

История личных и возвратного местоимений. Происхождение личного местоимения третьего лица, сохранение в нем указательной семантики неличных местоимений, супплетивизма основ, а также грамматических словоизменительных категорий рода и числа. Утрата местоимений двойственного числа. История отдельных падежных форм.

Переустройство системы указательных местоимений по пути наибольшего абстрагирования. Местоименное склонение твердой и мягкой разно­видности, история отдельных падежных форм. Сохранение архаических форм в орфографии до реформы 1917-18 года, в современной орфографии – окончания -ого.

4) История имени прилагательного. Происхождение именных и местоименных прилагательных. Разрушение противопоставления по значению определенности – неопределенности в пользу противопоставления по синтаксической функции.

История именных прилагательных. Утрата атрибутивной функции за исключением ряда форм притяжательных прилагательных, исконно имевших только именную форму. Исчезновение именных относительных прилагательных.

Специфика склонения сохранившихся притяжательных прилагательных с суффиксами –ов и –ин и относительно-притяжательных с суф. –иj ||-j-, а также образованных от них географических названий и фамилий.

Сохранение склоняемых именных прилагательных в языке фольклора и при стилизации языка художественных произведений.

Искусственные книжные новообразования по модели атрибутивных именных форм, очевидно, как влияние церковнославянского языка, в котором сохранилась древняя система именных прилагательных: «несчетны солнца» (Ломоносов), «древни веки» (Пушкин), «дальня сторона» (Блок).

Современные диалектные стяженные формы полных прилагательных как новообразования.

История местоименных прилага­тельных. Аналогическое изменение падежных окон­чаний в единственном числе под влиянием местоименного склоне­ния. Отсутствие аналогического изменения формы Т.п. ед.ч. Преобразование флексии Р.п. ед.ч. муж. и ср.р.

Ассимиляция и стяжение гласных в падежных окончаниях множественного числа. Унификация флексий И.п. мн.ч.

Появление предикативной функции у местоименных прилагательных.

Церковнославянизмы в дореформенных и современных нормах орфографии, касающихся флексий прилагательных.

История сравнительной степени прилагательных.

Именные и местоименные формы сравнительной степени, их образование и история. Происхождение современных форм сравнительной и превосходной степени.

 

5) История числительных.Отсутствие числительного как самостоятельной части речи в исходной морфологической системе. Специфика слова одинъ. Морфологические и синтаксические призна­ки слов дъва, три и четыре как именных прилагательных. Морфологические и синтаксические признаки группы слов от пяти до десяти как существительных.

Причины формирования числительного как части речи. Утрата числительными категорий рода и числа и приобретение специ­фики синтаксических связей с существительным.

История склонения числительных, образование современных падежных форм. Происхождение современных сложных и составных числительных. История слова сорок.

 

6) История глагола. Грамматические категории глагола в исходном морфологическом строе: категории наклонения, времени, лица, числа. Две основы глагола. Классы глаголов.

История прошедшего времени. Парадигмы четырех форм прошедшего времени. История имперфекта в разговорном языке и книжно-письменной традиции. История аориста в разговорном языке и книжно-письменной традиции, следы аориста в современном русском языке. История плюсквамперфекта, образование новой формы плюсквамперфекта с перфектной формой вспомогательного глагола быти, следы плюсквамперфекта в современных говорах и литературном языке. Перфект, процесс и результат образования из него современной формы прошедшего времени.

История будущего времени. Отсутствие форм простого будущего в исходной системе. Два сложных будущих времени. История образования современных форм будущего простого и будущего сложного. Их связь с формированием категории вида.

История настоящего времени. Два спряжения глаголов и особое спряжение бывших нетематических глаголов. Вопрос об истории форм третьего лица ед. и мн.ч. Изменения в других личных формах. переразложение основ. История парадигм каждого из бывших нетематических глаголов, сохранившиеся архаические формы.

Повелительное наклонение и его история.

Сослагательное наклонение и его история.

Формирование категории вида, существующие научные гипотезы о времени и механизмах образования видовых пар, о связи истории вида и истории временной системы глагола.

История атрибутивных форм глагола.

а) Система причастий настоящего и прошедшего времени действительного и страдательного залога. Происхождение и история их форм, именных и местоименных. Церковнославянское происхождение современных действительных причастий настоящего времени. Происхождение из форм причастий действительного залога деепричастий совершенного и несовершенного вида.

б) Происхождение и история форм инфинитива.

в) Происхождение и судьба супина.

 

7) История наречий. Типы древнейших наречий: первообразные и адвербиализированные. Способы образования наречий в истории русского языка. Образования слов завтра, дважды, многажды, теперь. Условия образования наречных слов. Изменения ударения в переходе слов в наречия.

 

8) Предлоги, союзы и частицы в древнерусском языке, их история.

 

IV. Исторический синтаксис

Специфические особенности структуры простого предложения в древнерусском языке. Предикативное употребление причастий. Конструкции с двойными падежами. Дательный самостоятельный в книжной традиции.

Специфические особенности структуры сложных предложений сочинительного, подчинительного и бессоюзного типов. Архаические конструкции со слабо выраженными отношениями между частями. Многозначность подчинительных союзов. Путь развития сложных предложений разных типов.

4.3. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

Не предусмотрен.

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Название Автор Вид издания (учебник, учебное пособие) Место издания, издательство, год издания, кол-во страниц Колич-во экземпляров Место хранения  
Основная литература          
1. Историческая грамматика русского языка В.В. Колесов учебник М. Academia, СПб – СпбГУ, 2009. С. 512 Библиотек  
2.История русского языка Г.П.Луппова Уч.пособие Барнаул, 2007. — 69 с. Библиотека  
3. История языка и история коммуникации: от клинописи до Интернета Н.Б.Мечковская Уч.пособие М. : Флинта : Наука, 2009. — 582 с. Библиотека  
Дополнительная литература          
1.История русского языка В.В. Колесов учебник М. Academia, СПб – СпбГУ, 2005. С. 669 Библиотека  
2.История русского языка. Уч. пособие для практических занятий О.А.Черепанова В.В. Колесов Уч.пособие М. Academia, СПб – СпбГУ, 2003. С. 240 Библиотека  
3.Историческая грамматика русского языка   Борковский В.И., Кузнецов П.С. Уч.пособие М., УРСС, 2004, 512 с.   Библиотека  
4.Историческая грамматика русского языка: морфология П.С.Кузнецов Учебное пособие М. : Едиториал УРСС, 2005. — 306 с. Библиотека  
4. История русского языка в рассказах В.В. Колесов книга для учащихся старших классов СПб. : Авалон : Азбука-классика, 2006. — 222 с. Библиотека  
5. История русского языка в рассказах В.В. Колесов книга для учащихся старших классов М. : Просвещение, 1982. — 191 с. Библиотека  
6.Историческая грамматика русского языка   К.В.Горшкова Уч.пособие М. : Высшая школа, 1981 . — 359 с. Библиотека  
7.Историческая грамматика русского языка   В.В.Иванов Учебник М. : Просвещение, 1990. — 399 с. Библиотека  
8.Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе В.В.Иванов Пособие для учителя М. : Просвещение, 1985. — 160 с. Библиотека  
Современный русский язык : историческое комментирование Штрекер Н.Ю. учебное пособие для студентов [филологических факультетов пед.] вузов М. : Академия, 2005. — 239 с. Библиотек  
9.Историко- этимологический словарь соврем. русского яз. П.Я. Черных Словарь М. «Русский язык». 1994. В 2-х тт. Сс. 622;600. Библиотека  
10.Этимологический словарь русского яз. М. Фасмер Словарь М. «Русский язык». 1964. В 4-х тт. Библиотека  
11.История русской орфографии и пунктуации. Б.И. Осипов Уч.пособие Новосибирск. 1992 г. С. 212 Библиотека  
12. История русского языка: (система работы по фонетике Г.П.Луппова учебно-методичес-кое пособие Барнаул, Изд-во БГПУ. 2004. С. 69 Библиотека  
13. История русского яз. Древний период… Сост.Е.А. Косых Уч.-метод. разработка   Барнаул. 2002. С. 82 Библиотека  
14.История причастия в русском языке Е.А. Косых Методическая разработка Барнаул, Изд-во БГПУ. 2003. С. 16 Библиотека  
15.История причастия в русском языке Е.А. Косых Методичес-кая разработка Барнаул, Изд-во БГПУ. 2005. С. 30 Библиотека  
16Сб. упр. по истории русского яз. Е.Н.Иваницкая, Т.Н.Кандаурова и др. Уч.пособие М. Просвещение. 1986. С.192 Библиотека  
17Истор. грамматика русского яз. Сб. упр. И.А.Василенко Уч.пособие М. Просвещение. 1984. С.239 Библиотека  
18.Хрестоматия по истории русского языка авт.-сост.: В. В. Иванов, Т. А. Сумникова, Н. П. Панкратова Уч.пособие М.: Просвещение, 1990. — 496 с.   Библиотека  
19.Словарь древнерусского языка (XI - XIV вв.). в 10 т. отв. ред. Р.И. Аванесов   словарь М.: Русский язык, 1990 Библиотека  
                     

 

СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Лекции по курсу «История русского языка». УМЭС.

2. Хрестоматия по курсу «История русского языка» УМЭС.

3. Книжный фонд библиотеки БГПУ отдела редкой книги (в т.ч.:

«Остромирово Евангелие», «Евангелие», «Челобитная…», издания

«Слово о полку Игореве» разных лет, др. издания, отражающие

письменность XI- XVII вв.).

 

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения данного курса необходимы:

оборудованные аудитории;

различные технические средства обучения;

аудио-видеоаппаратура;

наглядные пособия.

 

СОДЕРЖАНИЕ ИТОГОВОГО И ПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ

7.1. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

2. Восточнославянские племена, территория их расселения и исторические миграции, группировка. Исторические, “генетические” связи русского языка.

3. Крупнейшие исследователи истории русского языка, их вклад в изучение исторического процесса.

4. Основные методы исторического изучения языка.

5. Памятники письменности как основной источник изучения

6. истории русского языка, типы письменных памятников. Основные шрифты.

7. Буква, звук, цифра в кириллице (заучивание азбуки наизусть).

8. От кирилло-мефодьевской азбуки до современного алфавита:

9. история современной графики.

10. Отражение важнейших праславянских фонетических процессов в русском языке.

11. Происхождение гласных и согласных древнерусского языка. Чередования гласных и согласных.

12. Процесс падения редуцированных” в современной лингвистике: споры о причинах, времени и территории возникновения и распространения этого явления (

13. “Аканье” в современной лингвистике: различные точки зрения на причины, хронологические рамки, условия реализации и определение данного процесса

14. Реализация фонолого-фонетических процессов древнерусского языка XI-XVI вв. в диалектах и территориальных говорах.

15. Парадигмы именного склонения (заучивание наизусть).

16. Парадигмы местоименного склонения. Склонение личных и возвратного местоимений (заучивание наизусть).

17. Парадигмы спряжения глаголов в настоящем времени, аористе и имперфекте (заучивание наизусть).

18. Спряжение нетематических глаголов в настоящем времени, аористе (заучивание наизусть).

19. История инфинитива и супина.

20. Наречия в древнерусском языке, история наречий.

21. Предлоги, союзы и частицы, их история.

22. Особенности древнерусского синтаксиса.

23. Пунктуационные знаки в истории русского языка.

24. Фонетические процессы древнерусского языка, их реализация и

результаты в диалектах.

24. Проблема периодизации истории русского языка.

25. Основные древнерусские памятники письменности.

 

7.2.ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

  1. Проблема периодизации истории русского языка.
  1. Характер ударения в истории русского языка.
  2. Система гласных фонем IX-XI вв.: количественный состав, происхождение, дифференциальные признаки.
  3. Система согласных фонем X-XI вв.: количественный состав, происхождение, дифференциальные признаки.
  4. Специфика категории твердости-мягкости согласных, качество полумягкости как позиционное явление. Отсутствие нейтрализации и соотносительности парных фонем.
  5. Специфика категории глухости-звонкости: отсутствие нейтрализации для парных глухих-звонких согласных фонем.

7. Древнейшие диалектные различия.

8. Вторичное смягчение согласных и результаты этого процесса.

9. Процесс падения редуцированных в древнерусском языке: определение данного явления, хронологические рамки, причины, позиции редуцированных..

10. Последствия падения редуцированных в структуре слога.

11. Последствия падения редуцированных в области гласных.

12. Последствия падения редуцированных в области согласных.

13. Влияние результатов падения редуцированных на морфологический строй русского языка и его лексический состав.

14. История редуцированных в сочетаниях с плавными.

15. Процесс перехода <е> в <’о> и его результаты в древнерусском и современном русском языке.

16. История аканья. Основные научные гипотезы о времени, месте и причинах появления аканья.

17. История шипящих и <ц> в древнерусском языке.

18. Смягчение заднеязычных согласных.

19. Унификация типов склонения в древнерусском языке.

20. Разрушение категории двойственного числа, его следы в современном русском языке.

21. Разрушение парадигм непродуктивных типов склонения (на согласный, на ŭ, на ū).

22. Происхождение современных флексий именительного и родительного падежей множественного числа существительных.

23. Формирование категории одушевленности – неодушевленности.

24. История личных и возвратного местоимений.

25. Переустройство системы указательных местоимений.

26. История кратких прилагательных.

27. Полные прилагательные: значение, образование, история падежных окончаний.

28. История сравнительной степени прилагательных.

29. Формирование числительного как части речи.

30. Классы глаголов.

31. История имперфекта в разговорном языке и книжно-письменной традиции.

32. История аориста в разговорном языке и книжно-письменной традиции, следы аориста в современном русском языке.

33. История плюсквамперфекта, образование новой формы плюсквамперфекта с перфектной формой вспомогательного глагола быти, следы плюсквамперфекта в современных говорах и литературном языке.

34. Перфект, процесс и результат образования из него современной формы прошедшего времени.

35. История настоящего времени.

36. История будущего времени.

37. Повелительное наклонение и его история.

38. Сослагательное наклонение и его история.

39. Формирование категории вида.

40. Система причастий настоящего и прошедшего времени действительного и страдательного залога.

41. Дательный самостоятельный в книжной традиции.

7.3.ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ РАБОТ (если предусмотрены рефераты или курсовые работы)

Не предусмотрено ГОС

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Для овладения определенными знаниями по указанному курсу студент должен усваивать лекционный материал и сведения учебников и учебных пособий (см. Список литературы по курсу), в которых излагаются теоретические основы предлагаемого исторического курса.

Для овладения умениями и навыками студенты должны в полном объеме осваивать материал, предоставляемый во время практических занятий, и выполнять контрольные и самостоятельные работы, тестовые задания в рамках учебных часов и часов, отводимых для самостоятельной работы.

Для успешного овладения курсом «История русского языка» студенту необходимо:

1. Выучить и иметь представление об индоевропейской языковой семье, ее делении на группы;

2. Выучить наизусть в хронологическом порядке законы, процессы праславянского языка и их результаты в различных славянских диалектах, в том числе и последствия в русском языке; условия протекания этих процессов (позиция или положение фонем в слове/слоге); причины реализации законов и процессов в определенный период развития языка.

3. Использование словарей, справочников, учебных пособий для решения поставленных задач теоретического и практического плана (знание специальных этимологических, древнерусских и церковнославянских словарей (см. список );

4. Аннотирование, реферирование, рецензирование, конспектирование и обзор научной литературы по курсу «История русского языка».

5. Умение связывать исторические лингвистические данные с понятиями и фактами из других разделов учения о русском языке:

- лексикологии;

- фонетики, графики;

- морфологии,

- диалектологии и др. дисциплин.

6. Представление об истории развития науки об истории языка и ее современного состояния;

- знание об авторах и их работах в области истории языка (см. список литературы).

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.51.78 (0.046 с.)