Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Читать- почитать, варить - сваритьСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Оба действия могут быть длительными. С точки зрения современного языка, они различаются ограниченностью во времени. Для выражения древних видовых различий использовались специальные формальные средства, а именно: чередования (положити – полагати, точити – тачати, нести-носити) и показатели глагольных классов. После стала формироваться категория времени. С ее становлением старые видовые различия стираются. В славянских языках стали формироваться новые видовые отношения. Формально это стало оформляться при помощи приставок. Но не сразу. Если в СРЯ любой глагол нес. в. при добавлении приставки становится глаголом сов. вида, то сначала добавленная приставка не вносила нового видового значения, а вносила новое лексическое значение. Позже в языке сформировался способ имперфективации – суффиксы –ива/ -ыва. Установилась К.В. к 17 веку. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная педагогическая академия»
Кафедра Общего и русского языкознания Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) История русского языка (Историческая грамматика русского языка) ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Специальность 050301.65 «Русский язык и литература» код наименование
СТРУКТУРА МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ
1. ВВЕДЕНИЕ: Учебные и воспитательные цели. Практические занятия представляют собой изложение/обсуждение результатов изучения темы (курса или его раздела) учебной дисциплины, что необходимо для выработки навыков практического характера. Усвоение знаний научно-теоретического и практического характера, основных историко-лингвистических и литературных источников позволят студентам овладеть последовательностью, аргументированностью и доказательностью изложения. Изучение соответствующих разделов учебников, учебных пособий и лекционного, конспектного материалов помогают в подготовке высококвалифицированного педагога. Отработка практических навыков (анализ исторических процессов, протекавших в слове, фонетических и морфологических изменений и т.п.) способствует закреплению теоретического материала, расширению филологического кругозора студентов. Использование на практических занятиях материалов древнерусского языка (в основном – издания фонда редкой книги библиотеки БГПУ) позволяет представить не только научные достижения наших предков, но и культурно-эстетические, художественные, изобразительные. Использование фактического материала и изучение процессов помогает в формировании правильного представления о языке как целостной и развивающейся системе, изменения в которой протекают закономерно.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _1_ Тема: Фонетическая система древнерусского языка X-XI вв. Система гласных
1)Проблема периодизации истории русского языка. Сущность проблемы, ее причины. Основания различных периодизаций. Периодизации истории русского языка. Литература:
2) Структура слога. Закон восходящей звучности, закон внутрислогового сингармонизма, автономность слогов, неподвижность слоговых границ.
3) Характер ударения. Сосуществование силового и политонического ударения. Сосуществование силового и политонического ударения в древнерусском языке. Определения силового и политонического ударения. Акут и циркумфлекс, их значение в истории языка. Новоакутовая интонация.
4) Система гласных фонем. -Дифференциальные признаки: зона образования (ряд), подъем, лабиализованность/ нелабиализованность, сверхкраткость /несверхкраткость. - Количество гласных. - <ä> как самостоятельная фонема в период существования признака зоны образования как дифференциального. - <ô> в системе древнерусского языка. - Свидетельства отсутствия носовых гласных. Звуковое значение, особенности употребления и дальнейшая судьба малого и большого юсов, йотованных юсов. - Качество звука, обозначавшегося буквой «ять». - Редуцированные гласные в вокалической системе. Практическое задание 1. Повторить происхождение гласных звуков из праславянского языка. 2. Черепанова О.А., Колесов В.В. и др. История русского языка: Уч. пособие для практ. занятий. М. Academia, СПб – СпбГУ, 2003. №№ 2, 3 (а), 9, 10.
4. В книге В.П.Крапивина "Сандалик, или Путь к Девятому бастиону" главный герой возмущается по поводу надписей на памятнике Корнилову в Севастополе: надписи на памятнике сделаны то по старой орфографии, то по новой: "Например, слово "тендер" с твердым знаком на конце, а слово "бриг" - без. Название "Фемистокл" - с твердым, а "Двенадцать Апостолов" - опять без. Ну и еще... а в "Фемистокле" совсем путаница. Знак стоит, это по старинному правилу, а буква "фэ" современная. Раньше "Фемистокл" через старинную "фэ" писался... та буква как звено от якорной цепи". Перед вами фотография данной надписи:
Напишите все слова надписи памятника по старой орфографии. Согласны ли вы со словами главного десятилетнего героя: «…там сзади надпись есть. Про те битвы, где Корнилов сражался, и корабли, которым командовал. Надпись такую надо ведь или всю по-старинному делать, как раньше писали, или всю по-нашему, верно? Нельзя же половину так, а половину так?»?
ЛИТЕРАТУРА
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _2_ Тема: Фонетическая система древнерусского языка X-XI вв. Система согласных 1. Система согласных фонем. Дифференциальные признаки: место образования, способ образования, глухость-звонкость, твердость-мягкость. Специфика состава согласных. Вопрос о слоговых плавных. Специфика категории твердости-мягкости согласных, качество полумягкости как позиционное явление. Специфика категории глухости-звонкости: отсутствие нейтрализации для парных глухих-звонких согласных фонем. 2. Древнейшие диалектные различия.
Практическое задание 1. Черепанова О.А., Колесов В.В. и др. История русского языка: Уч. пособие для практ. занятий. М. Academia, СПб – СпбГУ, 2003. №№ 25, 26 (см. внимательно по В.В. Иванову параграф 64), 3 (б).
ЛИТЕРАТУРА 1. Иванов В. В. Историческая грамматика русского языка. М., 1990 (1983). Параграфы 62-67, 69-75. 2. Горшкова К. В. Историческая грамматика русского языка — М., 1981 (1997). Параграфы 33, 34, 35, 40, 44, 45, 46, 47-49. 3. Колесов В.В. История русского языка. М. Academia, СПб – СпбГУ, 2005. Параграфы 34-50. 4. Борковский В. И. Историческая грамматика русского языка. М., 2006. Параграфы 19-22, 27-30, 53-59.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _3_ Тема: Фонетическая система древнерусского языка XII-XIII вв. Продолжительность _2_ часа
1. Вторичное смягчение согласных (смягчение полумягких) и результаты этого процесса. Вопрос о времени вторичного смягчения согласных, механизм этого процесса. Возможности различного истолкования системы фонемных единиц периода от смягчения полумягких до падения редуцированных. Вопрос о силлабемах. Литература: 1. Иванов, В. В. Историческая грамматика русского языка. М., 1990 (1983) § 95-98. 2. Горшкова, К. В. Историческая грамматика русского языка — М., 1981 (1997). § 38. 3. Колесов, В.В. История русского языка. М. Academia, СПб – СпбГУ, 2005. § 68-74.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.216 (0.008 с.) |