Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Процесс падения редуцированных в древнерусском языке.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Определение данного явления, хронологические рамки, причины, позиции редуцированных. Судьба редуцированных ы, и.
Последствия падения редуцированных в структуре слога. Разрушение закона восходящей звучности (открытого слога): появление закрытых слогов, сочетаний согласных, не реализующих восходящую звучность, в том числе утраченных в праславянскую эпоху. Разрушение закона внутрислогового сингармонизма. Возникновение подвижности слоговых границ. Исчезновение автономности слогов.
Последствия падения редуцированных в области согласных. Формирование категории твердости-мягкости как ведущей категории. Развитие категории глухости-звонкости. Процессы ассимиляции и диссимиляции. Упрощение групп согласных Появление звуков [Ф], [Ф'], получившие позднее статус самостоятельных фонем. Литература: 1. Иванов, В. В. Историческая грамматика русского языка. М., 1990 (1983) § 112, 114, 118-124. 2. Горшкова, К. В. Историческая грамматика русского языка — М., 1981 (1997). § 52. 3. Борковский, В. И. Историческая грамматика русского языка. М., 2006. § 67, 68, 71, 72, 73, 78, 79, 80 -82.
Практическое задание 1. Черепанова О.А., Колесов В.В. и др. История русского языка: Уч.пособие для практ. занятий… №№ 31, 32, 44.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _4_ Тема: Падение редуцированных
1. Последствия падения редуцированных в области гласных. - Происхождение и судьба "беглости" гласных. Фонетические явления и морфологические (по аналогии). - Заместительное удлинение гласных Е и О в новом закрытом слоге, судьба новых долгих <е>и <о> в разных восточнославянских языках; украинский икавизм. -Распадение сонанта. - Судьба редуцированных ы, и.
2. Влияние результатов падения редуцированных на морфологический строй русского языка и его лексический состав.
3. История редуцированных в сочетаниях с плавными. Различные интерпретации структуры и истории сочетаний типа търт, вопрос о происхождении второго полногласия. Судьба сочетаний типа трът. Литература: 1)Иванов, В. В. Историческая грамматика русского языка. М., 1990 (1983) § 109-111, 112, 113, 116,117, 119. 2)Горшкова, К. В. Историческая грамматика русского языка — М., 1981 (1997). § 50-55. 3)Колесов, В.В. История русского языка. М. Academia, СПб – СпбГУ, 2005. § 79-86. 4)Борковский, В. И. Историческая грамматика русского языка. М., 2006. § 60-65, 67, 69, 86, 87. Практическое задание 1. Черепанова О.А., Колесов В.В. и др. История русского языка: Уч. пособие для практ. занятий… №№ 46, 71. 2. Восстановить древнерусские формы слов; выделить в одну группу слова с редуцированными, находящимися перед плавными или после плавных в сильной позиции, в другую – с редуцированными в слабой позиции. Волна, волшебство, волк, бревно, верба, верста, горб, гром, гордость, горло, гортань, греметь, долг, держава, дерзать, зерно, исполнить, наполнить, должник, жердь, жертва, извергать, стремглав, кормить, молва, блеск, крошка. 3. Слова разбить на две группы: в одну группу включить слова, где изменение ъ, ь является закономерным фонетическим процессом, во вторую – слова, в которых изменение редуцированных ъ, ь были обусловлены морфологически, по аналогии. Шьвьць – шьвьця – шьвьцю (ср. совр. русск. швец – швеца – швецу, укр. швець – шевця – шевцю), жьньць – жьньця – жьньцю (ср. совр. русск. жнец – жнеца – жнецу, укр. жнець – женця – женцю), бьрьвьно – бьрьвьнъ (ср. совр. русск. бревно – бревен), стькло – стьклъ – стькла (ср. совр. русск. стекло – стеклъ – стекла), братьскыи (ср. совр. русск. братский), въспитати, въсходъ, кусъкъ – кусъка, ръпътъ – ръпъта – ръпътание, льсть – льсти – льстити, родьство, качьство, отъшьлъ – отъшьли, Тобольскъ – Тобольска.
Практическое занятие № 5 Тема: Фонетические процессы эпохи после падения редуцированных 1) Процесс перехода <е> в <’о> (третья лабиализация) и его результаты в древнерусском и современном русском языке. Вопрос о времени и причинах перехода Е в О. Позиции <е>, происхождение <е>, участвующего в переходе; причины отсутствия перехода. Аналогический (морфологический) переход Е в О: в середине слова под влиянием однокоренных слов или других форм того же слова и в результате унификации окончаний по твердой разновидности; в конце слова в процессе унификации окончаний и суффиксов по твердой разновидности в существительных, местоимениях, наречиях. История графического отражения перехода Е в О.
2) Изменение КЫ, ГЫ, ХЫ в К'И, Г'И, Х'И. Точки зрения относительно причин этого явления, его последствия. Вопрос о фонемном статусе мягких задненебных согласных.
Литература:
Практическое задание 5. Черепанова О.А., Колесов В.В. и др. История русского языка: Уч. пособие для практ. занятий… №№ 99, 100; 111 (7).
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _6_ Тема: Фонетические процессы эпохи после падения редуцированных
1) История аканья. Основные научные гипотезы о времени, месте и причинах появления аканья. Хронология типов аканья в древнерусском языке. Развитие тенденции противопоставленности систем гласных в ударных и безударных слогах. Возникновение аканья в московском койне. Влияние аканья на орфографию и графическую систему: появление дополнительных значений у букв, обозначающих гласные. 2) История шипящих и Ц'. Отвердение Ж', Ш'. Отвердение Ц'. Отражение древней мягкости этих согласных в современной фонетической структуре и орфографии. Судьба ш’ч’, ж’д’ж’ в литературном языке и различных говорах.
Литература:
Практическое задание 1. Черепанова О.А., Колесов В.В. и др. История русского языка: Уч. пособие для практ. занятий…, стр. 32 № 111 (4).
Я тот, которому внимала Ты в полуночной тишине, Чья мысль душе твоей шептала, Чью грусть ты смутно отгадала. Я тот, чей взор надежду губит, Едва надежда расцветет; Я тот, кого никто не любит И все живущее клянет; Я бич рабов моих земных, Я царь познанья и свободы, Я враг небес, я зло природы, И, видишь, я у ног твоих! Тебе принес я в умиленье Молитву чистую любви, Земное первое мученье И слезы первые мои. (М.Ю. Лермонтов Демон)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7
Тема: История имени существительного
Практическое задание: 1. Черепанова О.А., Колесов В.В. и др. История русского языка: Уч. пособие для практ. занятий… №№ 114, 124, 127. Методические рекомендации: при выполнении № 114 см. лексическое значение по словарю; при выполнении № 124, 127 используйте таблицу склонений на стр. 220. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _8_
Тема: История прилагательных 1. Происхождение именных и местоименных прилагательных. Разрушение противопоставления по значению определенности – неопределенности в пользу противопоставления по синтаксической функции. 2. История именных прилагательных. Утрата функции определения за исключением ряда форм притяжательных прилагательных, исконно имевших только именную форму. Исчезновение именных относительных прилагательных. Усеченные прилагательные, стянутые формы прилагательных. 3. История местоименных прилагательных. Аналогическое изменение падежных окончаний в единственном числе под влиянием местоименного склонения. 4. Утрата родовых различий во множественном числе местоимений и прилагательных. 5. Именные и местоименные формы сравнительной степени, их образование и история. 6. Происхождение современных форм сравнительной и превосходной степени. Практическое задание 1. Черепанова О.А., Колесов В.В. и др. История русского языка: Уч. пособие для практ. занятий… №№ 141, 479, 482. Образец выполнения № 141: отроци свньлъжи (дети Свенельда) – притяжательное, именное, И.п., мн. ч., м.р., определение. (предложения взяты из «Повести временных лет» (смерть Игоря и месть Ольги)) 2. Объяснить, почему в данных словах нет перехода <е> в < о>. Ущерб, зеркало, верх, сердец, пекло, сквер, билет, редко, небо, конец, царевна, некуда, жертва, конверт, падеж, целый, деревенский, балет, весточка.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _9_
Тема: История числительного
1. Отсутствие числительного как самостоятельной части речи в исходной морфологической системе. Специфика слова одинъ. Морфологические и синтаксические признаки слов дъва, три и четыре как именных прилагательных. Морфологические и синтаксические признаки группы слов от пяти до десяти как существительных. 2. Причины формирования числительного как части речи. Утрата числительными категорий рода и числа и приобретение специфики синтаксических связей с существительным. 3. История склонения числительных, образование современных падежных форм. 4. Происхождение современных сложных и составных числительных.
Практическое задание 1. Черепанова О.А., Колесов В.В. и др. История русского языка: Уч. пособие для практ. занятий… №№ 147, 150, 485. Методические рекомендации: - при выполнении № 147 необходимо учитывать тип склонения существительных; - при выполнении № 150 см.: Колесов, В.В. История русского языка. М. Academia, СПб – СпбГУ, 2005. § 215.
- в упражнении № 485 комментирование должно содержать лексическое значение, грамматическое значение: род, число, падеж. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № _10-11_
Тема: История глагола 1. Значения аориста, имперфекта, перфекта и плюсквамперфекта в древнерусском языке. 2. История имперфекта в разговорном языке и книжно-письменной традиции. 3. История аориста в разговорном языке и книжно-письменной традиции, следы аориста в современном русском языке. 4. История плюсквамперфекта, образование новой формы плюсквамперфекта с перфектной формой вспомогательного глагола быти, следы плюсквамперфекта в современных говорах и литературном языке. 5. Перфект, процесс и результат образования из него современной формы прошедшего времени.
Практическое задание 1. Черепанова О.А., Колесов В.В. и др. История русского языка: Уч. пособие для практ. занятий… №№. 177, 186. 2. От выделенных в тексте глаголов восстановить соответствующие древнерусские формы прошедшего времени, сохраняя в них те же формы рода, лица и числа. 1. Дождь все частил капля за каплей и, наконец, засеял как сквозь частое сито (Лесков). 2. Сипягин предложил было одну настоящую регалию Нежданову; но тот отказался (Тургенев). 3. Я обо многом с вами беседовал, а между тем есть один очень важный для меня вопрос, до которого я еще не касался (Тургенев). 4. Кажется, лошадей подали. Пойду одеваться (Чехов). 5. Манилова поднялась с дивана, на котором сидела. Чичиков не без удовольствия подошел к ее ручке (Гоголь). 6. По Волге ходили мутные волны и шумно плескались о берег (Максим Горький). МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная педагогическая академия»
Кафедра Общего и русского языкознания Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) История русского языка (Историческая грамматика русского языка)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Специальность 050301.65 «Русский язык и литература» код наименование
1. Восточнославянские племена, территория их расселения и исторические миграции, группировка. Исторические, “генетические” связи русского языка. 2. Крупнейшие исследователи истории русского языка, их вклад в изучение исторического процесса. 3. Основные методы исторического изучения языка. 4. Памятники письменности как основной источник изучения 5. истории русского языка, типы письменных памятников. Основные шрифты. 6. Буква, звук, цифра в кириллице (заучивание азбуки наизусть). 7. От кирилло-мефодьевской азбуки до современного алфавита: 8. история современной графики. 9. Отражение важнейших праславянских фонетических процессов в русском языке. 10. Происхождение гласных и согласных древнерусского языка. Чередования гласных и согласных. 11. Процесс падения редуцированных” в современной лингвистике: споры о причинах, времени и территории возникновения и распространения этого явления ( 12. “Аканье” в современной лингвистике: различные точки зрения на причины, хронологические рамки, условия реализации и определение данного процесса 13. Реализация фонолого-фонетических процессов древнерусского языка XI-XVI вв. в диалектах и территориальных говорах. 14. Парадигмы именного склонения (заучивание наизусть). 15. Парадигмы местоименного склонения. Склонение личных и возвратного местоимений (заучивание наизусть). 16. Парадигмы спряжения глаголов в настоящем времени, аористе и имперфекте (заучивание наизусть). 17. Спряжение нетематических глаголов в настоящем времени, аористе (заучивание наизусть). 18. История инфинитива и супина. 19. Наречия в древнерусском языке, история наречий. 20. Предлоги, союзы и частицы, их история. 21. Особенности древнерусского синтаксиса. 22. Пунктуационные знаки в истории русского языка. 23. Фонетические процессы древнерусского языка, их реализация и a. результаты в диалектах. 24. Проблема периодизации истории русского языка. 25. Основные древнерусские памятники письменности.
ЗАДАНИЯ: 1. В приведенных ниже фразеологизмах найдите «экзотические» словоформы и объясните причину и время их появления. Укажите значение фразеологизмов и «экзотических» слов. Всё в руце божьей. Толците и отверзется. Её и монаси приемлют.
2. Найдите результаты палатализации задненебных согласных г, к, х; в каждом случае укажите условия палатализации. Вражеский, волчица, цена, жженый, личный, жать, весъ, молодец, печаль, девица.
3. Укажите, какого происхождения звуки [л, л'] в сочетаниях бл, пл, мл, вл в следующих словах современного русского языка. Блеск, блуждать, люблю, оскорблен, облицовка, площадь, плакать, плен, влево, владеть, ловля, Переяславль, земля, кормлю, журавль, стремление.
4. Найдите однокоренные слова и слова с чередованиями в корне и запишите их по-старославянски, восстанавливая праславянский корень. Грузный, грязь, грузить, грязный, смута, мятежь, муть, мутить, трясти, трус, трусить, встряска, вязать, узел, связка.
5. Укажите, в каких случаях звук [с] исконный, а в каких - на месте других звуков. Назовите время и причину его появления. Власть, сам, волость, сваха, смелый, сад, цвести, слово.
6. Докажите этимологическое родство приведенных слов. Послать – посылать – шлю – посол – посулить – слать; Спать – сопетъ – сопун – засыпать – усопший – сниться – сон (гипноз).
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайская государственная педагогическая академия»
Кафедра Общего и русского языкознания Учебно-методический комплекс дисциплины (модуля) История русского языка (Историческая грамматика русского языка)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 957; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.224 (0.008 с.) |