Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт истории и политических наук

Поиск

Институт истории и политических наук

Кафедра отечественной истории

 

«Утверждаю»

Директор института

Истории и политических наук

___________ С. В. Кондратьев

________ ___________2011 г.

 

Рабочая учебная программа

 

по дисциплине: «История»

Направление подготовки 081100.62 «Государственное и

муниципальное управление»

Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр»

Форма обучения: очная, заочная

 

 

Составитель: д.и.н., профессор В. В. Московкин

 

Тюмень 2011


Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи освоения дисциплины

 

 

Целью изучения дисциплины «Отечественная история» является развитие у студентов аналитического мышления, общей и правовой культуры, овладение понятийным аппаратом, воспитание уважительного отношения к прошлому и настоящему российского государства, подготовка к изучению специальных дисциплин.

К задачам дисциплины относятся: проследить процесс возникновения и развития российской государственности, рассмотреть взаимосвязь основных сфер российского общества – экономической, политической, правовой, идеологической на различных этапах развития. Готовить студентов к кооперации с коллегами, работе в коллективе. Находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности. Использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

 

Отечественная история является одной из дисциплин общегуманитарного и социально – экономического цикла. Преподаётся на первом курсе, в течение первого семестра. При освоении данной дисциплины обучающийся должен опираться на знания, приобретенные в общеобразовательной школе. Он должны обладать знаниями о важнейших событиях, процессах и явлениях отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности; об элементарных методах исторического познания, навыками работы с различными источниками информации; ориентироваться в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями.

Отечественная история тесно взаимосвязана с историей государственного управления России. Если ИГУР изучает конкретные государственные системы управления, существовавшие на территории нашей страны, то отечественная история изучает социально-экономическую и политическую историю России. Отечественная история использует обобщения, содержащиеся в курсе истории государственного управления России, и в то же время даёт конкретный материал для таких обобщений. Поскольку в содержание учебной дисциплины входит ознакомление студентов с историей формирования и становления традиционных духовных, идеологических и правовых основ единства и целостности российского государства, постольку в её рамках, в определенной мере, осуществляется подготовка студентов к изучению современных отраслевых и специальных дисциплин (теории управления, государственной и муниципальной службы, конституционного, гражданского, административного права). Поэтому отечественная история рассматривается как вспомогательная для системы управленческих дисциплин.

1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

 

В результате освоения дисциплины «История» формируются элементы следующих общекультурных компетенций:

ü готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

ü способен находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);

ü осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

ü способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);

По завершении изучения учебной дисциплины обучающийся должен:

· Знать основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития российской государственности.

· Овладеть важнейшими составляющими богатейшего многовекового исторического опыта.

· Уметь использовать позитивные стороны исторического опыта в современных условиях.

2. Структура и трудоёмкость дисциплины

Семестр 1. Форма промежуточной аттестации – экзамен.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц: 108 часов.

 

3. Тематический план

Таблица 1

Очная форма обучения

 

Тема Недели семестра Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час. Итого часов по теме Итого количество баллов
Лекции Семинарские (практические) занятия Интерактив-ные формы занятий Самостоятель-ная работа
                 
  Модуль 1              
  Введение             0-4
  Древняя Русь IX–XIII вв.             0-8
  Образование и развитие единого Российского государства в XIV – ХVI вв.             0-6
  Россия в начале Нового времени (XVII в.)             0-8
  Российская империя в XVIII в.             0-8
  России в первой половине XIХ в.             0-6
  Россия в эпоху буржуазной модернизации (вторая половина XIX в.)             0-5
  Общественное движение в России в XIX в.             0-5
  Всего             0-50
  Модуль 2              
  Противоречия в развитии страны на рубеже ХIХ-ХХ вв.             0-5
  России в начале ХХ в. Нарастание общенационального кризиса.             0-5
  Революция и гражданская война в России (1917 – 1922 гг.) 11-12           0-10
12. СССР в 1920-х – первой половине 1940-х гг.) 13-14           0-10
  Советский Союз в 1945-1991 гг. 15-17           0-10
  Современная Россия             0-10
  Всего             0-50
  Итого за семестр             0-100

 

 

Заочная форма обучения

 

Тема Всего часов Аудиторные занятия (час), в том числе Кол-во часов на самостоятельную работу
Лекции Семинары
Тема 1. Введение     -  
Тема 2. Древняя Русь IX–XIII вв.        
Тема 3. Образование и развитие единого Российского государства в XIV – ХVI вв.     -  
Тема 4. Россия в начале Нового времени (XVII в.)   - -  
Тема 5. Российская империя в XVIII в.     -  
Тема 6. России в первой половине XIХ в.   - -  
Тема 7. Россия в эпоху буржуазной модернизации (вторая половина XIX в.)     -  
Тема 8. Общественное движение в России в XIX в.   -    
Тема 9. Противоречия в развитии страны на рубеже ХIХ-ХХ вв.   - -  
Тема 10. России в начале ХХ в. Нарастание общенационального кризиса.   - -  
Тема 11. Революция и гражданская война в России (1917 – 1922 гг.)        
Тема 12. СССР в 1920-х – первой половине 1940-х гг.)   - -  
Тема 13. Советский Союз в 1945-1991 гг.        
Тема 14. Современная Россия     -  
Итого        

 


Таблица 3

ТЕМА 1. Введение к курсу «Отечественная история»

Объект, предмет, задачи курса. Основные понятия. Функции исторического знания. Методология исторической науки. Общенаучные и специально-исторические методы исторического исследования. Историко-генетический, историко-сравнительный, историко-системный, историко-типологический методы. Исторические источники и факты: определения и классификация. Главные источники по курсу. Историография отечественной истории, вопросы периодизации исторического процесса.

ТЕМА 3. Образование и развитие единого Российского государства в XIV-XVI вв.

Причины объединения русских земель и возвышения Москвы. Московские князья, их политика по укреплению княжества, использование ордынского фактора. Иван Калита, Дмитрий Донской. Куликовская битва. Становление Москвы как религиозного центра. Этапы складывания Российского централизованного государства. Великие князья «всея Руси» Иван III и Василий III и «собирание» русских земель. Освобождение от ордынской зависимости. Судебник 1497 г. Формирование системы управления в центре и на местах: статус великого князя, Боярская дума, центральные административные органы, наместники и волостели, порядок «кормлений». Россия эпохи Ивана Грозного. Реформы Избранной рады. Судебник 1550 г. Стоглавый собор 1551 г. Опричнина, ее ход и смысл. Восточное направление внешней политики: завоевание Казани и Астрахани, начало присоединения Сибири. Ливонская война, ее этапы и результаты.

ТЕМА 14. Современная Россия

Социально-экономические преобразования (1992-1999 гг.).Российский вариант рыночных реформ. «Шокотерапия». Либерализация. Приватизация. Экономический курс В.С. Черномырдина. Дефолт. Правительство Е.М. Примакова. Итоги реформ эпохи Б.Н. Ельцина. Олигархический капитализм. Социальная поляризация общества. Политические изменения.Реформирование государственного устройства в 1992-1993 гг. Противостояние исполнительной и законодательной ветвей власти. Октябрьские события 1993 г. Конституция РФ 1993 г. Становление отечественной многопартийности. Политическая борьба во время выборов в Государственную Думу, Президента РФ, губернаторов и президентов субъектов федерации, мэров и глав администраций в 1995-1996 гг. Противостояние Думы и правительства в 1997-1999 гг. Ослабление основ российской государственности. Чеченская война 1994-1996 гг. Политическое и социально-экономическое развитие России в начале XXI века. Выборы в Государственную Думу 1999 г. и Президента РФ в 2000 г. Реформы В.В. Путина. Трансформация политической системы: поиски путей стабилизации государственности. «Новый федерализм». Экономические реформы. Правительство М.М. Касьянова (2000-2004 гг.) и меры по модернизации системы образования, здравоохранения, социального обеспечения. Усиление мер по борьбе с терроризмом. Вторая чеченская война. Изменение соотношения политических сил в Государственной Думе. Парламентские и президентские выборы 2003-2004 гг. Второе президентство В.В. Путина. Кабинет М.Е. Фрадкова (2004-2007 гг.). Административная реформа. Монетизация социальных льгот, реформа ЖКХ и национальные проекты. Избирательный цикл 2007-2008 гг. Новый президент РФ Д.А. Медведев.

Внешняя политика Российской Федерации. Изменение внешнеполитического курса страны и места России в мире. Поиски новых союзников и потеря старых. Смена приоритетов внешней политики: А.В. Козырев. Е.М. Примаков: от прозападного к «евразийскому» курсу. Становление концепции национальной безопасности России. Взаимодействие РФ с международными организациями. Россия и СНГ. Российско-американские отношения. Проблемы взаимоотношений с НАТО. Развитие внешней политики России в 2000-2010 гг. Разработка новой внешнеполитической стратегии. Политика России в глобальной борьбе с международным терроризмом. «Избирательное партнерство» в отношениях с США. Расширение сотрудничества РФ и Евросоюза. Отношения со странами АТР и Ближнего Востока. Политика в ближнем зарубежье.

 

Планы семинарских занятий

План

1. Восточнославянские племенные союзы VIII-IX вв.: а) хозяйство и социальный уклад; б) организация власти; в) религиозные верования восточных славян.

2. Образование и распад Древнерусского государства в IX – первой половине XI в.: а) норманнская проблема и происхождение названия «Русь»; б) разложение родоплеменного строя; в) принятие христианства и его воздействие на социокультурное развитие; г) внешняя политика киевских князей.

3. Русские земли в эпоху раздробленности: а) основные политические центры домонгольской Руси; б) вопрос о городах-государствах; в) князь, дружина, вече.

4. Русь и Золотая Орда в XIII в.: а) Батыево нашествие и установление ордынского господства; б) споры о характере русско-ордынских отношений; в) влияние ига на общественный и политический строй Древней Руси.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Истоки: Памятники древнерусской литературы. М., 1993.

Повести и сказания Древней Руси / Под ред. Д.С. Лихачева. СПб., 2001.

Повесть временных лет. М.; Л., 1950.

1. Горский А.А. Русь: От славянского расселения до Московского царства. М., 2004.

2. Гумилёв Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 2006.

3. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). М., 1998.

4. Долгов В.В. Быт и нравы Древней Руси: миры повседневности XI-XIII вв. М., 2007.

5. Лебедев Г.С. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси. СПб., 2005.

6. Пузанов В.В. Древнерусская государственность: генезис, этнокультурная среда, идеологические конструкты. Ижевск, 2007.

7. Фроянов И.Я. Киевская Русь. Главные черты социально-экономического строя. СПб., 1999.

Тема 2. Образование и развитие единого Российского государства в XIV-XVI веках (ОДО – 2 ч.)

План

1. Предпосылки и условия объединительного процесса в землях Северо-Восточной Руси. Причины возвышения Москвы: а) выгоды географического положения; б) политика московских князей.

2. Складывание единого государства во второй половине XV – первой трети XVI в.: а) объединительная политика Ивана III и Василия III; б) свержение ордынского ига; в) политический строй; г) социально-экономическое развитие.

3. Реформы 50-х гг. XVI в.: а) «боярское правление» в период малолетства Ивана IV; б) административные преобразования «Избранной рады»; в) военные реформы; г) изменения в финансовой и судебной сферах.

4. Опричнина Ивана IV: а) учреждение; б) террор; в) споры о политической и социальной направленности; г) отмена опричнины и ее последствия.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Московское государство XV-XVII вв. по сказаниям современников-иностранцев / Сост. Н.В. Бочкарев. М., 2000.

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Л., 1979 (Переизд.: М., 1981).

Послания Ивана Грозного М., 1951.

1. Борисов Н.С. Политика Московских князей (конец XIII – первая половина XIV в.). М., 1999.

2. Горский А.А. Русь: От славянского расселения до Московского царства. М., 2004.

3. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992.

4. Данилевский И.Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII-XIV вв.). М., 2001.

5. Зимин А.А. Опричнина. М., 2001.

6. Кобрин В.Б., Юрганов А.Л. Становление деспотического самодержавия в средневековой Руси (к постановке проблемы) // История СССР. 1991. №4. С. 54-64.

7. Кром М.М. Политический кризис 30-40-х гг. XVI в.: (Постановка проблемы) // Отечественная история (далее – ОИ). 1998. № 5. С. 3-19.

 

 

План

1. «Смутное время» в истории России: a) социально-политический кризис рубежа XVI-XVII вв.; б) основные этапы Смуты: Лжедмитрий I, Василий Шуйский, движение Болотникова, «Семибоярщина», интервенция; в) феномен самозванства в годы Смуты.

2. Социально-экономическое развитие страны в XVII в.

3. Первые Романовы и начало становления абсолютизма: а) Соборное уложение 1649 г.; б) церковь и государство: реформы патриарха Никона; в) изменение роли Боярской думы и земских соборов; г) отмена местничества.

4. Социальные движения в XVII в.: а) крестьянско-казацкие выступления («крестьянские войны»); б) городские восстания; в) церковный протест.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Московское государство XV-XVII вв. по сказаниям современников-иностранцев / Сост. Н.В. Бочкарев. М., 2000.

Смута в Московском государстве: Россия начала ΧVΙΙ столетия в записках современников. М., 1989.

1. Богданов А.П. Патриарх Никон // ВИ. 2004. № 1. С. 51-85.

2. Кобрин В.Б. Смутное время – утраченные возможности // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX в. М. 1991. С.163-185.

3. Морозова Л.Е. Михаил Федорович // ВИ. 1992. № 1. С. 32-47.

4. Нефёдов С.А. Первые шаги на пути модернизации России: реформы середины XVII века // ВИ. 2004. № 4. С. 33-52.

5. Романовы: Исторические портреты. В 2 т. / Под ред. А.Н. Сахарова. Т.1. 1613-1762. М., 1997.

6. Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII в. «Смута». М., 1988.

7. Сорокин Ю.А. Алексей Михайлович // ВИ. 1992. №4-5. С. 73-88.

 

 

План

1. Предпосылки петровских преобразований. Северная война 1700-1721 гг.

2. Реформы Петра I: а) военные, б) административные (губернии, коллегии, Сенат), в) социальные преобразования; г) изменения в культуре и быте; д) результаты и цена петровской модернизации.

3. Эпоха дворцовых переворотов: а) Екатерина I и Верховный тайный совет; б) «конституционное движение» 1730 г. и правление Анны Ивановны; в) Елизавета Петровна. Семилетняя война; г) Петр III и Манифест о вольности дворянства.

4. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II: а) Уложенная комиссия; б) реформы центрального и местного управления; в) сословная и экономическая политика; г) Пугачевщина.

5. Внешняя политика России в 1762-1796 гг.: а) русско-турецкие войны; б) разделы Речи Посполитой.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

План

1. Россия в первой половине XIX в.: складывание экономических и социально-политических предпосылок преобразований Александра II.

2. Либеральные реформы 1860-1870-х гг.: отмена крепостного права, земская, городская, судебная, военная реформы.

3. Контрреформы Александра III.

4. Промышленность и транспорт в пореформенной России: завершение промышленного переворота.

5. Деревня после отмены крепостного права: развитие помещичьего и крестьянского хозяйств.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

План

1. Особенности социально-экономического и политического развития России на рубеже XIX-XX вв.

2. Первая российская революция 1905-1907 гг.: причины, периодизация, характер, движущие силы, особенности, итоги.

3. Парламентаризм и многопартийность начала ХХ в.

4. Третьеиюньская монархия: политика и экономика. Реформы П.А. Столыпина.

5. Россия на международной арене в начале ХХ в. Участие в Первой мировой войне.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

План

1. Россия в феврале – октябре 1917 г.: а) предпосылки революционного кризиса; б) Февральская революция; в) политика Временного правительства и социально-политический раскол; г) приход большевиков к власти.

2. Становление советской государственности.

3. Гражданская война: а) причины и этапы; б) «демократическая контрреволюция»; в) Белое движение; г) причины победы большевиков.

4. «Военный коммунизм»: экономика, политика, практика.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

План

1. 1920-е годы: нэп: а) новая экономическая политика; б) образование СССР; в) внутрипартийная борьба по вопросам построения социализма.

2. 1930-е годы: сталинская «революция сверху»: а) индустриализация: противоречия, трудности, цена, значение; б) коллективизация: цели, методы, результаты и последствия; в) формирование тоталитарного политического режима.

3. Внешняя политика СССР в предвоенные годы.

4. Великая Отечественная война.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Рекомендации по написанию докладов и рефератов

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентами по заданиям преподавателей. Реферат - это краткое изложение в письменной форме или в форме публичного выступления содержания книги, научной работы, результатов изучения научной проблемы; доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Написание реферата (доклада) начинается с определения темы, подбора литературы, составления рабочего плана. Текст реферата делится на три основные части: введение, основная часть, заключение. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач. Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Заключение предполагает наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. В конце работы прилагается список использованной литературы и источников. При написании реферата каждый студент закрепляется за преподавателем – научным руководителем, а также получает индивидуальные консультации, которые проводятся, как правило, раз в неделю.

Тематика докладов и рефератов [*]

 

1. Дискуссии о «варяжском факторе» в образовании Древнерусского государства.

2. Проблемы складывания феодальных отношений на Руси.

3. Проблема происхождения крепостного права в России.

4. Альтернативы политического развития России при Иване Грозном.

5. Эволюция политической власти в XVII в.: причины, сущность, последствия.

6. Церковный раскол и его влияние на русскую культуру.

7. Положение сословий в России во второй четверти–конце XVIII в.

8. Начало промышленного переворота в России.

9. Политические партии России о перспективах развития страны в начале XX века.

10. Советский коллаборационизм: предательство или борьба со сталинизмом?

11. Диссидентское движение в СССР: причины, направления, этапы развития.

 

Рекомендации по выполнению письменных контрольных работ для студентов ОЗО

 

В первом учебном семестре студент-заочник должен выполнить письменную контрольную работу. Целью контрольной работы является усвоение изученного материала и умение анализировать важнейшие правовые акты. Тематика контрольных работ, как правило, не совпадает с формулировкой учебных тем курса и рассчитана, прежде всего, на творческое применение полученных знаний. Задание по выполнению контрольной работы состоит из двух частей. Первая его часть включает задания теоретического характера, выполнение которых рассчитано на усвоение учебного материала, пройденного на лекционных и семинарских занятиях, изучение рекомендованной литературы, а также на умение, опираясь на полученные теоретические знания, анализировать литературу и источники соответствующего периода российской истории. Список литературы по всем учебным темам курса дается в разделе 9. Он не является строго обязательным или исчерпывающим. Студент вправе сам решать вопрос о степени важности указанных изданий. Поощряется самостоятельный поиск материалов, в том числе и в банке данных интернет.

Тема контрольной работы выбирается в соответствии с фамилией студента. Непременным условием для зачета по контрольной работе является изучение и использование источников. Допускается цитирование отдельных статей (параграфов) или их точный пересказ с обязательными ссылками на источник.

Контрольная работа не принимается к зачету, если в ней отсутствует анализ и комментарии используемых (рассматриваемых) источников. Написанию контрольной работы должны предшествовать изучение рекомендованной литературы, отбор и усвоение фактов, анализ и сопоставление теоретических положений. Использование в контрольной работе источников и научной литературы предполагает применение правил научного аппарата (внутритекстовые и подстрочные ссылки, список использованной литературы).

Контрольную работу следует правильно оформить: она должна иметь титульный лист, план на отдельной странице, в конце – список используемых источников и литературы (в алфавитном порядке) В перечень литературы включаются только те работы, которые действительно использовались при написании контрольной работы (упоминание в тексте или в подстрочной ссылке) Структура работы: титульный лист, план, введение, основная часть, состоящая из отдельных разделов, имеющих порядковый номер, заключение, список литературы.

Во введении ставится проблема, раскрывается ее актуальность, оценивается степень изученности. В основной части раскрываются те вопросы, которые студент считает особо значимыми. В заключении (объем не более 1 страницы) подводятся итоги. Общий объем контрольной работы рекомендуется в пределах 12–14 страниц стандартной ученической тетради в клетку или 10 страниц машинописного или компьютерного текста через полтора интервала. Соблюдение вышеперечисленных требований обязательно.

Тематика контрольных работ для студентов ОЗО

1 вариант (А-К)

1. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

2. «Смута» в России в начале XVII в., ее причины.

3. XX съезд КПСС: новации и догмы.

4. Великая Отечественная война 1941 –1945 гг. Источники и цена победы.

5. Воссоединение Украины с Россией.

6. Г.В. Плеханов и группа «Освобождение труда».

7. Гражданская война и иностранная интервенция в России: новые оценки.

8. Движение декабристов: современные оценки.

9. Дворцовые перевороты в России (XVII в.)

10. Иван IV – первый русский князь. Начало правления. Реформы 50-х годов XVI в.

11. Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева.

12. Крестьянская война под предводительством С. Разина.

13. Крещение Руси. Роль православия в развитии древнерусского государства.

14. Монголо-татарское нашествие на Русь в XII веке. Правовое положение русских княжеств.

2 вариант (Л-Т)

15. Николай I: особенности внутриполитического курса.

16. НЭП, сущность и значение.

17. Общественно-политические течения первой половины XIX в. (теория “официальной народности”, славянофилы и западники).

18. Общественный и государственный строй Золотой Орды.

19. Октябрь 1917 года: одно из главных событий XX века или социальная трагедия?

20. Опричнина Ивана Грозного: причины, сущность и последствия.

21. Особенности российского абсолютизма при Петре I.

22. Отечественная война 1812 года.

23. Оформление доктрины народничества и деятельность организаций революционных народников (70-е годы XIX в.)

24. Перестройка. Провал попыток обновления социализма.

25. Победа Февральской революции 1917 года и ее результаты.

26. Политика «большого скачка» на рубеже 20-30х годов и его экономические, социальные и политические последствия.

27. Политика «военного коммунизма», сущность и последствия.

28. Политическая и государственная деятельность Н.С. Хрущева.

3 вариант (У-Я)

29. Политические партии России начала XX в.: генезис, классификация, программы.

30. Присоединение Сибири к Московскому государству и начало ее освоения.

31. Проблема славянского этногенеза.

32. Программа социально-экономической модернизации СССР в 20-е годы XIV и XV съезды ВКП(б).

33. Раскол русской православной церкви в XVII веке. Патриарх Никон. Старообрядчество.

34. Реформы С.Ю. Витте.

35. Российская эмиграция и ее судьбы.

36. Россия в первой мировой войне.

37. Русская культура XIX в. и ее вклад в мировую культуру.

38. Складывание феодальных отношений в Киевской Руси.

39. Современная Россия. Основные направления.

40. СССР в середине 60-80х годов: нарастание кризисных явлений.

41. Столыпинская аграрная реформа и ее современная оценка.

42. Экономика и культура Киевской Руси.

 

Рекомендации по выполнению тестов для самоконтроля

По завершению изучения темы рекомендовано оценить качество самостоятельно изученного материала, и провести тестирование по предложенным тестовым заданиям к теме. Для этого студент подсчитывает долю правильно выполненных заданий в общем количестве тестовых вопросов, используя ключи по тестам для самоконтроля. Если количество вопросов, на которые даны ответы по отношению к общему числу вопросов тестов, составляет 100 - 86%, то оценка за тест – «отлично», 85 – 70% - «хорошо», 69 - 51% - «удовлетворительно», 50 - 0% - «неудовлетворительно».

Тесты для самоконтроля

 

1. Какие племена восточных славян жили в лесостепи по среднему течению Днепра:

а) древляне; б) поляне; в) вятичи; г) бужане.

2. Когда образовалось Древнерусское государство?

а) XII в.; б) IX в.; в) XV в.

3. Что нового появилось в общественной жизни Древней Руси Х в.?

а) принято христианство; б) образовалось государство;

в) началась агрессия немецких рыцарей.

4. Русский князь, с именем которого традиция связывает составление «Русской Правды»:

а) Игорь; б) Святослав; в) Владимир; г) Ярослав Мудрый.

5. Киевская Русь по своему типу была монархией

а) сословно-представительной; б) абсолютной;

в) дофеодальной; г) раннефеодальной.

6. Русские князья на Любеческом съезде в 1097 г. приняли решение …

а) объявить войну половцам; б) сместить Киевского князя;

в) возвести на Киевский престол Владимира Мономаха;

г) кому какой отчиной владеть.

7. В каком году монголы напали на Русь?

а) 1206; б) 1223; в) 1237; г) 1317.

8. Назовите две основные причины поражения русских княжеств в период нашествия монголов:

а) внезапность нападения; б) феодальная раздробленность;

в) военно-техническое превосходство монголов;

г) одновременное нашествие монголов и немецких рыцарей.

9. Русь окончательно свергла монголо-татарское иго:

а) 1380; б) 1382; в) 1476; г) 1480.

10. Современниками были …

а) Дмитрий Донской и хан Кучум; б) Иван I Калита и Борис Годунов;

в) Иван III и Софья Палеолог; г) Василий III и Ермак.

11. Иван IV стал царем в …

а) 1533; б) 1547; в) 1549; г) 1550.

12. Стоглав это …

а) Софийский собор в Киеве; б) Летописный свод ХVI в.;

в) Сборник решений церковного собора 1551 г.; г) Первая печатная книга.

13. В каком году было присоединено Казанское ханство?

а) 1547; б) 1550; в) 1552; г) 1556.

14. Укажите хронологическую последовательность.

а) Начало Ливонской войны; б) созыв первого Земского Собора;

в) начало похода Ермака в Сибирь; г) введение Опричнины.

15. Ермак разбил войска хана Кучума и взял его столицу:

а) Чимги-Туру; б) Сарай-Берке; в) Епанчин; г) Кашлык.

16. Правление Бориса Годунова относится к:

а) 1598-1605 гг.; б) 1605-1606 гг.; в) 1606-1607 гг.; г) 1606-1610 гг.

17. Какова хронологическая последовательность событий?

а) создание К. Мининым и князем Д. Пожарским Второго ополчения;

б) образование «семибоярщины; в) правление Василия Шуйского;

г) Венчание на царство Михаила Романова;

18. Соборное Уложение 1649 года …

а) вводило опричнину; б) ликвидировало Боярскую Думу:

в) вводило систему приказов;

г) объявляло крепостное состояние наследственным.

19. В каком году Земским Собором было принято решение о воссоединении Украины с Россией?

а) 1613; б) 1645; в) 1653; в) 1697.

20. Когда России стала империей?

а) в 1 пол. XVII в.; б) во второй пол. XVII в.;

в) в первой четверти XVIII в.; г) во второй пол. XIX в.

21. В результате победы в Северной войне 1700 – 1721 гг. Россия приобрела выход к морю:

а) Черному; б) Каспийскому; в) Балтийскому; г) Азовскому.

22. Какой орган ведал русскими городами при Петре I?

а) Главный магистрат; б) Адмиралтейство;

в) Камер-коллегия; в) Святейший синод.

23. Укажите последовательность петровских преобразований?

а) учреждение Синода; б) издание Указа о престолонаследии;

в) учреждение Сената; д) издание Указа о единонаследии.

24. Секуляризацию церковных земель провела:

а) Екатерина I; б) Анна Иоановна; в) Елизавета Петровна; г) Екатерина II.

25. Жалованная грамота дворянству (1785 г.)

а) отменяла «табель о рангах»;

б) провозглашала обязательную службу дворянства;

в) разрешала помещикам отпускать на свободу крепостных крестьян;

г) подтвердила свободу дворян от уплаты налогов и телесных наказаний.

26. Новороссией при Екатерине II называлась территория:

а) Кубани; б) степей Северного Причерноморья;

в) реки Яик; г) район города Новороссийска.

27. Какое событие произошло в годы правления Александра I?

а) ссылка А. Радищева в Сибирь; б) третий раздел Польши;

в) Отечественная война 1812 г.; г) восстание декабристов;

28. Экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева …

а) открыла «русскую Америку»; б) обследовала Курильские острова;

в) открыла Антарктиду; г) обследовала Татарский пролив.

29. Император при котором абсолютизм в России достиг своего пика?

а) Павел I; б) Александр I; в) Николай I; г) Александр II.

30. По судебной реформе 1864 г. …

а) вводился суд присяжных; б) каждое сословие получало свой суд;

в) следствие могли проводить помещики; г) отменялась гласность суда.

31. Теория «общинного социализма» исходила из того, что:

а) Россия, опираясь на крестьянскую общину может миновать капитализм и сразу перейти к социализму;

б) Россия, опираясь на совместные усилия рабочих различных стран, может обеспечить в дальнейшем построение социалистического общества.

32. Один из инициаторов создания в 1870 г. «Товарищества передвижных художественных выставок»?

а) А.А. Иванов; б) К.П. Брюллов; в) В.Г. Перов.

33. Главное содержание денежной реформы С.Ю. Витте состояло в:

а) понижение золотого содержания рубля (девальвации);

б) изменение нарицательной стоимости денежных знаков (деноминации);

в) установление золотого эквивалента рубля.

34. Какая партия в начале ХХ в. предлагала путем переселения крестьян на окраины снизить земельный голод в центре России?

а) меньшевики; б) эсеры; в) кадеты; г) октябристы.

35. Кто был лидером партии эсеров?

а) В.Чернов; б) П. Милюков; в) Н. Гучков; г) Л. Мартов.

36. Партия либерального направления это

а) РСДРП; б) Союз русского народа; в) партия эсеров; г) партия кадетов.

37. Когда была распущена II Государственная Дума:

а) 9 июля 1906г.; б) 3 июня 1907г.; в) 1 января 1910 г..

38. Аграрная программа П. Столыпина предусматривала такую меру …

а) ликвидация помещичьего землевладения; б) выход крестьян из общины;

в) национализация земли.

39. В Антанту («Тройственное согласие») входили страны:

а) Россия, Сербия, Болгария; б) Германия, Австро-Венгрия, Италия;

в) Россия, Англия, Франция; г) Россия, Франция, Турция.

40. Первая мировая война началась:

а) 1 марта 1912 г.; б) 28 июня 1913 г.; в) 1 августа 1914 г.

41. Главнокомандующим Юго-Западным фронтом 1916 г. был:

а) А.А. Брусилов; б) А.В. Самсонов; в); А.М. Крымов; г) В.А. Сухомлинов.

42. В марте 1917 г. главой Временного правительства стал:

а) Г.Е. Львов; б) А.И. Гучков; в) Г.В. Плеханов; г) А.Ф. Керенский.

43. Расставьте события в хронологической последовательности:

а) отречение Николая II; б) провозглашение России республикой;

в) выступление ген. Л. Корнилова; г) образование Временного правительства.

44. Кто возглавил второе коалиционное Временное правительство?

а) Г.Е. Львов; б) А.Ф. Керенский; в) В.М. Чернов; г) П.Н. Милюков.

45. На II Всероссийском съезде Советов рабочих и солдатских депутатов преобладали:

а) эсеры и меньш



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.75.53 (0.014 с.)