Кафедра зарубежной журналистики и литературы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра зарубежной журналистики и литературы



БЕЛОРУСCКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЖУРНАЛИСТИКИ

Кафедра зарубежной журналистики и литературы

 

Автор-составитель

Ф. В. Дробеня

 

ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX в.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

 

Курс 2

Семестр 4

Зачет

Е 1-23 01 09 01 Журналистика международная

Е 1-23 01 08 02 Аудиовизуальные СМИ

Е 1-23 01 08-03 Журналистика (веб-журналистика)

Е 1-23 01 08-04 Журналистика (менеджмент СМИ)

Е 1-23 01 08 01 Печатные СМИ

Е 1-23 01 07 Информация и коммуникация

Е 1-23 01 10-03Литературная работа (творчество)

Е 1-23 01 10 Литературная работа

 

 

Минск


Содержание:

1. Организационно-методический раздел (цель, задачи, особенности, распределение часов)

2. Содержание дисциплины

3. Литература для обязательного чтения

4. Темы лекций с планом

5. Планы семинарский занятий

6. Вопросы и задания для КСР

7. Вопросы для зачёта

8. Учебники и учебные пособия

9. Вопросы по лекционному курсу

10. Приложение А

Образец итогового теста

 

 


I. Организационно-методический раздел

Пояснительная записка (цели, задачи и место дисциплины в подготовки журналистов)

XIX век – эпоха стремительных исторических перемен; выдвижение неординарных государственных и политических личностей, оказавших существенное влияние на ход истории, судьбы народов, облик культуры и искусства.

Курс “История зарубежной литературы XIX” предполагает знакомство со спецификой литературного процесса, совпавшего с периодом революционных потрясений, с изменением концепции мира и человека, с усложнением картины окружающей действительности.

Актуальность курса определяется задачами журналистского образования, необходимостью дать студентам представление о литературном процессе в зарубежных странах первой трети XIX века, о способах выражения авторской позиции, о проблематике литературных произведений романтизма.

Искусство и литература изучаемого периода отличались яркостью, неординарностью характеров, в них главенствовала идея свободы. Выявление общих типологических особенностей нового художественного направления и индивидуальных авторских трактовок является основной целью данного курса.

Задачами курса является выявление своеобразия романтического художественного метода, определение национальных особенностей произведений романтизма, знакомство с теоретическими трудами и художественными творениями писателей-романтиков, совершенствование навыков литературоведческого анализа художественных текстов, определение авторской позиции; расширение читательского и культурного кругозора студентов гуманитарных специальностей.

Качественная подготовка журналистов невозможна без осмысления типологических особенностей зарубежной романтической литературы XIX в., которая дает возможность целостного восприятия историко-литературного процесса всего XIX века. На лекциях и практических занятиях предусмотрено рассмотрение произведений, которые стали знаковыми явлениями в истории мировой культуры: (сочинения Новалиса, Э. Т. А. Гофмана, Ч. Г. Байрона, В. Скотта, В. Гюго, Ф.Купера, Э. А. По и др.).

В курсе учитывается сложность и противоречивость романтического и реалистического движений, его многообразие, обусловленное различием философских, эстетических, социальных и политических взглядов художников.

Американский романтизм

Специфика американского романтизма. Предпосылки возникновения, этапы развития. Темы природы, индейцев, прошлого в произведениях американских романтиков.

В. Ирвинг – представитель раннего этапа американского романтизма, создатель романтической новеллы. “Европейские” и американские новеллы В. Ирвинга: “Рип ван Винкль”, “Дьявол и Том Уокер”, “Жених-призрак” и др.

Дж.Ф.Купер. Вклад Купера в создание американского романа, разработка разновидностей романного жанра: исторического, приключенческого, морского, бытового. Цикл романов о Кожаном Чулке: тема “естественного человека”, нравственный идеал писателя.

Э.По. Особенности мировоззрения и эстетической концепции писателя. Поэтическое новаторство Э. По (“Ворон”, “Колокола” и др.). Мастерство По-новеллиста. Формирование жанров, которые позднее разовьются в европейской литературе. Поэтика ужасного Э. А. По.

Трансценденталистская ветвь американского романтизма (Р. У. Эмерсон и Г. Д. Торо). Философский трактат «Природа» Эмерсона, лирико-философское, социальное эссе Г. Торо «Уолден, или Жизнь в лесу».

Реализм как художественный метод.

Исторические и культурные истоки явления. Развитие науки как основа метода. Связь с романтизмом и реализмом XVIII века. Временные границы и периодизация реализма. Изменение понятий об историзме и среде. Эстетика Гегеля. Принципы отражения и типизации. Причинно-следственные связи и явлений в реалистическом искусстве. Роман как основной жанр. Мелетинский и Бахтин о романе. Реалистический хронотоп. Концепция личности у реалистов. Основные представители.

Французская литература 30-40-х годов

Основные темы и писатели. Классический этап в развитии реализма.

Ф.Стендаль. Философия, этика и эстетика, «Расин и Шекспир», «Вальтер Скотт и «Принцесса Клевская» как основа писательского кредо. Тема Италии в творчестве. «Ванина Ванини»: концепция мира и человека, романтические и реалистические черты в новелле. «Красное и черное»: роль композиции в раскрытии идей, тема Наполеона, принципы создания главных героев, эволюция человека и общества в романе. «Пармская обитель»: общеевропейская проблематика, характер изображения Наполеона и войны; причины неизбежности гибели главных героев.

О.Бальзак. Философские, исторические, естественнонаучные и экономические основы эстетики Бальзака. Предисловие к «Человеческой комедии» как основа творчества писателя. Философские этюды – «Шагреневая кожа» - как социально- этическая, эстетическая и психологическая основа «Человеческой комедии». «Евгения Гранде»: специфика жанра, эволюция характера под влиянием обстоятельств. Пути денег в «Человеческой комедии» Бальзака и роль ростовщика-банкира («Гобсек»). «Отец Горио» - сюжетный узел «Человеческой комедии»: нравственность и деньги, сущность семейных отношений, концепция общества, личности, способы изображения человека и внешнего мира. Тема утраченных иллюзий и нравственного идеала в «Утраченных иллюзиях», специфика жанра. «Крестьяне» - новый тип социального романа. Законы эволюции жанра романа в творчестве Бальзака, идея разобщенности и борьбы всех против всех как основа мировосприятия автора. Роль Бальзака в формировании французского реализма и натурализма.

Английский реализм

Социальные конфликты в Англии первой половины XIX века. Чартизм. Роль этики в культурной жизни Англии. Утилитаристы и интуитивисты. Основные представители и основные жанры, роль романа воспитания, герои английских реалистов. Эволюция реализма на протяжении первой половины и середины XIX века.

Ч.Диккенс. Представление о неразрывности связей всех людей как основа творчества. Своеобразие метода, проблема юмора и сатиры. Периодизация творчества. Романы 1830-1840-х годов. Проблематика и художественная форма «Посмертных записок Пиквикского клуба», «Оливер Твист»: проблема воспитания, концепция личности, нравственная проблематика. Жанр «рождественского рассказа». «Домби и сын» как значительнейшее явление творчества писателя: проблематика и композиция, своеобразие связей человека и предметного мира, лейтмотивы, символика. Период 1850-1860-х годов: причина перехода юмора в сатиру. «Тяжелые времена» – проблема противостояния механического и прагматического начала гуманистическому.

У.Теккерей. Политические воззрения. «Книга снобов» как этап формирования метода автора. Роман «Ярмарка тщеславия»: проблематика, своеобразие жанра, система образов, композиция, роль автора и Кукольника.

Немецкая литература 30-40-х годов

Политическая ситуация в стране. «Молодая Германия». Эстетические закономерности: романтизм как непременная составляющая немецкого реализма.

Г.Гейне. Статьи 1830-х годов. Политические мотивы в лирике 1840-х годов. Поэма «Германия. Зимняя сказка». Двойственность в восприятии революции и религии.

Французская литература 50-60-х годов

Демократизация литературы и литературного героя. Новое представление о прекрасном (Ш.Бодлер, Шанфлери, Дега). «Реализм», его теория (Шанфлери, Дюранти, Курбе). «Парнасцы»: их отношение к социальным проблемам, принципы эстетики.

Г.Флобер. Философия, этика и эстетика, концепция истории, отношение к политическим событиям. «Лексикон прописных истин» как свод представлений о современном буржуа и мещанине. Роман «Госпожа Бовари»: проблематика, новый тип героя и новое истолкование проблемы утраченных иллюзий. Способы воспроизведения персонажа и среды. Роль подтекста и символики. «Саламбо»: отношение к романтической концепции истории; тема любви: роль экзотики и «эстетики безобразного». «Воспитание чувств» – новый тип романа воспитания. «Простая душа» – иронический итог размышлений о человеке и его призвании.

Американская литература 1840-1860-х гг. Романтический герой зрелого американского романтизма как носитель трагического сознания. Основной мотив творчества поздних американских романтиков (Н. Готорна, Г. Мелвилла, Э. А. По, У. Уитмена, Г. Лонгфелло) – мотив вины и ответственности за грех пуританской инквизиции, рабовладельческой практики, геноцид индейцев. Жизнь и творчество Г. Мелвилла, романистика и новеллистика писателя, роман «Моби Дик». Американские поэты-новаторы У. Уитмен и Э. Дикинсон. Американская аболиционистская литература. Творчество Г. Б. Стоу.

Литература для обязательного чтения

1. Ф. Гельдерлин Лирика, «Гиперион» (в сокращении)

2. Э. Т. А. Гофман «Золотой горшок», «Крошка Цахес»

3. Дж. Г. Н. Байрон «Паломничество Чайльд Гарольда», «Дон Жуан», «Еврейские мелодии»

4. В. Скотт «Айвенго»

5. В. Гюго «Собор Парижской богоматери», «Отверженные», «93-й год» (на выбор)

6. Ж. Санд «Консуэло»

7. В. Ирвинг «Рип Ван Винкль»

8. Дж. Ф. Купер Один из романов пенталогии о Кожаном Чулке

9. Г. Д. Торо «Уолден, или Жизнь в лесу»

10. Э. А. По «Падение дома Ашеров», «Низвержение в Мальстрем»

11. Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате»

12. Н. Готорн «Алая буква», «Мхи Старой усадьбы»

13. Г. Мелвилл «Моби Дик», «Писец Бартльби», «Билли Бадд»

14. Ф. Стендаль «Красное и черное»

15. О. Бальзак «Утраченные иллюзии», «Отец Горио», «Гобсек», «Евгения Гранде»

16. Дж. Остин «Гордость и предубеждение»

17. Ч. Диккенс «Домби и сын», «Дэвид Копперфилд»

18. У. М. Теккерей «Ярмарка тщеславия»

19. Ш. Бронте «Джен Эйр»

20. Г. Гейне «Германия (Зимняя сказка)»

21. Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»

22. У. Уитмен «Листья травы»

23. М. Твен «Приключения Тома Сойера», «Приключения Геккльберри Финна»

24. Э. Дикинсон Лирика

25. Г. Флобер «Мадам Бовари», «Бувар и Пекюше»

 


Темы лекции с планом

Общие работы

1) История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Н. А. Соловьевой. – М., 1991.

2) История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Н. А.Соловьевой. – М.: «Высшая школа», 1-изд. 1991; 1994; 1999.

3) История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Е. М. Апенко. – М., 2001.

4) История западноевропейской литературы. XIX век. Франция. Италия. Испания. Бельгия. – М.; СПб., 2003.

5) История западноевропейской литературы. XIX век. Англия. – М.;СПб., 2004.

6) История западноевропейской литературы. XIX век. Германия. Австрия. Швейцария. – М.; СПб., 2005.

7) Луков, В. А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней / В. А. Луков. – М., 2003.

8) Проскурнин, Б. М. История зарубежной литературы XIX века: западноевропейская реалистическая проза / Б. М. Проскурнин, Р. Ф. Яшенькина. – М.: «Флинта-Наука», 1998.

9) Храповицкая, Г. Н. История зарубежной литературы XIX в. Романтизм /
Г. Н. Храповицкая, А. В. Коровин. – М.: Флинта, 2003.


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Занятие 1

Вопросы

1. Английский романтизм.

– Социально-политические и идеологические основы английского романтизма.

– Этапы и особенности развития английского романтизма; основные представители.

2. Творчество Джорджа Байрона.

а) Периодизация творчества Джорджа Байрона.

б) Значение творчества Байрона в истории английской и мировой литературе.

в) Место поэмы в творчестве Д.Байрона, история ее создания.

3. Идейный смысл поэмы. Проблема свободы в творчестве Д.Байрона и ее воплощение в поэме.

4. Своеобразие жанра.

а) «Паломничество Чайльд-Гарольда» как лиро-эпическая романтическая поэма.

б) Соотношение эпического и лирического пластов повествования.

в) «Паломничество», путешествие как организующее начало в свободной романтической композиции поэмы.

5. Проблема романтического героя:

а) «байронический герой», его черты, отражение в его образе типического умонастроения эпохи;

б) проблема центрального героя поэмы.

5. Образ природы и романтический пейзаж в поэме, его функции.

Задания

1. Обратитесь к научной литературе, выясните сущность понятий: романтизм, романтическое мировоззрение, романтическое мировосприятие, романтическая личность.

2. В чем состояли основные достижения романтической литературы?

Сообщения

Манифест “Озерной школы”. Предисловие к “Лирическим балладам” У. Вордсворта и С. Кольриджа.

Рекомендуемая литература

Великий романтик. Байрон и мировая литература.- М.: Наука, 1991.

Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. Проблемы эстетики.- М.: Наука, 1978.

Дьяконова Н.Я. Лирическая поэзия Байрона.- М.: Наука, 1991.

Елистратова А.А. Байрон.- М.: Наука, 1991.

Жирмунский В.М. Байрон // Жирмунский В.М. Из истории западноевропейских

литератур.- Л.: Наука, 1981.- С.188-245.

Кургинян М.С. Дж.Байрон.- М.: Гослитиздат, 1958.

Ромм А.С. Дж.Г.Н.Байрон.- Л.; М.: Искусство, 1961.

Самарин Р.М. Байрон и его поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» // Самарин Р.М. Зарубежная литература.- М.: Высш. шк., 1987.- С.180-199.

 


Занятие 2

Вопросы

1 Развитие романтизма в Германии.

а) иенская школа: роль братьев Шлегелей в создании эстетики немецкого романтизма, борьба с классицизмом, романтическая ирония;

б) гейдельбергская школа: собирание и изучение фольклора, «Волшебный рог мальчика» А. фон Арнима и К. Брентано;

– поздний романтизм.

2. Сколько «миров» в этих произведениях?

3. Структура идеального и реального мира. Какой из миров более значим в

каждой из новелл, законы какого из них являются определяющими и для другого

мира?

4. Как соотносятся мир фантастический и мир реальный в новеллах Гофмана?

а) какова роль образов-двойников, «двойных» имен?

б) каковы формы существования представителей волшебного мира в реальности?

в) в каких эпизодах проявляется прозрачность границ между мирами?

5. Образ Цахеса, его происхождение. Функции Цахеса в реальном мире.

6. Какова роль Ансельма и Бальтазара в новеллах? Чем они отличаются друг от друга? Какой из образов в большей степени является предметом иронии?

7. В чем состоит специфика образа Кандиды в новелле «Крошка Цахес»? С какой традицией полемизирует Гофман?

8. Исторический и социальный фон новеллы «Крошка Цахес» и его отражение в произведении.

Задания

1. Обратитесь к научной литературе, найдите сведения о жанре новеллы.

Сообщения

Интерес Э.Т.А.Гофмана к различным видам искусств.

Рекомендуемая литература

Бент М.И. Немецкая романтическая новелла.- Иркутск: Иркут. гос. ун-т, 1987.

Берковский Н.Я. Романтизм в Германии.- Л.: Худ. лит., 1973.

Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма.- М.: Наука, 1978.

Гейне в воспоминаниях современников.- М.: Худ. лит., 1988.

Грешных В.И. В мире немецкого романтизма. Ф.Шлегель, Э.Т.А.Гофман,

Г.Гейне: учеб. пособие.- Калининград, 1995.

Дмитриев А.С. Проблемы иенского романтизма.- М.: МГУ, 1975.

Художественный мир Гофмана.- М.: Наука, 1982.

 

Занятие 3

Вопросы

1. Творчество Вальтера Скотта.

а) периодизация и особенности творчества В. Скотта.

б) новаторская концепция жанра исторического романа в творчестве писателя.

2. Историческая основа романа. Реальные исторические личности и их роль в развитии сюжета.

3. Система образов в романе:

а) образы англосаксов, их социальный состав. Роль иронии в создании образов;

б) образы нормандцев. Тема рыцарства;

в) образы евреев. Специфика нравственной позиции Скотта. Литературные источники образов;

г) представители народа (йомены) в романе. Роль народа в истории, особенности трактовки этой проблемы в английской литературе. Идея единства короля и народа. Роль фольклора в создании образов.

4. Способы создания исторического колорита. Роль бытовых сцен и исторических деталей в романе (привести примеры).

5. Образ Айвенго. Роль и место центрального героя романов Скотта в историческом конфликте. Влияние литературы Просвещения на концепцию образа главного героя.

6. Женские образы романа. Переосмысление средневековой оппозиции («женщина-ангел» - «женщина-дьявол») в романе.

7. Влияние В.Скотта на мировую литературу. Роль его концепции исторического романа в развитии жанра в литературе (на примере творчества А.Пушкина, Ф.Купера, В. Короткевича и др.).

Задания

1. Обратитесь к научной литературе, выясните сущность термина «роман», «исторический роман».

Рекомендуемая литература

Бельский А.А. Английский роман 1800-1810-х гг.- Пермь, 1968.

Бельский А.А. Английский роман 1820-х гг.- Пермь, 1975.

Дайчес Д. Сэр В.Скотт и его мир /пер. с англ.- М.: Радуга, 1987.

Долинин А.А. История, одетая в роман: В.Скотт и его читатели.- М.: Книга, 1988.

Пушкин А.С. О романах В.Скотта (любое издание).

Реизов Б.Г. Творчество В.Скотта.- М.; Л.: Худ. лит., 1965.

 

Занятие 4

Вопросы

1. Творчество Виктора Гюго.

а) Этапы творческого пути Виктора Гюго.

2. Место романа «Собор парижской богоматери» в творческой судьбе автора. Замысел, история создания.

3. Исторический конфликт в романе:

а) образ Собора как символа средневековья. Квазимодо и Клод Фролло как представители эпохи;

б) образ площади в романе. Роль образа Жана Фролло.

4. Особенности историзма В.Гюго:

а) роль образа Парижа в романе. Живописность манеры Гюго;

б) роль современной проблематики в романе. Образы Феба де Шатопера и Флер де Лис.

5. Социальный конфликт в романе:

а) Дворец правосудия. Социальная иерархия и особенности ее изображения в романе;

б) Двор чудес. Образ народа в романе.

6. Тема искусства в романе. Функция образа Гренгуара.

7. Женские образы в романе, их контрастность. Функция образа Гудулы.

8. Художественное своеобразие исторического романа В.Гюго (сопоставить с

В.Скоттом).

Задания

1. Обратитесь к научным источникам, выявите сущность понятия «роман» (история жанра, законы).

Сообщения

Предисловие к драме «Кромвель» как манифест романтической драматургии (драма и драматизм в понимании В. Гюго)

Рекомендуемая литература

Евнина Е.М. Виктор Гюго.- М.: Наука, 1976.

Забабурова Н.В. Французский психологический роман: (эпоха Просвещения и романтизма).- Ростов: РГУ, 1992.

Моруа А. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго.- Киев: Мистецтво, 1986.

Реизов Б.Г. Французский роман XIX в.- М.: Высш. шк., 1977.

Самарин Р.М. Виктор Гюго // Самарин Р.М. Зарубежная литература.- М.: Высш. шк., 1987.- С.211-221.

 

Занятие 5

Вопросы

1. История развития американского романтизма.

а) хронологические рамки и этапы развития романтизма, краткая характеристика этапов, основные представители.

б) особенности развития американского романтизма.

в) романтические школы, особенности развития, представители.

г) региональные течения романтизма и их особенности.

2. Эдгар Аллан По:

а) биография: поэзия и правда

б) теоретические работы («Философия творчества», «Поэтический принцип»);

в) поэтическое творчество («Ворон», «Колокола», «Аннабель Ли», «Улялюм», «Эльдорадо»);

в) новелла тайн и ужасов («Падение дома Ашеров», «Низвержение в Мальстрем»);

г) детективные новеллы («Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже»).

Сообщения

Специфика и анализ «Философия творчества» и «Поэтический принцып».

Рекомендуемая литература:

Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе XIX века.- М.: Высш. шк., 1972.

Ковалев Ю.В. Эдгар Аллан По. Новеллист и поэт.- Л.: Худ. лит., 1984.

Николюкин А.Н. Э.По // Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность.- М., 1968.

По Э.А. Рассуждение о стихе. Философия творчества. Поэтический принцип (любое издание).

Занятие 6

Роман «Красное и черное»

Вопросы

1. Развитие реализма во Франции.

2. Фредерик Стендаль (философские, политические, эстетические и этические взгляды Стендаля; периодизация, краткая характеристика творчества писателя, основные произведения каждого периода).

3. Особенности структуры романа. Роман Стендаля и просветительская традиция.

4. Какие преимущества дает Стендалю использование такого художественно-

го приема, как «вертикальный срез» общества? Что объединяет три уровня этой

структуры?

5. Человек и Общество в романе:

а) сколько эпох изображено в романе? Способы (художественные приемы) создания эпох. Традиции В. Скотта в романе;

б) социально-психологические типы современной эпохи в романе. Отношения между сословиями, в частности между дворянством (аристократией) и буржуазией, варианты этих социальных типов. Насколько реалистичен писатель в их изображении?

в) история Жюльена Сореля в романе. Какова эволюция героя, чем она мотивирована?

г) «Красное и черное» как роман воспитания (роман карьеры). «Учителя» Сореля, их уроки и уроки жизни. Почему Ж. Сорель в романе так часто прибегает к военной лексике?

6. Тема духовенства в романе. Почему Стендаль так критичен в изображении Безансонской семинарии?

7. Символическое название романа, его трактовки. Название романа и история главного героя.

Сообщения

Стендаль Ф. «Расин и Шекспир».

Рекомендуемая литература

Андрие Р. Стендаль, или Бал-маскарад.- М.: Прогресс, 1985.

Забабурова Н.В. Стендаль и проблемы психологического анализа.-Ростов н/Д: Изд-во: РГУ,1982.

Забабурова Н.В. Французский психологический роман: (эпоха Просвещения и романтизма).- Ростов: РГУ, 1992.

Прево Ж. Стендаль.- М.:Гослитиздат, 1960.

Реизов Б.Г. Стендаль. Художественное творчество.- Л.: Худ. лит., 1978.

Реизов Б.Г. Французский роман XIX в.- М.: Высш. шк., 1977.

Трапезникова Н.С. Эволюция романтизма в романе: Проблемы взаимосвязи направлений во французской литературе 60-80-х гг. XIX в.- Казань: КГУ, 1980.

Фрид Я.В. Стендаль. Очерк жизни и творчества.- М.: Худ. лит., 1967.

Эсенбаева Р.М. Стендаль и Достоевский: Типология романов «Красное и черное» и «Преступление и наказание»: учеб. пособие.- Тверь: ТГУ, 1991.

 

Занятие 7

Вопросы

1. Г.Флобер и Вторая империя. В чем особенность развития французского

реализма после 1848 года?

2. Сюжет романа. Что такое «буржуазный сюжет» по Флоберу?

3. Роль композиции в идейном содержании романа:

а) почему роман, посвященный Эмме Бовари, начинается с истории Шарля и не заканчивается с ее смертью? Герой и среда в романе. Что нового в описание среды ввел Флобер?

б) какую роль в идейном содержании романа играют повторы, а также история семьи аптекаря Омэ?

в) какое значение имеет в романе эпизод посещения замка (ч.1, гл.VIII- IX)?

4. Особенности психологического метода Флобера:

а) новаторство писателя в создании портретных характеристик;

б) отказ от метода «господствующей страсти»;

в) слияние сатирического и лирического в образах Эммы и Шарля Бовари;

5. Своеобразие авторской позиции Г.Флобера.

6. Что нового в решение конфликта мечты и действительности внес Флобер в этом романе?

7. Проблема романтизма, псевдоромантизма и антиромантизма в романе.

8. Место романа Флобера в истории французской литературы XIX века. Флобер и ранние французские реалисты.

Задания

1. Обратитесь к научной литературе, составьте представление об особенностях флоберовской эпохи, которую автор называл «тупиком истории», «концом цивилизации».

Рекомендуемая литература

Реизов Б.Г. Творчество Флобера.- М.: Гослитиздат, 1957.

Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма.- Л.: Гослитиздат, 1958.

Реизов Б.Г. Французский роман XIX в.- М.: Высш. шк., 1977.

Трапезникова Н.С. Эволюция романтизма в романе: Проблемы взаимосвязи направлений во французской литературе 60-80-х гг. XIX в.- Казань: КГУ, 1980.

Занятие №8

Вопросы

1. Особенности композиции романа. Что дает автору прием повествования от первого лица? Почему Диккенс возвращается к структуре «романа об одном герое»?

2. Своеобразие сюжета романа:

а) социальная линия в сюжете (история молодого человека, тема «утраченных иллюзий» и др.);

б) детективная линия в сюжете (криминальный мир в романе, функции приема «ложных следов» и др.);

в) роль «тайн» и случая в развитии событий;

г) функция сюжетной линии Джо – Бидди.

д) каким образом соединены в единое целое все сюжетные линии романа?

е) почему автор «сгущает» пространство и время в произведении?

3. Образная система романа:

а) люди и их «маски»;

б) развитие характеров, углубление психологизма (Эстелла, Пип);

в) образы «добрых фей и волшебников», «вечных злодеев», образ ребенка.

4. Проблема нравственного возрождения человека в романе (история Абеля

Мэгвича).

5. Как отразились в художественной структуре этого романа нравственно-эстетические взгляды и идеал зрелого Диккенса?

Рекомендуемая литература

Ивашева В.В. «Век нынешний и век минувший...». Английский роман XIX века

в его современном звучании.- М.: Худ. лит., 1990.

Катарский И.М. Диккенс.- М.: Гослитиздат, 1960.

Катарский И.С. Диккенс в России. Сер. XIX в.-М.: Наука, 1966.

Сильман Т.И. Диккенс.- М.: Худ. лит., 1970.

Соловьева Н.А. У истоков английского романтизма.- М.: МГУ, 1988.

Тайна Чарльза Диккенса: (сб.).- М.: Кн. палата, 1990.

Уилсон Э. Мир Чарльза Диккенса / пер.с англ.-М.: Прогресс, 1975.

Урнов М.В. Неподражаемый. Чарльз Диккенс - издатель и редактор.- М.: Книга, 1990.

Честертон Г.К. Чарльз Диккенс / пер. с англ.- М.: Радуга, 1982.


Вопросы для промежуточного микрозачета

Вопросы к зачету по курсу “История зарубежной литературы XIX в.

1. Особенности эпохи 1789–1830 гг. Понятие о романтизме как методе.

2. Романтизм в Германии (периодизация, особенности, школы, представители).

3. Общая характеристика и периодизация творчества Э. Т. А. Гофмана.

4. Принцип двоемирия в новелле-сказке Э. Т. А. Гофмана “Золотой горшок”.

5. Образ романтического поэта в новелле-сказке Э. Т. А. Гофмана “Золотой горшок”.

6. Критика социальных пороков в повести Э. Т. А. Гофмана “Крошка Цахес по прозванию Циннобер”.

7. Романтизм в Англии (периодизация, особенности, школы, представители). Английская романтическая поэзия.

8. Лирика Д. Г. Н. Байрона.

9. Романтическая поэма Д. Г. Н. Байрона “Паломничество Чайльд-Гарольда”.

10. Изображение эпохи и общества в поэме Д. Г. Н. Байрона “Дон Жуан”.

11. “Восточные поэмы” Байрона. Особенности конфликта и проблема героя.

12. Особенности жанра поэмы в творчестве Байрона. Социально-политическая тема в “Чайльд-Гарольде”.

13. В. Скотт и “Положение об жанре исторического романа”.

14. Исторические романы В. Скотта. Проблематика, образная система и художественные особенности романа “Айвенго”.

15. Общая характеристика романтизма в Америке (периодизация, особенности, школы, представители).

16. Ранний американский романтизм: творчество В. Ирвинга (анализ новеллы “Рип Ван Винкль”).

17. Ранний американский романтизм: творчество Ф. Купера (анализ одного из романов на выбор студента).

18. Американский романтизм: творчество Э. А. По (анализ 2-3 произведений).

19. Роман Ж.Санд “Консуэло”: политическая и историческая линии, тема артиста и искусства

20. Трансценденталистская ветвь американского романтизма (Р. У. Эмерсон и
Г. Д. Торо). Лирико-философское, социальное эссе Г. Торо “Уолден, или Жизнь в лесу”.

21. Романтический герой зрелого американского романтизма. Психологизм прозы Готорна. Роман “Алая буква”. Особенности композиции и структуры. Символика в романе.

22. Жизнь и творчество Г. Мелвилла. Роман “Моби Дик”.

23. Особенности романтизма во Франции (периодизация, группировка сил, актуальные проблемы, журналы, группы).

24. Эстетические и о философско-исторические взгляды В. Гюго.

25. Художественное своеобразие романа В. Гюго “Собор Парижской Богоматери”.

26. Виды произведений Э. По. Новеллистка Э. По.

27. Литературный процесс в европейских странах в середине XIX века. Проблема реализма в зарубежных литературах 30-40-х годов XIX века.

28. Особенности мировоззрения и эстетики Стендаля. Проблематика и художественные особенности романа Стендаля “Красное и черное”.

29. Личность О. де Бальзака как феномен эпохи. “Человеческая комедия”: замысел и его воплощение

30. “Отец Горио” Бальзака как “роман воспитания”.

31. Образы «скупцов» в романах Бальзака “Евгения Гранде” и “Гобсек”.

32. Проблема искусства и художника в романе Бальзака “Утраченные иллюзии”.

33. Особенности эстетики Флобера. Понятие “объективного метода”. Творческий путь писателя.

34. Проблематика и образ главной героини в романе Флобера “Госпожа Бовари”.

35. Особенности развития реализма в английской литературе. Викторианство и литература.

36. Роман “Домби и сын” Диккенса. Идейно-художественное своеобразие.

37. Английский “женский роман” (Дж. Остин “Гордость и предубеждение”,

Ш. Бронте “Джен Эйр”)

38. Система персонажей в романе Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»

39. М. Твен. Роман “Том Сойер”, “Приключениям Геккльберри Финна”. Конфликт мира детей и мира взрослых.

40. Творчество Теккерея. Особенности сатиры Теккерея в романе “Ярмарка тщеславия”. Композиция и система образов.

41. “Ярмарка тщеславия” — вершина реалистического мастерства писателя. Проблематика романа; его идейная направленность.

42. Литературный процесс в Германии 1830–50-х годов.

43. Особенности мировоззрения и творчество Гейне 1830–50-х годов.

44. Образ лирического героя и сатирическая критика немецкой действительности в поэме Гейне “Германия. Зимняя сказка”.

 

Приложение А

Образец итогового теста

БЕЛОРУСCКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЖУРНАЛИСТИКИ

Кафедра зарубежной журналистики и литературы

 

Автор-составитель

Ф. В. Дробеня

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.205 с.)