Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция №7. Английский реализм.

Поиск

Литературный процесс в Англии в 1830-1860-х гг.

Творчество Джейн Остен (1775–1817) – начало английского реализма.

Чарльз Диккенс (1812–1870) – самый популярный англоязычный писатель во второй половине 19 века. Основные особенности творчества. Юмористический роман «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1837). «Приключения Оливера Твиста» (1838). Рождественские повести (1843–1848). «Рождественская песнь в прозе». Зрелые романы – поворот к трезво-пессимистическому взгляду на жизнь. «Жизнь Дэвида Копперфильда» (1850) – роман-автобиография. «Крошка Доррит» (1859). «Большие надежды» (1861). Основные герои, сюжет, смысл.

Шарлотта Бронте (1816–1855). Основные факты биографии. Лучший роман «Джен Эйр» (1847).

Общие работы

1) История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Н. А. Соловьевой. – М., 1991.

2) История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Н. А.Соловьевой. – М.: «Высшая школа», 1-изд. 1991; 1994; 1999.

3) История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Е. М. Апенко. – М., 2001.

4) История западноевропейской литературы. XIX век. Франция. Италия. Испания. Бельгия. – М.; СПб., 2003.

5) История западноевропейской литературы. XIX век. Англия. – М.;СПб., 2004.

6) История западноевропейской литературы. XIX век. Германия. Австрия. Швейцария. – М.; СПб., 2005.

7) Луков, В. А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней / В. А. Луков. – М., 2003.

8) Проскурнин, Б. М. История зарубежной литературы XIX века: западноевропейская реалистическая проза / Б. М. Проскурнин, Р. Ф. Яшенькина. – М.: «Флинта-Наука», 1998.

9) Храповицкая, Г. Н. История зарубежной литературы XIX в. Романтизм /
Г. Н. Храповицкая, А. В. Коровин. – М.: Флинта, 2003.


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Занятие 1

Поэма Д.Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда»

(проблематика, особенности жанра, романтический герой)

Вопросы

1. Английский романтизм.

– Социально-политические и идеологические основы английского романтизма.

– Этапы и особенности развития английского романтизма; основные представители.

2. Творчество Джорджа Байрона.

а) Периодизация творчества Джорджа Байрона.

б) Значение творчества Байрона в истории английской и мировой литературе.

в) Место поэмы в творчестве Д.Байрона, история ее создания.

3. Идейный смысл поэмы. Проблема свободы в творчестве Д.Байрона и ее воплощение в поэме.

4. Своеобразие жанра.

а) «Паломничество Чайльд-Гарольда» как лиро-эпическая романтическая поэма.

б) Соотношение эпического и лирического пластов повествования.

в) «Паломничество», путешествие как организующее начало в свободной романтической композиции поэмы.

5. Проблема романтического героя:

а) «байронический герой», его черты, отражение в его образе типического умонастроения эпохи;

б) проблема центрального героя поэмы.

5. Образ природы и романтический пейзаж в поэме, его функции.

Задания

1. Обратитесь к научной литературе, выясните сущность понятий: романтизм, романтическое мировоззрение, романтическое мировосприятие, романтическая личность.

2. В чем состояли основные достижения романтической литературы?

Сообщения

Манифест “Озерной школы”. Предисловие к “Лирическим балладам” У. Вордсворта и С. Кольриджа.

Рекомендуемая литература

Великий романтик. Байрон и мировая литература.- М.: Наука, 1991.

Дьяконова Н.Я. Английский романтизм. Проблемы эстетики.- М.: Наука, 1978.

Дьяконова Н.Я. Лирическая поэзия Байрона.- М.: Наука, 1991.

Елистратова А.А. Байрон.- М.: Наука, 1991.

Жирмунский В.М. Байрон // Жирмунский В.М. Из истории западноевропейских

литератур.- Л.: Наука, 1981.- С.188-245.

Кургинян М.С. Дж.Байрон.- М.: Гослитиздат, 1958.

Ромм А.С. Дж.Г.Н.Байрон.- Л.; М.: Искусство, 1961.

Самарин Р.М. Байрон и его поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» // Самарин Р.М. Зарубежная литература.- М.: Высш. шк., 1987.- С.180-199.

 


Занятие 2

Идейно-художественное своеобразие

Сказочных новелл Э.Т.А.Гофмана «Золотой горшок» и «Крошка Цахес»

Вопросы

1 Развитие романтизма в Германии.

а) иенская школа: роль братьев Шлегелей в создании эстетики немецкого романтизма, борьба с классицизмом, романтическая ирония;

б) гейдельбергская школа: собирание и изучение фольклора, «Волшебный рог мальчика» А. фон Арнима и К. Брентано;

– поздний романтизм.

2. Сколько «миров» в этих произведениях?

3. Структура идеального и реального мира. Какой из миров более значим в

каждой из новелл, законы какого из них являются определяющими и для другого

мира?

4. Как соотносятся мир фантастический и мир реальный в новеллах Гофмана?

а) какова роль образов-двойников, «двойных» имен?

б) каковы формы существования представителей волшебного мира в реальности?

в) в каких эпизодах проявляется прозрачность границ между мирами?

5. Образ Цахеса, его происхождение. Функции Цахеса в реальном мире.

6. Какова роль Ансельма и Бальтазара в новеллах? Чем они отличаются друг от друга? Какой из образов в большей степени является предметом иронии?

7. В чем состоит специфика образа Кандиды в новелле «Крошка Цахес»? С какой традицией полемизирует Гофман?

8. Исторический и социальный фон новеллы «Крошка Цахес» и его отражение в произведении.

Задания

1. Обратитесь к научной литературе, найдите сведения о жанре новеллы.

Сообщения

Интерес Э.Т.А.Гофмана к различным видам искусств.

Рекомендуемая литература

Бент М.И. Немецкая романтическая новелла.- Иркутск: Иркут. гос. ун-т, 1987.

Берковский Н.Я. Романтизм в Германии.- Л.: Худ. лит., 1973.

Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма.- М.: Наука, 1978.

Гейне в воспоминаниях современников.- М.: Худ. лит., 1988.

Грешных В.И. В мире немецкого романтизма. Ф.Шлегель, Э.Т.А.Гофман,

Г.Гейне: учеб. пособие.- Калининград, 1995.

Дмитриев А.С. Проблемы иенского романтизма.- М.: МГУ, 1975.

Художественный мир Гофмана.- М.: Наука, 1982.

 

Занятие 3

Исторический роман В.Скотта «Айвенго»

Вопросы

1. Творчество Вальтера Скотта.

а) периодизация и особенности творчества В. Скотта.

б) новаторская концепция жанра исторического романа в творчестве писателя.

2. Историческая основа романа. Реальные исторические личности и их роль в развитии сюжета.

3. Система образов в романе:

а) образы англосаксов, их социальный состав. Роль иронии в создании образов;

б) образы нормандцев. Тема рыцарства;

в) образы евреев. Специфика нравственной позиции Скотта. Литературные источники образов;

г) представители народа (йомены) в романе. Роль народа в истории, особенности трактовки этой проблемы в английской литературе. Идея единства короля и народа. Роль фольклора в создании образов.

4. Способы создания исторического колорита. Роль бытовых сцен и исторических деталей в романе (привести примеры).

5. Образ Айвенго. Роль и место центрального героя романов Скотта в историческом конфликте. Влияние литературы Просвещения на концепцию образа главного героя.

6. Женские образы романа. Переосмысление средневековой оппозиции («женщина-ангел» - «женщина-дьявол») в романе.

7. Влияние В.Скотта на мировую литературу. Роль его концепции исторического романа в развитии жанра в литературе (на примере творчества А.Пушкина, Ф.Купера, В. Короткевича и др.).

Задания

1. Обратитесь к научной литературе, выясните сущность термина «роман», «исторический роман».

Рекомендуемая литература

Бельский А.А. Английский роман 1800-1810-х гг.- Пермь, 1968.

Бельский А.А. Английский роман 1820-х гг.- Пермь, 1975.

Дайчес Д. Сэр В.Скотт и его мир /пер. с англ.- М.: Радуга, 1987.

Долинин А.А. История, одетая в роман: В.Скотт и его читатели.- М.: Книга, 1988.

Пушкин А.С. О романах В.Скотта (любое издание).

Реизов Б.Г. Творчество В.Скотта.- М.; Л.: Худ. лит., 1965.

 

Занятие 4

Роман В.Гюго «Собор парижской богоматери»

В контексте открытий романтической прозы

Вопросы

1. Творчество Виктора Гюго.

а) Этапы творческого пути Виктора Гюго.

2. Место романа «Собор парижской богоматери» в творческой судьбе автора. Замысел, история создания.

3. Исторический конфликт в романе:

а) образ Собора как символа средневековья. Квазимодо и Клод Фролло как представители эпохи;

б) образ площади в романе. Роль образа Жана Фролло.

4. Особенности историзма В.Гюго:

а) роль образа Парижа в романе. Живописность манеры Гюго;

б) роль современной проблематики в романе. Образы Феба де Шатопера и Флер де Лис.

5. Социальный конфликт в романе:

а) Дворец правосудия. Социальная иерархия и особенности ее изображения в романе;

б) Двор чудес. Образ народа в романе.

6. Тема искусства в романе. Функция образа Гренгуара.

7. Женские образы в романе, их контрастность. Функция образа Гудулы.

8. Художественное своеобразие исторического романа В.Гюго (сопоставить с

В.Скоттом).

Задания

1. Обратитесь к научным источникам, выявите сущность понятия «роман» (история жанра, законы).

Сообщения

Предисловие к драме «Кромвель» как манифест романтической драматургии (драма и драматизм в понимании В. Гюго)

Рекомендуемая литература

Евнина Е.М. Виктор Гюго.- М.: Наука, 1976.

Забабурова Н.В. Французский психологический роман: (эпоха Просвещения и романтизма).- Ростов: РГУ, 1992.

Моруа А. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго.- Киев: Мистецтво, 1986.

Реизов Б.Г. Французский роман XIX в.- М.: Высш. шк., 1977.

Самарин Р.М. Виктор Гюго // Самарин Р.М. Зарубежная литература.- М.: Высш. шк., 1987.- С.211-221.

 

Занятие 5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 876; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.223.12 (0.009 с.)