Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция № 1. Первая половина XIX века как Литературная эпоха. Романтизм и реализм

Поиск

Хронологические рамки эпохи романтизма и реализма.

Политические события того времени: наполеоновские войны.

История романтизма как история литературных сообществ: «йенские» и «гейдельбергские романтики» в Германии, «озерная школа» в Англии, кружок «Сенакль» во Франции.

Понятие «романтизм». Генезис термина «романтизм». Самоопределение романтиков: литературная теория А. и Ф. Шлегелей. Восприятие античности в их работах.

Формирование парадигмы классического реализма (вторая треть столетия). Полемика с романтизмом и вопросы наследования элементов традиции. Обострение социальной динамики, историко-экономические контуры эпохи. Революционные процессы первой половины века. Развитие демократических тенденций в литературе.

Сложности терминологического осмысления понятия «реализм». Позитивистские тенденции в художественном слове. О. Конт: полемика разума и воображения. Культ детализации и социальной направленности литературных произведений. «Социальная правда» и формирование принципов жизнеподобия искусства. Традиции и роль литературной критики в литературном процессе. Хронология становления реалистического метода и его теоретического оформления. Вопросы трактовки понятий «история», «правда»/«истина». Традиция исторической прозы.

Система жанров в эпоху романтизма и реализма.

Лекция №2: Романтизм в Германии: периодизация. Клейст. Э.Гофман. Г. Гейне

Периодизация романтизма в Германии.

Иенские романтики. Создание литературной теории немецкого романтизма.

Просветительство и романтизм как основы творчества Клейста.

«Пентесилея» — вершина драматургии Клейста. Пластический стиль Клейста.

Гофман как воплощение представлений романтиков о художнике универсального дарования. Гофман-музыкант, театрал и художник, бамбергский период жизни Гофмана: постановки Клейста.

Новеллы Гофмана. Сборник Гофмана «Фантазии в манере Калло» (1814 год). Тема музыки в первом сборнике Гофмана: «Дон-Жуан», «Кавалер Глюк». Новелла Гофмана «Золотой горшок»: новый жанр «сказка из новых времен». Романтический герой у Гофмана.

1819 – «Крошка Цахес» – одна из вершин позднего Гофмана. Мифологический пласт, поиски прототипа, особенности жанра литературной философской сказки.

1822 – последняя сказка Гофмана «Повелитель блох». «Дело» Гофмана.

Гофман-романист: Роман «Эликсиры сатаны» и «Житейские воззрения кота Мурра».

Гейне. Обзор творчества.

Лекция №3. Английский романтизм. Творчество Д. Байрона. В. Скотт

Хронологические рамки английского романтизма. Основные черты английского романтизма.

«Лирические баллады» Кольриджа и Вордсворта. Программное предисловие Кольриджа и Вордсворта к изданию «Лирических баллад». «Сказание о Старом мореходе» Кольриджа: мифологический пласт, необычность композиции, соотношение фабулы и сюжета. Стилистика поэмы Кольриджа.

Творчество Д. Г. Байрона. Биография поэта. Периодизация творчества. Отличительные черты творческого метода Байрона. Плитическая и общественная деятельность айрона.

«Паломничество Чайльд Гарольда»: споры о жанре, соотношение лирического героя и автора, роль лирического героя в композиции поэмы, новый характер художественной связи, свободная композиция поэмы. Исторический и политический контекст создания поэмы. Выход героя за пределы романтической «внутренней» точки зрения. Образ наполеоновской Европы в поэме, «реальное» время в поэме Байрона, историзм Байрона. Введение современности в поэму. Комедийный подтекст поэмы, метафора странствующего рыцаря. Политика в произведении Байрона. Байрон: политик и художник. «Байроническая» тоска как концепт европейской культуры XIX века. Поэтика «восточных» поэм Байрона.

Исторический роман В. Скотта. Основные вехи биографии писателя. В. Скотт: первые поэтические опыты. В. Скотт и фольклор. В. Скотт как создатель жанра исторического романа. Новаторство В. Скотта. Особенности историзма у В. Скотта. Основные циклы романов В. Скотта: «шотландский» цикл, «английский цикл». Роль личности в истории (по В. Скотту). История и современность в творчестве В. Скотта.

Лекция №4. Романтизм во Франции: его национальное своеобразие.

Социальная активность нации, бурное развитие общества в период революции и наполеоновских войн.

Устойчивое положение классицизма. Бои между классиками и романтиками. Необходимость пересмотра принципов художественного языка. Развитие драмы. Создание лирической поэзии как выражение внутреннего движения личности. Более позднее развитие романтизма, отсутствие очевидных связей с фольклором.

Своеобразное движение жанров от исповедальной повести к философско-описательной поэме, историческому роману и драме.

Параллельное формирование исторической науки, осмысление опыта революции.

Зарождение культурно-исторической школы критики., установление принципов зависимости литературы от общественных институтов.

Творчество А. де Мюссе (1810-1857). Творчество А. де Мюссе. Тема Италии и Испании в творчестве А. де Мюссе. Тема «болезни века» в романе
А. де Мюссе.

Творчество Гюго. Творчество раннего Гюго: поэтические опыты. Влияние Ламартина, переход к романтизму, сборник «Оды и баллады», разграничение жанров. Реформа французской поэзии В. Гюго, сборник «Восточное» (1820). Реформа александрийского стиха во Франции.

В.Гюго как теоретик романтизма. Манифест французского романтизма. «Предисловие к «Кромвелю». Работа В. Гюго о Шекспире.

В. Гюго как романист: «Собор Парижской богоматери». Период изгнания
В. Гюго. Работа В. Гюго о Шекспире. Роман «Отверженные». Парижский период деятельности В. Гюго. Поэтика и проблематика романа «Девяносто третий год».

 

Лекция №5. Романтизм в Америке

Этапы развития американского романтизма

Творчество В. Ирвинга, Ф. Купера, Готорна. Жанр новеллы в творчестве В. Ирвинга. Фольклор американских индейцев в творчестве В. Ирвинга. Готорн – романист. Фронтир и его значение для американской литературы. Творчество Ф. Купера. Периодизация. Судьба романов Купера на родине и в России. Пенталогия о «Кожаном чулке» – своеобразный взгляд на историю Америки, соотношение культуры, цивилизации и природы.

Творчество Э. По: теоретические работы: «Философия творчества», «Поэтический принцип». Лирика Э. По. Основные темы, образы, мотивы. По как новеллист. Характер фантастики у Э. По.

Творчество Эмерсона, Лонгфелло и Торо.

Американский «ренессанс»: Готорн «Алая буква». Трансцендентализм Эмерсона. Концепция «доверия к себе» Эмерсона. Руссоизм Торо. Наследие Торо в XX веке.

Лекция №6. Французский реализм

Особенности литературного процесса во Франции 1830–1860-х гг.

Творчество О. Бальзака (1799-1850). Раздвоенность личности и мировоззрения. «Человеческая комедия». Структура и идейное содержание. Рассказ «Гобсек» (1830). Ростовщик Гобсек – типичный стяжатель, одно из ярких воплощений скупости в мировой литературе, воплощение власти денег. Образ прожигателя жизни Максима де Трая. Роман «Отец Горио» (1834). Роман «Евгения Гранде» (1833). Роман «Утраченные иллюзии» (1842) – раскрытие продажной сути современной журналистики и шоу-бизнеса. Главный герой перед выбором: либо честная бедность, либо слава и богатство ценой сделки с совестью. Неизбежная расплата за сладкую жизнь. Бальзак как знаток женщин. Лучший роман на эту тему – «Воспоминания двух юных жён» (1842).

Стендаль ( 1783–1842). Мировоззрение. Атеизм. Эготизм. Взгляды Стендаля на смысл жизни, счастье, нравственность и религию. Ключевые моменты биографии. Отношение к французскому обществу эпохи Реставрации. Особенности творчества. Лучшее произведение - роман «Красное и чёрное» (1830). Смысл названия и смысл романа. Первое реалистическое описание войны в романе «Пармская обитель» (1839). Эссе «О любви» (1822) – подробный психологический анализ любви.

Гюстав Флобер (1821–1880). Мировоззрение. Пессимизм. Эстетизм. Эстетическое наслаждение – единственное счастье, доступное человеку. Совершенство композиции и стиля – основа поэтики Флобера. Красота точности и краткости. Идея полной объективности искусства.

«Госпожа Бовари» (1857) – изображение ненавистной Флоберу среды – провинциального мещанства. Реалистическая неоднозначность основных образов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 601; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.22 (0.008 с.)