Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Историко-литературный процесс Великобритании в 20 веке↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Билет. Литература Великобритании Вариант 1 Образ героя в литературе 20 века, как изменялся (обзор на основе) В модернистской парадигме образ героя и мира рассеивается по всему пространству произведения. Повествование подчиняется лишь законам движения мысли, основанного на ассоциативном принципе. Главным в повествовании становится событие или действие сознания, в отличие от литературы классического типа. Герой в героическом смысле этого слова исчезает. Он уже не совершает поступков (в классическом понимании этого слова). Небывалое развитие получил внутренний монолог героя, изложение его мыслей, переживаний, ставшее настолько значительным в произведении, что автор и авторская точка зрения в модернизме отодвинулись на второй план. Отдельного внимания заслуживает открытие такого приема представления внутреннего монолога как «поток сознания», в котором смешаны и ощущения героя, и то, что он видит. «Поток сознания» создаёт впечатление, что читатель как бы «подслушивает» свой опыт в сознании персонажей, что даёт ему прямой интимный доступ в их мысли. Философский роман Сартра «Тошнота» написан в форме дневника, который передает интимный мир переживаний героя. Антуан Рокантен решает описывать свои мысли, чтобы разобраться с необъяснимым состоянием, он перестает воспринимать окружающий его мир как нормальный, все предметы кажутся ему липкой и вязкой массой, вызывающей отвращение. Сартр выводит в качестве героя Рокантена, человека, который отчужден от себя, который находится не в ладу как с самим с собой, так и с вещами действительности, окружающими его: они давят его своим присутствием и непреодолимой вязкостью. Сартр как представитель модернизма создает героя, который не совершает поступков с большой буквы. Он просто живет. Существует. Всепоглощающее одиночество человека, его неограниченная свобода, ощущение собственного существования вызывают ощущение тошноты. У героя исчезает целостное восприятие мира, предметы утрачивают свой привычный характер. Антуан считает, что любое человеческое существование напоминает «неловкие усилия насекомого, опрокинутого на спину». Книга о маркизе, которую пишет главный герой, помогает ему «не чувствовать своего существования». Любые предметы: дерево, скамейка, и сам Рокантен не имеют между собой ничего общего, кроме главного – все они излишни. "И я -- вялый, ослабленный, непристойный, обуреваемый мрачными мыслями -- я тоже был лишний". Осознание излишества своего существования ведет героя к пониманию абсурдности бытия. «Человек первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам» - говорит Сартр. Именно к этой мысли и приходит главный герой, слушая мелодию американской джазовой песенки. Рокантен обнаружил, что мелодия не существует, она вне вещей. Герой решает оправдать свое существование, сотворив шедевр. Крупнейший представитель экспрессионизма в литературе — Франц Кафка убежден: отчужденный человек живет во враждебном мире. У Кафки для личности нет перспективы, он обречен. В «Превращении» главный герой Грегор - обычный служащий, ничем неприметный, добрый и чуткий, превращается в насекомое. Стоит сказать, что тема «маленького», неприметного человека – еще одна излюбленная тема модернистов – незащищенная личность, которая попадает в кризисную ситуацию. В теле жука начинается процесс утраты человеческого: сначала Грегор утрачивает речь, а потом одно за другим и многие свои душевные свойства, которыми гордился, но при этом он и в своем новом, пугающе-отвратительном облике остается человеком в большей мере, чем члены его семьи. К своему превращению он относится как к не подлежащей пересмотру реальности, принимает его и к тому же испытывает угрызения совести только за то, что потерял работу и подвел семью. Внутренний мир Грегора развивается в новелле по законам строжайшего рационализма, но у Кафки, как и у многих писателей ХХ века, рационализм незаметно переходит в абсурд. Когда Грегор в своем новом облике наконец появляется в гостиной перед управляющим, падает в обморок его мать, начинает рыдать отец, а сам Грегор располагается под своей собственной фотографией времен военной службы, на которой "изображен лейтенант, положивший руку на эфес шпаги и беззаботно улыбавшийся, внушая уважение своей выправкой и своим мундиром". Почему Грегор Замза не возмущается, не ужасается? Потому что он, как и все основные персонажи Кафки, с самого начала не ждёт от мира ничего хорошего. Билет Историко-литературный процесс Франции 20 века. Историко-литературный процесс Франции 1870 год – поражение Франции в войне с Пруссией и падение Второй империи. 1871 год (март - май) – провозглашение и гибель Парижской коммуны. На смену Второй империи пришла Третья республика (1870 – 1940), которую называли «республикой без республиканцев». Первые десятилетия её существования были омрачены коррупцией, цинизмом бесчестных политиков, торжеством буржуазных и мещанских настроений. На исходе 19 века Франция активная вела колониальные войны. Несмотря на поражение Коммуны, в 1870 – 1880 начинается рабочее движение, мимо которого не прошли и писатели (Э. Золя, А. Франс, Р. Роллан). В 1889 году широко отмечалось столетие Великой французской революции. Конфронтация консервативно-националистических и демократических сил вышла на поверхность во время дела Дрейфуса, которое раскололо страну на два лагеря. Тяжелым потрясением для общества стала Первая мировая война.
Реализм В конце 19 века сохраняет свою значимую роль реализм (направление, стремящееся к правдоподобному изображению действительности). 1830–1860 гг – классический этап реализма, наиболее отчетливо представленный в творчестве Стендаля и О. де Бальзака. С 1860 гг. – постклассическая фаза (обогащение проблематики и жанрово-стилевых особенностей реалистического искусства). Вариант 4. Литература черных американцев (от войны за независимость до Первой мировой войны. Конец 19 в- нач. 20) Рост негритянской литературы сковывался в силу многих факторов: давление расистской идеологии, укоренившееся представление о «белом» превосходстве, согласное которому люди с темным цветом кожи по самой своей биологической природе пребывают где-то между животным и человеком. Особенности: - поднимаются вопросы не о горестной жизни рабов, а о черном сознании, о "душах черных людей", о современном положении "нового негра" в белом обществе, о перспективах дальнейшего сосуществования рас. - призыв гордиться эстетическим богатством африканского духовного наследия и развивать самобытную афроамериканскую культуру Представители: Пол Лоренс Данбар – утверждая чувство расовой гордости, славил черных солдат, сражавшихся в армии северян, использует «негритянский диалект», говор, распространенный на плантациях юга. Фредрик Дуглас, Уильям Дюбуа – отстаивал справедливость борьбы за права негров, сформулировал две задачи, стоящие перед неграми: обретение гражданских прав во всей полноте; возможность для молодежи получить образование в соответствие со способностями («Душа черного народа»).
Постмодернизм.(с 60-х) Модернисты исходили из представлений о тотальном кризисе базовых ценностей, крушении цивилизации, поэтому художественные возможности классического реализма они считали исчерпанными. Они показали абсурдность бытия. Модернистские тенденции обнаруживаются в творчестве крупных писателей реалистического направления (Фолкнер, Хемингуэй, Воннегут). Нередко трудно прочертить некую разграничительную линию между модернизмом и реализмом. Постмодернизм связан с трансформацией базовых философских, мировоззренческих позиций модернизма. Термин постмодернизм часто употребляется для характеристики литературы конца ХХ века. В переводе с немецкого постмодернизм означает «то, что следует после модерна». Преодоление как элитарности модернистской литературы, ориентированной на сравнительно узкий круг интеллектуалов, так и примитивизм и шаблонность массовой беллетристики. Преодолевается разрыв между искусством для необразованных и искусством для образованных. Для постмодернизма характерно: - взаимопроникновение жанров. - В постмодернизме текст произведения очень сложен, в нём есть несколько слоёв смысла, каждый из которых несёт своё содержание (текст пишется по-разному для разных читателей, элитарный и массовый читатель воспринимают его с одинаковым удовольствием, но видят в нём разное.). Сочетание развлекательности и эрудированности. - мистифицированное видение действительности, - мир – царство хаоса, в нем главенствуют ложные ценности, суррогаты массовой культуры. - Деканонизация всех официальных условностей, ироническая переоценка ценностей. - Мутантное изменение жанров, порождающее новые формы «Школа черного юмора» (1950-е – 1970-е) Особенности: - включает в себя пародийное начало по отношению к модернизму. - герой пассивен, озабочен лишь собственным существованием. - показан среднестатистический индивид в алогичном и бездуховном социуме. - преобладание в поэтике парадокса, иронии. Представители: Джон Барт, Томас Пинчон, Дональд Бартельм, Джеймс Донвли (бессмысленность человеческого существования, погоня за деньгами, комфортом и жажда сексуального удовлетворения).
ГДР (Восточная Германия): После 2-й мировой войны 1939—45 писатели-антифашисты активно участвовали в строительстве первого в германской истории государства рабочих и крестьян — ГДР. Продолжая традиции классической немецкой литературы, критического реализма и революционной пролетарской литературы 20 в., писатели ГДР успешно развивают национальную литературу социалистического реализма.
Социалистический реализм Основные темы в литературе ГДР в первые послевоенные годы: - разоблачение преступной идеологии и практики фашизма, вскрытие его социально-классовых корней, - воспитание чувства ответственности человека перед своим народом и историей - не обсуждался пресловутый “комплекс вины”. - отражает различные стороны социалистического строительства в стране. - строительство, созидательный труд рабочего класса. Представители: Роберт Бехер, Анна Зегерс, Бертольд Брехт (Эпический театр Брехт нередко отождествлял с соц.реализмом, видя их общие черты в стремлении сорвать с действительности мистические покровы, выявить подлинные законы общественной жизни во имя ее революционного изменения)
Представители 1. Анна Зегерс (Германия) 2. Бертольд Брехт (Германия) 3. Генрих Бёлль (Германия) 4. Луи Арагон (Франция) 5. Гауптман (Германия) 6. Б.Брехт (ГДР) Писатели антифашистского движения после разделения Германии на ГДР и ФРГ продолжили свою работу в послевоенное время. В ФРГ – Группа 47, Магический реализм - чувствовали свою вину за весь немецкий народ, который происходил в мире. Прошедший войну Генрих Бёлль в своем произведении «Глазами клоуна» сумел ярко изобразить противоречия послевоенного европейского общества. По его мнению, конформизм и эгоизм стали одними из основных пороков современных европейцев. Автор поднимает вопрос «Какой стала Германия после второй мировой войны?». Главный герой ни в чем не находит опоры – ни в любви, ни в налаженном быте, ни в религии; во всем он видит лицемерие послевоенного общества. Концепция мира. В романе предстает Германия середины 1940-х – начала 1960-х, пережившая фашистскую диктатуру, крах третьего рейха, оккупацию союзными войсками и раскол. Все эти значимые события никоим образом не приводят к изменению глубинной сущности изображенного в романе мира-общества. Созданию образа статичного мира способствует и постоянное подчеркивание автором преемственной связи между ФРГ 1960-х и Германией прошлого. Главными инструментами мира-общества, условием процветания которого является ограничения свободы личности, выступают государство и Церковь, насаждающие порядки разного рода (законы, религию, брак, этикет, моду), формирующие определенную систему убеждений, манипулирующие как низменными, так и возвышенными устремлениями людей. Бертольд Брехт «Мамаша Кураж и ее дети». Всем своим содержанием пьеса заставляет читателя в канун второй мировой войны подумать о ее последствиях, о том, кому она выгода и кто от нее пострадает. Но в пьесе звучит не только одна антивоенная тема. Брехта глубоко беспокоила политическая незрелость простых трудящихся в Германии, их неспособность правильно разобраться в подлинном смысле происходящих вокруг них событий, благодаря чему они стали опорой и жертвами фашизма. Основная критическая суть в пьесе направлена не на правящие классы, а на все морально искаженное, что есть в трудящихся. Брехтовская критика проникнута одновременно и негодованием и сочувствием. Пьеса развертывается в форме драматической хроники позволяющей Брехту нарисовать широкую и моментообразную картину жизни Германии во всей ее сложности и противоречивости, и на этом фоне показать свою героиню. Война для Кураж – источник дохода. Она не понимает даже, что сама явилась виновницей гибели своих детей. Трагические уроки войны ничему не учат жадную маркитантку. Но показать прозрение героини не входило в задачу автора. Для драматурга главное, чтобы зритель извлек из ее жизненного опыта урок для себя Вариант 5. Политический роман · модификации: хроника, политико-фантастический роман, документальный роман; · изображение типических персонажей в необычных обстоятельствах; · критика потребительского общества Семейный роман · изображение кульминационных моментов семейных хроник: столкновение поколений «Роман идей» · Соединение философской проблематики и конкретно-историческими и политическими проблемами Социалистический реализм — одно из важнейших художественных направлений в искусстве XX века; особый художественный метод (тип мышления), базирующийся на познании и осмыслении жизненной действительности эпохи, которая понималась как динамично изменяющаяся в своём «революционном развитии». Это направление дает такой жанр, как Роман Река (конец 19 века- 1920е годы)– серия повествования, каждое из них выступает как самостоятельное произведение, но все связаны между собой общностью героев или сюжета. Пример: Марсель Пруст «В поисках утраченного времени». В 50-60 годы появляется Новый роман Новый роман или «антироман» — название литературного направления во французской прозе, сложившегося в конце 1940-х — начале 1960-х годов и противопоставившего свои произведения социально-критическому, с разветвленным сюжетом и множеством персонажей, роману бальзаковского типа, который было принято считать одной из стержневых традиций французской литературы. Бальзаку «новые романисты» противопоставили Флобера, Кафку, Вирджинию Вулф, «Чуму» Альбера Камю, «Тошноту» Сартра. Особенности: · отказ от персонажей, от «историй», от ангажированности («мир из ничего, из пыли»); · своеобразная форма отражения реального бытия, в границах, очерченных осознанием «безмерности незнания» и желанием «организовывать хаос» по законам искусства Представители: · Натали Саррот «Золотые плоды»
Развитие жанра в Германии: В рамках реализма в начале 1900-ых годов появляются такие разновидности жанра, как интеллектуальный, социальный и исторический романы. Интеллектуальный – философичность, многослойность, многосоставность, особая трактовка времения (Т.Манн «Волшебная гора»). Социальный роман – поднимаются социально-значимые проблемы (Генрих Манн «Бедные»). Исторический роман (Фейхтвангер Лион «Безобразная герцогиня»). В рамках магического реализма (1960-е годы) появляется психологический роман (Г. Казак «Город за рекой») - автор ставит за цель изображения и исследования «внутреннего мира человека» и «тончайших движений её души».
США В рамках реализма (с 1870ых годов) – жанры соц.-бытовой роман, психологический роман, соц. – психологический роман. В рамках натурализма (с 1890-ых) - «Великий американский роман», роман в новеллах (серия зарисовок). «Великий американский роман» - отрицание американской мечты. Появляется Антифашистский роман (проявление личного мужества и категория личной свободы)– время «Потерянного поколения» (20-30е годы).. Пример: Хемингуэй «По ком звонит колокол». Постмодернистский роман – в рамках направления постмодернизм (с 50ых годов). Постмодернистский роман своими интертекстуальными отношениями создает некое виртуальное повествовательное пространство, в котором развивающийся линейно исторический процесс предстает как повторяющийся. Убедившись в неспособности рассказчика или автора внятно и последовательно передать историю героя, читатель начинает рассчитывать на свой авторитет, и в конечном итоге уже зависит от него самого, сумеет ли он преодолеть главенствующий в книге «хозяйский» дискурс и приблизиться к пониманию описываемых процессов.
Великобритания: В начале 1870е-1900е годы (Натурализм) – романы характеров и среды («Уэссекские романы» Т.Гарди), сатирический роман, семейно-бытовой роман, роман воспитания, детективный роман, морской роман. 1880е-1910е годы(неоромантизм) – исторический роман, фантастический роман, приключенческий роман (Стивенсон «Остров сокровищ»). Герой – волевая личность, стоящая перед серьезным выбором. 1880е-1900е годы (эстетизм). Преобладание эстетических ценностей над этическими и над соц. Проблемами. Жанр – философский роман «Портрет Дориана Грея» О.Уальд. 1890е-1920е годы (Новый реализм) – трагедия поколения, прошедшего войну, героический персонаж в мире технического прогресса. Мотив исчерпанности, бессилия современной цивилизации. «Роман-джаз» - контрастная композиция, использование драматических приемов (Р.Олдингтон); разговорная манера стиля, обусловленная тематикой (Дж.Оруэлл), детективные мотивы в сюжете (Г.Грин). Антивоенный социально-психологический роман (Р.Олдингтон «Смерть героя»), роман-антиутопия (О. Хаксли «Дивный новый мир»), также сатирический роман и роман-детектив. 1920е-40е годы (модернизм) – модернистский роман (Д.Г.Лоуренс «Любовник леди Чаттерлей». Отказ от соц. Проблем, акцент на изображении внутреннего мира человека. Литература «потерянного поколения» Потерянное поколение
Потерянное поколение — литературное течение, возникшее в период между двумя войнами (Первой и Второй мировой). Течение, в котором отразилось разочарование в современной цивилизации и утрата просветительских идеалов, обостренные трагическим опытом 1-й мировой войны. Возникновение термина: Термин приписывают Гертруде Стайн. Впоследствии стал известен благодаря упоминанию в романе Эрнеста Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой». «Потерянность» в широком смысле – это следствие разрыва и с системой ценностей, восходящих к «пуританизму», «традиции благопристойности», и довоенным представлениям о том, какими должны быть тематика и стилистика художественного произведения. «ПП» - это характеристика тех молодых людей, которые ослепленные ура-патриотической пропагандой, отправились на войну и испытали горькое потрясение, познав ее. На родине они столкнулись с равнодушием обывателей. Все идеалы разлетелись в прах под неотвратимыми ударами действительности. Их испепеляли огненные будни войны, их топили в грязи будни послевоенных лет. Особенности: - Заброшенность человека в историю, лишившуюся привычных контуров. - Неприятие системы ценностей, которая допустила бойню. - Показывает, как человек сохранял себя, сознательно теряя свое место в обществе, становясь потерянным для общества. Для человека потерянного поколение главное это сохранение себя как личности, здесь не важен сюжет и время, важна позиция. - Герои ищут новые идеалы, осознание собственной выбитости. - Интерес к теме самопознания. - Разочарование в современной цивилизации; - утрата просветительских идеалов; - трагический опыт 1-й мировой войны Представители: 1. Джон Дос Пассос (США) 2. Томас Вулф (США) 3. Уильям Фолкнер (США) 4. Фрэнсис Скотт Фицджеральд (США) 5. Эзра Паунд (США) 6. Эрнест Хемингуэй (США) 7. Эрих Мария Ремарк (Германия) 8. Анри Барбюс (Франция) 9. Ричард Олдингтон (Великобритания) Эрнест Хемингуэй (1899 - 1961) — американский журналист, нобелевский лауреат, участник Первой мировой войны. Главный мотив творчества — одиночество. Хемингуэя-писателя отличают следующие особенности: • Некнижный стиль (влияние журналистского опыта): лаконизм, точность детали, отсутствие украшений текста • Тщательная работа над композицией — рассматривается незначительное на первый взгляд событие, за которым стоит человеческая драма. Часто берется кусочек жизни «без начала и конца». • Создание реалистической картины послевоенного времени: описание условий реальности дается с помощью глаголов движения, полнснндетона, обращением к сенсорному восприятию действительности. • Герой — в поединке с самим собой: стоический кодекс. Все герои "военных" произведений чувствуют, что их одурачили, а затем предали. Лейтенант итальянской армии американец Фредерик Генри ("Прощай, оружие!" Э. Хемингуэя) прямо говорит, что больше не верит трескучим фразам о "славе", "священном долге" и "величии нации". В романе поднимается и тема зыбкости человеческого счастья. Бесчеловечность и антигуманность войны становится особенно рельефной, когда в этой атмосфере расцветает светлое чувство между американским лейтенантом Фредериком Генри и медицинской сестрой англичанкой Кэтрин Баркли. Их любовь пронизана ощущением трагизма. Кэтрин признается своему возлюбленному: «Мне кажется, с нами случится самое ужасное», говорит, что они вдвоем слишком слабы против целого мира Антивоенный роман «Прощай, оружие!» изображает путь прозрения героя, который убегает от войны, не задумываясь, не размышляя, потому что просто хочет жить. Показана философия «обретение — в потерях» на примере судьбы одного человека. Смерть ребенка и Кэтрин подчеркивает полное крушение надежд Генри на счастье, на настоящую жизнь, он все теряет. Смерть Кэтрин означает и крушение того жизненного идеала, к которому стремился Генри после того, как он распрощался с оружием. Его попытка бежать от общества в мир личного счастья не удалась. Генри снова на распутье. И автор не знал, куда пойдет его герой. Не случайно он многократно переделывал заключительные строки романа. Олдингтон. Смерть героя. Это наиболее обстоятельный рассказ о том, что такое вообще война с точки зрения потерянного поколения, о том, как формируется это потерянное поколение. Это произведение отличается от произведений Ремарка и Хемингуэя своей масштабностью. Повествование начинается уже в конце 19 века, показывая, что война это только итог того что начиналось гораздо раньше, это итог политики, социального развития, итог морального развития и деградации. Поэтому роман имеет колоссальное значение в литературе потерянного поколения, это обличительно критический пафос. С другой стороны, это рассказ о том, как человек теряет себя на войне. Он прослеживает своего героя с детства до самой его смерти. Ричард Уинтербор оказывается экстремумом, в итоге войны он понимает, что жизнь бессмысленна не только на войне, но и в мирном мире, который ничему не научился и ничего не понял. Существование его настолько бессмысленно, что он кончает жизнь самоубийством в последний день войны, в первый день перемирия. Суть мироощущения человека потерянного поколения это не только потрясение войной, это еще и потрясение тем, что мир прошел мимо нее. Мирная реальность, в которую возвращаются потерянные, для них неприемлема, так как в этом мире нет опыта войны, он их отторгает, они не могут войти в эту реальность. Этот невоенный мир не знает трагедий этой войны, он не хочет знать о масштабе великих вещей, которые они испытали. Их фронтовое братство не может сравниться ни с какими приятельскими отношениями. Война это трагедия, ужас, но оказавшись внутри трагедии, человек теряет возможность врать, он раскрывается, ты знаешь, кто чего стоит. Мирная действительность не знает ни трагедий, ни побед, ни искренности. То есть у потерянного поколения не только ужас перед войной, но и привязанность к войне. Вариант 6. Развитие драматургического жанра ЕСТЬ! + В драме как правило присутствие автора минимизировано – можно найти в кратких характеристике персонажей и в ремарках автора. Иногда автор отказывается от развернутой характеристики персонажей. В «театре абсурда», например, может не быть вообще никаких характеристик.
Вариант 3. Германия Кратко этапы развития Германии:
Одним из самых важных событий в истории Германии нового времени стало воссоединение страны, завершившееся 18 января 1871 г. провозглашением Германской империи. Германская империя (1871-1918) Первая мировая война (1914-1918) Веймарская республика (1919-1934) - События ноября 1918 года известны как Ноябрьская революция. Революция привела к установлению в Германии режима парламентской демократии, известного под названием Веймарская республика. 9 ноября 1918 года было объявлено об отречении кайзера Вильгельма II от престола. 30 января 1933 года Адольф Гитлер стал рейхсканцлером. Это событие обозначило конец Веймарской республики Режим, существовавший в Германии при нацистах – Третий рейх (16 августа 1934 года по 23 мая 1945 года) Вторая мировая война (1939-1945) Поражение Германии, оккупация антигитлеровской коалицией части Германии (США, СССР, Великобритания, а позже и Франция) Федеративная республика Германии - одно из двух немецких государств, которые в XX веке после Второй мировой войны существовали на территории современной Германии (1949-1990) на территории британской, американской и французской оккупационных зон. Германская демократическая республика (1949-1990) - социалистическое государство, основанное 7 октября 1949 года в советской оккупационной зоне Германии С 1990 – единая Германия
Реализм (с 1850-х годов) – правдивое, объективное отображение социальной действительности. Лишь в 1880-е гг. реализм был потеснен натурализмом с его радикальными программами. В 1930-х получает новое развитие, продуктивно используя многие модернистские приемы. - обостренная подребность в интерпретации жизни. - моделирование актуальных проблем в историческом сюжете. Представители: Томас Манн, Герман Гессе, Альфред Дёблин. Позже Лион Фейхтвангер Натурализм (с 1880-х) -(naturalisme от лат. naturalis — «природный, естественный») – направление в художественной литературе и искусстве, сложившееся во второй половине 19 века в Европе и Америке, которое рассматривает человеческую природу как универсальный принцип объяснения его поведения. В Германии натурализм стремился погрузиться в социальную жизнь современности под знаменем беспощадной правдивости при изображении любых сторон действительности. Предпосылки: идеи французских натуралистов (Э.Золя), влияние О.Конта и его «Курса позитивной философии», в котором закономерности общественной жизни подчинены естественнонаучным категориям.
Особенности: - Выражает настроения протеста мелкой буржуазии, в жизни которой промышленный подъем и стремительное нарастание империализма в Германии производят сильнейшие потрясения и сдвиги. Рушатся остатки ремесленничества. Мелкая буржуазия частью окрыляется надеждами на быстрое обогащение, но, с другой стороны, широкие ее слои, раньше самостоятельные или полусамостоятельные, разоряются, теряя всякие перспективы на будущее. Теоретики натурализма А. Хольц и Й. Шлаф разработали концепцию «секундного стиля»: - изображение мира должно быть подобным воспроизведению того, как падает лист, оторвавшийся от ветки. - Законом искусства должно быть воспроизведение мелочей быта. - Детально надо описывать поведение людей, вскрывая физиологические импульсы или болезненные отклонения психики, которые им управляют.
- писатели, соглашаясь с необходимостью усвоения литературой естественнонаучных методов и достижений, видели, ее задачу в изображении детерминированности человека не только географическими и биологическими, но и социально-общественными факторами. Они в определенной степени ориентировались на литературу реалистическую.
В период становления натурализма в Германии энергичнее всего развивалась поэзия, затем принципы натурализма принесли особенно заметный результат в драме.
В истории немецкого натурализма важной вехой оказывается 1889 г., своеобразный пик натуралистического движения. «Свободный театр» - своеобразный форум немецкого натурализма. Там в том же 1889 г. Была поставлена первая драма Гауптмана «Перед восходом солнца». Натурализм существовал не только одновременно с другими литературными движениями, но и в соединении с ними, адаптируя и приспосабливая к себе отдельные идеи символизма, неоромантизма, импрессионизма.
Представители: Генрих и Юлиус Гарт, Хольц, Кретцер. Гауптман «Перед восходом солнца» (Премьера пьесы сопровождалась скандалом: никогда еще на немецкой сцене обыденная жизнь не изображалась с такой степенью откровенности, выступая в самом неприглядном свете.) Самой заметной приметой нового художественного этапа становится постепенный отход многих писателей от натурализма. На рубеже 20 века вызывала протест главная концепция натурализма: человек был показан в полной, детально исследованной зависимости от мира (среда, наследственность). Критика от имени тогдашних читателей требовала, чтобы литература выдвинула активных героев. Персонажи литературы, поднявшейся на волне отрицания натурализма, не отличались подвижничеством. Однако их выделяли подававшиеся как достоинство индивидуализм и даже странность, частным случаем которой казалась болезнь. Человеческая судьба представлялась загадочной
Показательным для состояния литературы было возникновение двух разных художественных концепций, ориентировавшихся на романтизм и античность (в ином варианте — на классицизм). Неоромантизм (конец 19-нач.20 века) Особенности: - отказ от исповедуемого натурализмом отражения современной действительности в ее конкретных формах. - Герой существовал в состоянии постоянного нервного возбуждения, охваченный тоской по приоткрывшимся ему иным, нездешним мирам. Переживаниям героев обычно придавалось особое метафизическое значение. - Душа героя часто мучительно разрывалась между двумя правдами — правдой земного и иного, неземного существования. - Обычно подчеркивалась двуплановость: суть конфликта состояла в несоединимости повседневного и вечного, житейского и духовного, объяснимого и таинственного. - Герои исключительны и гениальны, «дар божий» - утонченность, отдаленность от реальной жизни. Представители: Р. Хух 90—900-х годов, некоторые пьесы Г. Гауптмана, а также Э. Хардта, К. Фольмеллера, произведения молодого Г. Гессе, ранние романы Я. Вассермана и Б. Келлермана, поэзия П. Шеербарта, М. Даутендея и др. Наряду с неоромантизмом в зарубежном литературоведении часто на равных правах, порой как синонимы употребляются термины «символизм» и «импрессионизм». Неоромантизм включал в себя черты символистской эстетики. Символизм (конец 19-нач.20) – одно из течений, избегающих обращения к реальности и любой её интерпретации. Символизм характеризуется уходом от жестокой действительности, во всяком случае, попыткой ухода, и одновременно служит свидетельством полного отделения искусства от политики государства и процессов, происходивших в обществе. Предпосылки: философия Шопэнгауэра, интуитивизм Бергсона (истинное познание существует лишь на уровне интуиции) Особенности: - символисты не обращались в своём творчестве к теме общественной действительности. - их цель “чистая поэзия”, поэтому именно символистам приписывается нахождение такого известного принципа, как “искусство ради искусства” - В противоположность натурализму символизм отказывается от изображения действительности и конкретики содержания. - В противоположность импрессионизму и романтизму символизм исключает отображение объективных предметов, личных восприятий и внешних впечатлений. - Символистская поэтическая фантазия намного больше увлекается представлением элементов реального мира посредством образов и символов. - Они считали, что ценность имеет не изображение объективной реальности, а именно изображение символа, в образе которого находят отражение мечты, видения и идеи.
Представители: (поэзия Стефана Георге, 1868 - 1933) - Четко оформленные стихи Стефана Георге полны чувственных символов и образов: экзотических благоухающих цветов, драгоценных камней и металлов, редких птиц.
Импрессионизм – одно из литературных стилевых явленийконца 19 – нач 20 века.В литературе, в отличие от живописи, импрессионизм не сложился как отдельное направление. Скорее можно говорить о чертах импрессионизма внутри разных направлений эпохи, прежде всего внутри натурализма и символизма. Импрессионистическая техника использовалась Шлафом и для передачи тончайших переменчивых состояний его героев («Летняя смерть», «Тихие миры», «Светотень»). Импрессионистическая фрагментарность отличала лирическую прозу Цезаря Флайшлена. Поэт Макс Даутендей воспринимал мир как переливы красок, звуковую симфонию, благоухание. Импрессионизм не получил развития в немецкой литературе, она получила от импрессионизма лишь плодотворные импульсы, которые шли от литературы Австрии, отличавшую на рубеже веков чрезвычайная непосредственность, полнота и глубина моментального восприятия жизни. Немецких писателей редко привлекал анализ бесконечно изменчивых состояний человека.
Другой попыткой найти общую художественную идею, которая могла бы объединить утративший общезначимые ценности мир, было обращение
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 639; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.219.221 (0.016 с.) |