Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Новые тенденции в романном жанреСодержание книги
Поиск на нашем сайте 1) Появляется жанр романа-эпопеи, по мнению писателей, способствующий постижению жизненной правды и глубинных тенденций в жизни общества. 2) В творчестве многих авторов (Э. Золя, Р. Роллан и др.) романы объединялись в дилогии, трилогии, тетралогии, многотомные циклы 3) Складываются такие жанровые разновидности романа, как «музыкальный» (Р.Роллан), философский (А. Франс), социально-психологический (Г. де Мопассан) и др. Воплощение жизненной правды не предполагает только «жизнеподобие» в искусстве, но рождает различные формы условности (символика, аллегория, гротеск, фантастика). В реалистическом романе прослеживаются стилистические элементы других эстетических школ (натурализма, символизма и др.), с которыми он плодотворно взаимодействует. Выделить реализм в чистом виде становится очень сложно. Писатели-реалисты принимают участие в литературно-эстетических дискуссиях, которые становятся фактором общественного значения. Не случайно в художественном творчестве писателей реалистического направления сквозной становится тема искусства («Творчество» Э. Золя, «Жан Кристоф» Р. Роллана).
Натурализм (1860 – 1910гг) Натурализм – литературно-эстетическое направление, сложившееся в последней трети 19 века. Натурализм возник, оформился и получил теоретическое обоснование во Франции у Шанфлери, братьев Э. и Ж. Гонкуров и Золя. Натурализм был откликом на исторические реалии конца века: социальные контрасты, бывшие следствием индустриализации и урбанизации, классовые конфликты, конфронтацию труда и капитала, проблемы «дна» общества (нищета, проституция, алкоголизм, люмпенизация). Философская основа: позитивизм, в частности труды Огюста Конта. Разрыв с философской метафизикой, создание «социальной физики», призванной реорганизовать общество на научных основах. Общество как развивающийся организм.
В программном предисловии к «Жермини Ласерте» Гонкуры декларировали свою концепцию современного романа. Это один из первых манифестов натурализма. Читателю предлагался «клинический анализ Любви». Их роман, «суровый и чистый», не для любителей книг «утешительных и болеутоляющих». Гонкуры были убеждены: роман имеет право на изображение жизни «низших классов» - у народа «есть и душа, и сердце». Гонкуры показывают роль физиологического фактора в характере и в поступках Жермини, в проявлении ее любовных чувств.
Характерный жанр: «медицинский этюд» (Золя, предисловие к роману «Тереза Ракен», писатель = ученый, врач) Символизм (1860 – 1910 гг) Символизм – литературно-эстетическоенаправление, сложившееся в 1860-1870 годы во Франции в поэзии П.Верлена, А. Рембо, С. Малларме и других. Общие принципы этого направления были выражены П. Верленом в его стихотворении «Искусство поэзии», в сборнике А.Рембо «Озарение» и Ж. Мореасом в «Манифесте символизма».
Мореас считал символизм новой фазой искусства. Реакцией на «одряхление» предшествовавших идей.
Философские основы символизма. Символисты исходили из представления о превосходстве творчества над жизнью, главенстве «другого» мира, противостоящего бытовой реальности, мира, порожденного гением художника, нередко пребывающего в состоянии озарения. Отсюда символистская концепция поэта-ясновидца. В основе символизма – идеи Платона, Канта и Гегеля. Не менее важны оказались и концепции Шопенгауэра. · Символисты стремятся разглядеть за внешним покровом бытовой повседневности запредельную сущность. · Первооснова их творчества – музыкальная стихия, вера в магическую силу поэтической речи. Жанры: поэзия «ясновидения», исповедальная проза, стихи-прогулки, стихи-разговоры, каллиграммы. Модернизм (1910–1950 гг) Литература французского модернизма – явление сложное по содержанию, разнообразное по форме и пестрое по составу. Она представлена такими, казалось бы, разными школами, группами, течениями, как сюрреализм, дадаизм, драма абсурда, «новый роман» и другие. Однако это разнообразие не скрывает близости позиций французских модернистов, когда речь заходит об отношении к реалистической традиции и об осмыслении места человека в мире, возможностей познания окружающей действительности. Особенности:
Представители: М.Пруст, А.Жид, П.Валери и другие
Большое влияние на практику модернизма оказали: · идеи иррационалистического волюнтаризма А.Шопенгауэра и Ф.Ницше · учение об интуиции А.Бергсона и Н.Лосского · психоанализ 3.Фрейда и К.Г.Юнга
Дадаизм (1910–1920 гг) Дадаизм – модернистское направление в искусстве и в частности в литературе, сложившееся, как творческое объединение людей, осуждавших Первую мировую войну – эта война была воспринята ими, как чудовищная бессмыслица. Так, основоположник дадаизма, Тристан Тцара, писал: «Эта война не была нашей войной, нас вынуждали участвовать в ней, и мы понимали лживость изъявляемых по ее поводу чувств, убожество оправданий».
Характерный жанр: стихи без слов (нагромождения бессмысленных звуковых сочетаний), стихи-каталоги
Сюрреализм (1920–1960 гг) После окончания войны дадаистское движение с его нигилизмом постепенно утрачивало смысл. Появилась потребность не столько в отрицании старой культуры, сколько в создании новых художественных ценностей.
Главные деятели движения – Андре Бретон – писатель, лидер и идейный вдохновитель течения, Луи Арагон – один из основателей сюрреализма, причудливым образом ставший впоследствии певцом коммунизма.
Предпосылки: дадаизм и психоанализ Фрейда
Жанры: «стихи в прозе» или «проза в стихах» (более всего подходили для «автоматического письма»)
Послевоенная французская литература определяется, в основном двумя тенденциями. С одной стороны, пессимистические настроения, связанные своими истоками с событиями второй мировой войны и оккупации, беспрестанно усугубляются в послевоенные годы зависимостью Франции от американского империализма и «грязными» колониальными войнами, которые французское правительство вело против воли своего народа, наконец, фашистской опасностью, идущей со стороны ультраколониалистов. Отсюда волна разочарования, пессимизма и растерянности в среде буржуазной интеллигенции – вследствие чего распространение экзистенциалистской философии и литературы.
С другой стороны, активизация и приобщение к политической жизни широких трудящихся масс, возрастающая сплоченность и сознательность французского пролетариата, все большее и больше распространение идей марксизма – социальный реализм.
Экзистенциализм (1940–1960 гг) Экзистенциализм как философия сложился в конце XIX - начале XX века в трудах Хайдоггера и Ясперса, Шестова и Бердяева. Как литературное направление экзистенциализм сформировался во Франции в годы второй мировой войны в художественных произведениях и работах теоретического характера Альбера Камю, Жана-Поля Сартра и оказал существенное влияние на всю послевоенную культуру.
· В абсурдном, пустом, по Сартру, мире, где нет «бога», нет идеалов, человек не способен справиться с враждебностью бытия: он обречен на абсолютное одиночество, которое с ним никто не разделит. · Исходная позиция экзистенциализма – индивидуальное сознание. Именно оно исследуется на уровне «жизни в себе» с предельной тщательностью, что является несомненной заслугой этой системы взглядов. · Провозгласив абсурдность человеческого бытия, экзистенциализм впервые открыто включил «смерть» как мотив доказательства смертности и аргумент обреченности человека и его «избранничества». · Детально проработаны в экзистенциализме этические проблемы: свободы и ответственности, совести и жертвенности, цели существования и назначения, широко вошедшие в лексикон искусства века.
Экзистенциализм привлекал желанием понять человека, трагизм его удела и существования; к нему обращались многие художники разных направлений и методов.
Соти – этот средневековый комедийно-сатирический жанр возродил Андре Жид – в его произведениях сатира имела разрушительный декадентский характер, выставляющий всех дураками
Абсурдизм (1950 гг) Абсурдизм – система философских взглядов, развившаяся из экзистенциализма, в рамках которой утверждается отсутствие смысла человеческого бытия.
Как мировоззренческая теория, абсурдизм является частью философии экзистенциализма, и через него, очевидно, имеет своими корнями воззрения датского философа XIX века Сёрена Кьеркегора. Как стройная философская концепция, абсурдизм получил своё развитие в программной работе Альбера Камю «Миф о Сизифе», опиравшегося на идеи Шестова, Бердяева, Гуссерля, Достоевского, Ницше и Кьеркегора. Предпосылками для возникновения философии абсурда стала череда мировых войн начала XX столетия, страдания и гибель людей в которых, а также социальная неустроенность общества стали почвой для развития и распространения идей экзистенциализма как в первую очередь гуманистического движения. На волне повышенного интереса к работам вошедших в моду Сартра и Камю в первой половине XX века началась популяризация идей философии абсурда. Лучшим доказательством ничтожества жизни являются примеры, приводимые в доказательство ее величия. Согласно абсурдизму, люди на протяжении всей своей истории предпринимали попытки найти смысл жизни. Для одних, традиционно, этот поиск следовал одним из двух путей: человек либо приходил к заключению, что жизнь бессмысленна, и всё что мы имеем — это «здесь и сейчас», либо к ощущению пустоты, к ощущению, что все заранее предопределено некими высшими силами. Часто этим ощущением являлась вера в Бога или, в общем смысле, приверженность к религии. Однако в последнем случае невозможно избежать вопроса о том, каково же предназначение самого Бога.
Основные принципы: • абсурд – источник свободы • нет Бога, нет смысла жизни, есть только истина смерти • мир – бессмысленное, лишенное логики • отрицание реалистичных персонажей • столкновение «простого» человека с обществом • появление «Театра абсурда» • вещи обретают жизнь, а люди превращаются в неодушевленные предметы • распад слова, действия, характеров, обстоятельств драматических жанров Жанры: антипьеса, новелла Представители: Альберт Камю, Жан-Поль Сартр, Эжен Ионеско, Сэмюэль Беккет
Социальный реализм (1940–1980гг) Предпосылки: Вторая мировая война, баррикады Мая-68, распространение социалистических идей Основные принципы: • точная передача фактов, документов • герои произведений - выходцы из народа • борьба за светлое будущее • в центре - образ Родины • формы поэзии воспринимаются в функции сопротивления • разнообразие пространственно-временных форм • ангажированность литературы • Движение «Сопротивление» Жанры: «поэзия сопротивления», «поэзия обстоятельств», шансонье Представители: Луи Арагон, Поль Элюар, Жак Превер, Робер Мерль, Эрве Базен
«Новый роман» или «антироман» — название литературного направления во французской прозе, сложившегося в конце 1940-х — начале 1960-х годов и противопоставившего свои произведения социально-критическому, с разветвленным сюжетом и множеством персонажей, роману бальзаковского типа, который было принято считать одной из стержневых традиций французской литературы. Бальзаку «новые романисты» противопоставили Флобера, Кафку, Вирджинию Вулф, «Чуму» Альбера Камю, «Тошноту» Сартра. Камю и Сартр поддерживали «новых романистов», Сартр использовал для их характеристики термин «антироман». Лидер направления – французский писатель и кинорежиссер Ален Роб-Грийе. Основные представители нового романа – Натали Саррот, Мишель Бютор Писатели антиромана провозгласили технику повествования традиционного модернизма исчерпанной и предприняли попытку выработать новые приемы повествования, лишенного сюжета и героев в традиционном смысле. Писатели исходили из представления об устарелости самого понятия личности как оно истолковывалось в прежней культуре - личности с ее переживаниями и трагизмом. На художественную практику нового романа оказала философия французского постструктурализма, прежде всего Мишель Фуко и Ролан Барт, провозгласившие «смерть автора». Новый роман культивирует бессознательное и, соответственно, доводит стиль потока сознания до предельного выражения.
Основой художественной идеологии стали «вещизм» и антитрагедийность. Отказ от ангажированности («мир из ничего, из пыли»), своеобразная форма отражения реального бытия, в границах, очерченных осознанием «безмерности незнания» и желанием «организовывать хаос» по законам искусства Шозизм – одно из обозначений литературного движения во Франции 50-60 годов XX века, связанного со школой «нового романа». Шозизм подразумевает описание (сколь угодно подробное) предметов самих по себе, вне связей между ними и, прежде всего, помимо культурно-символических напластований смысла, «наросших» на них. Особенности:
Представители: Ален Роб-Грийе
Постмодернизм (1950 –1980гг) Отличительные признаки постмодернизма указал в своё время американский литературовед И. Хассан. Он насчитал их тридцать один, сравнивая с модернизмом. Наиболее характерными признаками в ряду «модернизм — постмодернизм» являются: «форма (единая, закрытая), цель – игра,… синтез – антитеза, соединение – разъединенность,… жанр/границы – текст/интертекст,… метафора – метонимия,…метафизика – ирония»
Принципы:
Жанры: · антироман - разновидность современной французской прозы (40 - 70-х гг. XX в.), бесстрастно анализирующей общезначимые, но безликие жизненные ситуации, порождённые отчуждением и конформизмом; литературное произведение, не соответствующее законам жанра романа в его классических формах. · антидрама – новая концпеция драмы - отказ от изображения характера человека, театр переходит к тотальному изображению человека. Все герои драмы абсурда – тотальные люди. События тоже нуждаются в рассмотрении с точки зрения того, что они являются результатом неких ситуаций, созданных автором, в рамках которых открывается картина мира. Драма абсурда – это не рассуждение об абсурде, а демонстрация абсурдности.
Клод Эжен Анри Симон Деконструктивизм (конец 60 гг) Основные принципы: • разрушение однозначности, обнаружение противоречивости, незавершенности, недосказанности • текст не опирается ни на какую внешнюю структуру, ни на какой центр • отрыв языка «знака» от смысла • система языка-система непрестанно перемещающихся импульсов, «следов», «множественности» Представители: Жак Деррида «О граммотологии»
Свое название деконструктивизм получил по основному принципу анализа текста, практикуемого Дерридой — «деконструкции», смысл которой в самых общих чертах заключается: в выявлении внутренней противоречивости текста, в обнаружении в нем скрытых и незамечаемых не только «наивным читателем», но и ускользающих от самого автора «остаточных смыслов», доставшихся в наследство от дискурсивных практик прошлого, закрепленных в языке в форме мыслительных стереотипов, и столь же бессознательно трансформируемых современными автору языковыми клише (деконструкция). В деконструкции главное не смысл и даже не его движение, но само смещение смещения, сдвиг сдвига, передача передачи. Интерес к бессознательному.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.015 с.) |