Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Новые тенденции в романном жанреСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1) Появляется жанр романа-эпопеи, по мнению писателей, способствующий постижению жизненной правды и глубинных тенденций в жизни общества. 2) В творчестве многих авторов (Э. Золя, Р. Роллан и др.) романы объединялись в дилогии, трилогии, тетралогии, многотомные циклы 3) Складываются такие жанровые разновидности романа, как «музыкальный» (Р.Роллан), философский (А. Франс), социально-психологический (Г. де Мопассан) и др. Воплощение жизненной правды не предполагает только «жизнеподобие» в искусстве, но рождает различные формы условности (символика, аллегория, гротеск, фантастика). В реалистическом романе прослеживаются стилистические элементы других эстетических школ (натурализма, символизма и др.), с которыми он плодотворно взаимодействует. Выделить реализм в чистом виде становится очень сложно. Писатели-реалисты принимают участие в литературно-эстетических дискуссиях, которые становятся фактором общественного значения. Не случайно в художественном творчестве писателей реалистического направления сквозной становится тема искусства («Творчество» Э. Золя, «Жан Кристоф» Р. Роллана).
Натурализм (1860 – 1910гг) Натурализм – литературно-эстетическое направление, сложившееся в последней трети 19 века. Натурализм возник, оформился и получил теоретическое обоснование во Франции у Шанфлери, братьев Э. и Ж. Гонкуров и Золя. Натурализм был откликом на исторические реалии конца века: социальные контрасты, бывшие следствием индустриализации и урбанизации, классовые конфликты, конфронтацию труда и капитала, проблемы «дна» общества (нищета, проституция, алкоголизм, люмпенизация). Философская основа: позитивизм, в частности труды Огюста Конта. Разрыв с философской метафизикой, создание «социальной физики», призванной реорганизовать общество на научных основах. Общество как развивающийся организм.
В программном предисловии к «Жермини Ласерте» Гонкуры декларировали свою концепцию современного романа. Это один из первых манифестов натурализма. Читателю предлагался «клинический анализ Любви». Их роман, «суровый и чистый», не для любителей книг «утешительных и болеутоляющих». Гонкуры были убеждены: роман имеет право на изображение жизни «низших классов» - у народа «есть и душа, и сердце». Гонкуры показывают роль физиологического фактора в характере и в поступках Жермини, в проявлении ее любовных чувств.
Характерный жанр: «медицинский этюд» (Золя, предисловие к роману «Тереза Ракен», писатель = ученый, врач) Символизм (1860 – 1910 гг) Символизм – литературно-эстетическоенаправление, сложившееся в 1860-1870 годы во Франции в поэзии П.Верлена, А. Рембо, С. Малларме и других. Общие принципы этого направления были выражены П. Верленом в его стихотворении «Искусство поэзии», в сборнике А.Рембо «Озарение» и Ж. Мореасом в «Манифесте символизма».
Мореас считал символизм новой фазой искусства. Реакцией на «одряхление» предшествовавших идей.
Философские основы символизма. Символисты исходили из представления о превосходстве творчества над жизнью, главенстве «другого» мира, противостоящего бытовой реальности, мира, порожденного гением художника, нередко пребывающего в состоянии озарения. Отсюда символистская концепция поэта-ясновидца. В основе символизма – идеи Платона, Канта и Гегеля. Не менее важны оказались и концепции Шопенгауэра. · Символисты стремятся разглядеть за внешним покровом бытовой повседневности запредельную сущность. · Первооснова их творчества – музыкальная стихия, вера в магическую силу поэтической речи. Жанры: поэзия «ясновидения», исповедальная проза, стихи-прогулки, стихи-разговоры, каллиграммы. Модернизм (1910–1950 гг) Литература французского модернизма – явление сложное по содержанию, разнообразное по форме и пестрое по составу. Она представлена такими, казалось бы, разными школами, группами, течениями, как сюрреализм, дадаизм, драма абсурда, «новый роман» и другие. Однако это разнообразие не скрывает близости позиций французских модернистов, когда речь заходит об отношении к реалистической традиции и об осмыслении места человека в мире, возможностей познания окружающей действительности. Особенности:
Представители: М.Пруст, А.Жид, П.Валери и другие
Большое влияние на практику модернизма оказали: · идеи иррационалистического волюнтаризма А.Шопенгауэра и Ф.Ницше · учение об интуиции А.Бергсона и Н.Лосского · психоанализ 3.Фрейда и К.Г.Юнга
Дадаизм (1910–1920 гг) Дадаизм – модернистское направление в искусстве и в частности в литературе, сложившееся, как творческое объединение людей, осуждавших Первую мировую войну – эта война была воспринята ими, как чудовищная бессмыслица. Так, основоположник дадаизма, Тристан Тцара, писал: «Эта война не была нашей войной, нас вынуждали участвовать в ней, и мы понимали лживость изъявляемых по ее поводу чувств, убожество оправданий».
Характерный жанр: стихи без слов (нагромождения бессмысленных звуковых сочетаний), стихи-каталоги
Сюрреализм (1920–1960 гг) После окончания войны дадаистское движение с его нигилизмом постепенно утрачивало смысл. Появилась потребность не столько в отрицании старой культуры, сколько в создании новых художественных ценностей.
Главные деятели движения – Андре Бретон – писатель, лидер и идейный вдохновитель течения, Луи Арагон – один из основателей сюрреализма, причудливым образом ставший впоследствии певцом коммунизма.
Предпосылки: дадаизм и психоанализ Фрейда
Жанры: «стихи в прозе» или «проза в стихах» (более всего подходили для «автоматического письма»)
Послевоенная французская литература определяется, в основном двумя тенденциями. С одной стороны, пессимистические настроения, связанные своими истоками с событиями второй мировой войны и оккупации, беспрестанно усугубляются в послевоенные годы зависимостью Франции от американского империализма и «грязными» колониальными войнами, которые французское правительство вело против воли своего народа, наконец, фашистской опасностью, идущей со стороны ультраколониалистов. Отсюда волна разочарования, пессимизма и растерянности в среде буржуазной интеллигенции – вследствие чего распространение экзистенциалистской философии и литературы.
С другой стороны, активизация и приобщение к политической жизни широких трудящихся масс, возрастающая сплоченность и сознательность французского пролетариата, все большее и больше распространение идей марксизма – социальный реализм.
Экзистенциализм (1940–1960 гг) Экзистенциализм как философия сложился в конце XIX - начале XX века в трудах Хайдоггера и Ясперса, Шестова и Бердяева. Как литературное направление экзистенциализм сформировался во Франции в годы второй мировой войны в художественных произведениях и работах теоретического характера Альбера Камю, Жана-Поля Сартра и оказал существенное влияние на всю послевоенную культуру.
· В абсурдном, пустом, по Сартру, мире, где нет «бога», нет идеалов, человек не способен справиться с враждебностью бытия: он обречен на абсолютное одиночество, которое с ним никто не разделит. · Исходная позиция экзистенциализма – индивидуальное сознание. Именно оно исследуется на уровне «жизни в себе» с предельной тщательностью, что является несомненной заслугой этой системы взглядов. · Провозгласив абсурдность человеческого бытия, экзистенциализм впервые открыто включил «смерть» как мотив доказательства смертности и аргумент обреченности человека и его «избранничества». · Детально проработаны в экзистенциализме этические проблемы: свободы и ответственности, совести и жертвенности, цели существования и назначения, широко вошедшие в лексикон искусства века.
Экзистенциализм привлекал желанием понять человека, трагизм его удела и существования; к нему обращались многие художники разных направлений и методов.
Соти – этот средневековый комедийно-сатирический жанр возродил Андре Жид – в его произведениях сатира имела разрушительный декадентский характер, выставляющий всех дураками
Абсурдизм (1950 гг) Абсурдизм – система философских взглядов, развившаяся из экзистенциализма, в рамках которой утверждается отсутствие смысла человеческого бытия.
Как мировоззренческая теория, абсурдизм является частью философии экзистенциализма, и через него, очевидно, имеет своими корнями воззрения датского философа XIX века Сёрена Кьеркегора. Как стройная философская концепция, абсурдизм получил своё развитие в программной работе Альбера Камю «Миф о Сизифе», опиравшегося на идеи Шестова, Бердяева, Гуссерля, Достоевского, Ницше и Кьеркегора. Предпосылками для возникновения философии абсурда стала череда мировых войн начала XX столетия, страдания и гибель людей в которых, а также социальная неустроенность общества стали почвой для развития и распространения идей экзистенциализма как в первую очередь гуманистического движения. На волне повышенного интереса к работам вошедших в моду Сартра и Камю в первой половине XX века началась популяризация идей философии абсурда. Лучшим доказательством ничтожества жизни являются примеры, приводимые в доказательство ее величия. Согласно абсурдизму, люди на протяжении всей своей истории предпринимали попытки найти смысл жизни. Для одних, традиционно, этот поиск следовал одним из двух путей: человек либо приходил к заключению, что жизнь бессмысленна, и всё что мы имеем — это «здесь и сейчас», либо к ощущению пустоты, к ощущению, что все заранее предопределено некими высшими силами. Часто этим ощущением являлась вера в Бога или, в общем смысле, приверженность к религии. Однако в последнем случае невозможно избежать вопроса о том, каково же предназначение самого Бога.
Основные принципы: • абсурд – источник свободы • нет Бога, нет смысла жизни, есть только истина смерти • мир – бессмысленное, лишенное логики • отрицание реалистичных персонажей • столкновение «простого» человека с обществом • появление «Театра абсурда» • вещи обретают жизнь, а люди превращаются в неодушевленные предметы • распад слова, действия, характеров, обстоятельств драматических жанров Жанры: антипьеса, новелла Представители: Альберт Камю, Жан-Поль Сартр, Эжен Ионеско, Сэмюэль Беккет
Социальный реализм (1940–1980гг) Предпосылки: Вторая мировая война, баррикады Мая-68, распространение социалистических идей Основные принципы: • точная передача фактов, документов • герои произведений - выходцы из народа • борьба за светлое будущее • в центре - образ Родины • формы поэзии воспринимаются в функции сопротивления • разнообразие пространственно-временных форм • ангажированность литературы • Движение «Сопротивление» Жанры: «поэзия сопротивления», «поэзия обстоятельств», шансонье Представители: Луи Арагон, Поль Элюар, Жак Превер, Робер Мерль, Эрве Базен
«Новый роман» или «антироман» — название литературного направления во французской прозе, сложившегося в конце 1940-х — начале 1960-х годов и противопоставившего свои произведения социально-критическому, с разветвленным сюжетом и множеством персонажей, роману бальзаковского типа, который было принято считать одной из стержневых традиций французской литературы. Бальзаку «новые романисты» противопоставили Флобера, Кафку, Вирджинию Вулф, «Чуму» Альбера Камю, «Тошноту» Сартра. Камю и Сартр поддерживали «новых романистов», Сартр использовал для их характеристики термин «антироман». Лидер направления – французский писатель и кинорежиссер Ален Роб-Грийе. Основные представители нового романа – Натали Саррот, Мишель Бютор Писатели антиромана провозгласили технику повествования традиционного модернизма исчерпанной и предприняли попытку выработать новые приемы повествования, лишенного сюжета и героев в традиционном смысле. Писатели исходили из представления об устарелости самого понятия личности как оно истолковывалось в прежней культуре - личности с ее переживаниями и трагизмом. На художественную практику нового романа оказала философия французского постструктурализма, прежде всего Мишель Фуко и Ролан Барт, провозгласившие «смерть автора». Новый роман культивирует бессознательное и, соответственно, доводит стиль потока сознания до предельного выражения.
Основой художественной идеологии стали «вещизм» и антитрагедийность. Отказ от ангажированности («мир из ничего, из пыли»), своеобразная форма отражения реального бытия, в границах, очерченных осознанием «безмерности незнания» и желанием «организовывать хаос» по законам искусства Шозизм – одно из обозначений литературного движения во Франции 50-60 годов XX века, связанного со школой «нового романа». Шозизм подразумевает описание (сколь угодно подробное) предметов самих по себе, вне связей между ними и, прежде всего, помимо культурно-символических напластований смысла, «наросших» на них. Особенности:
Представители: Ален Роб-Грийе
Постмодернизм (1950 –1980гг) Отличительные признаки постмодернизма указал в своё время американский литературовед И. Хассан. Он насчитал их тридцать один, сравнивая с модернизмом. Наиболее характерными признаками в ряду «модернизм — постмодернизм» являются: «форма (единая, закрытая), цель – игра,… синтез – антитеза, соединение – разъединенность,… жанр/границы – текст/интертекст,… метафора – метонимия,…метафизика – ирония»
Принципы:
Жанры: · антироман - разновидность современной французской прозы (40 - 70-х гг. XX в.), бесстрастно анализирующей общезначимые, но безликие жизненные ситуации, порождённые отчуждением и конформизмом; литературное произведение, не соответствующее законам жанра романа в его классических формах. · антидрама – новая концпеция драмы - отказ от изображения характера человека, театр переходит к тотальному изображению человека. Все герои драмы абсурда – тотальные люди. События тоже нуждаются в рассмотрении с точки зрения того, что они являются результатом неких ситуаций, созданных автором, в рамках которых открывается картина мира. Драма абсурда – это не рассуждение об абсурде, а демонстрация абсурдности.
Клод Эжен Анри Симон Деконструктивизм (конец 60 гг) Основные принципы: • разрушение однозначности, обнаружение противоречивости, незавершенности, недосказанности • текст не опирается ни на какую внешнюю структуру, ни на какой центр • отрыв языка «знака» от смысла • система языка-система непрестанно перемещающихся импульсов, «следов», «множественности» Представители: Жак Деррида «О граммотологии»
Свое название деконструктивизм получил по основному принципу анализа текста, практикуемого Дерридой — «деконструкции», смысл которой в самых общих чертах заключается: в выявлении внутренней противоречивости текста, в обнаружении в нем скрытых и незамечаемых не только «наивным читателем», но и ускользающих от самого автора «остаточных смыслов», доставшихся в наследство от дискурсивных практик прошлого, закрепленных в языке в форме мыслительных стереотипов, и столь же бессознательно трансформируемых современными автору языковыми клише (деконструкция). В деконструкции главное не смысл и даже не его движение, но само смещение смещения, сдвиг сдвига, передача передачи. Интерес к бессознательному.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.189 (0.01 с.) |