Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новые тенденции в романном жанре

Поиск

1) Появляется жанр романа-эпопеи, по мнению писателей, способствующий постижению жизненной правды и глубинных тенденций в жизни общества.

2) В творчестве многих авторов (Э. Золя, Р. Роллан и др.) романы объединялись в дилогии, трилогии, тетралогии, многотомные циклы

3) Складываются такие жанровые разновидности романа, как «музыкальный» (Р.Роллан), философский (А. Франс), социально-психологический (Г. де Мопассан) и др.

Воплощение жизненной правды не предполагает только «жизнеподобие» в искусстве, но рождает различные формы условности (символика, аллегория, гротеск, фантастика). В реалистическом романе прослеживаются стилистические элементы других эстетических школ (натурализма, символизма и др.), с которыми он плодотворно взаимодействует. Выделить реализм в чистом виде становится очень сложно.

Писатели-реалисты принимают участие в литературно-эстетических дискуссиях, которые становятся фактором общественного значения. Не случайно в художественном творчестве писателей реалистического направления сквозной становится тема искусства («Творчество» Э. Золя, «Жан Кристоф» Р. Роллана).

 

 

Натурализм (1860 – 1910гг)

Натурализм – литературно-эстетическое направление, сложившееся в последней трети 19 века. Натурализм возник, оформился и получил теоретическое обоснование во Франции у Шанфлери, братьев Э. и Ж. Гонкуров и Золя.

Натурализм был откликом на исторические реалии конца века: социальные контрасты, бывшие следствием индустриализации и урбанизации, классовые конфликты, конфронтацию труда и капитала, проблемы «дна» общества (нищета, проституция, алкоголизм, люмпенизация).

Философская основа: позитивизм, в частности труды Огюста Конта. Разрыв с философской метафизикой, создание «социальной физики», призванной реорганизовать общество на научных основах. Общество как развивающийся организм.

  • Натуралисты гипертрофировали роль биологии и физиологии: «Пороки и добродетели – такие же неизбежные результаты социальной жизни, как купорос и сахар – продукты химических процессов»
  • Крайне важными для оформления эстетики натурализма стали успехи в области естественных и медицинских наук, углубившие представление о самой человеческой природе
  • Стремились распространить научную методологию на область художественного творчества, использовать в писательской практике эксперимент, объективно исследовать изображаемую сферу деятельности
  • Ученый (наблюдатель + экспериментатор) = писатель
  • Писатель может только констатировать то или иное событие, без оценки, без обобщения
  • Принцип абсолютной объективности
  • Изображение низших слоев общества, темных сторон жизни

В программном предисловии к «Жермини Ласерте» Гонкуры декларировали свою концепцию современного романа. Это один из первых манифестов натурализма. Читателю предлагался «клинический анализ Любви». Их роман, «суровый и чистый», не для любителей книг «утешительных и болеутоляющих». Гонкуры были убеждены: роман имеет право на изображение жизни «низших классов» - у народа «есть и душа, и сердце». Гонкуры показывают роль физиологического фактора в характере и в поступках Жермини, в проявлении ее любовных чувств.

 

Характерный жанр: «медицинский этюд» (Золя, предисловие к роману «Тереза Ракен», писатель = ученый, врач)

Символизм (1860 – 1910 гг)

Символизм литературно-эстетическоенаправление, сложившееся в 1860-1870 годы во Франции в поэзии П.Верлена, А. Рембо, С. Малларме и других. Общие принципы этого направления были выражены П. Верленом в его стихотворении «Искусство поэзии», в сборнике А.Рембо «Озарение» и Ж. Мореасом в «Манифесте символизма».

 

Мореас считал символизм новой фазой искусства. Реакцией на «одряхление» предшествовавших идей.

  • Символистская поэзия «пытается одеть Идею в осязаемую форму», для чего призвана выработать «первозданный и сложный» стиль, «нетронутые слова, обновленную метрику, искусно организованный беспорядок», «блестящую, чеканную рифму»
  • Символизм опирался на опыт В. Гюго, парнасцев (Т. де Банвиля, Леконт де Лиля), Ш. Бодлера. Среди предтеч символизма – великий американский романтик Эдгар По
  • В основе символизма – понятие символа как универсальной философско-эстетической категории. Символ – это знак, обладающий неисчерпаемой многозначностью и чувственной наглядностью. В символе воплощаются внутренние устремления художника, интуитивное подсознательное начало, смысл и дух явления, не лежащие на поверхности. Символ неотторжим от образа, но неравнозначен ему. В отличие от аллегории, поддающейся логической расшифровке, символ обычно не предполагает однозначных толкований. Он апеллирует к воображению, фантазии.

Философские основы символизма. Символисты исходили из представления о превосходстве творчества над жизнью, главенстве «другого» мира, противостоящего бытовой реальности, мира, порожденного гением художника, нередко пребывающего в состоянии озарения. Отсюда символистская концепция поэта-ясновидца. В основе символизма – идеи Платона, Канта и Гегеля. Не менее важны оказались и концепции Шопенгауэра.

· Символисты стремятся разглядеть за внешним покровом бытовой повседневности запредельную сущность.

· Первооснова их творчества – музыкальная стихия, вера в магическую силу поэтической речи.

Жанры: поэзия «ясновидения», исповедальная проза, стихи-прогулки, стихи-разговоры, каллиграммы.

Модернизм (1910–1950 гг)

Литература французского модернизма – явление сложное по содержанию, разнообразное по форме и пестрое по составу. Она представлена такими, казалось бы, разными школами, группами, течениями, как сюрреализм, дадаизм, драма абсурда, «новый роман» и другие. Однако это разнообразие не скрывает близости позиций французских модернистов, когда речь заходит об отношении к реалистической традиции и об осмыслении места человека в мире, возможностей познания окружающей действительности.

Особенности:

  • Перефокусировка с внешних обстоятельств на внутренний мир человека, его переживания и мысли.
  • Окружающий мир передается так, как ее воспринимает герой и настолько широко, насколько это необходимо для понимания его поступков и действий.
  • Техника потока сознания (внутренний монолог, доведенный до абсурда, попытка «сфотографировать» весь кажущийся хаос человеческого мышления)
  • Мифотворчество, интертекстуальность.

Представители: М.Пруст, А.Жид, П.Валери и другие

 

Большое влияние на практику модернизма оказали:

· идеи иррационалистического волюнтаризма А.Шопенгауэра и Ф.Ницше

· учение об интуиции А.Бергсона и Н.Лосского

· психоанализ 3.Фрейда и К.Г.Юнга

 

Дадаизм (1910–1920 гг)

Дадаизм – модернистское направление в искусстве и в частности в литературе, сложившееся, как творческое объединение людей, осуждавших Первую мировую войну – эта война была воспринята ими, как чудовищная бессмыслица. Так, основоположник дадаизма, Тристан Тцара, писал: «Эта война не была нашей войной, нас вынуждали участвовать в ней, и мы понимали лживость изъявляемых по ее поводу чувств, убожество оправданий».

  • Дадаисты проклинали буржуазное общество и империалистическую войну.
  • Им был близок нигилистический сарказм драмы Альфреда Жарри «Король Юбю». Большое влияние на них оказал литератор Жак Ваше, на собственном фронтовом опыте понявший весь ужас войны.
  • Дадаистам не удавалось создание позитивных ценностей в искусстве. Они сами признавали это, провозгласив духовной эмблемой движения слово «дада» – лепет не научившегося говорить младенца: «…Дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего; несомненно они не достигнут ничего, ничего, ничего».
  • Поэты-дадаисты издевались над буржуазной публикой. Считая, что средства искусства прошлого совершенно непригодны для описания всего кошмара «бойни», они надеялись передать варварство и бессмысленность войны и породившего ее порядка, дразня публику варварскими, а часто и вовсе бессмысленными стихами.
  • Разрушением языка, отказом от традиционных материалов и форм искусства, они думали расстроить ритм жизни буржуазного общества, ответственного за мировую войну. Они пытались вернуть слову милу воздействия.

Характерный жанр: стихи без слов (нагромождения бессмысленных звуковых сочетаний), стихи-каталоги

 

Сюрреализм (1920–1960 гг)

После окончания войны дадаистское движение с его нигилизмом постепенно утрачивало смысл. Появилась потребность не столько в отрицании старой культуры, сколько в создании новых художественных ценностей.

 

Главные деятели движения – Андре Бретон – писатель, лидер и идейный вдохновитель течения, Луи Арагон – один из основателей сюрреализма, причудливым образом ставший впоследствии певцом коммунизма.

 

Предпосылки: дадаизм и психоанализ Фрейда

 

  • Абстрагирование от внешнего мира, создание произведений «быстро, без заранее намеченной темы». Освободив себя от «контроля со стороны разума, от какой-то бы ни было эстетической или моральной озабоченности»
  • Сюрреалистический образ – результат сближения реальностей, максимально удаленных, что создает впечатление абсолютной произвольности, господства чистой случайности при его возникновении
  • Грезы или сны – одно из ключевых понятий сюрреализма. Сюрреалисты деспотизму логики противопоставляют «всемогущество грез». Человек становится сюрреалистом в то мгновение, когда внезапно набегает «волна грез, обретающих характер видимых, слышимых, осязаемых галлюцинаций»
  • Эротику сюрреалисты подняли до уровня важнейшего философского и поэтического принципа
  • Выражение абсолютного бунта

 

Жанры: «стихи в прозе» или «проза в стихах» (более всего подходили для «автоматического письма»)

 

Послевоенная французская литература определяется, в основном двумя тенденциями. С одной стороны, пессимистические настроения, связанные своими истоками с событиями второй мировой войны и оккупации, беспрестанно усугубляются в послевоенные годы зависимостью Франции от американского империализма и «грязными» колониальными войнами, которые французское правительство вело против воли своего народа, наконец, фашистской опасностью, идущей со стороны ультраколониалистов. Отсюда волна разочарования, пессимизма и растерянности в среде буржуазной интеллигенции – вследствие чего распространение экзистенциалистской философии и литературы.

 

С другой стороны, активизация и приобщение к политической жизни широких трудящихся масс, возрастающая сплоченность и сознательность французского пролетариата, все большее и больше распространение идей марксизма – социальный реализм.

 

 

Экзистенциализм (1940–1960 гг)

Экзистенциализм как философия сложился в конце XIX - начале XX века в трудах Хайдоггера и Ясперса, Шестова и Бердяева. Как литературное направление экзистенциализм сформировался во Франции в годы второй мировой войны в художественных произведениях и работах теоретического характера Альбера Камю, Жана-Поля Сартра и оказал существенное влияние на всю послевоенную культуру.

 

· В абсурдном, пустом, по Сартру, мире, где нет «бога», нет идеалов, человек не способен справиться с враждебностью бытия: он обречен на абсолютное одиночество, которое с ним никто не разделит.

· Исходная позиция экзистенциализма – индивидуальное сознание. Именно оно исследуется на уровне «жизни в себе» с предельной тщательностью, что является несомненной заслугой этой системы взглядов.

· Провозгласив абсурдность человеческого бытия, экзистенциализм впервые открыто включил «смерть» как мотив доказательства смертности и аргумент обреченности человека и его «избранничества».

· Детально проработаны в экзистенциализме этические проблемы: свободы и ответственности, совести и жертвенности, цели существования и назначения, широко вошедшие в лексикон искусства века.

 

Экзистенциализм привлекал желанием понять человека, трагизм его удела и существования; к нему обращались многие художники разных направлений и методов.

 

Соти – этот средневековый комедийно-сатирический жанр возродил Андре Жид – в его произведениях сатира имела разрушительный декадентский характер, выставляющий всех дураками

 

Абсурдизм (1950 гг)

Абсурдизм – система философских взглядов, развившаяся из экзистенциализма, в рамках которой утверждается отсутствие смысла человеческого бытия.

 

Как мировоззренческая теория, абсурдизм является частью философии экзистенциализма, и через него, очевидно, имеет своими корнями воззрения датского философа XIX века Сёрена Кьеркегора. Как стройная философская концепция, абсурдизм получил своё развитие в программной работе Альбера Камю «Миф о Сизифе», опиравшегося на идеи Шестова, Бердяева, Гуссерля, Достоевского, Ницше и Кьеркегора.

Предпосылками для возникновения философии абсурда стала череда мировых войн начала XX столетия, страдания и гибель людей в которых, а также социальная неустроенность общества стали почвой для развития и распространения идей экзистенциализма как в первую очередь гуманистического движения.

На волне повышенного интереса к работам вошедших в моду Сартра и Камю в первой половине XX века началась популяризация идей философии абсурда. Лучшим доказательством ничтожества жизни являются примеры, приводимые в доказательство ее величия.

Согласно абсурдизму, люди на протяжении всей своей истории предпринимали попытки найти смысл жизни. Для одних, традиционно, этот поиск следовал одним из двух путей: человек либо приходил к заключению, что жизнь бессмысленна, и всё что мы имеем — это «здесь и сейчас», либо к ощущению пустоты, к ощущению, что все заранее предопределено некими высшими силами. Часто этим ощущением являлась вера в Бога или, в общем смысле, приверженность к религии. Однако в последнем случае невозможно избежать вопроса о том, каково же предназначение самого Бога.

 

Основные принципы:

• абсурд – источник свободы

• нет Бога, нет смысла жизни, есть только истина смерти

• мир – бессмысленное, лишенное логики

• отрицание реалистичных персонажей

• столкновение «простого» человека с обществом

• появление «Театра абсурда»

• вещи обретают жизнь, а люди превращаются в неодушевленные предметы

• распад слова, действия, характеров, обстоятельств драматических жанров

Жанры: антипьеса, новелла

Представители:

Альберт Камю, Жан-Поль Сартр, Эжен Ионеско, Сэмюэль Беккет

 

 

Социальный реализм (1940–1980гг)

Предпосылки: Вторая мировая война, баррикады Мая-68, распространение социалистических идей

Основные принципы:

• точная передача фактов, документов

• герои произведений - выходцы из народа

• борьба за светлое будущее

• в центре - образ Родины

• формы поэзии воспринимаются в функции сопротивления

• разнообразие пространственно-временных форм

• ангажированность литературы

• Движение «Сопротивление»

Жанры: «поэзия сопротивления», «поэзия обстоятельств», шансонье

Представители:

Луи Арагон, Поль Элюар, Жак Превер, Робер Мерль, Эрве Базен

 

 

«Новый роман» или «антироман» — название литературного направления во французской прозе, сложившегося в конце 1940-х — начале 1960-х годов и противопоставившего свои произведения социально-критическому, с разветвленным сюжетом и множеством персонажей, роману бальзаковского типа, который было принято считать одной из стержневых традиций французской литературы. Бальзаку «новые романисты» противопоставили Флобера, Кафку, Вирджинию Вулф, «Чуму» Альбера Камю, «Тошноту» Сартра. Камю и Сартр поддерживали «новых романистов», Сартр использовал для их характеристики термин «антироман».

Лидер направления – французский писатель и кинорежиссер Ален Роб-Грийе.

Основные представители нового романа – Натали Саррот, Мишель Бютор

Писатели антиромана провозгласили технику повествования традиционного модернизма исчерпанной и предприняли попытку выработать новые приемы повествования, лишенного сюжета и героев в традиционном смысле. Писатели исходили из представления об устарелости самого понятия личности как оно истолковывалось в прежней культуре - личности с ее переживаниями и трагизмом. На художественную практику нового романа оказала философия французского постструктурализма, прежде всего Мишель Фуко и Ролан Барт, провозгласившие «смерть автора». Новый роман культивирует бессознательное и, соответственно, доводит стиль потока сознания до предельного выражения.

 

Основой художественной идеологии стали «вещизм» и антитрагедийность. Отказ от ангажированности («мир из ничего, из пыли»), своеобразная форма отражения реального бытия, в границах, очерченных осознанием «безмерности незнания» и желанием «организовывать хаос» по законам искусства

Шозизм – одно из обозначений литературного движения во Франции 50-60 годов XX века, связанного со школой «нового романа». Шозизм подразумевает описание (сколь угодно подробное) предметов самих по себе, вне связей между ними и, прежде всего, помимо культурно-символических напластований смысла, «наросших» на них.

Особенности:

  • «я» художника остаётся наедине с «вещами», и это «я» заполняет образовавшуюся пустоту своей ничем не ограниченной свободой;

 

  • распад слова, действия, характеров, обстоятельств драматургических жанров и стилей

 

  • описание (сколь угодно подробное) предметов самих по себе, вне связей между ними и, прежде всего, помимо культурно-символических напластований смысла, «наросших» на них.
  • крайняя степень «дезангажированности», освобождения искусства от значений и целей. Кроме одной цели — «создавать новую форму».

 

Представители: Ален Роб-Грийе

 

Постмодернизм (1950 –1980гг)

Отличительные признаки постмодернизма указал в своё время американский литературовед И. Хассан. Он насчитал их тридцать один, сравнивая с модернизмом. Наиболее характерными признаками в ряду «модернизм — постмодернизм» являются: «форма (единая, закрытая), цель – игра,… синтез – антитеза, соединение – разъединенность,… жанр/границы – текст/интертекст,… метафора – метонимия,…метафизика – ирония»

 

Принципы:

  • Приверженцы постмодернизма утверждают, что объективная реальность потеряла значение авторитета и источника для искусства, стала «абсурдной».
  • Выдвижение на передний план литературной жизни «антидрамы» и «антиромана» («нового романа») как вариантов «литературы абсурда».
  • В отличие от произведений экзистенциалистов «новый роман» пытается быть адекватным абсурду. Даже признавая наличие «вещей», «новые романисты» с помощью субъективного, иррационального монтажа создают подлинные лабиринты из разгулявшихся вещей, утративших связь со значением, смыслом.
  • Объявляется война «монологической» форме романа, бальзаковскому роману с его непременными признаками - персонажами, фабулой, историзмом, претензией на познание объективной действительности, иллюзией реальности.
  • Одним из ключевых понятий является понятие интертекстуальности как способа построения текста, состоящего в том, что он строится из цитат и реминисценций к другим текстам.
  • - Разрушаются основы драматургического театрального искусства - диалог и действие: язык из средств коммуникации как плоти этого искусства превращается в средство разрыва связей, в самодовлеющую игру словом; «действующие лица» становятся бездействующими.
  • «Театру идеологическому и реалистическому» объявляется война.

Жанры:

· антироман - разновидность современной французской прозы (40 - 70-х гг. XX в.), бесстрастно анализирующей общезначимые, но безликие жизненные ситуации, порождённые отчуждением и конформизмом; литературное произведение, не соответствующее законам жанра романа в его классических формах.

· антидрама – новая концпеция драмы - отказ от изображения характера человека, театр переходит к тотальному изображению человека. Все герои драмы абсурда – тотальные люди. События тоже нуждаются в рассмотрении с точки зрения того, что они являются результатом неких ситуаций, созданных автором, в рамках которых открывается картина мира. Драма абсурда – это не рассуждение об абсурде, а демонстрация абсурдности.

 

Клод Эжен Анри Симон

Деконструктивизм (конец 60 гг)

Основные принципы:

• разрушение однозначности, обнаружение противоречивости, незавершенности, недосказанности

• текст не опирается ни на какую внешнюю структуру, ни на какой центр

• отрыв языка «знака» от смысла

• система языка-система непрестанно перемещающихся

импульсов, «следов», «множественности»

Представители:

Жак Деррида «О граммотологии»

 

Свое название деконструктивизм получил по основному принципу анализа текста, практикуемого Дерридой — «деконструкции», смысл которой в самых общих чертах заключается: в выявлении внутренней противоречивости текста, в обнаружении в нем скрытых и незамечаемых не только «наивным читателем», но и ускользающих от самого автора «остаточных смыслов», доставшихся в наследство от дискурсивных практик прошлого, закрепленных в языке в форме мыслительных стереотипов, и столь же бессознательно трансформируемых современными автору языковыми клише (деконструкция). В деконструкции главное не смысл и даже не его движение, но само смещение смещения, сдвиг сдвига, передача передачи. Интерес к бессознательному.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 429; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.189 (0.01 с.)