Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Историко-литературный процесс между двумя мировыми войнами (1918 - 1940)

Поиск

Золотой век для литературы США

В межвоенное двадцатилетие четко выделяется два периода, каждый из которых характеризуется своим художественным климатом: это 1920-е и 1930-е.

 

1920-е – «великое десятилетие».

«новая проза» Ш.Андерсон

«новая драма» Юджин О Нил.

 

1930-е – красное десятилетие (1929 – кризис, забастовки, Великая депрессия; 1932 – новый курс Рузвельта – ему удалось стабилизировать ситуацию; 1936-1939 – события в Испании, первая схватка с фашизмом). Происходит смещение писательского внимания от узкопсихологических проблем индивида к судьбе народа в целом. Произошел «сдвиг от Фрейда к Марксу».

 

«Потерянное поколение» (1920-е – 1930-е) – течение, в котором отразилось разочарование в современной цивилизации и утрата просветительских идеалов, обостренные трагическим опытом 1-й мировой войны.

Предпосылки: Первая мировая война, изменение системы ценностей.

«Все вы потерянное поколение» - Гертруда Стейн.

«Потерянность» в широком смысле – это следствие разрыва и с системой ценностей, восходящих к «пуританизму», «традиции благопристойности», и довоенным представлениям о том, какими должны быть тематика и стилистика художественного произведения.

«ПП» - это характеристика тех молодых людей, которые ослепленные ура-патриотической пропагандой, отправились на войну и испытали горькое потрясение, познав ее. На родине они столкнулись с равнодушием обывателей. Все идеалы разлетелись в прах под неотвратимыми ударами действительности. Их испепеляли огненные будни войны, их топили в грязи будни послевоенных лет.
Внезапно оказалось, что война и первые послевоенные годы уничтожили не только миллионы жизней, но и идеи, понятия; были разрушены не только промышленность и транспорт, но и простейшие представления о том, что хорошо и что плохо; было расшатано хозяйство, обесценивались деньги и нравственные принципы. Мирная реальность, в которую возвращаются потерянные, для них неприемлема, так как в этом мире нет опыта войны, он их отторгает, они не могут войти в эту реальность. Этот невоенный мир не знает трагедий этой войны, он не хочет знать о масштабе великих вещей, которые они испытали.

Особенности:

- Заброшенность человека в историю, лишившуюся привычных контуров.

- Неприятие системы ценностей, которая допустила бойню.

- Показывает, как человек сохранял себя, сознательно теряя свое место в обществе, становясь потерянным для общества. Для человека потерянного поколение главное это сохранение себя как личности, здесь не важен сюжет и время, важна позиция.

- Герои ищут новые идеалы, осознание собственной выбитости.

- Интерес к теме самопознания.

Представители: Эрнест Хэмингуэй, У. Фолкнер, Фицджеральд, Джон Дос Пассос

Модернистские течения(1920-е – 1960-е)

Важную роль в литературном процессе США в межвоенное время играют модернистские течения.

Модернизм – этот термин использовался для обозначения новых явлений в литературе и искусстве 20 века.

Модернизм сформировался в результате пересмотра коренных исторических основ классической литературы 19 века. Это относится и к появлению в начале 20 века авангардистских школ, в т.ч. имажизма.

Истоки: революции, геноцид и т.д. усугубили представление о мире как о хаосе и абсурде, в котором человек одинок и бессилен; открытия в психологии (Бергсон, Фрейд, Юнг); открытия в медицине и точных науках.

Все это стимулировало интенсивные поиски новых средств художественного выражения, таких как поток сознания, мифотворчество, тяготение к гротеску, черному юмору и экспериментам.

 

Имажизм (1910-е – 1917-е)– модернистское течение американской поэзии, возникшее в канун Первой мировой войны и оказавшееся недолговечным.

Предпосылки:

- увлечение творчеством французских символистов

- философия Анри Бергсона

- интерес к технике свободного стиха

Представители: Эзра Паунд, Эми Лоуэлл.

Особенности:

- экспериментаторская литература

- представители жаждали эстетической революции

- хотели вернуть литературе роль интеллектуального авангарда

- «искусство ради искусства»

- культ изысканности, красоты и экзотики

- нерифмованные стихи, нестандартный стихотворный размер.

- новая ритмика = новизна жизни.

Историко-литературный процесс от Второй мировой войны до исхода тысячелетия.

(1940-2000)

1940-е открывают в США новую литературную эпоху. В творчестве писателей с начала Второй мировой войны прямо или косвенно получили художественное отражение важнейшие события в истории страны – битва с фашизмом, начавшаяся «холодная война», тяжелая пора маккартизма.

 

С 1970-х – начинается эпоха современной литературы США. Изменилась по сравнению с межвоенным двадцатилетием тематика, проблематика, художественные приемы. Трансформируется сама концепция человека, тот угол зрения под которым его стали рассматривать*. В послевоенный период экономическое положение в США обрело устойчивость, вырос жизненный уровень американцев --- в поле зрения писателей оказались не только материальные проблемы, сколько внутренняя жизнь индивида, заботящие его вопросы нравственно-психологического характера.

*В 30-е по большей части действовал, условно говоря, «экономический человек». В его судьбе ведущую роль играли материальные факторы, преодоление разного рода бытовых проблем, безработицы.

 

1939 – 1945 – Вторая мировая война – переходный этап в литературном процессе.

1941 год 7 дек – Перл Харбор

Литература занимает антифашистские позиции. Получает развитие военный роман.

1940-е – нач.50-х – «холодная война», «маккартизм» (от фамилии Маккарти – преследования «красных», преследования всех, кто проявлял «прокоммунистические симпатии»).

 

«Побитое поколение» (с сер.50-х – сер.60-х) – движение, ядром которого были молодые люди, как правило, принадлежавшие к художественной богеме.

Они вступили в жизнь после заметного ослабления «холодной войны» и поражения маккартизма.

Особенности:

- Доктрина битников имела в своей основе бунтарство, отвращение к конформизму*, к атмосфере трусливого молчания и страха.

* Конформизм – это изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы.

- Битники отвергали приоритеты массового общества, культ вещей, ориентированность на карьеру и успех.

- Порыв к естественности, простоте, к тому, что раскрепощает личность от сковывающих условностей и стимулирует творческую энергию.

- Выступали против конформизма (слепое следование за чужим мнением, чтобы не создавать лишних трудностей в общении с другими)

- Не последнюю роль в их жизни играли вино и наркотики.

- Битники культивировали дзен-буддизм.

«Битничество» выдохлось в середине 60-х, а сами битники, утратив свой бунтарский запал, постепенно вошли в некогда проклинаемый ими «истеблишмент».

Представители:

Джек Керуак, Аллан Гинзберг.

«Театр абсурда» (с 50-х)

Проявился в американской литературе лишь в творчестве Эдварда Олби.

Олби – драматург оригинальной, новаторской манеры, которую трудно отнести к какому-то одному течению или направлению. Обычно его причисляют к «театру абсурда». Действительно, для него характерны некоторые элементы абсурдной стилистики: атмосфера «отчуждения», диалоги, напоминающие общение глухих.

 

Если в классическом театре абсурда, например, герои Ионеско трагичны, потому что не могут не только изменить, но даже осознать, омертвевшую неизменность нелепо устроенного мира.

Для Олби абсурдность мира – во многом дело рук человеческих и трагизм его героем в том, что герои яростно протестующие против своего нерадостного удела, они не могут поверить в возможность его изменить.

 

У Олби гуманитическое, реалистическое начало сосуществует с модернистским.

Постмодернизм.(с 60-х)

Модернисты исходили из представлений о тотальном кризисе базовых ценностей, крушении цивилизации, поэтому художественные возможности классического реализма они считали исчерпанными. Они показали абсурдность бытия. Модернистские тенденции обнаруживаются в творчестве крупных писателей реалистического направления (Фолкнер, Хемингуэй, Воннегут). Нередко трудно прочертить некую разграничительную линию между модернизмом и реализмом.

Постмодернизм связан с трансформацией базовых философских, мировоззренческих позиций модернизма. Термин постмодернизм часто употребляется для характеристики литературы конца ХХ века. В переводе с немецкого постмодернизм означает «то, что следует после модерна». Преодоление как элитарности модернистской литературы, ориентированной на сравнительно узкий круг интеллектуалов, так и примитивизм и шаблонность массовой беллетристики. Преодолевается разрыв между искусством для необразованных и искусством для образованных.

Для постмодернизма характерно:

- взаимопроникновение жанров.

- В постмодернизме текст произведения очень сложен, в нём есть несколько слоёв смысла, каждый из которых несёт своё содержание (текст пишется по-разному для разных читателей, элитарный и массовый читатель воспринимают его с одинаковым удовольствием, но видят в нём разное.). Сочетание развлекательности и эрудированности.

- мистифицированное видение действительности,

- мир – царство хаоса, в нем главенствуют ложные ценности, суррогаты массовой культуры.

- Деканонизация всех официальных условностей, ироническая переоценка ценностей.

- Мутантное изменение жанров, порождающее новые формы

«Школа черного юмора» (1950-е – 1970-е)

Особенности:

- включает в себя пародийное начало по отношению к модернизму.

- герой пассивен, озабочен лишь собственным существованием.

- показан среднестатистический индивид в алогичном и бездуховном социуме.

- преобладание в поэтике парадокса, иронии.

Представители: Джон Барт, Томас Пинчон, Дональд Бартельм, Джеймс Донвли (бессмысленность человеческого существования, погоня за деньгами, комфортом и жажда сексуального удовлетворения).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 613; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.145.37 (0.009 с.)