Закономерности развития жанра романа в зарубежной литературе 20века. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закономерности развития жанра романа в зарубежной литературе 20века.



Роман 19 века формирует классическую позитивистскую модель мира, в основе которой находятся представление о гармоничности, ценности и разумности миропорядка. Для классического романа характерен мотив воздаяния по заслугам. Автор вел своего героя либо к вознаграждению за верный образ мысли и поведения, либо к возмездию за отклонение от него. Автор отталкивается от четких представлений о благородном и неблагородном, честном и бесчестном, на основании этого он и дает свою оценку. В классическом романе рассказчик – информатор, остальное видит и комментирует автор

В 20 веке на первом плане фигура носителя речи, воплощенный в них характер, особый вид мироощущения.

Объект изображения: взгляд героя на мир. Другие персонажи включаются в повествование лишь в той мере, в которой они становятся участниками коллизии, захватившей самого рассказчика.

Сартр: «Осталось лишь то, во что рухнул внешний мир – мир внутренний».

Если в классическом реализме - формула Теккерея - романист знает все, то теперь романист не должен демонстрировать в романе свое знание. Корни этого уходят во вторую половину 19 века, Флобер сформулировал идею беспристрастия романиста. В русской литературе идею беспристрастности романиста поддержал Чехов: «Художник должен быть беспристрастным свидетелем».

Генри Джеймс поддерживал эту позицию, он писал комментарии к своим романам. В эстетике формируются идеи драматического (сценического повествования), освобожденного от зримого авторского присутствия.

В 20 веке процесс драматизации прозаических произведений находит непосредственное и буквальное выражение, н-р, повествовательная манера «Улисса» Джеймса Джойса, целые фрагменты пишутся как пьеса.

Известная формула Ролана Барта, который пытался обобщить все нововведения, вводит формулу: смерть автора. Речь идет и об авторе классического романа, включая комментарии и оценки. Его в 20 веке сложно и невозможно вычленить в тексте.

Автор классического повествования выполнял организующую романное целое функцию:

1. В основе повествования находились достаточно жесткие причинно-следственные связи

2. В создании целостного образа героя используется целый набор: описание внешности и среды обитания, целый ряд характеристик (если повествование от первого лица-самооценки и самохарактеристики; если от третьего – от других персонажей, от автора, от самохарактеристик); сюжетно-композицоннные средства (взаимоотношения с другими персонажами); авторский комментарий; в центре внимания и авторской оценки - поступок героя.

3. Под контролем автора находились форма повествования. Писатель имел четкие представления о границах повествования. Главная задача: сориентировать читателя относительно содержания повествования.

В 19 веке романное целое упорядочивалось путем деления текста на части и главы. При этом в названиях глав включалась характеристика либо содержания, либо стиля повествования, либо и того и другого.

Там, где отсутствовало название глав, тяготело к ценности и определенности, т.к. художественное мышление оставалось жанровым.

20 век характеризуется более сложными процессами, преобладающими становятся скорее исключения, чем правила. Любые закономерности превращаются в собственные противоположности – возникает эффект «обманутых ожиданий читателя».

Достаточно условными являются границы, разделяющими реализм и модернизм. У писателей реалистической ориентации обнаруживаются модернистские наклонности (Уайльд, Олдингтон, Грем Грин). Художники-модернисты часто тяготеют к традиционным формам, переосмысливая их.

Писатели-модернисты фиксируют свою вторичность, наложение своего текста на матрицу чужого текста (Сартр «Мухи»).

Повествование в 20 веке подчиняется не законам повествования, которое основано на причинно-следственных связях, а законам движения мысли, основанного на ассоциативном принципе.

Как представлен образ героя? Образ героя и мира рассеивается по всему пространству произведения. Из повествования уходит поступок героя. Главным становится событие или поступок сознания.

Ролан Барт говорит и о «смерти героя» - герой в героическом смысле исчезает. Он не совершает поступков в классическом понимании.

Многие исследователи говорят и о смерти сюжета. Сюжет позволяет хранить форму произведения. Формы иногда нет – каких-то событий не происходит, кроме тех, которые происходят в сознании.

 

Развитие жанра во Франции:

В рамках реализма появляются такие романы, как: политический роман, «роман идей», семейный роман.

Политический роман

· модификации: хроника, политико-фантастический роман, документальный роман;

· изображение типических персонажей в необычных обстоятельствах;

· критика потребительского общества

Семейный роман

· изображение кульминационных моментов семейных хроник: столкновение поколений

«Роман идей»

· Соединение философской проблематики и конкретно-историческими и политическими проблемами

Социалистический реализм — одно из важнейших художественных направлений в искусстве XX века; особый художественный метод (тип мышления), базирующийся на познании и осмыслении жизненной действительности эпохи, которая понималась как динамично изменяющаяся в своём «революционном развитии». Это направление дает такой жанр, как Роман Река (конец 19 века- 1920е годы)– серия повествования, каждое из них выступает как самостоятельное произведение, но все связаны между собой общностью героев или сюжета. Пример: Марсель Пруст «В поисках утраченного времени».

В 50-60 годы появляется Новый роман

Новый роман или «антироман» — название литературного направления во французской прозе, сложившегося в конце 1940-х — начале 1960-х годов и противопоставившего свои произведения социально-критическому, с разветвленным сюжетом и множеством персонажей, роману бальзаковского типа, который было принято считать одной из стержневых традиций французской литературы. Бальзаку «новые романисты» противопоставили Флобера, Кафку, Вирджинию Вулф, «Чуму» Альбера Камю, «Тошноту» Сартра.

Особенности:

· отказ от персонажей, от «историй», от ангажированности («мир из ничего, из пыли»);

· своеобразная форма отражения реального бытия, в границах, очерченных осознанием «безмерности незнания» и желанием «организовывать хаос» по законам искусства

Представители:

· Натали Саррот «Золотые плоды»

 

Развитие жанра в Германии:

В рамках реализма в начале 1900-ых годов появляются такие разновидности жанра, как интеллектуальный, социальный и исторический романы.

Интеллектуальный – философичность, многослойность, многосоставность, особая трактовка времения (Т.Манн «Волшебная гора»). Социальный роман – поднимаются социально-значимые проблемы (Генрих Манн «Бедные»). Исторический роман (Фейхтвангер Лион «Безобразная герцогиня»).

В рамках магического реализма (1960-е годы) появляется психологический роман (Г. Казак «Город за рекой») - автор ставит за цель изображения и исследования «внутреннего мира человека» и «тончайших движений её души».

 

США

В рамках реализма (с 1870ых годов) – жанры соц.-бытовой роман, психологический роман, соц. – психологический роман.

В рамках натурализма (с 1890-ых) - «Великий американский роман», роман в новеллах (серия зарисовок). «Великий американский роман» - отрицание американской мечты.

Появляется Антифашистский роман (проявление личного мужества и категория личной свободы)– время «Потерянного поколения» (20-30е годы).. Пример: Хемингуэй «По ком звонит колокол».

Постмодернистский роман – в рамках направления постмодернизм (с 50ых годов). Постмодернистский роман своими интертекстуальными отношениями создает некое виртуальное повествовательное пространство, в котором развивающийся линейно исторический процесс предстает как повторяющийся. Убедившись в неспособности рассказчика или автора внятно и последовательно передать историю героя, читатель начинает рассчитывать на свой авторитет, и в конечном итоге уже зависит от него самого, сумеет ли он преодолеть главенствующий в книге «хозяйский» дискурс и приблизиться к пониманию описываемых процессов.

 

Великобритания:

В начале 1870е-1900е годы (Натурализм) – романы характеров и среды («Уэссекские романы» Т.Гарди), сатирический роман, семейно-бытовой роман, роман воспитания, детективный роман, морской роман.

1880е-1910е годы(неоромантизм) – исторический роман, фантастический роман, приключенческий роман (Стивенсон «Остров сокровищ»). Герой – волевая личность, стоящая перед серьезным выбором.

1880е-1900е годы (эстетизм). Преобладание эстетических ценностей над этическими и над соц. Проблемами. Жанр – философский роман «Портрет Дориана Грея» О.Уальд.

1890е-1920е годы (Новый реализм) – трагедия поколения, прошедшего войну, героический персонаж в мире технического прогресса. Мотив исчерпанности, бессилия современной цивилизации. «Роман-джаз» - контрастная композиция, использование драматических приемов (Р.Олдингтон); разговорная манера стиля, обусловленная тематикой (Дж.Оруэлл), детективные мотивы в сюжете (Г.Грин). Антивоенный социально-психологический роман (Р.Олдингтон «Смерть героя»), роман-антиутопия (О. Хаксли «Дивный новый мир»), также сатирический роман и роман-детектив.

1920е-40е годы (модернизм) – модернистский роман (Д.Г.Лоуренс «Любовник леди Чаттерлей». Отказ от соц. Проблем, акцент на изображении внутреннего мира человека.

Литература «потерянного поколения»

Потерянное поколение

 

Потерянное поколение — литературное течение, возникшее в период между двумя войнами (Первой и Второй мировой).

Течение, в котором отразилось разочарование в современной цивилизации и утрата просветительских идеалов, обостренные трагическим опытом 1-й мировой войны.

Возникновение термина: Термин приписывают Гертруде Стайн. Впоследствии стал известен благодаря упоминанию в романе Эрнеста Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой».

«Потерянность» в широком смысле – это следствие разрыва и с системой ценностей, восходящих к «пуританизму», «традиции благопристойности», и довоенным представлениям о том, какими должны быть тематика и стилистика художественного произведения.

«ПП» - это характеристика тех молодых людей, которые ослепленные ура-патриотической пропагандой, отправились на войну и испытали горькое потрясение, познав ее. На родине они столкнулись с равнодушием обывателей. Все идеалы разлетелись в прах под неотвратимыми ударами действительности. Их испепеляли огненные будни войны, их топили в грязи будни послевоенных лет.
Внезапно оказалось, что война и первые послевоенные годы уничтожили не только миллионы жизней, но и идеи, понятия; были разрушены не только промышленность и транспорт, но и простейшие представления о том, что хорошо и что плохо; было расшатано хозяйство, обесценивались деньги и нравственные принципы. Мирная реальность, в которую возвращаются потерянные, для них неприемлема, так как в этом мире нет опыта войны, он их отторгает, они не могут войти в эту реальность. Этот невоенный мир не знает трагедий этой войны, он не хочет знать о масштабе великих вещей, которые они испытали.

Особенности:

- Заброшенность человека в историю, лишившуюся привычных контуров.

- Неприятие системы ценностей, которая допустила бойню.

- Показывает, как человек сохранял себя, сознательно теряя свое место в обществе, становясь потерянным для общества. Для человека потерянного поколение главное это сохранение себя как личности, здесь не важен сюжет и время, важна позиция.

- Герои ищут новые идеалы, осознание собственной выбитости.

- Интерес к теме самопознания.

- Разочарование в современной цивилизации;

- утрата просветительских идеалов;

- трагический опыт 1-й мировой войны

Представители:

1. Джон Дос Пассос (США)

2. Томас Вулф (США)

3. Уильям Фолкнер (США)

4. Фрэнсис Скотт Фицджеральд (США)

5. Эзра Паунд (США)

6. Эрнест Хемингуэй (США)

7. Эрих Мария Ремарк (Германия)

8. Анри Барбюс (Франция)

9. Ричард Олдингтон (Великобритания)

Эрнест Хемингуэй (1899 - 1961) — американский журналист, нобелевский лауреат, участник Первой мировой войны. Главный мотив творчества — одиночество. Хемингуэя-писателя отличают следующие особенности:

• Некнижный стиль (влияние журналистского опыта): лаконизм, точность детали, отсутствие украшений текста

• Тщательная работа над композицией — рассматривается незначительное на первый взгляд событие, за которым стоит человеческая драма. Часто берется кусочек жизни «без начала и конца».

• Создание реалистической картины послевоенного времени: описание условий реальности дается с помощью глаголов движения, полнснндетона, обращением к сенсорному восприятию действительности.

• Герой — в поединке с самим собой: стоический кодекс.

Все герои "военных" произведений чувствуют, что их одурачили, а затем предали. Лейтенант итальянской армии американец Фредерик Генри ("Прощай, оружие!" Э. Хемингуэя) прямо говорит, что больше не верит трескучим фразам о "славе", "священном долге" и "величии нации".

В романе поднимается и тема зыбкости человеческого счастья. Бесчеловечность и антигуманность войны становится особенно рельефной, когда в этой атмосфере расцветает светлое чувство между американским лейтенантом Фредериком Генри и медицинской сестрой англичанкой Кэтрин Баркли. Их любовь пронизана ощущением трагизма. Кэтрин признается своему возлюбленному: «Мне кажется, с нами случится самое ужасное», говорит, что они вдвоем слишком слабы против целого мира

Антивоенный роман «Прощай, оружие!» изображает путь прозрения героя, который убегает от войны, не задумываясь, не размышляя, потому что просто хочет жить. Показана философия «обретение — в потерях» на примере судьбы одного человека.

Смерть ребенка и Кэтрин подчеркивает полное крушение надежд Генри на счастье, на настоящую жизнь, он все теряет. Смерть Кэтрин означает и крушение того жизненного идеала, к которому стремился Генри после того, как он распрощался с оружием. Его попытка бежать от общества в мир личного счастья не удалась. Генри снова на распутье. И автор не знал, куда пойдет его герой. Не случайно он многократно переделывал заключительные строки романа.

Олдингтон. Смерть героя.

Это наиболее обстоятельный рассказ о том, что такое вообще война с точки зрения потерянного поколения, о том, как формируется это потерянное поколение.

Это произведение отличается от произведений Ремарка и Хемингуэя своей масштабностью.

Повествование начинается уже в конце 19 века, показывая, что война это только итог того что начиналось гораздо раньше, это итог политики, социального развития, итог морального развития и деградации. Поэтому роман имеет колоссальное значение в литературе потерянного поколения, это обличительно критический пафос.

С другой стороны, это рассказ о том, как человек теряет себя на войне. Он прослеживает своего героя с детства до самой его смерти. Ричард Уинтербор оказывается экстремумом, в итоге войны он понимает, что жизнь бессмысленна не только на войне, но и в мирном мире, который ничему не научился и ничего не понял. Существование его настолько бессмысленно, что он кончает жизнь самоубийством в последний день войны, в первый день перемирия.

Суть мироощущения человека потерянного поколения это не только потрясение войной, это еще и потрясение тем, что мир прошел мимо нее. Мирная реальность, в которую возвращаются потерянные, для них неприемлема, так как в этом мире нет опыта войны, он их отторгает, они не могут войти в эту реальность. Этот невоенный мир не знает трагедий этой войны, он не хочет знать о масштабе великих вещей, которые они испытали. Их фронтовое братство не может сравниться ни с какими приятельскими отношениями. Война это трагедия, ужас, но оказавшись внутри трагедии, человек теряет возможность врать, он раскрывается, ты знаешь, кто чего стоит. Мирная действительность не знает ни трагедий, ни побед, ни искренности. То есть у потерянного поколения не только ужас перед войной, но и привязанность к войне.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 994; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.138.170 (0.003 с.)