Карл юнг и его направление «неофрейдизм». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Карл юнг и его направление «неофрейдизм».



Юнг не придавал такое значение сексуальному влечению (Эдипов комплекс и комплекс Элекрты), потому что считал, что это несколько преувеличенно.

Он вывел такое понятие как коллективное бессознательное, которое присутствует в обществе в виде легенд, мифов и т.д. И в какой-то момент развития оказывает иррациональное влияние на поведение коллектива.

 

Литература во все века занималась изучением двух вещей: субъекта и объекта.

Литература 19 века акцентирует свое внимание на объект, в который был вписан субъект --- реализм.

Литература 20 века – центре субъект, а мир представлен в той мере, в которой его видит и понимает субъект --- модернизм

 

Для текстов европейского модернизма ХХ в. чрезвычайно характерна игра на границе между вымыслом и реальностью. Это происходит из-за мифологизации реальности. Если архаический миф не знал противопоставления реальности тексту, то ХХ в. всячески обыгрывает эту неопределенность. в " Процессе" и "Превращении" Кафки чрезвычайно тонко передано ощущение нереальности, фантастичности происходящего, в то время как все происходящее описывается нарочито обыденным языком.

 

Неомифологизм - ориентация на архаическую, классическую и бытовую мифологию; циклическая модель времени; произведение строится как коллаж цитат и реминисценций из других произведений. Например, пьеса Сартра «Мухи» представляет собой переработку греческого мифа об Оресте в дискуссию об экзистенциализме, учении о том, что в мире не существует объективной морали и что люди, следовательно, имеют полное право на свободный выбор. В основе сюжета древнегречесикй миф о детях Агамемнона и Клитемнестры: Оресте и Электре, которые отомстили своей матери и ее любовнику за убийство отца. Молчание людей в Аргосе, живущих в постоянном страхе и покорности – перекличка с нацистами и оккупированной Францией. Сартр: «Оккупация – это не только постоянное присутствие победителей в наших городах, это скорее постыдный образ, который хотят нам навязать». Покорность жителей Аргоса держится на страхе и угрызениях совести, Сартр показывает,что человеческие возможности безграничны. Орест Эсхила убивает по велению богов, во имя богов.

Литература 20 века нарушает принципы связности текста. Эти принципы сформулировала лингвистика текста. В модернистской прозе они нарушаются: предложения не всегда логически следуют одно из другого, синтаксические структуры разрушаются. Наша память — это одна из важнейших характеристик нашего потока сознания. Астрономическое время повернуть вспять невозможно, но, благодаря памяти, некоторые события мы можем переживать как бы заново. Наиболее это характерно для Джойса, Пруста, отчасти Фолкнера (в первую очередь для "Шума и ярости", где воспроизведены особенности речи неполноценного существа), для французского нового романа, например, текстов А. Роб-Грийе.

 

Говоря о прозе ХХ в., нельзя сказать, как это было возможно применительно к прозе ХIХ в., что сюжет и фабула различаются, что, например, здесь действие забегает вперед, а здесь рассказывается предыстория героя. Нельзя восстановить истинной хронологической последовательности событий, потому что, во-первых, здесь неклассическое, нелинейное и неодномерное понимание времени, а во-вторых, релятивистское понимание истины, то есть, представление о явном отсутствии одной для всех истины. Предельный случай неравномерности исторического времени и времени личного описан в новелле Хорхе Луиса Борхеса «Тайное чудо». В сознании расстреливаемого поэта Яромира Хладека, за время полета пули проходит год, за который поэт успевает закончить главное произведение своей жизни.

Модернистсике произведения расчитаны на многоуровневое прочтение. В отношении этого можно упомянуть о произведении Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Текст романа пропитан метафорами, символами, аллюзиями. Аллюзивность и интертекстуальность – еще одни важные понятия в литературе 20 века. Наивный вопрос героя Холдена: «Куда деваются утки из парка?», на самом деле значим. Птицы спасаются от зимнего мороза, а люди от холода окружающей жизни, от бездушия и одиночества.

 

Авторская позиция в литературе 20 века.

В 20 веке происходит переосмысление треугольника: автор-герой-читатель.

Если в классическом реализме, автор имел явную, выраженную вербально, позицию. Дает оценки герою, герой должен был действовать в рамках той схемы, в которую его загоняет автор, ради того, чтобы подтвердить свои мысли и сказать, что хорошо, а что плохо.

Читатель не имел свободы интерпретации, он мыслил в рамках позиции автора.

20 век дает другую картину. Первым, с кем сталкивается читатель – герой. По сути, он остается один с этим героем. Присутствия автора можно не обнаружить, он не высказывает открыто своего мнения. В модернизме читателю отводится роль соавтора.

Например, в романе «Над пропастью во ржи» Сэлинджера, которое традиционно относят к реализму, автор не высказывает своей позиции и не участвует в жизни своего героя. Он оставляет возможность читателю оценить героя – его поступки и строй мыслей, рассудить: достоин ли Колфилд быть «ловцом» из собственной мечты. «Исповедальная форма» романа позволяет читателю увидеть мир глазами Колфилда и понять его.

Сначала из сбивчивого, порой наивного признания в том, что все «бесит», перед нами предстает очень импульсивный трудный подросток, который остро реагирует на фальшь.

Позже Холден сталкивается как с насилием, проституцией, преступностью, так и с добром в лице монахинь, сестренки Фиби, и понимает, что окружающий мир не однолинейно плох, что позиция тотального отрицания непродуктивна.

Автор не оценивает поступки героя, оставляя возможность читателю самому сделать выводы.

 

Еще один показательный пример отсутствия видимой авторской позиции в тексте – роман-антиутопия «Заводной апельсин» Энтони Бёрджесса. Главный герой Алекс - несовершеннолетний преступник, которого после убийства сажают в тюрьму и предлагают принять участие в научном эксперименте. В результате этого эксперимента – промывания мозгов - Алекс выходит безвольным и жалким. «Обработанный» Алекс теряет былую способность к агрессии.

Бёрджесс предлагает задуматься, что лучше: сохранение свободы воли или преобразование общественно опасных людей в «добрых» граждан против воли и без свободы выбора?

Отчасти авторская позиция слышна в словах тюремного священника: «Как насчет выбора? Он перестает быть опасным для окружающих, но он также перестает быть существом, наделенным способностью нравственного выбора». В ответ он слышит: «Это тонкости. Мотивациями мы не занимаемся. Нам главное – сократить преступность»

 

Автор в 20 веке не должен демонстрировать в произведении свое знание. Чехов писал: «Художник должен быть беспристрастным свидетелем».

Если говорить о драматических произведениях, то Ролан Барт, вводит такую формулу как «смерть автора». В драме как правило присутствие автора минимизировано – лишь краткие характеристики персонажей и ремарки.

Вариант 3.

Историко-литературный процесс Германии 20 века.

Германия

Кратко этапы развития Германии:

 

Одним из самых важных событий в истории Германии нового времени стало воссоединение страны, завершившееся 18 января 1871 г. провозглашением Германской империи. Германская империя (1871-1918)

Первая мировая война (1914-1918)

Веймарская республика (1919-1934) - События ноября 1918 года известны как Ноябрьская революция. Революция привела к установлению в Германии режима парламентской демократии, известного под названием Веймарская республика. 9 ноября 1918 года было объявлено об отречении кайзера Вильгельма II от престола.

30 января 1933 года Адольф Гитлер стал рейхсканцлером. Это событие обозначило конец Веймарской республики

Режим, существовавший в Германии при нацистах – Третий рейх (16 августа 1934 года по 23 мая 1945 года)

Вторая мировая война (1939-1945)

Поражение Германии, оккупация антигитлеровской коалицией части Германии (США, СССР, Великобритания, а позже и Франция)

Федеративная республика Германии - одно из двух немецких государств, которые в XX веке после Второй мировой войны существовали на территории современной Германии (1949-1990) на территории британской, американской и французской оккупационных зон.

Германская демократическая республика (1949-1990) - социалистическое государство, основанное 7 октября 1949 года в советской оккупационной зоне Германии

С 1990 – единая Германия

 

Реализм (с 1850-х годов) – правдивое, объективное отображение социальной действительности. Лишь в 1880-е гг. реализм был потеснен натурализмом с его радикальными программами. В 1930-х получает новое развитие, продуктивно используя многие модернистские приемы.

- обостренная подребность в интерпретации жизни.

- моделирование актуальных проблем в историческом сюжете.

Представители: Томас Манн, Герман Гессе, Альфред Дёблин. Позже Лион Фейхтвангер

Натурализм (с 1880-х) -(naturalisme от лат. naturalis — «природный, естественный») – направление в художественной литературе и искусстве, сложившееся во второй половине 19 века в Европе и Америке, которое рассматривает человеческую природу как универсальный принцип объяснения его поведения.

В Германии натурализм стремился погрузиться в социальную жизнь современности под знаменем беспощадной правдивости при изображении любых сторон действительности.

Предпосылки: идеи французских натуралистов (Э.Золя), влияние О.Конта и его «Курса позитивной философии», в котором закономерности общественной жизни подчинены естественнонаучным категориям.

 

Особенности:

- Выражает настроения протеста мелкой буржуазии, в жизни которой промышленный подъем и стремительное нарастание империализма в Германии производят сильнейшие потрясения и сдвиги. Рушатся остатки ремесленничества. Мелкая буржуазия частью окрыляется надеждами на быстрое обогащение, но, с другой стороны, широкие ее слои, раньше самостоятельные или полусамостоятельные, разоряются, теряя всякие перспективы на будущее.

Теоретики натурализма А. Хольц и Й. Шлаф разработали концепцию «секундного стиля»:

- изображение мира должно быть подобным воспроизведению того, как падает лист, оторвавшийся от ветки.

- Законом искусства должно быть воспроизведение мелочей быта.

- Детально надо описывать поведение людей, вскрывая физиологические импульсы или болезненные отклонения психики, которые им управляют.

 

- писатели, соглашаясь с необходимостью усвоения литературой естественнонаучных методов и достижений, видели, ее задачу в изображении детерминированности человека не только географическими и биологическими, но и социально-общественными факторами.

Они в определенной степени ориентировались на литературу реалистическую.

 

В период становления натурализма в Германии энергичнее всего развивалась поэзия, затем принципы натурализма принесли особенно заметный результат в драме.

 

В истории немецкого натурализма важной вехой оказывается 1889 г., своеобразный пик натуралистического движения.

«Свободный театр» - своеобразный форум немецкого натурализма. Там в том же 1889 г. Была поставлена первая драма Гауптмана «Перед восходом солнца».

Натурализм существовал не только одновременно с другими литературными движениями, но и в соединении с ними, адаптируя и приспосабливая к себе отдельные идеи символизма, неоромантизма, импрессионизма.

 

Представители: Генрих и Юлиус Гарт, Хольц, Кретцер. Гауптман «Перед восходом солнца» (Премьера пьесы сопровождалась скандалом: никогда еще на немецкой сцене обыденная жизнь не изображалась с такой степенью откровенности, выступая в самом неприглядном свете.)

Самой заметной приметой нового художественного этапа становится постепенный отход многих писателей от натурализма. На рубеже 20 века вызывала протест главная концепция натурализма: человек был показан в полной, детально исследованной зависимости от мира (среда, наследственность). Критика от имени тогдашних читателей требовала, чтобы литература выдвинула активных героев.

Персонажи литературы, поднявшейся на волне отрицания натурализма, не отличались подвижничеством. Однако их выделяли подававшиеся как достоинство индивидуализм и даже странность, частным случаем которой казалась болезнь. Человеческая судьба представлялась загадочной

 

Показательным для состояния литературы было возникновение двух разных художественных концепций, ориентировавшихся на романтизм и античность (в ином варианте — на классицизм).

Неоромантизм (конец 19-нач.20 века)

Особенности:

- отказ от исповедуемого натурализмом отражения современной действительности в ее конкретных формах.

- Герой существовал в состоянии постоянного нервного возбуждения, охваченный тоской по приоткрывшимся ему иным, нездешним мирам. Переживаниям героев обычно придавалось особое метафизическое значение.

- Душа героя часто мучительно разрывалась между двумя правдами — правдой земного и иного, неземного существования.

- Обычно подчеркивалась двуплановость: суть конфликта состояла в несоединимости повседневного и вечного, житейского и духовного, объяснимого и таинственного.

- Герои исключительны и гениальны, «дар божий»

- утонченность, отдаленность от реальной жизни.

Представители: Р. Хух 90—900-х годов, некоторые пьесы Г. Гауптмана, а также Э. Хардта, К. Фольмеллера, произведения молодого Г. Гессе, ранние романы Я. Вассермана и Б. Келлермана, поэзия П. Шеербарта, М. Даутендея и др.

Наряду с неоромантизмом в зарубежном литературоведении часто на равных правах, порой как синонимы употребляются термины «символизм» и «импрессионизм».

Неоромантизм включал в себя черты символистской эстетики.

Символизм (конец 19-нач.20) – одно из течений, избегающих обращения к реальности и любой её интерпретации. Символизм характеризуется уходом от жестокой действительности, во всяком случае, попыткой ухода, и одновременно служит свидетельством полного отделения искусства от политики государства и процессов, происходивших в обществе.

Предпосылки: философия Шопэнгауэра, интуитивизм Бергсона (истинное познание существует лишь на уровне интуиции)

Особенности:

- символисты не обращались в своём творчестве к теме общественной действительности.

- их цель “чистая поэзия”, поэтому именно символистам приписывается нахождение такого известного принципа, как “искусство ради искусства”

- В противоположность натурализму символизм отказывается от изображения действительности и конкретики содержания.

- В противоположность импрессионизму и романтизму символизм исключает отображение объективных предметов, личных восприятий и внешних впечатлений.

- Символистская поэтическая фантазия намного больше увлекается представлением элементов реального мира посредством образов и символов.

- Они считали, что ценность имеет не изображение объективной реальности, а именно изображение символа, в образе которого находят отражение мечты, видения и идеи.

 

Представители: (поэзия Стефана Георге, 1868 - 1933) - Четко оформленные стихи Стефана Георге полны чувственных символов и образов: экзотических благоухающих цветов, драгоценных камней и металлов, редких птиц.

 

Импрессионизм – одно из литературных стилевых явленийконца 19 – нач 20 века.В литературе, в отличие от живописи, импрессионизм не сложился как отдельное направление. Скорее можно говорить о чертах импрессионизма внутри разных направлений эпохи, прежде всего внутри натурализма и символизма.

Импрессионистическая техника использовалась Шлафом и для передачи тончайших переменчивых состояний его героев («Летняя смерть», «Тихие миры», «Светотень»). Импрессионистическая фрагментарность отличала лирическую прозу Цезаря Флайшлена. Поэт Макс Даутендей воспринимал мир как переливы красок, звуковую симфонию, благоухание.

Импрессионизм не получил развития в немецкой литературе, она получила от импрессионизма лишь плодотворные импульсы, которые шли от литературы Австрии, отличавшую на рубеже веков чрезвычайная непосредственность, полнота и глубина моментального восприятия жизни. Немецких писателей редко привлекал анализ бесконечно изменчивых состояний человека.

 

Другой попыткой найти общую художественную идею, которая могла бы объединить утративший общезначимые ценности мир, было обращение к античности или эпохе классицизма.

Неоклассицизм- использование в литературных произведениях античных тем, сюжетов, персонажей. В отличие от классицизма, неоклассицизм использует античные мотивы не как основное содержание большинства произведений, но как отдельные вкрапления.

Предпосылки: творчество Геббеля, французский классицизм.

Особенности:

- утверждение преимуществ статики перед движением, созерцания — перед активностью.

- столкновение «высокого» героя с объективной необходимостью, которой он вынужден был в конце концов подчиниться, не утрачивая при этом своей внутренней свободы.

- Ориентация на эстетику французского классицизма (Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния).

- Оспаривается гегелевское понимание истории как процесса, несущего высший смысл. В античном мироощущении подчеркивались восприятие жизни как сиюминутности, сосредоточенность на текущем дне, зависимость человека не от его воли и поступков, а от судьбы, рока.

- в натурализме неоклассиков не удовлетворял «низкий» герой и обыденность обстоятельств.

В целом он не оставил заметного следа в художественной жизни Германии.

Представители: Пауль Эрнест – он обосновывает свою теорию неоклассицизма, выдвигая принцип вечного вневременного искусства красоты и одухотворенной формы, выражающих борьбу вечных истин и страстей. Вильгельм Шольц, Готфрид Бенн

 

В 20-х годах XX века в немецкой литературе под воздействием господства

философии экзистенциализма появляются модернистские тенденции. Как

художественно-эстетическая система модернизм явился своеобразным

отражением духовного кризиса буржуазного общества.

Открытие и освоение модернизмом ряда новых художественных средств (поток сознания, монтаж и т. д.) определило известное влияние модернизма на крупных художников-реалистов ХХ века. В творчестве многих писателей наблюдается размежевание и взаимопроникновение реализма и модернизма.

 

Экспрессионизм (с середины 1910-х) - модернистские течения – экспрессионизм (лат. expression -выражение), и ставивший своей задачей повышение экспрессивности, выразительности художественного произведения.

Прошло немногим более десятилетия, и направление утратило былое значение. Однако за короткий срок экспрессионизм успел заявить о себе новым миром красок, идей, образов.

Особенности:

- в целом это искусство мыслило себя как бунтарское, ибо исходило из ощущения обреченности буржуазного мира.

- стремление к обобщению (За всей бессмысленностью мира они пытались увидеть истинный смысл вещей, всеохватывающие законы)

- Действительность рисуется в огромных картинах, за которыми исчезают естественные и конкретные черты.

- Экспрессионисты пытались показать не саму действительность, а лишь абстрактное представление о том, что составляет ее сущность. "Не действительность, но дух" - таков основной тезис эстетики экспрессионизма.

- Характерной темой экспрессионизма стал бунт молодого поколения против поколения «отцов». В какой-то мере экспрессионисты восставали против действительности вообще — ее устоявшегося быта, ее политического устройства, ее несправедливости и жестокости, а вместе с тем против общепринятого языка, существующей культуры, «доэкспрессионистического» искусства.

- Пренебрежение деталями, полутонами.

- напряженная субъективность.

- отчуждение, судьба человека в обесчеловеченном мире.

С 1911 г. в Берлине выходит журнал «Акцион» («Действие»), сплотивший левые силы экспрессионизма (И. Бехер, Э. Толлер, Р. Леонгард, А. Вольфенштейн и др.; издатель журнала — Фр. Пфемферт). В годы войны и революционного кризиса в творчестве этих писателей наиболее ярко выразился социально-бунтарский дух направления. Левый экспрессионизм способствовал политизации и демократизации немецкой культуры. Лозунг «Человек в центре!». Человек — вот единственная ценность в идущем к неизбежной гибели буржуазном мире.

 

Другой значительный экспрессионистический журнал «Штурм» (выходил с 1910 г.) - свобода искусства от политики. В развитии литературы роль журнала менее существенна. Несомненное значение для немецкой прозы имело разработанное теоретиками «Штурма» (Г. Вальден, Л. Шрейер) учение о ритме.

 

 

«Драма крика» — под таким названием вошла в историю немецкой литературы экспрессионистическая драматургия.

 

 

Реализм (с 1930-х) см.выше.

Немецкий исторический роман (потребность в постижении эпохи, моделирование современных проблем в историческом сюжете)

Интеллектуальный роман – наличие разных этажей бытия (многосоставность и многослойность). Укрупненное изображение человека «не характер, но мир…»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.195 (0.064 с.)