Антифашистское движение в литературе (1933 – 1945 гг.) 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антифашистское движение в литературе (1933 – 1945 гг.)



Характерные черты:осмысление центральных проблем времени, осознание направления движения истории.

Три периода: 1920-е – 1933 гг. (зарождение антифашистской литературы, предвидение фашистского режима), 1933 – 1945 гг. («литература из ящиков письменного стола»), 1945 – 1950 гг. (послевоенный период).

«Литература из ящиков письменного стола» - те антифашистские произведения, которые втайне писались в гитлеровской Германии и за невозможностью их издания сберегались до лучшей поры в ящиках письменного стола. Публикации 1945 - 1947 годов не в полной мере оправдали надежды читателей: "литература из ящиков письменного стола" оказалась немногочисленной.

Представители: Эрнст Вихерт "Тотенвальд",, стихи Оскара Лорке, Сюзанны Керкхоф и высоко талантливого поэта-лирика Петера Хухеля

Большинство антифашистских писателей писали из-за границы, и после свержения режима предпочли не возвращаться. Многие из них были запрещены режимом в годы войны.

Представители: Г. Гауптман («Перед заходом солнца»), И. Бехер («Я - немец»), Л. Фейхтвангер («Лженерон»), А. Зегерс («Седьмой крест»)

 

Разделение Германии на ГДР и ФРГ после 1945 года.

Политические реалии – образование ФРГ и ГДР после войны – привели

к “разделению” и литературного процесса. Произошло размежевание тенденций

в литературе обеих частей бывшей единой Германии.

ФРГ (Западная Германия)

Социально-критический реализм

Группа 47 (с 1947) - объединение немецкоязычных авторов, организованное немецким писателем Хансом Вернером Рихтером. В 1950-х гг. творчество ее членов Рихтера, Белля, Айха и др. способствовало становлению антифашистских и социально-критических тенденций в литературе ФРГ. Члены группы не придерживались единой политической и эстетической позиции. В начале 1970-х гг. группа распалась.

Особенности:

- преодоление фашизма и его рецидивов

- Стремление противопоставить «сконструированным» писательским системам правду жизни.

- Проблематика непреодоленного прошлого.

- Тенденции "реванша", "возрождения прошлого"

Писатели, которые стремились извлечь урок из опыта войны, начали рассказывать неприкрашенную правду о ближайшем прошлом, о только что минувшем моменте этой истории.

- максимально приближенный к «действительности» показ военных будней, военных событий, ужасов войны.

- Они не принимали позицию большинства немцев, которые обвиняли во всех военных преступлениях нацистов и Адольфа Гитлера.

- авторы считали своим долгом в первую очередь зафиксировать события и показать своё отношение к ним.

Жанры: малые жанры (новеллы, публицистические очерки, лирика), пародийный роман, историческая драма

Представители: Генрих Бёлль, Ганс Вернер Рихтер,Вольфганг Кёппен

 

Магический реализм (1960-е гг.) - единство факта и мифа, использование символов, условность в изображении времени и пространства, взламывание социально-исторической детерменированности событий и характеров, фашизм изображался как неизбежное метафизическое зло.

Литература, избегавшая прямого изображения конкретно-исторических реалий и выдвигавшая на первый план метафорически закодированную модель мира.

«Магические реалисты» далеко отходят или даже полностью отказываются от психологического подхода к показу «типического героя в типических обстоятельствах», доминировавшему в критическом реализме XIX—XX вв., и опираются на мифические или мифическо-фольклорные основы и измерения бытия.

Особую — и даже сюжетообразную — роль в произведениях «магических реалистов» играют время и пространство, которые лишь весьма условно соотносятся с обычными представлениями.

Жанры: психологический роман, повесть, новелла

Представители: Герман Казак («Дом над рекой»), Ганс Эрих Носсак («Гибель»).

Кёльнский новый реализм (с 1950-х)

Дитер Веллерсхоф - западногерманский критик и романист, глава популярной в 60-е годы "Кёльнской школы нового реализма".

- максимальная приближенность к повседневной реальности. По его мнению, только такая литература способна открыть читателям глаза на деформации в отношениях между людьми и на мрачность окружающей их повседневности.

- изображение патологических состояний души.

Его принципы написания романа:

- Изображай действительных людей - людей, которых ты знаешь, а не психоаналитические или социологические казусы, не конструкции. Вымысел дозволен лишь для заострения происходящего.

- Людей изображай в движении (действии), а не описывай статично, как предметы. Описание и действие не должны распадаться.

- Ничего не объясняй, ничего не истолковывай. Размышления допустимы только как размышления действующего персонажа.

— Принцип разрушения, картина аномального общества, которое разрушает человеческие души и судьбы (классическая тема социально-критического реализма)

— Разрушение клишированной структуры детективного романа

Жанры: психологический роман

 

Документальный театр – (модернизм) Документальный театр, основанный на подлинных текстах, интервью и судьбах реальных людей, является особым жанром, существующим на стыке искусства и злободневного социального анализа.

Представители: Вальзер, Вайс, Хоххут

 

ГДР (Восточная Германия):

После 2-й мировой войны 1939—45 писатели-антифашисты активно участвовали в строительстве первого в германской истории государства рабочих и крестьян — ГДР. Продолжая традиции классической немецкой литературы, критического реализма и революционной пролетарской литературы 20 в., писатели ГДР успешно развивают национальную литературу социалистического реализма.

 

Социалистический реализм

Основные темы в литературе ГДР в первые послевоенные годы:

- разоблачение преступной идеологии и практики фашизма,

- вскрытие его социально-классовых корней,

- воспитание чувства ответственности человека перед своим народом и историей

- перестройка сознания человека, новых отношений между людьми, перспектив социалистического строительства.

В отличие от западногерманской литературы, в произведениях писателей

ГДР не обсуждался пресловутый “комплекс вины”.

- Главным принципом послевоенной литературы восточной Германии было созидательное начало.

Романы на производственную тему писали Дитер Нолль, Герман Кант и ряд

других авторов.

- отражает различные стороны социалистического строительства в стране.

- строительство, созидательный труд рабочего класса.

Представители: Роберт Бехер, Анна Зегерс, Бертольд Брехт (Эпический театр Брехт нередко отождествлял с соц.реализмом, видя их общие черты в стремлении сорвать с действительности мистические покровы, выявить подлинные законы общественной жизни во имя ее революционного изменения)

 

 

Послевоенная поэзия (ГДР и ФРГ) – «Натургедихт»(с 1950-х)-пейзажная зарисовка с зашифрованным социально-философским содержанием.

- природа — склад строительных материалов, из которых можно соорудить любую конструкцию, по форме как будто бы напоминающую живую природу, но по сути представляющую собой художественно сконструированную проекцию души самого поэта.

- Чувства и мысли поэта вращаются при этом, как правило, в самой общей, внесоциальной сфере.

Представители: Оскар Лёрке, Гюнтер Айх

Постмодернизм (с 1970-х)

Для новейшей немецкой литературы характерны переработка традиции прошлых лет, связь с литературой прошлого, использование накопленного прежде опыта, скрытое цитирование, своеобразная перетасовка прежних литературных элементов с целью создания произведений новых.

Представители: Патрик Зюскинд (ФРГ)

 

Философия и литература экзистенциализма.

Экзистенциализм, смысл которого произошел от позднелатинского слова exsistentia - существование, означает "философию существования". Ее центральной философской проблемой является проблема человека, его существования в мире. Согласно экзистенциализму, задача философии - заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия. Человек помимо своей воли заброшен в этот мир, в свою судьбу и живет в чужом для себя мире. Экзистенциализм поставил очень важные вопросы, которые всегда волнуют людей: "Для чего живет человек? В чем смысл его жизни? Каков выбор им своего жизненного пути?". Экзистенциалисты исходят из единичного человеческого существования, которое характеризуется комплексом отрицательных эмоций - озабоченность, страх, сознание приближающегося конца своего бытия.

Человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Анализ поведения в кризисных ситуациях. Главным проявлением экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу за ответственность своего выбора.

Пьеса «Мухи» Сартра представляет собой переработку греческого мифа об Оресте в дискуссию об экзистенциализме, учении о том, что в мире не существует объективной морали и что люди, следовательно, имеют полное право на свободный выбор. В основе сюжета древнегречесикй миф о детях Агамемнона и Клитемнестры: Оресте и Электре, которые отомстили своей матери и ее любовнику за убийство отца.

Орест у Сартра появляется в Аргосе для того чтобы избавиться от мучительного чувства неприкаянности и обрести корни. Орест открывает чуждый ему, примитивный мир, где люди живут в постоянном страхе и с чувством вины.

Юпитер у Сартра - Сатана, для него отрада – страдание души.

Согласно концепции Сартра, Бог не властен над судьбой человека – «только собственный выбор», а если человек свободен от Бога, то он свободен и от дьявола. Эту идею и иллюстрирует Сартр: через независимость от Сатаны Орест обретает себя и приходит к свободе.

Молчание людей в Аргосе, живущих в постоянном страхе и покорности – перекличка с нацистами и оккупированной Францией. Сартр: «Оккупация – это не только постоянное присутствие победителей в наших городах, это скорее постыдный образ, который хотят нам навязать». Покорность жителей Аргоса держится на страхе и угрызениях совести, Сартр показывает,что человеческие возможности безграничны. Орест Эсхила убивает по велению богов, во имя богов.

Орест у Сартра делает собственный свободный выбор, он идет наперекор богам, не ищет оправданий и не надеется на опору извне.

Философский роман Сартра «Тошнота» написан в форме дневника, который передает интимный мир переживаний героя. Антуан Рокантен решает описывать свои мысли, чтобы разобраться с необъяснимым состоянием, он перестает воспринимать окружающий его мир как нормальный, все предметы кажутся ему липкой и вязкой массой, вызывающей отвращение. Эпиграф как нельзя лучше определяет характер главного героя: «Это человек, не имеющий никакой значимости в коллективе, это всего-навсего индивид».

Сартр выводит в качестве героя Рокантена, человека, который отчужден от себя, который находится не в ладу как с самим с собой, так и с вещами действительности, окружающими его: они давят его своим присутствием и непреодолимой вязкостью. Сартр как представитель модернизма создает героя, который не совершает поступков с большой буквы. Он просто живет. Существует.

Всепоглощающее одиночество человека, его неограниченная свобода, ощущение собственного существования вызывают ощущение тошноты. У героя исчезает целостное восприятие мира, предметы утрачивают свой привычный характер. Антуан считает, что любое человеческое существование напоминает «неловкие усилия насекомого, опрокинутого на спину». Книга о маркизе, которую пишет главный герой, помогает ему «не чувствовать своего существования».

Свобода – одно из важнейших понятий в экзистенциализме. Цитата из статьи Сартра: “Достоевский как-то писал, что «если бога нет, то все дозволено». Это – исходный пункт экзистенциализма. В самом деле, все дозволено, если бога не существует, а потому человек заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни вовне. Человек осужден быть свободным. Осужден, потому что не сам себя создал, и все-таки свободен, потому что, однажды брошенный в мир, отвечает за все, что делает”. Здесь мы видим, что понятие свободы тесно связано с ответственностью человека: человек ответственен за то, что он есть, экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование. Чувство ответственности вызывает тревогу. Как это описывает Сартр: “Экзистенциалист охотно заявит, что человек – это тревога. А это означает, что человек, который на что-то решается и сознает, что выбирает не только свое собственное бытие, но что он еще и законодатель, выбирающий одновременно с собой и все человечество, не может избежать чувства полной и глубокой ответственности. Правда, многие не ведают никакой тревоги, но мы считаем, что эти люди прячут это чувство, бегут от него. Тревога есть, даже если ее скрывают”.

Принимая решение, человек не может не испытывать тревоги, а принимает решение он в каждый момент жизни.

 

Среднестатистического человека окружают большей частью живые люди. Когда же человек одинок – как герой у Сартра, его окружение – предметы – становятся живыми в восприятии этого человека, цитата: “Предметы не должны нас БЕСПОКОИТЬ: ведь они не живые существа. Ими пользуются, их кладут на место, среди них живут, они полезны – вот и все. А меня они беспокоят, и это невыносимо. Я боюсь вступать с ними в контакт, как если бы они были живыми существами!”, даже мысли становятся предметами и тоже живыми, цитата: “Передо мной, раскинувшись с этакой небрежностью, маячила некая мысль – обширная и тусклая. Трудно сказать, в чем она заключалась, но я не мог на нее глядеть: так она была мне омерзительна”.

Экзистенциалист пытается изучить до мельчайших деталей, в конце концов, познать суть предмета. Ему важны не внешние, физические свойства предмета, важно то, что внутри – сущность его. Вот объяснение возникновения моментов иного видения Антуана.

Герой Сартра не всегда видит по-иному, а моментами. Экзистенциальное видение вещей означает не рациональное видение физических признаков и свойств, а видение внутреннего мира предмета; Для того чтобы увидеть этот внутренний мир, экзистенциалист стремится досконально изучить предмет, познать суть предмета; Экзистенциалист не может видеть предметы иначе, хотя это иногда и мешает ему, доставляя ощущение Тошноты, экзистенциальное видение вещей – это бремя, которое вынужден нести экзистенциалист;

«Человек первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам» - говорит Сартр. Именно к этой мысли и приходит главный герой, слушая мелодию американской джазовой песенки. Рокантен обнаружил, что мелодия не существует, она вне вещей. Герой решает оправдать свое существование, сотворив шедевр.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.225.48.56 (0.009 с.)