Тема: Роды литературы: эпос, драма, лирика.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Роды литературы: эпос, драма, лирика.



Темы практических занятий

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1.

Литература и наука о ней

Тема: Литературоведение как наука.

 

Вопросы:

1. Разделы науки о литературе.

2. Анализ и интерпретация.

 

Задания:

1. Прочитав соответствующие разделы учебников и статьи в хрестоматии, ответьте на вопросы:

· Знания из какой области ЛВ необходимы при издании ПСС писателя?

  • Какому разделу ЛВ «подведомственны», как правило, произведения современной литературы?
  • Какой раздел ЛВ изучает родовые и жанровые закономерности литературного произведения?
  • Какая работа обязательно предшествует литературоведческой интерпретации?

· В каком разделе ЛВ изучается биография писателя и история замысла произведения?

 

 

2. Прочитайте фрагмент романа Ф.М. Достоевского «Бедные люди» (письмо от Июля 1-го) и стихотворение Д.Усова «Переводчик». О чем идет речь в них идет речь: о восприятии, анализе или интерпретации? Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на способы выражения точки зрения автора на прочитанное произведение.

 

Д. Усов «Переводчик»

Недвижный вечер с книгою в руках.

И ход часов так непохож на бегство.

Передо мною в четырех строках

Расположенье подлинного текста:

 

«В час сумерек звучнее тишина,

И город перед ночью затихает.

Глядится в окна полная Луна,

Но мне она из зеркала сияет».

 

От этих строк протягиваю нить,

Они даны не уже и не шире.

Я не могу их прямо повторить,

Но все-таки их будет лишь четыре:

 

«В вечерний час яснее каждый звук,

И затихает в городе движенье.

Передо мной не лунный полный круг,

А в зеркале его отображенье».

 

Сравните вторую и четвертую строфы. Определите различия в выражении смысла, какие лексические средства способствуют выявлению разных оттенков смысла? Сравните образы: тишина - звук, город - движенье; лунный круг - Луна; сияние - отображение. Сопоставьте синтаксическое строение и звуковую организацию строф. Остановитесь на образе зеркала.

 

3. Принесите текст стихотворения Ф.И. Тютчева «Нам не дано предугадать...» и подготовьтесь к его анализу.

 

Литература:

1. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество. - Хрестоматия. С.450-453.

2. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. С.12-30, 183-201.

3. Бахтин М.М. К методологии литературоведения. - Хрестоматия С.189-192.

4. Горнфельд А.Г. О толковании художественного произведения. - Хрестоматия С.436-442.

5. Белецкий А.И. Об одной из очередных задач историко-литературной науки. - Хрестоматия. С.442-444.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.

Закономерности развития литературы

Тема: Субъектная организация произведения

Вопросы:

1. Значения слова «автор».

2. Различные способы организации повествовательной структуры произведения.

3.Способы выявления субъекта речи: временная, пространственная, эмоциональная выявленность его.

3.Понятия «повествователь» и «рассказчик».

4.Значение сказа как способа повествования.

 

Задания:

1. Подготовьте ответы на предложенные вопросы, прочитав учебную и справочную литературу.

2. Подготовьте пересказ статьи Ю.М. Лотмана о «Капитанской дочке» в избранном аспекте (различение повествователя и автора)

Задание по художественным текстам:

1. И.С. Тургенев «Уездный лекарь». Что известно из рассказа о повествователе и что о рассказчике? Каков художественный эффект введения рассказчика в произведение? Обратите внимание на последнее предложение первого абзаца. «Певцы» (принести).

2*. Н.С. Лесков «Левша». Приведите несколько примеров «сказовости» повествования» из первых 19 глав. Объясните роль последней главы в рассказе.

Литература:

2.Лотман Ю.М. Идейная структура «Капитанской дочки» / Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин Лермонтов Гоголь. М. «Просвещение» 1988. Или любое другое издание.

3.ЛЭС статьи «Автор» (И.Роднянская), «повествование» (В.А.Сапогов).

 

Литература дополнительная:

  1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе; Автор и герой в эстетической деятельности; Эпос и роман. - В его кн. Литературно-критические статьи. М. 1986.
  2. Кожевникова Н.А. Типы повествования в русской литературе ХIХ-ХХ вв. М. 1994.
  3. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М. 1972.
  4. Лихачев Д.С. Поэтика художественного времени. Поэтика художественного пространства. - В его кн. Избранные работы. Т.1. Л. 1987.
  5. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М. 1970.
  6. Мелетинский Е.М. О теории художественной речи. М. Высшая школа 1971.
  7. Успенский Б.А. Поэтика композиции. Л. 1970.

 

 

Терминологический минимум по модулю.

Гуманитарные науки, эстетика, библиография, текстология, история литературы, теория литературы, поэтика, литературная критика, интерпретация, анализ, синкретизм, мимезис, художественный образ. Роды литературы, лирика, эпос, драма, эпичность, лиричность, драматичность; жанр, комедия, драма (как жанр), трагедия, водевиль, фарс, трагикомедия, сказка, повесть, роман, рассказ, поэма, эпос (как жанр), притча, анекдот, новелла, баллада, басня, элегия, ода, послание, мадригал, эпиграмма, эпитафия, гимн, песня, романс, лирическое стихотворение, сатира; жанровый канон, жанровая система; литературный процесс, архаика, нормативная стадия, стиль; классицизм, барокко, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм, символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм, литературное направление, литературное течение, литературная школа, имманентные факторы, историзм; всемирная, мировая, региональные и национальные литературы, автор, рассказчик, повествователь.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5.

Художественное произведение

Тема: Понятия, характеризующие содержание произведения

Вопросы:

1. Понятия формы и содержания.

2. Термины, описывающие содержание произведения.

3. Понятие пафоса.

4. Виды пафоса.

 

Задания:

1. Уточните, обратившись к учебно-справочной литературе (постарайтесь охватить все учебники по «Введению в литературоведение»), представления о каждом из понятий, используемых для описания содержания произведения. Сравнив их определения в разных источниках, выявите общее. Проверьте себя, ответив на вопросы: тематика или проблематика в большей мере выявляет субъективность художника? Какие синонимы предлагаются к понятию «идея произведения»?

2. Прочитайте главы о пафосе в учебнике под ред. Г.Н. Поспелова и в «Основах литературоведения» под ред. В.П. Мещерякова. Повторите, какие виды пафоса традиционно выделяются. Какую роль играет та или иная эмоциональная окрашенность для восприятия произведения?

3. Обратите внимание на различия между сатирой, юмором и иронией. Чем отличается отношение автора к предмету изображения при сатирическом, ироническом и юмористическом изображении.

 

Литература обязательная:

1. Введение в литературоведение Хрестоматия. Под. ред. П. А. Николаева. Любое издание. Разделы «Литературное произведение как художественное целое» (ст. В.Г.Белинского, Л.Н.Толстого, А.П.Скафтымова, Г.А.Гуковского); «Единство содержания и формы. Функции формы» (ст. Г.В.Ф.Гегеля, М.М.Бахтина, Г.Д.Гачева); «Идейное содержание художественного произведения. Пафос и его разновидности» (ст. Аристотеля, Ф.Шеллинга, Ф.Шиллера, Г.В.Ф.Гегеля, Н.В.Гоголя, В.Г.Белинского).

2. Введение в литературоведение. Под ред. Г.Н.Поспелова Любое издание. Гл. «Пафос и его разновидности».

 

Литература дополнительная:

Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. СПб., 1996.

Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика СПб., 1996.

Введение в литературоведение (Под ред В. Мещерякова). М., 2000. Гл. «Форма и содержание» С. 22-25.

Художественные тексты:

Н.Тэффи «Любовь и весна. (Рассказ Гули Бучинской)» (принести).

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6.

Художественное произведение

Тема: Понятие тропа.

Вопросы:

1. Функция тропов в поэтическом языке.

2. Виды тропов.

а) Эпитет; виды эпитетов; отличие эпитета от логического определения.

б) Сравнение; предмет, образ и признак сравнения; присоединительное сравнение; развернутое сравнение; понятие психологического параллелизма. Критерии действенности сравнения как тропа. Отличие художественного сравнения от других видов сравнений.

в) Метафора; сущность метафоры как тропа; олицетворение как частный случай метафоры.

г) Метонимия. Синекдоха как частный случай метонимии.

 

Задания:

1. Прочитав определения всех тропов по справочным изданиям, подготовьте ответ по одному из них, приводя собственные примеры.

2. Найдите тропы в стихотворениях А.С.Пушкина «Телега жизни» и Е.А.Баратынского «Дорога жизни»., объясните различие определений в них (какие из определений можно назвать эпитетами); какой троп определяет структуру стихотворения Баратынского?

3. К.Н.Бальмонт «Безглагольность». Определите возможные значения авторского неологизма поэта, вынесенного в название стихотворения. Выделите эпитеты, (чем они выражаются в тексте?). Проследите связь названия с текстом всего стихотворения.

Литература обязательная:

1. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М. 1996.

2. ЛЭС соответствующие статьи.

 

Литература дополнительная:

1. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. С.303-337.

2. Клинг О.А. Тропы // Введение в литературоведение. Под ред. Л.В. Чернец. М., 2000. С. 432-446.

3. Поспелов Г.Н. Введение в литературоведение. Главы: «Художественная речь», «Номинативная и лексико-экспрессивная функции речи», «Иносказательная изобразительность и выразительность слов», «Виды словесно-предметной изобразительности».

 

4. Подготовьтесь к тесту по теме «Поэтический язык». Для этого определите значение понятий: Аллитерация, аллегория; аллюзия; анаколуф, анафора, архаизм, ассонанс, библеизм, варваризм, галлицизм, германизм, гипербола, звукоподражание, инверсия, литота; метафора, метонимия, неологизм, реминисценция, рефрен, символ, сравнение, стилистические фигуры, троп, параллелизм, повтор, провинциализм, художественная речь; цитата, «чужое слово», эпитет, эпифора.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9.

Художественное произведение

Контрольный тест

 

Контрольная работа

Темы практических занятий

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1.

Литература и наука о ней

Тема: Литературоведение как наука.

 

Вопросы:

1. Разделы науки о литературе.

2. Анализ и интерпретация.

 

Задания:

1. Прочитав соответствующие разделы учебников и статьи в хрестоматии, ответьте на вопросы:

· Знания из какой области ЛВ необходимы при издании ПСС писателя?

  • Какому разделу ЛВ «подведомственны», как правило, произведения современной литературы?
  • Какой раздел ЛВ изучает родовые и жанровые закономерности литературного произведения?
  • Какая работа обязательно предшествует литературоведческой интерпретации?

· В каком разделе ЛВ изучается биография писателя и история замысла произведения?

 

 

2. Прочитайте фрагмент романа Ф.М. Достоевского «Бедные люди» (письмо от Июля 1-го) и стихотворение Д.Усова «Переводчик». О чем идет речь в них идет речь: о восприятии, анализе или интерпретации? Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на способы выражения точки зрения автора на прочитанное произведение.

 

Д. Усов «Переводчик»

Недвижный вечер с книгою в руках.

И ход часов так непохож на бегство.

Передо мною в четырех строках

Расположенье подлинного текста:

 

«В час сумерек звучнее тишина,

И город перед ночью затихает.

Глядится в окна полная Луна,

Но мне она из зеркала сияет».

 

От этих строк протягиваю нить,

Они даны не уже и не шире.

Я не могу их прямо повторить,

Но все-таки их будет лишь четыре:

 

«В вечерний час яснее каждый звук,

И затихает в городе движенье.

Передо мной не лунный полный круг,

А в зеркале его отображенье».

 

Сравните вторую и четвертую строфы. Определите различия в выражении смысла, какие лексические средства способствуют выявлению разных оттенков смысла? Сравните образы: тишина - звук, город - движенье; лунный круг - Луна; сияние - отображение. Сопоставьте синтаксическое строение и звуковую организацию строф. Остановитесь на образе зеркала.

 

3. Принесите текст стихотворения Ф.И. Тютчева «Нам не дано предугадать...» и подготовьтесь к его анализу.

 

Литература:

1. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчество. - Хрестоматия. С.450-453.

2. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. С.12-30, 183-201.

3. Бахтин М.М. К методологии литературоведения. - Хрестоматия С.189-192.

4. Горнфельд А.Г. О толковании художественного произведения. - Хрестоматия С.436-442.

5. Белецкий А.И. Об одной из очередных задач историко-литературной науки. - Хрестоматия. С.442-444.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2.

Закономерности развития литературы

Тема: Роды литературы: эпос, драма, лирика.

Эпические, драматические и лирические жанры (Мини-конференция)

 

Вопросы:

1. Назовите имена, с которыми связано выделение родов литературы.

2. Какие критерии выделения литературных родов Вы знаете?

3. Эпос как род литературы.

4. Драма как род литературы. С чем, прежде всего, связаны особенности драмы? Расскажите о них.

5. Лирика: ее родовые особенности (тематика и поэтика, специфика восприятия, субъект лирики٭).

6. Эпические, драматические и лирические жанры.

 

Задания:

1. Подготовьте пересказ статей-первоисточников, приведенных в Хрестоматии.

2. Подготовьте материалы к заполнению таблицы: Роды литературы: эпос, драма, лирика.

3. Обратитесь к гл. 5 («Литературные роды и жанры») учебника В.Е. Хализева «Теория литературы» и др. источникам, определите понятие «жанр». Обратите внимание на разногласия в терминологии, затем выделите общее в определениях жанра разными учеными. Выясните проблемы выделения жанров, обратив внимание на историчность этой категории.

4. Разделившись на группы, подготовьте сообщения о каком-либо жанре по плану:

· История термина

· Жанровые признаки

· Пример произведения этого жанра с выделением в нем жанровых признаков.

5. Подготовьте вопросы, проверяющие освоенность предложенной Вами информации.

6. В процессе слушания сообщения, формулируйте уточняющие или разъясняющие вопросы.

7. На основе выслушанных ранее сообщений друга друга и прочитав статьи о конкретных жанрах в справочных изданиях, подготовьтесь к терминологическому тесту по теме «Жанры»: распределите жанры по родам литературы; запомните этимологические значения жанровых названий: (из какого языка, что обозначает слово), обращайте внимание на «возраст» жанра и изменяемость или неизменяемость его признаков в истории литературы. Проверьте свои знания по следующему примерному тесту:

Литература:

1 – 3. Введение в литературоведение. Хрестоматия (любое издание). Статьи из раздела «Литература как вид искусства»: И.-В. Гете и Ф. Шиллер Об эпической и драматической поэзии; В.Г. Белинский Разделение поэзии на роды и виды; В.В. Кожинов К проблеме литературных родов и жанров.

4. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. С. 294 – 319.

5. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. Гл. «Проблема жанров» С.369-384.

6. Основы литературоведения. (Под ред. В.П. Мещерякова) М., 2000. С.44.

7. Поспелов Г.Н. Введение в литературоведение. (Любое издание) Гл. «Литературные жанры».

8. КЛЭ или ЛЭС статьи: «Анекдот», «Баллада», «Водевиль», «Комедия», «Ода», «Притча», «Поэма», «Рассказ».

 

Литература дополнительная:

5. Поспелов Г.Н. Введение в литературоведение (любое издание). Гл. 8, раздел «Деление литературы на роды».

6.Л.Я. Гинзбург О лирике. (любое издание) Введение; или Частное и общее в лирическом стихотворении // Литература в поисках реальности. Л. 1987.

7. Введение в литературоведение. Лит. пр-е: осн. понятия и термины. М., 1999. Статьи: Лирика, Лирический субъект٭, Словарь поэтический٭, Язык поэтический٭, Эпос, Драма.

8. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Хрест. С. 413-417.

9. Бахтин М.М. «Эпос и роман». Хрест. С.417-420

10. Тынянов Ю.Н. «О литературной эволюции», «Литературный факт» // Тынянов Ю.Н. История литературы. Поэтика. Кино. М. 1977.

11. Хрестоматия. Раздел «Литературные жанры».

 

Тест по теме «Жанры литературы»

I. Распределите жанры по родам литературы:

а. Драма; b. эпос; c. лирика.

1.Комедия; 2. новелла; 3. мелодрама; 4. сказка; 5. эпиграмма; 6. роман; 7. трагедия; 8. элегия; 9. ода.

II Найдите соответствия между термином, обозначающим жанр и его определением:

1.БАСНЯ; 2.БАЛЛАДА; 3.ВОДЕВИЛЬ; 4.ПОВЕСТЬ; 5.Поэма; 6.РАССКАЗ.

А. Легкая пьеса с занимательной интригой, песенными куплетами и танцами.

Б. Лиро-эпический жанр, обычно с трагизмом, таинственностью, отрывистой повествовательностью, драматическим диалогом; часто основывается на исторических легендах.

В. Малая эпическая форма; небольшое по объему изображенных явлений произведение, как правило, раскрывающее один жизненный эпизод.

Г. Жанр дидактической литературы; короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл.

Д. Средняя форма эпической прозы, в которой важно особое развертывание сюжета и роль рассказчика.

Е. Крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом

III Распределите жанры в порядке их старшинства.

1. роман; 2. трагифарс; 3. басня; 4. сказка; 5. водевиль.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3.

Закономерности развития литературы

Тема: Литературный процесс и его закономерности.

Вопросы:

1. Понятие литературного процесса: осознание литературы частью культуры, факторы, влияющие на развитие литературы.

2. Стадии культурного развития (большие исторические стили).

3. Понятия «течение», «направление», «школа литературная».

 

Задания:

1. Внимательно прочитав статью о литературном процессе в ЛЭС, определите, чем определяется развитие литературы: какие факторы на него влияют, как их можно разделить?

2. Какие термины и понятия используются в литературоведении для обозначения общностей писателей и литераторов, чем они отличаются друг от друга?

3. Какие стадии в культурном развитии человечества принято выделять? Обратитесь для ответа на вопрос к учебнику «Основы литературоведения».

4. Составьте хронологическую таблицу литературных стилей, направлений и течений, записывая название и время существования.

5. Разделившись на группы, подготовьте краткое сообщение по главам этого учебника: «Античная литература», «Романтизм». Составьте вопросы к этим главам.

6. *Прочитайте поэму В.А. Жуковского «Шильонский узник» и покажите в ней признаки романтизма (работа в аудитории).

 

Литература обязательная:

1. Литературный процесс // ЛЭС. С.195-197.

2. КЛЭ статьи: «Школа литературная»; «Направление литературное», «Течение литературное», «Стиль».

3. Основы литературоведения. М., 2000. С. 161 – 313.

Литература дополнительная:

Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999. С. 120 – 140; 370 - 372.

Введение в литературоведение. Под ред. Г.Н. Поспелова (любое издание). Гл. «Закономерности исторического развития литературы».

 

7. Подготовка к завершающей модуль работе по следующим вопросам:

 

1. Расположите в хронологическом порядке литературные направления: сентиментализм, модернизм, романтизм, барокко, классицизм, реализм.

2. Приведите пример литературных школ.

3. Дайте определение литературного течения

4. Правильны ли следующие утверждения?

«Лирические произведения пишутся в стихотворной форме, а эпические - в прозаической».

«Жанры литературы - группы произведений, выделяемые в пределах литературных родов»

«Драматизм - это свойство только драматических произведений»

«Лиризм – это свойство произведений, принадлежащих к лирическому роду»?

«Эпичность – это свойство произведений эпического рода литературы»?

5. Дайте этимологическое объяснение терминов: Анализ. Баллада. Гротеск. Интерпретация. Ирония. Комедия. Лирика. Модернизм. Новелла. Ода. Пафос. Проблема. Романтизм. Сатира. Трагедия. Тема. Сентиментализм. Юмор. Эпос.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4.

Автор художественного произведения



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.178.91 (0.026 с.)