Тема: Субъектная организация произведения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Субъектная организация произведения



Вопросы:

1. Значения слова «автор».

2. Различные способы организации повествовательной структуры произведения.

3.Способы выявления субъекта речи: временная, пространственная, эмоциональная выявленность его.

3.Понятия «повествователь» и «рассказчик».

4.Значение сказа как способа повествования.

 

Задания:

1. Подготовьте ответы на предложенные вопросы, прочитав учебную и справочную литературу.

2. Подготовьте пересказ статьи Ю.М. Лотмана о «Капитанской дочке» в избранном аспекте (различение повествователя и автора)

Задание по художественным текстам:

1. И.С. Тургенев «Уездный лекарь». Что известно из рассказа о повествователе и что о рассказчике? Каков художественный эффект введения рассказчика в произведение? Обратите внимание на последнее предложение первого абзаца. «Певцы» (принести).

2*. Н.С. Лесков «Левша». Приведите несколько примеров «сказовости» повествования» из первых 19 глав. Объясните роль последней главы в рассказе.

Литература:

2.Лотман Ю.М. Идейная структура «Капитанской дочки» / Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин Лермонтов Гоголь. М. «Просвещение» 1988. Или любое другое издание.

3.ЛЭС статьи «Автор» (И.Роднянская), «повествование» (В.А.Сапогов).

 

Литература дополнительная:

  1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе; Автор и герой в эстетической деятельности; Эпос и роман. - В его кн. Литературно-критические статьи. М. 1986.
  2. Кожевникова Н.А. Типы повествования в русской литературе ХIХ-ХХ вв. М. 1994.
  3. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведения. М. 1972.
  4. Лихачев Д.С. Поэтика художественного времени. Поэтика художественного пространства. - В его кн. Избранные работы. Т.1. Л. 1987.
  5. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М. 1970.
  6. Мелетинский Е.М. О теории художественной речи. М. Высшая школа 1971.
  7. Успенский Б.А. Поэтика композиции. Л. 1970.

 

 

Терминологический минимум по модулю.

Гуманитарные науки, эстетика, библиография, текстология, история литературы, теория литературы, поэтика, литературная критика, интерпретация, анализ, синкретизм, мимезис, художественный образ. Роды литературы, лирика, эпос, драма, эпичность, лиричность, драматичность; жанр, комедия, драма (как жанр), трагедия, водевиль, фарс, трагикомедия, сказка, повесть, роман, рассказ, поэма, эпос (как жанр), притча, анекдот, новелла, баллада, басня, элегия, ода, послание, мадригал, эпиграмма, эпитафия, гимн, песня, романс, лирическое стихотворение, сатира; жанровый канон, жанровая система; литературный процесс, архаика, нормативная стадия, стиль; классицизм, барокко, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм, символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм, литературное направление, литературное течение, литературная школа, имманентные факторы, историзм; всемирная, мировая, региональные и национальные литературы, автор, рассказчик, повествователь.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5.

Художественное произведение

Тема: Понятия, характеризующие содержание произведения

Вопросы:

1. Понятия формы и содержания.

2. Термины, описывающие содержание произведения.

3. Понятие пафоса.

4. Виды пафоса.

 

Задания:

1. Уточните, обратившись к учебно-справочной литературе (постарайтесь охватить все учебники по «Введению в литературоведение»), представления о каждом из понятий, используемых для описания содержания произведения. Сравнив их определения в разных источниках, выявите общее. Проверьте себя, ответив на вопросы: тематика или проблематика в большей мере выявляет субъективность художника? Какие синонимы предлагаются к понятию «идея произведения»?

2. Прочитайте главы о пафосе в учебнике под ред. Г.Н. Поспелова и в «Основах литературоведения» под ред. В.П. Мещерякова. Повторите, какие виды пафоса традиционно выделяются. Какую роль играет та или иная эмоциональная окрашенность для восприятия произведения?

3. Обратите внимание на различия между сатирой, юмором и иронией. Чем отличается отношение автора к предмету изображения при сатирическом, ироническом и юмористическом изображении.

 

Литература обязательная:

1. Введение в литературоведение Хрестоматия. Под. ред. П. А. Николаева. Любое издание. Разделы «Литературное произведение как художественное целое» (ст. В.Г.Белинского, Л.Н.Толстого, А.П.Скафтымова, Г.А.Гуковского); «Единство содержания и формы. Функции формы» (ст. Г.В.Ф.Гегеля, М.М.Бахтина, Г.Д.Гачева); «Идейное содержание художественного произведения. Пафос и его разновидности» (ст. Аристотеля, Ф.Шеллинга, Ф.Шиллера, Г.В.Ф.Гегеля, Н.В.Гоголя, В.Г.Белинского).

2. Введение в литературоведение. Под ред. Г.Н.Поспелова Любое издание. Гл. «Пафос и его разновидности».

 

Литература дополнительная:

Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. СПб., 1996.

Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика СПб., 1996.

Введение в литературоведение (Под ред В. Мещерякова). М., 2000. Гл. «Форма и содержание» С. 22-25.

Художественные тексты:

Н.Тэффи «Любовь и весна. (Рассказ Гули Бучинской)» (принести).

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6.

Художественное произведение

Тема: Изображение внутреннего мира человека в художественном произведении

 

Вопросы и задания:

· Психология как наука и ее связь с литературой; психологическая достоверность произведения и «психологизм» литературы. (Различение понятий)

· Исторические тенденции в изображении человека. Связь изображения человека с эпохальной проблематикой произведений и пониманием человека.

· «Психологический стиль»: связь с проблематикой произведения.

· Формы изображения внутреннего мира: внутренний монолог, в т.ч. самоанализ; поток сознания; авторское психологическое изображение, сны и видения; введение персонажей-двойников.

· Приемы и способы психологического изображения.

· Какие возможности для изображения внутреннего мира человека дает повествование от первого лица и повествование от третьего лица?

 

Литература:

1. Р. Уеллек и О. Уоррен Теория литературы. М. 1978. гл. Литература и психология. С.95-107.

2. Есин А.Б. «Психологизм русской классической литературы» М.1988;

3. *Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л. 1977;

4. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М. 1996, гл. Герой С. 199-203.

5. Введение в литературоведение. (Под ред. Г.Н.Поспелова). М. 1983. Гл. «Общие свойства эпического и драматического родов литературы»; Ч. «Психологизм в изображении персонажей».

 

Понятия: психологизм; «психологический стиль»; прямая, косвенная и обозначающая формы изображения внутреннего мира человека.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

Художественное произведение

Тема: Специфика языка художественной литературы

 

Вопросы:

1. Язык художественной литературы и литературный язык.

2. Поэтическая лексика; связь ее с лексикологией. (Архаизмы, неологизмы, славянизмы, библеизмы, варваризмы, вульгаризмы, эвфемизмы и их возможные функции в произведении)

 

Задания:

1. Прочитайте фрагменты научных работ в главах хрестоматии «Художественная речь» и «Язык писателя и литературное направление», «Слово в контексте литературного произведения» (см. список «Литература обязательная»). Подготовьтесь к их обсуждению, выделив непонятные для себя места, а также к пересказу понятого.

2. По словарям и учебнику Б.В. Томашевского уточните определения следующих терминов: архаизмы, неологизмы, славянизмы, библеизмы, варваризмы, вульгаризмы, эвфемизмы, прозаизмы и др.

3. Принесите на занятие комедию А.Н. Островского «Свои люди, сочтемся» («Банкрут»).

 

Литература обязательная:

 

Винокур Г.О. Понятие поэтического языка. – Хрест. С. 329-331.

Виноградов В.В. О языке художественной литературы. - Хрест. С.325-327.

Гинзбург Л.Я. О лирике - Хрест. С. 327-329.

Кожинов В.В. Слово как форма образа. – Хрест. С. 331-333.

Чичерин А.В. Идеи и стиль. – Хрест. С. 333-336.

Лесков Н.С. Запись беседных высказываний. 1890-е годы. - Хрест. С.320-321.

Ломоносов М.В. Предисловие о пользе книг церьковных в российском языке. - Хрест. С.318-319.

Пушкин А.С. О русской прозе. - Хрест. С. 319-320.

Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М. 1996

 

Литература дополнительная:

1. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М. 1989

2. Виноградов В.В. О теории художественной речи. М. 1971

3. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М. 1991

4. Гинзбург Л. О лирике. Л. 1976 или М. 1997

5. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л. 1972

6. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М. 1970

7. Мелетинский Е.М. О теории художественной речи. М. Высшая школа 1971

8. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М. 1976

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8.

Художественное произведение

Тема: Понятие тропа.

Вопросы:

1. Функция тропов в поэтическом языке.

2. Виды тропов.

а) Эпитет; виды эпитетов; отличие эпитета от логического определения.

б) Сравнение; предмет, образ и признак сравнения; присоединительное сравнение; развернутое сравнение; понятие психологического параллелизма. Критерии действенности сравнения как тропа. Отличие художественного сравнения от других видов сравнений.

в) Метафора; сущность метафоры как тропа; олицетворение как частный случай метафоры.

г) Метонимия. Синекдоха как частный случай метонимии.

 

Задания:

1. Прочитав определения всех тропов по справочным изданиям, подготовьте ответ по одному из них, приводя собственные примеры.

2. Найдите тропы в стихотворениях А.С.Пушкина «Телега жизни» и Е.А.Баратынского «Дорога жизни»., объясните различие определений в них (какие из определений можно назвать эпитетами); какой троп определяет структуру стихотворения Баратынского?

3. К.Н.Бальмонт «Безглагольность». Определите возможные значения авторского неологизма поэта, вынесенного в название стихотворения. Выделите эпитеты, (чем они выражаются в тексте?). Проследите связь названия с текстом всего стихотворения.

Литература обязательная:

1. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. М. 1996.

2. ЛЭС соответствующие статьи.

 

Литература дополнительная:

1. Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. С.303-337.

2. Клинг О.А. Тропы // Введение в литературоведение. Под ред. Л.В. Чернец. М., 2000. С. 432-446.

3. Поспелов Г.Н. Введение в литературоведение. Главы: «Художественная речь», «Номинативная и лексико-экспрессивная функции речи», «Иносказательная изобразительность и выразительность слов», «Виды словесно-предметной изобразительности».

 

4. Подготовьтесь к тесту по теме «Поэтический язык». Для этого определите значение понятий: Аллитерация, аллегория; аллюзия; анаколуф, анафора, архаизм, ассонанс, библеизм, варваризм, галлицизм, германизм, гипербола, звукоподражание, инверсия, литота; метафора, метонимия, неологизм, реминисценция, рефрен, символ, сравнение, стилистические фигуры, троп, параллелизм, повтор, провинциализм, художественная речь; цитата, «чужое слово», эпитет, эпифора.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9.

Художественное произведение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 562; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.018 с.)