Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сатирико-юмористическая линия реализма

Поиск

 

Г. Манн. Генрих Манн (1871–1950) — немецкий писатель, крупнейший сатирик эпохи. Родился в г. Любек в семье сенатора, владельца крупной хлеботорговой фирмы и был старшим из пятерых детей (его младшим братом был великий писатель Томас Манн). Первое признание пришло к писателю после выхода в свет сатирической повести «Учитель Унрат, или Конец одного тирана» (1905). Мрачная фигура провинциального гимназического учителя Унрата (русский эквивалент имени — Гнус), напоминающего чеховских «человека в футляре» Беликова и унтера Пришибеева, нарисована самыми резкими сатирическими красками, вызывает отвращение и злой смех. Имя Унрата стало нарицательным.

Мировую известность Генриху Манну принес роман «Верноподданный» (1914), вошедший в трилогию «Империя» (два других романа — «Бедные», 1917; «Голова», 1925). Верноподданный Дидерих Гесслинг показан как производное от государственной системы верноподданничества во главе с кайзером Вильгельмом II. Г. Манн использует приемы окарикатуривания, сатирической аллегоричности, символических эпизодов (например, финальная сцена: во время верноподданнической речи Гесслинга по случаю открытия памятника Вильгельму II разражается буря).

Позже Г. Манн отошел от жанра сатирической манеры (дилогия «Юность короля Генриха IV», 1935; «Зрелость короля Генриха IV», 1938).

Марк Твен. Марк Твен (настоящее имя — Сэмюэль Клеменс, 1835–1910) создал юмористический стиль повествования, который отразил особенности американского менталитета, активного, оптимистичного, несмотря ни на какие трудности. Вершина его творчества — трилогия романов «Приключения Тома Сойера» (1875), «Жизнь на Миссисипи» (1883), «Приключения Геккельберри Финна» (1884), романы «Принц и нищий» (1881), «Янки при дворе короля Артура» (1889). Образы Тома Сойера и Геккельберри Финна, неунывающих, находчивых, удачливых подростков, обрели всемирную славу.

О’Генри. Уильям Сидней Портер (1862–1910), писавший под псевдонимом О'Генри, приобрел широчайшую известность своими многочисленными юмористическими новеллами и единственным романом «Короли и капуста» (1904). Он разрабатывал тип новеллы, отличающийся предельным лаконизмом, парадоксальностью сюжетов, юмористичностью, доходящей до анекдотичности (новеллы «Родственные души», «Фараон и Хорал», «Вождь краснокожих» и др.).

 

Героическая линия реализма

 

Роллан. Ромен Роллан (1866–1944) — французский писатель, в чьем творчестве представлена герои­ческая линия критического реализма. Он родился в г. Кламси (в Бургундии, образ которой запечатлен в повести «Кола Брюньон» и других произведениях Роллана), в семье нотариуса, учился в Высшей нормальной школе в Пари­же. Занимался историей музыки и живописи, для чего Школа направила Роллана в Италию. Большое значение для творчества Р. Роллана имело знакомство с произведениями Гоголя, Гончарова, Тургенева и особенно Л. Толстого.

Литературный путь Роллан начал как драматург-неоромантик. Драмы «Людовик Святой» (1897), «Аэрт» (1898), «Настанет время» (1903) составили цикл «Трагедии веры». Однако уже в 1898 г. Роллан начинает создавать новый цикл «Театр Революции», в котором он переходит на позиции реа­лизма. В цикл вошло 8 драм, написанных в 1898–1939 гг. Первая из них — «Волки» — на материале французской революции конца XVIII века воссоздает ситуацию, близкую обстоятельствам дела Дрейфуса. Пьеса была снята сразу же после премьеры.

К 1900 г. Роллан окончательно порывает с неороманти­ками и разрабатывает программу создания подлинно народного театра (сб. «Народный театр», 1903). Призыв к демократизации театра — важный вклад Роллана в театральное движение эпохи. Наиболее значительное достижение писателя в реализации программы народного театра — драма «14 июля» (1902), где индивидуальные персонажи растворяются в образе коллективно­го героя — восставшего народа.

Черты романтизма в творчестве Роллана в значительной мере сохраня­ются в его реалистических произведениях, ибо он одержим поисками утра­ченного в империалистическую эпоху героического начала. Эти поиски приводят его к анализу жизни великих людей («Жизнь Бетховена», 1903;»Жизнь Микеланджело», 1907; «Жизнь Толстого», 1911). Результаты этого анализа отразились в создании образа главного героя в романе-энопее «Жан-Кристоф» (1904–1912), замысел которого возник у Роллана еще в кон­це XIX века. Гениальный немецкий музыкант, бунтарь в юности и мудрец в конце жизненного пути, Жан-Кристоф напоминает героев романтических произведений. Но в романе-эпопее на первый план выдвигается реалисти­ческий образ Европы рубежа веков, равного которому по масштабу литера­тура того времени не знала. Действие романа начинается в Германии, затем переносится во Францию, Швейцарию, Италию. Почти накануне импе­риалистической войны прозвучал голос Роллана, посвятившего свои роман «свободным душам всех наций, которые страдают, борются и победят».

В 1914 г. Роллан закончил повесть «Кола Брюньон» (опубликована в 1918 г.), шедевр французской литературы, связанный с народной традици­ей, исполненный оптимизма. Действие повести происходит в 1616 г. в г. Кламси. Герой повести, от имени которого ведется повествование-дневник, резчик по дереву Кола Брюньон, — подлинно народный персонаж, «галльский тип» (Роллан). На него обруши­ваются всевозможные беды: война, чума, смерть жены, потеря всего имуще­ства,— но ничто не в силах сломить Кола, его веры в свое призвание, его народного оптимизма. Особое значение Роллан придавал 13-й главе повести, в которой Кола Брюньон размышляет о роли книг в жизни человека.

В годы первой мировой войны писатель выступил с позиций пацифизма и гуманизма, осудил политику враждующих государств (сб. «Над схват­кой», 1915). Победа революции в России, которую Роллан приветствовал, и окончание воины знаменуют начало нового этапа в творчестве писателя. Роллан оказал мощное влияние на развитие литературы. В романе «Жан-Кристоф» он подвел итог развития двух крупнейших направле­ний XIX века — критического реализма и романтизма, синтезировав лучшие, наиболеесильные черты обоих направлений, раскрыв новые возможности реализма, продемонстрировав рядего новых качеств, характерных для XX века.

Джек Лондон. Джон Гриффит Лондон (1876–1616), взявший псевдоним Джек Лондон, один из всемирно признанных писателей США, внес в литературу тему повседневного героизма, воспел мужество простых людей как высокую духовную ценность. Он родился в Сан-Франциско в семье обедневшего фермера. Начало его жизни было необычайно бурным: он сменил множество профессий, в какой-то период сидел в тюрьме за бродяжничество, жажда знаний привела его в университет, но после двух курсов он уехал на Аляску искать золото. Так и не скопив состояния, но обогащенный жизненными впечатлениями, он в 1900 г. выпустил сборник новелл «Северные рассказы», который принес ему широкую известность. В нем сочетается описание сильных телом и духом людей с картинами суровой природы, требующей от человека большого мужества. К «Северным рассказам» примыкают сборники «Бог его отцов» (1901), «Любовь к жизни» (1907) и др. В рассказе «Бог его отцов», давшем заглавие одному из сборников, повествуется о человеке, смело разорвавшем с цивилизованным обществом, в котором он испытывал унижения, и примкнувшем к индейскому племени. Мужество в экстремальной ситуации воспевается и в знаменитом рассказе «Любовь к жизни».

Среди романов Д. Лондона наиболее значителен «Мартин Иден» (1909). Герой романа, матрос, порвавший со своим окружением и поставивший перед собой задачу прорваться в высшее общество, бесспорно, сильная и богатая личность. Этому решению способствует его любовь к Руфь Морз, девушке из буржуазной семьи. Огромное впечатление на читателя производит то упорство, с которым Мартин Иден овладевает культурными достижениями. Он становится писателем. Но, пройдя путь от простого парня до человека выдающейся образованности, он понимает, что культурность того общества, в которое он стремился войти, — лишь иллюзия. Миром правят не идеи и красота, а деньги. Пока он был беден, ему помогали только бедные люди, разбогатев, Мартин удостоился всеобщего внимания и преклонения, к нему приходит Руфь, прежде от него отвернувшаяся. Открыв истинное лицо буржуазного мира, Мартин не может справиться с охватившим его разочарованием и кончает жизнь самоубийством.

Джек Лондон стал не просто признанным писателем, а своего рода учителем жизни, утверждавшим стоическое сопротивление превратностям судьбы.

 

НАТУРАЛИЗМ

Натурализм — одно из важнейших направлений в лите­ратуре конца XIX века. Генезис натурализма связан с поражением европейских революций 1848 г., подорвавшим веру в утопические идеи, в идеологию во­обще.

Принципы натурализма. Философской основой натурализма стал позитивизм. Позитивисты вслед за основателем этого учения Огюстом Контом провозгласили истинным только знание, полученное и проверяемое опытным путем и тем же путем проверяе­мое. Литературные предпосылки натурализма связаны с творчеством Г. Фло­бера, с его теорией «объективного», «безличного» искусства, а также с дея­тельностью «искренних реалистов» (Шанфлери, Дюранти, Курбе).

Натуралисты ставили перед собой благородную задачу: от фантастиче­ских вымыслов романтиков, которые в середине века все более отходят от действительности в область грез, повернуть искусство лицом к правде, к ре­альному факту. Творчество Бальзака становится для натуралистов образцом. Натуралисты обращаются к низам общества, им присущ подлинный демократизм. Натуралисты расширяют область изображаемого в литературе. Для них нет запрещенных тем. Если безобраз­ное изображено достоверно, оно приобретает в их глазах значение подлин­ной эстетической ценности.

Для натурализма характерно позитивистское понимание досто­верности. Писатель должен быть объективным наблюдателем и эксперимен­татором. Он может писать только о том, что изучил. Отсюда изображение лишь «куска действительности», воспроизведенного с фотографической точ­ностью, вместо типичного образа (как единства индивидуального и обще­го), отказ от изображения героической личности как «нетипичной» в натуралистическом смысле; место сюжета («выдумки») занимает описание и анализ; автор эстетически нейтрален по отношению к изображаемому, для него нет красивого или некрасивого; ана­лиз общества осуществляется на основе строгого детерминизма, отрицающего свободу воли; мир у нату­ралистов предстает в статике, как нагромождение деталей; писатель не стремится предсказать будущее.

Натурализм испытывал влияние других методов, тесно сближался с им­прессионизмом и реализмом. Значение натурализма для реалистического искусства связано со стремлением к правде, широким введением докумен­тов, фактов, художественным освоением новых пластов действительности, развитием ряда жанров (аналитический роман, очерк и т. д.).

Тэн. Основоположником эстетики натурализма был французский искусствовед Ипполит Тэн (1828–1893). Он учился в Высшей нормальной школе (Париж), с 1864 г. — профессор эстетики в Школе изящных искусств. Член Французской Академии (1878). В первом значительном труде «Фран­цузские философы XIX века» Тэн объявил величайшими философами позитиви­стов Конта, Милля и Спенсера. В очерке «Бальзак» (1858) закладываются основы натуралистической эстетики. Для ее формирования важнейшим со­бытием было появление труда Тэна «История английской литературы» (1863–1865). Во «Введении» к этому изданию Тэн изложил теорию «расы, среды и момента», ставшую краеугольным камнем натурализма. В его тру­дах заложен основной принцип натурализма: уподобление искус­ства науке.

Гонкуры. У истоков натурализма — творчество братьев Гонкуров. Братья Эдмон (1822–1896) и Жюль (1830–1870) де Гонкур — выдаю­щиеся французские писатели, заложившие основы натурализма и импрес­сионизма во французской литературе. Они родились в семье провинциальных дворян. Вершина их творчества — роман «Жермини Ласертэ» (1864). Жизнь служанки, ее трагедия стали предметом исследования писателей. Предисло­вие к роману — один из первых манифестов зарождающегося натурализма. Гонкуры разработали методику «клинического анализа» — новую разновид­ность психологизма: это своего рода «научное наблюдение» за скрытыми, часто постыдными сторонами внутренней жизни, которое проливает свет на, казалось бы, алогичные поступки героев.

Гонкуры создали импрессионистический стиль, фиксирующий мгновенные ощущения. Одним из решающих средств в создании этого стиля стал импрессиони­стический пейзаж.

Школа Золя. В 1870-е годы во главе натуралистов встает Эмиль Золя. В теоре­тических работах он обосновал основные принципы натурализма. В его художественном творчестве черты натурализма переплетаются с чертами критического реализма, и этот синтез производит на читателей сильное впечатление, благодаря которому натурализм, вначале отвергаемый читаю­щей публикой, получает признание. Золя достигает триумфа, опубликовав в 1877 г. роман «Западня». Он сумел сплотить вокруг себя молодых писате­лей, составивших ядро натуралистской школы (Сеар, Энник, Мирбо, Гюисманс, Алексис и др.). Важнейшим этапом в ее деятельности стало создание книги рассказов «Вечера в Медане» (1880).

В 1880-е годы натуралисты пытались обновить театр (Э. Золя, П. Алексис, О. Метенье и др.). Золя не был крупным драматургом, но его теоретические работы, инсценировки его романов, ставившиеся на сцене передового Сво­бодного театра и на многих сценах мира, образовали в рамках движения европейских драматургов за «новую драму» особое направление.

В эти же годы сказались слабые стороны натурализма: отсутствие глу­боких обобщений, физиологизм, нагромождение деталей. Обнаружилось расхождение между натуралистами. В 1887 г. после выхода романа Золя «Земля» натуралистская школа раскололась.

Натурализм в Германии. В немецкой литературе 1880-х годов натурализм занял видное место. Теоретики натурализма А. Хольц и И. Шлаф разработали концепцию «секундного стиля», утверждая, что «изображение мира должно быть подобным воспроизведению того, как падает лист, оторвавшийся от ветки: его несет то вниз, то вверх, то вправо, то влево, он перевертывается, колеблется, постоянно меняет траекторию. Так же следует описывать и жизнь — детализация, основанная на наблюдении и воспроизведении мелочей быта и поведения людей, подчиняющихся в основном физиологическим импульсам или изгибам больной психики, должна стать законом искусства»[36].

Гауптман. Герхарт Гауптман (1862–1946) в своей первой пьесе «Перед восходом солнца» (1889) создал один из лучших образцов немецкого натурализма. Премьера пьесы сопровождалась скандалом: никогда еще на немецкой сцене обыденная жизнь не изображалась с такой степенью откровенности, выступая в самом неприглядном свете. Семья Краузе, оторвавшаяся от крестьянских корней благодаря свалившемуся на нее богатству (на их участке был обнаружен уголь), живет самыми примитивными, низменными инстинктами. Богатство приводит к безделью и абсолютной пустоте существования (скучающая от безделья мать начинает пристраивать своего любовника к собственной падчерице). Развившееся на той же почве пьянство поражает не только старшее поколение (отца, в пьяном угаре путающего свою дочь с проституткой), но и младшее (старшую дочь, расплачивающуюся за алкоголизм смертью своих детей). От младшей дочери, Елены, отказывается любящий ее репортер-социалист Лот, как только узнает, что эта неиспорченная, образованная девушка родилась в семье алкоголиков, и Елена кончает с собой. Название пьесы символично, оно дает надежду на преодоление того мрака, которым окутана повседневная жизнь немецких обывателей.

В последующих драмах Гауптмана («Одинокие», 1891; «Ткачи», 1892; «Бобровая шуба», 1893) черты натурализма (прежде всего в натуралистическом изображении деталей) соединяются с реалистическим воспроизведением действительности, с драмой идей. Однако в те же годы появляются пьесы, написанные в совсем другой манере, близкой символизму («Вознесение Ганнеле», 1893; «Потонувший колокол», 1896). Это еще раз подтверждает, что в переходную эпоху границы различных художественных систем размываются, на смену единству приходит множественность, художественный плюрализм.

Наиболее значительной реалистической драмой Гауптмана стала пьеса «Перед заходом солнца», задуманная в 1910 г., а завершенная в 1932 г. Семидесятилетний издатель-гуманист Клаузен, к которому пришла поздняя любовь к юной воспитательнице детского сада Инкен Петерс, познал судьбу короля Лира: младшее поколение его семьи готово упрятать его в сумасшедший дом, чтобы распоряжаться наследством, обеспечивающим их сытое существование и безделье.

Натурализм в литературе США. Влияние натурализма вышло далеко за пределы Франции и — шире — Европы. Так, в литературе США весьма заметное место заняли произведения писателей-натуралистов Стивена Крейна (1871–1900) и Фрэнка Норриса (1870–1902).

 

Золя

Эмиль Золя (1840–1902) — великий французский писатель, глава натурализма.

Начало литературной деятельности. Золя родился в семье итальянского инженера. Он учился в Эксе (город в Провансе, впоследствии описанный Золя под названием Плассан), затем в Париже. Первый успех писателю принес сборник «Сказки Нинон» (1864), созданный под влиянием эстетики романтизма. Вскоре Золя знакомится с романом Гонкуров «Жермини Ласертэ», с трудами И. Тэна. В отличие от Тэна, Золя признавал право художника на субъективизм, защищал импрессионистов. Однако созданный им в этот период роман «Тереза Ранен» (1867) носит преимущественно нату­ралистический характер.

«Ругон-Маккары». В 1868 г. Золя задумывает цикл романов. Об основной цели его он пишет в аннотации: «Изучить на примере одной семьи вопросы наследственности и среды... Изучить всю Вторую империю от государственного переворота до наших дней. Воплотить в типах современное общество подлецов и героев». Таковы первые наброски замысла главного труда Золя — 20-томной эпопеи «Ругон-Маккары. Естественная и социальная история одной семьи в эпоху Второй империи» (1871–1893). Работу задержали события франко-прусской войны и Парижской Коммуны. Золя не принял Коммуны, но в дни ее разгрома резко осудил террор.

В 1870-е годы появились первые 8 романов цикла «Ругон-Маккары». Все они немедленно были переведены на русский язык и были очень популярны в России. Во Франции их встретили враждебно, и только роман «Западня» (1877) принес Э. Золя признание. Писатель становится главой натуралистской школы.

Расцвет творчества Золя приходится на 1880–1887 гг., когда выходят романы «Нана» (1880), «Жерминаль» (1885), «Творчество» (1886), «Земля», 1887) и др. В критических работах («Экспериментальный роман», 1880; (Романисты-натуралисты», «Наши драматурги», «Натурализм в театре», 1881) Золя излагает свои теоретические взгляды, концепцию натуралистического романа и драмы. Споры вокруг романа «Земля» явились поводом для раскола французского натурализма. Но Золя не оставляет начатого и в 1893 г. оканчивает цикл «Ругон-Маккары» (последние романы — «Деньги», 1891; «Разгром», 1892; «Доктор Паскаль», 1893).

Отрицание религии и прославление труда и науки содержится в следующем цикле романов — «Три города» («Лурд», 1894; «Рим», 1896; «Париж», 1898). Незаконченной осталась притчевая тетралогия «Четыре Евангелия» («Плодовитость», 1899; «Труд», 1901; Истина», опубликован в 1903 г. посмертно; «Справедливость», не завершен).

Дело Дрейфуса. Подлинный человеческий подвиг Золя — участие в деле Дрейфуса. А. П. Чехов писал о Золя: «В этом своем процессе он, как в скипидаре, очистился от наносных сальных пятен и теперь засиял перед французами в своем настоящем бле­ске. Это чистота и нравственная высота, каких не подозревали».

Золя оказал влияние на развитие натурализма во всем мире. Однако не меньшее значение имело его творчество для реа­лизма. Золя необычайно расширил предмет реалистического изображения, разработал новые приемы художественного исследования действитель­ности. Он разработал новое жанровое образование — цикл романов, пред­ставляющий общество целой эпохи в «вертикальном» (историческом) срезе. В рамках этого историко-семейного цикла Золя выработал особый тип ро­мана, в центре которого оказалось предприятие, «экономический организм» (шахта в «Жерминале», рынок в «Чреве Парижа»). Поиски правды в искус­стве сочетались у Золя с личной честностью, позволившей А. Франсу на­звать Золя «этапом в сознании человечества».

 

СИМВОЛИЗМ

 

Символизм — направление в литературе рубежа XIX–XX веков. В основе его эстетики лежит идеалистическая концепция двоемирия, согласно которой весь окружающий мир — лишь тень, «символ» мира идей, постижение которого возможно лишь через интуицию, через «суггестивный образ», а не с помощью разума. Распространение этой концепции, основан­ной на трудах А. Шопенгауэра и его последователей, связано с разочарова­нием в философии позитивизма.

Символизм явился реакцией на натурализм. Истоки символизма — в дея­тельности романтиков и парнасцев. Ш. Бодлер справедливо считается непосредст­венным предшественником символистов или даже основоположником сим­волизма как направления.

Основы художественного метода символизма закладываются в 1860-х годах в «Песнях Мальдорора» (1868–1869, полн. публ. в 1890 г.) Лотреамона (настоящее имя — Изидор Дюкас, 1846–1870), ранних сборниках П. Верлена. Стихи сим­волистов этого периода (Верлена, Рембо) носят бунтарский характер. В них выражены такие сильные стороны символизма, как обличение мещанства, новаторские поиски в области многозначности сло­ва, создание двупланового образа, суть которого заключалась в том, что «он допускал как бы «просматривание» за данным явлением чего-то другого, за ним стоящего, стал превращать черты какого-либо феномена в символ чего-то иного» (Д. Д. Обломиевский). Здесь нет места характерному для более позд­него этапа развития символизма отказу от социальных задач искусства, формализму, иррациональности, зашифрованности формы.

В 1870–1880-е годы символизм сближается с декадансом, с его уст­ремлением «от ценностей расцвета жизни — здоровья, силы, светлого разума, победоносной воли, мощной страсти... — к ценностям, вернее, минус — ценностям жизненного упадка, т. е. красоте угасания, красоте, черпаю­щей обаяние в баюкающей силе вялых ритмов, бледных образов, получувств, в очаровании, каким обладают для усталой души настроения покорности и забвения и все, что их навевает» (А. В. Луначарский). В этот период Рембо выступает с теорией «ясновидения», Малларме обращается к экспериментам в области формы, в результате которых разрушается логика мысли и образа, Верлен занят изучением музыкальных свойств различных звуковых сочетаний. Символисты остаются непризнанными, «проклятыми» поэтами. Вокруг Малларме и Верлена начинает складываться школа. С символистскими произведениями выступают Жюль Лафорг (1860–1887), Гюстав Кан (1859–1936), Жильбер Самэн (1858–1900), Лоран Тайяд (1854–1919), Франсис Вьеле-Гриффен (1864–1937), Стюарт Мерриль (1863–1915) и другие «малые символи­сты». Некоторые поэты разрабатывают прозаические жанры (Анри де Ренье, 1864–1936; Пьер Луис, 1870–1925; Марсель Швоб, 1867–1905). Возникает символистская драма (Поль Клодель, 1868–1955; Эдуард Дюжарден, 1861–1950; Поль Фор, 1872–1960, и др.). Наиболее ярким явле­нием в этой области становится творчество бельгийца М. Метерлинка. Однако в этот же период школа постепенно начинает распадаться. Символизм оказал влияние на позднее творчество Ги де Мопассана, Э. Золя и других больших художников разных направлений. В свою оче­редь, он испытывал влияние многих эстетических систем этого периода. Декадентская доктрина символизма — явление кризисное. Но символи­стам свойственны и несомненные достижения в их стремлении увидеть мир целостным, передать сложность духовного мира человека. Значителен вклад символистов в поэтическое творчество, в реформу стиха (музыкальная композиция, многозначность слова и образа, вызывающая поток ассоциаций, утверждение «верлибра» — свободного стиха и т. д.).

Верлен. Поль Верлен (1844–1896) — крупнейший французский поэт-символист. Он родился в Меце в семье офицера. Первое из известных стихотворений — «Смерть» — Верлен сочинил еще в лицее в 1858 г., и отослал В. Гюго. Окончив лицей, работал чиновником в парижской ратуше. Первая публикация относится к 1863 г. (сонет «Гос­подин Прюдом»). В начале литературной деятельности примыкал к парнас­цам. В ранних поэтических сборниках Верлена («Сатурническпе поэмы», 1866; «Галантные празднества», 1869) совершается постепенный переход от свойственной парнасцам любви к статичной красоте, материальной осязае­мости мира к нереальности мира декорации, растворению всего материаль­ного в зыбкости воспоминаний и воображения. В передаче настроений, мгно­венных ощущений заметно влияние эстетики импрессионизма. В еще боль­шей степени стремление заменить «живопись» стиха, его парнасскую пластичность на «музыку» выражено в сборнике «Добрая песня» (1870).

В дни Парижской Коммуны Верлен работал в бюро коммунарской прес­сы. В трагические дни разгрома Коммуны он знакомится с юным поэтом Рембо. Опасаясь преследований, поэты уезжают сначала в Бельгию, потом в Англию. С 1872 по 1881 г. Верлену удалось опубликовать только один сборник — «Романсы без слов» (1874). В нем тенденция дематериализации мира, приданию слову «второго», идеального плана путем выявления его музыкальности достигает вершины и делает сборник одним из самых со­вершенных созданий символистской поэзии. При этом стихи сборника ис­полнены меланхолии, в содержании их явно выступают черты декаданса. Поэт погру­зился в тоску. Богемная жизнь, алкоголь привели к трагическому событию: 10 июля 1873 г. в Брюсселе Верлен дважды выстре­лил в своего ближайшего друга Рембо. Рана была неопасной, но брюссель­ский суд приговорил его к двум годам тюрьмы.

Только в 1880-е годы к Верлену приходит слава. Широкую известность при­обретают стихи сборника «Далекое и близкое» (1884). В сборнике два идей­ных центра — насыщенная социальными мотивами поэма «Побежденные» (1867, 1872), к которой примыкают стихотворения «Волки» (1867), «Девственница» (1869), и симво­листское стихотворение-манифест «Поэтическое искусство» (1874), к которому близки «Томление» (1883), «Преступление любви» (1884). Однако внима­ние современников привлекла только последняя группа стихов.

Верлен сыграл большую роль в пробуждении читательского интереса к поэтам-символистам, опубликовав книгу «Проклятые поэты» (1884). В нее он включил очерки о шести поэтах, в том числе о Рембо, Малларме и о себе (под именем «Бедный Лелиан», очерк появился во втором издании).

Верлен продолжает жить в нищете. Выход он ищет то в католической вере, то в богеме. В сборнике «Параллельно» (1889) эти поиски сочетаются с иронией над симво­листскими штампами («В манере Поля Верлена»). В 1891 г. после смерти Леконта де Лиля Верлен был провозглашен «ко­ролем поэтов». Но это ничего не изменило в его жизни. Нищета, алкоголь разрушают здоровье Верлена, и вскоре он умирает.

Значение деятельности Верлена заключается прежде всего в раскрытии новых выразительных возможностей языка, в развитии средств тончайшего психологизма, до него недостижимых в поэзии.

М. Горький в статье «Поль Верлен и декаденты» писал: «Верлен был яс­нее и проще своих учеников, в его всегда меланхолических и звучащих глу­бокой тоской стихах был ясно слышен вопль отчаяния, боль чуткой и неж­ной души, которая жаждет света, жаждет чистоты, ищет бога и не находит, хочет любить людей и не может».

Рембо. Артюр Рембо (1854–1891) — поэт-символист, считающийся во Франции родоначальником француз­ской поэзии XX века. Он родился в Шарлевиле, в семье капитана инфантерии. Первые произве­дения были написаны Рембо в лицее, в 1862–1863 гг. В 1869 г. ему удается опубликовать три стихотворения на латинском языке. В эти годы Рембо мно­го читает (Рабле, Гюго и других авторов). Начинается первый период его творчества (1870 — май 1871 г., стихотворения «Офелия», «Бал повешенных», «Зло», «Спящий в ложбине» и др.). Уже в этих произведениях Рембо высту­пает как символист. «Символизм системы образов выражался здесь в том, что центральный образ, не зависимый от воспринимающего субъекта, не яв­ляющийся его составной частью, как бы просвечивал сквозь все перифе­рийные образы, как бы содержал всю периферию, т. е. все целое» (Д. Д. 0бломиевский). Сила отрицания мещанства («Сидящие»), религии («Зло») сочетается в первый период с выражением бунтарских идей («Парижская оргия, или Па­риж заселяется вновь»). Узнав о провозглашении Ком­муны, Рембо бросает лицей в Шарлевиле и, добравшись до Парижа, участ­вует в революционных событиях. Ощущение краха Коммуны приводит его к поискам поэзии, опережающей косную жизнь, и в письмах середины мая 1871 г. Рембо излагает концепцию «поэта-ясновидца».

Второй период (май — декабрь 1871 г.) характеризуется резким усиле­нием трагического звучания поэзии Рембо. Из стихотворений этой поры наиболее значительным является «Пьяный корабль». Рембо послал стихотво­рение П. Верлену, вскоре состоялось знакомство поэтов, переросшее в глу­бокую дружбу.

Третий период (1872–1873) открывается символистским сонетом «Глас­ные». В «Последних стихотворениях» утрачивается активность лирического героя, существенно ослабевает их сатирическая направленность. В творчестве Рембо утверждается декадентское мироощущение. Вырабатывается особый «разорванный стиль», основанный на «неточном», произвольном употреблении слов (сб. «Озарения», 1872–1873).

В 1873 г. Рембо заканчивает книгу «Пребывание в аду», где отказы­вается от теории «ясновидения». Больше он не возвращается к художествен­ному творчеству.

Оставив литературу, Рембо отправился в путешествие по Европе и Во­стоку (Египет, Аден и т. д.), где он занимался всем — от работы в цирке до покупки рабов. Болезнь приводит его в Марсельский госпиталь, где он уми­рает в возрасте 37 лет.

Значение поэзии Рембо огромно. Мир в ней предстает в максимальной уплотненности материальных форм, в избытке деталей, которые прорастают друг в друга, образуя бесконечную связь всех явлений во вселенной. Мир Рембо поражает красочностью и динамичностью. Статика, свойственная парнасскому образу, у Рембо пре­одолевается свободным движением. Это движение присуще не только приро­де, но и миру галлюцинаций героя. Излюбленный персонаж Рембо — бродяга. Это деятельный герой, врывающийся в мир, прославляющий свободу в поли­тике, быту, воображении. Отсюда — «разорванный стиль», предполагающий свободу ассоциаций, — характерная черта французской поэзии XX века.

Малларме. Стефан Малларме (1842–1898) — французский поэт, наиболее последовательный из крупных символи­стов, глава символистской школы 1880–1890-х годов. Он родился в Париже, в се­мье чиновника, учился в Англии, затем во Франции, с 1863 г. преподавал английский язык в различных городах Франции (с 1871 г. — в Париже). Начал печататься в 1862 г. 1860-е годы— «парнасский» период творчества Малларме. В 1866 г. ряд его стихов был напечатан в сборнике «Современный Парнас». Наиболее значи­тельное произведение этого периода — эклога «Послеполуденный отдых фавна» (1865–1866), которая легла в основу одноименной симфонической прелюдии Клода Дебюсси (1892).

Уже в 1860-е годы намечается переход Малларме на позиции символизма. В 1864 г. он пишет: «Я изобретаю язык, который бы проистекал из совер­шенно новой поэтики: рисовать не вещь, но производимый ею эффект. Сти­хотворение в таком случае не должно состоять из слов, но из намерений». Первым собственно символистским опытом стали фрагменты драматической поэмы «Иродиада» (1867–1869).

Малларме окунулся в революционную атмосферу, в дни Парижской Коммуны он остается в Париже, оказывается среди сторонников коммунаров. После разгрома Коммуны характерной для Малларме становится «темная» поэзия, отмеченная разочарованием в реальности и тягой к потустороннему. Та­ков известный сонет «Гробница Эдгара По» (1875).

С 1880 г., когда Малларме организовал «вторники», на которые собирались молодые поэты символистской ориентации, он, по существу, начал форми­рование символистской школы.

В 1880–1890-е годы в творчестве Малларме сосуществуют две противоречи­вые тенденции: он создает трудные для понимания символистские стихи (сб. «Стихи», 1887) и одновременно пишет ясные по форме, злободневные и демократические «Стихотворения на случай» (1880–1898, изд. 1920 г.). Это противоречие поэт выразил в лучшем из поздних стихотворений — сонете «Лебедь» (1885).

В формировании эстетики символизма важную роль сыграли теоретиче­ские статьи Малларме (сб. «Отклонения», 1897).

В последние годы жизни поэт продолжает утверждать, что поэзия — это «тайна, ключ от которой должен отыскать читатель». В программной статье «Тайна в поэзии» (1896) и других работах он уподобляет поэзию му­зыке. Полный отрыв поэзии от ее социальных задач обнаруживается в ут­верждении Малларме, согласно которому высшая поэзия заключена в полном отсутствии слов, в молчании. И одновременно в статье «Конфликт» (1895) поэт выражает мечту о том, чтобы его понимали простые люди.

Символистское творчество Малларме получает широкое признание, и в 1896 г., после смерти Верлена, его провозглашают «королем поэтов». Но именно в этот момент Малларме отходит от символизма. Крупнейшее произведение последнего, постсимволистского периода его творчества — поэма «Удача никогда не упразднит случая» (1897). Тот эксперимент, кото­рый предпринят в поэме, состоящей из одной фразы без знаков препинания, расположенной на листе особым образом («лестницей») и напечатанной разными шрифтами (создание текста-»партитуры»), поэт следующим об­разом истолковывает в «Предисловии»: «Здесь нет больше... соразмерных с правилом звучащих отрезков, нет стихов, это скорее спектральный анализ идей».

Эта поэма, как и остальное творчество Малларме, в дальнейшем оказа­ла влияние и на модернистов (футуристов, кубистов, сюрреалистов), и на представителей французской поэзииXX века, сблизившихся с реализмом (Арагон, Элюар и др.).

 

Метерлинк

 

Морис Метерлинк (1862–1949) — выдающийся бельгийский драматург, поэт, теоретик символизма.

Начало творческого пути. Метерлинк родился в семье нотариуса, изучал право в Париже, где испытал влияние французских символистов. В марте 1886 г. Метерлинк написал рассказ «Избиение младенцев», в котором повествование о гибели детей от рук ис­панских солдат сплетается с библейским планом и звучит как тема не­преоборимости судьбы. Этот рассказ открывает первый период творчества писателя, связанный с формированием символистской концепции мира и человека и символистской поэтики. В сборнике стихов «Теплицы» (1889) возникает мысль о разделенности мира на «теплицу», где живет человек, и недоступную ему сферу жизни природы. Драма «Принцесса Мален» (1889) является первым значительным достижением символистского театра. Бессилие человека перед роком, персонифицированным в образе королевы Анны, передается нагнетанием тревожной атмосферы в драме.

«Маленькие драмы». Слава Метерлинка как крупнейшего драматурга символизма упрочи­лась после постановки его «маленьких драм» — «Непрошеная» (1890), «Слепые» (1890), «Семь принцесс» (1891), «Там, внутри» (1894), «Смерть Тентажиля» (1894), в которых писатель разрабатывал новую функцию этого жанра — выражение «состояния» (это открытие оказало большое влияние на драматургиюXX века). В маленьких драмах главная тема — смерть, которую автор понимает как мистическую категорию, как недетерминированный акт. Метерлинк обосновывает такой подход в трактате «Смерть»: «Не следует смешивать со смертью то, что ей предшествует»; «Прогоним прежде всего то, что предшествует смерти и не принадлежит ей». Метерлинка интересует не борьба, приводящая к смерти, а смерть сама по себе.

В маленьких драмах сюжета предельно ослаблен. Двенадцать слепых пытаются узнать, что их окружает («Слепые»). Семья думает о болезни девушки («Непрошенная»). Другая семья проводит обычный ве­чер, не зная о своем несчастье («Там, внутри»). Жених пытается разбуд



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 817; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.152.135 (0.02 с.)