Общая характеристика западноевропейского реализма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика западноевропейского реализма.



Общая характеристика западноевропейского реализма.

Эволюция героя в западноевропейском романе Х1Х века.

главная фигура- человек среднего класса. Мир пребывает в постоянном изменении. Реализм-термин появился в сер 19 века. Представл о мире как о непрестанно меняющимся – черта романтизма, но не принимают чел двоемирия. Историзм принят реалистами. История их интересует в той мере, в кот она влияет на судьбу ч-ка. Реалистов привлекают основа научная, достижения науки, влияние ест наук на искусство. Герой постоянно думает о том, как он выглядит в глазах других т.е. –мир-зеркало даже для писателя,для кот важен писатель. Реализм назван критическим за склонность к аналитич восприятию действительности. герой сочет индивидуализм и типичность. проявляет себя во мн жанрах, но роман-доминирует.Р. предполагает не копирование вн мира, а исследование его, передачу наиболее характерных явлений. Реалисты отказались от создания необыкновенных характеров т к это делало психологически неудобными характеры типичных героев. Становление реализма как метода происходит в период, когда ведущую роль в литературном процессе играют романтики. Рядом с ними в русле романтизма начинают свой писательский путь Мериме, Стендаль, Бальзак. Все они близки творческим объединениям романтиков и активно участвуют в борьбе против классицистов. Классицисты первой половины 19 века являются в эти годы главными противниками формирующегося реалистического искусства. Почти одновременно опубликованный манифест французских романтиков – «Предисловие» к драме «Кромвель» В. Гюго и эстетический трактат Стендаля «Расин и Шекспир» имеют общую критическую направленность, являясь двумя решающими ударами по уже отжившему свой век своду законов классицистического искусства. В этих важнейших историко-литературных документах и Гюго и Стендаль, отвергая эстетику классицизма, ратуют за расширение предмета изображения в искусстве, за отмену запретных сюжетов и тем, за представление жизни во всей её полноте и противоречивости. Первых реалистов Франции с романтиками 20х годов сближает общность социально-политической ориентации, выявляющаяся не только в оппозиции монархии Бурбонов, но и критическом восприятии утверждающихся на их глазах буржуазных отношений. Романтики будут успешно осваивать опыт реалистов (в особенности Бальзака), поддерживая их практически во всех важнейших начинаниях. Реалисты тоже в свою очередь будут заинтересованно следить за творчеством романтиков, с неизменным удовлетворением встречая каждую их победу. Реалисты второй половины 19 века будут упрекать своих предшественников в «остаточном романтизме», обнаруживаемом у Мериме, например в его культе экзотики (так называемые, экзотические новеллы), у Стендаля – в пристрастии к изображению ярких индивидуальностей и исключительных страстей («Итальянские хроники»), у Бальзака – в тяге к авантюрным сюжетам и использованию фантастических приёмов в философских повестях («Шагреневая кожа»). Упрёки эти не лишены оснований, и в этом одна из специфических особенностей – между реализмом и романтизмом существует тонкая связь, выявляющаяся, в частности, в наследовании характерных для романтического искусства приёмов или даже тем и мотивов (тема утраченных иллюзий, мотив разочарования). Особое значение в связи с проблемой литературной преемственности приобретает исследуемый реалистами важнейший принцип романтической эстетики – принцип историзма. Известно, что этот принцип предполагает рассмотрение жизни человека как непрерывного процесса, в котором диалектически взаимосвязаны все его этапы, каждый из которых имеет свою специфику. Её-то, в реалистической традиции переименованную в исторический колорит, и были призваны раскрыть авторы. Однако в сформировавшейся уже полемике 20-30 с классицистами, принцип этот имел свою специфику. Опираясь на открытия школы современных историков, доказавших, что главным двигателем истории является борьба классов, а силой, решающей исход, является народ, массы, - реалисты предложили новый метод прочтения истории. Своей задачей великие реалисты видят воспроизведение действительности как она есть, в познании внутренних законов её, определяющих диалектику и разнообразие форм. Но объективное изображение не есть пассивное зеркальное отражение этого мира, ибо порою, как замечает Стендаль «природа являет необычные зрелища, возвышенные контрасты» и они могут оставаться непонятыми для бессознательного зеркала. Подхватывая мысль Стендаля, Бальзак утверждает, что задача – не копировать природу, а её выражать. Вот почему важнейшая из установок – воссоздание действительности - для Бальзака, Стендаля, Мериме не исключает таких приёмов как аллегория, фантастика, гротеск, символика. Реализм второй половины 19 века, представленный творчеством Флобера, отличается от реализма первого этапа. Происходит окончательный разрыв с романтической традицией, официально декламированный уже в «Мадам Бовари» (1856). И хотя главным объектом изображения в искусстве по-прежнему остаётся буржуазная действительность, меняются масштабы и принципы её изображения. На смену ярким индивидуальностям героев романа 30-40х приходят обыкновенные люди, мало чем примечательные. Принципиальными изменениями отмечены, по сравнению с реализмом первого этапа, и взаимоотношения художника с миром, в котором он избирает объектом изображения. Если Бальзак, Мериме, Стендаль проявили горячую заинтересованность в судьбах этого мира и постоянно, по словам Бальзака, «щупали пульс своей эпохи, видели её болезни», то Флобер декларирует принципиальную отстраненность от неприемлемой для него действительности, которую он рисует в своих произведениях. Одержимый идеей уединения в замке слоновой кости писатель прикован к современности, становясь суровым аналитиком и объективным судьей. Однако, при всей первостепенной значимости, которую приобретает критически анализ, одной из важнейших проблем великих мастеров реализма остаётся проблема положительного героя.

Литература Франции 30-40-х годов Х1Х века. Общая характеристика.

литература Франции 30-40 годы формируется в связи с политич событиями в стране-июльск революцией (1830) к власти пришла крупная фин олигархия. Взаимод различн напр в искусстве. нов литра – литра неистовы.

 

Господство романтизма и реализма. В 1829 г р-н шуаны Бальзака меняет ситуацию. Субъективизм романтиков уступает анализу реалистов.произвед реалистов передают страсти, но кот обусл соц положением персонажа, местом и временем. к сер века растут пессим настроения в обществе на этом этапе вступ в лит-ру Флобер, поэты-парнасцы, Бодлер. В романе упрощается ситуация. Внимание перемещается на более сложную передачу дух жизни героя, кот лишается романтич гиперболизации.

Словесное искусство Франции связано с социальной действительностью. Поэтому история становится необходимой составляющей в каждом произведении. Судьба Наполеона во Франции стала символом неограниченных возможностей человека из третьего сословия.

В конце 1820-1830 в литературе соседствуют два направления - реализм и романтизм.

Но в 1829, когда появляются "Шуаны" Бальзака, ситуация меняется. Субъективность романтистов сменяется анализом реалистов. События, разворачивающиеся в романе, связаны и конкретными событиями действительности.

Произведения реалистов отражают страсти, как и у романтиков, но они связаны со временем и местом, часто рождаются, чтобы приобрести богатство и карьеру. Герои из совершенно разных соц. слоев.

Термин "реализм" появился в 1855 году, когда художник Курбе представил выставку и назвал ее "павильон реализма".

К середине века пессимистические настроения в обществе сменяются аполитизмом.

Флобер, Бодлер.

Предисловие к «Человеческой комедии» как манифест художественных принципов Бальзака.

Основные принципы своего творчества Бальзак изложил в «Предисловии к «Человеческой комедии» в 1842 г. Это манифест реалистического искусства Франции. В основе его метода лежит научность. Это утверждение взаимной связи и взаимной обуслов­ленности всех частей живого организма, а у писателя — единство общественного организма при его кажущейся дробности и разоб­щенности; вместе с тем это утверждение зависимости каждого организма от окружающей среды, а также поиски системы в жизни Общества и причинно-следственных связей его развития. Соот­нося мир природы с человеческим обществом, Бальзак постоянно помнил о существенных различиях и о большем числе причин и их большей сложности, когда идет речь о мире людей. Именно поэтому писатель утверждал, что человеческое общество необхо­димо изображать в постоянном изменении, зависящем от «ступеней цивилизации», отстаивая тем самым необходимость социально-временной детерминированности в литературе. Создавая свою историю общества как историю нравов, Бальзак исходил из необходимости описывать, «мужчин, женщин и вещи», понимая под «вещами» «материальное воплощение мышления людей. Вещи у Бальзака — это убеж­дения людей, объективный ход событий, в романном мире — ма­териальные предметы, реалии, характерные для определенного исторического времени. Именно поэтому столь большое место он уделяет описаниям места действия, портретов персонажей, их одежды: все это в совокупности определяет убеждения героя, его социальную функцию, время, его создавшее. Вещи у Бальзака — это та среда, где обитает его герой. Его суждения о соци­альной среде были новым словом в теории и практике литературы его времени. Его реализм аналитичен, автор исследует причины появления тех или иных типов, сущность тех или иных типов, со­зданных социальной средой. Среду социальную Бальзак считал основным «двигателем» страстей и событий в человеческом обще­стве. Причем каждой среде, показывает писатель в своих романах, присущ свой «подвид» этого «двигателя». Он обращал внимание именно на эти различные «соци­альные двигатели» разных социальных сред — буржуазной, обла­дающей стремлением подчинить себе прежних господ-аристокра­тов, и аристократической, сохранявшей желание всеми силами удержать ускользающее господствующее положение. Видеть движение истории, раскрывая его в судьбах простых людей, учил Бальзака В. Скотт, воздействие которого ощутимо на всем творчестве французского писателя. Но у Бальзака исто­ризм прошлого сменился историзлюм настоящего, присущим реализму. Создавая историю нравов своего времени, Бальзак считал не­обходимым, вслед за В. Скоттом, изображать современное обще­ство через изображение личных отношений. В центре его повест­вования стоят семьи и семейные отношения, но автор показывает, как они подчиняются основным тенденциям времени, как отношения в семьях Растиньяков, де Ресто, Нюсинженов, Тайферов — буржуа и аристократов — строятся на денежных расчетах, как умирающий отец Горио восклицает, что за деньги можно купить все, даже дочерей. Лишь труженики Бьяншон, Деплен и им по­добные оказываются способны на проявление искреннего челове­ческого участия: их не коснулась все разъедающая власть золота. Утверждая, что историком должно быть само французское обще­ство, и отводя себе — автору — роль секретаря, Бальзак вместе с тем заявлял, что роман должен быть «лучшим миром», писатель — равным государственным деятелям, ибо он высказывает опреде­ленное мнение о «человеческих делах», дает «философию исто­рии», исходя из «полной преданности принципам». О себе он го­ворил, что пишет историю своего общества, основываясь на прин­ципах религии и монархии. Стремясь найти соци­альную устойчивость, он идеализировал законную — легитимную — монархию, надеясь на твердую власть короля. Устойчивость соз­дается, по его мнению, и религией. Но во всей «Человеческой комедии», писал соотечественник Бальзака Лндре. Вюрмсер, «вы не отыщете дифирамбов монархизму или католицизму».

Литература Англии Х1Х века. Общая характеристика.

Английская литература 19 века имеет ряд специфических особенностей в литературе.

На данном этапе быстрее всего развивается роман, и героями романа стали мелкие собственники и рабочие, а не банкиры и аристократы. Описание пространств в этих романах обязательно и необходимо для полного исследования героя. Тема школы и воспитания личности становится одной из главенствующих в литературе.

Жанр "романа-воспитания" интенсивнее всего развивался именно в Англии.

В лит-ру вошли также темы безработицы и работных домов ("ОЛивер Твист").

1837 - 1902 год - викторианский период в жизни Англии и ее литературы.

лит-ра характеризуется стремлением благородно решать конфликты. несмотря на то, что они остаются весьма напряженными. викторианству присуща вера в нерушимость нравственных законов.

Женская литература! Бронте, Остен. Специфическая тональность, проявляющаяся через женские темы - семья, любовь, чувства и прочее.

"Средневековое возрождение" - постромантизм.

Общая характеристика западноевропейского реализма.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.104.87 (0.01 с.)