Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные этапы развития теоретико-литературной мысли.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Литературоведческая мысль до начала Х1Х в. (Аристотель, Буало, Дидро, Гердер, Гегель, Кант, Лессинг). Дидро и Лессингом о проблемах просветительского реализма и о воспитательной функции искусства. Вклад Гердера в историю европейской эстетической мысли (постановка проблемы народности, обращение к фольклору, опыты исторического подхода к культуре прошлого, отказ от нормативной эстетики). Основные положения и историческое значение эстетики Гегеля. Академические школы в отечественном литературоведении XIX века. Мифологическая школа (Братья Гримм, Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев, О.Ф. Миллер). Изучение литературных явлений в связи с фольклором и народной мифологией, народными преданиями. Истолкование языка и мифологии как концентрированного выражения многообразных сторон мировоззрения и культуры народа. Утверждение принципа коллективности в народном творчестве. Абсолютизация мифа как универсального средства познания. Отсутствие историзма, субъективизм в оценке литературных явлений и фактов. Культурно-исторический школа. Философская основа культурно-исторического метода – позитивистский детерминизм. Учение И. Тэна о расе, среде и моменте как об определяющих предпосылках художественного творчества. Связь литературы с общественно-историческим движением. Роль культурно-исторической школы в России (А.Н. Пынин, Н.С. Тихонравов, А.А.Шахов, С.А. Венгеров). Утверждение принципа исторического изучения литературы. Ограниченность историзма этой школы, основанного на позитивизме. Подмена истории литературы историей культуры и общественной мысли. Сравнительно-историческое литературоведение. Изучение межнациональныхлитературных связей, постановка вопроса о мировой литературе и путях ее развития. Компаративизм как научная стратегия. Тенденция к установлению близости отдельных сторон литературных явлений (сюжетных схем, формальных признаков, жанров и т.д.). при игнорировании их органической целостности и содержательности; преувеличение роли литературных влияний, космополитические тенденции. Основные положения работ А.Н.Веселовского «Историческая поэтика», «Поэтика сюжета». Психологическая школа (Э. Эннекен, А.А. Потебня, Л.Н. Овсянико-Куликовский, Т.И.Райнов). Субъективно-психологическое истолкование литературных явлений как выражения душевной жизни художника. Разработка вопросов психологии художественного творчества, изучение и разработка методики раскрытия литературных характеров. Учение А.А. Потебни о специфичности художественного мышления, о внутренней форме поэтического произведения. Литературоведение эпохи модернизма (первые десятилетия XX века). Интуитивизм в литературе и науке о ней (В.В. Розанов, Ю. Айхенвальд, М.О. Гершензон, А.М. Евлахов). Провозглашение художественного произведения как выражения подсознательной деятельности творящего индивидуума, а самого писателя – демиургом литературы, творцом жизни. Русская формальная школа (В.М. Жирмунский, Ю.Н. Тынянов, В.Б. Шкловский, Б.Эйхенбаум, Б.В. Томашевский). Имманентное детальное изучение художественной формы произведений. Открытия и достижения формальной школы в области изучения поэтики. Идеологизм официозного советского литературоведения. Марксизм-ленинизм в науке о литературе. Структурализм как научная доктрина. Экспериментальный характер исканий советских структуралистов (Ю.М. Лотман). Постмодернизм в литературоведении (Ж. Деррида, Ю. Кристева). Теория деконструкции.
Язычество. Древнеславянская мифология. Древнейшие жанры фольклора: сказки о животных, волшебные сказки. Древнейшие сюжеты былин: о великанах, борьба с чудовищами, сватовство как подвиг. Календарно-обрядовая поэзия (обрядовые, хороводные, игровые песни). Ритуал как реализация содержательного и эстетического начала мифа. Специфика фольклора как синкретичного искусства: коллективность, анонимность, устность, вариативность, народность. Периодизация фольклора, его жанровая эволюция в контексте истории общества и истории культуры: доклассовый фольклор, фольклор эпохи феодализма, фольклор капиталистического общества, фольклор советской эпохи, современный фольклор. Фольклор в контексте эволюции культуры мировой, национальной, народной. Структура народной духовной культуры: обряды, верования, нравственно-этические национальные традиции. Народные знания: освоение мира природы, в том числе самого человека. Языковая культура, лексическое и эстетическое богатство народного языка. Религия. Христианизация и фольклоризация славянской мифологии. Проблемы собирания и систематизации фольклора.
9. Литература и культура Древней Руси. Трансляция культуры Византии на Русь в связи с принятием христианства.Метод и стили древнерусской литературы.Своеобразие древнерусской литературы как литературы средневековья. Своеобразие бытования древнерусских текстов: анонимность, этикетность, текучесть, ансамблевый рукописный характер. Публицистичность и дидактизм памятников. Система литературных жанров в ее историческом развитии: переводные жанры, летопись, слово, сказания, жития святых, хождения, исторические и воинские повести, бытовые повести. Поэтика древнерусской литературы.
10. Исторический и нравственный потенциал «Слова о полку Игореве». Сюжет и композиция. Особенности изображения русских князей и природы в «Слове». Идея «Слова». Функции авторских отступлений и особенности лирической интонации. Взаимодействие книжного и фольклорного начал. Проблема авторства. Переводы и переложения «Слова». Место «Слова» в русской культуре.
11. Русская литература и культура XVIII века. Атмосфера общественной и культурной жизни России XVIII века. Формирование культуры новоевропейского типа. Особенности литературы XVIII века как литературы века Просвещения. Основные черты русской литературы XVIII века. Традиции древнерусской литературы (темы, жанры, образность, идея, художественная речь) в литературе XVIII века. Публицистика, прикладная литература, беллетристика Петровского времени. Формирование новых литературных направлений (классицизм, сентиментализм, предромантизм). Значение русско-европейских культурных и философских связей. Демократизация литературы. Рост реалистических тенденций и становление русского реализма. Быстрота и сложность литературного процесса: сосуществование и борьба различных методов и стилей, их проявление в творчестве классиков XVIII в. (М.В.Ломоносов, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин, А.Н. Радищев, Н.М. Карамзин и др.).
12. Классицизм как творческий метод и направление в русской и западноевропейской литературе. Своеобразие русского и европейского классицизма. Государственность и гражданственность классицизма (идея служения отечеству, подчинение личности государству). Национально-историческая тематика при широком использовании образов и мотивов античной мифологии. Разработка художественной формы, реформа стихосложения и литературного языка. Классицистическая трагедия в русской литературе. Одический канон.
13. Русская комедия XVIII века. «Недоросль» как вершина русской драматургии. Главный конфликт комедии как отражение основного социального конфликта эпохи. Художественные достижения Фонвизина в «Недоросле». Новаторство жанра («Недоросль» - первая социально-политическая комедия). Типология художественной образности: бытовые герои и герои-идеологи. Степень типизации и индивидуализации действующих лиц. Особенности композиции; роль «внесценических» персонажей и «внесюжетных» сцен для раскрытия идейного замысла и характеров комедии. Социальная и психологическая мотивированность индивидуализации языка персонажей. Значение комедии в истории литературы и русской общественной мысли.
14. Поэтика русского сентиментализмав творчестве Н.М. Карамзина и А.Н.Радищева. Утверждение богатства духовного мира представителей низших сословий. Культ природы. Активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм. Общественно-политические взгляды и особенности гуманизма Карамзина. Повести Карамзина как вершинное явление русского сентиментализма («Бедная Лиза», «Наталья – боярская дочь» и др.) Их стиль; идейно-художественные особенности: отказ от социальной сатиры, эстетизация действительности; характер как форма проявления «вечного» темперамента; изображение противоречий человеческого характера и т.д. А.Н. Радищев как новый тип русского писателя: художественное, социальное и философско-историческое в мировоззрении и творчестве писателя; проблема активного социального действия и личной жизненной программы человека. Структура повествования в «Путешествии из Петербурга в Москву»: очерковое, публицистическое и художественное начала как модель процесса познания.
15. Русская литература и культура первой трети XIX века. Исторические условия возникновения романтизма в Европе и в России. Сущность и своеобразие русского и западноевропейского романтизма: эстетика, жанровые преобразования, новые категории поэтики. Романтизм школы В.А. Жуковского (сюжеты, характеры, жанры, поэтика); неоднородность активного романтизма (К.Ф. Рылеев, В.К.Кюхельбекер, А.А. Марлинский). Пути и средства создания в поэзии национального характера; соотношение романтизма в литературе первой четверти XIX века. Взаимодействие романтизма и реализма в литературе. Общественно-литературная полемика и литературная критика. Литературные журналы. Мировое значение русской литературы первой трети XIX века. 16. Пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума» в истории отечественной культуры. Драматургическое новаторство и судьба пьесы. Жанр и основные конфликты пьесы. Проблематика и система образов комедии. Основные этапы развития сюжета и характер его динамики. Двуплановость композиции как основа развития сюжета комедии. Единство сатирического и лирического, бытового и психологического как условие развития идеи и сюжета. Роль диалогов и монологов в структуре комедии, значение «единств». Образ Чацкого в пьесе. Молчалин как антагонист Чацкого. Язык и стих комедии Грибоедова. «Горе от ума» в русской критике. Статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний». «Горе от ума» на русской сцене.
17. Литературное наследие А.С Пушкина. Мотивы пушкинской лирики. Специфика романтизма А.С. Пушкина периода южной ссылки (1820-1824). Лицейский период. Литературные учителя Пушкина: Державин, Жуковский, Батюшков. Петербург в творческой судьбе Пушкина. Тема свободы, гражданственности и патриотизма, любви и дружбы, поэта и поэзии в лирике Пушкина. Поэмы и стихи периода южной ссылки. Общая характеристика «южных поэм», своеобразие их романтизма и связь с действительностью, литературной борьбой XIX века. Пушкин и Байрон, Пушкин и Мицкевич: общность эпох и специфика поэтики. Темы, мотивы, тип конфликта, романтический герой, образ автора, его место и ведущие функции в художественной структуре поэм.
18. «Евгений Онегин» как «самое задушевное произведение Пушкина» (В.Г.Белинский). Жанровые черты «романа в стихах». Содержательность и богатство художественных возможностей онегинской строфы как поэтической единицы композиции произведения. Логика развития сюжета, тематика лирических отступлений.
19. А.С. Пушкин – прозаик. Стремление к гуманистическому охвату действительности. «Повести Белкина» как новаторский образец реалистической прозы. Пути и средства типизации основных персонажей, жанровые искания автора «Повестей Белкина». Роль исторических источников в «Капитанской дочке», социально-исторический смысл. Проблема исторической правды и художественного вымысла в повести «Дубровский».
20. Художественные открытия М.Ю. Лермонтова. Общая характеристика лирики Лермонтова: проблема мятежной личности, байронические мотивы, развитие темы поэта и поэзии («Смерть поэта», «Пророк», «Поэт»), особенности философской лирики, продолжение военно-патриотической темы («Бородино», «Валерик», «Завещание»), народ и родина, человек и природа в лирике Лермонтова. Основной идейный пафос романтических поэм («Демон», «Мцыри»). Реалистические начала в «Песне про купца Калашникова», этнографические и бытовые детали, фольклорные элементы сюжета.
21. «Герой нашего времени» в контексте творчества М.Ю. Лермонтова. Жанровое и композиционное своеобразие романа. «Герой нашего времени» как реалистический социально-психологический роман, особенности его жанра, приёмы и средства социальной и психологической типизации персонажей, смысл хронологических смещений в сюжете, авторская позиция в философском романе. Проблема личности и ее предназначения в художественном сознании Лермонтова. Печорин и его окружение.
22. Художественные открытия Н.В. Гоголя. Жизненность романтизма, демократизм и народность «Вечеров на хуторе близ Диканьки», их связь с фольклором, соотношения поэзии и прозы, фантастики и реальности, смешного и грустного, христианских и языческих элементов, атмосфера целостности и гармонии. «Поэзия реальная» и «поэзия идеальная» (Белинский) в сборнике «Миргород». Фантастическое и реальное в «Петербургских повестях». Фантастическое у Гоголя и Гофмана. Драматургия Гоголя. Сатира и юмор Гоголя. Смысл заглавия и жанровые особенности поэмы «Мертвые души». Основные этапы работы Гоголя над «Мёртвыми душами», сюжетные и лирические начала, их соотношение, нисходящая градация изображения персонажей и её идейный смысл, особенности типизации и слога лирических отступлений.
23. История русской литературы второй половины XIX века и мировой литературный процесс. Роман второй половины XIX века. Реалистическое направление в европейском романе и русской литературе. Исторические факторы зарождения натуральной школы: обращение к повседневной жизни, к народному быту, борьба между реализмом и чистым искусством, обличение помещичье-чиновничьего крепостнического общества как главная тема писателей натуральной школы. Критическое изображение действительности – главная цель группы писателей, творчество которых определило особенности русского реализма. Особенности таланта И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского. Белинский о принципах «натуральной школы». Умение писателями раскрыть духовный мир «маленького человека» (крестьянина, бедного горожанина, мелкого чиновника), развить в своём творчестве антидворянские и антикрепостнические мотивы – отличительные признаки натуральной школы.
24. Русская поэзия второй половины XIX века (Некрасов, Тютчев, Фет). Социальная поэзия и поэзия «чистого искусства». Народно-поэтическая и гражданская темы в творчестве Некрасова. Сатирическая направленность творчества Некрасова. Лирика и поэмы Некрасова. «Кому на Руси жить хорошо». Философская лирика Тютчева. Основные мотивы и образный строй тютчевской поэзии. Лирика Фета: импрессионистичность стихотворений, роль художественной детали, музыкальность.
25. Эволюция русской драмы в творчестве А.Н. Островского. Быт и нравы Замоскворечья в пьесах Островского. Персонажи пьес Островского в контексте литературно-общественной ситуации 1850-1880-х годов. Пьесы Островского в русской критике. Женские образы в пьесах Островского. Поэтика драм Островского. Островский в истории русского театра.
26. Творчество И.С. Тургенева. Основные черты мировоззрения писателя. Особенности жанровой эволюции: рассказ («Записки охотника»), повесть («Накануне»), роман («Отцы и дети»). «Записки охотника»: народный характер и исторические судьбы России. Романы Тургенева. Русская действительность и социально культурные типы в романах писателя. Рудин, Лаврецкий, Инсаров и Базаров как типы литературных героев. Основной конфликт романа («Отцы и дети» и отражение в нем основного общественно-политического конфликта 60-х гг. XIX века. Журнальная полемика вокруг образа Базарова. Романы Тургенева в русской критике. Жанровые особенности романов Тургенева.
27. Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина: гоголевские традиции и сатирические принципы («Губернские очерки», «История одного города», «Господа Головлевы», «Сказки»). Изображение народа в «Истории одного города». Проблематика «Сказок». Эволюция характеров в романе «Господа Головлевы». Общечеловеческие черты характера Иудушки Головлева. Утверждение возможности духовного возрождения героев на пути к Богу. Сюжет, персонажи, словесно-образная ткань произведений. Реальное и фантастическое, гротеск и сатирическая типизация, пародия и стилизация, трагическое и комическое в щедринской сатире. Эзопов язык. Обобщающее значение образов щедринской сатиры.
28. Поэтика прозы Н.С. Лескова. Особенности мировоззрения писателя (конституционный либерализм). Самое ценное в художественном наследии Лескова – рассказы о народе. Героизм русского народа, талантливость и красота души в рассказах о «праведниках» («Инженеры-бессеребренники», «Кадетский монастырь», «Несмертельный Голован» и др.). Идея победить зло добрыми делами. Трагедия народа и его необыкновенная талантливость в сказах: «Запечатленный ангел», «Тупейный художник», «Левша». Критика нигилизма в романе Лескова «Некуда». Изображение русского национального характера в повестях Лескова. Творческие возможности и судьба русского человека («Сказ о тульском Левше и стальной блохе», «Тупейный художник» и др. произведения). Особенности сказовой манеры: речевая стихия, речь и поведение повествователя и персонажей, авторское начало.
29. Творчество Ф.М. Достоевского. Особенности повествовательной манеры Достоевского. Жанровое своеобразие романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». «Полифония полноценных голосов» (М.М. Бахтин) в прозе Достоевского. Эволюция Родиона Раскольникова, роль в его судьбе Сони Мармеладовой. Философский смысл романов «Идиот» и «Братья Карамазовы». Способы построения художественного образа героя – «от идеи характера». Не столько столкновение героев в бытовой, сюжетной плоскости, сколько в области идейной, идеологической, без явного превалирования «авторского голоса». Православные тенденции в творчестве Достоевского. Петербург Достоевского.
30. Эволюция творчества Л.Н. Толстого. Место Л. Толстого в истории русской и мировой литературы. Начало литературной деятельности («Детство», «Отрочество», «Юность») как становление особой формы психологического анализа – «изображение диалектики души». «Севастопольские рассказы» и их место в творчестве писателя. Изображение становления человеческой личности в автобиографической трилогии. Проявление непосредственной чистоты нравственного чувства, детальное рассмотрение психологического состояния героя от зарождения «чувства» до логического конца в его проявлении. Роман «Война и мир» в становлении жанра эпопеи. Нравственно-философские искания героев романа-эпопеи «Война и мир». Андрей Болконский и Пьер Безухов. Развитие эпопейного начала в романе «Анна Каренина». Особенности композиции романа. Трагедия Анны Карениной. Нравственные искания Левина. Творчество Л. Толстого в 80-90-х гг.: рассказы для народа как утверждение новых тенденций в мировоззрении писателя (переход на позиции патриархального крестьянства). Обличительный характер, основная проблема романа «Воскресение». Социальное и нравственное в романе «Воскресение». Эволюция характера Нехлюдова. «Диалектика души» (Н.Г. Чернышевский) в художественной системе Толстого.
31. Художественное мастерство Чехова-прозаика и драматурга. Особенности нравственной позиции А.П. Чехова. Комическое и трагическое в ранних рассказах Чехова. Социальные обобщения в рассказах: «Унтер Пришибеев», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хамелеон». «Маленький человек» в творческой концепции Чехова. Проблематика и поэтика рассказов и повестей Чехова. Повесть «Степь» как образец тонкого лирического мироощущения. Нравственное наполнение рассказов «Крыжовник», «Студент», «Палата № 6». Эволюция доктора Старцева в рассказе «Ионыч». Основные признаки художественного мастерства Чехова: лаконизм, искусство сюжетостроения, мастерство в использовании детали, внесюжетных элементов. Чехов и эстетика европейской «новой драмы». Драматургические принципы Чехова: отказ от построения пьес на прямых столкновениях между персонажами («нет виноватых»). «Подводные течения» в драматургии и прозе Чехова. Чехов и театр XX в. Пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры».
32. Судьбы русского реализма конца XIX — начала XX вв. Творчество русских писателей в контексте начала века и последующих десятилетий. Мировоззренческие основы, пути и методы углубления реализма. Перестройка жанровой системы русской прозы начала XX века. Определение понятия «лирическая проза». Влияние поэтического языка на язык художественной прозы. Своеобразие творческого метода писателей «новой волны»: Л. Андреев, А. Куприн, А. Ремизов, И. Шмелев, Б. Зайцев. Новое в трактовке традиционных тем: судьбы России и «маленького человека». Экзистенциальная проблематика русской прозы рубежа веков. Лирическая проза И.А. Бунина и ее жанрово-стилевые особенности. Роль детали. Бунин о человеческом существовании и о судьбе мировой цивилизации. Трагизм его мироощущения.
33. Русская литература и культура Серебряного века как сложное единство. Смысл и объем понятия Серебряный век. Социальная и духовная атмосфера эпохи. Поляризация общественно-эстетической мысли начала ХХ века. Борьба идеалистических и материалистических тенденций в литературе данного периода (В. Соловьев, Н. Бердяев, В.Розанов, А. Луначарский). Проблема личности в русской литературы рубежа веков. Проблема интерпретации литературы Серебряного века в современном литературоведении. Эстетика и поэтика русского модернизма, его основные художественные течения. Взаимосвязь русского и европейского модернизма.. Переводческая деятельность русских модернистов. 34.Символизм и способы наследований традиций русской литературы. Влияние западноевропейского символизма на его формирование в русской литературе. Эстетические программы и художественная практика. Понятие «символа» в теории литературы. Семантическая природа символа. Иррациональный характер поэтического творчества символистов. Брюсов как организатор и глава символистского движения в России. Основные течения русского символизма: декаденты, «старшие» и «младшие» символисты. Влияние философии В.С. Соловьева на мировоззрение и творчество младосимволистов. А. Белый как теоретик русского символизма: основные положения статьи «Символизм как миропонимание». «Трилогия вочеловечения» А. Блока. Феномен символистского романа (Брюсов, Белый, Сологуб).
35.Творческая судьба М. Горького. Художественный опыт Горького-прозаика и драматурга (произведения по выбору). Проза Горького 1890-1900-х годов. Социальные мотивы и романтическая образность ранних произведений Горького. Размышления о человеке. «На дне» как социально-философская драма. Спор о правде в пьесе «На дне». Драматургические открытия Горького (пьесы по выбору). Горький и октябрьские события 1917 года. Заметки Горького «Несвоевременные мысли». Послеоктябрьское творчество М. Горького. 36. Социально-исторический и философский смысл прозы писателей советской эпохи.Жанровые формы, проблематика, художественная структура и поэтика произведений (по выбору). «Поднятая целина» М. Шолохова: проблема гуманизма и исторической правды в освещении коллективизации. Рассказы и очерки 20-х гг. М. Булгакова («Роковые яйца», «Собачье сердце»). Роман «Белая гвардия». Роман «Мастер и Маргарита»: религиозно-философская проблематика и своеобразие композиции (роман в романе, двоемирие и «вечный» сюжет). «Мистический реализм» Булгакова. Человек в потоке истории: трансформация жанра романа-эпопеи в литературе первой половины XX века: М. Горький («Жизнь Клима Самгина»), М Шолохов («Тихий Дон»), А. Толстой («Хождение по мукам»), Б. Пастернак («Доктор Живаго»).
37. Русская драматургия XX века: конфликты и характеры (имена и произведения по выбору). Роль Чехова и Горького в развитии русской драматургии XX в. Традиционное и новаторское в пьесах М. Булгакова. Особенности драматургии Н. Эрдмана. Конфликты и характеры в русской драме второй половины XX века: А. Арбузов («Годы странствий», «Иркутская история», «Жестокие игры»), В. Розов («Вечно живые», «В добрый час», «В поисках радости», «В день свадьбы», «Гнездо глухаря»), А. Вампилов («Старший сын», «Прощание в июне», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске»), А. Володин («Фабричная девчонка», «Старшая сестра»), М. Рощин («Валентин и Валентина»). Жанрово-стилевые искания, преодоление бесконфликтности, борьба с дидактизмом в драматургии этого периода. Черты современной российской драматургии: А. Галин «Звезды на утреннем небе», Л. Петрушевская «Три девушки в голубом», «Квартира Коломбины», «Московский хор» и др. Сарказм и гротеск в современной драматургии. Освоение новых социальных и психологических конфликтов.
38.Русская поэзия XX века (имена и произведения по выбору). Индивидуальные поэтические системы С. Есенина, В. Хлебникова, В. Маяковского, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Цветаевой, Б. Пастернака, Н. Заболоцкого, А. Твардовского, А. Тарковского, И. Бродского и др. Особенности миросозерцания и идиостиля поэтов XX века, их влияние на развитие языка поэзии. Размытость жанровых границ поэзии XX века. Философско-поэтическое осмысление жизни и ее вечных тем: войны и мира, любви и дружбы, взаимодействие человека и природы, духовный мир современника. Разнообразие проблематики, жанров, художественных индивидуальностей. Поэты 50–60-х годов и их творческие поиски (Е. Евтушенко, Р. Рождественский, В. Соколов, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина). Поэтическое творчество В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Н. Матвеевой, А. Галича и др. Основные темы и мотивы, жанрово-стилевое своеобразие, пути развития «авторской» песни. Поэзия 70–80-х годов. Современность и отражение ее многогранности в соотношении с философией жизни в произведениях Я. Смелякова, Б. Ручьева и др. Человек и природа в произведениях Н. Рыленкова, В. Солоухина. Лирика Н. Рубцова: темы, мотивы, образы, стилевое своеобразие. Новые тенеднции в поэзии второй половины 80–90-х годов.
39. Литература русского зарубежья в общем контексте эволюции русской культуры: история, творческие судьбы, проблематика, жанры (имена и произведения по выбору). Социокультурный феномен литературы русского зарубежья. Три волны русской эмиграции, их религиозно-философская, политическая, эстетическая неоднородность. Литература эмиграции о «русской идее» и судьбе России. Христианские мотивы в творчестве Б Зайцева и И. Шмелева. Концепция истории в романах Д. Мережковского, М. Алданова, А. Солженицына. Феномен прозы В. Набокова. Экзистенциальные мотивы в поэзии М. Цветаевой, Г. Иванова, В. Ходасевича, И. Елагина. Стилевые искания в прозе «третьей волны» эмиграции (В. Аксенов, В. Войнович и др.). Традиции русской и зарубежной классики в творчестве С. Довлатова. Поэзия эмиграции «третьей волны». Лирика Н. Коржавина, поэзия Ю.Кублановского, И. Бродского: сложное переплетение религиозных и богоборческих мотивов, традиционного и авангардистского начала. Поэтика постмодернизма в современной поэзии.
40. Русский литературный авангард ХХ века (футуристы, ОБЭРИУты, современные направления). Общее и особенное в стиле направлений. Поэтика русского литературного постмодернизма. Постмодернизм в зарубежной литературе и его основные черты. Конец ХХ века русской литературы: мотивы созидания и разрушения в эстетической концепции литературы. Основные течения, группы, имена. Жанровые формы в современной прозе. Массовая литература конца ХХ века. Языковые процессы в литературе конца столетия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 632; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.68.115 (0.017 с.) |