Риторика. Культура речи. Стилистика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Риторика. Культура речи. Стилистика



34. Риторика как учение о способах построения эффективной публичной речи. Риторический канон как центральный раздел риторики и этапы создания речевого произведения. Подразделы классического риторического канона и циклы (фазы) подготовки, произнесения и анализа публичной речи в неориторике. Элокуция как раздел классической риторики и неориторики и ее составные части (подразделы). Элокутивные средства как усилители изобразительности и выразительности речи и их система. Вопрос о тропах и фигурах в риторической науке.

35. Культура речи как качество владения языком и учение об этом качестве. Компоненты культуры речи и аспекты ее изучения: нормативный, коммуникативный и этический. Нормативный аспект культуры речи: литературно-языковая норма; система норм литературного языка; вариативность, динамичность, кодифицированность и др. свойства нормы. Коммуникативный аспект культуры речи: коммуникативные нормы и качества речи, система коммуникативных качеств речи, нормы литературного языка и коммуникативные правила продуцирования речевых произведений. Этический аспект культуры речи: речевая этика и речевой этикет, речевой акт и правила языкового / речевого поведения коммуникантов, этико-речевые нормы и ошибки.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А:

 

Общие вопросы

1. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М., 1975

2. Широков О.С. Введение в языкознание. – М., 1985

3. Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию. – М., 1977

  1. Горшков А.И. Теория и история русского литературного языка. – М., 1978
  2. Колесов В.В. История русского языка. – М., 2006

 

Фонетика. Фонология

  1. Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. – М., 1988
  2. Современный русский литературный язык / Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1989

3. Диброва Е.И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 3-х ч., Ч.1 / Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин, И.И. Щеболева. – М., 2002

  1. Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. – М., 1979

 

Лексикология. Фразеология

1. Диброва Е.И. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 3-х ч., Ч.1 / Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин, И.И. Щеболева. – М., 2002

  1. Современный русский литературный язык / Под ред. Н.М.Шанского. – Л., 1988
  2. Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. – М., 1982
  3. Современный русский язык. В 3-х ч. – Ч. 1. Н.М. Шанский, В.В. Иванов. Лексика. Фразеология. – М., 1987
  4. Современный русский литературный язык / Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1997

6. Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология / М.И. Фомина. – М., 1978

 

Морфемика. Словообразование

  1. Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию // Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. – М., 1959

2. Современный русский язык. В 3-х частях. Часть 2. / Под ред. Н.М. Шанского, А.Н. Тихонова. – М., 1981

3. Улуханов И.С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация. – М., 1996

 

Морфология

  1. Авилова Н.С. Вид глагола и семантика глагольного слова. – М., 1976
  2. Бондаренко А.В., Буланин Л.Л. Русский глагол. – М., 1976
  3. Бондаренко А.В. Теория морфологических категорий. – Л., 1976
  4. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. – М., 1986
  5. Панова Г.И. Общие вопросы русской морфологии. – Абакан, 1991
  6. Тихонов А.Н. Современный русский язык. Морфология. – М., 2001
  7. Русская грамматика. – М., 1980. – Т. 1.
  8. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык в 3-х частях. Часть 2. Словообразование. Морфология. – М., 1987

 

Синтаксис

  1. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: Синтаксис. Пунктуация. – М, 1987. – Ч. 3.
  2. Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис. – М., 1977
  3. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. – М., 1978, 2000
  4. Русская грамматика: Синтаксис. – М., 1980. – Т. 2.

 

Риторика. Культура речи. Стилистика

  1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1977
  2. Михальская А.К. Основы риторики. Мысли и слово. – М., 1996
  3. Волков А.А. Основы русской риторики. – М., 1996
  4. Васильева А.Н. основы культуры речи. – М., 1990
  5. Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. – М., 1980

 

 

ЧАСТЬ 2. ЛИТЕРАТУРА

 

1. Место литературоведения в структуре гуманитарного знания.

Структура современной науки о литературе.

Связь литературоведения с философской эстетикой, культурологией, историей, психологией и лингвистикой.

 

2. Соотношение теории и истории литературы.

Специфика теоретико-литературного и историко-литературного знания. Предмет и задачи теории литературы и истории литературы. История литературы в теоретическом осмыслении. Определение и соотношение понятий «поэтика», «историческая поэтика», «теоретическая поэтика», «структуральная поэтика».

 

3. Роль литературной критики.

Литературная критика в системе литературоведческих знаний. Специфика литературно-критических жанров: рецензия, статья, обзор. Принципы революционно-демократической, религиозно-философской, символистской, формальной критики. Своеобразие писательской критики.

 

4. Эстетические категории и система основных понятий науки о литературе.

Эстетические категории прекрасного и безобразного и их литературоведческая интерпретация. Прекрасное в действительности и прекрасное в искусстве.

Проблема рационального и интуитивного, сознательного и бессознательного в художественном творчестве.

Художественный образ. Функции художественного образа (познавательная, воспитательная, эстетическая). Слово и образ. Лингвистическая и литературоведческая концепции взаимодействия слова и образа. Диалектика взаимосвязи слова и образа в художественной литературе. Образность и художественность.

Типизация как один из важнейших критериев искусства. Принципы типизации в различных художественных методах. Многообразие форм типизации. Соотношение в типических образах индивидуального и общего.

Художественное произведение как диалектическое единство содержания и выражающей его формы. Основные стороны художественного содержания в их единстве: тематика, проблематика, идейный мир, пафос.

Содержательная форма и ее элементы. Сюжет и композиция. Уровни субъектной и объектной организации. Художественное время и пространство (хронотоп). Речевой строй литературного произведения. Изобразительные и выразительные средства языка художественной литературы.

Современная теория литературных родов: синтез формального и содержательного подходов. Типологические свойства эпоса, лирики и драмы. Межродовые и внеродовые формы. Принципы жанровой классификации литературы.

Соотношение понятий «художественный метод», «литературное направление», «течение» и «стиль». Историзм понятия «стиль». Современное литературоведение о стилеобразующих факторах в художественном творчестве. Индивидуальное и типологическое в стиле писателя. Стиль и язык.

 

5. Методы и приемы анализа литературного произведения.

Имманентное и контекстуальное изучение литературно-художественных произведений. Анализ и синтез в литературоведении. Синхронное и диахронное изучение литературных явлений.

Биографический метод. Учение о биографии писателя как источнике его творчества. Методологическая узость учения Сент-Бёва, Г. Брандеса.

Социологический метод. Его разновидности и течения. Вульгарно-социологический подход к анализу литературного произведения.

Типологический метод изучения литературных произведений.

Структурный анализ поэтического текста.

Компаративизм, его методы и приемы.

Стиховедческий анализ, «точные» методы в изучении стиха.

Понятие о целостном анализе литературного произведения. Анализ тематики и проблематики. Анализ композиции. Анализ произведения в аспекте рода и жанра. Анализ фрагмента. Анализ цикла. Технология семиоэстетического анализа.

Методы современной текстологии.

Принципы научной интерпретации художественных текстов.

 

6. Литературный процесс. Взаимодействие литератур.

Основные закономерности литературно-художественного развития.

Проблема национальной самобытности историко-литературного процесса. Диалектический характер литературного процесса. Проблема преемственности в истории культуры, в художественном развитии человечества. Традиции и новаторство в их диалектической взаимосвязи.

Художественный метод. Литературное направление как конкретно-историческая категория литературного процесса. Взаимовлияние, борьба и смена направлений как отражение борьбы общественных, философско-эстетических идей в литературе.

Классицизм и романтизм как художественные системы и литературные направления. Нормативность эстетики классицизма. Понятие о романтическом герое.

Реализм в его типологическом и конкретно-историческом (реализм эпохи Возрождения, эпохи Просвещения и критический реализм Х1Х в.) истолковании. Основные особенности метода критического реализма. Связь критического реализма с романтизмом. Различная степень типичности образов на разных этапах развития реализма. Понятие о типичности обстоятельств. Единство типических характеров и типических обстоятельств в литературе критического реализма. Нетипические образы в реалистической литературе, причины их появления.

Модернизм и его основные течения в русской литературе конца XIX – нач. XX века.Символизм. Футуризм. Акмеизм.

Теория и практика соцреализма.

Постмодернизм как ведущее направление конца XX века.

Динамика и стабильность в составе всемирной литературы. Региональная и национальная специфика литературы. Международные литературные связи. Конвергенции и литературные заимствования. Аллюзии и реминисценции. Значение переводной литературы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.21 (0.015 с.)