Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1: Общая характеристика системы физической культуры

Поиск

Факультет физической культуры

 

 

 

Рабочая тетрадь

По теории

Физической культуры

 

 

Общие основы

Теории физической культуры

 

 

Сургут

2011


УДК 796 (073)

О 267

ББК 75

 

О 267 Обухов С.М. Рабочая тетрадь по теории и методике физической культуры для студентов факультета физической культуры. Сургут: СурГУ, 2011. – 52 с.

Методическое пособие предназначено для оказания помощи студентам очной и заочной формы обучения в освоении курса теории и методики физической культуры. Оно будет способствовать качественной подготовке к семинарским и лабораторным занятиям и выполнению самостоятельных работ.

 

Одобрена и рекомендована в качестве методического пособия по курсу «Теория и методика физической культуры» на заседании методического Совета факультета физической культуры.

Протокол № 1 УМС ФФК от 22.12..2010 г.

 

Рецензент: профессор кафедры теории физической культуры,

кандидат педагогических наук Григорьев В.А.

 

 

©Сургутский государственный университет

© Обухов С.М., 2011

Инструкция по работе с тетрадью: необходимо своевременно заполнять рабочую тетрадь до, во время лекции и после неё до семинара. Для выполнения заданий предусмотрено свободное место, если Вам не хватило места, то продолжить работу можно на отдельном листе бумаги, который затем следует вклеить в соответствующее место.

Рекомендуется вести записи тонким карандашом.

Внимательно ознакомьтесь с перечнем литературы и вопросами для подготовки.

Ответьте на контрольные вопросы. Если это вызывает затруднения, то открывайте учебную литературу.

Домашние задания 1-5 выполняются всеми студентами.

Индивидуальное задание выполняется одно из предложенных в соответствии с Вашим номером, который определен преподавателем.

Впишите определение терминов, которые встречались Вам ранее и новых. Если Вы сделаете это до лекции по данной теме, то это будет способствовать лучшему усвоению данной темы уже во время лекции.

Тестовые вопросы и кроссворды составляются на отдельных листах (а лучше в электронном виде, что приносит больше баллов автору) и сдаются преподавателю.

В конце каждого задания сделайте ссылки на литературу, которой Вы пользовались при выполнении задания.

Более полную информацию об объеме изучаемых знаний можно найти в программе по дисциплине.

Условные сокращения

ФВ Физическое воспитание
ФК Физическая культура
ФКиС Физическая культура и спорт
ФУ Физические упражнения

 

 


Тема 1: Общая характеристика системы физической культуры

Цель семинара: Создать представление о системе физической культуры в России

Литература:

Основная:

1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.:ФИС.- 1991.- 543с.

2. Матвеев А.П.Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории. -М.:Просвещение.-1991.-191с.

3. Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету "Физическая культура". – М.: Академия. – 2004. –272 с.

4. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. М.: Советский спорт. – 2003. – 464с.

5. Чермет К.Д., Теория и методика физической культуры. Опорные конспекты.. Учебное пособие. М.:Советский спорт, 2005 -272 с.

6. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. –М.: Академия, 2001. –480с.

 

Дополнительная (для индивидуальных заданий):

1.Теория и методика спорта./ под ред. Суслова Ф.П. и Холодова Ж.К. Учебное пособие для училищ олимпийского резерва. М., 1997 - 416с.

2.Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. Киев. Олимпийская литература. – 1999. – 317с.

3.Система подготовки спортивного резерва./Под ред. Никитушкина В.Г.

4. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В. Н. Платонов. М.: Советский спорт, 2005. — 816 с.

 

Вопросы для подготовки:

1.Цель и задачи системы физической культуры:

а) Цель физического воспитания

б) Специфические задачи ФВ

в) Неспецифические задачи ФВ

2.Принципы системы ФК и их роль в практической деятельности:

а) Иерархия принципов ФК

б) Общесоциальные принципы ФК

в) Общепедагогические принципы ФК

г) Специфические принципы ФК

3.Основы системы ФК и их место в практической деятельности:

а) Мировоззренческие основы системы ФК

б) Правовые основы системы ФК

в) Теоретико-методические основы системы ФК

г) Программно-нормативные основы системы ФК

д) Организационные основы системы ФК

е) Экономические основы системы ФК

4. Функции физической культуры

 

Ответьте на контрольные вопросы:

а) Какое из двух понятий шире и почему - “Физическая культура” и “Физическое воспитание”?

б) Что является методической основой российской системы ФК?

в) Назовите характерные черты российской системы ФК.

г) Каковы функции ФК

Домашнее задание:

1.Индивидуальные задания:

1.Разработайте схему "Принципы ФК".

2.Схематически изобразите взаимосвязь задач ФК.

3. Схематично изобразите взаимосвязь функций ФК.

4. Представьте реализацию принципа оздоровительной направленности в Вашем виде спорта.

Используемая литература:

 

2.Используя знания, полученные в ходе изучения других дисциплин, впишите определение понятий:

Система___________________________________________________

___________________________________________________________

Принцип___________________________________________________

___________________________________________________________

Воспитание_________________________________________________

___________________________________________________________

План______________________________________________________

___________________________________________________________

Наука_____________________________________________________

___________________________________________________________

Теория____________________________________________________

___________________________________________________________

Этап______________________________________________________
___________________________________________________________

 

3.Впишите определение новых для вас понятий:

Физическая культура_________________________________________

___________________________________________________________

Физическое воспитание______________________________________

___________________________________________________________

Спорт_____________________________________________________

___________________________________________________________

Физическое развитие_________________________________________

___________________________________________________________

Физическое совершенство____________________________________

___________________________________________________________

Физкультурное образование___________________________________

___________________________________________________________

Используемая литература:

 

4.Опишите: как в Вашем виде спорта решаются задачи ФК, реализуются принципы системы, какие функции, присущие ФК отметили бы вы в практике своего вида спорта ______________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Используемая литература:

5.Составьте контрольный вопрос для введения в компьютерную тестовую программу или кроссворд из 10 слов, относящихся к данной теме.


Тема 3: Виды, разновидности и структура физической культуры в

Обществе. Тенденции ее современного развития

Цель: Сформировать представление о положении физической культуры в обществе. Показать ее виды, разновидности, структуре

Литература:

Основная:

1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.:ФИС.- 1991.- 543с.

2. Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету "Физическая культура". – М.: Академия. – 2004. – 272 с.

3. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. М.: Советский спорт. – 2003. – 464с.

4. Чермет К.Д., Теория и методика физической культуры. Опорные конспекты.. Учебное пособие. М.: Советский спорт, 2005 -272 с.

5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Академия, 2001. – 480с.

 

Дополнительная (для индивидуальных заданий):

1.Теория и методика спорта./ Под ред. Суслова Ф.П. и Холодова Ж.К. Учебное пособие для училищ олимпийского резерва. М., 1997 - 416с.

2.Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. Киев. Олимпийская литература. – 1999. – 317с.

 

Вопросы для подготовки:

1. Положение физической культуры в обществе.

2. Виды и разновидности ФК.

3. Структура ФК.

Ответьте на контрольные вопросы:

а) Как бы Вы доказали, что ФК – часть культуры общества?

б) Какие разновидности Вы можете выделить в ФК?

в) Как связаны между собой разновидности ФК?

Домашнее задание:

1.Индивидуальные задания:

1. Схематично изобразите структуру ФК.

2. Покажите связи ФК в обществе.

3. Какое положение в структуре физической культуры занимает спорт в целом и Ваш вид спорта в частности.

4. Определите место Вашего вида спорта в структуре ФКиС.

Используемая литература:

2.Используя знания, полученные в ходе изучения других дисциплин, впишите определение понятий:

Структура__________________________________________________

___________________________________________________________

Разновидность______________________________________________

___________________________________________________________

Вид_______________________________________________________

___________________________________________________________

Досуг_______________________________________________________

__________________________________________________________

 

3.Впишите определение новых для вас понятий:

Профессионально прикладная ФК _____________________________

___________________________________________________________

Рекреационная физическая культура ___________________________

___________________________________________________________

Оздоровительная физическая культура __________________________

___________________________________________________________

Реабилитация ______________________________________________

___________________________________________________________

Используемая литература:

 

4. Сделайте схему взаимоотношений разновидностей физической культуры.

 

Используемая литература:

 

5.Составьте контрольный вопрос для введения в компьютерную тестовую программу или кроссворд из 10 слов, относящихся к данной теме.

 


Лабораторное занятие

Цель: Сформировать представление о практическом применении дидактических принципов обучения в физическом воспитании

Вопросы, выявляющие готовность группы к занятию:

1.Перечислите дидактические принципы обучения, соблюдение которых обязательно при обучении двигательным действиям

2.Перечислите формы нагрузок

Ход работы:

При просмотре обучающего урока найти воплощенные в уроке принципы обучения

Домашнее задание:

зафиксируйте реализованные на данном уроке принципы физического воспитания.

 

 

Резюме:

 


Воспитания

Цель семинара: Углубить знания о физических упражнениях как средстве физического воспитания

Литература:

Основная:

1.Матвеев Л.П. Теория и методики физической культуры. - М.: ФиС, 1991. - С. 28-50

2.Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1989. - С. 70-86

3.Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету "Физическая культура". – М.: Академия. – 2004. –272 с.

4.Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. М.: Советский спорт. – 2003. – 464с.

5.Чермет К.Д., Теория и методика физической культуры. Опорные конспекты.. Учебное пособие. М.: Советский спорт, 2005 -272 с.

6.Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. –М.: Академия, 2001. – 480с.

Дополнительная (для индивидуальных заданий):

1.Теория и методика спорта./ под ред. Суслова Ф.П. и Холодова Ж.К. Учебное пособие для училищ олимпийского резерва. М., 1997 - 416с.

2. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. Киев. Олимпийская литература. – 1999. – 317с.

3.Учебники по видам спорта

4.Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М.:ФИС.-1986.-286с.

5. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В. Н. Платонов. М.: Советский спорт, 2005. — 816 с.

 

Вопросы для подготовки:

1. Средства физической культуры.

2. Физическое упражнение - основное средство физической культуры. Содержание и форма физических упражнений.

3. Структура физических упражнений. Техника физических упражнений.

4. Классификация физических упражнений.

5. Нагрузка при выполнении физических упражнений

6. Роль и типы интервалов отдыха в процессе упражнения

7. Факторы, определяющие эффективность воздействия физических упражнений

8. Естественные силы природы в физической культуре

9. Гигиенические факторы в физической культуре

 

Ответьте на контрольные вопросы:

а) Как влияет на величину нагрузки длительность и характер интервала отдыха в одной тренировке и в микроцикле?

б) Почему существует большое количество классификаций физических упражнений?

в) Назовите факторы, влияющие на величину нагрузки.

 

Домашнее задание:

1.Индивидуальные задания:

1.Разработайте схему классификаций с учетом критериев классифицирования

2.Покажите влияние на величину нагрузки длительности и характера отдыха в Вашем виде спорта

3.Покажите значимость факторов, определяющих эффективность воздействия ФУ в своем виде спорта

4.Приведите примеры формы и содержания ФУ в своем виде спорта

Используемая литература:

 

2.Используя знания, полученные в ходе изучения других дисциплин, впишите определение понятий:

Утомление_________________________________________________

___________________________________________________________

Терминология______________________________________________

___________________________________________________________

Физическое упражнение______________________________________

__________________________________________________________

Двигательная задача_________________________________________

___________________________________________________________

Звено техники______________________________________________

___________________________________________________________

Деталь техники_____________________________________________

___________________________________________________________

Стабильность_______________________________________________

___________________________________________________________

Вариативность______________________________________________

___________________________________________________________

 

3.Впишите определение новых для вас понятий:

Кумулятивный эффект_______________________________________

___________________________________________________________

Следовой эффект____________________________________________

___________________________________________________________

Внешняя сторона нагрузки____________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

Внутренняя сторона нагрузки_________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

Объем нагрузки_____________________________________________

___________________________________________________________

Интенсивность нагрузки______________________________________

___________________________________________________________

 

Используемая литература:

 

4. Распишите одну тренировку в своем виде спорта (подробно). Приведите показатели внешней и внутренней сторон нагрузки на этой тренировки.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Используемая литература:

 

5.Составьте контрольный вопрос для введения в компьютерную тестовую программу или кроссворд из 10 слов, относящихся к данной теме.


Лабораторное занятие

Цель: Углубить знания студентов о физических упражнениях как средстве физического воспитания

Вопросы, выявляющие готовность группы к занятию:

1.Раскройте значение классификаций физических упражнений.

2.Что влияет на величину нагрузки при выполнении физических упражнений?

3.Покажите роль интервалов отдыха в процессе упражнения

4.Раскройте факторы, определяющие эффективность воздействия физических упражнений

Ход работы:

Студенты разрабатывают план тренировки для развития отдельных качеств и проверяют ее на компьютерной модели

Домашнее задание: разработать план развития силы на 1 неделю для установления рекорда мира в беге на 100м.

День Объем Интенсивность Примечания
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Резюме:

 

 


Лабораторное занятие

Цель: Углубить теоретические знания о процессах обучения. Получение сведений о практическом применении теоретических познаний в области психофизиологических механизмов процесса обучения

Вопросы, выявляющие готовность группы к занятию:

1.Дайте определения понятиям: “двигательное умение”, “двигательный навык”, ”двигательное умение высшего порядка”

2.Перечислить физиологические фазы формирования двигательного навыка

3.Перечислите разновидности умений высшего порядка

Ход работы: При просмотре обучающего урока необходимо найти закономерности становления двигательного умения и навыка

Домашнее задание: в тетради зафиксируйте все фазы и этапы становления на примере одного из учеников наблюдаемого класса

 

 

Резюме:


Тема 8: Методы обучения

Цель семинара: Углубить изучение методов обучения, вариантов их применения в процессе обучения

Литература:

Основная:

1.Матвеев Л.П. Теория и методики физической культуры. - М.: ФиС, 1991. - С. 28-50

2.Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету "Физическая культура". – М.: Академия. – 2004. –272 с.

3.Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. М.: Советский спорт. – 2003. – 464с.

4. Чермет К.Д., Теория и методика физической культуры. Опорные конспекты.. Учебное пособие. М.: Советский спорт, 2005 -272 с.

5. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений. –М.: Академия, 2001. – 480с.

Дополнительная (для индивидуальных заданий):

1.Боген М. Обучение двигательным действиям. М.: ФиС. – 1985. -

Вопросы для подготовки:

1.Понятия "Метод","Методический прием", "Методика"

2.Общие требования к методам обучения

3. Характеристика методов использования слова

4.Характеристика методов наглядного восприятия

5.Характеристика практических методов обучения

а) Методы разучивания по частям и в целом

б) Другие методы

 

Ответьте на контрольные вопросы:

а) Чем отличается "Метод" от "Методического приема"? Привести примеры.

б) Какие требования предъявляются к современной терминологии?

в) В каких случаях показ ФУ может быть поручен ученику?

 

Домашнее задание:

1.Индивидуальные задания:

1.Схематично изобразите соотношение понятий "Метод", "Методический прием", "Методика"

2. Изобразите на схеме материал, касающейся практических методов обучения.

3. Схематично изобразите материал, касающейся методов слова.

4.Схематично изобразите материал, касающейся методов наглядного восприятия.

 

 

Используемая литература:

 

2.Используя знания, полученные в ходе изучения других дисциплин, впишите определение понятий:

Урок______________________________________________________

___________________________________________________________

Структура__________________________________________________

___________________________________________________________

Анализ____________________________________________________

___________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________

3.Впишите определение новых для вас понятий:

Метод_____________________________________________________

___________________________________________________________

Методический прием________________________________________

___________________________________________________________

Методика__________________________________________________

___________________________________________________________

___________________________________________________________

Используемая литература:

 

 

4. Зарисуйте схему "Методы обучения"

 

Используемая литература:

 

5.Составьте контрольный вопрос для введения в компьютерную тестовую программу или кроссворд из 10 слов, относящихся к данной теме.


Лабораторное занятие

Цель: Закрепить знания о физических качествах работой компьютерной модели

Вопросы, выявляющие готовность группы к занятию:

1.Что подразумевается под двигательными (физическими) качествами?

2.Перечислите скоростные характеристики двигательного действия

3.Перечислите характеристики выносливости в ФУ

4.Что такое объем и интенсивность упражнения

5. Какова роль отдыха (объем и интенсивность) в величине нагрузки?

 

Ход работы:

На компьютерной модели (автор В.Н.Селуянов) реализовать план тренировки, позволяющий модели достичь рекордного результата в беге на 100 м (800м или 10000м)

Домашнее задание:

1. Разработать план тренировки для достижения рекордных результатов в моделировании на всех дистанциях

 

День 1 вариант 2 вариант 3 вариант
  Объем Интенсивность Объем Интенсивность Объем Интенсивность
             
             
             
             
             
             
             
Результаты на дистанциях:
100м            
800м            
10км            

Резюме:

 


Литература по курсу теории физической культуры

1.Теория и методика физического воспитания. /Под ред.Б.М.Шияна.-М.:Просвещение.-1988.-224с.

2.Минаев Б.Н., Шиян Б.М. Основы методики физического воспитания школьников. - М.:Просвещение.-1989.-222с.

3.Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории. -М.: Просвещение.-1991.-191с.

4.Качашкин В.М. Методика физического воспитания.-М.: Просвещение -1980.-304с.

5.Введение в теорию физической культуры. /Под ред. Л.П.Матвеева.-М.:ФИС.-1983.-128с.

6.Методика физического воспитания школьников. /Под ред. Г.Б. Мейксона и Л.Е.Любомирского.- М.:Просвещение.-1989.-143с.

7.Теория и методика физического воспитания. /Под ред. Б.А. Ашмарина.-М.: Просвещение.- 1990.- 287с.

8.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.:ФИС.- 1991.- 543с.

9. В.П.Филин. Теория и методика юношеского спорта. М.:ФИС.- 1987.-128с.

10. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М.:ФИС.-1986.-286с.

11.Программа: Физическое воспитание учащихся 1-11 классов с направленным развитием двигательных способностей. Лях В.И., Мейксон Г.Б. М.: Просвещение, - 1993 г.

12.Теория и методика спорта./ Под ред. Суслова Ф.П. и Холодова Ж.К. Учебное пособие для училищ олимпийского резерва. М., 1997 - 416с.

13. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. М.: ФИС, 1978

14. Настольная книга учителя физической культуры./Под ред. Л.Б. Кофмана. – М.: ФиС.- 1998. – 496с.

15.Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. Киев. Олимпийская литература. – 1999. – 317с.

16.Система подготовки спортивного резерва./Под ред. Никитушкина В.Г. – М.:1993. – 318с.

17.Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету "Физическая культура". – М.: Академия. – 2004. –272 с.

18.Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. М.: Советский спорт. – 2003. – 464с.

19. Чермет К.Д., Теория и методика физической культуры. Опорные конспекты.. Учебное пособие. М.: Советский спорт, 2005 -272 с.

20. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. –М.: Академия, 2001. –480с.

21. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. М.: Советский спорт, 2009. -

Дополнительная литература:

1.М.Г.Фридман. Спортивно-оздоровительная работа в детских лагерях отдыха. М.:Просвещение.- 1991.- 207с.

2.Марьясис Е.Д., Скрипкин Ю.К. Азбука здоровья семьи. М.:Медицина. -1992

3.Студенкин М.Я. Книга о здоровье детей. М.:Медицина. - 1986

4. Физическая культура в семье. М.:ФиС. - 1981

5.Легкая атлетика./Под ред. Озолина Н.Г. и др. М.:ФиС. – 1989. – 671с.

6.Физкультурно-оздоровительная работа в школе./ Под рук. А.М. Шлемина.- М.:Просвешение.- 1988.- 144с.

7.М.Г.Фридман. Спортивно-оздоровительная работа в детских лагерях отдыха. М.:Просвещение.- 1991.- 207с.

8.Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: - Просвещение. - 1978. –272 с.

9. Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания. М.:ФИС, 1980. -

10. Шевцов В.В. Общие основы теории и методики физической культуры в вопросах и ответах. Тюмень, 1996. -78с

11.Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. М.:ФИС, 1970 с.

12.Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. М.:ФИС. - 1980. С.

13.Селуянов В.Н. и др. Основы научно-методической деятельности. Учебное пособие. М.: 1997.-102с.

14. Сарсания С.К., Селуянов В.Н. Планирование физической подготовки в спортивных играх

15. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В. Н. Платонов. М.: Советский спорт, 2005. — 816 с.

16. Бернштейн Н.А.Избранные труды по биомеханике и кибернетике (Классическое научное наследие. Физическая культура.) СпортАкадемСпорт. 2001


 

 

Утверждено

решением редакционно-издательского совета

Сургутского государственного университета

 

 

Рабочая тетрадь по теории

и методике физической культуры

 

Обухов Сергей Михайлович

 

Оригинал-макет подготовлен автором

 

Сдано в печать 11.01.2011 г. Формат 60х84/16.

Усл.печ.л. 2,7. Уч-изд.л. 2,3 Печать трафаретная.

Тираж 100. Заказ № 06.

Отпечатано в типографии Курганского ИПК и ПРО.

 

 

Сургутский государственный университет

628400, Россия, Ханты-Мансийский автономный округ,

г. Сургут, ул. Ленина, 1.

Тел. (3462) 52-47-00, факс (3462) 52-47-29

 

 

Лицензия на издательскую деятельность ЛР № 071409

от 6 марта 1997 г.

 

 

Факультет физической культуры

 

 

 

Рабочая тетрадь

По теории

Физической культуры

 

 

Общие основы

Теории физической культуры

 

 

Сургут

2011


УДК 796 (073)

О 267

ББК 75

 

О 267 Обухов С.М. Рабочая тетрадь по теории и методике физической культуры для студентов факультета физической культуры. Сургут: СурГУ, 2011. – 52 с.

Методическое пособие предназначено для оказания помощи студентам очной и заочной формы обучения в освоении курса теории и методики физической культуры. Оно будет способствовать качественной подготовке к семинарским и лабораторным занятиям и выполнению самостоятельных работ.

 

Одобрена и рекомендована в качестве методического пособия по курсу «Теория и методика физической культуры» на заседании методического Совета факультета физической культуры.

Протокол № 1 УМС ФФК от 22.12..2010 г.

 

Рецензент: профессор кафедры теории физической культуры,

кандидат педагогических наук Григорьев В.А.

 

 

©Сургутский государственный университет

© Обухов С.М., 2011

Инструкция по работе с тетрадью: необходимо своевременно заполнять рабочую тетрадь до, во время лекции и после неё до семинара. Для выполнения заданий предусмотрено свободное место, если Вам не хватило места, то продолжить работу можно на отдельном листе бумаги, который затем следует вклеить в соответствующее место.

Рекомендуется вести записи тонким карандашом.

Внимательно ознакомьтесь с перечнем литературы и вопросами для подготовки.

Ответьте на контрольные вопросы. Если это вызывает затруднения, то открывайте учебную литературу.

Домашние задания 1-5 выполняются всеми студентами.

Индивидуальное задание выполняется одно из предложенных в соответствии с Вашим номером, который определен преподавателем.

Впишите определение терминов, которые встречались Вам ранее и новых. Если Вы сделаете это до лекции по данной теме, то это будет способствовать лучшему усвоению данной темы уже во время лекции.

Тестовые вопросы и кроссворды составляются на отдельных листах (а лучше в электронном виде, что приносит больше баллов автору) и сдаются преподавателю.

В конце каждого задания сделайте ссылки на литературу, которой Вы пользовались при выполнении задания.

Более полную информацию об объеме изучаемых знаний можно найти в программе по дисциплине.

Условные сокращения

ФВ Физическое воспитание
ФК Физическая культура
ФКиС Физическая культура и спорт
ФУ Физические упражнения

 

 


Тема 1: Общая характеристика системы физической культуры

Цель семинара: Создать представление о системе физической культуры в России

Литература:

Основная:

1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. М.:ФИС.- 1991.- 543с.

2. Матвеев А.П.Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории. -М.:Просвещение.-1991.-191с.

3. Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету "Физическая культура". – М.: Академия. – 2004. –272 с.

4. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. М.: Советский спорт. – 2003. – 464с.

5. Чермет К.Д., Теория и методика физической культуры. Опорные конспекты.. Учебное пособие. М.:Советский спорт, 2005 -272 с.

6. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений. –М.: Академия, 2001. –480с.

 

Дополнительная (для индивидуальных заданий):

1.Теория и методика спорта./ под ред. Суслова Ф.П. и Холодова Ж.К. Учебное пособие для училищ олимпийского резерва. М., 1997 - 416с.

2.Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. Киев. Олимпийская литература. – 1999. – 317с.

3.Система подготовки спортивного резерва./Под ред. Никитушкина В.Г.

4. Платонов В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В. Н. Платонов. М.: Советский спорт, 2005. — 816 с.

 

Вопросы для подготовки:

1.Цель и задачи системы физической культуры:

а) Цель физического воспитания

б) Специфические задачи ФВ

в) Неспецифические задачи ФВ

2.Принципы системы ФК и их роль в практической деятельности:

а) Иерархия принципов ФК

б) Общесоциальные принципы ФК

в) Общепедагогические принципы ФК

г) Специфические принципы ФК

3.Основы системы ФК и их место в практической деятельности:

а) Мировоззренческие основы системы ФК

б) Правовые основы системы ФК

в) Теоретико-методические основы системы ФК

г) Программно-нормативные основы системы ФК

д) Организационные основы системы ФК

е) Экономические основы системы ФК

4. Функции физической культуры

 

Ответьте на контрольные вопросы:

а) Какое из двух понятий шире и почему - “Физическая культура” и “Физическое воспитание”?

б) Что является методической основой российской системы ФК?

в) Назовите характерные черты российской системы ФК.

г) Каковы функции ФК

Домашнее задание:

1.Индивидуальные задания:

1.Разработайте схему "Принципы ФК".

2.Схематически изобразите взаимосвязь задач ФК.

3. Схематично изобразите взаимосвязь функций ФК.

4. Представьте реализацию принципа оздоровительной направленности в Вашем виде спорта.

Используемая литература:

 

2.Используя знания, полученные в ходе изучения других дисциплин, впишите определение понятий:

Система___________________________________________________

___________________________________________________________

Принцип___________________________________________________

___________________________________________________________

Воспитание_________________________________________________

___________________________________________________________

План______________________________________________________

___________________________________________________________

Наука_____________________________________________________

___________________________________________________________

Теория____________________________________________________

___________________________________________________________

Этап______________________________________________________
___________________________________________________________

 

3.Впишите определение новых для вас понятий:

Физическая культура_________________________________________

___________________________________________________________

Физическое воспитание______________________________________

___________________________________________________________

Спорт_____________________________________________________

___________________________________________________________

Физическое развитие_________________________________________

___________________________________________________________

Физическое совершенство____________________________________

___________________________________________________________

Физкультурное образование___________________________________

___________________________________________________________

Используемая литература:

 

4.Опишите: как в Вашем виде спорта решаются задачи ФК, реализуются принципы системы, какие функции, присущие ФК отметили бы вы в практике своего вида спорта ______________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 526; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.42.25 (0.015 с.)