Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Техника лыжных ходов↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ЛЫЖНАЯ ПОДГОТОВКА Методические рекомендации Ярославль
Лыжная подготовка: Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов в период зимнего лагерного сбора и педагогической практики / Сост. О.С. Ткач. Ярославль, 2004. 77 с.
Составитель: О.С. Ткач, канд. пед. наук, старший преподаватель кафедры теоретических основ физического воспитания
Рецензент: И.М. Бутин, профессор, канд.пед. наук, заведующий кафедрой теоретических основ физического воспитания
© Ярославский государственный
© О.С. Ткач, 2004 Глава 1. Техника лыжных ходов Введение В России воспитание подрастающего поколения является важной государственной задачей, в реализации которой ведущая роль принадлежит общеобразовательной школе. Ее программа предусматривает одним из разделов по физическому воспитанию «Лыжную подготовку». «Лыжная подготовка» и лыжный спорт играют важную роль и в системе профессиональной подготовки учителей на факультетах физической культуры педагогических институтов. Преподавание курса лыжного спорта на факультете физической культуры тесно связано с педагогической практикой в школе. Для учителя физической культуры предполагается не только уметь хорошо проводить упражнения, но и глубоко и профессионально знать методику обучения, терминологию, владеть образцовым показом. В данной работе предлагаются вопросы методики обучения лыжным ходам (спускам, подъемам, поворотам) школьной программы. Надеемся, что предложенные методические рекомендации облегчат освоение уроков по лыжной подготовке студентов-практикантов и пригодятся в их дальнейшей трудовой деятельности. Попеременный двухшажный ход Цикл движений состоит из двух скользящих шагов и двух попеременных отталкиваний палками – одно отталкивание палкой на каждый шаг. Методика обучения
Задача 1. Создать правильное представление о технике попеременного двухшажного хода.
Задача 2. Обучить технике скользящего шага (без палок).
Задача 3. Обучение попеременному друхшажному ходу с использованием палок.
Ошибки и их исправление
Методика обучения
Ошибки и их устранение
Одновременный бесшажный ход
Скольжение по лыжне происходит за счет одновременного отталкивания двумя палками вместе. Методика обучения
Методика обучения
Коньковые хода В коньковых ходах отталкивание ногами производится способом «скользящего упора», то есть от скользящей лыжи, направленной под углом к движению. Отталкивание выполняется ребром лыжи, сильным нажимом ногой вперед - в сторону.
Различают: · полуконьковый ход – выполнение отталкивания при подвижной скользящей опоре; · одновременный одношажный коньковый ход – цикл составляют два шага. На каждый коньковый шаг ногой делается отталкивание палками; · одновременный двухшажный коньковый ход – цикл состоит из двух скользящих коньковых шагов и одного отталкивания палками; · попеременный двухшажный коньковый ход – «скользящая елочка».
Основное отличие коньковых ходов в том, что лыжник отталкивается ногами скользящим упором. Чтобы решить эту задачу, используют следующие подводящие упражнения: s поочередное отталкивание ногами с внутреннего ребра скользящей лыжи и перенос массы тела на другую лыжу при спуске с пологого склона; s то же, но с подтягиванием толчковой ноги к опорной после переноса массы тела; s то же, но с постепенным переходом к отведению носка толчковой и скользящей лыжи в направлении движения (угол до 24 градусов); s преодоление пологого подъема «елочкой» с энергичными отталкиваниями нижней лыжи с ребра; s поворот переступанием на площадке после небольшого спуска; s поворот переступанием на укатанной площадке по кругу (в обе стороны); s то же, двигаясь по «восьмерке»; передвижение коньковым ходом без отталкивания руками.
Обучение ходу
Введение В России воспитание подрастающего поколения является важной государственной задачей, в реализации которой ведущая роль принадлежит общеобразовательной школе. Ее программа предусматривает одним из разделов по физическому воспитанию «Лыжную подготовку». «Лыжная подготовка» и лыжный спорт играют важную роль и в системе профессиональной подготовки учителей на факультетах физической культуры педагогических институтов. Преподавание курса лыжного спорта на факультете физической культуры тесно связано с педагогической практикой в школе. Для учителя физической культуры предполагается не только уметь хорошо проводить упражнения, но и глубоко и профессионально знать методику обучения, терминологию, владеть образцовым показом. В данной работе предлагаются вопросы методики обучения лыжным ходам (спускам, подъемам, поворотам) школьной программы. Надеемся, что предложенные методические рекомендации облегчат освоение уроков по лыжной подготовке студентов-практикантов и пригодятся в их дальнейшей трудовой деятельности. Скользящий шаг
Ступающий шаг
«Елочкой» и «полуелочкой»
«Лесенкой»
Встречаются следующие ошибки при обучении подъемам: 1. при подъеме скользящим и ступающим шагом на лыжу давят мало согнутыми в коленях ногами; 2. при подъеме «елочкой» недостаточно разводят носки лыж и кантуют лыжи, слабо опираются на палки, сильно наклоняются вперед; 3. при подъеме «лесенкой» не горизонтально ставят лыжи, недостаточно их кантуют, плохо опираются на палки. Способы подъемов несложны при изучении, достаточно правильно показать и объяснить технику.
Способы преодоления спусков Для преодоления спусков применяются различные стойки:
Методика обучения
Способы торможения на лыжах Они применяются для снижения скорости или полной остановки. К основным способам торможений относятся: Методы обучения торможениям
Ошибки и их устранение
Торможение «упором» Ошибки и их устранение
Ошибки и их устранение
Способы поворотов на лыжах Способы поворотов делятся на две группы: 1. на месте; 2. в движении. Повороты на месте Повороты в движении Поворот переступанием Методика обучения повороту
Ошибки и их устранение
Поворот «плугом» Методика обучения повороту
Ошибки и их устранение
Поворот «упором» Для выполнения поворота внешняя лыжа выдвигается вперед на 10 – 15 см, закантовывается (ставится на ребро), пятка лыжи отводится в сторону, вес тела переносится на эту лыжу. Происходит «руление» носком лыжи. Крутизна поворота зависит от угла отведения пятки лыжи, угла кантования лыжи, величины переноса веса тела на одну из лыж. Методика обучения
Ошибки и их устранение
Методика обучения повороту
Ошибки и их устранение
Методика обучения повороту
Ошибки и их устранение
Глава 3. Игровой материал Введение Игра - универсальное средство физического воспитания. Нет такого раздела учебной программы, который не включал бы в себя, в том или ином виде, игры. В играх учащиеся самым активным образом проявляют свои личностные качества, развиваются физически, лучше мобилизуются на выполнение поставленных учителем задач. С помощью специально подобранных игр можно направленно развивать двигательные качества, закреплять и совершенствовать технические навыки. Командные игры воспитывают взаимовыручку, ответственность за личный вклад в результат команды, коллективизм, товарищество, другие качественные черты человеческой личности. Все, сказанное выше, целиком и полностью относится к играм, используемым на уроках лыжной подготовки. Игры на уроках по лыжной подготовке, помимо прочего, избавляют занятия от монотонности, повышают эмоциональность уроков, вносят в них разнообразие, элемент соревнования, снимают напряжение. При совершенствовании в играх лыжной техники или ее элементов важно соблюдать условия, при которых она легче выполняется и контролируется. Например, если проводить игру «Самокат» на мягкой, не укатанной лыжне, на которой при отталкивании лыжа будет проваливаться, эффекта в этих условиях от нее ждать не придется. Есть определенные условия и в проведении игр с оценкой качества выполнения элементов техники в баллах. Здесь ученики должны точно знать, какой элемент хода оценивается, каковы критерии оценки. Тогда выполнение этих элементов будет лучше контролироваться самими учениками, что, в свою очередь, поднимает эффективность обучения. Оценка элементов кратко и громко объявляется учителем. При работе над развитием в играх определенных двигательных качеств нужно следить за соблюдением тех условий, при которых они развиваются наилучшим образом. Так, в играх на развитие быстроты - длина отрезка, преодолеваемого школьниками 1-3 классов, не должна быть более 25 м, а для учащихся 8-10 классов - соответственно 60 и 100 м. Продолжительность отдыха между прохождением отрезков или этапами эстафет не менее 2-3 минут. Игры и игровые упражнения на развитие силовых качеств юного лыжника должны носить четко выраженный силовой характер, но не быть слишком продолжительными. Они могут проводиться на пологом или крутом подъеме, по глубокому снегу, с сопротивлением. Паузы отдыха в таких играх должны давать возможность занимающимся восстановить свои силы, снизить ЧСС до оптимальных величин - 110-120 ударов в минуту. В играх для развития выносливости следить за тем, чтобы напряженность, вносимая ими, была не слишком высокой. Регулировать нагрузку можно увеличивая или сокращая лыжную дистанцию в игре, а также изменяя ее условия. Контроль за интенсивностью игры следует периодически осуществлять путем подсчета пульса учеников в игровых паузах. Плохое восстановление пульса - сигнал к окончанию игры. Даже если урок спаренный, не следует давать более двух игр – это перевозбуждает учащихся. В зависимости от задач урока лыжной подготовки игра может быть включена в ту или иную его часть. К примеру, игры, совершенствующие технику юного лыжника, можно включать в первую половину основной части урока, пока внимание учащихся высоко и не ослаблено утомлением. Однако, игру с той же целью можно предложить занимающимся и в конце урока для закрепления техники какого-то элемента лыжного хода при утомлении. В настоящее время доказано, что активизация внимания учащихся к технике движений в состоянии утомления помогает быстрее, лучше и качественнее овладеть ею. Игры, развивающие силовую и скоростную выносливость лыжника, надо проводить после выполнения упражнений или игр, совершенствующих технику. Игры на развитие ловкости и равновесия могут быть включены как во вводную, так и в конец основной части урока. Игры, развивающие общую выносливость лыжника, чаще всего включают во вторую половину основной части урока. После завершения включенной в урок игры учащимся следует дать равномерное передвижение в медленном темпе по учебному кругу. Продолжительность передвижения зависит от возраста занимающихся и может колебаться от 3 до 6 минут. Из приведенных в данной статье игр учитель может выбрать те, которые лучше всего способствуют решению задач того или иного урока лыжной подготовки, наиболее соответствуют условиям, в которых этот урок проводится. Нагрузка на школьников в играх зависит от темпа их проведения и продолжительности. Поэтому, включая игру в урок, учитель должен быть уверен, что эти параметры соответствуют возрасту и уровню физической подготовленности учеников. Чем меньше возраст занимающихся, тем короче каждая отдельная игра. Не следует слишком быстро прекращать начатую игру, но и не надо затягивать ее, пусть она продолжается до появления у учеников первых признаков утомления. С наступающей усталостью внимание играющих слабеет, рассеивается, и они начинают отвлекаться. Объяснение игры учителем должно быть кратким, точным и, по возможности, образным. Учитель называет цель игры, указывает на размещение играющих, объясняет правила игры, подчеркивая, что разрешается делать в игре, а что запрещено.
Подвижные игры и игровые упражнения Программой лыжной подготовки для учащихся 1-3 классов ставится задача овладения школьниками ступающим и скользящим шагом, попеременным двухшажным ходом без палок и с палками, поворотами на месте и в движении, торможением, подъемами и спусками. Эта задача решается не только посредством специальных упражнений, но и в играх и эстафетах. Ниже предлагаются игры на лыжах и игровые задания для учащихся 1-3 классов по совершенствованию элементов техники лыжника, развитию быстроты, ловкости и выносливости. Кто дальше? Игра проводиться на хорошо накатанной лыжне без палок. После 4-5 шагов разгона, оттолкнувшись у стартовой линии (флажка) одной ногой, юный лыжник скользит на другой; толчковая нога при отталкивании полностью выпрямляется. В таком положении ученик скользит до остановки лыжи. В месте остановки лыжи в снег ставится флажок. Побеждает тот участник игры, флажок которого окажется дальше других. Кто лучше? Лыжник должен пройти отрезок 25-30 метров по лыжне без палок, следя за тем, чтобы скольжение было однородным, поочередно то на одной, то на другой лыжне. Тот, кто, проходя отрезок, не допустит ошибок, т.е. не придет на двухопорное положение, получает наибольшее количество баллов (например 10). За каждую ошибку снимается один балл. Выигрывает участник, набравший в трех попытках наибольшее количество баллов. Игры можно проводить и между командами. Лыжники каждой команды поочередно проходят перед учителем и его помощниками из числа наиболее подготовленных учеников, которые оценивают в баллах исполнение элемента хода. Побеждает команда, члены которой набрали в сумме больше баллов. Обе игры направлены на закрепление техники главного элемента скользящего шага - одноопорного скольжения на лыжне. Учитель может изменить задание и оценивать, например, наклон туловища или точность разгибания ноги при отталкивании. Последовательное изменение заданий поможет отработать в игре все основные элементы скользящего шага. Накаты. Две команды (каждая на своей лыжне) без палок выстраиваются на линии старта в колонны по одному. Первые номера каждой команды делают от линии старта 4-6 накатистых скользящих шагов по своей лыжне и в момент приставления маховой ноги к опорной ставят в снег на уровне лыжного крепления флажки, которые они держали в руках. Затем ученики сходят с лыжни, уступая место вторым номерам своих команд, которые, в свою очередь, начинают движение от этого флажка и, выполнив 6 накатных скользящих шагов, ставят свои флажки и т.д. Побеждает команда, игроки которой пройдут по своей лыжне большее расстояние. Шире шаг. Игра проводится по накатанной 30-40 метровой лыжне без палок. Каждый школьник после 4 шагов разгона должен сделать от стартовой линии как можно меньше скользящих шагов до флажка, установленного в конце отрезка. Каждый шаг должен быть мощным и длинным. При подсчете учитываются только полные шаги. Самокат. Отрезок лыжни 25-30 метров юный лыжник должен преодолеть без палок, отталкиваясь, как на самокате, только одной ногой. Выигрывает ученик, сделавший на установленном отрезке меньшее число отталкиваний. Игра проводится и между командами: побеждает та команда, игроки которой в сумме сделали меньше отталкиваний. Игру можно провести как эстафету команд. В этом случае в баллах может оцениваться быстрота преодоления отрезка командой или умение правильно отталкиваться (при задаче совершенствования техники этого элемента скользящего шага). Горная эстафета. Выбирается участок подъема до 10 градусов, который можно преодолеть ступающим шагом. Команды выстраиваются на линии старта перед подъемом. По сигналу учителя первые номера команд преодолевают подъем ступающим шагом, огибают на повороте флажок и спускаются вниз к финишу, передавая эстафету следующему участнику (коснувшись его рукой). Побеждает команда, раньше других закончившая прохождение трассы. Серия игр, начиная с «Накатов» и заканчивая «Горной эстафетой», направлена не только на совершенствование техники скользящего шага, но и на развитие силовых качеств учащихся, прежде всего отталкивания ногами. Веер. Данная игра способствует освоению поворота переступанием на месте, в результате которого на снегу остается след, похожий на веер. На широкой ровной площадке лыжники выстраиваются в одну или две шеренги на расстоянии 2-3 метра друг от друга. По команде учителя все делают поворот переступлением на 90,180 или 360 градусов, стараясь, чтобы лыжи оставили на снегу четкий отпечаток. Выставляются оценки от 1 до 5 баллов - в зависимости от четкости и быстроты поворота. Игру можно усложнить, предложив ученикам после первого поворота переступанием пробежать по лыжне до определенной отметки и затем вновь сделать такой же поворот. Побеждает ученик, набравший в итоге больше баллов, сделавший это быстрее, точнее. Зигзаги. Игра способствует закреплению поворота переступанием на месте. В ней могут участвовать две и более команд, для каждой из которых размечается своя трасса. От линии старта до финиша на дистанции 30-40 метров - зигзагами на расстояние 5-6 метров один от другого ставятся 4-6 флажков. Условия игры: пройти на лыжах всю трассу, выполняя у каждого флажка поворот переступанием на месте. Дойдя до последнего флажка, первые номера возвращаются на линию старта и передают эстафету вторым номерам и т.д. Быстрый спуск. Юные лыжники, стартуя поочередно от стартовой линии, спускаются в высокой средней или низкой стойке с пологого склона. Выигрывает тот, кто, сохраняя правильное положение заданной учителем стойки, прокатится на лыжне дальше всех. Быстрый лыжник. Игра проводится на нескольких параллельных лыжнях длиной 20-30 метров без палок. Класс разбивается на группы по 8-10 человек. Каждая по сигналу стартует, стараясь как можно быстрее пройти лыжную дистанцию. Два -три победителя каждого забега выходят в финал. Победитель финала становится самым быстрым лыжником класса. Быстрая команда (эстафета). Класс разбивается на команды по 5-6 человек, которые выстраиваются на стартовой линии в колонну по одному, каждая на своей лыжне (без палок). По сигналу первые номера команд стартуют и пробегают различный отрезок (20-30 метров), огибают флажок и возвращаются, передавая эстафету вторым номерам. Побеждает команда, участники которой раньше других закончат соревнование. Вариант игры: встречная эстафета; участники каждой команды делятся на две группы и выстраиваются на противоположных сторонах лыжни. Каждый участник пробегает трассу только в одну сторону, передавая эстафету в конце отрезка. Цель игр «Быстрый лыжник» и «Быстрая команда» - повышение скоростных качеств у лыжников-школьников. Если учитель решает изменить цель урока - направить его на повышение силовой выносливости занимающихся, обе эти игры можно провести по глубокому снегу без лыжни. В этих условиях силовая нагрузка резко возрастает. Раздел «Лыжная подготовка» в 4-8 классах включает практически весь арсенал техники лыжника: передвижение основными способами ходов (классическими и коньковыми), преодоление подъемов различными способами, спусков и неровностей на них, торможений и поворотов. Техника лыжника, как известно, базируется на оптимальном развитии таких двигательных качеств, как быстрота, ловкость, сила и, главное, выносливость. Без достаточной силы нельзя выполнить мощное и правильное по форме отталкивание лыжами и палками, а без развитой выносливости - сохранить силу и форму отталкиваний на протяжении всей дистанции лыжных гонок. Отсюда, важно развитие этих качеств и для технической подготовки лыжника. Вдумчивое и умелое включение в уроки игр на лыжах помогает решать эти задачи.
Подвижные игры Выбор игр для уроков в 4-8 классах обширен. Можно с успехом повторить игры, рекомендованные для 1-3 классов, соответственно возрасту занимающихся, изменяя их условия, величину лыжных отрезков, дозировку. Так, в играх «Шире шаг», «Быстрый лыжник», «Быстрая команда», «Круговая эстафета», «Гонка с гандикапом» увеличивается длина отрезков или этапов, а сами игры проводятся с палками. В данных играх и эстафетах отрабатывается техника попеременного двухшажного хода, отдельных его элементов, сила и быстрота отталкиваний. В ходе игр повышаются скоростные и силовые качества занимающихся. Игру «Кто лучше?», включая в урок, можно направлять как на совершенствование попеременного двухшажного хода и его элементов, так и на отработку всех других изучаемых лыжных ходов и их деталей. Ниже приводятся игры для 4-8 классов, способствующие совершенствованию техники лыжника, развивающие его физические качества. Лисий след. Соревнуются 2-3 команды, каждая на своей размеченной флажками извилистой лыжне (500-600 метров) с естественными и искусственными препятствиями (например: «змейка» из сухих веток, ворота из палок, бугор из снега и т.д.). Все их надо преодолеть, нагибаясь или перепрыгивая, обходя со стороны, поворачивая налево, направо, возвращаясь назад. Выигрывает команда, пришедшая к финишу первой. Скользи дальше. Предварительно сделав три шага разгона, участник игры от стартовой линии выполняет отталкивание палками и скольжение на лыжах до их остановки. Проехавший дальше всех – победитель. Вариант: от стартовой линии с места лыжник делает одно отталкивание палками, затем еще три, передвигаясь одновременным бесшажным ходом. Побеждает тот, кто, используя эти 4 отталкивания, уедет дальше всех. Игру можно провести и между командами, отрабатывая технику одновременного бесшажного хода и развивая силу отталкиваний палками. Повороты. Игра рекомендуется для совершенствования поворота переступанием в движении. Лыжники, разогнавшись на отрезке 15-20 метров, точно выполняют поворот переступанием налево (направо). Учитель быстро и кратко оценивает в баллах (от 1 до 5) правильность и быстроту поворота. Побеждает ученик, набравший больше баллов в сумме 2-4 попыток. Слалом на равнине (эстафета). Цель игры та же, что и предыдущей. На дистанции 60-100 метров расставляются 5-6 флажков. Количество трасс зависит от числа участвующих в эстафете команд. По сигналу учителя первые номера команд стартуют по с
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 2572; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.195.84 (0.014 с.) |