Поворот из упора на параллельных лыжах




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Поворот из упора на параллельных лыжах



Методика обучения повороту

Средства Методические указания

Задача 1. Создать правильное представление о технике поворота.

1. Характеристика поворота. Спускаясь наискось, переносим массу тела на нижнюю лыжу. Движением туловища и толчком левой ноги при закантованной на внутреннем ребре лыже занимаем положение упора, масса тела переносится на поставленную в упор лыжу, вход в поворот. Левую лыжу приставить к правой.

 

Задача 2. Обучить действовать ногами и загружать лыжи.

1. Поворот «упором».  
2. Спуск наискось.  
3. Имитация поворота на месте. Имитировать поворот из стойки спуска наискось (полностью переносить массу тела на
  нижнюю лыжу). Поставить незагруженную лыжу в положение упора, перенести на нее массу тела, одновременно приставить к ней другую лыжу (положение косого спуска).

 

Задача 3. Научить повороту в целом.

1. Спуск наискось с отведением верхней лыжи в положение упора и обратно. Внимание на стойку после переноса массы тела.
2. Полный поворот при небольшом спуске и малой скорости. При выполнении (сопряжении) ряда поворотов следить за перераспределением массы тела и отведением лыжи.
3. Поворот с опорой на палку.  
4. Исполнение сопряженных поворотов.  

 

Задача 4. Совершенствование поворота в упоре.

1. Спуск со свободными поворотами.  
2. Спуски с поворотами по заданию. Методические рекомендации 1 – 3 задач.
3. Использование спуска в играх, эстафетах.  

 

Ошибки и их устранение

Ошибки Устранение
1. Недостаточный перенос веса тела. 2. Резкая загрузка отведенной в упоре лыжи. 3. Выпрямление ноги (выход из поворота на прямых ногах). Повторить подготовительные упражнения, следить за правильностью выполнения упражнения 1 по частям и в целом, учитывая: a. вращение плечевого пояса; b. закантовку лыжи при положении упора;
  a. перенос веса тела; b. быстрое подставление другой лыжи.

 

Поворот на параллельных лыжах

Методика обучения повороту

Средства Методические указания

Задача 1. Создать правильное представление о технике поворота.

1. Характеристика поворота. 2. Показ плакатов, фильмов.       Выполнение поворота за счет вращательного движения туловища и ног в сторону. Поворот выполняется в основной стойке спуска путем переноса веса тела на внутреннюю лыжу.

 

Задача 2. Обучить занимающихся технике входа в поворот на параллельных лыжах.

1. Имитация входа в поворот на месте. 2. Вход в поворот в облегченных условиях: a. вращение плечевого пояса. «Замах» с приседанием, с разгибанием и вращательным движением в сторону поворота; b. вращательный бросок («нырок» в поворот всем телом, а не плечами); c. вращение таза (вращательное и круговое движение таза); d. прыжком (перед закантовкой лыж приседание); e. подхлест ногами (аналогично прыжку, быстрое разгибание, подтягивание ног и выталкивание их в сторону). Освоить элементы облегчения давления лыж на снег за счет сгибания - разгибания ног.

 

Задача 3. Обучение технике в целом и ее совершенствование.

1. Выполнение двух сопряженных поворотов. 2. Спуск со свободными поворотами. 3. Спуски с поворотами по заданию. 4. Игры и игровые упражнения. При движении по дуге обратить внимание на кантование лыж: вес тела приходится на нижнюю лыжу, верхняя лыжа выдвинута несколько вперед, выдвинуты вперед внутреннее плечо с рукой.

 

Ошибки и их устранение

Ошибки Устранение
1. В начале входа в поворот нет предварительной группировки.   Повторить подготовительные упражнения.
2. Нет достаточной загрузки лыж. 3. При движении по дуге загружается внутренняя лыжа. Контроль за движениями.
4. Неправильное вращательное движение корпусом и ногами.  

 


Глава 3. Игровой материал
по лыжной подготовке

Введение

Игра - универсальное средство физического воспитания. Нет такого раздела учебной программы, который не включал бы в себя, в том или ином виде, игры. В играх учащиеся самым активным образом проявляют свои личностные качества, развиваются физически, лучше мобилизуются на выполнение поставленных учителем задач.

С помощью специально подобранных игр можно направленно развивать двигательные качества, закреплять и совершенствовать технические навыки. Командные игры воспитывают взаимовыручку, ответственность за личный вклад в результат команды, коллективизм, товарищество, другие качественные черты человеческой личности.

Все, сказанное выше, целиком и полностью относится к играм, используемым на уроках лыжной подготовки. Игры на уроках по лыжной подготовке, помимо прочего, избавляют занятия от монотонности, повышают эмоциональность уроков, вносят в них разнообразие, элемент соревнования, снимают напряжение.

При совершенствовании в играх лыжной техники или ее элементов важно соблюдать условия, при которых она легче выполняется и контролируется.

Например, если проводить игру «Самокат» на мягкой, не укатанной лыжне, на которой при отталкивании лыжа будет проваливаться, эффекта в этих условиях от нее ждать не придется. Есть определенные условия и в проведении игр с оценкой качества выполнения элементов техники в баллах. Здесь ученики должны точно знать, какой элемент хода оценивается, каковы критерии оценки. Тогда выполнение этих элементов будет лучше контролироваться самими учениками, что, в свою очередь, поднимает эффективность обучения.

Оценка элементов кратко и громко объявляется учителем.

При работе над развитием в играх определенных двигательных качеств нужно следить за соблюдением тех условий, при которых они развиваются наилучшим образом. Так, в играх на развитие быстроты - длина отрезка, преодолеваемого школьниками 1-3 классов, не должна быть более 25 м, а для учащихся 8-10 классов - соответственно 60 и 100 м. Продолжительность отдыха между прохождением отрезков или этапами эстафет не менее 2-3 минут.

Игры и игровые упражнения на развитие силовых качеств юного лыжника должны носить четко выраженный силовой характер, но не быть слишком продолжительными. Они могут проводиться на пологом или крутом подъеме, по глубокому снегу, с сопротивлением. Паузы отдыха в таких играх должны давать возможность занимающимся восстановить свои силы, снизить ЧСС до оптимальных величин - 110-120 ударов в минуту.

В играх для развития выносливости следить за тем, чтобы напряженность, вносимая ими, была не слишком высокой. Регулировать нагрузку можно увеличивая или сокращая лыжную дистанцию в игре, а также изменяя ее условия. Контроль за интенсивностью игры следует периодически осуществлять путем подсчета пульса учеников в игровых паузах. Плохое восстановление пульса - сигнал к окончанию игры.

Даже если урок спаренный, не следует давать более двух игр – это перевозбуждает учащихся. В зависимости от задач урока лыжной подготовки игра может быть включена в ту или иную его часть. К примеру, игры, совершенствующие технику юного лыжника, можно включать в первую половину основной части урока, пока внимание учащихся высоко и не ослаблено утомлением. Однако, игру с той же целью можно предложить занимающимся и в конце урока для закрепления техники какого-то элемента лыжного хода при утомлении. В настоящее время доказано, что активизация внимания учащихся к технике движений в состоянии утомления помогает быстрее, лучше и качественнее овладеть ею.

Игры, развивающие силовую и скоростную выносливость лыжника, надо проводить после выполнения упражнений или игр, совершенствующих технику. Игры на развитие ловкости и равновесия могут быть включены как во вводную, так и в конец основной части урока. Игры, развивающие общую выносливость лыжника, чаще всего включают во вторую половину основной части урока.

После завершения включенной в урок игры учащимся следует дать равномерное передвижение в медленном темпе по учебному кругу. Продолжительность передвижения зависит от возраста занимающихся и может колебаться от 3 до 6 минут.

Из приведенных в данной статье игр учитель может выбрать те, которые лучше всего способствуют решению задач того или иного урока лыжной подготовки, наиболее соответствуют условиям, в которых этот урок проводится.

Нагрузка на школьников в играх зависит от темпа их проведения и продолжительности. Поэтому, включая игру в урок, учитель должен быть уверен, что эти параметры соответствуют возрасту и уровню физической подготовленности учеников. Чем меньше возраст занимающихся, тем короче каждая отдельная игра. Не следует слишком быстро прекращать начатую игру, но и не надо затягивать ее, пусть она продолжается до появления у учеников первых признаков утомления. С наступающей усталостью внимание играющих слабеет, рассеивается, и они начинают отвлекаться.

Объяснение игры учителем должно быть кратким, точным и, по возможности, образным. Учитель называет цель игры, указывает на размещение играющих, объясняет правила игры, подчеркивая, что разрешается делать в игре, а что запрещено.

 

 

Подвижные игры и игровые упражнения
на уроках по лыжной подготовке
в 1-3 классах

Программой лыжной подготовки для учащихся 1-3 классов ставится задача овладения школьниками ступающим и скользящим шагом, попеременным двухшажным ходом без палок и с палками, поворотами на месте и в движении, торможением, подъемами и спусками. Эта задача решается не только посредством специальных упражнений, но и в играх и эстафетах. Ниже предлагаются игры на лыжах и игровые задания для учащихся 1-3 классов по совершенствованию элементов техники лыжника, развитию быстроты, ловкости и выносливости.

Кто дальше? Игра проводиться на хорошо накатанной лыжне без палок. После 4-5 шагов разгона, оттолкнувшись у стартовой линии (флажка) одной ногой, юный лыжник скользит на другой; толчковая нога при отталкивании полностью выпрямляется. В таком положении ученик скользит до остановки лыжи. В месте остановки лыжи в снег ставится флажок. Побеждает тот участник игры, флажок которого окажется дальше других.

Кто лучше? Лыжник должен пройти отрезок 25-30 метров по лыжне без палок, следя за тем, чтобы скольжение было однородным, поочередно то на одной, то на другой лыжне.

Тот, кто, проходя отрезок, не допустит ошибок, т.е. не придет на двухопорное положение, получает наибольшее количество баллов (например 10).

За каждую ошибку снимается один балл. Выигрывает участник, набравший в трех попытках наибольшее количество баллов.

Игры можно проводить и между командами. Лыжники каждой команды поочередно проходят перед учителем и его помощниками из числа наиболее подготовленных учеников, которые оценивают в баллах исполнение элемента хода. Побеждает команда, члены которой набрали в сумме больше баллов.

Обе игры направлены на закрепление техники главного элемента скользящего шага - одноопорного скольжения на лыжне. Учитель может изменить задание и оценивать, например, наклон туловища или точность разгибания ноги при отталкивании. Последовательное изменение заданий поможет отработать в игре все основные элементы скользящего шага.

Накаты. Две команды (каждая на своей лыжне) без палок выстраиваются на линии старта в колонны по одному. Первые номера каждой команды делают от линии старта 4-6 накатистых скользящих шагов по своей лыжне и в момент приставления маховой ноги к опорной ставят в снег на уровне лыжного крепления флажки, которые они держали в руках. Затем ученики сходят с лыжни, уступая место вторым номерам своих команд, которые, в свою очередь, начинают движение от этого флажка и, выполнив 6 накатных скользящих шагов, ставят свои флажки и т.д.

Побеждает команда, игроки которой пройдут по своей лыжне большее расстояние.

Шире шаг.Игра проводится по накатанной 30-40 метровой лыжне без палок. Каждый школьник после 4 шагов разгона должен сделать от стартовой линии как можно меньше скользящих шагов до флажка, установленного в конце отрезка. Каждый шаг должен быть мощным и длинным. При подсчете учитываются только полные шаги.

Самокат. Отрезок лыжни 25-30 метров юный лыжник должен преодолеть без палок, отталкиваясь, как на самокате, только одной ногой. Выигрывает ученик, сделавший на установленном отрезке меньшее число отталкиваний. Игра проводится и между командами: побеждает та команда, игроки которой в сумме сделали меньше отталкиваний. Игру можно провести как эстафету команд. В этом случае в баллах может оцениваться быстрота преодоления отрезка командой или умение правильно отталкиваться (при задаче совершенствования техники этого элемента скользящего шага).

Горная эстафета. Выбирается участок подъема до 10 градусов, который можно преодолеть ступающим шагом. Команды выстраиваются на линии старта перед подъемом. По сигналу учителя первые номера команд преодолевают подъем ступающим шагом, огибают на повороте флажок и спускаются вниз к финишу, передавая эстафету следующему участнику (коснувшись его рукой). Побеждает команда, раньше других закончившая прохождение трассы.

Серия игр, начиная с «Накатов» и заканчивая «Горной эстафетой», направлена не только на совершенствование техники скользящего шага, но и на развитие силовых качеств учащихся, прежде всего отталкивания ногами.

Веер. Данная игра способствует освоению поворота переступанием на месте, в результате которого на снегу остается след, похожий на веер. На широкой ровной площадке лыжники выстраиваются в одну или две шеренги на расстоянии 2-3 метра друг от друга.

По команде учителя все делают поворот переступлением на 90,180 или 360 градусов, стараясь, чтобы лыжи оставили на снегу четкий отпечаток. Выставляются оценки от 1 до 5 баллов - в зависимости от четкости и быстроты поворота.

Игру можно усложнить, предложив ученикам после первого поворота переступанием пробежать по лыжне до определенной отметки и затем вновь сделать такой же поворот. Побеждает ученик, набравший в итоге больше баллов, сделавший это быстрее, точнее.

Зигзаги. Игра способствует закреплению поворота переступанием на месте. В ней могут участвовать две и более команд, для каждой из которых размечается своя трасса. От линии старта до финиша на дистанции 30-40 метров - зигзагами на расстояние 5-6 метров один от другого ставятся 4-6 флажков.

Условия игры: пройти на лыжах всю трассу, выполняя у каждого флажка поворот переступанием на месте. Дойдя до последнего флажка, первые номера возвращаются на линию старта и передают эстафету вторым номерам и т.д.

Быстрый спуск. Юные лыжники, стартуя поочередно от стартовой линии, спускаются в высокой средней или низкой стойке с пологого склона. Выигрывает тот, кто, сохраняя правильное положение заданной учителем стойки, прокатится на лыжне дальше всех.

Быстрый лыжник. Игра проводится на нескольких параллельных лыжнях длиной 20-30 метров без палок. Класс разбивается на группы по 8-10 человек. Каждая по сигналу стартует, стараясь как можно быстрее пройти лыжную дистанцию. Два -три победителя каждого забега выходят в финал. Победитель финала становится самым быстрым лыжником класса.

Быстрая команда(эстафета). Класс разбивается на команды по 5-6 человек, которые выстраиваются на стартовой линии в колонну по одному, каждая на своей лыжне (без палок). По сигналу первые номера команд стартуют и пробегают различный отрезок (20-30 метров), огибают флажок и возвращаются, передавая эстафету вторым номерам. Побеждает команда, участники которой раньше других закончат соревнование.

Вариант игры: встречная эстафета; участники каждой команды делятся на две группы и выстраиваются на противоположных сторонах лыжни. Каждый участник пробегает трассу только в одну сторону, передавая эстафету в конце отрезка.

Цель игр «Быстрый лыжник» и «Быстрая команда» - повышение скоростных качеств у лыжников-школьников. Если учитель решает изменить цель урока - направить его на повышение силовой выносливости занимающихся, обе эти игры можно провести по глубокому снегу без лыжни. В этих условиях силовая нагрузка резко возрастает.

Раздел «Лыжная подготовка» в 4-8 классах включает практически весь арсенал техники лыжника: передвижение основными способами ходов (классическими и коньковыми), преодоление подъемов различными способами, спусков и неровностей на них, торможений и поворотов. Техника лыжника, как известно, базируется на оптимальном развитии таких двигательных качеств, как быстрота, ловкость, сила и, главное, выносливость. Без достаточной силы нельзя выполнить мощное и правильное по форме отталкивание лыжами и палками, а без развитой выносливости - сохранить силу и форму отталкиваний на протяжении всей дистанции лыжных гонок. Отсюда, важно развитие этих качеств и для технической подготовки лыжника.

Вдумчивое и умелое включение в уроки игр на лыжах помогает решать эти задачи.

 

 

Подвижные игры
на уроках лыжной подготовки
в 4-8 классах

Выбор игр для уроков в 4-8 классах обширен. Можно с успехом повторить игры, рекомендованные для 1-3 классов, соответственно возрасту занимающихся, изменяя их условия, величину лыжных отрезков, дозировку. Так, в играх «Шире шаг», «Быстрый лыжник», «Быстрая команда», «Круговая эстафета», «Гонка с гандикапом» увеличивается длина отрезков или этапов, а сами игры проводятся с палками. В данных играх и эстафетах отрабатывается техника попеременного двухшажного хода, отдельных его элементов, сила и быстрота отталкиваний. В ходе игр повышаются скоростные и силовые качества занимающихся. Игру «Кто лучше?», включая в урок, можно направлять как на совершенствование попеременного двухшажного хода и его элементов, так и на отработку всех других изучаемых лыжных ходов и их деталей.

Ниже приводятся игры для 4-8 классов, способствующие совершенствованию техники лыжника, развивающие его физические качества.

Лисий след. Соревнуются 2-3 команды, каждая на своей размеченной флажками извилистой лыжне (500-600 метров) с естественными и искусственными препятствиями (например: «змейка» из сухих веток, ворота из палок, бугор из снега и т.д.). Все их надо преодолеть, нагибаясь или перепрыгивая, обходя со стороны, поворачивая налево, направо, возвращаясь назад. Выигрывает команда, пришедшая к финишу первой.

Скользи дальше. Предварительно сделав три шага разгона, участник игры от стартовой линии выполняет отталкивание палками и скольжение на лыжах до их остановки. Проехавший дальше всех – победитель. Вариант: от стартовой линии с места лыжник делает одно отталкивание палками, затем еще три, передвигаясь одновременным бесшажным ходом. Побеждает тот, кто, используя эти 4 отталкивания, уедет дальше всех. Игру можно провести и между командами, отрабатывая технику одновременного бесшажного хода и развивая силу отталкиваний палками.

Повороты. Игра рекомендуется для совершенствования поворота переступанием в движении. Лыжники, разогнавшись на отрезке 15-20 метров, точно выполняют поворот переступанием налево (направо). Учитель быстро и кратко оценивает в баллах (от 1 до 5) правильность и быстроту поворота. Побеждает ученик, набравший больше баллов в сумме 2-4 попыток.

Слалом на равнине (эстафета). Цель игры та же, что и предыдущей. На дистанции 60-100 метров расставляются 5-6 флажков. Количество трасс зависит от числа участвующих в эстафете команд. По сигналу учителя первые номера команд стартуют по своим трассам, проходят их туда и обратно, выполняя у флажков повороты в движении (переступанием). Затем передают эстафету второму номеру команды и т.д. Игрок, сбивший флажок, обязан поставить его на место и обогнуть вновь. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.

Карусель. Участвуют 2-4 команды по 4-8 игроков в каждой. На укатанной площадке флажками намечают центры «каруселей», вокруг которых надо проложить лыжню по кругу диаметром 6-10 метров. По сигналу команды начинают движение вокруг флажков - каруселей, поворачивая переступанием налево и постепенно убыстряя движение. Побеждает команда, участники которой сделают меньше ошибок (остановки, падения, уход за границу круга) за установленное учителем время. Затем игра повторяется в противоположную сторону. Победитель может определяться и по быстроте прохождения заданного количества кругов.

Эстафета с гандикапом. Проводится с целью развития быстроты и скоростной выносливости, когда составить равные по силам команды из учеников класса невозможно или тогда, когда при первом старте эстафеты одна команда значительно опередила другую. Старт лыжникам на первом этапе учитель дает в разное время: первым стартует участник из команды, которая послабее, затем представитель той, что несколько посильнее и т.д. Последним стартует ученик наиболее сильной команды.

Гандикап (разрыв во времени старта) учитель определяет из своего опыта работы с данным классом, знаний и возможностей учеников. Побеждает команда, пришедшая к финишу первой, независимо от времени ее старта.

Выручалки. Играют так же, как в салки (с одним-двумя водящими), но одноклассникам дано право выручать преследуемого игрока. Для этого одному из них нужно пересечь след убегающего игрока перед водящим. Водящий обязан начать преследование игрока, выручившего товарища. Игра развивает быстроту, ловкость, выносливость.

Догонялки. Флажками размечается лыжня, проложенная по окружности длиной 200-300 метров. В четырех диаметрально противоположных точках окружности помечаются места сбора лыжников. В каждом забеге участвуют 4 лыжника. По сигналу со стартовых отметок четверо школьников начинают гонку, и каждый стремится как можно быстрее настигнуть бегущего впереди лыжника. Выходить за пределы лыжни в гонке запрещается. Тот, кого настигли, выбывает из игры. Теперь гонку продолжают три участника. Игра заканчивается, когда на лыжне останется один лыжник. В игре развивается быстрота и скоростная выносливость.

Вариант1: как только один из четырех лыжников догонит следующего впереди товарища, дается сигнал, и гонка заканчивается. Догнавший включается в новую четверку.

Вариант 2: елочкой. Для игры выбирается лыжня в начале с подъемом 20-30 метров и затем с пологим спуском. В конце подъема ставится флажок. Лыжник должен со старта преодолеть подъем «елочкой» и, обогнув флажок, спуститься к финишу. Побеждает тот, кто быстрее пройдет трассу. В игре совершенствуется техника подъема «елочкой» и развивается силовая выносливость.

Буксиры. (Игра включается в уроки, начиная с 7 класса). Играющие распределяются на пары, примерно равные по силам. Каждой паре дается веревка длиной 5-6 метров или резиновый бинт. Первые номера, положив веревку на шею и пропустив ее под мышками, свободные концы веревки передают в руки вторых номеров. Палки только у первых номеров. По команде учителя первые номера буксируют вторых по своим лыжням до флажка, обозначающего границу отрезка. У флажка лыжники меняются ролями и продолжают гонку в обратном направлении. Побеждает пара, сумевшая раньше других прийти к финишу. Вторые номера скользят на обеих лыжах, им запрещено делать шаги при буксировке. В игре активно развиваются силовые качества лыжника.

Гонка с выбыванием. На замкнутой круговой лыжне длиной 200-400 метров одновременно стартуют 5-8 лыжников. Линия старта является и линией финиша. После каждого круга лыжник, оказавшийся на данный момент последним, выбывает из игры. Так, при 5 стартовых участниках после первого круга продолжают гонку четверо, после второго - 3, после третьего - 2 и после четвертого - 1, победитель.

Вариант: в игре может участвовать и больше лыжников, но, чтобы число пробегаемых кругов не стало чрезмерно большим, можно установить, что после каждого круга, выбывают по два гонщика, оказавшиеся последними. Игра предъявляет серьезные требования к специальной выносливости на лыжах, поэтому нагрузку в ней следует точно дозировать, исходя из возраста и подготовленности учеников.

Гонка с преследованием. Гонка проводится по круговой лыжне 300-400 метров. В ней участвуют 2-4 команды по 4-6 лыжников. Команды строятся в колонну по одному на противоположных сторонах круговой лыжни. Устанавливается зачетное число гонщиков и кругов. По сигналу команды начинают гонку, стараясь догнать друг друга. Задача команд: пройдя установленное число кругов (например: 3-5), быть на своем финише раньше других с зачетным числом участников.

Эстафета с преследованием. Условия игры те же, но от команды стартует только один лыжник. Пройдя один круг, он передает эстафету следующему участнику своей команды и т.д., пока все участники не пройдут свои этапы. Побеждает команда, которая раньше других пришла к финишу.

Гонка за лидером. По кругу длиной 300-400 метров прокладываются две параллельные лыжни. Две группы из 5-10 лыжников передвигаются по наружной лыжне, начав движение с противоположных сторон круга. Темп движения может быть медленный или средний - его задает учитель. Лыжники обеих команд, идущие в колонне последними, по сигналу педагога выходят на внутреннюю лыжню делают ускорение по ней, выходят вперед и вновь, перейдя на наружную лыжню, становятся во главе своих групп. Сразу же после этого начинает ускорение следующий лыжник, ставший последним, и т.д., пока каждый в своей группе не побывает в роли лидера установленное число раз. Побеждает группа, участники которой раньше закончат смену лидеров. Последнему лыжнику в группе запрещается начинать ускорение до тех пор, пока его товарищ, завершающий ускорение, не встанет во главе группы. В этой игре совершенствуется скоростная выносливость, а также один из элементов тактики гонщика - обгон соперника на дистанции.

Все вышеописанные игры - тренирующие, развивающие специальные качества лыжника: скоростную, силовую и общую выносливость, значительно повышающие его функциональные возможности. Нагрузку в этих играх можно уменьшать или увеличивать, сокращая или увеличивая длину преодолеваемых учениками отрезков, паузами отдыха между этапами эстафет и забегами.

В играх можно увеличивать как силовую нагрузку, (проводя их по рыхлой лыжне, по глубокому снегу или на местности с пересеченным рельефом), так и нагрузку на выносливость (значительным увеличением длины дистанций в них).

Не менее важно включать в уроки игры, развивающие у школьников 4-8 классов координацию движений, равновесие, ловкость. Многие из этих игр проводятся на склонах горок и холмов.

На одной лыже. Прокладываются параллельные лыжни длиной 25-30 метров. Учащиеся строятся на старте с палками в руках и с одной лыжей на ноге. По сигналам игроки скользят к финишу на одной лыже, отталкиваясь палками. Ногой без лыжи на снег наступать нельзя. Побеждает участник, пришедший к финишу первым и не нарушивший правил.

К своим палкам. Рассчитавшись по порядку номеров, занимающиеся друг за другом передвигаются по кругу. Ведущий, скользя по параллельной лыжне внутри круга, называет номер одного из игроков. Игрок с названным номером по этому сигналу должен оставить палки у лыжни и встать за ведущим. Так, в одном порядке ведущий вызывает всех игроков. На лыжне остаются только палки. Затем по сигналу учителя все лыжники, включая и ведущего, должны подбежать к своим палкам и взять их в руки (ведущий берет любые палки). Игрок, оказавшийся без палок, становится ведущим, прерванная игра продолжается. Игра развивает ловкость, внимание, быстроту и умение владеть лыжам.

Финские гонки. Лыжникам связывают ноги выше колен тесьмой или ремнем и дают старт на дистанции 50-100 метров на ровной лыжне или под небольшой уклон. Победитель определяется так же, как в игре «Быстрый лыжник». Игра может быть проведена и в виде встречной эстафеты.

Старт с выбыванием. Дистанция 80-120 метров делится флажками или линиями на снегу на рубеже через каждые 20 метров. На рубежах выставляются судьи. Лыжники с хорошо видимыми номерами становятся на линию старта перед заранее накатанными лыжнями. По команде ребята бегут по своим лыжням, стараясь не оказаться последним на рубеже. Судья на рубеже громко называет номер лыжника, который последним пересечет рубеж. Этот участник выбывает из игры. На следующем рубеже выбывает тот, кто также окажется последним и т.д.

Пришедшие на последний рубеж становятся победителями.

Салки. Игра проводится на укатанной площадке. Играть можно с палками или без палок. Водящий салит играющих, касаясь своими лыжами задников их лыж. Игрок, которого коснулся водящий, останавливается и громко объявляет: «Я - салка». Игра продолжается с новым водящим. Если группа большая, назначают двух водящих.

Варианты игры:

Салки с приседанием. Игра аналогична предыдущей, только салке нельзя касаться того игрока, который присел. Игрокам не разрешается долго оставаться в приседе, а салке - стоять у присевшего.

Салки «дай руку». Игра отличается от предыдущей тем, что спасаясь от салки, убегающий кричит кому-либо: «Дай руку!», сцепившихся за руки салить нельзя. Если за руки сцепились трое, то водящий может осаливать любого крайнего.

Салки-пересалки. Игра аналогична предыдущей. Спасая своего товарища, убегающего от салки, любой игрок может пересечь дорогу, и тогда салка должен ловить его, и так каждый раз, водящий должен преследовать того, кто пересек дорогу.

Салки по глубокому снегу, как игра «Быстрый лыжник», но участникам запрещается двигаться по лыжне, они бегут по глубокому снегу.

Сильнее оттолкнись. На лыжне длиной 50-100 метров лыжник передвигается одновременным бесшажным ходом, стараясь сильнее оттолкнуться палками и сделать как можно меньше отталкиваний до флажка, ограничивающего отрезок. Победитель определяется по меньшему числу отталкиваний, команда - победитель по наименьшей сумме отталкиваний всех членов команды.

Вариант: То же, передвигаясь одновременным одношажным ходом или одновременным двухшажным ходом.

До флажка. На пологом склоне устанавливаются два флажка: один вверху склона - стартовый, второй - внизу, до выката. Играющие, стартуя от первого флажка, скользят вниз и стараются затормозить «плугом» точно у нижнего флажка. Начинать торможение можно в любом месте склона. Кто точнее затормозит у флажка после разгона - победитель.

Вариант: Торможение «упором» при спуске со склона наискось.

Спуск шеренгами. На вершине склона 2-3 команды по 5-6 человек выстраиваются в шеренгу, взявшись за руки. По сигналу шеренга скатывается вниз, стараясь проехать как можно дальше и не потерять ни одного игрока. Побеждает команда, в полном составе спустившаяся дальше других со склона.

Слалом. На пологом склоне расставляются ворота (из палок или флажков). Задача играющих: поочередно спуститься по трассе, проезжая точно в ворота и не сбив их. Усложненный вариант: спуск по трассе на время, которое фиксируется по секундомеру.

Спуск на одной лыжне. С небольшого склона лыжники спускаются на одной лыже, другая - на весу. Побеждает тот, кто таким образом проедет дальше всех.

 

 

Подвижные игры
на уроках лыжной подготовки
в 9-11 классах

Программой лыжной подготовки в 9-11 классах предусматривается обучение переходам с одновременных ходов на попеременные и наоборот, преодолению препятствий, обгону на дистанции и финишированию. Удлиняются тренировочные и соревновательные дистанции, повышается уровень развития выносливости. Таким образом, игры на лыжах не должны исключаться из учебных занятий. В 9-11 классах, проводя уроки лыжной подготовки, учитель может использовать большую часть описанных игр, при необходимости усложняя их условия. Так, например, игру «Кто лучше?» можно проводить, как соревнования на лучшую технику смены ходов, оценивая правильность смены хода в баллах. Совершенствуя полуконьковый и коньковые хода, многие игры можно проводить с их использованием. Это могут быть игровые эстафеты с оценкой техники выполнения хода или игровые задания, направленные на развитие физических качеств этим способом передвижения. Нужно лишь подготовить трассы так, чтобы была возможность использования коньковых ходов.

В 9-11 классах уроки лыжной подготовки для юношей тесно связываются с предстоящей службой в рядах Российской армии. Отсюда особое внимание к прикладной лыжной подготовке, выработке у завтрашних воинов не только прочных навыков передвижения на лыжах различными способами, но и умения преодолевать естественные и искусственные препятствия на лыжах, передвигаться по целине, по раскатанным участкам и дорожкам, метать в цель при спуске со склона и из различных положений на лыжах. Эти упражнения могут быть включены в различные игры-соревнования.

Эстафета с препятствиями.Проводится так же, как и игра «Быстрая команда», но длина этапов увеличивается до 100-150 метров и на них устанавливаются препятствия: вырывается в снегу траншея, натягиваются веревки, через которые нужно перелезть и, такие, под которые следует подлезать, насыпается снежный бугор, вал и т.д.

На одном из этапов можно установить цель (снеговик, щит из фанеры) и предложить занимающимся попасть в нее снежком или мячом. Побеждает команда, быстрее других преодолевшая трассу и не нарушившая правил преодоления препятствий.

Попади в цель.Слева и справа от лыжни, сбегающей со склона, устанавливают цели - снежная «баба», небольшой картонный щит и т.д. Школьники, спускаясь без остановки, должны попасть в них снежками. Выигрывает тот, кто сделает наибольшее число попаданий из 4-5 попыток. Игру можно проводить и между командами.

Умению выполнять обгон на дистанции очень хорошо помогает игра «Гонка за лидером». Напряженность обгона в этой игре можно регулировать скоростью передвижения группы : при малой скорости движения группы обгон будет менее напряженным, при большей - достаточно трудным.

Навыки преследования соперников, обгона - отлично тренируются в игре «Гонка с преследованием» и «Эстафета с преследованием». Умение финишировать хорошо отрабатывается в игре «Гонка с выбыванием». При желании изменить ее направленность на развитие выносливости игру следует дополнить условием: выбывание оставшегося гонщика начинается не с первого круга, а, например, с третьего и отставший выбывает после двух проигрышей.

С целью совершенствования умения финишировать можно проводить игру «Лучший гонщик». Она проводится по замкнутой круговой лыжне длиной 300-400 метров. Линия старта является и линией финиша. Перед линией старта накатывают лыжни длиной 50-80 метров, которые сходятся в основную лыжню, идущую к финишу. Число их должно быть равно числу стартующих. 6-10 лыжников стартуют по своим лыжням, выходят на основную и, передвигаясь по кругу при подходе к финишу, стремятся выиграть его сильным финишированием. Гонщику, финиширующему первым, дается три очка, за второе место - 2 очка, третье - 1 очко. Выигрывает гонщик, набравший к концу игры большее количество очков. Финиш можно разыграть после прохождения 2-3 кругов или по сигналу учителя: «Следующий круг - финишный».





Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.185.97 (0.021 с.)