ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика воспитания психофизических качеств у дошкольника.



Развитие физических качеств — одна из важных сто­рон физического воспитания дошкольника. Уровень об­щей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные физические качества: сила, ловкость, быстрота, выносливость и др. Ученые считают, что при недостаточном развитии физических качеств обучение физическим упражнениям затруднено, а в некоторых случаях и совсем невозможно.

С педагогических позиций взаимосвязь двигательно­го навыка и физических качеств рассматривается как диалектическое единство формы и содержания двигатель­ного действия. Физические качества проявляются через определенные двигательные умения и навыки. Двигатель­ные навыки реально существуют при наличии опреде­ленных физических качеств. Такая тесная взаимосвязь объясняется общностью условнорефлекторного механиз­ма этих двух процессов. Поэтому в целях гармоничного развития ребенка необходимо создавать условия для их параллельного развития.

Среди физических качеств особое место занимает лов­кость. Она представляет собой способность человека це­лесообразно координировать свои движения и рациональ­но решать двигательные задачи. Координационная слож­ность двигательных действий рассматривается как одна из составляющих качества ловкости. В то же время для эффективного решения двигательной задачи необходи­мы точные действия — еще одна составляющая качества ловкости. Таким образом, ловкость - это комплексная способность человека. Проявление ловкости в большей степени определяется пластичностью корковых нервных процессов, способностью человека отличать темп, амп­литуду и направление движений от степени напряжения и расслабления мышц, умением ориентироваться в окру­жающей среде, сохранять равновесие.

Показателем ловкости может служить время выпол­нения таких заданий, как бег с поворотами ("челночный бег"), бег с препятствиями и др.

Физическое качество быстротахарактеризуется как способность человека осуществлять движения с определен­ной скоростью или как способность человека осуществлять двигательные действия в минимальный для данных усло­вий отрезок времени. Быстрота проявляется в разных фор­мах: реакции на сигнал к действию; одиночного движе­ния; увеличения в короткое время темпа движений (по сигналу); частоты циклических движений (бег, плавание, ходьба на лыжах и т.д.). В практике дошкольного воспи­тания о быстроте движений ребенка судят по скорости бега на короткие дистанции (10-30 м), которая выражается количеством метров, преодоленных в секунду (м/с).

Под силой как физическим качеством понимается спо­собность человека преодолевать внешнее сопротивление в процессе двигательной деятельности за счет мышеч­ных напряжений. Уровень мышечной силы определяет­ся возрастом человека и зависит от степени развития костно-мышечной системы, функционального состояния нервных центров, которые регулируют частоту, степень и объем мышечных сокращений.

Существует несколько понятий силовых способностей человека. Абсолютная сила - способность проявлять мак­симальное напряжение в относительно короткий отрезок времени. Эта способность оценивается обычно с помощью динамометра. Выражается она в килограммах. Относи­тельная сила, которую может проявить человек безотно­сительно к собственному весу, другими словами, это ве­личина силы, которая приходится на 1 кг, веса тела. От­носительная сила определяется делением показателя аб­солютной силы на вес тела. У детей дошкольного возрас­та она составляет 1,5-1,8 условных единиц (Е.Н.Вавилова).

значит, что ребенок может поднять вес, который пре­вышает его собственный. Можно измерять силу разных групп мышц. Обычно измеряют силу мышц кисти и становую силу.

Выносливостьпредставляет собой способность человека длительное время выполнять мышечную работу без снижения ее интенсивности. Физиологическая сущность качества выносливости заключается в способности организма ребенка противостоять утомлению. В теории и практике физического воспитания широко распространено деление выносливости на общую и специальную. Общая выносливость больше всего свойственна детям дошкольного возраста. Она проявляется при выполнении продолжительной, малоинтенсивной работы, которая включает действие большей части мышечной системы ребенка. Если двигательная деятельность ограничена каким-либо видом (плавание, ходьба на лыжах), то говорят о специальной выносливости. Она зависит от техники владения движениями, уровня развития силы, быстроты и т.д.

Гибкость – морфо-функциональное свойство опорно-двигательного аппарата, характеризующая степень подвижности его звеньев.

Гибкость определяет эластичность мышц и связок, обеспечивает амплитуду движению. Представляет собой одну из главных предпосылок к движению. Внешне она проявляется в величине амплитуды (размаха) сгибания, разгибания и др. движениях. Часто гибкость называют подвижностью в суставах.

Значимость гибкости: наделяет человека умением владеть своим телом; дает легкость, свободу действий, раскрепощенность, непринужденность движений; экономия сил. Движения точны и рациональны. Это в значительной степени ускоряет и облегчает любую деятельность; облегчает усилия ребенка, бережет его мышцы от чрезмерного напряжения, растяжки и др. повреждений.

Развиваясь сама, гибкость создает условия для совершенствования ПФ (психофизических) качеств: силы, выносливости.

Различают активную и пассивную гибкость, общую и специальную.

Активная – величина амплитуды движений при самостоятельном выполнении упражнений благодаря мышечным усилиям.

Пассивная – отличается максимальной величиной амплитуды движений, достигаемой при действии внешних сил, снарядов или усилий тренера. В пассивных упр. на гибкость достигаются большие амплитуды движений, чем в активных.

Общая – характеризуется подвижностью во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большей амплитудой.

Специальная гибкость – предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность в спорте или профессионально-прикладной деятельности.

Методика развития физических качеств. На развитие физических качеств дошкольника оказывают влияние различные средства и методы физического воспитания. Эффективным средством развития быстроты являются упражнения, направленные на развитие способности быстро выполнять движения. Дети осваивают упражнения лучше всего в медленном темпе. Педагог должен предусмотреть, чтобы упражнения не были продолжительными, однообразными. Желательно их повторить в разных условиях, с разной интенсивностью, с усложнениями или, наоборот, со снижением требований.

Для воспитания у детей умения развивать максимальный темп бега могут быть использованы следующие упражнения: бег в быстром и медленном темпе; бег с ускорением по прямой, по диагонали; бег в максимальном на короткие дистанции; бег за партнером. Полезно выполнять упражнения в различном темпе, что содействует развитию у детей умения прилагать разные мышечные усилия соотносительно с намеченным темпом.

Для развития умения поддерживать темп движений на протяжении некоторого времени эффективным средством является бег на короткие дистанции: 15, 20, 30 м. обучении быстрому началу движений применяется с ускорением по сигналу; старт из разных исходных положений. Эти упражнения включаются в утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, физические упраж­нения и подвижные игры на прогулке.

Для развития ловкости необходимы более сложные упражнения по координации и условиям проведения: применение необычных исходных положений (бег из ис­ходного положения, стоя на коленях, сидя, лежа); пры­жок из исходного положения, стоя спиной к направле­нию движения; быстрая смена различных положений; изменение скорости или темпа движения, способа его выполнения; использование в упражнениях предметов различной формы, веса, фактуры; выполнение взаимо­согласованных действий несколькими участниками. Мо­гут быть использованы упражнения, в которых дети при­лагают усилия, чтобы сохранить равновесие: кружение на месте, качание на качелях, ходьба на носках и др.

Упражнения для развития силовых способностей де­лятся на две группы: с сопротивлением, которое вызыва­ет вес бросаемых предметов, и выполнение которых за­трудняет вес собственного тела (прыжки, лазание, при­седание). Большое значение имеет количество повторе­ний: небольшое не содействует развитию силы, а чрез­мерно большое может привести к утомлению.

Необходимо также учитывать темп выполнения уп­ражнений: чем он выше, тем меньшее количество раз упражнение должно выполняться. В силовых упражне­ниях предпочтение следует отдавать горизонтальным и наклоненным положениям туловища. Они разгружают сердечно-сосудистую систему и позвоночник, уменьша­ют кровяное давление в момент выполнения упражне­ний. Упражнения с мышечным напряжением целесооб­разно чередовать с упражнениями на расслабление.

Для развития выносливости больше всего подходят упражнения циклического характера (ходьба, бег, прыж­ки, плавание и др.). В выполнении этих упражнений принимает участие большое количество мышечных групп, хорошо чередуются моменты напряжения и расслабле­ния мышц, регулируется темп и продолжительность вы­полнения. Продолжительность беспрерывных движений должна быть около 2 минут — время, на протяжении которого сердечно-сосудистая и дыхательная системы организма активно действуют.

Бег со средней скоростью (2—2,5 м/с) является глав­ным средством воспитания общей выносливости дошкольника. При включении его в занятия нужно увеличивать раз расстояние, которое должны преодолеть дети. Хорошо сочетается продолжительный бег с ходьбой, общеразвивающими упражнениями, лазанием. Вместе с бегом развитию выносливости могут содействовать прыжки через скакалку, подпрыгивание на месте и с продвижением вперед, спортивные упражнения (ходьба на лыжах, плавание, езда на велосипеде), а также подвижные игры, в которых двигательное действие повторяется много раз.

Развивается гибкость с помощью специальных упражнений на растягивание мышц и связок. Пути тренировки гибкости: накопление разнообразных двигательных навыков и умений, совершенствование способностей перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями изменяющейся обстановки. Развитие гибкости связано с развитием мышечной силы.

Упражнения на растягивание выполняются ежедневно. При чередовании упражнений на силу и гибкость не допускается преобладание одного вида движений над другим.

Следовательно, обоснованный выбор содержания и развития физических качеств - важная сторона повышения эффективности физического воспитания.

Особенности развития физических качеств. На про­тяжении дошкольного детства осуществляется беспрерывное развитие физических качеств, о чем свидетельствуют показатели общей физической подготовленности детей. У дошкольников от 5 до 7 лет становая сила увеличивается вдвое: у мальчиков она возрастает с 25 до 52 кг, у девочек - с 20,4 до 43 кг. Улучшаются показатели быстроты. Время бега на 10 м с хода сокращается у мальчиков с 2,5 до 2 с, у девочек - с 2,6 до 2,2 с; с обеганием препятствий - у мальчиков с 7,2 до 5 с, у девочек - с 8 ,5 с (Е.Н.Вавилова).

Изменяются показатели общей выносливости. Величина дистанции, которую преодолевают мальчики, возрастает с 601,3 до 884,3 м, девочки - с 454 до 715,3 м (В.г. Фролов). Вместе с тем ученые утверждают, что максимальные темпы увеличения показателей физических качеств по годам не совпадают. Например, более высокие увеличения показателей быстроты отмечаются в возрасте от 3 до 5 лет, ловкости — от 3 до 4 лет, силовых способностей — от 4 до 5 лет. В возрасте от 5 до 6 лет ужены некоторые замедления развития силовых показателей (Н.А.Ноткина).

Необходимо учитывать это при организации целенаправленной работы по развитию физических качеств дошкольников.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.85.57.0 (0.014 с.)