ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физкультурные занятия строятся по общепринятой схеме.



I. Вводная часть (строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, перестроение для выполнения общеразвивающих упражнений).

II. Основная часть (общеразвивающие упражнения (комплекс); упражнения в основных движениях (2-4); подвижные игры (1—2).

III. Заключительная часть (спокойная ходьба, или игра малой подвижности, или танец).

Но форма записи плана должна отражать общность содержания и вместе с тем дифференцированность дви­гательных заданий, структурное единство и вместе с тем разную длительность одного и того же занятия для раз­ных возрастных подгрупп.

Результативность обучения на физкультурных заня­тиях первого типа определяют три главных фактора:

- подбор упражнений с учетом требований и уровня общей и двигательной подготовленности детей;

- организация детей в каждом виде упражнений;

- дифференцирование нагрузки для каждой возраст­ной подгруппы.

Подбор упражнений. В подборе упражнений воспи­татель руководствуется программными требованиями: перечнем конкретных навыков и общепедагогическими задачами, соответствующими возрасту: формирование интереса к физическим упражнениям и желание зани­маться - у малышей, достижение правильности и точно­сти выполнения заданных упражнений - у детей средне­го возраста, развитие двигательной инициативы и само­стоятельности - у старших дошкольников.

Навыки пространственной ориентировки у малышей очень несовершенны. Поэтому во вводной части занятий не следует планировать сложные перестроения, ходьбу врассыпную с последующим построением в колонну, ходь­бу шеренгой - упражнения, трудные для младших де­тей. Здесь удобны и уместны передвижения в колонне обычным шагом, шагом на носках, с высоким поднима­нием колена, боковыми приставными шагами. Эти спо­собы передвижения подходят и для перемещения врас­сыпную. Разнообразить двигательные действия можно различным положением рук — на поясе, за головой, спи­ной, в стороны.

Все двигательные задания должны быть посильны для малышей и в то же время интересны для старших. Это могут быть образные упражнения. Например, "Сначала пойдем как мышки, а потом - как слонишки..." — ходь­ба на носках в чередовании с жесткой ходьбой на всей ступне; "Ребятки станут медвежатками..." — ходьба обыч­ным шагом в чередовании с ходьбой вперевалочку и т.п.

Интересны и полезны игровые задания, стимулирую­щие проявление различных физических качеств. Напри­мер, хлопки в ладоши на каждый шаг совершенствуют чувство ритма; ходьба в приседе (старшие держат за руку малыша) развивает устойчивое равновесие; "Где твой дружок?" — старшие, двигаясь врассыпную, останавли­ваются, малыши находят своего старшего партнера - приобретают навыки пространственной ориентировки.

Комплексы общеразвиваюпшх упражнений подбира­ются как для выполнения без предметов, так и с предме­тами. Предметы должны быть одного вида, например кубики, ленточки, флажки, мячи. Обручи и палки на занятиях с малышами скорее всего неуместны, так как ими они не владеют, а погремушки не следует использоватъ потому, что они создают психологический дисбаланс старших. Эти предметы можно использовать на занятиях третьего типа, т.е. с одной возрастной подгруппой. Интересны и полезны детям всех возрастов общеразвивающие упражнения на предметах – стульях, скамейках, у предметов - гимнастической стенки, бревна, песочницы. Можно проводить и упражнения в парах - старший ребенок с малышом.

Еще большего внимания требует подбор упражнений в основных движениях. Разница в уровне двигательных умений старших и малышей велика, поэтому в целях рациональной организации и эффективного контроля лучше подбирать для обоих возрастов упражнения одно­го вида, например ползание, упражнение в равновесии, прыжки в длину с места и др. Разумеется, двигательные задания должны отличаться по сложности.

Далеко не каждая подвижная игра может быть ис­пользована на совместном физкультурном занятии. Следует подбирать такие игры, которые можно трансформировать, приспосабливая двигательные задания для обоих трастов. Лучше всего подходят для этого игры с бегом. Не меняя замысла игр, в них можно варьировать протяженность и виды бега. Удобны так же такие игры, в которых играющие делятся на две группы, согласно ролям.

К участию в общих играх малышей следует готовить, а раздельных занятиях или на прогулке воспитатель заучивает с ними игры и игровые упражнения, которые сути своей становятся подводящими к общей игре.

Дети также могут имитировать разные образы. На­пример, дети-гуси, бегают по площадке, щиплют травку, а по сигналу: "Гуси, домой! Волк за горой!" - прячутся в домик. Так обеспечивается их последующее участие в игре "Гуси-гуси". Игровое упражнение «Убегайте от меня» может стать самодеятельной игрой "Карасики и лягуш­ка": дети-карасики плавают в пруду, лягушка громко квакает, карасики уплывают и прячутся за камешки-кубики, расставленные по кругу (пруд). Это подготавли­вает малышей к участию а игре "Караси и щука".

Организация детей. Продуманная организация де­тей в каждом виде упражнений - важное условие, обеспечивающее высокую моторную плотность занятия. Вос­питатель разновозрастной группы во многом опирается на умения старших детей, их подготовленность.

Во вводной части занятия дети строятся в колонку или шеренгу, впереди - старшие. Можно строиться в колонну парами - малыш со старшим ребенком. В таком случае младшие стоят слева. Соответственно, при пост­роении в две шеренга младшие дети стоят в первой ше­ренге, значит, во вводной ходьбе старшие будут идти по внешнему кругу.

На общеразвивающие упражнения дети строятся в раздельные звенья, например два звена старших и одно малышей или наоборот. Последний по порядку старший ребенок выводит вперед младшее звено, а затем стано­вится в конец старшего звена.

Выбор способа организации детей при выполнении основных движений (фронтальный, групповой, индиви­дуальный) зависит от конкретных педагогических задач, вида и технической сложности упражнений, подготов­ленности к ним детей, наличия оборудования.

При фронтальном способе организации, дети выпол­няют упражнения одного вида (как и в одновозрастной группе), но сложность их различна для каждой подгруп­пы. При этом дети размещаются так, чтобы воспитатель мог непосредственно помогать малышам. Например, уп­ражнение в равновесии - ходьба по скамейке: длина 4 м, высота 30-40 см - для старших; длина 2 м, высота 20-25 см - для младших.

При групповом способе организации детей делят на подгруппы (2-3), каждая из которых выполняет свое задание. Но если в одновозрастной группе подгруппы через некоторое время меняются местами, то в разновозрастной группе этого не происходит. Малыши составляют первую подгруппу, которая действует под непосред­ственным руководством воспитателя. Подгруппа (2-я и 3-я) старших детей выполняет упражнения относителъно самостоятельно. Иначе говоря, контроль со стороны воспитателя за старшими детьми преимущественно визуальный. Поэтому упражнения должны быть знакомы детям и не требовать страховки. Важно, чтобы они имели характер конкретных заданий и способствовали формированию у ребят умения планировать и оценивать свои действия.

Время от времени воспитатель останавливает всех детей для того, чтобы оценить выполнение, подсказать лучший способ действия, подкорректировать размещение детей, сообщить новое задание и т.д.

Во второй половине года можно и малышам предлагать для самостоятельного выполнения отдельные упражнения игрового типа. Например, пока воспитатель рабо­тает со старшими детьми, младшие скачут на палочке верхом.

Применение индивидуального способа организации имеет различные мотивы (доучивание, корректирование, выполнение более сложного задания отдельными детьми) и согласуется с фронтальной и групповой организацией.

Очень важно при любом способе организации обеспе­чить возможно большую повторность основных движений упражнения, не нарушая при этом установленного регламента занятия. Именно от повторности действий зависит скорость образования и прочность двигательных навыков. Поэтому порядок выполнения упражнений (од­новременно, поочередно, поточно) должен быть целесо­образным в каждом конкретном случае. Так, упражне­ния с мячами — подбрасывание и ловля (или без ловли у малышей на первом этапе обучения), ведение мяча на месте и с продвижением и т.п. - всегда выполняются одновременно, мяч должен быть у каждого ребенка. Уп­ражнения, требующие страховки, например прыжки с разбега, выполняются поочередно: следующий разбе­гается после того, как предыдущий приземлился. Аналогично прыгать в длину с места могут также пооче­редно по 3-5 ребят, метать в цель можно поочередно по 1/2 группы (или подгруппы). Но спрыгивать со скамейки могут сразу по 3-4 ребенка.

Упражнения, характеризующиеся длительностью действия, например разные виды ползания, как правило, выполняются поточно, особенно на этапе разу­чивания. Например, четверка за четвёркой (пятерка, шестерка) детей ползут вдоль зала, воспитатель, пере мешаясь в нужном направлении, корректирует их действия. Но на этапе закрепления и совершенствования эти же упражнения могут выполняться одновременно дети размещаются у длинной стены, чтобы ползти поперек зала. В таком случае в отведенное время повторить упражнение можно большее число раз. К тому после активного выпрямления (потягивания, под­рыгивания, прогибания) у противоположной стены дети могут возвращаться назад другим движением - прыжками на одной или двух ногах, бегом спиной вперед, шагом с закрытыми глазами, кружась волчком, танцевальными шагами и др.

В организации подвижных игр возможны два варианта.

1. Подвижная игра на объединенном занятии может быть для каждой подгруппы своя. Воспитатель начинает играть с малышами, сделав соответствующие распоряжения старшим, которые переходят к самостоятельному выполнению второго (третьего) упражнения в основных движениях. После игры и непродолжительной заключительной ходьбы или игрового задания «Пройди тише», "Поиграй с тем, что найдешь" и т.д. малыши уходят, физкультурное занятие для них за­канчивается. Старшие, завершившие к этому времени выполнение упражнений в основных движениях, под руководством воспитателя играют в игру, соответству­ющую их возрасту.

В заключение занятия - танец, или игра-забава, или спокойная ходьба в зависимости от физической, психической и эмоциональной нагрузки предшествующих упражнений.

2. Подвижная игра может быть общей для старших и младших. В таком случае после двух-трех проигрываний малышей отпускают, со старшими продолжают играть. Если игра хорошо знакома детям, можно ее усложнить, например увеличить число ловишек, ввести выручалочки и др. Но можно поиграть в другую игру, специфичную для старших детей, например эстафету.

Дифференцирование нагрузки. В программе обучения воспитания в детском саду определены длительность для каждой возрастной группы, количество упражнений, их повторность. Это - основные компоненты, определяющие физическую нагрузку. Кроме того, физическая нагрузка зависит от характера игр и упражнений, их технической сложности, подготовленности детей и их эмоционального состояния, условий проведения и др.

Перед воспитателем разновозрастной группы постоянно стоит непростая проблема дифференцирования нагрузки. В самом общем виде она состоит в том, чтобы сделать доступным для детей разных возрастов одни и те же уп­ражнения на совместных физкультурных занятиях.

Решение ее тоже в самом общем виде выглядит так: визуально одинаковые и похожие упражнения должны отличаться техническими характеристиками, плотностью и протяженностью действий.

Некоторые конкретные результаты вытекают уже из подбора упражнений и правил организации, рассмотрен­ных выше. Итак, во вводной части занятия дети могут двигаться колонной по одному, колонной по два - ма­лыш со старшим ребенком, врассыпную. Воспитатель следит за осанкой, техникой движений, размещением детей на площадке и выполнением заданий во время ходь­бы и бега. Задания приучают детей контролировать свои действия, и потому их учебный эффект рассчитан глав­ным образом на старших детей.

Однако психологический и эмоциональный микрокли­мат, который создают задания, должен объединять всех детей, помогать и малышам включиться в работу. На­пример: "Сначала пойдем за большими, а когда ударю громко в бубен или когда скажу: "Оп!, - пойдем за ма­ленькими..." — шаг у малышей короче, и потому стар­шие дети в обратном направлении идут на носках, или приставным шагом - пятка к носку. Малышей это сби­вает, так как они смотрят вперед.

Общую колонну можно построить так, чтобы дети из­начально двигались по кругу в противоположных направ­лениях: старшие - по часовой стрелке, малыши - про­тив. Встретившись, дети разворачиваются на 180° и про­должают движение до новой встречи. Кроме того, стар­шие могут идти гимнастическим шагом, а малыши - обычной ходьбой.

Удобна, психологически оправдана и эмоционально благоприятна вводная ходьба в колонне парами. Стар­шие дети движутся по внешнему кругу, что увеличивает расстояние и дает возможность маневрировать при вы­полнении заданий. Например, по сигналу старшие вы­полняют подскоки на месте или с поворотом вокруг себя, малыши хлопают в ладоши; старшие идут в приседе или вокруг малыша, держась за его руку; старшие идут спи­ной вперед в обратном направлении, младшие продолжают идти вперед до встречи со своим старшим партнером; младшие бегут врассыпную, старшие бегут колонной по краю площадки и т.д.

Продолжительность бега для старших на совместном занятии уменьшается, так как надо учитывать возможности малышей. Зато можно увеличить его интенсивность, чередуя обычный бег, например, и бег с высоко поднятыми коленями.

Пять общеразвивающих упражнений составляют ком­плекс. Они должны быть похожими и по характеру дви­гательных действий и по структуре, но различными по технической сложности. Например, старшие, поднимая руки вверх, поднимаются на носки, младшие нет; стар­шие, сидя на полу, поднимают прямые ноги, оттягивая носки, малыши поднимают ноги, как умеют; старшие приседают, держа спину прямо, для чего необходимо поднять пятки от пола и широко развести колени, младшие приседают, как получается, и т.п.

Конечно, в данном случае в какой-то мере форсирует­ся использование счета как приема руководства общеразвивающими упражнениями, который логичен в стар­ших группах и преждевременен в одновозрастных млад­ших группах. Но это следует делать, чтобы не тормозить появление у старших детей умений выполнять упражне­ния четко и одновременно. Зато и проговаривание воспи­татель использует чаще, чем в одновозрастной старшей группе, чтобы помогать малышам. Слова должны вписы­ваться в темп и ритм упражнений.

Упражнения в основных движениях при фронтальной организации детей, как правило, одного вида, однако, отличаются не только количественными характеристи­ками, но и способом выполнения. Например, малыши идут по короткой и низкой скамейке обычным шагом в то время как старшие - по высокой и длинной скамейке на носках или приставными шагами, прыжками на двух или одной ноге, спиной вперед, танцевальным шагом и др. Старшие могут идти я обычным шагом, но по опор­ному брусу перевернутой скамейки (ширина 10 см).

Еще один важный резерв уплотнения нагрузки зак­лючается в том, что темп выполнения движении старши­ми детьми, естественно, более высок. Они успевают про­делать несколько движений за то время, пока малыши делают одно. Поэтому следует широко использовать ком­бинированные задания, состоящие из 2-4 разновидностей движений, по принципу "дорожки препятствий".

Таким образом, и старшие, и младшие дошкольники участвуют в одной и той же игре, в разных движениях, предусмотренных программой для каждого возраста.





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.232.133.141 (0.012 с.)