ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ВФ ребенка первого года жизни.



ФВ ребенка раннего возраста.

Гимнастика

От греч (гимнос, обнаженный) – система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений направленных на решение задач всестороннего развития и оздоровления ребенка.

- Предполагает оздоровление и всестороннюю подготовленность ребенка к разнообразной деятельности;

- способствует воспитанию жизненно важных двигательных навыков, а также придает движениям красоту, грациозную точность, обеспечивает развитие психофизических качеств: ловкость, быстроту, силу, гибкость, формирует волю, характер, дисциплину;

- специфические задания гимнастики являются формирователями правильной осанки, коррекции различных деформаций тела, воспитание умений владеть им;

- гимнастика является важным методом физического воспитания;

- содержит средства для решения воспитательных и образовательных задач, повышает эмоциональный тонус, воспитывает эстетический вкус, ритмичность и выразительность движений.

Виды гимнастики и их характеристика.

В детском саду гимнастика включает строевые, общеразвивающие упражнения, а также основные виды дви­жений (ходьба, бег, метание, прыжки, лазание).

Общеразвивающая:

1. Основная гимнастика направлена на укрепление здоровья, общей физической подготовки, закаливание организма, воспитание правильной осанки, укрепление внутренних органов и их систем. Необходимо избирательно подобрать упражнения влияющие на развитие любых групп мышц, суставов, органов и их систем. Важна точная дозировка нагрузок, которые определятся характером упражнений, темпом их выполнения и числом движений, особенностью исходных положений.

2. Гигиеническая гимнастика направлена на укрепление здоровья, воспитания правильной осанки, совершенствование функциональных систем организма. Ср-ва: общеразвивающие упражнения в сочетании с водными процедурами и массаж, самомассаж.

Гимнастика со спортивной направленностью:

Цель: повышение общей физической подготовленности человека (только элементы).

1. Художественная гимнастика. Связь с музыкой и элементами танца. Эмоциональная выразительность движений, их красота и грациозность, что способствует эстетическому воспитанию. Упражнения художественной гимнастики координируют движения. Выполняются с разнообразной скоростью и различным напряжением мышц. Используются художественные движения – система физических упражнений, преимущественно танцев, которые отличаются ритмичностью, пластичностью, выразительностью, утонченностью движений в них, включаются шаги, повороты, вращения прыжки.

2. Атлетическая – акробатика 9только подвижные элементы)

3. Ритмическая – система физических упражнений выполняемых под музыку. Включается в утреннюю гимнастику (основную часть занятия)

Прикладная или лечебная гимнастика

Цель:направлена на восстановление здоровья, улучшение НС, повышение тонуса организма, снятие отрицательных эмоций, улучшение телосложения и осанки.

 

Основная гимнастика в системе физического воспитания детей дошкольного возраста. Содержание основной гимнастики.

Основная гимнастика направлена на укрепление здоровья, общей физической подготовки, закаливание организма, воспитание правильной осанки, укрепление внутренних органов и их систем. Необходимо избирательно подобрать упражнения влияющие на развитие любых групп мышц, суставов, органов и их систем. Важна точная дозировка нагрузок, которые определятся характером упражнений, темпом их выполнения и числом движений, особенностью исходных положений.

Включат в себя строевые упражнения, общеразвивающие и основные движения.

Основные движения:

Циклические

ходьба младший возраст (на носках, на пятках, на наружных и внутренних краях стопы, крадучись (на полусогнутых), босиком по ребристой доске, захват пальцем доску, с фиксированным перекатом с пятки на носок); старший возраст (с быстрым подниманием бедра, ходьба скрестным шагом (ловкость), приставным шагом;

- бег– (на носках, с высоким подниманием колен, высоким подниманием бедра, с заданиями, по сигналу, между предметом и т.д., челночный бег, наперегонки, врассыпную, с увертыванием и ловлей, на дальность и .тд.).

Ациклические

- ползанье(на четвереньках, на доске при горизонтальном положении, по наклонной доске, по скамейке, бревну, проползание под шнур, под воротца, переползание через бревно, скамейку);

- лазанье(подлезание, перелезание, налезание на горизонтальную и наклонную плоскость, пол, скамейку, лазанье и ползанье по наклонной стенке, по вертикальной стенке, вверх по лестнице);

- прыжки(прыжки в длину с места, с разбега, в высоту с места, с разбега);

- бросание(правой, левой, двумя руками, вправо, влево, вверх, в горизонтальную или вертикальную цель);

- метание(из-за спины, ч-з плечо, прямой рукой, сверху, снизу, сбоку).

 

Метание

Метание — технически сложное движение, выполне­ние которого требует проявления многих физических качеств - ловкости, согласованности действий рук, туло­вища и ног, глазомера, равновесия, навыков простран­ственной ориентировки, а также соответствующей реак­ции мелкой мускулатуры.

По технической характеристике упражнения этого вида делятся на собственно метание и подготавливаю­щие к метанию — катание, подбрасывание мяча с ловлей и без ловли, перебрасывание с ловлей и без ловли мячей, шаров, мешочков с песком, обручей, а также природного материала — шишек, каштанов, прутиков, палочек, снеж­ков и др.

Каждое подготавливающее к метанию упражнение имеет и самостоятельное значение для формирования двигательных навыков. К тому же все они привлекают детей своим динамизмом, эмоциональностью, возможно­стью бесконечно придумывать собственные варианты движений. Нет игрушки более интересной, чем мяч! Мяч ассоциируется с игрой. Не случайно каждое действие с мячом в быту называют игрой. Это и определяет выбору методов и приемов руководства. Дети играют в мяч в любое свободное время, а также в организованных фор­мах работы — на физкультурных занятиях, утренней гим­настике, в разных формах активного отдыха.

Каждое упражнение способствует появлению специ­фических навыков, которые потом аккумулируются в метании.

Катание мячейи других предметов с горки (пассивное действие), друг другу, прокатывание между предметами (в воротца), по дорожке, по начерченной линия, доске, по скамейке и другие предусмотрено программой; для всех возрастных групп. Сложность игровых заданий зависит от конкретных педагогических задач, величины мяча (диаметр малого мяча – 3 - 8 см, среднего – 10 - 18 большого — от 20 см и больше), расстояния до ориентира и других количественных параметров, а также от способов действия (техники), положения тела (сидя на полу, стоя в наклоне, из приседа, в стойке на одном колене, отставив другую ногу в сторону, стоя на двух коленях).

При разучивании упражнений, предполагающих показ, размещать детей надо так, чтобы они видели результат действия. Например, для катания мяча друг другу младшей группе дети усаживаются в две шеренги, лицом друг к другу попарно. Можно предложить мальчикам взять мячи и сесть на удобном расстоянии друг друга вдоль начерченной линии. Девочки сядут напротив. Воспитатель, показывая упражнение, прокатывает мяч по образовавшемуся коридору.

После показа, в котором акцентируются три момента как держать мяч (ладошки охватывают лежащий на полу мяч снизу - сзади, пальцы широко расставлены), как при­целиться (посмотреть в воротца, образованные широко расставленными ногами партнера), как энергично оттол­кнуть мяч (не подбрасывая, чтобы он катился, а не пры­гал), - дети начинают катать мячи друг другу. Целесооб­разно один - два раза выполнить движение в общем рит­ме, подчиняясь указаниям воспитателя: "Приготовить­ся, прицелиться, покатили..." Затем дети катают мячи произвольно. Воспитатель ходит вдоль шеренги сидящих, корректирует действия отдельных детей или конкретной пары, не останавливая и не прерывая остальных.

Аналогично организуется катание (из других исходных положений) во всех возрастных группах. Но всякий раз акцентируются отдельные принципиальные момен­ты. Например, в катании из наклона или приседа, оттол­кнув мяч, ребенок должен выпрямиться: "...Посмотри, ровно ли (быстро ли) катится мяч..." Подтекст этой "пе­дагогической хитрости" заключает контроль за дыхани­ем: наклон (присед) - выдох, выпрямление - вдох.

В катании с попаданием в цель (преимущественно в старших группах) — в кубики или кеглю у противопо­ложной стены, в фигурку в конце дорожки или скамей­ки, в катящийся навстречу мяч, в подвижную цель напе­ререз - удобнее всего стоять на одном колене, отставив в сторону вторую ногу. Нужно подсказывать и помогать детям: носок опорной ноги надо выпрямить; нога, отстав­ленная в сторону, должна опираться на всю студию — такое положение будет устойчивым и снимет излишнее мышечное напряжение.

При подбрасывании мячав младшей группе ха­рактерны "чистые" броски - подбрасывание двумя руками без ловли, подбрасывание и ловля после отскока пола, подбрасывание двумя руками с ловлей, подбрасывание одной рукой и ловля двумя. Для обеспечения нужного результата во всех упражнениях надо смотреть на мяч.

Самым характерным упражнением для средней является выполнение несложного движения между броском и ловлей: хлопнуть в ладоши, дотронуться до коленей, скрестить руки на груди, развернуть ладошки и др.

Задания для старшей группы должны активно стимулировать проявление разных физических качеств — ловкости, точности, быстроты, чувства ритма и др. Например, подбрасывание мячей и других предметов из разных положений — сидя "по-турецки", стоя на коленях; с выполнением разных дополнительных движений перед ловлей: хлопнуть в ладоши несколько раз (кто больше), поймать мяч в приседе, после поворота на 360°, выпря­мившись после приседания и др. По мере освоения дви­жений, подбрасывание можно выполнять одной рукой - и правой и левой.

При броске мяча об пол и ловле самым важным и по­нятным детям критерием качества является следующий: чем сильнее бросок, тем выше подскочит мяч. Стимули­рующие ориентиры различны: выше головы, выше натя­нутой веревочки, выше волейбольной сетки, выше стол­бика, до потолка на веранде и т.д. Варьирование и ус­ложнение упражнений аналогичны предыдущему виду упражнений: в младших группах — "чистые" броски, в средней и старшей - с промежуточным движением меж­ду броском и ловлей. Кроме того, в средней и, особенно, в старшей группах очень интересны требующие точности приемы ловли мяча на открытую ладошку: когда мяч после отскока начинает падать вниз, надо подставить под него ладошку. Можно ловить то правой, то левой рукой. Позже можно бросать мяч одной рукой, ловить другой, первоначально с паузами, а затем — слитно, поворачивая ладошку, удерживающую мяч, кверху.

Перебрасывание и ловля мячатребуют дифференци­рованных действий: захвата мяча, силы замаха, согласо­вания со способами бросания (снизу, от груди, от плеча, сбоку, сзади). При разучивании этих движений целесо­образно обращать внимание детей на фазы: приготовить­ся, прицелиться, бросить... В игровых заданиях движе­ния выполняются слитно.

Особенно важно дифференцировать движения в младших группах. Разместив детей, воспитатель с од­ним из них показывает задание. Известно, что труд­нее поймать мяч, чем бросить. Поэтому первое дей­ствие - бросок - совершает ребенок. Воспитатель де­монстративно ловит мяч на подлете, предварительно вытянув руки вперед. Выполнить трудное программ­ное требование "ловить мяч, не прижимая его к гру­ди" можно, выпрямив вперед руки и широко расста­вив пальцы. "Посмотрите еще раз и послушайте, как я ловлю мяч..." В ответном броске можно приблизить­ся к ребенку, по существу вкладывая мяч в его вытя­нутые вперед ладошки и приговаривая "оп!".

После двух-трех показов упражнение выполняют дети. Полезно также, чтобы несколько раз дети выполняли действия одновременно по подсказке воспитателя, а за­тем пусть бросают и ловят мяч в удобном для них ритме. Важно предупредить их, что нельзя переступать черту, перед которой они стоят. И это расстояние от занятия к занятию постепенно нужно увеличивать, что будет сти­мулировать более энергичные и целенаправленные дей­ствия ребят.

Младшие дети любят выполнять прицельные броски, а старших привлекают «обманные» движения, которые вынуждают ловящего сделать выпад вперед или в сторо­ну, подбежать, подскочить, присесть, наклониться и др. Поэтому дети должны постепенно освоить разные спосо­бы перебрасывания: снизу, двумя руками от груди, од­ной и двумя руками (в зависимости от размера мяча) от плеча, двумя, и одной рукой сверху. Результативность этих трудных, но интересных упражнений зависит от умений воспитателя создать соответствующий эмоцио­нальный микроклимат.

Ведение мяча на месте и в движениитрадиционно осваивается со средней группой. Но опыт показывает, что начинать эту работу можно и значительно раньше, тем более, что мячи разных размеров постоянно находятся в свободном пользовании детей.

Наблюдая за детьми, воспитатель подсказывает им наиболее рациональный способ действия. В частности, ударять по мячу нужно тогда, когда он летит от пола вверх, встречать его раскрытой ладошкой, а не догонять; на мяч нужно сильнее давить, а не шлепать по нему, тогда он будет подпрыгивать выше.

Взрослый советует дошкольникам учиться отбивать мяч и правой и левой рукой, стоя на месте и продвига­ясь вперед, поворачиваясь вокруг, не выпуская мяч из круга, обводя предметы и т.д. В старшей группе нужно учить ребят вести мяч не только перед собой, но и рядом, что подводит к баскетбольной технике ве­дения мяча.

Все названные упражнения, каждое по-своему, фор­мируют «чувство мяча» и приобрели название "школ мяча". В сравнении-с собственно метанием они считают­ся простыми, потому, что выполняются преимуществен­но рукой под контролем зрения.

Метание вдаль и метание в цель. Цель бывает горизонтальная и вертикальная. В качестве цели для мета­ния используют разные предметы - обручи, ящики, кор­зины, щиты с нарисованными на них кругами, большие мячи, ствол дерева, снежные постройки и др. Горизон­тальная цель размещается на плоскости, вертикальная на разной высоте.

В зависимости от внешнего вида, величины цели, рас­стояния до нее, а также от размера, веса и других ка­честв предмета, который бросают, выбирается его метания: прямой рукой снизу, от себя, сбоку из низкой стойки, сбоку из высокой стойки, от груди двумя рука­ми, от плеча, сверху прямой рукой, из-за спины через плечо (упрощенный круговой замах).

Каждое упражнение в метании - поступательное дви­жение, в котором различают четыре фазы: подготовитель­ную, прицеливание, замах, бросок.

Метание в горизонтальную цель прямой рукой снизувыполняется так:

приготовиться - взять мешочек с песком в пальцы, развернуть ладонь кверху, выставить вперед к линии противоположную ногу;

прицелиться — глядя на цель, вынести вперед руку, слегка наклонившись и согнув выставленную вперед; ногу;

замахнуться - глядя на цель, руку с мешочком отвести вниз - назад, сильно наклоняясь и сгибая ноги;

бросить - резко выпрямиться, сделать бросок, подав­шись вперед, но сохраняя равновесие.

Метаете прямой рукой сбоку из высокой стойкии пользуется для метания в вертикальную цель на уровне глаз и ниже:

приготовиться — стать боком к цели, ноги на ширине плеч, правая рука с мешочком вдоль туловища, пальцы охватывают мешочек сбоку;

прицелиться — развернуть туловище влево, выпрямить руку в сторону цели;

замахнуться — разворачивая туловище вправо и от­клоняясь, отвести руку в сторону - назад мешочком квер­ху, смотреть на цель;

бросить — резко повернувшись влево и вынося влево - вперед прямую руку, сделать бросок.

Метание прямой рукой сбоку из низкой стойкивы­полняется в принципе также, но в фазе прицеливания метающий сильно наклоняется, почти касаясь грудью левого (если метает правой рукой) бедра. Используется этот способ для метания в горизонтальную цель, для бро­сания камешков по воде, чтобы они прыгали по ее повер­хности и др.

Метание способом от себяиспользуется в игровых упражнениях типа "кольцеброс", в игре "классы":

приготовиться — обхватив мешочек пальцами, согнуть руку перед собой на уровне пояса, выставить вперед од­ноименную ногу;

прицелиться - вытянув руку вперед, наклониться, сгибая стоящую впереди ногу, смотреть на цель;

замахнуться — слегка отклоняясь назад, привести согнутую руку в положение на уровне пояса, смотреть на цель;

бросить - резко выпрямиться, раскрывая руку в брос­ке, удерживая равновесие.

Метание способом от плеча в вертикальную цель на уровне глаз и выше:

приготовиться - согнуть руку к плечу, держа мешо­чек в пальцах развернутой вперед ладошки, выставить вперед противоположную ногу;

прицелиться - вытягивая руку в направлении цели, податься вперед, смотреть на цель;

замахнуться — слегка отклоняясь назад, привести согнутую руку в положение на уровне пояса, смотреть на цель;

бросить - резко податься вперед, выпрямляя в брос­ке руку и удерживая равновесие.

Метание способом двумя руками от груди предпола­гает манипуляцию большим мячом и отличается техни­ческими нюансами в каждой фазе в зависимости от размещения цели - впереди (стоящему напротив) или вверху (в кольцо или через веревку):

приготовиться - держа мяч сбоку - сзади на уровне груди, локти направить вниз, поставить одну ногу впе­ред (или на ширине плеч при метании вперед-вверх);

прицелиться — податься вперед, слегка выпрямляя руки (или посмотреть на цель, не меняя положения рук), смотреть на цель;

замахнуться - сгибая руки, отклониться и слегка присесть (или значительно присесть), смотреть на цель;

бросить - резко податься вперед, выпрямляя ноги в руки в броске (или резко выпрямив ноги, потянуться вверх), удерживать равновесие.

В метании вдальнадо учить детей бросать как можно дальше и по возможности прямо. Поэтому конкретный ориентир необходим. Дальность полета зависит от силы и амплитуды замаха. Движения должны быть свободные, энергичные, размашистые, обеспечивающие высокую траекторию полета. Наиболее доступным является спо­соб прямой рукой сверху:

приготовиться - поднять прямую руку с мешочком вверх, выставив вперед противоположную ногу, смотрел вперед;

прицелиться - податься вперед всем корпусом, пере нося тяжесть тела на впереди стоящую ногу;

замахнуться — отклониться назад, разворачиваясь вправо и выпрямляя или даже приподнимая левую ногу;

бросить — правую ногу толчком выпрямить, подаваясь вперед и перенося тяжесть тела на левую ногу, руку) пронести около головы и резким рывком кистью послан мешочек вперед-вверх, ноги менять местами перескоком что обеспечивает равновесие.

По мере освоения этого способа действия можно усложнить детали. Например, в подготовительной фазе рука с мешочком опущена вниз, в прицеливании выносится вперед, в замахе — вверх - назад. Движение в целом получается более энергичным, что сказывается на дальности полета, чем привлекает, в частности, мальчиков.

Наибольшую дальность полета обеспечивает способ из-за спины, через плечо(упрощенный круговой замах, применяемый в физкультуре для взрослых в метании гранаты). Овладение им представляет некоторые трудности. Поэтому в подводящих упражнениях надо использовать ориентиры, расположенные выше вытянутой вверх руки ребенка. Наилучшие условия для таких упражнений — природное окружение:

приготовиться — стать боком (левым при метании правой рукой) или вполоборота в сторону метания, ноги на ширине плеч, руки опущены;

прицелиться — вытянуть руку с мешочком в сторону метания, повернуть туловище;

замахнуться — отвести прямую руку вниз – назад - вверх с одновременным поворотом туловища и естественным сгибанием ног;

бросить - туловище и ноги выпрямить вверх - вперед, вынося почти прямую руку вверх - вперед, резко выбро­сить мешочек кистью.

В целях гармоничного развития надо учить детей ме­тать и правой и левой рукой.

Приведенные способы метания описаны несколько упрощенно, в частности, действия левой рукой. Законо­мерные движения по принципу перекрестной координа­ции обусловливают соответствующие действия левой руки и левой ноги. Попытка объяснить их детям усложняет инструкцию.

Ползание и лазание

Ползание и лазание предназначены для преодоления препятствий в опоре на руки и ноги. Поэтому в упражнениях данного вида наравне с крупной мускулатурой развивается и совершенствуется мелкая мускулатура рук и ног.

Ползание - это движение по плоскости.

Лазание связано с использованием предметов: в усло­виях физкультурного зала - это гимнастическая стенка, разные лестницы, (установленные вертикально, горизон­тально, наклонно), шест, канат; в естественных услови­ях - деревья, склон овражка, канавка, пригорок и др.

В зависимости от практической задачи и характера двигательных действий упражнения делятся на перелезание, пролезание, подлезание и др.

В соответствии с двигательной задачей подбирается способ движения. Для ползания - на четвереньках, в опоре на предплечья, по-медвежьи, по-пластунски. Для лазания по гимнастической стенке - приставной шаг, переменный шаг и его разновидности (разноименный и одноименный способы).

Ползание - привычный для детей способ перемеще­ния в пространстве, к которому они прибегают естествен­но, когда играют с игрушками на полу, или сознательно, когда изображают животных в сюжетно-ролевых играх.

Обучение ползанию - это, по сути дела, корректиров­ка привычных движений с целью научить детей более рациональными способами использовать их в зависимости от ситуации.

От способа движения зависит сложность упражне­ния. Вообще, каждое упражнение в ползании и лаза­нии — довольно сложное действие, потому что тело человека находится в непрочном для него положении. К тому же подавляющее большинство упражнений ха­рактеризуется длительностью действий. Поэтому уп­ражнения должны заканчиваться Движением, которое снимает или снижает утомление. Так, ползание долж­но смениться активным выпрямлением, которое харак­теризуется, в частности, прогибанием в поясничной части и соответствующим напряжением скелетных мышц. Нужно лишь поднять голову и посмотреть на вытянутые вверх руки. Можно предложить малышу поднять вверх игрушку, до которой он дополз. Стар­шему дошкольнику будет интересно подпрыгнуть с хлопком в ладоши над головой. Педагог должен обя­зательно предусмотреть интересные в полезные дви­жения, которые станут логичным и эффективным за­вершением упражнения в ползании. По ходу выполнения детьми упражнения в ползании воспитатель должен следить за положением их рук, ног, спины.

При ползании в положении стоя на четвереньках дети должны опираться на всю ладонь, пальцы — широко рас­ставлены и направлены вперед. В таком положении на­грузка распределяется равномерно на все части ладошки, которая, как известно, еще продолжает формироваться.

"Станьте на коленочки..." - говорят детям. Для вос­питателя это означает, что вся голень, от колена до носка, должна лежать на поду. Если кто-то из детей упира­ется носком в пол, надо подойти к нему, прикоснуться, прижать подъем ноги к полу, дать ребенку почувство­вать удобное положение.

Для того чтобы мышцы спины находились в рабочем состоянии, детям советуют поднять голову и смотреть вперед - на игрушки, к которым они ползут, поверх скамейки, через которую предстоит перелезть, и другие привлекательные ориентиры на финише.

Во время перемещения ноги нужно подтягивать, а не шагать на коленочках, что и делают малыши, торопясь скорее взять игрушку. Поэтому на первых порах надо организовать ползание по ковру, по дорожке из плотной текстильной ткани.

Для подлезания под препятствия используется опора на предплечья. Воспитатель говорит: "Поставьте рука на локти..." - это значит, что руки от кончиков пальцев до локтей, должны лежать на полу; положение ног, как и в предыдущем способе, удобное - носки выпрямлены; спина прогибается, потому что голова приподнята. Очень интересно, например, таким способом перемещаться на противоположную сторону шеренгами навстречу одна другой. Применяется эта техника также в комбинированных двигательных заданиях, когда надо сменить способ действия, например ползание на четвереньках с подлезанием под стул (веревочку - кустик) в опоре на предплечья.

Ползание по-медвежьи не случайно называют ходьбой, потому что и руками и ногами нужно шагать, но из-за опоры на четыре точки этот способ движения относят к ползанию. Опора осуществляется на всю ладонь и на всю ступню, для чего ноги надо ставить шире туловища, слегка сгибая колени. "Медведь" идет вперевалочку, т.е. шаги делаются одноименной ногой и рукой.

Преодолевать низкие препятствия можно лежа на животе (например, подлезать под скамейку). Основная нагрузка приходится в этом способе на руки: опираясь на ладошки, дети подтягивают туловище. Специальный инструктаж по технике выполнения здесь не требуется.

Ползание на животе является подводящим к полза­нию по-пластунски, требующему конкретной техники и по-настоящему доступному лишь старшим детям. Лежа на животе, нужно вытянуть вперед слегка согнутую в локте руку и положить ладошкой вниз; противополож­ную ногу согнуть и положить плоско, чтоб ею можно было упираться в пол при отталкивании.

Вторая согнутая в локте рука упирается в пол рядом с туловищем, противоположная ей нога выпрямлена. Ту­ловище слегка развернуто в сторону вытянутой руки. Голова опускается как можно ниже. Опираясь на руки и одновременно отталкиваясь согнутой ногой, нужно под­тянуть туловище. Движение цикличное, т.е. в следую­щий момент все действия совершают другая нога и рука.

В природных условиях дети используют способы дей­ствия, которые подсказывают обстоятельства: высокое препятствие, например лежащий ствол дерева, можно пре­одолеть перекатом, навалившись на него животом пря­мо или боком.

Поскольку все упражнения в ползании характеризу­ются длительностью действия, необходимо так продумать организацию их выполнения, чтобы ребятам не пришлось долго ждать своей очереди. Дети могут ползти все одно­временно поперек зала или, как уже говорилось, шерен­гами навстречу. Можно организовать ползание подгруп­пами. Например, когда первая подгруппа достигает про­тивоположной стены, вторая подгруппа приступает к выполнению этого действия, а ребята из первой подгруп­пы возвращаются на исходную позицию легким бегом, прыжками на одной или двух ногах, приставными шага­ми прямо или боком, танцевальным шагом и др.

Ползание можно выполнять и поточно: друг за дру­гом по кругу или линейно, четверка за четверкой (пятер­ка, шестерка). По кругу можно расставить разные пре­пятствия, которые дети преодолевают по-разному в зави­симости от высоты - на предплечьях, лежа на животе, спине, боку. Способы преодоления можно запрограмми­ровать, а можно представить детям право выбора, под­сказывая лишь, что следующее препятствие надо пре­одолеть по-другому.

Как можно чаще следует давать детям возможность применять разные способы ползания в естественных ус­ловиях - на лугу, в парке, на пляже и др.

Ползание на четвереньках, в опоре на предплечья, по-медвежьи, лежа на животе или спине, сидя на голенях можно выполнять и на уменьшенной и на повышенной опоре, например на скамейке. Во всех этих вариантах надо следить за тем, чтобы дети держались за скамейку хватом - большой палец должен лежать на поверхности скамейки, а другие - снизу. Это необходимая мера безо­пасности: ведь дети смотрят вперед, подняв голову.

Лазание выполняется по лежащей на полу или при­ставленной к гимнастической стенке лестнице, по лесен­ке-стремянке, по гимнастической стенке. Используется для лазания и нестандартное оборудование, особенно на участке - заборчики, горки; в старших группах приме­няются канаты, шесты, веревочные лестницы.

Не всегда для обучения этим нужным и полезным действиям воспитатель может использовать непосредственный показ, так как оборудование, за исключением дартной гимнастической стенки, рассчитано на детей. Упражнение зачастую показывает подготовленный ребенок, действия которого комментирует воспитатель. Часто, особенно в начале обучения, используется поэтапное объяснение: воспитатель называет действие, дети (небольшая подгруппа) воспроизводят его, взрослый при необходимости тут же исправляет. Затем выполняется следующее действие.

В начале обучения в младшей группе надо дать воз­можность детям влезать на пособия и спускаться произ­вольно, как кто хочет. Необходимо обеспечить страхов­ку: ограничить высоту, подложить маты. Дети должны упражняться в лазании обязательно в присутствии питателя.

Обучение следует начинать индивидуально в удобное время вне занятий (на прогулке, утром).

Общие правила: при лазании вверх первое действие выполняется руками, а затем уже ногами; при спуске - наоборот, ребенок должен смотреть на руки, ноги повторя­ют движения рук; держаться за рейку следует хватом - большой палец - снизу; ногу ставать на рейку дети должны серединой ступни, а не на носок.

Самый простой способ лазания - приставной шаг. С него начинается работа в младшей группе. Обращаясь к малышам, воспитатель говорит: "Подойдите к гимнасти­ческой стенке и возьмитесь руками за рейку, на которую смотрят глазки..." Надо помочь каждому малышу уви­деть эту рейку. «Поставьте ногу на нижнюю рейку так, чтобы носочки выступали вперед... Вторую ногу поставь­те рядышком... Теперь возьмитесь руками за реечку по­выше... Переставьте ноги...»

Когда дети ередней группы начинают осваивать пе­ременный (чередующийся шаг), им нужно подсказывать: "Возьмитесь одной рукой за реечку напротив глаз, а вто­рой - за следующую повыше..." При спуске: "Надо на­чинать спускаться с ноги, которая стоит выше, потом опустить руку, которая выше..."

На этом уровне обучения, как правило, в каждый мо­мент опираются на три точки - две ноги и одну руку, или две руки и одну ногу.

По мере того как дети осваивают переменный шаг, их начинают учить ритмичным согласованным действиям - одноименному и разноименному способам, характерным для старшей группы.

Легче освоить одноименный способ. Поскольку длина рук у старших детей увеличилась, то в качестве точки отсчета для исходного действия может быть такое указа­ние: "Возьмитесь правой рукой за реечку выше той, на которую смотрят глазки... Поставьте правую ногу на нижнюю рейку. А теперь сразу поставим на следующие рейки левую руку и левую ногу... Я буду подсказывать: "Левые... правые... Начали!"

Итак, дети отпускают сразу руку и ногу и держатся несколько мгновений одной рукой и ногой. Но, конечно, это - идеальный вариант, и не все дети могут выполнить задание в таком виде. Как правило, руки опережают дви­жение ног, и это нормально для дошкольного возраста. Разноименный способ осваивается аналогично: в ка­честве первого действия на рейку ставится одна рука и разноименная нога...

Детям, затрудняющимся выполнить его действие, мож­но предложить подводящие упражнения - имитацию лазания, стоя у стенки, или те же действия на полу или на скамейке. Хорошо, если освоение разноименного спо­соба совладает по времени с ползанием по-пластунски - движения похожие. Для тех, кто хорошо осваивает дви­жения, нужно усложнять задания, например переходить с пролета на пролет лестницы приставными шагами вправо и влево, по диагонали, а также перелезать через заборчик, поочередно перешагивая верхнюю рейку.

Подготовленных детей начинают обучать лазанию по канату. Сначала проводят подводящие упражнения; Детям предлагается стать у каната, взявшись за него руками на уровне груди, поочередно перехватывая канат руками, подниматься вверх.

Это же упражнение можно выполнить:

- из положения приседа;

- держась за канат на уровне груди, приподнять ноги;

- взявшись за канат прямыми руками выше головы;

- держась произвольным хватом, покачиваться на канате;

- держась произвольно, попробовать поднять ноги до положения виса лежа;

- держась за канат, переступать ногами в положении виса лежа вперед, назад, по кругу и т.д.

Полезно проделать подводящие упражнения и для ног:

- сидя на скамейке рядом с висящим канатом, захватить его подошвами ног, разводя колени в стороны;

- держась руками за скамейку и захватив канат подошвами, приподняться над скамейкой;

- сидя на скамейке с гимнастической палкой в руке и держа ее вертикально, ступню правой ноги повернуть воском внутрь и приложить наружной стороной к палке; ступню левой ноги повернуть носком наружу и прижать наружной стороной к палке с другой стороны - зажать палку ступнями.

Затем начинается освоение лазания по канату из положения виса стоя на прямых руках в три приема;

- согнув ноги, подтянуть их повыше, захватить канат наружными сторонами стоп и коленями, руки слегка гнуть;

- упираясь ногами в канат, выпрямить ноги, согнуть руки, не перемещая их;

- сохраняя захват каната прямыми ногами, поочередно перехватывать его руками как можно выше.

Затем все повторяется.

Лазание по шесту осваивается аналогично.

При спуске по канату или шесту действия выполняются в обратном порядке: вначале перехватываются пониже руки, ноги прямые; затем сгибаются ноги и выпрямляются руки. Слезать по канату нельзя.

Навыки ползания и лазания совершенствуются в под­вижных играх, в быту.

 

 

31. Ходьба. Это циклическое движение. В результате за­кономерного повторения одних и тех же действий проис­ходит чередование напряжения и расслабления мышц. Это обеспечивает их продолжительную работоспособность. Величина нагрузки на мышцы зависит от вида ходьбы, скорости движения, условий проведения (в зале, на уча­стке детского сада, пересеченной местности), от конкрет­ных педагогических задач, объем и содержание которых согласуется с уровнем обученности детей (этапа обуче­ния, его возрастной направленности).

В программу обучения и воспитания в детском саду входит обычная ходьба, ходьба на носках, ходьба на пятках, ходьба с высоким подниманием коленей, ходьба ши­роким шагом, ходьба приставными шагами (прямо и бо­ком), ходьба перекатом с пятки на носок, ходьба в полу­-приседе и приседе, ходьба выпадами, ходьба скрестным шагом, гимнастическая ходьба.

Обычная ходьба - естественный способ передвижения человека: шаги неширокие, совершаются перекатом с пятки на носок, положение туловища ненапряженное, плечи слегка отведены назад, живот подтянут, движе­ния рук и ног согласуются по принципу перекрестной координации, темп движения средний, направление - по прямой.

Во всех других видах ходьбы используется какой-ни­будь признак обычной ходьбы, на него перемещается акцент. Например, ходьба на носках — движение напря­женное, ноги почти не сгибаются; в ходьбе с высоким подниманием коленей маховая нога поднимается до пря­мого угла между бедром и голенью, увеличивается амп­литуда ее движения; в ходьбе на пятках уменьшается размер шага, сильнее обы





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 184.72.102.217 (0.028 с.)