Российско-пакистанское сотрудничество 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Российско-пакистанское сотрудничество



Политические отношения между нашими государствами стали постепенно выходить из тупика, а вот торгово-экономическое сотрудничество (а это, как известно, наиболее динамичная сфера практически любых двусторонних отношений, в том числе и пакистано-российских связей) растет крайне медленно, что не удовлетворяет обе стороны. Заметим, что товарооборот между двумя странами колеблется на уровне 500 млн долл. (оценка торгового представительства Пакистана в России).

Однако расширение сотрудничества затронуло не только торгово-экономическую сферу. Существенные договоренности были достигнуты между двумя странами в области борьбы с терроризмом и наркотрафиком. Здесь следует подчеркнуть намерение обеих сторон открыть свои представительства по борьбе с наркобизнесом в пакистанской и российской столицах: в Исламабаде это – представительство Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, а в Москве –отделение соответствующей пакистанской наркологической службы.

В течение ряда лет Пакистан активно способствовал нашему намерению вступить в Организацию Исламская Конференция в качестве наблюдателя (членами этой организации являются 57 государств), и это намерение было реализовано - Россия с 2005 г. имеет статус наблюдателя в ОИК (с 2011 г. –Организация Исламского Сотрудничества /ОИС/).

Аналогично Россия поддержала стремление Пакистана стать наблюдателем в Шанхайской Организации Сотрудничества, и в 2005 г. на саммите в Астане это желание Пакистана было реализовано, с того времени Пакистан – наблюдатель в ШОС. На переговорах с Сергеем Лавровым Хина Раббани Хар вновь подняла вопрос о полноправном членстве Пакистана в рамках этой организации; по информации пакистанских СМИ, российская сторона полностью поддержала это намерение Пакистана.

У власти в Пакистане находится гражданский режим, который (как, впрочем, и прежний военный режим) активно стремится улучшить двусторонние отношения с Россией как на политическом уровне, так и развивать их в экономической сфере, а также начать вести переговоры о возможном военно-техническом сотрудничестве, пусть и в ограниченном формате, приемлемом для России. Москва же явно уходила от реальных действий по расширению наших связей, отделываясь полупустыми разговорами.

 


 

БИЛЕТ № 15

БРИКС (BRICS) — это аббревиатура, объединяющая пять стран: Бразилию, Россию, Индию, Китай и ЮАР. Страны БРИКС — страны с развивающейся экономикой, которые, по некоторым прогнозам, в 2050 году могут обогнать страны "большой восьмерки".

 

Концепция участия Российской Федерации в объединении Федеративной Республики Бразилии, Российской Федерации, Республики Индии, Китайской Народной Республики и Южно-Африканской Республики (БРИКС) представляет собой систему взглядов на принципы, цели и содержание внешнеполитической деятельности Российской Федерации в отношении данного объединения на долгосрочный период.

Становление БРИКС отражает объективную тенденцию мирового развития к формированию полицентричной системы международных отношений и усилению экономической взаимозависимости государств. В такой системе все более широкое применение находят неинституциональные структуры глобального управления и сетевая дипломатия.

Основу влиятельности БРИКС на международной арене составляют растущая экономическая мощь государств-участников, значимость их деятельности как одной из главных движущих сил развития глобальной экономики, значительная численность населения, наличие богатых природных ресурсов. Российская Федерация строит отношения с партнерами по БРИКС на основе Устава ООН, общепризнанных принципов и норм международного права, а также принципов, согласованных между участниками объединения, таких как открытость, прагматизм, солидарность, неблоковый характер и ненаправленность против третьих сторон. Перспективы развития БРИКС определяются наличием ряда базовых факторов долгосрочного характера, способствующих сближению участников данного объединения.

К ним, по мнению Российской Федерации, относятся:

а) общее стремление партнеров по БРИКС реформировать устаревшую международную финансово-экономическую архитектуру, не учитывающую возросший экономический вес стран с формирующейся рыночной экономикой и развивающихся стран;

б) твердая поддержка участниками объединения общепризнанных принципов и норм международного права, неприятие политики силового давления и ущемления суверенитета других государств;

в) наличие у участников БРИКС схожих вызовов и проблем, связанных с потребностями масштабной модернизации экономики и социальной жизни;

г) взаимодополняемость многих секторов экономики государств-

участников.

 

С учетом противоречивого и не до конца устоявшегося баланса факторов, влияющих на развитие БРИКС, задачей российской внешней политики является всемерное содействие укреплению центростремительных тенденций в объединении и нейтрализация действия факторов негативного характера.

Российская Федерация исходит из того, что при наличии твердой политической воли руководства государств-участников БРИКС к углублению взаимодействия данное объединение может стать в перспективе одним из ключевых элементов новой системы глобального управления, прежде всего в финансово-экономической сфере. При этом Российская Федерация выступает за позиционирование БРИКС в мировой системе как новой модели глобальных отношений, строящейся поверх старых разделительных линий Восток-Запад или Север-Юг.

Для Российской Федерации сотрудничество в формате БРИКС - одно из ключевых направлений внешней политики на долгосрочную перспективу. Россия стремится реализовать через участие в БРИКС следующие стратегические цели:

а) используя общность подходов государств-участников БРИКС к коренным вопросам реформы международной валютно-финансовой системы, способствовать приданию ей более справедливого, стабильного и эффективного характера, что улучшит внешние условия для развития экономики и финансовой системы Российской Федерации и других государств-участников БРИКС;

б) опираясь на приверженность государств-участников БРИКС принципу верховенства права в международных отношениях, последовательно расширять внешнеполитическое сотрудничество с участниками объединения в интересах укрепления мира и безопасности на основе уважения суверенитета и территориальной целостности других государств и невмешательства в их внутренние дела;

в) используя участие в БРИКС, укреплять многовекторный характер внешней политики Российской Федерации и таким образом усиливать устойчивость международного положения государства;

г) опираясь на членство в БРИКС, развивать привилегированные двусторонние отношения с партнерами Российской Федерации по объединению, что позволит полнее задействовать преимущества взаимодополняющих возможностей сотрудничества с государствами-участниками БРИКС в различных сферах;

д) используя участие в БРИКС, расширять российское языковое, культурное и информационное присутствие в крупнейших странах мира, каковыми являются партнеры Российской Федерации по объединению.


БИЛЕТ № 16

Основные принципы деятельности АТЭС были определены на I‑й Конференции министров экономики и иностранных дел в 1989 г.:

· основная цель объединения состоит в поддержке экономического роста и развития региона;

· сотрудничество должно учи­тывать неоднородность регионов, включая различия социально-экономических систем и уровней их развития;

· сотрудничество предусматри- вает приверженность открытому диа­логу и консенсусу, уважение мнений всех участников;

· сотрудничество должно быть основано на неформальном обмене мнени­ями между всеми участниками АТЭС;

· сотрудничество должно осу­ществляться в тех областях экономики, где оно будет отвечать общим интересам и будет взаимовыгодным;

· в интересах стран АТР сотрудни­чество должно быть направлено на усиление открытой многосторонней торговой системы;

· сотрудничество не должно вести к формированию торгового блока;

· сотрудничество должно быть нацелено на увеличение выгод от взаимоза­висимости как в рамках региональной, так и мировой экономики, в том числе посред­ством расширения потоков товаров, услуг, капиталов и технологий;

· сотрудничество должно допол­нять, а не подменять деятельность суще­ствующих в регионе организаций, включая межгосударственные организации, такие как АСЕАН, и неформальные консультативные организации;

· участие стран в АТЭС должно оцениваться на основе интенсивности эко­номических связей с регионом и может быть расширено на базе консенсуса всех участвующих экономик.

 

Главная долгосрочная цель органи­зации — углубление внутрирегиональных экономических отношений путем устране­ния препятствий в торгово‑инвестиционном и технологическом взаимодействии.

Структура:

С юридической точки зрения АТЭС не может называться международной орга­низацией из-за отсутствия основных учре­дительных документов и прежде всего устава.

На первой встрече министров ино­странных дел в Австралии в 1989 г. было отмечено, что «сотрудничество должно быть основано на неформальном консуль­тативном обмене мнениями между эконо­миками Азиатско-Тихоокеанского региона и не должно вести к образованию торго­вого блока».

В совместном заявлении министров было сказано, что «министры согласились, что было бы преждевременным на этой стадии решать вопросы об определен- ной структуре форума или его механизме поддержки, но по мере появления новых идей было бы уместно проведение консуль­тативных встреч и осуществление работы по вопросам, представляющим общий интерес».

В связи с этим в первые годы своего существования АТЭС не создавало орга- низационной, институциональной струк­туры. Вопросы регионального и экономи­ческого сотрудничества рассматривались на неформальных встречах министров стран-участниц.

Подготовительная работа к встречам министров проводилась старшими долж­ностными лицами (далее — СДЛ).

Однако со временем появилась необ­ходимость в образовании различных спе­циальных органов, занимающихся той или иной проблематикой. Так, появились форумы АТЭС.

Таким образом, АТЭС — это объеди­нение форумов, которые носят как фор­мальный, так и неформальный характер, тесно взаимосвязаны между собой, подчи­няют свою работу определенным правилам и процедурам.

Решения на всех совещаниях при­нимаются консенсусом. Решения высших органов форума саммитов лидеров эконо­мик и встреч министров не имеют обяза­тельного характера для участников.

Руководящими органами форума явля­ются ежегодные неформальные саммиты глав государств и правительств и приуро­ченные к ним встречи министров иностран­ных дел и министров торговли.

В течение года проводятся раз­личные мероприятия, отраслевые мини- стерские встречи и ежеквартальные совеща­ния старших должностных лиц АТЭС.

Проведение в рамках АТЭС различ­ных встреч финансируется государством, на территории которого проходит данное заседание.

Организационная структура АТЭС (рисунок 1) в настоящее время достаточно сложная, при этом она позволяет заменить в процессе текущей работы непосредствен­ные встречи электронными средствами связи, такими как телеконференции и обмен почтовыми сообщениями.

Однако при необходимости решения важных концептуальных вопросов, встречи членов комитетов и рабочих групп прово­дятся в традиционном формате.

В деятельности рабочих групп могут принимать участие гости - государства, не входящие в состав АТЭС, представители международных организаций и бизнеса стран - участников АТЭС, не вошедших в официальную делегацию своей страны.

Участие гостей в деятельности рабочих групп регулируется консолидированными руководящими принципами по участию в деятельности рабочих групп АТЭС.

 


БИЛЕТ № 17

Шанхайская организация сотрудничества (IШОС) является постоянно действующей межправительственной международной организацией, о создании которой было объявлено 15 июня 2001 года в Шанхае (КНР) Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой, Киргизской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан.

К основным целям ШОС относятся: укрепление взаимного доверия и добрососедства между странами-участницами; содействие их эффективному сотрудничеству в политической, торгово-экономической, научно-технической и культурной областях, а также в сфере образования, энергетики, транспорта, туризма, защиты окружающей среды и других; совместное обеспечение и поддержание мира, безопасности и стабильности в регионе; продвижение к созданию демократического, справедливого и рационального нового международного политического и экономического порядка.

С момента образования Шанхайской организации сотрудничества, важными функциями ШОС являются поддержание стабильности в центрально-азиатском регионе и стимулирование регионального экономического развития. Процветание и развитие экономик стран Центральной Азии возможно лишь при региональной стабильности, что также представляет собой материальную базу продолжительного развития ШОС. Стимулирование экономического развития стран-членов Организации, продвижение регионального экономического сотрудничества исторически являются одними из важных тем обсуждений на саммитах лидеров и заседаниях Совета глав правительств государств-участниц ШОС.

В рамках организации были учреждены следующие органы:

  • Совет глав государств (СГГ);
  • Совет глав правительств (СГП);
  • Совет министров иностранных дел (СМИД);
  • Совещания руководителей министерств и ведомств;
  • Совет национальных координаторов (СНК);
  • Региональная антитеррористическая структура (РАТС);
  • Секретариат — постоянно действующий административный орган, возглавляемый Генеральным секретарём (с 2012 года — представитель Российской Федерации Д. Ф. Мезенцев).
  • Межбанковское объединение (МБО);

 


БИЛЕТ № 18

Россия является членом форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС)* с 1998 г. В ежегодных саммитах АТЭС регулярно участвует Президент Российской Федерации.

Работа на отраслевых направлениях атэсовской повестки дня (торговля и инвестиции, финансы, малое и среднее предпринимательство, транспорт, энергетика, сельского хозяйство, рыболовство, образование, здравоохранение и др.) осуществляется профильными российскими ведомствами в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации Распределением обязанностей между федеральными органами исполнительной власти по обеспечению участия России в форуме АТЭС. Координирующие функции выполняются подкомиссией по экономической интеграции Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции.

Наша страна неизменно занимает ведущие позиции в деятельности АТЭС в сфере безопасности личности (борьба с международным терроризмом и трансграничной преступностью, сотрудничество в чрезвычайных ситуациях). Успешно функционирует созданная по российской инициативе Специальная группа АТЭС по горнодобывающей промышленности и металлургии.

Знаковой вехой стало председательство Российской Федерации в АТЭС в 2012 г., в рамках которого Россией проведено более ста атэсовских мероприятий различного уровня: отраслевые министерские совещания, заседания старших должностных лиц и профильных рабочих органов, семинары и конференции. По итогам указанных встреч одобрено порядка 60 российских инициатив и проектов, прежде всего на предложенных нами приоритетных направлениях деятельности – торгово-инвестиционная либерализация и региональная экономическая интеграция, укрепление продовольственной безопасности, совершенствование транспортно-логистических систем, поддержка инновационного роста. Охвачены и другие важные сферы, в т.ч. энергетическая безопасность, борьба с терроризмом и коррупцией.

Эти весомые субстантивные результаты закреплены в Декларации встречи лидеров экономик АТЭС и Заявлении совместного совещания министров иностранных дел и министров торговли АТЭС, которые состоялись, соответственно, 8 – 9 и 5 – 6 сентября 2012 г. во Владивостоке. Главные из них – подтверждение линии на недопущение протекционизма в форме технологических и экологических ограничений, закрепление российских подходов к повышению продуктивности сельского хозяйства и стабильности продовольственных рынков, установка на совершенствование транспортно-логистических систем и диверсификацию маршрутов торговых поставок, запуск нового интеграционного трека по содействию инновационному росту, принятие к реализации нашего предложения о формировании в регионе общего образовательного пространства.

В настоящее время работа федеральных органов исполнительной власти на атэсовском направлении выстраивается в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации Комплексным планом действий России в форуме АТЭС в 2013 – 2015 гг., подготовленном на основе всестороннего анализа итогов российского председательства. Предусмотренные документом меры нацелены на обеспечение благоприятных условий для полномасштабного подключения России к региональным интеграционным процессам в интересах решения социально-экономических задач национального развития, прежде всего по ускоренному подъему Сибири и российского Дальнего Востока.


БИЛЕТ № 19

Самое важное в рамках ШОС занимает торгово-экономическое сотрудничество. Экономический рост стал важным объединяющим началом для ШОС. Во всех без исключения странах Организации в последние годы он составляет 6-8%, значительно превышая среднемировые показатели. Лидерами по росту ВВП в ШОС являются Китай и Казахстан, за ними следуют Таджикистан и Узбекистан. Россия в этой компании оказалась на последнем месте, что впрочем, нисколько не умаляет ее значимости в ШОС. Именно Россия и Китай являются фактическими руководителями Организации, и многие эксперты рассматривают ШОС как механизм сотрудничества этих двух «столпов» континента. Кроме того, Организация является механизмом «упорядочения» Центральной Азии – чем занимаются, опять же, Россия и Китай, вытесняя оттуда США.

Экономическая составляющая в деятельности ШОС не уступает по значимости политическому взаимодействию.

Тема экономического взаимодействия в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества незаслуженно остается в тени на фоне того внимания, которое уделяется сотрудничеству шести стран-членов Организации в борьбе с терроризмом, экстремизмом, сепаратизмом, наркотрафиком. Это едва ли обосновано, поскольку не дает полного представления о сути ШОС, подпитывает различные домыслы о ее сугубо силовом профиле.

Важность экономической оставляющей ШОС изначально отмечалась всеми государствами-членами. В Декларации о создании организации, ее базовом документе – Хартии – четко записано, что одной из основных целей ШОС и важнейших задач, которые она призвана решать, является содействие всестороннему и сбалансированному росту, социальному и культурному развитию в регионе.

В настоящее время на экономическом уровне в ШОС ведется активная работа. Основные направления и цели экономического сотрудничества определены в Межправительственном меморандуме об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества, начале процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций. Документ был принят еще в сентябре 2001 года на первой встрече глав правительств государств-членов. В сентябре 2003 года на заседании Совета глав правительств (премьер-министров) была утверждена Программа многостороннего торгово-экономического сотрудничества шести стран.

Она ориентирована на длительную перспективу – до 2020 года. А в среднесрочной перспективе – к 2010 году – ставится задача сформировать в ШОС стабильные, предсказуемые, транспарантные правила и процедуры, касающиеся торговли и инвестиций, разработать совместные проекты и программы, а также создать систему поддержки приоритетных направлений в целях развития торгово-экономического сотрудничества.

План мероприятий по выполнению этой программы был принят на заседании Совета глав правительств в Бишкеке в сентябре 2004 года, а в октябре 2005 года в Москве – механизм реализации плана. Таким образом, идет поступательное движение к предметным договоренностям: от рамочной программы сотрудничества к плану по ее реализации, от плана – к механизму его осуществления.

Развертывание полномасштабного экономического взаимодействия в рамках ШОС невозможно без привлечения негосударственных секторов экономики государств-членов. Здесь имеется в виду, что уровень разгосударствления экономических структур в значительной степени разнится. В связи с этим предусматриваются гибкие формы сотрудничества в торгово-экономической сфере. В частности, в программе многостороннего экономического сотрудничества государств-членов ШОС четко говорится о том, что ее положения будут реализовываться как государственными органами, так и хозяйствующими субъектами на основе заключенных договоров и контрактов. Гибкий подход предусмотрен и к финансированию экономических проектов в рамках организации. Он тоже предусматривает как государственные, так и негосударственные каналы.

Еще один важный аспект экономического сотрудничества в рамках ШОС: механизм ШОС не предполагает обязательного участия в конкретных проектах всех шести стран-членов. Различные проекты могут иметь формат ШОС, даже если они осуществляются не при общем участии. И такая практика уже есть. Многим государствам-членам ШОС на двух- или же трехсторонней основе удалось найти взаимоприемлемые решения проблем экономического порядка именно благодаря членству в ШОС.

Есть и еще одна важная деталь. ШОС – открытая организация, поэтому экономическое партнерство предусматривает участие и других стран и объединений. Причем это могут быть не только страны-наблюдатели, но и другие государства.

Экономическое сотрудничество в ШОС уже демонстрирует важные результаты — последовательно развивается сотрудничество в сферах энергетики, транспорта и информации. Однако слабым звеном ШОС является недостаток эффективного механизма реализации. Путь решения этого вопроса видится в ускорении процесса создания зоны свободной торговли ШОС. Важные договоренности в данной области были достигнуты на встречах премьер-министров стран-участниц ШОС в период с 2003 по 2004г., где была выдвинута идея создания свободной торгово-экономической зоны в рамках ШОС. В течение следующих 20-ти лет страны-участницы ШОС согласились поэтапно прийти к свободному передвижению товаров, капиталов, услуг, технологий на внутрирегиональном рынке и впоследствии построить в рамках ШОС зону свободной торговли.

Идея свободной торгово-экономической зоны ШОС заключается в следующем: к общей выгоде снизить себестоимость товарооборота и торговые издержки для стран-участниц: стимулировать региональные инвестиции; сформировать разделение труда на субрегиональном уровне, объединить структуру региональной промышленности с ресурсами. Новая система промышленного разделения труда должна интегрироваться в глобальную систему и объединить население региона, составляющее 2,8 млрд человек, в единый евразийский рынок.


БИЛЕТ № 20

В последние годы в двусторонних торгово-экономических связях наблюдается беспрецедентный подъем, который выражается в высоких темпах роста товарооборота, расширении инвестиционного сотрудничества, дальнейшей активизации межрегиональных и приграничных связей, заметном усилении интереса российских и китайских деловых кругов к взаимному сотрудничеству. Китай играет важную роль во внешнеэкономических связях России - занимает четвертую строчку в списке крупнейших торговых партнеров России и первое место среди торговых партнеров в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

На сегодняшний день просматривается замедление динамики взаимной торговли. В первые три квартала2015 г. было обусловлено рядом объективных факторов, сформировавшихся в2014 г., отложенный эффект которых проявился с начала2015 г.

Во-первых, это общая геополитическая напряженность, осложнение ситуации в Украине, введение западными странами экономических санкций в отношении России, ухудшение мировых внешнеторговых условий, в том числе снижение спроса на зарубежных товарных рынках, волатильность глобального финансового рынка, долговые проблемы еврозоны и США.

Во-вторых, замедление темпов экономического роста, как в России, так и в Китае и, как следствие, падение темпов прироста товарооборота.

В-третьих, падение мировых цен на энергоносители и сырьевые товары, которые составляют более 70% российского экспорта в Китай.

В-четвертых, снижение покупательской способности российских потребителей китайской продукции в силу резких курсовых колебаний российского рубля к основным мировым валютам, в том числе китайскому юаню.

В-пятых, усиливающееся давление нисходящего тренда во внешней торговле Китая, начавшегося еще в2014 г. и в полной мере проявившегося в первом полугодии 2015 г. Так, согласно таможенной статистике, внешнеторговый оборот Китая в январе-сентябре сократился на 6,1% (2 904,14 млрд. долл.), в том числе экспорт - на 1,9% (1 664,12 млрд. долл.), импорт - на 15,5% (1 240,03 млрд. долл.).


БИЛЕТ № 21

В целях укрепления взаимодействия в области инфраструктуры Монгольская сторона обратилась с предложением о сотрудничестве в создании 5 транзитных коридоров: строительство железной и автомобильной дорог, нефте- газопровода, линии электропередачи, соединяющих Российскую Федерацию и Китайскую Народную Республику через территорию Монголии.

Интересы России в Монголии безусловно имеют стратегическое значение. Как убеждает прошлое и настоящее, любые существенные изменения в этой стране, равно как и в Северо-Восточной Азии в целом, всегда требовали и требуют особого внимания и соответствующей реакции России. Поэтому российско-монгольские отношения являются естественной и важной составной частью восточного вектора внешней политики России. Это было подчеркнуто в Концепции внешней политики Российской Федерации, ориентирующей на укрепление политико-экономического развития страны с опорой на возможности и преимущества ее восточных регионов. Об этом же говорилось и во время визита президента России В.В. Путина в Монголию в сентябре с.г.

Как мы воспринимаем сегодняшнюю Монголию? Это – государство с уникальной историей и оригинальной культурой, цивилизационные истоки которого уходят в далекое прошлое. Монголия занимает исключительно важное геостратегическое и геополитическое положение внутри азиатского континента, В нынешних бурных событиях внутриполитической жизни страны идет процесс кристаллизации демократических основ монгольской государственности, поиск оптимальных путей хозяйственно-экономического подъема страны и полноценного развития ее отношений со многими странами мира.

Страна обладает значительными запасами природно-сырьевых ресурсов. Так, залежи угля составляют 162,3 млрд т, меди – 45 млн т (с перспективой значительного увеличения), урана – 75 тыс. т, нефти – 119 млн т. Ежегодные темпы экономического роста составляют более 10%. По некоторым данным, в 2013 году они равнялись 17,5%. ВВП страны в прошлом году (2013) составлял 11,4 млрд долл. США. Имеющиеся планы разработки крупных месторождений полезных ископаемых при должной организации и обеспечении позволяют существенно увеличить объем валового продукта и нарастить темпы роста экономики страны.

Вместе с тем, говоря о российско-монгольских экономических отношениях, приходится констатировать, что они находятся на уровне, который далеко не соответствует потенциалу наших стран и стратегической значимости связей России и Монголии в современном мире. Так, доля России во внешней торговли Монголии составила в 2010 году 18,4% (доля Китая – 56,2%), в 2011 году – 15%, при этом доля России в монгольском экспорте составила в 2010 году 2,8% (доля Китая – 84,7%). Товарооборот между нашими странами также снижается, главным образом, из-за сокращения поставок из России нефтепродуктов (составляют 60% в общем объеме двусторонней торговли) и продукции машиностроения. В 2013 году товарооборот снизился на 15,8% (до 1,62 млрд долл США), а за первую половину 2014 году – еще на 13,1%. Если в 2010 году импорт Монголией российской продукции составлял 32,7% (китайской продукции – 30,3%), то в настоящее время монгольский импорт китайских товаров превысил импорт российских.[1] По словам помощника президента России Ю.В.Ушакова, «в последнее время сотрудничество в торгово-экономической сфере развивается слишком спокойно, даже с некоторой негативной тенденцией, хотя Россия по-прежнему занимает второе место во внешней торговле Монголии после Китая».

Сегодня ассортимент российских товаров, поставляемых в Монголию, остается довольно ограниченным – в основном это нефть и нефтепродукты. Учитывая, что в Концепции национальной безопасности Монголии заявлено о планах к 2020 году, в основном, перейти на обеспечение страны нефтепродуктами за счет собственных ресурсов, можно предположить, что российско-монгольская торговля, скорее всего, утратит «нефтянку» в качестве стержневого ресурса развития двусторонних экономических связей.

Что же делать в сложившейся ситуации? Отечественные эксперты отмечают, что Россия пока еще сохраняет некоторый потенциал для возможного «реверса» и преодоления негативных тенденций в торгово-экономической сфере при наличии политической воли, принятия адекватных организационно-управленческих решений и создания для сторон благоприятных условий ведения бизнеса. Данный потенциал составляют следующие возможности.

Сегодня Россия поставляет в Монголию 92% нефти и нефтепродуктов (Роснефть), в распоряжении российской компании (РЖД) находится 50% акций УБЖД, а также 49% долей в совместных предприятиях ГОК «Эрдэнет» и «Монголросцветмет» (Ростехнологии).[3] В совокупности это составляет неплохую основу для движения вперед. Активизация деятельности крупных структур российского бизнеса, прежде всего указанных выше, может положительно повлиять на общую картину экономических показателей «двусторонки», сформировать дополнительные возможности для диверсификации возможностей сотрудничества в торгово-экономической и производственно-кооперационной деятельности. С учетом рекомендаций Совета национальной безопасности Монголии о необходимости исходить в принятии решений из приоритета национальной безопасности страны, наши партнеры могли бы более внимательно отнестись к проектам строительства новых железных дорог в Монголии с привлечением российской компании РЖД, принимая во внимание стратегическую важность ее северо-восточного направления.

Далее, Россия располагает возможностями для увеличения экспорта продуктов питания, учитывая, что порядка 30% их объема Монголия предполагает закупать за рубежом, а российские продукты традиционно пользуются популярностью в стране. В результате открывается дополнительный канал интенсификации межрегионального сотрудничества Монголии с северным соседом, что также предусматривается Концепцией национальной безопасности Монголии.

Со своей стороны, Монголия при должной организации дела может стать важным для России экспортером мяса и скота, что является актуальным для нашей страны в условиях объявленного Россией запрета на импорт продовольственных товаров из США и стран ЕС.

Немалые возможности имеют наши страны и в деле развития туристического бизнеса как на территории России, так и Монголии, где расположены созданные самой природой уникальные районы для отдыха и лечения граждан обеих государств. Введение для них безвизового режима с ноября 2014 года будет только способствовать углублению деловых контактов, всесторонних связей между Россией и Монголией, в том числе по линии культуры, образования и туризма.

Немаловажным является стремление самой Монголии к развитию сотрудничества с Россией для придания равновесности «политике соседства» и сбалансированности в отношениях Улан-Батор – Москва, Улан-Батор – Пекин. Очень тонкой и чрезвычайно полезной материей является пока еще сохраняющаяся добрая память в монгольском обществе о советском периоде сотрудничества, взаимном уважении и поддержке народов обеих стран.

В вопросах обеспечения собственной безопасности Монголия придерживается так называемой «многоопорной политики» и стратегии «мягкого балансирования» при формировании своих отношений с Россией, Китаем и «третьим соседом». Что касается «третьего соседа», то мы находим не случайным «проснувшийся» интерес США и НАТО к развитию их отношений с Монголией. Истинные цели такого сближения, видимо, недалеки от известных глобальных устремлений США, включая планы Вашингтона относительно первых двух соседей Монголии: России и Китая. В связи с этим заслуживает внимания мнение монгольских экспертов по поводу того, что случае враждебных действий «третьего соседа» против Китая или России Улан-Батор предполагает изменить свое отношение к «третьему соседу», заняв сторону своих ближайших соседей.[4] На наш взгляд, в складывающейся ситуации трехсторонняя встреча (В.В. Путин, Си Цзиньпин, Ц.Элбэгдорж) в Душанбе в сентябре с.г. на саммите ШОС в некотором смысле является показательной. Важно, чтобы подобный формат взаимодействия имел свое продолжение и развитие.

Таким образом, в решении комплекса сложных и многоплановых задач, стоящих перед Россией, отношения с Монголией имеют далеко не второстепенное значение. Задача подъема Сибири и Дальнего Востока требует не только мобилизации внутренних возможностей нашей страны и сопряжения развития этих регионов и Северо-Востока Китая, но и тесного взаимодействия с Монголией – важным региональным партнером России. Выработка планов двустороннего взаимодействия на данном направлении – стратегически важная задача для обеих сторон.

На сегодняшний день Россия занимает второе место после Китая среди торговых партнеров Монголии. В числе основных товаров экспортируемых Россией - нефтепродукты и минеральные продукты, продовольственные товары, сельхозсырье, машины, оборудование и транспортные средства, продукция химической промышленности. В прошлом году также произошел рост российских инвестиций в экономику Монголии, их объем составил свыше 2,2 миллионов долларов. Хотя в 2006 году он не превышал 500 тысяч долларов. Основную роль в экономическом взаимодействии России и Монголии играют совместные предприятие "Эрдэнэт", и "Монголросцветмет", а также акционерное общество "Улан-Баторская железная дорога", которые суммарно производят около 25% ВВП Монголии.



БИЛЕТ № 22

Основные экспортные товары в Японию (свыше 98% всех поставок): сырая нефть, газ природный сжиженный, нефтепродукты, алюминий необработанный, уголь каменный, палладий и платина необработанные, пиломатериалы, ферросплавы, рыба красная.

Структуру импорта формируют: машины, оборудование и транспортные средства, продукция химической промышленности, каучук, резина и изделия из них, металлы и изделия из них.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.100.120 (0.057 с.)