Билет 3: Макрорегионы, регионы, субрегионы и страны Востока как отдельные направления сотрудничества и акторы. Другие субъекты взаимодействия.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билет 3: Макрорегионы, регионы, субрегионы и страны Востока как отдельные направления сотрудничества и акторы. Другие субъекты взаимодействия.



БИЛЕТ № 1

Международное экономическое сотрудничество - объективный процесс развития многообразных экономических и научно-технических связей между отдельными странами, группами стран и между двумя социально-экономическими и политическими системами — социалистической и капиталистической, на принципах независимости, равноправия и взаимной выгоды сторон. Основой процесса является углубление международного разделения труда.

Формы экономического сотрудничества:

  1. Внешняя торговля: экспорт и импорт.
  2. Финансово-кредитные отношения.
  3. Международная специализация.
  4. Кооперированные производства.
  5. Научно-техническое сотрудничество.
  6. Создание совместных предприятий.
  7. Создание особых экономических зон.
  8. Создание экономических союзов, блоков, таможенных союзов, зон свободной торговли, валютных союзов.
  9. Создание национальных координационных механизмов для интеграции.

Факторы влияющие на экономическое сотрудничество:

  1. Схожесть интересов
  2. Доверие
  3. Выгода для обеих сторон
  4. Историческая преемственность связей
  5. Дружественность политических отношений

Виды письменных источников:

  1. Акты, документы
  2. Переписка, мемуары
  3. Публицистические источники

 

Методы исследования:

    • Общенаучные – анализ, синтез, поиск, наблюдение, прогнозирование (моделирование)
    • Специальные – контент-анализ, опрос, когнитивное картирование, историко-генетический (сравнительно-исторический), статистика, матанализ, математическое моделирование, опрос

 


БИЛЕТ № 2

 

Регулирование Россией ВЭД:

  1. Осуществляет президент (премьер-министр).
  2. Дума и совет Федерации осуществляет разработку проектов законов, следовательно, осуществляет исполнительную власть.
  3. Формирование экспортных и импортных режимов.
  4. Осущ. управление федеральной собственностью за рубежом.
  5. Принимает меры по защите внутреннего рынка.
  6. Регулирует ставки таможенных тарифов.
  7. Разрабатывает государственную политику в сфере промышленности и ППК.

Институты, регулирующие внешнеэкономические отношения:

  1. Минэкономразвития России (осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, а также развития предпринимательской деятельности)
  2. Минпромторг России (Министерство промышленности и торговли Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов)
  3. Минфин России ( министерство финансов Российской Федерации - федеральное министерство Российской Федерации, обеспечивающее проведение единой финансовой политики, а также осуществляющее общее руководство в области организации финансов в Российской Федерации)
  4. ФТС Росии (Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дала)
  5. Центробанк России (Центральный банк Российской Федерации (Банк России) — верхний уровень двухуровневой банковской системы в Российской Федерации, которая состоит из Банка России и коммерческих банков)
  6. ФСТЭК России (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю — федеральный орган исполнительной власти России, осуществляющим реализацию государственной политики, организацию межведомственной координации и взаимодействия, специальные и контрольные функции в области государственной безопасности)
  7. Россельхознадзор (Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна)
  8. Роспотребнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка)
  9. Ростехрегулирование (Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сферетехнического регулирования и метрологии)
  10. Ространснадзор (Федеральная служба по надзору в сфере транспорта является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере воздушного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного и городского электрического (включая метрополитен), промышленного транспорта и дорожного хозяйства)

Документы, регулирующие внешнеэкономические отношения:

  1. Акты правового регулирования
  2. Международные торговые договоры (определяют общие пути развития экономических отношений между государствами, устанавливают торгово-экономический, политический режим взаимодействия, предусматривают условия взаимных расчетов, сроки сотрудничества и т.д.)
  3. Ряд федеральных законов
  4. Указы президента России

ОСНОВНЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)»
  2. «Налоговый кодекс Российской Федерации»
  3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
  4. «Таможенный кодекс Таможенного союза»
  5. «Уголовный кодекс Российской Федерации»
  6. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»
  7. «О валютном регулировании и валютном контроле»
  8. «О таможенном регулировании в Российской Федерации»
  9. «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»
  10. «О техническом регулировании»
  11. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»
  12. «Об экспортном контроле»
  13. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»
  14. «О таможенном тарифе»
  15. «О соглашениях о разделе продукции»
  16. «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»
  17. «О международном коммерческом арбитраже»
  18. «О банке развития»
  19. «О координирующей роли МИД»
  20. «Об утверждении положения о чрезвычайном и полномочном после»
  21. «О концепции развития государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации»

 

 


БИЛЕТ № 3

 

Билет 3: Макрорегионы, регионы, субрегионы и страны Востока как отдельные направления сотрудничества и акторы. Другие субъекты взаимодействия.

Сотрудничество Востока и РФ.

Восток – макрорегионы, регионы, субрегионы.

БИЛЕТ № 4

Сотрудничество РФ и Ирана в нефтегазовой отрасли.

Учитывая, что Российская Федерация и Исламская Республика Иран располагают самыми богатыми в мире запасами природного газа, обе страны сотрудничают в рамках Форума стран-экспортеров природного газа. Они оказывают друг другу необходимое содействие в разведке, обустройстве, производстве, эксплуатации и торговле, в том числе и в экспорте каспийских углеводородов на международные рынки. Детали будут обсуждаться и согласовываться на заседаниях рабочей группы по энергетике.

БИЛЕТ № 5

 

Большой Ближний Восток представляет для национальных интересов РФ исключительно большое значение по трем причинам. Во-первых, здесь располагается мировая кладовая нефти и природного газа, без которых невозможно само существование мировой экономики. Во-вторых, в регионе проходят важнейшие торговые пути, соединяющие Европу с успешно развивающимися странами южной, юго-восточной и восточной Азии. В-третьих, именно по этому региону проходит глубокий разлом между христианской (западной) и мусульманской цивилизациями.

Позиции России в Сирии значительно ослабли после распада Советского Союза. И причина этого состояла не только в резко сократившейся ресурсной базе нашего государства и нежелании Дамаска выплачивать Москве советский долг, но и в недостаточно продуманной ближневосточной политике, проводимой под руководством бывшего министра иностранных дел РФ Андрея Козырева.

В 1992-1993 гг. РФ и САР удалось согласовать, а в апреле 1993 г. – подписать межправительственное соглашение о торговом, экономическом и техническом сотрудничестве, выделив в качестве приоритетных направлений добычу нефти и природного газа; развитие нефтехимической и металлургической промышленности, энергетики и сельского хозяйства; постройку железных дорог; использование ядерной энергии в мирных целях.

Прорыв в российско-сирийских отношениях произошел в январе 2005 г., когда Москва согласилась списать Дамаску 73% советского долга (9,8 млрд долл.) в обмен на гарантии новых заказов на вооружение.

Наиболее же перспективным направлением сотрудничества РФ и САР является энергетика ввиду того, что сирийские запасы нефти и природного газа постепенно истощаются.

Таким образом, российско-сирийские отношения сейчас переживают сложный этап своего развития. САР крайне нуждается в техническом перевооружении многочисленной армии, модернизации промышленности и сельского хозяйства, решении энергетической, водной, транспортной и других проблем.


БИЛЕТ № 6

С 1996 г. Россия участвовала в гуманитарной операции ООН в Ираке "Нефть в обмен на продовольствие". В рамках этой программы более 60 российских компаний поставляли в Ирак транспортные средства, оборудование и другие готовые изделия. В 2001 г. Россия вышла на первое место по суммарной стоимости товарооборота с Ираком ($7,7 млрд) среди стран-участниц этой программы. В 2003 г. российский бизнес в Ираке представляли такие компании, как "Татнефть", "Зарубежнефть", "Союзнефтегаз", "КамАЗ", "Силовые машины" и др. Всего в стране действовали 39 российских компаний, причем на долю 20 из них приходилось около 40% добываемой в Ираке нефти.

Начало военной операции США и их союзников в Ираке весной 2003 г. негативно сказалось на экономическом сотрудничестве России и Ирака. Российские специалисты были выведены из страны, а все работы практически свернуты. Объем финансовых потерь России от прекращения сотрудничества с Ираком, по некоторым оценкам, составил около 8 млрд долларов. Российские компании возобновили работу в Ираке в 2005 г.

Важное значение для экономики Ирака имело решение российской стороны о списании иракского долга в рамках Парижского клуба. Оно было реализовано в 2008 г., когда было подписано двустороннее соглашение, предусматривающее списание $12 млрд, или 93% общей задолженности Ирака перед Россией, составляющей $12,9.

В российско-иракской торговле с 2003 г. основная доля принадлежит российскому экспорту. Более 80% поставок из РФ составляют зерновые культуры и металлоизделия (в основном трубы). В небольших количествах поставляются машины и оборудование, главным образом электроэнергетическое и насосное и запасные части к нему, а также пиломатериалы. В марте 2015 г. министр иностранных дел России Сергей Лавров отметил, что товарооборот между Россией и Ираком составляет около 2 млрд долларов.

Основные двусторонние проекты сосредоточены в нефтегазовой сфере. 29 марта 2014 г. компания "ЛУКОЙЛ Оверсиз" начала промышленную добычу нефти на месторождении Западная Курна-2, а в апреле 2014 г. - феврале 2015 г. провела сейсмологическую разведку на Блоке 10 (территория площадью 5,5 тыс. кв. км в провинциях Ди-Кар и Мутанна).

Кроме "ЛУКОЙЛа", в нефтегазовом секторе Ирака функционируют еще две российские компании - "Газпром нефть" и "Башнефть". 1 сентября 2014 г. "Газпром нефть" вышла на проектный уровень, позволивший начать экспортную отгрузку нефти - 15 тыс. баррелей в сутки с месторождения Бадра (провинция Васит). Кроме того, "Газпром нефть" участвует в проекте по разработке нефтеносных блоков в Иракском Курдистане. Компания "Башнефть" завершила в апреле 2015 г. сейсморазведочные работы на Блоке 12 (часть неразведанного региона с большим нефтяным потенциалом в Ираке - Западной пустыни, площадь - 7,6 тыс. кв. км). Поисковое бурение на Блоке 12 планируется начать в конце 2016 г.

Российские компании также участвуют в восстановлении инфраструктуры Ирака, в частности, ОАО "Технопромэкспорт" занимается реконструкцией электростанций в стране.

Основным препятствием к расширению присутствия российских компаний в Ираке остается проблема безопасности в стране, усугубившаяся с июня 2014 г. деятельностью террористической группировки "Исламское государство".

 


БИЛЕТ № 7

Товарооборот между Россией и Израилем стабильно расширяется – с 12 млн. долл. в 1991 г. до 3,43 млрд. долларов в 2014 г. При этом российский экспорт в Израиль за прошлый год увеличился на 9,8% и составил 2,28 млрд. долларов, а импорт сократился на 23,5% и составил 1,14 млрд. долларов. Структура товарооборота в последние годы не претерпела заметных изменений. Россия поставляет в Израиль товары топливно-сырьевой группы (48%), необработанные алмазы (34,5%) и продукцию АПК (зерно и продукция мукомольно-крупяной промышленности — 9,3%). Главные статьи израильского экспорта в Россию — продовольственные товары (овощи, фрукты, соки, живые растения – до 39%), изделия промышленности высоких технологий и машиностроения (20%), а также фармацевтические препараты (16%).

Израиль проявляет заинтересованность в развитии экономических связей с Россией, в первую очередь в алмазно-бриллиантовой отрасли, сфере современных технологий, связи. На территории России реализуется ряд совместных агропромышленных проектов.

С 1995 г. успешно работает Смешанная Российско-Израильская межправительственная Комиссия по торгово-экономическому сотрудничеству (МПК). В числе обсуждаемых в рамках МПК вопросов – перспективы запуска крупных российско-израильских проектов в таких областях, как ТЭК, производственное и транспортное строительство, телекоммуникации, медицина и медицинская промышленность, авиастроение, освоение космоса.

В октябре 2014 г. в Иерусалиме прошло 11-е заседание комиссии. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии России (Росстандарт) и Институт стандартов Израиля подписали план совместных работ на 2015-2016 гг. по реализации меморандума о взаимопонимании по сотрудничеству в области стандартизации и оценки соответствия от 28 ноября 2006 г. и соглашение о предоставлении национальных стандартов и другой нормативной документации для копирования, продажи на бумажном носителе и в электронном виде в формате PDF. В августе 2014 г. в Москве в ходе раунда экспертных переговоров был согласован текст Договора между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Израиля в области социального обеспечения. Представленный израильской стороной проект меморандума о взаимопонимании в области транспортной безопасности проходит внутриведомственное согласование. В рамках двусторонних консультаций между авиационными властями продолжается работа над новым межправительственным соглашением о воздушном сообщении.

В декабре 2014 г. ФТС России и Таможенное управление налоговой службы Государства Израиль договорились продолжить работу по согласованию проектов соглашения об обмене статистическими данными о взаимной торговле, а также протокола об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых между Россией и Израилем.

Активизации экономического партнерства в 2014 г. способствовали визиты в Израиль делегаций представителей российских регионов (Москва, Республика Башкортостан, Пензенская, Томская, Московская, Астраханская и Тульская области), в ходе которых обсуждались перспективы реализации инвестиционных проектов в субъектах Российской Федерации.

В апреле 2015 г. в Иерусалиме прошла очередная встреча экспертов Совместной исследовательской группы (СИГ) по рассмотрению целесообразности подписания Соглашения о свободной торговле между государствами – членами Евразийского экономического союза и Государством Израиль.


БИЛЕТ № 8

Турецкая Республика является одним из основных торгово-экономических партнеров Российской Федерации. По итогам 2013 г. объем товарооборота между двумя странами составил по данным 32,7 млрд. долл. США* с сохранением значительного положительного сальдо (18,2 млрд. долл. США) в пользу российской стороны. Удельный вес России во внешней торговле Турции составляет 8% (в экспорте – 4,3%, в импорте – 10%) и уступает лишь показателям Германии.

Продолжает действовать Среднесрочная программа торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики на 2012-2015 гг., заложившая основы двустороннего взаимодействия в сфере торговли, энергетики, промышленности, сельского хозяйства, туризма, регионального сотрудничества, транспорта, финансово-банковского сотрудничества.

Ведущим направлением торгово-экономического взаимодействия традиционно остается сотрудничество в области энергетики. Россия по-прежнему является главным поставщиком газа в Турции, в соответствии с долгосрочными контрактами экспортируя «голубое топливо» по Трансбалканскому газопроводу и трубопроводу «Голубой поток». Объемы закупок Турцией российского природного газа в 2013 г. составили 26,6 млрд. куб. м. Кроме того, Россией осуществляется экспорт сырой нефти (по итогам 2013 г. – 4-е место среди основных экспортеров сырой нефти в Турцию), нефтепродуктов и каменного угля.

В 2013 г. запущен совместный проект создания сборочного производства автомобилей «ГАЗель БИЗНЕС» российского холдинга «ГАЗ» и турецкой компании «Mersa Otomotiv» в провинции Сакарья, завершено приобретение российской компанией «ИНТЕР РАО ЕЭС» газовой электростанции «Trakya Elektrik» недалеко от Стамбула.

Основными направлениями турецких инвестиций в Россию по-прежнему являются текстильная, пищевая, химическая, деревообрабатывающая, электронная и электротехническая промышленность, производство строительных и отделочных материалов, автомобилестроение и производство автокомпонентов, сфера услуг, торговля, туризм, банковский сектор. Продолжается инвестирование в особые экономические зоны (ОЭЗ) России, прежде всего в Татарстане. В настоящее время число турецких резидентов на территории ОЭЗ «Алабуга» достигает 5 компаний с общим объемом инвестиций до 1 млрд. долл. США (производство металлических кузовных деталей для легковых автомобилей, автомобильного стекла, строительного (листового) стекла и зеркал, санитарно-гигиенической бумаги, переработка древесины).

На данный момент российско-турецкие отношения переживают не лучшие времена, и по новостям 14 декабря 2015 года сообщалось, что под запрет или ограничение могут подпасть финансовые и внешнеторговые операции, инвестпроекты, научное и техническое сотрудничество, туризм, воздушное сообщение – чартерное и регулярное, заход судов в порты России, могут быть приостановлены международные внешнеэкономические договоры, изменены ставки ввозных и вывозных пошлин. Все военное сотрудничество с Турцией также прекращено. Минстрой пообещал пересмотреть поддержку совместных строительных проектов, не исключив уход с рынка турецких строительных компаний, Ростуризм намерен прекратить туристическое сотрудничество с Турцией, Минсельхоз готовит предложения по ограничению импорта продовольствия.


БИЛЕТ № 9

В структуре взаимной торговли 87,6% египетского экспорта в Россию в 2013 г. составляли поставки продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (79% в 2012 г.), 4% пришлось на экспорт текстильных и швейных изделий и обуви (8,2% в 2012г.), 3,6% - на экспорт химической продукции (5,3% в 2012г.). В импорте из России 48,5% пришлось на поставки продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (в 2012 г. - 50,6%), в основном пшеницы. Импорт товаров этой группы из России уменьшился в 2013 г. по сравнению с 2012 г. на 56% и составил 908 млн. долл. США. Доля древесины и целлюлозно-бумажных изделий в египетском импорте из России выросла и составила в 2013 г. 24,0% (в 2012 г. - 13,5%), доля металлов и изделий из них также увеличилась и составила 20,2% (2012г.-11,8%). Резко упал в 2013 г. импорт из России минеральных продуктов, их доля 2,4% (21,4% в 2012 г.). Доля импорта машин и оборудования составила 1% (в 2012 г. - 0,7%).

Египетский рынок сохраняет свою историческую адаптированность в отношении целого ряда российских машин и оборудования: легковых автомобилей ВАЗ, кранов, вертолетов, гидроэнергетических агрегатов. Имеются перспективы для сотрудничества в области промышленной сборки в Египте, а также в продвижении высокотехнологичных российских товаров. Создание российской специализированной промышленной зоны в Египте позволило бы российским компаниям-участникам проекта увеличить свой экспорт не только в Египет, но и на рынки соседних стран. Осуществлению данного проекта могло бы способствовать применение существующих в России механизмов стимулирования экспорта отечественных производителей (субсидирование процентных ставок, экспортные гарантии и прямое экспортное кредитование т. п.), а также программы поддержки малого и среднего предпринимательства.

Еще одним эффективным инструментом продвижения российского экспорта машин, оборудования, услуг, технологий могло бы стать создание в Египте российского консультационно-проектного центра (КПЦ). Создание КПЦ позволило бы избежать дискриминации российских компаний при проведении международных тендеров на стадии проектирования. Центр смог бы специализироваться на разработке технических параметров инфраструктурных проектов, разработке и утверждении стандартной тендерной документации в области энергетики, железнодорожного строительства, средств коммуникации, ирригации, дорожного строительства, сооружения промышленных объектов, возведения жилой недвижимости, а также в вопросах содействия российским экономическим операторам при участи в тендерах на закупку товаров, оборудования, оказание услуг.

Сегодня у России открывается огромный простор для инвестиций в экономику Египта, начиная от инфраструктуры и заканчивая высокими технологиями, считают эксперты. Это направление на ближайшую перспективу будет являться абсолютным приоритетом в развитии двусторонних отношений. Египетское руководство не только стремится к созданию хороших условий для иностранных инвестиций, но имеется и особое стремление к тому, чтобы создавать хорошие и тесные деловые отношения именно с нашей страной. Мы сегодня находимся в той фазе истории, когда часть нашей планеты агрессивно, активно старается нас блокировать, не дать нам укреплять наш суверенитет. Так вот хотелось бы подчеркнуть, что Египет, напротив, приглашает нас быть активными постоянными партнерами не только в политике, но и в бизнесе.

Египет в последнее время активно демонстрирует симпатию к России и настрой на сотрудничество в разных сферах. Россия и Египет могут перейти к взаиморасчетам в рублях. Об этом рассказал изданию “Аш-Шурук” министр туризма АРЕ Хишам Заазу. По его словам, в условиях ослабления российской национальной валюты и для поддержания туризма из РФ две страны уже в феврале текущего года могут приступить к использованию рубля в качестве платежной единицы в туристической сфере и в торговле в целом.


БИЛЕТ № 10

Российская Федерация продолжает строительство крепких транспортных и логистических сетей со странами Персидского залива. Начало этим проектам было положено на закате Советского Союза, и они успешно развивались всё это время. Сегодня Россия продолжает укреплять связи со странами Персидского залива в целом ряде секторов.

Строительство международного транспортного коридора «Север — Юг» играет важную роль в укреплении связей между двумя регионами и позволит наладить канал поставок.

Сегодня Россия активно использует многочисленные транспортные и логистические возможности, которые предоставляют Объединённые Арабские Эмираты. В 2014 году объём торговли между двумя странами превысил два миллиарда долларов, и есть основание полагать, что в будущем эти объёмы будут только расти. Октябрьский визит в Сочи Его Высочества генерала шейха Мохамеда Бин Заеда и его встреча с президентом Владимиром Путиным продемонстрировала тёплые и дружеские отношения между двумя странами. Судя по всему, за этим последуют контракты с Роснефтью.

Российский экспорт в страны Персидского залива включает такие товары, как драгоценные металлы и камни, сталь и изделия из чёрного металла, машинное оборудование, транспортные средства, химические вещества, продукты питания, дерево, бумага и картон. ОАЭ, в свою очередь, инвестируют в целый ряд секторов российской экономики и планируют расширить своё присутствие в продовольственном секторе. Другие страны Персидского залива, скорее всего, последуют их примеру. И чем дальше Россия будет отдаляться от Запада, тем крепче будут её связи со странами Персидского залива.

Рынок стран Персидского залива обладает прекрасным потенциалом для российского бизнеса. Особенно многообещающими представляются области электроэнергетики, атомной энергетики и альтернативной энергетики, а также металлургия, гражданская авиация, строительство, освоение космоса и сельское хозяйство.

Страны Персидского залива являются привлекательным рынком для множества государственных и частных компаний России. Среди них Стройтрансгаз, Роснефть, Лукойл, РЖД, Магнитогорский металлургический комбинат, Гидромашсервис, Технопромэкспорт, Камаз и Вертолёты России. Предприятия среднего и малого бизнеса также вносят свой вклад в экономическое сотрудничество России и стран Персидского залива.

Используя растущие возможности морских и воздушных портов стран Персидского залива, Россия получает выход и на прилегающие регионы — Северную Африку и Южную Азию. А это, в свою очередь, позволит стране осваивать новые рынки.


БИЛЕТ № 11

 

Если рассматривать страны Магриба, то ситуация в экономическом отношении вырисовывается не слишком радужная. Дестабилизация обстановки в регионе сказалась и на торгово-экономических отношениях с Россией.

Самыми проблемными в этом плане оказались Алжир и Ливия. Сейчас все контракты, заключенные с Ливией, отложены до стабилизации ситуации в стране, и неизвестно, согласятся ли новые власти выполнять коммерческие соглашения на сумму примерно 10 миллиардов долларов, заключенные во время правления сверженного Муаммара Каддафи. Россия активизировала сотрудничество с Ливией в 2008 году. Триполи признал долг на сумму в $4,6 млрд, а в ответ Москва списала этот долг в обмен на новые контракты для российских компаний. Один из них — контракт «РЖД» на строительство 500-километрового участка железной дороги Сирт – Бенгази, общей стоимостью 2,2 млрд евро. Также российские компании участвуют в разработке ливийского шельфа, где сосредоточены большие запасы нефти и газа. Всего было заключено десять соглашений в сфере торгово-экономического и военного сотрудничества.

Алжир наряду с Египтом и Марокко в последние годы входил в тройку ведущих торговых партнеров России в Африке. Но в 2011 году ситуация изменилась в худшую сторону: взаимный товарооборот был представлен практически только российским экспортом, при этом он уменьшился на 32% до 798 миллионов долларов. Также под вопросом оказались контракты в сфере инвестиций России в газовый сектор Алжира. Более серьезная ситуация складывается в отношении сделок по поставкам российского вооружения, заключенных как и в случае с Ливией, в обмен на списание долга. По данным центра АСТ, общий объем продаж вооружений Алжиру равняется примерно 10 млрд долларов, из которых 4 млрд могут оказаться под угрозой, если ситуация в стране дестабилизируется настолько, что контракты будут сорваны.

Что касается других стран Магриба, то в 2010 году товарооборот между Россией и Марокко составил 937,4 млн. долл. Удельный вес России во внешнеторговом обороте Марокко составляет около 1%, и доля Марокко во внешнеторговом обороте России составляет около 0,1%. В том же 2010-м товарооборот между Россией и Тунисом составил 1,047 млрд. долл. В 2011 году объем товарооборота существенно не изменился.


БИЛЕТ № 12

ОПЕК – это постоянно-действующая межправительственная организация. Она была создана пятью странами-основателями (Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла) в сентябре 1960 года во время проведения конференции в Багдаде. В настоящее время членами организации являются 12 стран.

 

Сегодня самым главным вопросом мировой экономики является глобальный рост цен на нефть.

В данной ситуации ОПЕК и Россия неразрывно связаны одной общей целью - стабилизировать цены на углеводородное сырье на мировом рынке. Неприемлемо высокие цены не выгодны никому. Они подрывают устойчивость мировой экономики. И в конечном итоге скажутся отрицательно и на производителях.

Россия в данный момент старается действовать в рамках вышеуказанной логики и Энергетической стратегии Российской Федерации, которую недавно приняли и сделали открытой для мировой общественности.

Справиться с зависимостью от экспорта энергоресурсов, России пока не позволяет не только постоянное увеличение золотовалютных резервов Центрального банка, но и наличие Стабилизационного фонда.

Ясно, что в общих интересах и России, и ОПЕК, поддержать цены на нефть в заранее оговорённых пределах.

С одной стороны, цены на нефть должны покрывать производственные затраты и основные риски производителей. С другой стороны, цены не должны оказывать отрицательного влияния на развитие мировой экономики и, в частности, должны позволять осуществление инвестиций в развитие нефтяной промышленности.

Решить эти проблемы можно только объединенными усилиями стран-членов ОПЕК и независимых производителей. Взвешенная и кропотливая работа в этом направлении позволит добиться долгосрочного решения существующих проблем.


БИЛЕТ № 13

 

Торговля

По данным Федеральной таможенной службы России, в 2014 г. российско-индийский товарооборот составил $9,5 млрд. Россия экспортировала в Индию товаров на сумму $6,3 млрд, а импортировала из Индии на $3,2 млрд. По итогам 2014 г. Индия заняла 19-е место среди торговых партнеров России (1,2% от общего товарооборота). РФ, по данным индийской статистики, находилась на 34-м месте в списке внешнеторговых партнеров Индии (0,8% от общего товарооборота).

В январе-сентябре 2015 г. двусторонний товарооборот составил $5,7 млрд, сократившись на 10,9% по отношению к аналогичному периоду 2014 г. Экспорт России в Индию упал на 2,75%, импорт - на 27,08%.

Атомная энергетика

Наиболее крупные совместные проекты реализуются в сфере атомной энергетики. В 1998 г. стороны подписали соглашение о начале строительства АЭС "Куданкулам" в индийском штате Тамилнад. Россия обязалась выделить экспортный кредит в размере около $2,6 млрд, а индийское правительство - хранить и перерабатывать отработавшее ядерное топливо на территории Индии. Заказчиком АЭС выступила государственная Индийская корпорация по атомной энергии.

В апреле 2014 г. между Россией и Индией была достигнута договоренность о сооружении второй очереди АЭС - третьего и четвертого энергоблоков мощностью 1 тыс. МВт каждый. Их предполагаемая стоимость - около $6,4 млрд, из них $3,4 млрд будут получены из российских кредитов. Строительство начнется в марте 2016 г.

Документы о поставке оборудования для второй очереди АЭС "Куданкулам", а также о строительстве более 20 атомных энергоблоков на других площадках в течение 20 лет были подписаны во время официального визита Владимира Путина в Индию 11 декабря 2014 г. В ходе визита заместителя главы "Росатома" Николая Спасского в Индию 7-8 декабря 2015 г. Россия и Индия объявили о готовности подписать генеральное рамочное соглашение о возведении пятого и шестого блоков АЭС "Куданкулам".

Нефтегазовая отрасль

С 2001 г. крупнейшая государственная нефтегазовая корпорация ОНГС (ONGS, Oil and Natural Gas Corporation Ltd.) участвует в проекте "Сахалин-1" (ОНГС принадлежит 20% акций). В его рамках в Индию ежегодно поставляется более 1 млн тонн нефти. 13 января 2009 г. ОНГС приобрела группу компаний "Империал энерджи" (Imperial Energy), которая занимается разведкой и добычей нефти в Томской области.

В ноябре 2012 г. "Газпром" заключил с индийской компанией "Гэйл" (GAIL) контракт на поставку сжиженного природного газа. С 2019 г. "Газпром" в течение 20 лет будет поставлять в Индию 3,5 млрд кубометров газа в год. Сумма контракта оценивается в $1,6-1,8 млрд в год.

В июле 2015 г. "Роснефть" и индийская корпорация "Эссар" (Essar) подписали контракт на поставку в Индию 100 млн тонн нефти в течение 10 лет (дата начала поставок и цена контракта не разглашаются). Тогда же компании подписали документ о вхождении "Роснефти" в уставной капитал индийского нефтеперерабатывающего завода в г. Вадинар.

В сентябре 2015 г. ОНГС и "Ванкорнефть" (добывающее предприятие "Роснефти") заключили сделку о приобретении индийской компанией 15% в Ванкорском месторождении (Красноярский край) за $1,27 млрд. В настоящее время интерес к покупке 5-10% акций "Ванкорнефти" проявляет другая индийская государственная нефтяная корпорация - ИОК (IOC, Indian Oil Corporation). ИОК совместно с компанией "Ойл Индия лимитед" (Oil India Ltd.) также ведет переговоры с "Роснефтью" о приобретении 20% в месторождении Таас-Юрях в Восточной Сибири.

"Роснефть" и "Газпром" совместно с индийскими компаниями готовят проекты по освоению арктического шельфа.

"Зарубежнефть" планирует участвовать в разработке индийских месторождений, а также предоставлять буровые суда для работы на индийском шельфе.

Продовольствие

В июле 2015 г. "Росатом" объявил о планах создать в Индии сеть центров радиационной стерилизации, которые будут осуществлять обеззараживание продовольственных товаров и продуктов питания ионизирующим излучением, в частности, продуктов, идущих на экспорт. Предполагается, что 10 таких центров будет создано в штатах Тамилнад, Керала, Карнатака, Андхра-Прадеш и Махараштра. Управлять ими будет совместная российско-индийская компания, созданная компанией "Русатом Оверсиз" (в составе госкорпорации "Росатома") и индийская "Гамма тек Индия прайвит лимитед" (Gamma Tech India Private Ltd). В этот проект планируется вложить $6,83 млн.

В ближайшее время Индия намерена подписать документ по обеспечению безопасности экспортируемой в Россию молочной продукции и начать поставлять на российский рынок твердые сыры.

Фармацевтика

Индия проявляет интерес к участию в выполнении российской программы "Фарма-2020" (стратегия развития фармацевтической промышленности РФ до 2020 г.; принята правительством РФ в 2010 г.). 18 ноября 2011 г. был подписан межправительственный меморандум о сотрудничестве в области фармацевтики и биофармацевтики. Сегодня Индия является третьим по величине поставщиком лекарственных препаратов в РФ (после Германии и Франции). По данным Федеральной там



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.55.22 (0.017 с.)