Билеты по социологии. Автор – Валерий Стариков.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Билеты по социологии. Автор – Валерий Стариков.



Билеты по социологии. Автор – Валерий Стариков.

Билеты составлены на основе учебника Смелзер “Социология”, работ, М. Вебера, О. Конта, П. Сорокина, Э. Дюркгейма.

Список билетов

Билет 1. Социология О. Конта. и Г. Спенсера.

Билет 2. Социальная структура. Основные понятия социологии.

Билет 3. Основные школы и направления в западной академической социологии.

Билет 4. Причины самоубийств по теории Э.Дюркгейма.

Билет 5. М. Вебер о протестантской этике и духе капитализма..

Билет 6. Социология революции Питирима Сорокина.

Билет 7. Социальный статус и социальная роль.

Билет 8. Социальный конфликт и социальный контроль.

Билет 9. Социальное неравенство.

Билет 10. Социальная стратификация.

Билет 11. Социальная мобильность, ее виды и параметры.

Билет 12. Социальные организации, их типы, особенности строения.

Билет 13. Трактовки социального взаимодействия в социологических теориях (теории

социального обмена и символического интеракционизма).

Билет 14. Малая социальная группа: понятие, основные характеристики. Виды малых групп.

Билет 15.. Социализация личности: содержание, механизмы и основные агенты.

Билет 16. Социологические механизмы возникновения отклоняющегося поведения личности.

Билет 17. Формационная теория развития общества.

Билет 18. Азиатская формация.

Билет 19. Цивилизация как социологическое понятие. Цивилизационные теории в социологии.

Билет 20. Эволюционные теории развития общества.

Билет 21. Описание постиндустриального общества

Билет 22. Виды и типы прикладных социологических исследований*.

Билет 23. Социальные движения

Билет 24. Семья

Билет 25. Демографический кризис современного общества.

Билет 1. Социология О. Конта. и Г. Спенсера.

Биографии Огюста Конта и Герберта Спенсера.

Годы жизни Конта: 1798-1857. Он жил во Франции. По типу личности он был теоретиком. Он окончил политехническую школу в Париже и был секретарём Сен-Симона. В 1824 г. между ними вспыхивает ссора по поводу авторских прав на работу Конта «Система позитивной политики», Конт назвал Сен-Симона «шарлатаном». Конт стал основоположником новой науки – социологии, построенной на принципах позитивизма, то есть на принципах опоры на опыт и эксперимент, а не на абстрактные рассуждения при исследовании общества. Конту не везло в личной жизни. Первая жена – Каролин Массэн - была бывшей проституткой и несколько раз уходила от Конта. Брак с ней был главной ошибкой в жизни Конта. Вторая жена – Клементина де Во – умерла от туберкулёза у него на глазах через год после объяснения в любви, после этого Конт её просто боготворил. Конт получает нервное расстройство и попадает в больницу после первого бегства Каролин Массен и переутомления от напряжённой мыслительной работы. Он выходит оттуда через восемь месяцев, не выздоровев, и спустя некоторое время пытается покончить жизнь самоубийством. Чтобы избежать новых обострений болезни, Конт начинает придерживаться сурового режима в мыслительной деятельности. Преподавательская карьера и материальное положение Конта были не вполне удачными. Вначале он зарабатывал на жизнь частными уроками математики, чтением публичных лекций по позитивной философии. Он безуспешно просил предоставить ему кафедру математического анализа и кафедру геометрии в Политехнической школе, но сумел получить только должность репетитора по анализу и механике, а затем должность экзаменатора приёмной комиссии в этой школе. После потери этих должностей он последние годы своей жизни жил на деньги своих учеников и спонсоров. В конце концов, Конт объявляет себя пророком новой религии разума и заявляет о своём убеждении, что ещё до 1860 года он будет проповедовать позитивизм в соборе Парижской богоматери как единственную и совершенную религию. Некоторые ученики были шокированы подобными заявлениями и вышли из его кружка. Он умер в окружении учеников, которые остались ему верны.

Его лучшим учеником стал англичанин Спенсер. Годы жизни Спенсера: 1820-1903. По типу личности он был техником, поэтому имел казённый стиль сочинений, не умел отказываться от устаревших взглядов и не любил гуманитарных наук. Спенсер тоже страдал от нервного переутомления. При жизни Конт был малоизвестен и имел плохую репутацию. Но его идеи сумел опубликовать и прославить Спенсер, у которого для этого было то, чего не было у Конта – влиятельные американские друзья и деньги. Спенсер из-за плохого здоровья получил только домашнее образование, работал инженером на железной дороге, а затем редактором и писателем. Спенсер, как и Конт, фактически был талантливым самоучкой. Спенсер был «кабинетным» учёным и затворником. Он увлёкся теорией эволюции Чарльза Дарвина и хотел её применить к обществу и всей Вселенной. Спенсер стал автором выражения «Выживает сильнейший», американские переселенцы и миллионеры относили это выражение по своему адресу. Известно, что этими идеями были очарованы американские писатели Джек Лондон (рассказ «Жажда жизни») и Теодор Драйзер (трилогия “Финансист”, “Титан”, “Стоик”).

Место социологии среди других наук.

Конт открыл основной закон развития познания, который проявляется в том, что познание проходит через три теоретических состояния:

1) теология,

2) метафизика,

3) позитивная наука.

Проще говоря, сначала человек для объяснения грозных сил природы использует образ бога, затем – абстрактные отвлечённые идеи природы, материи, абсолютной идеи, и наконец, он ограничивается наблюдениями конкретной реальности и установлением законов природы. Позитивист отказывается от поиска метафизических конечных причин и истин в последней инстанции, отказывается давать бесполезные абстрактно-схоластические определения материи и движения, отказывается от поиска причины и предназначения Вселенной. Лозунг третьего этапа: «Ближе к жизни! Нужны прогнозы и результаты!». Философия, как физика и биология, должна выйти на третий этап и стать социологией, хотя некоторые отсталые философы и сегодня остаются на втором этапе и продолжают «вещать» со свалки истории. Призыв Конта привёл к подлинной научной революции в философии.

Конт построил иерархию, лестницу наук, где каждая последующая ступень опирается на предыдущую ступень:

· математика,

· астрономия,

· физика,

· химия,

· биология,

· социология.

Таким образом, социология опирается на биологию. Кстати, такая школа в академической социологии, как социал-дарвинизм, пыталась применить биологическую теорию Дарвина к обществу. Конт презирал историческую науку, как чисто описательную, и историков, как безвестных «подёнщиков науки», погружённых в сомнительную учёность, которых презирает всякий, кто одним махом постиг самый главный закон становления истории. Начало 19 века – это переломный момент, когда заканчивается период теологического военного общества и начинается второй период научного индустриального общества, Во втором периоде учёные заменяют жрецов и теологов, предприниматели заменяют военных. Этот строй будет построен сначала в Европе, а затем во всём мире. Таким образом, Конт предсказал пришествие нового этапа развития общества – капитализма.

Существует три уровня теоретического обобщения в социологии:

Билет 2. Социальная структура. Основные понятия социологии.

Механицизм.

Главная мысль механицизма: общество похоже на агрегат элементов, каждый из которых можно изучать независимо друг от друга. Людей можно изучать независимо друг от друга как молекулы газа.

Авторы, которые работали в рамках этого направления: Г. Ч. Кери, Л. А. Кетле.

Кетле даже пытался объяснить общественную жизнь законами физики и установил статистическую взаимосвязь между видами преступлений, полом, происхождением, возрастом, местом проживания преступника. Из этого Кетле сделал вывод, что определённое число и определённые виды преступлений сопровождают общество с необходимостью закона природы. Чтобы описать общество, нужно обнаружить характеристики «среднего человека».

Аксиология.

Главная мысль: человек смотрит на мир через призму своих оценок (эта вещь хороша, а эта – плоха) и действует в соответствии с этими оценками. Он стремится достичь хорошего и избежать плохого. Системы ценностей в разные эпохи отличаются друг от друга. Система ценностей навяывается человеку его окружением в процессе социализации, в процессе усвоения норм.

Функционализм.

Главная мысль: каждая организация, каждый обычай, идея или верования имеют свою функцию в обществе.

Авторы: Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, Б. Малиновский, А.Р. Радклифф-Браун, Р.К. Мертон, П. Штомпка, Т. Парсонс.

Малиновский и Радклифф-Браун были антропологами и доказывали это положение на примере обычаев, обнаруженных ими в примитивных обществах Меланезии и Адаманских островов. Социальные явления, которые не имеют своей функции, например конфликты, являются дисфункцией и должны исчезнуть. По мнению Дюркгейма, отказ человека от исполнения своих семейных и религиозных функций приводит к одиночеству и, в конце концов, к самоубийству. Таким образом, общество мстит человеку за отказ от исполнения функций. Функция преступления состоит в том, что наказание за это преступление позволяет людям подтвердить правила, запрещающее преступление. Разделения труда между людьми в обществе не было в первобытном обществе, где люди были похожи друг на друга. В современном обществе над людьми витает общественное мнение и диктует людям поступки.

Ошибки структурного функционализма: недооценка роли конфликтов в обществе, использование чрезмерно абстрактных понятий, отсутствие классификации ступеней развития общества.

Школа конфликта.

Главная мысль: социальные конфликты неизбежны, но их нужно улаживать. Козер считал, что конфликты дают дорогу крупным инновациям, предотвращают «окостенение» общества, являются причиной развития общества. Функции конфликтов, по мнению Козера, состоят в том, что,

· они способствуют разрядке напряжённости и являются «отводными каналами»,

· через конфликты лучше узнают друг друга. Дарендорф считал, что конфликт – это результат сопротивления отношениям господства и подчинения, что конфликты – это генератор изменений, что подавление конфликта ведёт к его обострению, а улаживание – к контролируемой эволюции.

Подчинённый на работе человек может успокоить своё тщеславие тем, что станет лидером и контролёром во внерабочее время - в спортивной команде, в церковной общине, в партийной организации и т.п. На причины конфликтов влиять невозможно, но можно снизить интенсивность протекания конфликтов. Государство, суд, пресса – эти институты улаживают конфликты. Гайгер считает, что в 20 в. методы, орудия и техника классовой борьбы были официально признаны и законодательно оформлены обществом, благодаря этому они поставлены под контроль. Классовая борьба сегодня протекает по определённым правилам и, поэтому, утратила своё остриё. Капитал и труд заключают взаимные компромиссы, ведут переговоры о разрешении споров и таким способом определяют условия труда – уровень заработной платы и продолжительность рабочего дня. Западу больше не угрожает социалистическая революция, поэтому Маркс ошибся в своих прогнозах. Существуют три метода разрешения конфликта – метод избегания, завоевание или покорение.

Авторы школы конфликта: Л. Козер, Г. Зиммель, Р. Дарендорф, Т. Гейгер.

По нашему мнению, конфликт может быть улажен только тогда, когда проигравший признает тот факт, что он стал объектом контроля со стороны победителя или уступил свою сферу влияния победителю. До момента этого признания цель уладить конфликт является невыполнимой задачей. Можно уладить только лишь вопрос о цене за готовность починяться.

Технологический детерминизм.

Главная мысль: техника развивается независимо от воли человека по закону бесконечного совершенствования технических параметров.

Вывод: этот прогноз о передаче власти технократам в результате революции менеджеров оказался утопией.

Интегративная теория.

Многие социологи пытались создать теорию синтеза этих школ и направлений в социологии, чтобы объединить в одной теории всё лучшее, что накоплено в других школах. Парсонс пытался это сделать на основе объединения аксиологии и структурно-функционального анализа. Хоманс пытался это сделать на основе теории обмена. Наш вариант интегративной теории представлен в теории взаимосвязи принципов социального конфликта и контроля. .

Определения.

Существуют два способа развития социальной структуры – мирная реформа и социальная революция.

Мирная реформа (от латинского reformo – преобразовываю) – это такой способ развития социальной структуры, при котором нововведения проводятся сверху, со стороны правительства, мирным путём.

Социальная революция (от латинского revolution - поворот, изменение) – это такой способ изменения социальной структуры, при котором нововведения проводятся часто снизу путём массовых беспорядков или вооружённого захвата власти.

Возможным следствием революции является возникновение гражданской войны и огромного количества жертв. Все реформаторы и революционеры обычно говорят о том, что являются сторонниками прогрессивного развития или наведения порядка, но результат реформы или революции может быть различным. Таким результатом может быть прогресс, регресс или отсутствие развития социальной структуры. В случае регресса или отсутствия развития можно говорить о провале реформы или революции. Например, Октябрьская революция 1917 г. в России на деле привела к регрессу социальной структуры, к отмене великих социальных изобретений – рынка, экономического контроля, представительной демократии, к отмене капитализма и построению азиатской формации в России, а реформы Ельцина восстановили эти великие социальные изобретения и являются прогрессивными. Социологию революции создал П. Сорокин.

Причины революции.

Для сравнения можно привести мнение Ленина о причинах революционной ситуации. Эксплуатируемые и угнетённые массы или «низы» осознали невозможность жить по-старому и требуют изменения, а «верхи» или эксплуататоры не могут управлять по-старому. Обострение выше обычного нужды и бедствий угнетённых классов. Усиление революционной активности трудящихся масс. Итак, в период революционной ситуации «верхи не могут, а низы не хотят существовать по-старому».

Сорокин называет две причины революции:

· Ущемление базовых инстинктов у большинства населения.

· Дезорганизация власти и социального контроля.

Почему ущемление базовых инстинктов всегда ведёт к революции? Потому что это вынуждает человека искать выхода из безнадёжного положения. Голод ослабляет тормоза, которые удерживают его от воровства, поедания недоброкачественной пищи с помойки, грабежа и убийства. Из-за голода законопослушный гражданин становится вором и бандитом, работник становится попрошайкой, верующий прекращает поститься, аристократ отправляется на рынок продавать пару штанов. Полное исчезновение тормозов в поведении людей может привести к распаду общества, когда человек полностью срывает «одёжки» цивилизованного поведения и превращается в «бестию», т. е. в зверя, которому всё позволено – убийство, насилие, грабёж.

Виды ущемлённых инстинктов, как первая причина революции:

· Голод, как подавление пищеварительного инстинкта. Голод предшествовал всем революциям, особенно голод на фоне аристократического обжорства на пирах. Например, Февральская революция 1917 г. в России началась стихийно из-за хлебных очередей за дешёвым хлебом на фоне ресторанов, в которых пировали аристократы. Февральскую революцию никто не готовил, а Ленин был в эмиграции в Швейцарии и узнал о начале революции в России из газет. Император Николай 2 был в штабе армии в Могилёве и начало революции прозевал.

· Обнищание, как подавление импульса собственности. Пролетариат в России был беден как «церковная крыса». История взгромоздила его на «кровать из гвоздей». Революционные армии чаще всего были составлены из бедняцких слоёв, которым нечего терять, но которые могут приобрести всё. Солдаты революционной армии – это всегда нищие и рабы. Маршалы революционной армии – это неудачники из элиты, у которых легальная карьера не получилась по различным причинам и которые готовы шагать к власти по трупам. Например, у Ленина легальная карьера юриста не получилась из-за брата Александра Ульянова, который готовил покушение на Александра 3, был арестован и казнён в 1887 г. После этого Ленина вышвырнули отовсюду, и об успешной легальной карьере нужно было забыть, хотя Ленин был сыном дворянина инспектора народных училищ Симбирской губернии Ильи Николаевича Ульянова. У Льва Троцкого легальная карьера не получилась из-за еврейской национальности и эпилепсии, хотя его отец был богатым земледельцем и крупным арендатором в Херсонской губернии. Иосиф Сталин был родом из «нищего сословия», его отец был сапожником, страдал алкоголизмом и часто бил сына, по этой причине сын вырос таким злобным и мстительным. Сталин был отчислен из духовной семинарии за неявку на экзамен. Он имел шесть судимостей за вымогательство (за «экспроприацию») и пять побегов из ссылки. Его особые приметы, известные из полицейского досье – на левой ноге шесть пальцев, левая рука – сухая, рябое лицо как последствие перенесённого заболевания оспой. Таким образом, Сталин, в отличие от Ленина и Троцкого, был люмпеном, происходил из низшего социального слоя, к которому относятся преступники и безработные.

· Неудачная война и государственный террор, как подавление инстинкта самосохранения. Неудачные войны предшествуют революциям. Война превращает солдат в беснующиеся толпы сумасшедших. Именно это произошло с русскими солдатами в 1917 г. и с немецкими солдатами в 1918 г. Солдаты бросают фронт и с яростью набрасываются на правительство. Примеры таких революций: Парижская коммуна после франко-прусской войны, Жакерия во Франции и восстание Уота Тайлера в Англии после Столетней войны, Первая Смута в России после Ливонской войны, реформы Александра 2 после Крымской войны, революция 1905 г. в России после русско-японской войны, Февральская революция 1917 г. в конце 1 мировой войны, «перестройка» Горбачева и реформы Ельцина после советско-афганской войны. Сказанное можно отнести и на счёт деспотических режимов, Такие режимы постоянно «беременны» революцией.

· Цензура и запрет на миграцию, как подавление импульса свободы. Поэт В.Маяковский восславил Октябрьскую революцию из-за цензурных запретов на его публикации до революции.

Представители такой национальности, как евреи имели следующие ограничения в правах:

а), Запрет на миграцию из западных областей в центральную Россию или черта оседлости.

б), запрет быть избранным городским головой, т. е. выборным главой городской администрации,

в), квота для евреев при поступлении в университет – 5%,

г), запрет иметь землю в частной собственности.

Поэтому многие евреи стали революционерами и считали революцию формой борьбы за своё национальное равноправие. Например, евреями были такие большевики, как Л.Д.Троцкий (настоящая фамилия - Бронштейн), Я. М. Свердлов, Л. Б. Каменев (настоящая фамилия – Розенфельд), Г. Е. Зиновьев (настоящая имя – Радомысльский Овсей-Герш Аронович), такой меньшевик, как Ю.О.Мартов (настоящая фамилия – Цедербаум), такой руководитель боевой организации эсеров и провокатор Е. Азеф. Даже у Ленина дед по матери был крещёным евреем по имени Александр Дмитриевич (Израиль Мойшевич) Бланк. Такие лидеры ЧК, как Ягода, Урицкий, Володарский тоже были евреями. Расстрелом Николая 2 и его семьи руководил еврей Юровский.

· Сословные ограничения, как подавление инстинкта самовыражения. Они мешали людям из низов занять статус, соответствующий их талантам, поэтому прирождённый правитель, ставший простым рабочим, обернётся лидером конспиративной организации, «Цицерон» станет пропагандистов.

Это подлинные причины революции, а предлог может быть совершенно другим – ссора вокруг религиозных догм или созыв Генеральных штатов. Идеология определяет выбор лозунгов – «Святая земля», «Истинная вера», «Республика», «Социализм». Идеология определяет выбор популярных героев – Христос, Гус, Руссо, Лютер, Маркс, Толстой или Либкнехт. Идеология определяет выбор основной идеи – толкование Евангелия, национальная идея, теория прибавочной стоимости или капиталистическая эксплуатация. Идеология определяет выбор эмблемы – «красный фригийский колпак» (опознавательный знак французских революционеров-якобинцев), «чёрная рубаха» (форма итальянских фашистов Бенито Муссолини), «пятиконечная звезда» (знак принадлежности к красно армии).

Определения.

Социальный конфликт – это вид социального взаимодействия, при котором участники пытаются одержать победу над своими противниками с помощью различных средств с целью физического уничтожения противника, превращения его в объект контроля или завоевания чужой сферы влияния и ресурсов.

Социальный контроль – это вид социального взаимодействия, при котором контролёр принуждает объект контроля к выполнению норм с помощью угрозы применения положительных или отрицательных санкций, с помощью внедрения стереотипов.

Таким образом, в отношениях социального контроля существует два статуса – контролёр и объект контроля.

Санкция – это награда или наказание, таким образом, санкции бывают положительные или отрицательные.

Нормы – это правила поведения.

Стереотип – это образец для подражания, который внедряется в сознание людей через средства массовой информации и культуры.

Временная последовательность механизма контроля с помощью угрозы применения санкций состоит из трёх этапов:

трансляция норм,

· надзор за исполнением норм,

· применение отрицательных санкций против нарушителей норм и положительных санкций для послушных исполнителей норм.

В социологической литературе отсутствует описание логического принципа взаимосвязи между понятиями социальный конфликт и социальный контроль. Эти понятия рассматриваются в отрыве друг от друга. В обнаружении сущности этой взаимосвязи состоит теоретическая новизна нашего подхода. Именно понимание сущности этой взаимосвязи позволяет решить все вышеперечисленные проблемы конфликтологии. Сущность этой взаимосвязи состоит в следующем. С одной стороны, победитель в конфликте становится контролёром до следующей вспышки конфликта, а проигравший становится объектом контроля, проигравший вынужден погибнуть или уступить победителю сферу влияния. С другой стороны, контролёр вынужден поддерживать оптимальный уровень строгости санкций социального контроля, т.к. слишком строгий или слишком мягкий уровень строгости вызывает новую вспышку конфликта из-за того, что объект контроля в этом случае начинает сомневаться в способности контролёра выполнять свои функции. В случае слишком сурового контроля объект контроля идёт на конфликт с контролёром из-за чувства отчаяния и решает рискнуть своей жизнью, достижениями в карьере или заработной платой ради освобождения от слишком сурового контроля. В случае слишком мягкого контроля объект контроля получает надежду на победу над контролёром, т.к. начинает считать контролёра слишком слабым и неспособным применить наказания. Например, учащиеся устраивают срыв урока в случае тиранического или попустительского стиля наведения порядка на уроке со стороны педагога. По нашему мнению, социальный конфликт и социальный контроль – это главные понятия в социологии, хотя Смелзер и Масионис таким главным понятием считали понятие культура.

Имеют ли конфликты пользу?

С точки зрения представителей такого направления в академической социологии, как структурный функционализм, каждый обычай, каждая организация имеют свою функцию в обществе, конфликты не имеют пользы и функции в обществе, поэтому их нужно искоренять. В первой половине 20 века интенсивно развивались прикладные социологические исследования конфликтов в малых группах и производственных организациях, конфликтов в форме забастовок, демонстраций протеста, бунтов и военных столкновений. Целью этих исследований стало выяснение причин конфликтов и поиск эффективных методик их разрешения. При этом конфликты рассматривались как негативные процессы, сдерживающие развитие общества. Т. Парсонс видел главную задачу социологии в поддержании бесконфликтных отношений между различными элементами общества с целью поддержания равновесия, взаимопонимания и сотрудничества. По его мнению, функцию урегулирования конфликтов выполняют правовые институты, религия и обычаи. По мере своего развития общество становится всё менее конфликтным. Эта концепция Т. Парсонса подвергалась обоснованной критике за «нежизнеспособность».

С противоположной точки зрения, которая принадлежит представителям школы конфликта в академической социологии, конфликты в обществе неизбежны, но их нужно улаживать, конфликты в обществе имеют и пользу, и вред. Л. Козер указывал на негативные и позитивные функции конфликта. Негативные функции конфликта - это ухудшение социального климата, снижение производительности труда, увольнение части работников в целях разрешения конфликта, неадекватное восприятие конфликтующими сторонами друг друга и уменьшение сотрудничества между ними, материальные и эмоциональные затраты на разрешение конфликта. Позитивные функции конфликта – это то, что конфликт является причиной изменения и развития социальной системы, источником инноваций, он позволяет строить иерархию внутри социальных групп, создать организацию, сплотить коллектив единомышленников, он позволяет человеку проявить свою активность, тем самым, он стимулирует развитие личности, воспитывает самоуважение, стойкость, мужество и лидерские качества, развязывание конфликта снимает подспудную напряжённость и даёт выход энергии. Мы полностью согласны с точкой зрения школы конфликта. Польза и функция конфликта состоит в том, что с его помощью происходит развитие общества и естественный отбор претендентов в контролёры, поэтому полное искоренение конфликта является утопией, конфликт является необходимым элементом социальной структуры.

Два типа конфликтов.

Конфликты делятся на два типа:

· Конфликты, которые ведутся без правил и без арбитра. Иногда они ведутся до полного физического уничтожения проигравшей стороны конфликта.

· Конфликты по правилам, где существует арбитр, который следит за соблюдением правил игры и присуждает победу. Такие конфликты никогда не заканчиваются уничтожением проигравшей стороны конфликта.

В живой природе применялся только конфликт первого типа. Охота чаще всего заканчивается смертью животных от рук человека, но очень редко – помещением животных в зоопарк. Даже в сфере охоты и рыбной ловли сегодня введены правила, которые запрещают охоту на редких животных, занесённых в Красную книгу, которые запрещают охоту и рыбную ловлю в определённые периоды времени – период нереста рыбы, гнездования птиц и т. д. В 20 веке самые варварские виды оружия массового поражения были запрещены или ограничены и приняты правила обращения с военнопленными. Рыцарский поединок или дуэль проходили по правилам, за соблюдением которых следили секунданты. После дворцового переворота или после заговора с целью захвата власти свергнутого правителя обычно уничтожают, т. к. он представляет слишком большую опасность для заговорщиков в случае его возвращения к власти. Например, в России Лжедмитрий 1, Пётр 3, Иван Антонович, Павел 1, Николай 2 были убиты в ходе или после переворота. В качестве исключения из общего правила, Василий Шуйский был отправлен в монастырь, Хрущёв – на пенсию. Борьба бюрократических клик идет без правил, т. к. она идёт скрытно, проигравших соперников не уничтожают, а увольняют. В моральной ссоре арбитром является малая группа, которая и присуждает победу. Правила игры и суд существуют на выборах и рынке, в религиозном конфликте, творческом конкурсе и научном споре. Развитие общества приводит к сокращению сферы распространения борьбы без правил и к расширению сферы распространения тех видов конфликта, где существуют арбитр и правила игры.

В качестве заключения следует отметить, что выше были представлены наши ответы на все спорные вопросы в конфликтологии.

Критерии неравенства.

М. Вебер выделил три критерия неравенства:

· Богатство.

· Престиж.

· Власть.

Б. Барбер добавил ещё три менее важных критериев неравенства:

· Уровень образования.

· Степень религиозной или ритуальной чистоты при кастовом строе в Индии.

· Ранжирование по родственным и этническим группам.

С помощью первого критерия можно измерить степень неравенства по разнице в доходах. С помощью второго критерия – по разнице в почёте и уважении. С помощью третьего критерия – по количеству подчинённых. Иногда обнаруживается противоречие между критериями, например, профессор и священник сегодня имеют невысокий доход, но пользуются большим престижем. Главарь мафии богат, но его престиж в обществе минимален. Богатые люди по статистике живут дольше и меньше болеют. На карьеру человека оказывает влияние богатство, раса, образование, род занятий родителей и личная способность руководить людьми. Высшее образование позволяет легче продвигаться по служебной лестнице в крупных компаниях, чем в мелких.

Фигуры неравенства:

· Пирамида.

· Ромб.

Ширина фигуры по горизонтали означает количество людей с данным размером дохода. На вершине фигуры находится элита. За последние сто лет западное общество проделало эволюцию от пирамидальной структуры к ромбовидной. В пирамидальной структуре существует громадное большинство бедного населения и маленькая кучка олигархов. В ромбовидной структуре велика доля среднего класса. Ромбовидная структура является более предпочтительной по сравнению с пирамидальной, т.к. в первом случае многочисленный средний класс не позволит кучке бедняков устроить гражданскую войну. А во втором случае громадное большинство, состоящее из бедняков, может легко опрокинуть социальную систему, устроить гражданскую войну и бессмысленную бойню. Задача Российского общества состоит в том, чтобы перейти от треугольной фигуры неравенства, которая существует в России сегодня, к ромбовидной. Говоря проще, нужно немножко поделиться богатством с бедными, господа олигархи!

Билет 10. Социальная стратификация.

Социальная стратификация – это расслоение общества. У.Л.Уорнер выдвинул теорию о престиже различных слоёв общества на основе высказываний людей друг о друге. В России сегодня существует пять слоёв общества, первого слоя (богатых аристократов) в России не существует, т.к. большевики их уничтожили или выслали их из страны, те аристократы, которые сегодня вернулись из-за рубежа, не обладают большим богатством. Население современного западного общества делится на шесть слоёв:

· Высший слой высшего класса – это богатые аристократы, например, принц Чарльз.

· Низший слой высшего класса – это миллионеры в первом поколении, которые часто связаны с преступным миром, выставляют напоказ своё богатство, сумели «прорасти сквозь асфальт, иногда связаны с преступным миром, обладают сильным характером, наглостью и феноменальной предприимчивостью. Например, миллионер Брынцалов демонстрировал по телевидению свой дорогой коттедж и золотой унитаз, нефтяной олигарх Ходорковский оказался на скамье подсудимых за махинации в процессе незаконной приватизации и неуплату налогов, нефтяной олигарх Абрамович купил английский футбольный клуб «Челси».

· Высший слой среднего класса – это высокообразованные интеллектуалы (врачи, юристы) и деловые люди (владельцы капитала). Эти интеллектуалы сумели изобрести выдающееся изобретение и получить большую прибыль от продажи этого изобретения. Например, Бил Гейтс изобрёл компьютерную программу Windows и стал самым богатым человеком в мире, глазной врач Фёдоров применил конвейер («ромашку») в процессе хирургической операции, что позволило снизить стоимость операции.

· Низший слой среднего класса – это канцелярские служащие, секретари, кассиры, рядовые врачи, школьные учителя и другие «белые воротнички». В России они имеют низкий доход.

· Высший слой низшего класса – это квалифицированные рабочие («синие воротнички»). К ним относятся квалифицированные электрики, слесари по ремонту контрольно-измерительных приборов и автоматики, сварщики, токари, водители автомобилей и т.д.

· Низший слой низшего класса – это бездомные бродяги, нищие, преступники и безработные.

Касты.

Кастовый строй неизбежно приводит к вырождению, к бессилию элиты и к восстаниям плебеев, которым вопреки их потребностям запрещено делать легальную карьеру. По этим причинам внешний враг может легко завоевать кастовое общество, элита такого общества является слабой и изнеженной, а плебеи ненавидят свою элиту. Кастовый строй построен на пороховой бочке. Кастовое общество в Индии было легко завоёвано мусульманами под руководством Бабура-завоевателя, а затем англичанами с помощью сипайских армий, где рядовыми солдатами были сами индусы. В Индии было четыре основных каст (варн – от санскритского «цвет»):

· Брахман или жрец, он носил одежду белого цвета.

· Кшатрий или воин, одежда красного цвета.

· Вайшья или земледелец, ремесленник и купец, одежда жёлтого цвета.

· Шудра или слуга, одежда чёрного цвета.

Кроме этих четырёх каст был ещё социальная группа изгоев – чандала или «неприкасаемых», их обязанностью было собирать мусор и трупы падших животных на улицах города. Исследователи из Института человеческой генетики Университета Юта взяли пробы крови у представителей различных каст и сравнили их с генетической базой данных африканцев, европейцев и азиатов. Сравнительный генетический анализ по материнской и отцовской линиям, произведенный по пяти наследственным признакам, позволил обоснованно утверждать, что люди высших каст явно ближе к европейцам, а низших — к азиатам. Среди низших каст в основном представлены те народы Индии, которые населяли её до вторжения арийцев — носители дравидийских языков, языков мунда, андаманских языков. В феодальной Японии группу изгоев называли «буракуминами». Каждая каста делится на сотни субкастовых групп (или джати). Представителю каждой касты от рождения предназначена определённая профессия (парикмахер или специалист по выделке кожи). Он должен выбрать супруга только из своей касты. Представители каждой касты живут в изолированных районах, чтобы представитель высшей, более «чистой» с ритуальной точки зрения касты мог избежать «осквернения» и контакта с представителем низшей касты. Кастовый строй и сегодня сохраняется в сельских районах Индии, даже через 60 лет после их формальной отмены.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.186.43 (0.025 с.)