Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Билет 14. Малая социальная группа: понятие, основные характеристики. Виды малых групп.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Биография Я. Л. Морено. Годы его жизни: 1892-1974. По типу личности он был психологом. Он родился в еврейской семье. Он родился на корабле во время путешествия родителей по Чёрному морю. Его отец мечтал стать актёром. Мать воспитывалась в католическом монастыре, хотя и не приняла католичество. Семья жила в Бухаресте, а затем переехала в Вену. Здесь он окончил университет с двумя дипломами – врача и философа, слушал лекции Фрейда. Он был творческим человеком, он изобрёл социометрию, групповую психотерапию, психодраму и даже магнитофон. В 1925 г. он выбирал между эмиграцией в США и в Россию, последняя привлекала его своей динамичностью и спонтанностью, а также драматическим театром, достигшим расцвета во времена К. С. Станиславского, чьей системой Морено интересовался... Затем он всё-таки переехал в США. Он преподавал социометрию в колумбийском университете. Социометрия – это метод по выявлению состава малых групп и персон лидеров. Он издавал знаменитый журнал «Социометрия». В разгар «холодной войны» он выступил с идеей организации прямого диалога двух мировых лидеров – Эйзенхауэра и Хрущёва, в ходе которого предлагал им обменяться ролями. В 1959 г. Морено приехал в СССР. Его книга «Социометрия» была издана в СССР в 1958 г. накануне его приезда, но затем она была в значительной мере изъята из библиотек и осталась лишь в считанных экземплярах. Об истории создания социометрии существует легенда о том, как Морено был приглашён в женскую колонию в городе Хадсон близ Нью-Йорка. Здесь содержалось 500 девушек. Условия содержания были прекрасными: благоустроенные коттеджи, производственные мастерские, учебные классы, спортивные сооружения, круглосуточный контроль над поведением заключённых со стороны воспитателей. Но руководители колонии были постоянно в напряжении, т.к. заключённые устраивали сцены неповиновения, ссоры друг с другом и стремились сбежать из колонии в свои нищие семьи. Морено должен был разобраться в причинах конфликтов и предложить пути их устранения. Морено пришёл в столовую и предложил девушкам сесть за столы со своими подругами. Получилось, что за один стол село до восьми человек вместо положенных четырёх человек. Морено провёл социометрическое исследование и нашёл оптимальное размещение, учитывающее по возможности чувства предпочтения. После этого удовлетворённость условиями жизни повысилась, климат в группах улучшился, и напряжение у воспитателей поубавилось. Кроме Морено, родоначальниками теории малых групп считаются Э. Мэйо, К.Левин. Признаки малой группы: · Каждый член группы имеет соответствующие опознавательные знаки (татуировки, форму одежды, причёску, жаргон). Каждый член группы должен выполнять определённые нормы поведения и соответствовать моральному образцу и выполнять социальную роль в группе. В малой группе существуют такие роли как лидер, защитник группы, который проводит разборки с членами других групп и т.д. Например, рокер должен носить кожаную куртку с заклёпками и любить музыку в стиле «металлический рок». Преступник должен иметь соответствующие его роли татуировки, владеть воровским жаргоном, иметь воровскую специальность («карманник», шулер, сбытчик краденого имущества и т. д.). · Существуют различные способы, ритуалы и процедуры приёма новых членов. Например, посвящение в братство сатанистов происходит в заброшенной церкви, где убивают кошку или собаку и рисуют кровью на стенах. В подростковых бандах новичку предлагают участвовать в драке, и это становится для него экзаменом для приёма в банду, он должен проявить смелость и умение сражаться в этой стычке. · Каждая группа имеет место сбора и знамёна. Местом сбора может служить подвал, перекрёсток у светофора – «пятак» и т.д. · Каждая группа имеет своего лидера или даже двух лидеров: «идейного вдохновителя» и «самого уважаемого», Эти роли можно сравнить с ролями отца и матери в семье. Первый указывает для группы цель и средства её достижения, он руководит деятельностью группы, наказывает и исключает, по типу личности он чаще всего является спикером. Второй обеспечивает эмоциональное удовлетворение, создаёт микроклимат в группе, внушает членам группы комплекс превосходства над другими группами, внушает веру, что они самые лучшие, а другие – исчадье ада, по типу личности он часто бывает психологом. Техник обычно является рядовым членом группы. Теоретик часто занимает изолированное положение в коллективе или входит в маловлиятельную и небольшую группу аутсайдеров. · Каждая группа имеет свою цель – вместе отдохнуть, заработать деньги, завоевать власть и влияние в своём районе, воспитание детей, заниматься спортом, искусством и т.д. В соответствии с целями выбираются средства их достижения – найти деньги и представителей противоположного пола для совместного отдыха, найти работу для бригады, победить в стычках с другими подростковыми группами в своём районе, создать семью, найти жилище и заработок, чтобы обеспечить семью условиями для успешного воспитания детей. Виды групп: · По количеству членов группы делятся на большие (десятки тысяч членов), средние (большая партия) и малые группы (до 15 человек). · Формальные и неформальные группы. Пример формальной группы – школьный класс, который был собран педсоветом по возрасту и месту жительства. Пример неформальной группы – это группа друзей, которые сами выбрали друг друга. · Целевые группы, где членов объединяет общая цель. Территориальные группы, например, соседская община. Классовые группы, например, группа рабочих, гильдия ремесленников, группа «новых русских». Этнические и расовые группы, например, группа чеченцев или группа афро-американцев. · Группы бывают первичные и вторичные. Примеры первичных групп – это семья, друзья в детстве, иногда соседи. Во вторичных группах отношения строятся не на личных привязанностях, а на вещественных контактах по принципу теории обмена «ты – мне, я – тебе». Первичные группы являются более сплочёнными, чем вторичные. Сплочённые группы солдат лучше сражаются, ибо у них существует мотив: «Я не должен подводить своих парней!». Понятие «первичная группа» ввёл Ч. Х. Кули (годы жизни:1864-1929 гг.). Соседская община. Соседская община была у всех народов и всегда помогала выжить, утешала в горе. В России община или «мир» сохранялась очень долго. В современных обществах люди создают клубы и братства. У немцев и русских крестьянство создало традиции свободного сотрудничества. Человеческая природа – это жажда чести и страх осмеяния, учёт общественного мнения, забота о своём имуществе и своих детях, восхищение мужеством, великодушием и успехом. Человеческая природа одинакова у всех наций и рас прошлого и настоящего, ибо соседская община и семья были одинаковы у всех народов и во все времена. В последние двести лет произошло снижение роли первичных групп. По нашему мнению, это произошло из-за снижения роли нравственного контроля в жизни общества, но, конечно, первичные группы никогда не исчезнут полностью. В коммунистическом Китае повсеместно были образованы группы «сяо-цу» из 8-15 человек, которые регулярно проводили собрания, посвящённые взаимной критике и самокритике, таким образом, группа оказывала сильнейшее давление на своих членов. Власти использовали эти группы для поддержки официального курса. Крупные организации – армия и церковь – опираются на малые группы. Внутри крупных организаций происходит каждодневная борьба малых групп (бюрократических клик) за власть в организации путём увольнения и преследования членов других бюрократических клик. Подростковые группы. Жизнь мальчиков после 12 лет протекает в различных компаниях, где они стойко выносят несправедливость и даже жестокость над новичками, но не жалуются родителям и взрослым. В «бандах» мальчик учится действовать самостоятельно. Взаимодействие между членами подростковой «банды» состоит в том, что они вместе слоняются по улицам, вместе планируют будущие преступления и хранят их в тайне, обязаны защищать друг друга при нападении извне, должны общаться между собой в особой манере и в другой манере с противником. Члены банды оказывают давление на живущих поблизости подростков, чтобы заставить их вступить в «банду». Вступление в «банду» сопровождается ритуалами, характерными для мафии. На желающих выйти смотрят как на предателей. Член банды носит знак – кольцо в ухе, шёлковый платок на шее определённого цвета и т.д. В 18-20 лет большинство членов выходит из этой подростковой группы в более сложные организации – в армию, семью, бюрократию, частную фирму, тюрьму. Как поётся в песне группы «Дюна», «повзрослели хулиганы, с жёнами живут». Но некоторые члены остаются, становятся профессиональными преступниками и перестраивают подростковую группу в преступную группу. По нашему мнению, сходство между подростковой и преступной группой состоит в том, что они обе часто построены на одних и тех же санкциях – на телесных наказаниях. Сущность малой группы состоит в том, что она всегда построена на моральных санкциях и на моральном контроле. Функция малой группы состоит в том, что здесь подросток учится лидировать и общаться. Если подросток был «маменькиным сынком» или «ботаником» и не входил в подростковые группы в этом возрасте, то он в зрелом возрасте может оказаться непригодным на роль руководителя. Эта проблема особенно актуальна для людей, которые по типу личности являются теоретиками. Функции малой группы: · Группа проводит социализацию. · Группа помогает выполнить работу, непосильную для одиночки – загнать мамонта, построить дом, работать на конвейере, играть в футбол. В группе легче выжить благодаря тому, что в ней есть разделение труда. Уже в стае обезьян есть роли наблюдателя, руководителя, защитника группы и т.д. · Экспрессивная удовлетворяет потребность людей к социальному одобрению, уважению и доверию, ибо люди получают удовольствие от общения. · Группа поддерживает и утешает своих членов в трудную минуту – ослабляет чувства страха, горя, одиночества, тревоги. Например, ожидать казни хуже всего в одиночной камере, где преступник постепенно сходит с ума, ловит каждый шорох, лезет на стену, т.к. не знает времени казни, не знает точно, когда за ним придут, здесь он может просидеть и несколько недель, и несколько месяцев, и несколько лет. Согласно результатам исследования, которые провёл Дж. Н. Прэтт, больные туберкулёзом, находящиеся в подавленном состоянии и обречённые на смерть от болезни, легче переносят страдания в общей палате, где они могут оказать друг другу поддержку, просто беседуя о своих невзгодах. Размер группы: · Если в группе двое членов, то это очень хрупкая группа, которая может исчезнуть после выхода из группы одного из членов, но внутри такой группы возможно достичь самого глубокого эмоционального удовлетворения от общения, члены такой группы общаются как братья или как сёстры. · Если в группе трое членов, то рано или поздно происходит сближение двух членов и исключение третьего по принципу «третий – лишний». · Если в группе пять человек, то это считается оптимальным размером группы, которая почти не имеет проблем. · Если в группе чётное число членов, то при голосовании группа может расколоться на фракции с равным числом членов. · Если в группе больше пяти членов, то некоторые члены начинают чувствовать себя в изоляции. Крупные группы усиливают давление на своих членов, что приводит к росту конформизма, т.е. готовности подчиняться давлению группы. В крупной группе могут возникать фракции и вражда, жёсткий контроль вместо задушевной беседы. В крупной группе всё меньше общаются друг с другом и часто общаются с лидером. Лидер, как правило, обращается ко всей группе, а не к отдельным её членам. Лидер становится центром общения, он принимает и передаёт информацию. В большой группе иногда появляются униженные члены, резко снижается эмоциональное удовлетворение от общения, поэтому большая группа чревата расколами, члены группы начинают стремиться выйти из неё.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 638; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.8 (0.011 с.) |