Хоторнский эксперимент и стили руководства.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хоторнский эксперимент и стили руководства.



Это общее название ряда социально-психологических экспериментов, проводившихся группой учёных под руководством Элтона Мэйо на фабрике «Вестерн Электрикс» в США. Их задачей было выявление зависимости между физическими условиями работы и производительностью труда. В результате эксперимента было доказано, что социально-психологический климат оказывает гораздо большее влияние на производительность, чем многие технические аспекты производственного процесса – освещённость рабочего помещения, улучшение системы оплаты труда, введение дополнительных перерывов, двух выходных в неделю и т.д.

Кроме того, в ходе Хоторнского эксперимента был выявлен так называемый Хоторнский эффект. Сам факт участия работниц в эксперименте: осознание важности происходящего привело к большему включению в производственный процесс и росту производительности труда, даже в тех случаях, когда отсутствовали объективные улучшения. Мэйо истолковал это как проявление потребности ощущать себя "принадлежащим" к какой-то группе. Второй линией интерпретации явилась идея о существовании внутри рабочих бригад особых неформальных отношений, которые как раз и обозначились, как только было проявлено внимание к личной "судьбе" работниц в ходе производственного процесса. Мэйо сделал вывод о наличии и большом значении наряду с формальной еще и неформальной структуры (малых групп) в бригадах. Не случайно впоследствии возникла особая доктрина "человеческих отношений", преподаваемая ныне в качестве учебной дисциплины во всех школах бизнеса. После Хоторнских экспериментов возникло целое направление в исследовании значения малых групп в промышленности. Курт Левин выявил три классических стиля руководства: авторитарный, демократический, и нейтральный.

Тест на лидеров и социометрическое исследование в школьном классе.

Предварительные замечания: Исследование должен проводить сам учитель, а затем он должен дать объяснение результатов исследования школьникам. При объяснении результатов следует зашифровать фамилии школьников под номерами. Ключ к шифру учителю следует хранить в тайне. В конце лабораторной работы можно сообщить фамилии лидеров, но, ни в коем случае, нельзя сообщать фамилии отверженных, ибо нельзя их морально травмировать. Отверженным можно оказать помощь советом, но учитель не может существенно улучшить их положение, т.к. авторитет в группе создаётся только своими силами. Поэтому единственно полезный совет отверженным мальчикам, которых пытаются третировать – это заниматься силовыми видами спорта. При этом нужно давать объяснение результатов с огромным тактом, иначе в следующий раз школьники откажутся участвовать в подобных экспериментах, например, если школьник получил больше трёх отрицательных выборов, то не нужно сообщать эту информацию всему классу, а сообщить этот результат этому школьнику с глазу на глаз. Категорически запрещено сообщать этому школьнику фамилии тех одноклассников, которые дали ему отрицательный выбор, хотя школьники будут настоятельно просить учителя сообщить им эту информацию, иначе учитель рискует вызвать ожесточённые конфликты в классе. Можно сообщить все результаты исследования классному руководителю этого класса, который и без специального исследования во многом может правильно угадать социометрическую картину класса на основании многолетнего опыта наблюдений. Классному руководителю нужны результаты социометрических исследований для улаживания конфликтов в классе и при выборах актива класса, для помощи в процессе профориентации школьников. Классному руководителю рекомендуется назначить лидеров класса на ключевые посты – старосты, капитана спортивной команды, организатора вечеров отдыха, ответственного за школьную самодеятельность, руководителя редколлегии, иначе классному руководителю придётся самому организовывать все мероприятия и терять на этом много времени. Неформальным лидерам класса следует настоятельно рекомендовать профессию руководителя, а отверженных следует отговорить от выбора этой профессии.

Процедура лабораторной работы:

Учитель должен предложить каждому ученику заполнить анкету, указать фамилии трёх своих друзей из класса и трёх своих врагов из класса, причём первая фамилия – это фамилия лучшего друга или главного врага. Указывать можно не больше трёх друзей или врагов, иначе обработка результатов займёт слишком много времени.

Учитель наедине с собой должен обработать полученные данные. Он должен построить социометрическую матрицу. Социограмма — это графическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический тест. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости («щите») с помощью специальных знаков (рис. ниже). Она даёт наглядное представление о внутригрупповой дифференциации членов группы.

Социограмма Коломинского. http://psyfactor.org/moreno.htm

——> позитивный односторонний выбор,

<——> позитивный обоюдный выбор,

------> негативный односторонний выбор,

<------> негативный обоюдный выбор.

Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений. Анализ социограммы заключается в отыскании центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2, 3 членов, реже из 4 и более членов.

Билет 15.. Социализация личности: содержание, механизмы и основные агенты.

Определение.

Социализация – это обучение исполнению социальных ролей. Примерами ролей служат роли учащегося, учителя, лётчика, руководителя, подчинённого, солдата и тому подобное. Когда ребёнок приходит в первый класс школы, его обучают правилам поведения – не опаздывать на урок, выполнять домашнее задание, не разговаривать на уроке на посторонние темы. Если учащийся не выполняет эти требования, его наказывают. Наличие социализации позволяет обществу сохраниться. В доказательство этого положения можно привести примеры детей, которые в раннем возрасте ослепли, оглохли и не научились говорить. Они прошли ограниченный курс социализации и ведут себя подобно диким зверёнышам – хватают пищу из чужих тарелок во время обеда, начинают драться во время переодевания или купания, опрокидывают мебель. Можете представить себе, что будет, если все люди будут вести себя подобным образом?

Маугли, как пример человека полностью лишённого социализации.

Анна была незаконнорожденным ребёнком, которого мать постоянно запирала в комнате и оставляла одну. В возрасте шести лет девочка не умела даже ходить и говорить. За четыре года обучения в специальной школе до момента её смерти девочку научили играть с мячом, одеваться, кушать ложкой, но её речь была на уровне двухлетнего ребёнка. Английские миссионеры нашли в джунглях Индии девочку восьми лет от роду, Камила была брошена родителями в грудном возрасте и выросла среди волков. В детском доме она ходила без одежды и ела сырое мясо (ловила во дворе и разрывала на куски куриц), крайне враждебно относилась к людям. За восемь лет обучения в школе она выучила простейший набор слов, научилась носить одежду и употреблять приготовленную пищу, но так и не научилась читать и поддерживать дружбу в течение какого-то времени. Нельзя научить тому, что упущено в раннем детстве. Затем она умерла. Третья девочка Изабелла была незаконнорожденным ребёнком глухонемой женщины, которая общалась с дочерью на языке знаков. Девочку обнаружили в возрасте шести лет и за два года подготовки в школе сумели обучить её к нормальному поведению. По сообщениям телевидения, алкоголизм и безразличие родителей в одном из посёлков России привели к тому, что одна девочка стала жить вместе с собакой в конуре и выть на Луну по-собачьи. Так появился наш российский «Маугли». Такое положение продолжалось до тех пор, пока её родителей не лишили родительских прав и не отправили эту девочку в детский дом.

Вывод: прекращение процесса социализации может привести ребёнка к «озверению».. Инстинкты и обучение.

Многие животные действуют автоматически на основе врождённых инстинктов и не нуждаются в процессе обучения. Только высшие млекопитающие животные проходят через процесс обучения в форме игры. Человек всегда должен пройти через процесс социализации. Строительство гнезда птицами – это результат действия врождённых инстинктов или процесса обучения? Чтобы ответить на этот вопрос, учёные провели эксперимент с птицей ткачик, которая строит очень сложное гнездо из прутьев и шерсти животных. Учёные лишили строительных материалов пять поколений этих птиц, которые не могли из-за этого научить своё потомство строить гнездо, тем не менее, птицы шестого поколения построили прекрасное гнездо, идентичное образцу, характерному для вида. Необходимость обучения человека вытекает из того, что в генах людей невозможно запрограммировать слишком сложные роли, поместить столько необходимой информации – ходить на двух ногах, одеваться, кушать ложкой, заниматься ремеслом, освоить профессию и т. д.

Некоторые социологи, которых называют социобиологи, считают, что биологическая предрасположенность стимулирует или сдерживает наши поступки, Например Э.О.Уилсон утверждает, что гены и гормоны влияют на наше поведение. Другие считают, что альтруизм (готовность жертвовать ради других людей) способствует сохранению вида homo sapiens, поэтому альтруизм генетически наследуется. Например, уже дельфины помогали своим раненным собратьям, птицы отвлекают внимание хищника на себя. Чтобы птенцы могли спастись. Уилсон считает, что наследственность стимулирует употребление мясной пищи, создание структур власти и охрану территории, запрещает кровосмешение, чтобы избежать повреждения генетического фонда. Точка зрения социобиологов вызвала горячие споры, но пока нет доказательств связи между генами и видами поведения.

Агенты социализации.

Ими являются отдельные люди, группы и организации, которые проводят обучение и помогают человеку осваивать роли. Главные агенты социализации:

· семья,

· школа,

· детский сад.

· средства массовой информации,

· группа подростков,

· армия,

· преступная группа,

· религиозные и производственные организации и т.д.

Любая группа или организация в той или иной степени проводит социализацию новичков, но для последних пяти организаций и групп функция социализации не является главной. Социализация происходит не только в детстве, но продолжается в процессе всей жизни человека.

Среди детей из дома ребёнка, лишённых материнской ласки и социализации в семье с грудного возраста, наблюдается высокий уровень заболеваемости и смертности, агрессивности и жестокости. Во второй половине 20 века резко возросла роль телевидения на воспитание детей. Дети проводят у экрана телевидения в среднем 27,6 часов в неделю. Вредное влияние телевидения состоит в том, что оно отвлекает от чтения и общения со сверстниками, пропагандирует агрессивность. В школе внушают идеи патриотизма, учат ценить упорный труд, частную собственность, демократию и правопорядок.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.220.231.235 (0.007 с.)