Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Применение социологических исследований.

Поиск

Невозможно проводить референдум, то есть всенародное голосование, по любому поводу, т.к. это стоит слишком дорого. Выгоднее заплатить социологам за опрос общественного мнения, который обходиться гораздо дешевле. Большой интерес у публики вызывают рейтинги (уровень популярности) ведущих политиков. Экономически выгодно изучать на рынке спрос на новые товары в том случае, когда нельзя выпустить пробную партию товара, например, так можно изучить спрос на новый фильм. Весьма полезно изучать межнациональные проблемы на территории бывшего СССР. Социологические исследования внутри трудового коллектива позволяют выяснить проблемы и конфликтные ситуации внутри коллектива, выявить тех руководителей, которые являются источниками конфликтов и находятся не на своём месте.

Билет 23. Социальные движения

Психология толпы.

Гюстав Лебон стал автором теории о психологии толпы. Годы его жизни: 1841-1931. Он был консерватором, пессимистом и сторонником аристократии. Он считал, что современная демократия – это эра господства толпы. Толпа лишена разума, она похожа на стадо копытных животных. Элита олицетворяет все великие достижения человечества, но она сегодня обречена на гибель. Он с ужасом воспринял французскую революцию, т. к. во время революции многие аристократы погибли на гильотине.

Человек в толпе – это посредственность, готовая к героическим и варварским поступкам. Он испытывает чувство неодолимой мощи. Он готов убивать, громить, убегать или восхищаться вождём. Анонимность участников толпы позволяет чувствовать себя безответственным и безнаказанным. У человека в толпе как бы сносит сознание и обнажается бессознательный фундамент, у всех одинаковый, обнажаются инстинкты, главный из которых – стадный инстинкт. Человек в толпе – это варвар и дикарь, который обладает энтузиазмом и героизмом примитивных существ. Агрессивная толпа готова крушить всё на своём пути, бить стёкла и убивать людей. Пример действий агрессивной толпы – это еврейские погромы в России в начале 20 в., вандализм футбольных фанатов на стадионе и электричках, погромы на рынках, которые устраивают «скинхеды» (бритоголовые). Пример убегающей толпы – это паника на фронте. Пример поклонения толпы своему вождю – это поведение фанатов на рок-концерте, это факельные шествия и митинги в Нюрнберге, когда Гитлер умел довести степень поклонения своей персоне до экстаза. Часто участники толпы гибнут в результате давки, примерами служит давка на Ходынском поле во время коронации Николая 2 (погибло 1389 человек) или давка во время похорон Сталина. Поэтому нужно предостеречь учащихся от участия в действиях толпы. Чтобы не рисковать своей жизнью и здоровьем, чтобы не погибнуть в давке, нужно обойти толпу стороной.

Почему люди участвуют в действиях толпы?

Согласно теории заражения Г. Лебона, человек в толпе превращается в жестокого обезумевшего зверя, при этом заражение или эпидемия распространяется словно вирус насилия или страха, переходя от одного к другому. По мнению Г. Блумера, в стаде животных страх распространяется через мычание, тяжёлое дыхание и так далее, что приводит к паническому бегству. В толпе людей социальное беспокойство и страх проявляется через суматоху и суету, через слухи и преувеличения, через позыв действовать, рост внушаемости и агрессивности поведения. Блумер выделяет несколько стадий нарастания агрессивности толпы:

· Толчея, когда люди беспорядочно кружатся друг возле друга подобно овцам. В этом состоянии люди готовятся действовать сообща.

· Коллективное возбуждение, которое делает человека безответственным.

· Социальная эпидемия, которая распространяется очень быстро. Пример инфекции – тюльпанная лихорадка в Голландии в 17 в., танцевальная мания в средние века, военная истерия в 20 в., биржевая паника.

Четыре типа групп:

· Действующая толпа.

· Экспрессивная толпа.

· Масса.

· Общественность.

Сущность различия между массой и толпой установил Дж. Лофланд. Толпа – это большое число людей, находящихся лицом к лицу. Масса – это совокупность людей, которых волнует одна и та же проблема, но они не находятся в непосредственной близости друг от друга.

Лофланд выделил три основных типа эмоций толпы: страх, враждебность и радость. Эти эмоции могут быть различной силы, например, страх может проявляться как ужас, испуг, тревога, смятение, оцепенение, паника, отвращение или трепет. Примеры:

· Страх толпы – это паника в театре, где зрители убегают от пожара, это оцепенение заложников, захваченных в самолёте террористами.

· Страх массы – паника при стихийных бедствиях (землетрясение, цунами, извержение вулкана), еврейские погромы, преследования сектантов и еретиков.

· Враждебность толпы – это толпа, линчующая негра, это расовые беспорядки.

· Массовая враждебность – это объявление политиков «козлами отпущения».

· Радость толпы – это праздничный карнавал, это рок-концерт, это спортивные зрелища.

· Массовая радость – это золотая лихорадка, это низкопробная мода, это увлечение стилем диско.

Действующая толпа – это агрессивная толпа. Можно представить какие ужасы творились при разграблении города завоевателями.

Чтобы рассеять толпу нужно переориентировать внимание толпы. Способы разгона толпы: нужно посеять панику, возбудить интерес к другим объектам, привлечь к дискуссии или аргументированному спору.

Экспрессивная толпа - это танцующая толпа, которая образуется при возникновении религиозных сект. Бесцельные движения, ритмический танец, смех, плач, крик, скачки, невнятное бормотание и даже судороги нужны людям для снятия напряжения. Ритмический танец – это средство заражения во время карнавалов и вакханалий. Человек остро чувствует, что он увлечён каким-то духом, он переживает экстаз и экзальтацию. С помощью танца человек получает полную разрядку внутреннего напряжения и испытывает радость от этого.

Масса состоит из людей, которые возбуждены событиями общенационального масштаба. Например, в США люди были увлечены захватом ничейных земель на Диком Западе, они были увлечены массовой миграцией из Европы в Америку. Члены массы, в отличие от толпы, не могут толочься и делают, например, собственный выбор новой зубной пасты или книги. Когда эти выборы совпадают, тогда влияние массы будет огромно, в результате какая-нибудь партия потерпит крах или переживёт пик успеха.

Общественность начинает действовать при возникновении какой-нибудь проблемы, она начинает обсуждать возможные пути решения этой проблемы. Иногда в результате дискуссии группа людей образует идеологическую секту и не хочет никого слушать, как коммунисты. Иногда государство может вмешиваться и мешать свободной дискуссии, может запретить оппозиции высказывать свои взгляды, может пропагандировать, внушать ложную точку зрения. В результате общественность может принять неправильные способы решения проблемы и прийти к национальной катастрофе, как немецкий народ в результате первой и второй мировой войны.

Пропаганда и агитация.

Практические правила пропаганды:

· Привлечь внимание людей к своей точке зрения дешёвыми трюками и скандалами. Признанным мастером таких скандалов является Жириновский, который с этой целью способен обливать оппонента водой из стакана и таскать за волосы женщин.

· Преподнести свои взгляды в привлекательном свете.

· Слова и образы пропагандиста должны быть простыми и отточенными, ибо человек в толпе не будет ломать голову над экономическими теориями.

· Необходимо постоянно повторять в процессе выступления лозунги и призывы. Лучше вовсе не спорить по существу, а просто твердить одно и то же, вновь и вновь как попугай. Именно так делает Зюганов в телевизионных дискуссиях с демократами, он просто вновь и вновь клеймит «антинародный режим» Ельцина и Путина, не обращая внимания на содержание аргументов своих оппонентов и не отвечая на их вопросы.

· Можно просто обругать оппонента, навесить ярлык, чтобы заставить его оправдываться и «отмываться». Навешивание «ярлыков» было излюбленным большевистским приёмом.

· Пропагандист должен быть изобретателен на приёмы, например, Константин Боровой пытался использовать на выборах частушки собственного сочинения.

Три способа пропаганды:

· Подтасовка фактов и предоставление ложной информации, например, коммунисты при советской власти по всем каналам массовой информации твердили, что капитализм загнивает, это проявляется в росте преступности и безработицы.

· Нужно натравливать один социальный слой на другой, например, Ленин натравил рабочих на предпринимателей, бедных крестьян на богатых.

· Нужно отождествить свою точку зрения с такими благозвучными понятиями, как демократия, свобода, равенство и братство, а точку зрения оппонентов с такими отрицательными понятиями, как привилегии, тирания и клевета.

Вывод: единственное средство, которое может избавить нас от пропаганды, от обмана - это свободная дискуссия и запрет государственной цензуры. Это одна из самых дорогих ценностей западной цивилизации.

Агитация возбуждает людей и превращает их в возможных сторонников. Агитация бросает вызов неравенству и угнетённому прозябанию людей. Два типа агитаторов:

· Возбуждённый и агрессивный человек, который призывает к борьбе, он использует драматические жесты и театральные движения, например, рвёт на груди рубаху и громко кричит. Он пользуется успехом, когда зрители уже взволнованы и выбиты из колеи, иначе бы его поведение могло вызвать их дружный смех.

· Более спокойный человек, который умеет злить толпу с помощью едких и острых слов.

Демагог – это человек, который умеет влиять на толпу в личных целях. Методы влияния на толпу со стороны демагога:

· Слова нужно произносить с пафосом и благоговением. У людей в толпе разум исчезает, поэтому на них нельзя воздействовать с помощью рациональных доказательств. Но стоит свои слова произнести с благоговением, как головы покорно склоняются. Именно такой тип личности, как психолог умеет применять этот метод. Толпа никогда не будет слушать теоретика, как мастера рациональных доказательств и интеллектуального английского юмора. В выступлении перед толпой юмор неуместен, т. к. юмор делает пафос смешным. Теоретик представляется слишком умным для толпы. К тому же теоретик испытывает панический страх перед публичным выступлением, т.к. является ярким интровертом.

· По мнению Лебона, масса – это послушное стадо, которое не в силах жить без господина и она готова подчиниться всякому, кто назовёт себя её властелином. Напротив, по мнению Фрейда, вождь должен соответствовать потребностям толпы своими личными качествами. Вождь должен быть фанатиком, захваченным глубокой верой в идею, чтобы пробудить эту веру в толпе. Именно такой тип личности, как психолог является прирождённым фанатиком. Вождь должен обладать сильной импонирующей волей, которую переймёт у него безвольная масса. Толпа уважает силу, даже насилие со стороны вождя, доброту же она считает разновидностью слабости. Поэтому толпа будет слушать спикера, и никогда не будет слушать меланхолика, последний не обладает сильной волей. Толпа изменчива, импульсивна и возбудима. Ею руководят инстинкты. Толпа чувствует себя всемогущей, у индивида в толпе исчезает понятие невозможного. Толпа немедленно доходит до крайности, высказанное подозрение сразу же превращается в непоколебимую уверенность, зерно антипатии – в дикую ненависть.

· Нужно живописать ярчайшими красками и преувеличивать. Поэтому толпа никогда не будет слушать техника, который не умеет живописать яркими красками и выражать сильные эмоции.

Можно сделать вывод, что прирождённым вождём и прирождённым оратором являются такие типы личности, как спикер и психолог.

Примеры демагогов: психолог Гитлер, спикеры Ленин, Троцкий, Жириновский, Лужков, Хрущёв. В процессе выступления Гитлер играл роль религиозного пророка, для этого он использовал два следующих приема:

· Он любил выступать в сумерках или ночью.

· Он начинал свою речь негромкими словами, а заканчивал истеричными воплями.

Троцкий любил использовать красивое словцо, для этого во время выступления у него в кармане лежала тетрадь с приготовленными заранее крылатыми выражениями.

Социальные движения.

Социальные движения – это действующие группы людей, цель которых – установление нового строя жизни. Социальные движения возникают из социального беспокойства. Существует четыре типа социальных движений: общие, специфические, экспрессивные пространственные.

Примеры общих движений – это рабочее, молодёжное, женское движение и движение за мир. Члены таких движений требуют расширения своих прав.

Специфические движения.

Пример специфического движения – это движение за отмену рабства в США в 19 веке. Оно имеет чёткую цель, своё признанное руководство и постоянный членский состав. Чтобы придать движению долговечность, нужно создать внутри движения корпоративный дух – чувство солидарности между соратниками в борьбе. Соратники проводят вместе много времени. Совместное пение и дружеская беседа дают человеку чувство признания и поддержки. Такая группа соратников напоминает семью или общину. Корпорация создаёт свои церемонии, ритуалы, знаки отличия, лозунги, гимны, униформу. Например, нацисты в Германии имели свою эмблему – свастику, форму одежды – коричневую рубашку, галстук и красную повязку на руке со свастикой в белом круге, своё приветствие в форме вскинутой руки, своё обращение к вождю – «фюрер». Большевики имели свои эмблемы – красную звезду, серп и молот, свой флаг – красный, своё обращение друг к другу – «товарищ», свой гимн – «Интернационал». Эти символы усиливают сплочённость внутри движения через организацию группового энтузиазма. Но на одном энтузиазме далеко не уедешь, поэтому внутри движения взращивается своя мораль и фанатическая вера:

· Верность конечной цели движения. Христиане верили в страшный суд и тысячелетнее царство бога. Большевики верили в коммунизм, когда люди будут равны и социальные блага польются широким потоком, как из рога изобилия. Слова из Интернационала, которые они повторяли как молитву: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы свой, мы новый мир построим, кто был никем, тот станет всем». Нацисты верили в господство германской нации в будущем мире. История показала, что конечная цель коммунистов и нацистов оказалась утопией.

· Вера в неизбежность своей окончательной победы после тяжёлой борьбы. Критика и приговор существующей системе, например, коммунисты критиковалии выносили суровый приговор системе представительной демократии и капитализму.

· Вера в то, что на движение возложена священная миссия. Например, коммунисты хотели избавить человечество от неравенства и эксплуатации.

· Система воспитания формирует твёрдых в своих заблуждениях людей. Маяковский писал о большевиках: «Гвозди бы делать из этих людей, не было бы в мире крепче гвоздей!». По нашему мнению, нет ничего страшнее фанатика и неудачника, его невозможно переубедить в споре, ибо он просто не слушает оппонента, именно такие фанатики расстреливали заложников и своих оппонентов в период Красного террора.

Такое движение постепенно превращается в секту, где имеется свой культ и свой главный святой – Гитлер, Ленин, Маркс, Христос, Мухаммед, Ганди. Такие лидеры обожествляются и наделяются чудесной силой. Они считаются умнейшими и непогрешимыми. Обычные смертные испытывают при встрече с ними благоговение и трепет. Их портреты становятся религиозными иконами. Вслед за святыми идут герои и мученики – Павлик Морозов, В.И.Чапаев. Эти фигуры образуют религиозный пантеон. Внутри движения существует своё вероучение или священное писание – Библия, Коран, «Капитал» Маркса, «Майн Кампф» («Моя борьба») Гитлера. Внутри движения возникают мифы о принадлежности членов движения к избранному богом народу – к иудеям, к «арийцам», к расе господ, к пролетарскому классу. Идеология движения имеет наукообразный характер. Например, Гитлер ссылался на данные антропологии при выводе тезиса о превосходстве германской нации. Маркс ссылался на экономическую теорию прибавочной стоимости при выводе о неизбежности социалистической революции. Эта научная сторона идеологии предназначена для борьбы с оппонентами-«интеллектуалами». Основоположником марксизма в России стал Плеханов, который боролся против Бернштейна и Каутского, против народников. Идеология имеет вторую популистскую сторону, которая направлена к необразованным тёмным массам и имеет форму лозунгов. Теория социального движения позволяет понять историю большевизма – путь от преследуемой презираемой секты до правящей тоталитарной партии.

Смена лидеров движения.

Примеры социального движения – это либерализм, консерватизм, социал-демократия, фашизм или исламский фундаментализм. Лидеры в процессе истории движения меняются:

· На первом этапе смутной тревоги основоположник создаёт идеологию и мобилизует людей через публикацию научных работ. Он намечает план действий – стратегию и тактику борьбы. Основоположником является теоретик или психолог. Теоретик создаёт истинную теорию и на её основе выдвигает научно обоснованный прогноз. Примером теоретиков служат основоположники либерального движения Монтескье и Локк. Психологи создают социальную утопию, т. е. привлекательную, но ложную теорию и дают неверные прогнозы. Примером психологов служат такие основоположники социал-демократического движения, как Маркс и Плеханов. Во главе движения, как правило, стоит группа лидеров, которая скрывается за широкой спиной основателя движения.

· На втором этапе всеобщего возбуждения требуется лидер, совмещающий в себе способности оратора, умеющего вызывать энтузиазм толпы, и организатора, умеющего построить формальную организацию, разделение труда, систему норм и санкций внутри движения. Эту роль может играть спикер, например, организаторами русского социал-демократического движения стали спикеры Ленин и Троцкий.

· На третьем этапе внутри группы образуется бюрократия, поэтому требуется функционер, мастер закулисной борьбы, который умеет укрепить свою личную тираническую власть, уничтожить своих вчерашних соратников и достичь конечных целей движения. Самым лучшим мастером закулисной борьбы является психолог, например, функционером русского социал-демократического движения стал Сталин.

Невозможно соединить требуемые качества в одном человеке, поэтому происходит смена лидеров и борьба между ними. Основоположник иногда считает организатора предателем, например, Плеханов не любил Ленина и ненавидел Троцкого. Организатор презирает основоположника, как наивного и безнадёжного мечтателя. Организатор часто считает функционера подлым и грубым, например, Ленин предлагал снять Сталина с поста Генерального Секретаря большевистской партии. Функционер часто считает организатора литератором и болтуном, допускающим грубые ошибки в закулисной борьбе. Из-за этих конфликтов между лидерами внутри движения образуются фракции и происходят расколы, например, борьба между Плехановым, Мартовым и Лениным привела к расколу на меньшевиков и большевиков, борьба между Троцким, Зиновьевым, Каменевым, Бухариным, Рыковым, Томским и Сталиным привела к расколу на ленинскую гвардию и номенклатуру.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 595; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.255 (0.015 с.)