Различие между историческими формами социальной стратификации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Различие между историческими формами социальной стратификации.



Эти исторические формы социальной стратификации различаются по степени строгости «фильтров» на этажах социальной стратификации.

Касты – это группы людей в социальной иерархии, где социальные лифты полностью выключены, поэтому люди не имеют никакой возможности сделать карьеру.

Сословия – это группы людей в социальной иерархии, где строгие «фильтры» сильно ограничивают социальную мобильность и замедляют движение «лифтов».

Слои – это группы людей в социальной иерархии, где социальные «фильтры» не создают никаких искусственных препятствий для желающих сделать карьеру, единственным условием для этого служит наличие у претендента таланта и финансовых средств.

Финансовые средства часто являются доказательством наличия у претендента таланта и предприимчивости. Существует спор о том, в чём состоит сущность социального класса. По нашему мнению, социальный класс – это большая группа людей, занимающая определённое место в системе социального контроля. Эксплуататорский или высший класс – это группа людей, которые являются контролёрами в обществе. Эксплуатируемый или низший класс – это группа людей, которые являются объектом контроля в обществе. Средний класс – это группа людей, которые находятся вне системы контроля или занимают промежуточное положение в системе социального контроля между контролёром и объектом контроля. Т.е. они с одной стороны являются контролёром по отношению к низшим инстанциям, а с другой стороны – объектом контроля со стороны высших инстанций социального контроля. Когда организация разрастается, то частный собственник физически не может контролировать трудовую деятельность всех наёмных работников, поэтому он вынужден нанимать для этой цели посредников – прежде всего мастера и бухгалтера, которые от его имени контролируют труд наёмных работников. Другими примерами представителей среднего класса являются преподаватель, полицейский, чиновник, армейский офицер, фабричный мастер, инженер, менеджер. Такие предприниматели, как мелкие фермеры, ремесленники, мелкие торговцы, находятся вне системы социального контроля, не являются ни контролёром, ни объектом контроля, а контролируют сами себя из страха разориться на рынке. «Белые воротнички» из среднего класса, в отличие от «синих воротничков» из низшего класса производят информацию или услуги, а не товары.

Касты.

Кастовый строй неизбежно приводит к вырождению, к бессилию элиты и к восстаниям плебеев, которым вопреки их потребностям запрещено делать легальную карьеру. По этим причинам внешний враг может легко завоевать кастовое общество, элита такого общества является слабой и изнеженной, а плебеи ненавидят свою элиту. Кастовый строй построен на пороховой бочке. Кастовое общество в Индии было легко завоёвано мусульманами под руководством Бабура-завоевателя, а затем англичанами с помощью сипайских армий, где рядовыми солдатами были сами индусы. В Индии было четыре основных каст (варн – от санскритского «цвет»):

· Брахман или жрец, он носил одежду белого цвета.

· Кшатрий или воин, одежда красного цвета.

· Вайшья или земледелец, ремесленник и купец, одежда жёлтого цвета.

· Шудра или слуга, одежда чёрного цвета.

Кроме этих четырёх каст был ещё социальная группа изгоев – чандала или «неприкасаемых», их обязанностью было собирать мусор и трупы падших животных на улицах города. Исследователи из Института человеческой генетики Университета Юта взяли пробы крови у представителей различных каст и сравнили их с генетической базой данных африканцев, европейцев и азиатов. Сравнительный генетический анализ по материнской и отцовской линиям, произведенный по пяти наследственным признакам, позволил обоснованно утверждать, что люди высших каст явно ближе к европейцам, а низших — к азиатам. Среди низших каст в основном представлены те народы Индии, которые населяли её до вторжения арийцев — носители дравидийских языков, языков мунда, андаманских языков. В феодальной Японии группу изгоев называли «буракуминами». Каждая каста делится на сотни субкастовых групп (или джати). Представителю каждой касты от рождения предназначена определённая профессия (парикмахер или специалист по выделке кожи). Он должен выбрать супруга только из своей касты. Представители каждой касты живут в изолированных районах, чтобы представитель высшей, более «чистой» с ритуальной точки зрения касты мог избежать «осквернения» и контакта с представителем низшей касты. Кастовый строй и сегодня сохраняется в сельских районах Индии, даже через 60 лет после их формальной отмены.

Подобная кастовая структура была в Южной Африке в период апартеида. Политика апартеида означала принцип раздельного проживания. 5 миллионов белых людей европейского происхождения, в основном потомков голландских, немецких и английских переселенцев, обладали всей полнотой богатства и власти. Они доминировали над 35 миллионами чернокожих жителей страны. Между ними находилось 3 миллиона людей смешанной расы – «цветные» - и 1 миллион азиатов. Апартеид был узаконен в 1948 г. Чернокожее население было лишено всех гражданских и политических прав. Белые жители считали чернокожих жителей низшими существами. Вооружённое сопротивление чернокожих жителей и критика со стороны мирового сообщества привели к постепенной отмене политики апартеида. В 1994 г. президентом ЮАР стал чернокожий борец за гражданские права Нельсон Мандела, что означало окончание правления белого меньшинства. Несмотря на впечатляющие политические реформы, социальная стратификация в ЮАР и сегодня основана на расовой принадлежности. Даже имея право на частную собственность, 1/3 чернокожих жителей страны являются безработными и живут в ужасающей нищете в жалких лачугах, построенных из всякого хлама, без центрального водоснабжения и канализации. Таким образом, отмена каст не означает отмены расслоения людей на богатых и бедных.

Сословия.

В средние века в Англии было три сословия:

· Наследственная аристократия.

· Священники.

· Третье сословие.

Доля аристократов в Англии составляла 5% среди всего населения. Аристократы владели землёй, считали торговлю и любой труд как недостойное для себя занятие. Они были профессиональными воинами и правителями, они тратили время на пиры, совершенствование мастерства верховой езды и ратного дела, лелеяли свой утончённый вкус, занимаясь живописью, музыкой и литературой. Чтобы исключить раздробление земельных владений между наследниками, существовал закон первородства, согласно которому земельные владения переходили целиком старшему сыну или старшему брату. Другие наследники были вынуждены искать другие источники доходов. Они становились военными, адвокатами или священниками. Духовная власть священников была подкреплена земельными владениями монастырей. Гарантированное будущее дочерей аристократа зависело от удачного брака. К третьему сословию относились крестьяне, ремесленники и купцы. Некоторые из них заработали столько денег, что смогли бросить вызов аристократии и организовать Английскую буржуазную революцию. Сегодня аристократы вынуждены продавать свои титулы с молотка на аукционе. Например, в 1996 г. граф Спенсер, брат принцессы Дианы, выставил титул «лорд Уимблдонский», чтобы выручить за него 300 тыс. долларов, требующихся на ремонт водопровода в одном из его особняков.

В России было шесть сословий: дворяне, священники, купцы, казаки, мещане и крестьяне. Дворяне и священники были привилегированными сословиями и имели три привилегии:

· не платили налогов,

· могли не служить в армии,

· их нельзя было подвергнуть телесным наказаниям.

Мещане и крестьяне были податными сословиями и имели три противоположные повинности:

· платили налоги,

· были обязаны служить в армии,

· их могли подвергнуть телесным наказаниям по решению суда.

Купцы и казаки были полупривилегированными сословиями. Купцы первой и второй гильдии были таким же привилегированным сословием, как дворяне, а купцы третьей гильдии были таким же податным сословием, как мещане. Казаки не платили налогов и наделялись землёй, они служили в пограничных войсках, их били кнутом по решению казачьего круга, а не по решению суда. Сословные привилегии в России были феодальным пережитком, который необходимо было отменить.

Классы.

Понятие «социальный класс» - это несколько устаревшее марксистское понятие. Это понятие было введено К. Марксом. Этот утопист считал, что история человечества есть история борьбы противоположных классов друг с другом: рабов против рабовладельцев, крепостных крестьян против феодалов, наёмных рабочих против капиталистов, при первобытном обществе антагонистических классов ещё не было, а при капитализме классы и классовая борьба должны исчезнуть. Следует подвергнуть критике эти утопические взгляды Маркса:

· Сегодня существует шесть социальных слоёв, а не два противоположных класса, таким образом, по мнению М. Вебера, Маркс искусственно упростил социальную структуру, исказил действительность, стремясь подогнать её под свои утопические аксиомы. Средний класс занимает промежуточное положение между высшим и низшим классом и является посредником в процессе социального контроля. Высший класс контролирует низший класс с помощью среднего класса. Например, главными представителями среднего класса являются:

А. Чиновник, менеджер, управляющий, надсмотрщик, которые от имени представителей высшего класса следят за соблюдением норм и дают команду на применение санкций против нарушителей этих норм из числа представителей низшего класса.

Б. Бухгалтер, полицейский и палач, которые имеют полномочия непосредственно применять санкции (телесные и административные наказания, премию и штраф) против нарушителей норм.

· Отношения между контролёрами и объектами контроля, между эксплуататорским и эксплуатируемым классом по терминологии Маркса, нельзя свести к одному конфликту между ними, контролёр и объект контроля большую часть времени прекрасно и взаимовыгодно сотрудничают друг с другом.

С другой стороны, Маркс был прав в том, что классы отличаются друг от друга по месту в системе социального контроля. Таким образом, если отбросить утопические прогнозы Маркса о коммунизме, то понятие «социальный класс» можно оставить в арсенале терминов, пригодных для социологических исследований. Классовая система общества в процессе истории постепенно становится меритократией, что означает «власть заслуженных людей» (от английского merit – «заслуга»), которое в свою очередь происходит от латинского «достойный похвалы»).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 517; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.184.214 (0.007 с.)