Цели и задачи экологического аудита 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Цели и задачи экологического аудита



  • Обоснование политики и стратегии в области охраны окружающей среды,
  • Анализ и оценка экологических аспектов хозяйственных и иных проектов,
  • Анализ и оценка нормативных актов в области охраны окружающей среды,
  • Обоснование и инициация экологической деятельности,
  • Идентификация экологических проблем производств и территорий.

Виды экологического аудита

Подразделяется на обязательный и инициативный экологический аудит. В данных рамках могут встречаться следующие его виды[1]:

  • Определение соответcтвия субъекта хозяйственной деятельности природоохранным требованиям,
  • Оценка эффективности системы экологического менеджмента,
  • Оценка экологической безопасности используемого сырья, оборудования, технологий,
  • Оценка экономического ущерба от загрязнения,
  • Оценка опасности отходов,
  • Определение рациональности природопользования на конкретной территории,
  • Оценка энергопотребления и предложение путей по его снижению,
  • Определение объема выбросов парниковых газов и выработка мероприятий по их снижению,
  • Оценка экологического риска в результате техногенных аварий и стихийных природных процессов,
  • Выделение экологических проблем и разработка мероприятий по их решению,
  • Обоснование принимаемых нормативно-правовых актов на предмет экологической безопасности.

 

 

Экологическая маркировка

«Экологическая маркировка – комплекс сведений экологического характера о продукции, процессе или услуге, входящий в состав их маркировки и (или) сопроводительной документации»1.

Экологическая маркировка служит инструментом информирования об экологических особенностях продукции и процессов ее разработки, производства и использования. Экомаркировка — это именно знак экологичности, а не знак качества или безопасности, хотя эти аспекты также принимаются во внимание.

При разработке критериев экологичности, в тесном сотрудничестве со всеми заинтересованными сторонами, принимается во внимание весь жизненный цикл продукта, т.е. эти критерии носят комплексный характер и не ограничены лишь характеристиками самого продукта. Постоянное обновление имеющихся знаний и методов производства, обуславливает необходимость регулярного внесения изменений и дополнений в существующие требования, которые, как правило, устанавливаются на период от двух до трех лет2.

Впервые использование экологической маркировки на международном уровне было рекомендовано на Всемирной конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. В принятой на конференции «Повестке дня на XXI век» (гл. 4, § 21) отмечается, что «Правительствам в сотрудничестве с промышленным сектором и другими соответствующими группами следует поощрять расширение информационных программ, предусматривающих введение экологической маркировки товаров и распространение информации об экологических характеристиках реализуемой продукции, с тем, чтобы покупатели имели возможность делать сознательный выбор в отношении тех или иных товаров»3.

В настоящее время маркировка приобретает все большую значимость в контексте международной торговли. Вопросы экологической маркировки входят в сферу внимания Комитета по торговле и окружающей среде Всемирной торговой организации (The WTO CommitteeonTradeandEnvironment). Это обусловлено тем, что экологическая маркировка становится все более действенным средством продвижения «экологически ориентированной» продукции, отличающейся более низким негативным антропогенным воздействием на окружающую среду в ходе всего ее жизненного цикла, а также тем, что во многих случаях она все еще применяется производителями без надежных подтверждаемых оснований. Мировой Банк также положительно оценивает экологическую маркировку, включив ее в свою новую Программу поддержки экологических и социальных работ (ESRP)4. Экологический знак, экологическая декларация — заявление, указывающее на экологические аспекты продукции или услуги (ГОСТ Р ИСО 14 020), которые могут, среди прочего, иметь форму высказывания, символа или графического изображения на этикетке продукции или упаковке, в сопроводительной документации, в техническом бюллетене, в рекламном предложении или других публикациях. Экологическое заявление — высказывание или символ, указывающие на экологический аспект продукции, ее элемента или упаковки (ГОСТ Р ИСО 14021). При этом экологическое заявление может быть нанесено на этикетки продукции или упаковку, включено в сопроводительную документацию на продукцию, распространено посредством технических бюллетеней, рекламы, публикации, телемаркетинга, а также с использованием цифровых или электронных средств, таких как Интернет.

Экологическая маркировка служит для правительств основанием к поощрению удачного экологического опыта, а для бизнеса – средством продвижения экологичных товаров на рынок. Многие страны имеют собственные системы экологической маркировки, но при всем их многообразии основные цели экологической маркировки следующие:

• защита окружающей среды. Посредством использования государственных и (или) неправительственных программ экологической маркировки органы власти могут оказывать влияние на предпочтения потребителей и поощрять производство и потребление экологичных товаров и услуг. В этой связи экологически ориентированные услуги выступают рыночным средством заявления об экологических преимуществах;
• поощрение экологичных инноваций и лидерства в этой области. Программы экологической маркировки через распространение экологических знаков предлагают рынку стимулировать экологические инициативы и развитие бизнеса в этой области. Через продвижение продукции, уменьшающей антропогенную нагрузку на окружающую среду, компании могут создать или укрепить свои позиции в рыночной нише и сформировать позитивное отношение потребителей;
• информирование потребителей об экологических аспектах. В странах, где информированность потребителей в отношении окружающей среды высока, использование экологической маркировки позволяет направить их выбор именно на экологически дружественные товары и услуги. Тогда как в странах с низкой информированностью потребителей экомаркировка может использоваться для распространения информации о возможностях различного потребительского выбора5.

В международных стандартах ИСО серии 14 000 определены требования к экологической маркировке, которые призваны:

• снизить неопределенность в отношениях потребитель — поставщик, поскольку широкое распространение различных экологических знаков вызывает недоверие потребителя ко всем знакам;
• способствовать улучшению экологических показателей и снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду на всех стадиях жизненного цикла, включая производство, использование и утилизацию продукции и упаковки;
• содействовать развитию международной торговли, так как экологический знак — всегда один из объектов рассмотрения при экспорте и импорте продукции;
• позволять потребителю делать осознанный выбор.

Международный стандарт ИСО 14 020 определяет следующие основные принципы экологической маркировки:

1. Экологические знаки и декларации должны быть точными, проверяемыми, уместными и не вводящими в заблуждение.

2. Экологическая маркировка и декларация должны основываться на объективных критериях и методах оценки, обеспечивающих достаточную точность и воспроизводимость используемых данных.

3. Информация, используемая для обеспечения экологической маркировки, должна быть доступной для заинтересованных сторон6.

Согласно ГОСТ Р ИСО 14 020–2000, экологические этикетки и декларации дают информацию о продукции или услугах в отношении их общих экологических характеристик, одного или нескольких экологических аспектов. Покупатели и потенциальные покупатели могут использовать эту информацию при выборе продукции или услуг, если такой выбор основывается на соображениях экологичности или других факторах7. Основными участниками программ по экологической маркировке выступают правительства, менеджеры конкретной программы, производственные и коммерческие ассоциации, продавцы, потребители, другие заинтересованные стороны: ученые, СМИ, международное сообщество5.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.006 с.)