Зачем стандарты ISO 14000 нужны предприятиям 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зачем стандарты ISO 14000 нужны предприятиям



Стандарты ISO 14000 являются "добровольными". Они не заменяют законодательных требований, а обеспечиваютсистему определения того, каким образом компания влияет на окружающую среду и как выполняются требования законодательства.

Организация может использовать стандарты ISO 14000 для внутренних нужд, например, как модель EMS илиформат внутреннего аудита системы экологического менеджмента. Предполагается, что создание такой системы дает организации эффективный инструмент, с помощьюкоторого она может управлять всей совокупностью своих воздействий на окружающую среду и приводить свою деятельность в соответствие с разнообразнымитребованиями. Стандарты могут использоваться и для внешних нужд - чтобы продемонстрировать клиентам и общественности соответствие системыэкологического менеджмента современным требованиям. Наконец, организация может получить формальную сертификацию от третьей (независимой) стороны. Как можнопредполагать по опыту стандартов ISO 9000, именно стремление получить формальную регистрацию, видимо, будет движущей силой внедрения системэкологического менеджмента, соответствующих стандарту.

Несмотря на добровольность стандартов, по словам председателя ISO/TC 207 (технической комиссии,разрабатывающей ISO) Джима Диксона через 10 лет от 90 до 100 процентов больших компаний, включая транснациональные компании будут сертифицированы в соответствиис ISO 14000, то есть получат свидетельство "третьей стороны" о том, что те или иные аспекты их деятельности соответствуют этим стандартам.Предприятия могут захотеть получить сертификацию по ISO 14000 в первую очередь потому, что такаясертификация (или регистрация по терминологии ISO)будет являться одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках (например, недавно ЕЭС объявило о своем намерениидопускать на рынок стран Содружества только ISO-сертифицированные компании).

Среди других причин, по которым предприятию может понадобиться сертификация или внедрение EMS, можно назватьтакие, как:

    • улучшение образа фирмы в области выполнения природоохранных требований (в т.ч. природоохранительного законодательства);
    • экономия энергии и ресурсов, в том числе направляемыхна природоохранные мероприятия, за счет более эффективного управления ими;
    • увеличение оценочной стоимости основных фондов предприятия;
    • желание завоевать рынки "зеленых" продуктов;
    • улучшение системы управления предприятием;
    • интерес в привлечении высококвалифицированнойрабочейсилы.

По замыслу ISO, система сертификации должна создаваться на национальном уровне. Судя по опыту такихстран, как Канада, ведущую роль в процессе создания национальной инфраструктуры сертификации играют национальные агентства по стандартизации, такие какГосстандарт, а также Торгово-промышленные палаты, союзы предпринимателей и т.д.

Ожидается, что стандартный процесс регистрации будет занимать от 12 до 18 месяцев, примерно столько жевремени, сколько занимает внедрение на предприятии системы экологического менеджмента.

Поскольку требования ISO 14000 во многом пересекаются с ISO 9000, возможна облегченная сертификацияпредприятий, которые уже имеют ISO 9000. В дальнейшем предполагается возможность "двойная" сертификация для уменьшения общей стоимости."Сертификация в рамках ISO 9000 - это 70% работы по сертификации в рамках ISO 14000", утверждает одна из консультационных фирм.

Ситуация в России

Получение сертификации в системе ISO 14000 может оказаться необходимым для российских предприятий,работающих или планирующих сбыт продукции на внешних рынках. Поскольку в настоящий момент национальная инфраструктура сертификации находится наначальной стадии развития, то такие предприятия склонны приглашать иностранных аудиторов. Помимо дороговизны предоставляемых услуг зарубежные аудиторызачастую незнакомы с требованиями российского экологического законодательства.

Поэтому в ближайшем будущем представляется целесообразным предпринять следующие шаги:

    • популяризация ISO 14000, в том числе через публикациюрусскоязычного текста стандартов;
    • популяризация основных принципов экологическогоаудитапромышленных предприятий;
    • подготовка специалистов-аудиторов;
    • развитие нормативной базы по экологическому аудиту;
    • внедрение национальной системы экологической сертификации и маркировки продукции, а в качестве первого шага - официальноепризнание определенных систем экологической маркировки импортной продукции.

Проблемы ISO 14000

Если компании, работающие в области экологического аудита и консалтинга единодушно приветствовалипринятиестандартов ISO 14000, то реакция других заинтересованных сторон была не столь однозначной. По поводу ISO 14000 ведутся острые дискуссии с участием деловых кругов,государственных органов и общественных организаций

С одной стороны, сертификация на соответствие ISO 14000 создает единую основу для сравнения экологическойполитики компаний из разных стран на международном уровне. С другой стороны, высказываются опасения, что стандарты создают благоприятные условия для"экспорта загрязнений" - переноса вредных производств в развивающиеся страны. Компания может быть сертифицирована в развивающейся стране,соответствуя гораздо более мягким национальным нормативам. Сертификацию в этих странах может облегчить положительное отношение к крупным иностранныминвесторам, а также развитая коррупции.

Сторонники ISO 14000 считают важным достоинством стандарта его гибкость - организация сама ставит для себяцели в области охраны окружающей среды. Более того, с их точки зрения, следствием положений о "постоянном улучшении" и "предотвращениизагрязнений" является то, что даже компания, уже соответствующая национальным стандартам, должна продолжать совершенствовать свою систему экологическогоменеджмента и сокращать загрязнения. Их оппоненты считают, что эта гибкость чрезмерна - предприятие-загрязнитель может, снижая свои выбросы на ничтожнуювеличину, тем не менее, формально соответствовать требованиям стандарта. Иногда высказывается мнение, что ISO 14000 с его полным отсутствием количественныхтребований вообще не может считаться стандартом.

Предметом полемики является соотношение ISO 14000 с национальной нормативной базой. Некоторыеконсервативные политики в США полагают, что ISO с его системой добровольной сертификации должен стать единственным инструментом экологическогорегулирования и на национальном уровне, придя на смену "командным" методам регулирования. Так, глава Департамента охраны окружающей среды штатаПенсильвания заявил, что "компания, получившая сертификацию ISO 14000, не должна больше сталкиваться с регулирующими органами". Это заявлениевызвало волну возмущения среди экологической общественности штата, и через некоторое время Департамент был вынужден выступить с официальным заявлением отом, что он рассматривает ISO 14000 как дополнение к существующим методам регулирования.

Еще одной темой для дискуссий является достаточность той степени открытости предприятия, которая требуетсястандартом. Согласно ISO 14001, экологическая политика организации должна быть доступна общественности, а цели и задачи организации ставятся с учетом мнений"заинтересованных сторон". С другой стороны, отмечается, что экологическая политика, будучи единственным документом, доступным общественности,носит весьма общий характер. Высказываются также предложения предусмотреть в стандартах те или иные механизмы общественного участия в принятии экологическизначимых решений. С этой целью, например, американские неправительственные организации ECOLOGIA и GreenSeal принимают участие в разработке документа ISO14031 ("Руководство по оценке экологических аспектов деятельности").

 

Экологический аудит

 

Экологический аудит — независимая оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности нормативно-правовых требований в области охраны окружающей среды и подготовка рекомендаций в области экологической деятельности.

История

Принято считать, что экологический аудит в мире зародился на рубеже 1970-80-х годов. В частности в ЕЭС директива об экологическом аудировании была принята в 1982 году, в 1984 году национальное агентство по охране окружающей среды США разработало концепцию экологического аудирования федеральных агентств. В Российской Империи зарегистрирован первый экологический аудит в 1892 году.Обязательные Правила «О порядке открытия и содержания химических заводов», явились, по сути, первоначальном документом по проведению экологического аудита. В РФ экологический аудит применяется с 1993 года. В 1998 году был принят ряд правовых актов Госкомэкологии в области экологического аудита, в том числе установившие правила их аттестации. Сегодня в Российской Федерации функцию аттестации экоаудиторов выполняют несколько некоммерческих организаций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.172.0 (0.006 с.)