Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Политическая система и политический режим.

Поиск

Васильева Л.П. Модернизация и элита (синергетическая модель развития) // Социально-гуманитарные знания. – 2001. - № 4. – С.281-297.

 

Журавлев В.В. Россия ХХ столетия: реформы или социальный эксперимент // Социально-гуманитарные знания. – 2001. - № 5. – С.3-24.

 

Зудин А.Ю. Режим Путина: контуры новой политической системы // Общественные науки и современность. – 2003. - № 2. – С.67-83.

 

Каменская Г.В., Родионов А.Н. Политические системы современности: Учеб. пособие. – М., 1994. – 219 с.

 

Морозов И.П. Информационная безопасность политической системы // Полис. – 2002. - № 5. – С.134-145.

 

Политология в вопросах и ответах для экзаменов и зачетов. Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.А.Радугина. – М., 2001. – С.124-140.

 

Политология. Курс лекций / Под ред. А.А.Радугина. – М., 2003. – С.124-140.

Арендт Х. Истоки тоталитаризма. – М., 1996. – 672 с.

 

Востриков С.В. Россия в мире грядущего: прогнозы и перспективы // Социально-

гуманитарные знания. – 2001. - № 4. – С.3-41.

 

Коломийцев В.Ф. Демократический режим // Социально-гуманитарные знания. – 2000. - № 5. – С.88-99.

 

Политология в вопросах и ответах для экзаменов и зачетов. Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.А.Радугина. – М., 2001. – С.90-98.

 

Политология. Курс лекций / Под ред. А.А.Радугина. – М., 2003. – С.158-174.

 

Сафонов В.Н. Соотношение форм правления и режимов правления // Социально-

политический журнал. – 1998. - № 1. – С.112-121.

 

Холодковский К.Г. Российские партии и проблемы политического структурирования общества // Мировая экономика и международные отношения. – 1995. – № 10.

Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. – М., 1995. – 294 с.

 

Чудинова И.М. Социально-политические ценности современного российского общества: проблемы их обновления и усвоения // Социально-гуманитарные знания. – 2003. – № 5. – С.3-19.

 

 

Тема 5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ.

Государство и гражданское общество // Социально-политический журнал. – 1997. - №4. – С.146-159.

 

Гончаров П.К. Социальное государство: сущность, мировой опыт, российская модель // Социально-гуманитарные знания. – 2000. - №2. – С.18-36.

 

Ильин М.И. Государство // Полис. – 1994. - №1. – С.132-140.

 

Конституция Российской Федерации. – М., 1993. – Ст.1, 10,11. 80-129.

 

Мамут Л.С. Государство: полюсы представлений // Общественные науки и

современность. – 1996. - №4. – С.45-54.

 

Политология: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.А.Радугина. – М.,

2003. – С.141-157.

 

Политология в вопросах и ответах для экзаменов и зачетов. Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.А.Радугина. – М., 2001. – С.69-89.

 

Тарасов Е.Н. Государство как институт политической системы // Социально-политический журнал. – 1994. – №1-2. – С.68-81.

 

Голосов Г.В., Лихтенштейн А.В. «Партии власти» и российский институциональный дизайн: теоретический анализ // Полис. – 2001. - № 1.

 

Журавлева Л.К. Политические партии и партийные системы // Социально-политический журнал. – 1996. - № 3. – С.67-72.

 

Лапаева В.В. Становление российской многопартийности // Социс. – 1996. - № 8. –

С.34-47.

 

Политология в вопросах и ответах для экзаменов и зачетов. Учеб. пособие для

вузов / Под ред. А.А.Радугина. – М., 2001. – С.108-134.

 

Политология: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.А.Радугина. – М.,

2003. – С.190-219.

 

Скулов А.И. Партии и партийные системы: Учеб. пособие. – Воронеж, 2004.- 83 с.

 

Согрин В.В. Двухпартийная система США: преемственность и обновление //

Полис. – 2003. - №3. – С.164-170.

 

Шмачкова Т.В. Теории коалиций и становление российской многопартийности

(Методики рационализации политического процесса) // Полис. – 1996. С.28-52.

Лысцов В.В. Типы избирательных систем. Учеб. пособие. – Воронеж, 1997. – 43 с.

 

Политология в вопросах и ответах для экзаменов и зачетов / Под ред. А.А.Радугина. – М., 2001. – С.192-199.

 

Политология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.А.Радугина. – М., 2003. – С.255-268.

 

Политология: Учеб. для вузов / Под ред. М.А.Василика. – И., 2000. – С.286-297.

 

Рыбаков А.В. Избирательное право и избирательные системы // Социально-политический журнал. – 1998. – № 2. – С.113-122.

 

Таагапера Р., Шугарт М.С. Описание избирательных систем // Полис. – 1997. - № 3. –С.114-136.

 

Уоллерстайн М. Избирательные системы, партии и политическая стабильность // Полис. – 1992. - № 5-6. – С.156-162.

 

Тема 6. ЛИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.

Андреев С.С. Политическое сознание и политическое поведение // Социально-

политический журнал. – 1992. - №8. – С.10-22.

 

Арендт Х. Массы и тоталитаризм // Вопросы социологии. – 1992. – Т. 1, вып. 2. –

С.24-33.

 

Бурлацкий Ф.М., Галкин А.А. Современный Левиафан. – М., 1985. – С.200-210.

 

Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. – Ростов-на-Дону, 1996. –

445 с.

 

Голосов Г.В. Поведение избирателей в России: теоретические перспективы и

результаты региональных выборов // Полис. - 1997. - № 4. - С.44-56.

 

Политология: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.А.Радугина. – М.,

2003. – С.80-85, 118-123.

 

Преснякова Л.А. Структура личностного восприятия политической власти // Полис.

- 2000. - №4. - С.135-140.

Дженусов А.И. Политическая культура: концептуальные аспекты // Социально-

политический журнал. – 1994. - № 11-12. – С.75-84.

 

Мальцев В.А. Основы политологии: Учеб. для вузов. – М., 1998. – С. 357-376.

Политическая культура: теории и национальные модели /Отв. ред. К.С.Гаджиев. – М.,1994.

 

Политология на Российском фоне: Учебное пособие / Авт. колл. под рук. В.В.Рябова. –М., 1993. – С.248-267.

 

Политология: Учеб. пособ. / Под ред. Н.И.Азарова. – М., 1999. – С.155-175.

 

Политология: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.А.Радугина. –

М., 2003. – С.91-118.

 

Политология: Учеб. для вузов / Под ред. М.А.Василика. – М., 2000. – С.363-379.

 

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. – М., 1995. – С. 238-249.

 

Рукавишников О.В. Политическая культура постсоветской России // Социально-

политический журнал. – 1998. - № 1. – С.43-53.

 

Стрежнева М.В. Политическая культура в различных интерпретациях: анализ социального понятия // Общественные науки и современность. –

2002. - № 5. – С.141-153.

 

Тотьмянин Н.Д. Основные аспекты политической культуры и социализации американцев // США: экономика, политика, идеология. – 1995. - № 1. – С.29-41.

 

 

Тема 7. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ.

Аренд Х. Истоки тоталитаризма. – М., 1996. – 672 с.

 

Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – М., 1993.- 303 с.

 

Виноградова И.В. Политические идеи современности // Социально-политический

журнал. – 1997. - № 1. – С.117-129.

 

Малинова О.Ю. Партийная идеология в России: атрибут или антураж? // Полис. – 2001. - №5. – С.97-106.

 

Пантин И.К. Демократия в России: противоречия и проблемы // Полис. – 2003. - № 1. – С.134-148.

 

Политология: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.А.Радугина. – М.,

2003. – С.269-279.

 

Соловьёв А.И. Политическая идеология: логика исторической эволюции // Полис. – 2001. - № 2. – С.5-23.

 

Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М., 1995. – 294 с.

 

Тема 8. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ.

Багратуни К.Ю. К вопросу о стратегии развития России // Социально-гуманитарные знания. – 2002. – № 6. - С.21-31.

 

Бутенко А.П. Глобализация: сущность и современные проблемы // Социально-

гуманитарные знания. – 2002. - № 3. – С.3-18.

 

Козырев Г.И. Международный политический процесс // Социально-гуманитарные

знания. – 2003. - № 4. - С.98-110.

 

Кулиниченко В.А., Кулиниченко А.В. О духовно-культурных основаниях

модернизации России // Полис. – 2003. - № 2. – С.150-157.

 

Лебедева М.М. «Воронка причинности» при исследовании мировых политических

процессов // Полис. – 2002. - № 5. – С.60-63.

 

Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сб. учеб. материалов / Под ред. Е.Ю.Мелешкиной. – М., 2001. – 304 с.

 

Политология в вопросах и ответах для экзаменов и зачетов. Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.А.Радугина. – М., 2001. – С.227-234, 237-239.

 

Политология: Курс лекций / Под ред. А.А.Радугина. – М., 2003. – С.301-316.

 

Щадрин А.Е. Направления и параметры российской административной реформы // Полис. – 2003. - № 4. – С.59-70.

 

Бородулина Н.А. Города-доноры: опора федерального центра или источник

региональных конфликтов? // Полис. – 2002. - №6. – С.127-142.

 

Дмитриев А.В., Социальный конфликт: общее и особенное. – М., 2002. – 526 с.

Дойч М. Разрешение конфликта. Конструктивные и деструктивные процессы //

Социально-политический журнал. - 1997. - № 1. – С.202-217.

 

Зеркин Д.П. Политический конфликт и оппозиция // Социально-политический

журнал. – 1998. - № 5. – С.89-107.

 

Мацнев А.А. Этнополитические конфликты: природа, типология и пути

урегулирования // Социально-политический журнал. – 1996. - №4. – С.41-55.

 

Политология: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.А.Радугина. – М.,

2003. – С.280-300.

 

Посадский А.В. Гражданская война в России под углом зрения российской

конфликтологии // Полис. - 2002. - №3. – С.72-80.

 

Согрин В.В. Конфликт и консенсус в российской политике // Общественные науки и

современность. – 1996. - №1. – С.35-44.

 

Турунок С.Г. Информационно-коммуникативная революция и новый спектр

военно-политических конфликтов // Полис. – 2003. - №1. – С.24-38.

Тема 9. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА.

Евангелиста М. Геополитика и будущее российской федерации // Полис. - 2002. -

№ 2. - С. 82 – 100.

 

Замятин Д.Н. Геополитика: основные проблемы и итоги развития в ХХ веке //

Полис. - 2001. - № 6. - С.97–115.

 

Политология: Курс лекций: Учеб. пособие для вузов / Под ред. А.А.Радугина. –

М., 2003. – С.317-333.

 

Соловьев Э.Г. Геополитический анализ международных проблем современности:

pro et contra // Полис. - 2001. - № 6. - С.116-129.

 

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. - 1994. - № 1. – С.33-48.

 

Цыганков А.П. Гуманизация международных отношений: противоречия и парадоксы // Общественные науки и современность. - 1998. - № 1. – С.51-59.

Вопросы к зачету по курсу «Политология»

1. Политическая жизнь и властные отношения

2. Социальные функции политики

3. Политология в системе гуманитарного знания

4. Содержание и структура политологического знания

5. Политико-правовая мысль древнего мира и средневековья

6. Гражданско-правовые концепции Нового времени и начала ХХ века

7. История российской политической мысли

8. Современные политические теории и политологические школы

9. Политическая власть и механизм ее функционирования

10. Государство как политический институт

11. Политическая система общества. Политические режимы

12. Гражданское общество как условие демократии

13. Политическая элита и лидерство

14. Политические партии и партийные системы

15. Политические отношения и процессы

16. Политическая культура и социализация

17. Политическое развитие и кризисы

18. Технологии управления политическими процессами

19. Мировая политика и геополитика

20. Международные отношения и международная политика

21. Международные организации и их роль в международных отношениях

22. Роль и место России в мировой системе

23. Методология познания политической реальности

24. Прикладная политология и ее цели

25. Политическое прогнозирование

26. Политическое моделирование

ГЛОССАРИЙ

АВТОРИТАРИЗМ (от лат. auctoritas — власть), система власти, характерная для антидемократических политических режимов. Обычно сочетается с личной диктатурой. К историческим формам авторитаризма относятся азиатские деспотии, тиранические и абсолютистские формы правления древности, средневековья и нового времени, военно-полицейские и фашистские режимы, различные варианты тоталитаризма.

 

АВТОРИТЕТ (от лат. auctoritas — власть, влияние), в широком смысле —

общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в узком — одна из форм осуществления власти.

 

АДМИНИСТРАЦИЯ (от лат. administratio — управление), 1) совокупность

государственных органов, осуществляющих функции управления. 2) Должностные лица управления, руководящий персонал учреждения, предприятия.

 

АКТ (actum — документ), Официальный документ. Юридический акт, издается государственным органом, должностным лицом в пределах их компетенции в установленной законом форме (закон, указ, постановление и т. д.).

 

АНАРХИЗМ (от греч. anarhia — безвластие), общественно-политическое течение, которое выступало за немедленное уничтожение всякой государственной власти (в результате «самопроизвольного», стихийного бунта масс) и создание федерации мелких автономных

ассоциаций производителей, отвергало политическую борьбу. Анархизм сложился в 40-70-хгг. 19 в. в Зап. Европе. Главными идеологами были М. Штирнер, П. Прудон, М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин.

 

АРИСТОКРАТИЯ (от греч. aristos — лучший и...кратия), 1) форма государственного правления, при которой власть принадлежит представителям родовой знати. 2) В рабовладельческом и феодальном государстве — наиболее привилегированное сословие; определенные преимущества сохраняет в буржуазном государстве.

 

БЮРОКРАТИЯ (франц. bureau — бюро, канцелярия и...кратия), первоначально — власть, влияние руководителей и чиновников аппарата правительства; в дальнейшем — обозначение слоя служащих в крупных организациях, возникших в различных сферах общества. Как необходимый элемент управления, администрации бюрократия превращается в особый социальный слой, которому присущи: иерархичность, строгая

регламентация, разделение труда и ответственности в осуществлении формализованных функций, требующих специального образования. Бюрократии свойственны тенденции к превращению в привилегированный слой, независимый от большинства членов организации, что сопровождается нарастанием формализма и произвола, авторитаризма и конформизма, подчинением правил и задач деятельности организации главным образом целям ее укрепления и сохранения.

 

ВЛАСТЬ, в общем смысле способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.); политическое господство, система государственных органов.

 

ГИПОТЕЗА (греч. hypothesis — основание, предположение), предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений; форма развития научных знаний.

 

ГОСУДАРСТВО, политико-территориальная суверенная организация особой публичной власти, внешне выраженная в специальном аппарате управления и придающая своим велениям общеобязательную силу для населения всей страны.

 

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО, сфера самопроявления свободных граждан и их

добровольческих союзов, ассоциаций, огражденных соответствующими законами от вмешательства и произвола со стороны государственной власти. Термин введен Аристотелем, который называл гражданским обществом сообщества свободных и равных граждан, связанных между собой определенной формой политического устройства

(государство-полис). В 17-18 вв. гражданское общество противопоставлялось

абсолютистско-феодальному государству. В распространенном современном значении

гражданское общество обозначает совокупность отношений в сфере экономики, культуры и др. сферах, развивающихся в рамках демократического общества независимо, автономно от государства. Гражданское общество предполагает существование широкого круга демократических прав и свобод.

 

ДЕМОКРАТИЯ (от греч. demos — народ и...кратия), форма государственно-

политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии — власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов. Различают непосредственную

(основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов) и представительную (решения принимаются выборными органами) демократию. Термин «демократия» употребляется также применительно к организациям и деятельности политических и социальных институтов (напр., партийная

демократия, производственная демократия).

 

ДЕФОРМАЦИЯ (от лат. deformatio — искажение), 1) изменение взаимного

расположения точек твердого тела, при котором меняется расстояние между ними, в результате внешних воздействий. Деформация называется упругой, если она исчезает после удаления воздействия, и пластической, если она полностью не исчезает. Наиболее простые виды деформации — растяжение, сжатие, изгиб, кручение. 2) В переносном смысле — изменение формы, искажение сущности чего- либо (напр., деформация социальнойструктуры).

 

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ (франц. differentiation, от лат. differentia — разность, различие), разделение целого на различные части, формы и ступени.

 

ДОКТРИНА (лат. doctrina), учение, научная или философская теория, система,

руководящий теоретический или политический принцип.

 

ЗАКОН, в праве — нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам (указам, постановлениям и др.). Основной источник права в современном обществе.

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ, в государственном праве система органов

государства, имеющих право принимать законы. Является «ведущей ветвью» власти. Она делигирована народом и реализуется коллегиально, через издание законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью.

 

ИДЕОЛОГИЯ (от идея и...логия), система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Термин «Идеология» нередко употребляется также для обозначения ложного, иллюзорного, оторванного от действительности сознания.

 

ИДЕЯ (греч. idea), 1) первоначально «то, что видно», «видимое», затем «видимая сущность», прообраз. Платон называл идеей умопостигаемые прообразы вещей чувственного мира, истинное бытие. По Канту, идеи — понятия разума, которым нет соответствующего предмета в чувственном опыте. 2) Мысль, представление. 3) Намерение, план.

 

ИМПЕРИЯ (от лат. imperium — власть), 1) монархическое государство, глава которого, как правило, носил титул императора. 2) Империями назывались также государства, имевшие колониальные владения (напр., Британская империя).

 

ИНДИВИДУАЛИЗМ, тип мировоззрения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу. Индивидуализм включает широкий диапазон ориентаций — от принципов свободного развития личности до эгоизма и анархического нигилизма.

 

ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМ, международная солидарность людей различных наций и рас, основа их взаимопонимания, взаимного доверия, взаимопроникновения культур, ценностей, знаний и технологий; противоположен национализму.

 

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ, в соответствии с теорией разделения властей одна из самостоятельных ветвей государственной власти. Осуществляет функции управления (глава государства, правительство), основываясь на действующих законах и иных нормативных актах. Исполнительная власть принимает собственные постановления и решения во исполнение актов законодательной власти.

 

КАПИТАЛИЗМ, тип общества, основан на частной собственности и рыночной

экономике. В различных течениях общественной мысли определяется как система свободного предпринимательства, этап развития индустриального общества, а современная ступень капитализма — как «смешанная экономика», «постиндустриальное общество», «информационное общество» и др.; в марксизме капитализм — общественно- экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации капиталом наемного труда.

 

КЛАСС, относительно устойчивая группа людей, имеющих общие интересы и ценности. Концепция классов и классовой борьбы получили распространение в Европе в 19 в. (Сен-Симон, О. Тьерри, Ф. Гизо и др.). К. Маркс и Ф. Энгельс связывали существование классов с определенными способами производства, считали борьбу классов движущей силой

истории и отводили пролетариату историческую миссию насильственного

ниспровержения буржуазии и создания бесклассового общества. В современном обществе в процессе социальной дифференциации и

интеграции, связанной с разделением общественного труда, отношениями

собственности и другими факторами, образуются многочисленные слои и группы, между которыми складываются отношения сотрудничества, конкуренции или конфликта, которые все больше регулируются на основе демократических принципов.

 

КЛУБ (англ. club), общественная организация, объединяющая группы людей в целях общения, связанного с политическими, научными, художественными, спортивными и другими интересами.

 

КОАЛИЦИЯ (от средневекового лат. coalitio — союз), 1) политический или военный союз государств, договорившихся о совместных действиях в тех или иных вопросахмеждународных отношений 2) Соглашение нескольких политических партий об образовании правительства из представителей этих партий (т. н. коалиционноеправительство).

 

КОЛЛЕКТИВ (от лат. collectivus — собирательный), относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественной задачи (коллектив трудовой, учебный, военный, спортивный и др.).

 

КОММУНИЗМ (от лат. communis — общий), общее название различных концепций, в основе которых отрицание частной собственности (первобытный коммунизм, утопический коммунизм и др.). В марксистской концепции исторического процесса общественно-экономическая формация, сменяющая капитализм и проходящая в своем развитии две ступени (фазы) — низшую, называемую социализмом, и высшую, называемую полным коммунизмом.

 

КОМПРОМИСС (от лат. compromissum), соглашение на основе взаимных уступок.

 

КОНСЕНСУС (лат. consensus — согласие, единодушие), принятие решений в

парламентах, на конференциях или совещаниях, при заключении международных договоров на основе общего согласия участников без проведения формального голосования при отсутствии формально заявленных возражений. Метод консенсуса признан также в ряде органов ООН, применяется на международных конференциях и совещаниях, проводимых в ее рамках.

 

КОНСЕРВАТИЗМ ( франц. conservatism от лат. conservo — охраняю, сохраняю),

совокупность разнородных идейно-политических и культурных течений, опирающихся на идею традиции и преемственности в социальной и культурной жизни. В ходе истории консерватизм приобретал различные формы, но в целом для него характерны приверженность к существующим и устоявшимся социальным системам и нормам, неприятие революций и радикальных реформ, отстаивание эволюционного, огранич-ного

развития. В условиях социальных перемен консерватизм проявляется в требованиях реставрации старых порядков, восстановления утраченных позиций, в идеализации прошлого. Впервые термин «консерватизм» употреблен Ф. Шатобрианом; обозначал концепции, выражающие идеологию аристократии периода Французской революции кон. 18 в. (Э. Берк, Ж. де Местер, Л. Бональд). В период утверждения капитализма консерватизм на Западе противостоял либерализму и социализму.

 

КОНФЕДЕРАЦИЯ (от позднелат. confoederatio — союз, объединение), форма

государственного устройства, при которой государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют свою независимость, имеют собственные органы государственной власти и управления; специально объединенные органы создаются только для координации действий в определенных целях (военных, внешнеполитических и т. п.). Исторически в форме конфедерации была создана Швейцария.

 

КОНФЛИКТ (от лат. conflictus — столкновение), столкновение сторон, мнений, сил.

 

КОНФОРМИЗМ (от позднелат. conformis — подобный, сообразный), приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления.

 

КОНЦЕПЦИЯ (от лат. conceptio — понимание, система), определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.

 

КОРПОРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО, одна из форм авторитарного политического режима. Идеологи корпоративного государства рассматривают государство как совокупность

публичных служб (корпораций), выполняющих определенные социальные функции. Наиболее последовательно идея корпоративного государства была проведена при режиме Франко в Испании.

 

КОСМОПОЛИТИЗМ (от греч. kosmopolites — космополит, гражданин мира), идеология т.н. мирового гражданства. В философии стоицизма все люди являются гражданами единого мирового государства — Космополиса. В эпоху Возрождения и Просвещения идеал мирового гражданства был направлен против феодальной раздробленности (Данте, Кампанелла), выражал идеи освобождения индивида от феодальных оков (Лессинг, Гете, Шиллер, Кант, Фихте). В современных условиях космополитизм выступает в виде различных социально- политических ориентаций — от взаимодействия и сближения народов и государств до нигилистического отношения к национальной культуре и традициям.

 

КРИЗИС (от греч. krisis — решение, поворотный пункт, исход), 1) резкий, крутой переломв чем-либо, тяжелое переходное состояние (напр., духовный кризис). 2) Острое затруднение с чем-либо (напр., с производством или сбытом товаров); тяжелое положение.

 

ЛИДЕР (от англ. leader — ведущий, руководитель), 1) глава, руководитель политической партии, общественной организации и др.; лицо, пользующееся большим авторитетом, влиянием в какой-либо группе. 2) Участник спортивного состязания, идущий впереди.

 

ЛИЧНОСТЬ, 1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности. 2)Устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Понятие личности следует отличать от понятий «индивид»(единичный представитель человеческого рода) и «индивидуальность» (совокупность черт, отличающих данного индивида от всех др.). Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями.

 

ЛОЯЛЬНОСТЬ (от франц. или англ. loyal — верный), 1) верность действующим

законам, постановлениям органов власти (иногда только формальная, внешняя). 2) Корректное, благожелательное отношение к кому-либо или чему-либо.

 

ЛЮМПЕН (от нем. Lumpen — лохмотья), термин введен К. Марксом для обозначения низших слоев пролетариата. Позднее «люмпенами» стали называться все деклассированные слои населения (бродяги, нищие, уголовные элементы и др.). «Люмпенизация общества» означает увеличение доли этих слоев в населении и распространение психологии люмпенов в условиях социального кризиса.

 

МЕРИТОКРАТИЯ (от лат. meritus — достойный и греч. kratos — власть, букв. — власть наиболее одаренных), термин введен английским социологом М. Янгом в книге «Возвышение меритократии». Концепция, согласно которой в обществе в ходе эволюции утвердится принцип выдвижения на руководящие посты наиболее способных людей,

отбираемых из всех социальных слоев.

 

МИГРАЦИЯ (лат. migratio, от migro — перехожу, переселяюсь), 1) перемещение, переселение. 2) Миграция населения — перемещения людей, связанные, как правило, со сменой места жительства. Подразделяется на безвозвратную (с окончательной сменой постоянного места жительства), временную (переселение на достаточно длительный, но

ограниченный срок), сезонную (перемещение в определенные периоды года). Различают внешнюю (за пределы страны) и внутреннюю миграцию; к внешней относятся эмиграция, иммиграция; к внутренней — движение из села в город, межрайонные переселения и др. Иногда к миграции относят т. н. маятниковые миграции (регулярные поездки к месту работы или учебы за пределы своего населенного пункта).

 

МИФ (от греч. mythos — предание, сказание), повествование о богах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Для мифов характерно наивное

очеловечивание всей природы (всеобщая персонификация). В первобытном обществе мифы — основной способ познания мира, опирающийся на своеобразную логику (нерасчлененность, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени); особенность мифологического сознания — установление мнимых связей между различными явлениями. Элементы мифологического мышления сохраняются и в современном массовом сознании (напр., расовые и классовые мифы, культ вождей, ритуалы массовых сборищ и т. п.). Мифы в переносном смысле — ложные, некритические, оторванные от действительности состояния сознания, концепций, представления.

 

НАРОДНОСТЬ, исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей. В современной литературе идет дискуссия о признаках и

соотношении народности и нации.

 

НАСИЛИЕ, 1) применение определенной социальной группой различных форм принуждения в отношении других групп с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания тех или иных привилегий. Господствующие классы и другие социальные группы для сохранения своих привилегий применяют все средства насилия, вплоть до массового террора; они прибегают к насилию и в межгосударственных отношениях. Применение насилия, террора по отношению к народу — характерная черта тоталитарных режимов. 2) В праве — физическое (телесные повреждения, побои) или психическое (угроза) воздействие одного человека на другого. В российском праве преступления, связанные с применением насилия, влекут повышенную уголовную ответственность.

 

НАУКА, сфера человеческой деятельности, функция которой — выработка и

теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира. Непосредственные цели — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки.

 

НАЦИОНАЛИЗМ, идеология и политика в национальном вопросе, основа которых — трактовка нации как высшей ценности и формы общности. В 19-20 вв. национализм выступал как мощная объединяющая сила в борьбе за национальное освобождение в Европе, а затем в Африке, Азии и Латинской Америке, сопровождаемый идеей национального превосходства и национальной исключительности; нередко принимает крайние формы (шовинизм), сближается с расизмом и ведет к острым внутренним или

межгосударственным конфликтам.

 

НАЦИЯ (от лат. natio — племя, народ), историческая общность людей, складывающаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, этнических особенностей культуры и характера. Складывается из различных племен и народностей (см. Этническая общность). Ряд современных ученых связывают нацию с определенным народом и включает в число ее сущностных принципов общность самосознания и социальной структуры; другие рассматривают нацию как общность принадлежности к определенному государству.

 

НЕГАТИВИЗМ, симптом расстройства, при котором бессмысленно сопротивляются внешним воздействиям, отказываются выполнять любые просьбы (пассивный негативизм) или делают все наоборот (активный негативизм).

 

НИГИЛИЗМ (от лат. nihil — ничто), отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Получает особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического развития.

 

ОЛИГАРХИЯ (греч. oligarсhia, от oligos — немногочисленный и arche — власть), режим, при котором политическая власть принадлежит узкой группе лиц (богачей, военных и т. п.).

 

ОХЛОКРАТИЯ (от греч. ochlos — толпа, чернь и...кратия), в древнегреческих учениях о государстве (Платон, Аристотель) — господство «толпы».

 

ПАРТИЦИПАТОРНАЯ ДЕМОКРАТИЯ (от англ. participate – принимать участие), порядок формирования и осуществления публичного управления снизу вверх, в которые максимально включены рядовые граждане.

 

ПЛУТОКРАТИЯ (греч. plutokratia, от plutos — богатство и...кратия), государственный строй, при котором политическая власть формально и фактически принадлежит богатой верхушке общества; отсюда — плутократы.

 

ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. pluralis — множественный), 1) философское учение, согласно которому существует несколько (или множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин «плюрализм» введен Х. Вольфом (1712). 2) Характеристика демократической политической системы общества, при которой социальные группы имеют органичные (институционные) возможности для выражения своих

интересов через своих представителей (политические партии, профсоюзы, церковные и другие организации).

 

ПОДДАНСТВО, термин, применяемый в государствах с монархической формой правления для обозначения принадлежности лица к данному государству. См. такжеГражданство.

 

ПОЗНАНИЕ, процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

 

ПОЛИТИКА (греч. politika — государственные или общественные дела, от polis — государство), сфера деятельности, связанная с отношениями между социальными группами, сутью которой является определение форм, задач, содержания деятельности государства. Различают внешнюю и внутреннюю политику. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, партий (экономическая, социальная, культурная, техническая политика и др.). Внешняя политика охватывает

сферу отношений между государствами.

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ, (лат. «часть») один из важнейших институтов

политической системы. Это специализированная политическая организация, выражающая интересы социальных групп, объединяющая их наиболее активных представителей и ставящая своей целью завоевание государственной власти, либо участие в ней.

 

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА, система социальных институтов



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.32.238 (0.023 с.)