Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос № 21 « Политическая система общества: понятие, структура и типы».Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие “политическая система” появилось в политологии в 50-х годах ХХ века, благодаря американскому политологу Д. Истэном (род. 1917), который создал теорию политической системы. Это понятие было призвано отразить два момента: целостность политики как самостоятельной сферы общества, представляющей совокупность взаимодействующих элементов (партий, государства, лидеров, права и т.д.); характер связей политики с внешней средой (экономической, социальной, культурной сферами, другими государствами). Введение понятия “политическая система” имело практическую направленность. Оно должно было помочь выявлению факторов, которые обеспечивают стабильность и развитие общества, раскрытию механизмов согласования интересов различных групп. Обмен ресурсами и взаимодействие политической системы с внешней средой осуществляется по принципу “входа” и “выхода”. Политическая система представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе. Политическая система представляет собой многофункциональную структуру, включающую в себя компоненты различного профиля: Институциональный ( институциональная подсистема) – это совокупность институтов (государственных, партийных, общественно-политических), выражающих и представляющих различные по значению интересы: от общезначимых до групповых и частных. Самым важным инструментом реализации общественных интересов является государство. Максимально концентрируя в своих руках власть и ресурсы, оно распределяет ценности и побуждает население к обязательному выполнению своих решений. Кроме государства в институциональную подсистему входят как политические организации - партии, группы давления, клиентелы (лат. clientela - группа лиц, находящихся под покровительством политического деятеля и поддерживающая его), так и неполитические организации, имеющие значительные возможности влияния на власть и общество: средства массовой информации, церковь. Зрелость институциональной подсистемы определяется степенью дифференциации и специализации ролей и функций ее структур. Благодаря специализации эта подсистема может быстро и эффективно реагировать на новые потребности и требования населения; Функциональный (функциональная подсистема), складывающийся из совокупности тех ролей и функций, которые осуществляются как отдельными социально-политическими институтами, так и их группами (формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь и др.); Регулятивный (нормативная подсистема), выступающий как совокупность политико-правовых норм и других средств регулирования между субъектами политической системы (Конституция, законы, традиции, обычаи, политические принципы, взгляды и т.д.); Коммуникативный (коммуникативная подсистема), представляющий собой совокупность разнообразных отношений между субъектами политической системы по поводу власти, в связи с выработкой и осуществлением политики; Идеологический (культурная подсистема), включающий в себя совокупность политических идей, теорий, концепций (политическое сознание, политическая и правовая культура, политическая социализация). Типы политических систем: Платон в свое время поставил вопрос: кто должен господствовать? Этот вопрос можно поставить несколько иначе: кому следует править, почему, как, в чьих интересах? В зависимости от ответов на эти вопросы можно классифицировать и типологизировать политические системы. Истоки существования типологизаций обнаруживаются в античной общественно-политической мысли. Платон разделил древнегреческие города-государства на следующие типы: 1) монархия – правление одного хорошего человека, ее искаженная форма – тирания; 2) аристократия – правление нескольких хороших людей, ее искаженная форма – олигархия; 3) демократия – правление многих или всего народа, искаженную форму он также называет демократией.
Аристотель выделял 2 основных критерия для различия государства и конституции: «Природа цели, ради которой государство существует», и «различные формы власти, которой люди и их ассоциации подчиняются». По первому критерию Аристотель различал системы, в которых правители управляют «в общих интересах» для достижения «хорошей жизни» для всех, а также системы, в которых преследуются собственные корыстные интересы правителя. Именно второй тип правления Аристотель считал неправильным, основанным на началах господства, а «государства есть общение свободных людей» В Новое время наиболее известны типологии систем правления Т. Гоббса и Ш. Л. Монтескье. Так Т. Гоббс различал 3 формы государства в зависимости от числа правителей: правление одного – монархия, части граждан – аристократия, большинства – демократия. Тирания и олигархии – это ни что иное, как различные названия монархии и аристократии. А те, «кому причинено огорчение при демократии, называют ее анархией». Сам Гоббс предпочитал монархию. Ш. Л. Монтескье в своем труде «О духе законов (1747) разработал типологизацию, в которой различал 3 главных формы правления – республику, монархию, деспотизм. Республика – верховная власть находится в руках всего народа или его части; монархия – управляет один человек в соответствии с законами; деспотизм – произвол одного человека не признающего законов и правил. По Монтескье демократия и аристократия Аристотеля – две формы республиканского правления. Монтескье полагал, что каждый из выделенных им типов появляется в определенных общественно-исторических условиях и обладают определенными территориями. Так, республика характерна для античных полисов (небольшая территория); монархия – для Европы (территория средней величины); деспотизм – для азиатских империй (обширные территории). Широко известна типологизация систем правления, предложенная М. Вебером. Он полагал, что правители могут претендовать на легитимность своего правления, а управляемые принять его законность на следующих трех основаниях. Г. Алмонд различал следующие типы политической системы: англо-американский; континентально-европейский (исключая страны Скандинавии и Бенилюкса, для которых характерны признаки обоих названных типов); доиндустриальный, или полуиндустриальный, распространенный за пределами европейско-американского региона, и тоталитарный. М. Дюверже выделил следующие типы: либерально-демократический, социалистический, консервативно-диктаторский, традиционная монархия и др. Д. Эптер писал о диктаторской, олигархической, косвенно-представительной и прямой представительной системах. Интерес представляет классификация С. Н. Айзенштадта, включая примитивные (или первобытные) системы, патримониальные империи, города-государства, феодальные системы, которые в свою очередь подразделяются на демократические, автократические, тоталитарные и слаборазвитые. Особой популярностью пользуется классификация политических систем на основе анализа методов, способов и средств реализации политической власти, степени политической свободы в обществе, правового положения личности. Различают по характеру распределения власти в обществе демократические, авторитарные и тоталитарные политические системы. С точки зрения развития политические системы делят на традиционные и модернизированные. Традиционные – неразвитое гражданское общество, слабая дифференцированность политических ролей, отсутствие партийности. Модернизированные – демократическая политическая система с развитым гражданским обществом, существование правового/социального государства, оперативное реагирование на изменения, могут создавать новые структуры и новые виды институтов. Политические системы подразделяются на открытые и закрытые: открытые - имеющие динамичную структуру и широкие связи с другими системами и средой; закрытые - имеющие жестко фиксированную структуру и минимальные связи со средой.
Вопрос № 22 «Основные тенденции в развитии политических систем». Вопрос № 23 «Политические интересы: природа, структура, функции».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 421; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.132.107 (0.009 с.) |