ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возрастные периодизации развития ребенка.



Возрастные периодизации развития ребенка.

 

Эпигенетическая теория жизненного пути личности Э. Эриксона.

 

Теория Э. Эриксона возникла на практике психоанализа. Он создал психоаналитическую концепцию об отношениях Я и общества. В основе этой концепции два важных понятия: «групповая идентичность» и «эго-идентичность».

Групповая идентичность формируется благодаря тому, что воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущих данной группе мироощущений.

Эго-идентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития, формирование эго=идентичности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий.

На каждой стадии ребенок приобретает определенное качество (личностное новообразование), которое фиксируется в структуре личности и сохраняется в последующие периоды жизни.

Стадии жизненного пути личности, по Э. Эриксону.

1 ст. (младенческий возраст) ребенок выделяет себя как отдельного индивида.
Базисное доверие против недоверия
При хорошем уходе за ребенком, наличии материнской любви, нежности и заботе о малыше формируются три дополняющих друг друга процесса: Биологический (кормление, сон, уход) Психологический (организация индивидуального опыта) Общественный (культурная организация взаимосвязанных людей - этнос) Отсутствие заботы, непоследовательное отношение, запреты и ограничения оставляют у ребенка чувство отверженности и создают основу для недоверия к окружающему миру.
2 ст. (ранний возраст) формируются и отстаиваются ребенком автономия и независимость.
Автономность против Стыда и сомнений
Начинается с навыков ходьбы, самообслуживания. Обретает чувство уверенности в себе. Стремление действовать независимо от родителей. Формируется автономность. Борьба за опрятность против неряшливости, связанная с неудачами, создает основу чувства стыда и сомнения.
3 ст. (возраст игры) появляется интерес к своим гениталиям. Происходит осознание своей половой принадлежности, познается окружающий мир в игре через воображаемые и моделируемые ситуации.
Инициативность против Чувства вины.
Исследовательская активность переноситься за пределы собственного тела. В игре формируется: активная предприимчивость, инициативность. Агрессивное поведение ребенка ограничивается, критикуется, наказывается. С ограничением чувства вины и тревожности. Привыкает быть виновным.
4 ст. (школьный возраст) происходит обучение техническим и социальным основам трудовой деятельности.
Трудолюбие против Неполноценности
При росте компетентности в разных областях развиваются навыки и умения. Активно учатся тем типам техники, которые значимы в данном обществе. Трудолюбие оценивается. Эго-идентичность достигает реальной силы Постоянный неуспех сдерживает активность ребенка. Он переживает свою неумелость и видит себя обреченным на неуспех. При сравнении негативном оценивании ребенка возникает чувство неполноценности.
5 ст. (подростковый возраст) происходит формирование первой цельной эго-идентичности.
Идентичность против Диффузной идентичности.
Трудности развития идентичности связаны с кризисом развития: физический рост и половое созревание; озабоченность тем «как я выгляжу», «что я собой представляю»; необходимость найти свое призвание, отвечающая способностям и требованиям общества; необходимость решать старые задачи: доверие к миру, самостоятельность, инициативность, освоение умений, которые создадут новую ценность личности При неудачах возникает смешение ролей (диффузная идентичность). Происходит задержка в развитии. Синдром патологии идентичности, отсрочка обретения взрослого статуса, смутное состояние тревоги, пребывание в состоянии ожидания чего-то лучшего, страх перед общением, неспособность эмоционального воздействия на лиц другого пола. Может быть поиск негативной идентичности, «стремление стать ничем как способ самоутверждения»
6 ст. (молодость) ведется поиск спутника жизни. Желание тесного сотрудничества с другими.
Интимность против Изоляции
Основой для сближения с окружающими служит полное овладение своим поведением. Готовность к проявлению зрелого чувства любви и установление творческой атмосферы сотрудничества в трудовой де5ятельности Избегание контактов, требующих близости, ведет к одиночеству, к «проблемам характера»,, к психопатологии. Может быть стремление не пускать на свою «территорию», в свой внутренний мир.
7 ст. (зрелость) происходит развитие личности. Дети подтверждают субъективные ощущения своей нужности другим.
Творчество против Застоя.
Заботы о воспитании нового поколения, труд и творчество. Во все вкладывается частица своего Я, и это приводит к личностному обогащению. При плохой ситуации развития проявляется чрезмерная сосредоточенность на себе, которая приводит к косности и застою, к личностному опустошению.
8 ст. (старость) происходит достижение новой завершающей формы эго-идентичности.
Интеграция против Разочарования в жизни.
Созревает плод всех 7 стадий – целостность личности: личностная уверенность в порядке и осмысленности, свой жизненный путь принимается как единственно верный, привязанность к принципам прошлых времен. Отсутствие личностной интеграции вызывает страх смерти, Возникает отчаяние, т.к. мало времени, чтобы начать жизнь сначала и по-новому, для достижения целостной личности.
     

Периодизация детского развития Д.Б. Эльконина.

В основу своей периодизации Д.Б. Эльконин положил смену ведущего вида деятельности, которая влечет в свою очередь изменение системы отношений ребенка с окружающим миром, а также типа общения.

Д.Б. Эльконин выделил шесть периодов детского развития. Каждому из которых соответствует свой ведущий вид деятельности.

 

Младенческий возраст(0-1 г.) Непосредственно-эмоциональное общение.
Раннее детство (1-3 л.) Предметно-манипулятивная деятельность.
Дошкольное детство (3-7 л.) Сюжетно-ролевая игра.
Младший школьный возраст (7-10 л.) Учебная деятельность.
Подростковый возраст (10-15 л.) Общение интимно-личностное.
Ранняя юность (15-17 л.) Учебно-профессиональная деятельность

Культурно-историческая теория развития ребенка

Л.С. Выготского.

Л.С Выготский определил область своего исследования как «вершинную психологию» (психологию сознания), которая противостоит двум другим – «поверхностной» (теории поведения) и «глубинной» (психоанализ). Он рассматривал сознаний как проблему структуры поведения».

Л.С Выготский впервые ввел исторический принцип в область детской психологии. Каждая форма культурного развития, культурного поведения, считал он, в известном смысле уже продукт исторического развития человечества.

По Л.С Выготскому движущая сила психического развития обучение. Он ввел в психологию понятие зоны ближайшего развития. Зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития. Определяемых с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Как пишет Л.С Выготский, « зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а цветами развития… Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день».

 

Л.С Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка:

1. Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой темп, который меняется в разные годы жизни. Так, год в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.

2. Закон метаморфозы в детском развитии: есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, а существо обладающее качественно отличной психикой.

3. Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. Так сознание развивается в системном и смысловом строении.

4. Закон развития высших психических функций. Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми. Отличительный признаки высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность и они формируются пожизненно. Образуются в результате овладения специальными орудиями средствами, выработанными в ходе исторического развития общества.

 

Основным критерием деления детского развития на отдельные возрасты, по мнению Л.С Выготского, должны служить новообразования. Последовательность возрастных периодов должна в этой схеме определяться чередованием стабильных и критических периодов

 

Возраст Стабильный характер развития Критический характер возраста.
0-2 мес.   Кризис новорожденности
2 мес. - 1 г. Младенческий возраст Криз 1 года
1-3 г. Ранее детство Кризис 3 лет
3-7 л. Дошкольное детство Кризис 7 лет
8-13 л. Школьный возраст Кризис 13 лет
14-17 л. Пубертатный возраст Кризис 17 лет

Возрастные периодизации развития ребенка.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.005 с.)