Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. 3 издержки, доход и прибыль фирмы

Поиск

 

Люди становятся богаче не только путём

прибавления к тому, что у них есть, но и

путём сокращения расходов

Аристотель,

древнегреческий философ

 

Настоящие затраты – не доллары и центы,

это альтернативные возможности,

от которых мы отказываемся, расходуя

деньги так, а не иначе.

Пол Хейне,

американский экономист

 

Специалисты считают, что получать

прибыль – грех. Я считаю, что настоящий

грех – терпеть убытки.

Уинстон Черчилль,

английский политический деятель, писатель,

лауреат Нобелевской премии по литературе.

 

 

Издержки производства

Производства без затрат не бывает.

Издержки (costs)– это затраты на приобретение факторов производства для выпуска и реализации продукции.

Издержки можно считать по-разному, поэтому в экономической теории, начиная с А. Смита и Д. Рикардо, существуют десятки различных систем анализа издержек.

Рассмотрим одну из классификаций издержек:

ü индивидуальные (individual costs) издержки отдельного предпринимателя, фирмы;

ü общественные (public costs) издержки общества (на производство продукции, охрану окружающей среды, научные разработки и др.);

ü производственные (industrial costs) издержки на производство товаров и услуг;

ü обращения (distribution costs) издержки, связанные с реализацией произведённой продукции, бывают: чистые – расходы, обусловленные исключительно самим процессом купли-продажи (на рекламу, зарплата продавцам, содержание торговых точек и т.д.), дополнительные – на доведение продукции до потребителя (хранение, транспортировка, упаковка и т.д.);

ü внешние (явные) (explicit costs) издержки на закупку ресурсов у внешних поставщиков (бухгалтерские издержки - accounting costs);

ü внутренние (неявные, имплицитные) (implicit costs) это затраты упущенных возможностей, представляющие собой сумму доходов, которые могли бы обеспечить фирме собственные ресурсы, если бы они выгодно использовались в альтернативных вариантах (не отражаются в бухгалтерских отчётах и не оплачиваются). Неявные издержки могут быть представлены как:

§ денежные платежи, которые могла бы получить фирма при более выгодном использовании принадлежащих ей ресурсов; недополученная прибыль («издержки упущенных возможностей»); заработная плата, которую мог бы получить предприниматель, работая где-нибудь в другом месте; процент на капитал, вложенный в ценные бумаги; рентные платежи на землю;

§ нормальная прибыль (normal profit) как минимальное вознаграждение предпринимателю, удерживающее его в выбранной отрасли деятельности;

ü экономические издержки (economic costs) – сумма внешних и внутренних издержек;

ü невозвратные (transient costs) рассматривают в широком и узком смысле. В широком смысле слова к невозвратным издержкам относят те расходы, которые фирма не сможет вернуть, даже если она прекратит свою деятельность (например, расходы на регистрацию и фирмы и получение лицензии, подготовку рекламной надписи или названия фирмы на стене здания, изготовление печатей и т.д.). Невозвратные издержки являются как бы платой фирмы за вход на рынок или уход с рынка. В узком смысле слова невозвратные издержки — это затраты на те виды ресурсов, которые не имеют альтернативного использования. Например, расходы на специализированное оборудование, изготовленное по заказу фирмы. Поскольку оборудование не имеет альтернативного использования, то его альтернативные издержки равны нулю. Невозвратные издержки не входят в альтернативные издержки и не оказывают влияния на текущие решения фирмы;

ü трансакционные (transaction costs) – издержки, связанные с затратами, сопутствующими процессу совершения сделок и передаче прав собственности на товар, т.е. затратами на поиск информации о ценах, о контрагентах хозяйственных сделок и ценовых ожиданиях, издержки заключения хозяйственных договоров, контролем за их исполнением и уровнем качества, издержки по правовому регулированию прав собственности и т.д.;

ü краткосрочные (short-run costs) текущие затраты на производство;

ü долгосрочные (long-run costs) издержки фирмы в долгосрочном периоде.

Рассмотрим более подробно издержки в краткосрочном периоде.

Издержки фирмы в краткосрочном периоде:

Постоянные FC или TFC (fixed costs) издержки, не зависящие от объёма производства (например, рентные платежи, амортизационные отчисления, жалование управленческому персоналу, страховые взносы и др.). Речь идет о затратах на ресурсы, относящиеся к постоян­ным факторам производства. Постоянные издержки су­ществуют даже тогда, когда производственная деятельность на предприятии приостановлена, а объем производимой продукции равен нулю. Предприятие может избежать этих издержек, только полностью прекратив свою деятельность.

Переменные VC или TVC (variable costs) издержки, зависящие от объёма производства (например, затраты на сырьё, топливо, энергию, зарплата работников и др.). С расширением производства переменные издержки будут возрастать, так как фирме потребуется больше сырья, мате­риалов, работников и т. п. Если фирма прекратит произ­водство и объем выпуска (Qx) достигнет нулевого уровня, то и переменные издержки сократятся почти до нуля, в то время как постоянные издержки останутся неизменными. Различие между постоянными и переменными издержками существенно для каждого бизнесмена: переменными из­держками он может управлять, постоянные издержки — вне контроля администрации и должны быть выплачены независимо от объемов производства, даже если производ­ство приостановлено.

Совокупные (валовые, общие, суммарные) ТС (total costs) сумма постоянных и переменных издержек, т.е.

TC = FC + VC (34)

Кроме валовых издержек предпринимателя интересуют из­держки на единицу продукции, поскольку именно их он будет сравнивать с ценой товара, чтобы получить представление о прибыльности работы фирмы. Издержки на единицу производимой продукции называются средними. Эта группа издержек включает:

средние постоянные издержки AFC (average fixed cost) — постоянные издерж­ки, исчисленные на единицу продукции, равны отношению постоянных издержек к объему выпуска:

; (35)

средние переменные издержки AVC (average variable cost) — переменные издерж­ки в расчете на единицу продукции, равны отношению переменных издержек к объему выпуска:

; (36)

средние совокупные (суммарные, валовые, общие) издержки АТС (average total cost) — общие издержки в расчете на единицу продукции, равны отношению совокупных издержек к объему выпуска или сумме средних постоянных и средних переменных издержек:

(37)

Для производителя немалое значение имеет, как изменяются издержки фирмы с выпуском дополнительной единицы продук­ции. Определить это можно с помощью показателя предельных издержек.

Предельные издержки МС (marginal costs) — дополнительные из­держки, необходимые для производства каждой последующей единицы продукции:

, (38)

где ΔTC – приращение совокупных издержек;

ΔQx- приращение объема выпуска.

Формулу (38) можно преобразовать. Т.к TC = FC + VC, то

MC = ΔTC /ΔQ= (ΔFC + ΔVC) /ΔQ = ΔVC /ΔQ. (39)

Если функция совокупных издержек непрерывна и дифференцируема, то при малых приращениях объема выпуска приведенное выше выражение может быть записано в дифференциальной форме:

MC=dTC/dQ=TC′(Q) (40)

или MC = d(FC+VC)/dQ=dFC/dQ+dVC/dQ= dVC/dQ=VC′(Q) (41)

Между средними переменными, средними совокупными и предельными издержками существует зависимость. Это хорошо прослеживается при изучении графиков издержек.

Пример 1. Пусть фирма производит валенки. Для производства валенок она использует различные ресурсы: сырьё, рабочую силу, арендует помещение и т.д. В таблице 21 даны переменные издержки в краткосрочном периоде при постоянных издержках фирмы в размере 100 р. Рассчитайте все остальные виды издержек в краткосрочном периоде и постройте графики всех издержек.

 

Таблица 21. Переменные издержки фирмы

 

Q, пар                
VC, р.                

 

Решение: используя формулы (34-39), рассчитаем все виды издержек и запишем в виде таблицы (см. таблица 22).

 

Таблица 22. Издержки фирмы в краткосрочном периоде

Объём производства, пар Виды издержек, р.
FC VC TC AFC AVC ATC MC (ΔQ =1)
        - - - -
               
               
        33,3   113.3  
               
               
        16.7   91.7  
        14.3 81.4 95.7  

 

Построив графики всех видов издержек (схематично), можно проанализировать, как ведут себя издержки при увеличении объёмов производства.

Рис. 60. Постоянные, переменные, совокупные издержки

 

Рис. 61. Средние и предельные издержки

 

Свойства графиков издержек:

1. график постоянных издержек прямая, параллельная оси объема выпуска;

2. график переменных издержек – возрастающая линия, т.к. с ростом производства растут переменные издержки;

3. кривая издержек ТС находится выше кривой VC и параллельна ей. Расстояние между ними равно постоянным издержкам;

4. график средних постоянных издержек – убывающая линия;

5. график средних переменных издержек представля­ет собой неправильную параболу ветвями вверх или, говорят, имеет U – образную форму. На этой кривой можно выделить два отрезка. На первом (до точки А) — AVC снижаются, на втором (после точки А) — увеличиваются. Подобная динамика средних перемен­ных издержек связана с действием закона убывающей предель­ной отдачи. Пока отдача от каждой последующей единицы пере­менного ресурса возрастает (область возрастающей предельной отдачи на рисунке ниже), средние переменные издержки падают. По мере увеличения объемов производства дополнительный продукт начинает сокращаться — предельная отдача каждой последую­щей единицы переменного ресурса падает — следовательно, для дальнейшего наращивания производства требуется все большее количество переменных ресурсов, и средние переменные издерж­ки АVС возрастают;

6. график средних совокупных издержек полу­чаем путем вертикального суммирования двух кривых — AFC и AVC и также имеет U – образную форму. В этой связи динамика АТС будет связана с динамикой средних постоянных и средних переменных издержек. Пока сни­жаются и те и другие, АТС падают, но когда по мере увеличения объема производства рост переменных издержек начинает обго­нять падение постоянных, AТС начинают возрастать;

7. предельные издержки во многом зависят от переменных издержек, поэтому аналогично ситуации со средними переменными и средними суммарными издержками на графике МС выделяют два отрезка: отрезок с отрицательной и отрезок с положительной динамикой, что также объясняется существованием закона убы­вающей предельной отдачи, т.е. график также имеет U – форму;

8. если кривая МС лежит ниже кривой AVC, то кривая AVC убывает, если кривая МС выше AVC – то кривая AVC возрастает, т.е. график MC пересекает график AVC в точке минимума;

9. аналогично для графика средних совокупных издержек: если кривая МС лежит ниже кривой ATC, то кривая ATC убывает, если кривая МС выше кривой АТС, то АТС возрастает, т.е. график MC пересекает график ATC в точке его минимума;

10. Кривая МС пересекает кривые ATC и AVC в точках минимума.

Снижение издержек представляет собой один из важнейших источников повышения конкурентоспособности любого пред­приятия. Ведь при существующих рыночных ценах на продук­цию снижение издержек означает дополнительную прибыль, а значит и процветание для любого производителя. При измене­нии по каким-либо причинам уровня издержек графики издер­жек смещаются. В случае снижения издержек соответствующие графики смещаются вниз, при росте издержек графики сдвига­ются вверх вдоль оси ординат.

Пример 2. Функция средних совокупных издержек имеет вид ATC = 2Q + 5. Записать функцию предельных издержек фирмы.

Решение: выразим функции. TC через функцию ATC из формулы (37):

TC = ATC * Qx. Следовательно, TC = (2Q + 5) * Q = 2Q2 + 5Q.

Т.к. функция общих издержек непрерывна и дифференцируема, то функцию MC найдем по формуле (40): MC = TC′ = (2Q2 + 5Q)′ = 4Q + 5.

ОТВЕТ: 4Q + 5.

 

Доход и прибыль. Виды дохода и прибыли

Непосредственной целью и конечным результатом деятельности коммерческой фирмы является получение дохода и прибыли, достаточных для ее функционирования как субъекта хозяйствования. В экономической теории доходы связаны со стоимостью и ее денежным выражением.

Доход фирмы (валовой доход) (revenue) — это поток денежных поступлений от выручки за реализованную продукцию и внереализационные мероприятия (т. е. непроизводственные операции: проценты по вкладам, дивиденды, доходы от ценных бумаг, валютных операций, за вычетом пени, штрафов, и др.). Основной доход фирмы формируется в виде выручки (ТR), величина которой зависит от цены и количества реализованной продукции.

Рассмотрим виды дохода фирмы, которая только реализует продукцию,

Виды дохода:

Общий (валовой) доход TR (total revenue) – денежная выручка от реализации произведённой продукции, определяется как произведение цены единицы продукции и количества.

TR = P * Q, (42)

где Р – цена единицы товара,

Q – количество реализованного товара.

Средний доход ATR (average revenue) – выручка от реализации единицы продукции.

ATR = TR / Q. (43)

Если фирма реализует всю продукцию по одинаковой цене, то средний доход равен рыночной цене продукции.

Предельный доход MR (marginal revenue) приращение дохода в результате продажи дополнительной единицы выпущенной продукции.

MR = ΔTR / ΔQ, (44)

где ΔTR – приращение совокупного дохода;

ΔQ – приращение выпуска продукции.

Если совокупный доход задан непрерывной дифференцируемой функцией, то при бесконечно малом приращении выпуска предельный доход равен производной функции совокупного дохода:

MR = TR′(Q) (45)

Пример 3. Бабушка выращивает на даче клубнику. Одно ведро продает по сложившимся на рынке ценам за 100 тыс. р. Если урожай хороший, и она соберет сразу несколько ведер, то в целях экономии времени она продает клубнику оптом. Данные о совокупной выручке представлены в таблице 23.

 

Таблица 23. Совокупная выручка от реализации клубники

 

Q, ведро      
TR, тыс. р.      

 

Рассчитайте средний и предельный доход от реализации клубники.

Решение: для определения среднего и предельного дохода воспользуемся формулами (43) и (44) соответственно и результат занесем в таблицу 24.

 

Таблица 24. Общий, средний и предельный доход от реализации клубники

 

Q, ведро TR, тыс. р. AR, тыс. р. MR, тыс. р. (ΔQ=1)
    100:1 = 100  
    190:2 = 95 190 – 100 = 90
    270:3 = 90 270 – 190 = 80


Динамика совокупной выручки зависит от эластичности спроса (см. тему 2.3). При эластичном спросе снижение цены увеличивает совокупную выручку продавца (предельная выручка положительна), а при неэластичном спросе снижение цены снижает совокупную выручку продавца (предельная выручка отрицательна).

Прибыль выступает источником развития фирмы, формирует спрос на инвестиционные товары, определяет границы предложения товаров в краткосрочном и долгосрочном периоде, является одним из основных показателей эффективности работы предприятия.

Прибыль π (profit) разность между валовым доходом (TR) и валовыми издержками (TC)

π = TR – TC (46)

Виды прибыли:

Экономическая (economic profit) разность между доходом фирмы и экономическими издержками.

Бухгалтерская (accounting profit) прибыль по бухгалтерским документам без учёта издержек самого предпринимателя, т.е. разность между валовым доходом и бухгалтерскими издержками.

Чистая (pure profit) прибыль после выплаты налогов и других платежей.

Общая (валовая) (general (total) profit) сумма прибыли, полученная за определённый период от производственной и непроизводственной деятельности предприятия и зафиксированная в его бухгалтерском отчёте.

Различия в величине бухгалтерских и экономических издержек приводят к количественному несовпадению бухгалтерской и экономической прибыли. Экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину неявных издержек и нормальной прибыли.

В рыночном механизме используются и другие формы прибыли: нормальная, предельная, максимальная, монопольная.

Предельная прибыль (marginal profit) — прибыль от производства и реализации дополнительной единицы продукции, или разница между предельной выручкой и предельными издержками.

Максимальная прибыль (maximal profit) — наибольшая прибыль от сравнения совокупного дохода и совокупных издержек.

Монопольная прибыль (monopoly profit) — прибыль фирмы–монополиста, получаемая на основе ограничения конкуренции.

Показатели прибыли:

ü абсолютные (масса прибыли);

ü относительные (рентабельность, прибыльность, норма прибыли).

Прибыль как конечный результат функционирования производства является важным элементом взаимоотношения всех субъектов микроэкономики и выполняет важные функции.

Функции прибыли:

ü учетная функция прибыли состоит в необходимости контроля общественно необходимых затрат труда для обеспечения общественного воспроизводства;

ü распределительная функция предполагает первичное распределение прибыли и формирование различных денежных фондов для их дальнейшего использования (перераспределения) в целях обеспечения функционирования государства, решения экономических и социальных проблем общества;

ü стимулирующая функция прибыли обеспечивает снижение издержек производства, повышение качества продукции, внедрение инноваций, и др.

Прибыль совершает кругооборот, в котором выделяют производство, распределение и использование.

На производство (увеличение) прибыли влияют такие факторы, как объем производства и продаж, уровень цены и издержек, факторы увеличения внереализационных доходов.

Распределение прибыли идет по трем основным направлениям:

ü в бюджет и внебюджетные фонды;

ü на погашение кредитов и уплату процентов по ним;

ü на нужды предприятия, на накопление и потребление. Накопление включает пополнение уставного и оборотного капитала, формирование инвестиционного и резервного фонда, фонда производственного и социального развития. Потребление предполагает создание соответствующего фонда для экономического стимулирования и удовлетворения социальных нужд работников.

Пример 4. Рассчитайте бухгалтерскую и экономическую прибыль работы фирмы по следующим данным: общая выручка фирмы 600 ден.ед. За сырьё фирма заплатила 100 ден.ед., оплата труда составила 300 ден.ед. Неполученные проценты на денежный капитал 20 ден.ед., неполученная рента за аренду помещения 30 ден.ед., менеджер оценивает свой талант в 100 ден.ед.

Решение:

1) найдём бухгалтерские издержки, т.е. явные издержки фирмы. Это сумма всех расходов фирмы на сырьё и зарплату: 100 + 300 = 400 (ден.ед.).

2) экономические издержки – это сумма бухгалтерских издержек и всех неполученных денежных средств, т.е. 400 + 20 + 30 + 100 = 550 (ден.ед.).

3) бухгалтерская прибыль равна: 600 – 400 = 200 (ден.ед.),

4) экономическая прибыль: 600 – 550 = 50 (ден.ед.).

ОТВЕТ: 200 ден. ед.; 50 ден. ед.

Для определения оптимального объёма выпуска фирма должна рассчитать, какой валовой доход и какие валовые издержки будет иметь фирма при увеличении производства на единицу продукции.

Пока предельный доход превышает предельные издержки, а валовой доход – валовые издержки, увеличение объёма производства приносит экономическую прибыль. Для наглядного представления выбора оптимального объёма производства строят график, на котором изображают общую выручку и общие издержки при разных объёмах производства, и выбирают точки безубыточности, т.е. промежуток, где общие издержки ниже общей выручки.

 

Издержки фирмы в долгосрочном периоде. Эффект масштаба

В рыночной экономике фирмы стремятся выработать стратегию своего развития, которую невозможно осуществить без наращивания производственных мощностей и технического совершенствования производства. Эти процессы занимают длительный период, что ведет к дискретности (прерывности) состояния фирмы по коротким периодам.В отличие от краткосрочного периода, где число фирм является постоянным, в долгосрочном оно может быть изменено. Т.к. в долгосрочном периоде все факторы производства являются переменными, поэтому можно говорить только об общих (LTC), общих средних (LAC или AC) и предельных издержках (LMC). Поэтому кривая долгосрочных средних издержек LAC состоит из участков краткосрочных кривых общих издержек производства различных объёмов продукции и проходит через точки-минимумы краткосрочных кривых (см. рисунок 62, где ATCI - ATCV – средние краткосрочные издержки; LATC – долгосрочная (результирующая) кривая средних общих издержек).

(cvпросто ить только об общих идоход от реализации клубники

формулами номии временим приращении выпуска предельный доход раве

Рис. 62. Средние издержки в долгосрочном периоде

 

Кривая долгосрочных средних издержек (LAC) (long-run average cost curve) – линия, которая показывает наименьшие издержки производства любого заданного объема выпуска, допуская при этом возможность изменения всех факторов производства оптимальным образом в целях минимизации издержек. Кривую LATC в учебной литературе часто называют также кривой выбора, или оберточной кривой.

На рисунке 62 каждая из кривых АТС представляет собой средние совокупные издержки производства различных объемов производства при эксплуатации предприятий различной производственной мощности. Кривая долгосрочных средних издержек получается путем нахождения предприятия, которое при каждом объеме выпуска обеспечивает минимальные средние совокупные издержки. Кривая АТС каждого предприятия касается кривой LAC в точке, соответствующей такому объему выпуска, при котором оно может производить с более низкими совокупными издержками, чем любое другое предприятие.

Кривая долгосрочных предельных издержек (LMC) (long-run marginal cost curve) это линия, которая показывает прирост издержек, связанных с производством дополнительной единицы продукции, в том случае, когда фирма свободна изменять все виды затрат оптимальным образом в целях минимизации издержек.

В долгосрочном периоде между этими кривыми существует такая же зависимость, как и в краткосрочном, т.е. если LMC лежит ниже LAC, то LAC убывает; если LMC лежит выше кривой LAC, то LAC возрастает. И возрастающая кривая LMC пересекает LAC в точке минимума кривой долгосрочных средних издержек.

В отличие от кривой краткосрочных средних издержек кривая долгосрочных средних не обязательно будет иметь U-образную форму (хотя на рисунке 62 она именно такая), т.к. в долгосрочном периодене действует закон убывающей отдачи из-за отсутствия фиксированных факторов производства. Форма кривой долгосрочных издержек отражает наличие эффекта масштаба.

Масштаб производства (scale of production) это количество применяемых факторов производства (размер фирмы), измеряемый объемом выпуска.

Воздействие изменения масштаба производства на объём выпускаемой продукции называется эффектом масштаба производства (Scale effect of production).

В долгосрочном периоде затраты на единицу продукции по мере увеличения объёма выпуска могут расти, снижаться или оставаться постоянными, это связано с отрицательным, положительным или постоянным эффектом роста масштаба производства. До точки М эффект носит положительный характер, а далее – отрицательный. Эффект масштаба не всегда сразу меняет свой знак: между положительным и отрицательным периодами возможно существование зоны постоянной отдачи от роста размеров производства, где АТС будут неизменны.

Положительный эффект масштаба (положительная или возрастающая экономия от масштаба) (economies of scale) имеет место тогда, когда объём производства растёт быстрее, чем изменяется его масштаб, т.е. когда долгосрочные средние издержки фирмы падают по мере увеличения объёма выпуска. Например, увеличение ресурсов на 10% приводит к увеличению объёма выпуска на 15%.

Кривая долгосрочных средних издержек в этом случае убывает (см. рисунок 62 слева направо до точки М). Если существует положительный эффект масштаба, то большой масштаб является более выгодным, т.е. фирмы, имеющие в своем составе более крупные предприятия, имеют преимущества по издержкам, чем более мелкие.

Причины возникновения положительного масштаба производства:

ü специализация в рабочей силе, капитале, управлении. Т.е. по мере роста фирмы каждый работник может сосредоточиться на одной задаче и выполнять её более эффективно. На малом предприятии работники часто совмещают выполнение нескольких функций, что нередко не способствует повышению эффективности. Крупные предприятия способны приобрести эффективное и более дорогостоящее оборудование. Большие масштабы производства позволяют также лучше использовать управленческий персонал, т.е. функции управления могут быть разделены;

ü повышение технической эффективности. Она происходит от капитала, а не от труда. Во многих отраслях больший масштаб необходим для использования преимуществ более крупного производства, например, в тяжёлой промышленности;

ü неделимость предприятия. Это так называемые естественные монополии: электроснабжение, водоснабжение и др., государству выгоднее иметь такие монополии, т.к. именно они минимизируют издержки производства единицы продукции.

Отрицательный эффект масштаба (отрицательная экономия от масштаба или потери на масштабах) (diseconomies of scale) имеет место, когда объём производства растет медленнее, чем объём используемых ресурсов, т.е. долгосрочные средние издержки растут по мере увеличения объёмов производства (например, ресурсы увеличили на 20%, а объём производства вырос только на 10%).

Кривая долгосрочных средних издержек в этом случае возрастает (от точки М вправо вверх). В этом случае более мелкие фирмы имеют преимущества перед более крупными конкурентами, например, в лёгкой промышленности: обувной, швейной; в розничной торговле и др..

Факторы отрицательного эффекта масштаба производства:

ü снижение управленческой эффективности: чем больше фирма, тем сложнее ею управлять, медленнее принимаются решения, затрудняется контроль за выполнением решений, снижается ответственность. Так в «Экономиксе» описана ситуация с гигантской корпорацией «Дженерал моторз», которая включает в себя пять крупнейших автомобилестроительных предприятий: «Шевроле», «Бьюик», «Понтиак», «Кадиллак», «Олдзмобил». По словам одного из управляющих «Шевроле»: «Шевроле» - такое гигантское чудовище, что можно сколько угодно дёргать его за хвост, но ещё многие месяцы на другом его конце ничего не произойдёт. Оно настолько огромное, что по-настоящему управлять им нет никакой возможности»;

ü усложнение трудовых отношений: возникают трудности между руководством и рабочими (на крупном предприятии более влиятельный профсоюз и рабочие могут добиваться выполнения своих требований);

ü увеличение издержек сбыта: крупным фирмам приходится осваивать отдалённые рынки, а это требует больших транспортных затрат и затрат на рекламу.

С появлением отрицательного эффекта масштаба производства средние общие издержки начинают расти, что вызывает уменьшение экономической прибыли.

Постоянный эффект масштаба (constant returns to scale) – рост объёма производства пропорционален росту объёма используемых ресурсов. В этом случае средние издержки не меняются, т.е. не зависят от размера предприятия, и кривая средних долгосрочных издержек параллельна оси объёма выпуска (на рисунке 62 этот эффект отсутствует). Постоянная отдача от масштаба возникает, когда положительный эффект исчерпывается довольно быстро, а отрицательный не вступил в силу, пока не достигнуты значительные объёмы производства.

Общий график средних долгосрочных издержек состоит их этих трех частей (см. рисунок 63).

 

Рис. 63. График средних долгосрочных издержек

 

Пример 5. Определите характер эффекта масштаба, если общие издержки задаются формулой: LTC = 2Q + 1500.

Решение: чтобы определить характер эффекта масштаба, надо оценить характер кривой долгосрочных средних издержек.

LAC = LTC / Q, LAC = (2Q + 1500) / Q = 2 + 1500/Q.

LAC = 2 + 1500/Q. Т.к. функция долгосрочных средних издержек является обратной пропорциональностью, графиком является ветвь гиперболы, то для любого объема выпуска долгосрочные средние издержки сокращаются. Следовательно, имеет место положительный эффект масштаба.

ОТВЕТ: положительный эффект масштаба.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.10 (0.011 с.)