Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По периодичности возникновения

Поиск

ü повседневный спроспредъявляется практически ежедневно (продукты питания, мыло);

ü периодическийпредъявляется через определенные промежутки времени (обувь, одежда);

ü эпизодическийпредъявляется изредка, «от случая к случаю» (ювелирные изделия, деликатесы).

ü формирующийся спросэто спрос на новые и малоизвестные товары и услуги, складывающийся по мере изучения покупателями потребительских свойств товаров, их качества, упаковки и т.п., а также под воздействием мер, предпринимаемых производителями и посредниками для продвижения этих товаров;

ü потенциальный спроспотенциально возможный объем спроса покупателей данного торгового предприятия на все товары, определенные группы товаров или на определенную марку товара. Он отражает возможность потребителей направить определенную сумму денег на приобретение товаров и услуг.

По намерениям покупателей

ü спрос устойчивый (консервативный, твердо сформулированный, жесткий) - заранее обдуманный спрос, предъявляется на определенный товар и не допускает его замены каким-либо другим, даже однородным товаром. Обычно устанавливается на товары повседневного потребления, постоянно воспроизводимые в тех же количествах и ассортименте (на хлеб, молоко и т.п.);

ü альтернативный (неустойчивый, мягкий, компромиссный) спрос формируется окончательно в магазине в процессе непосредственного ознакомления покупателей с товаром и его особенностями. Альтернативный спрос допускает взаимозаменяемость товаров в пределах товарной группы или подгруппы (кондитерские изделия, обувь);

ü импульсный (спонтанный) спроспредъявляется покупателями без предварительного обдумывания, возникает непосредственно в местах продажи под воздействием рекламы, выкладки товаров, или под влиянием сиюминутного желания. Чаще всего это спрос на малоизвестные или новые товары.

ü нерегулярныйспрос, который колеблется на сезонной, ежедневной и даже почасовой основе (спрос на зонты, лекарства и т.п.);

ü нерациональный ‒ спрос на те товары, которые приносят вред, (например, на сигареты, на наркотики и др.);

ü отрицательныйспрос на товары и услуги, которые общество не любит (например, спрос на операции);

ü негативный ‒ спрос, при котором большинство покупателей на данном рынке отвергает товар вне зависимости от его качества (керосин для ламп, некоторые канцелярские товары и т.д.);

ü спекулятивныйспрос, вызванный инфляционными ожиданиями.

 

Рыночное предложение и его детерминанты

 

Если спрос отражает поведение потребителей, то поведение производителей (продавцов) отражает такая экономическая категория как предложение.

Предложение (supply) S – это готовность производителей (продавцов) предложить определённый товар в определённое время в определённом месте.

Как и спрос, предложение бывает индивидуальное, рыночное и совокупное.

Индивидуальное предложение (individual supply) это предложение со стороны одного производителя.

Рыночное предложение (market supply) это предложение данного товара всеми производителями (продавцами) на рынке, равно сумме индивидуальных, т.е. Sрын = Σ Sинд.

Совокупное предложение (aggregate supply) это предложение всех товаров и услуг всеми производителями (агрегированный показатель, характерен для макроэкономики).

Величина (объем) предложения Qs (quantity supplied) это количество товара, которое производители (продавцы) готовы предложить по определённой цене в определённое время.

Предложение можно задать также как и спрос тремя способами:

ü с помощью функции предложения;

ü с помощью таблицы – шкалы предложения, которая показывает зависимость величины (объема) предложения от цены;

ü с помощью графика.

Зависимость объёма предложения от определяющих его факторов называют функцией предложения (supply function).

Функция предложения записывается формулой:

Qs = f(Px, C, T, S, К, N,...), (3)

где Px – цена товара Х;

С – издержки производителя (продавца), т.е. цена ресурсов;

Т – налоги;

S – субсидии;

К – характер используемой технологии;

N – количество продавцов и т.д.

Кривая (график) предложения (supply curve) это линия, показывающая зависимость величины предложения от цены товара, в общем виде QS=F(P).

Пример 2. Предложение задается шкалой, причем каждый продавец желает продать свой товар по более высокой цене. Построить график предложения.

 

Таблица 7. Шкала предложения

 

Цена (Р), р. Величина предложения (QS) за определённый период времени, шт.
   
   
   

Решение: графика предложения строится в тех же осях, что и график спроса (см. рисунок 10).

 

 

Рис. 10. График предложения

 

Кривая предложения, направлена вверх слева направо (рисунок 10), т.е. имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество благ по более высокой цене. Очевидна прямая зависимость между ценой и предложением.

«Цена предложения» – минимальная цена, по которой продавец ещё готов продать свой товар (обычно за цену предложения принимают то значение, при котором объем предложения равен нулю).

Обычно кривая предложения – линия возрастающая. Объясняется это, во-первых, законом предложения, во-вторых, влиянием некоторых факторов.

Закон предложения (law of supply): при прочих равных условиях по более высокой цене предложат больше товара, чем по более низкой.

Факторы, объясняющие положительный наклон кривой предложения:

ü реакция производителей на рыночные стимулы. При росте цен на производимую продукцию у производителей появляется стимул посвятить больше времени и сил своему делу. Кроме того, ценовое преимущество привлекает производителей и капитал из других сфер;

ü проблема растущих затрат. Увеличение производства товара будет сопровождаться увеличением издержек, а, следовательно, большее его количество может быть продано только тогда, когда рыночная цена на данный товар довольно высока, чтобы можно было покрыть издержки производства;

ü проблема ограниченности ресурсов и альтернативных издержек. Т.к. в любой экономической системе существует проблема ограниченности ресурсов, то увеличение производства данного товара требует перелива ресурсов (капитала, рабочей силы, сырья) из других отраслей. Это становится возможным только в случае повышения цены на данный товар, достаточной для компенсации альтернативных издержек производства данного товара.

Изменение цены товара приводит к изменению величины предложения, т.е. движению вдоль кривой предложения, например из точки А в точку В (см. рисунок 11).

Рис. 11. Движение вдоль кривой предложения

 

Но может измениться и положение самой кривой предложения, что свидетельствует об изменении самого предложения, т.е. при одной и той же цене предлагают либо большее (положение S2) либо меньшее (положение S1) количество товара (см. рисунок 12).

Рис.12. Сдвиг кривой предложения

 

На изменение предложения оказывают влияние неценовые факторы, которые называют детерминантами предложения.

 

Таблица 8. Детерминанты предложения

 

Факторы Изменение предложения на данный товар
Технический прогресс Внедрение новых технологий; Использование старого оборудования, старых технологий; Рост предложения, сдвиг линии предложения вправо; Снижение предложения, сдвиг кривой предложения влево;
Изменение цен на факторы производства Рост цен;   Снижение цен; Снижение предложения, сдвиг кривой влево; Рост предложения, сдвиг кривой вправо;
Налоги Введение или увеличение налога на товар; Снижение или отмена налога на данный товар; Снижение предложения, сдвиг кривой влево; Рост предложения, сдвиг кривой вправо;
Субсидии государства Установление субсидий на производство; Отмена субсидий; Рост предложения, сдвиг кривой вправо; Снижение предложения, сдвиг кривой влево;
Изменение спроса на другие товары Рост спроса на другие товары;   Снижение спроса на другие товары; Снижение предложения данного товара, сдвиг кривой влево; Рост предложения данного товара, сдвиг кривой вправо;
Ожидания производителей Производители ждут, что цены и спрос на их товар в будущем вырастут; Производители ждут, что цены и спрос на их товар в будущем уменьшаться; Снижения предложения сейчас, сдвиг кривой влево;   Рост предложения сейчас, сдвиг кривой вправо;
Сезонные изменения Благоприятные погодные условия, например, для сельхозпродукции; Рост предложения, сдвиг кривой вправо;
Количество производителей (продавцов) Увеличение количества продавцов; Уменьшение количества продавцов; Рост предложения, сдвиг кривой вправо; Снижение предложения, сдвиг кривой влево;

 

Рыночное равновесие

Равновесием в экономической системе называется такое состояние, при котором каждый участник этой системы не хочет изменить свое поведение.

На рынке блага действующими лицами являются продавцы и покупатели, которые решают продать или купить определенное количество блага в зависимости от его цены. Равновесие на рынке наступает в том случае, если все продавцы и покупатели смогут купить или продать то количество блага, которое они хотят купить или продать.

До сих пор говорилось о цене как об определяющем факторе объёма спроса и объёма предложения. Однако здесь существует не менее жёсткая и обратная связь: спрос и предложение, в свою очередь, определяют рыночную цену. Причём особенность в том, что делают они это совместно, устанавливая на рынке один-единственный ценовой уровень, наиболее приемлемый как для производителей, так и для потребителей.

Что же такое рыночное равновесие и равновесная рыночная цена?

Равновесие на рынке - это ситуация, когда продавцы предлагают к продаже ровно такое количество блага, которое покупатели решают приобрести, т.е. объем спроса равен объему предложения, т.е. QD = QS.

Поскольку продавцы и покупатели хотят продать или купить различные количества блага в зависимости от его цены, для рыночного равновесия необходимо, чтобы установилась такая цена, при которой объемы спроса и предложения совпадут. Другими словами, цена уравнивает объемы спроса и предложения.

Изучить состояние рыночного равновесия можно, используя графики спроса и предложения. Если наложить график спроса и график предложения друг на друга, то получится график, показывающий взаимодействие спроса и предложения.

 

Рис. 13. Рыночное равновесие

 

Точка пересечения графиков спроса и предложения (точка А) и есть точка рыночного равновесия. Именно в ней объём спроса равен объёму предложения.

Цена, при которой объем спроса равен объёму предложения, называется равновесной ценой (equilibrium price) или ценой ухода с рынка, обозначается PE или P*, т.е. PE = = PD = PS.

Равновесное количество (equilibrium quantity) это количество товара, которое продаётся по равновесной цене, т.е. QE = QD = QS.

Из графика видно, что равновесная цена равна 25 р., равновесное количество равно 25 кг, т.е. весь товар, предложенный по 25 рублей за килограмм, будет куплен.

В условиях равновесия происходит так называемое очищение рынка, т.е. на рынке не останется ни непроданного блага, ни неудовлетворенного спроса (покупателей, желающих купить благо по установившейся цене и не сумевших это сделать из-за отсутствия продавцов).

Таким образом, чтобы найти равновесие на рынке некоторого блага, нужно определить, какая цена вызовет на этом рынке такой объем предложения, который будет соответствовать объему спроса, при этой цене продавцы принесут на рынок ровно столько произведенного ими блага, сколько покупатели захотят унести.

Анализ рыночного равновесия с точки зрения его устойчивости требует определенного представления о том механизме, посредством которого устанавливается равновесие на рынке. По-разному понимали действие этого механизма два крупнейших экономиста XIX в.: Леон Вальрас - франко-швейцарский экономист, основатель математического направления экономического анализа и Альфред Маршалл - английский экономист, профессор Кембриджского университета, основатель Кембриджской школы в экономической теории.

Рассмотрим аргументацию Л. Вальраса.

Каким образом система достигает положения равновесия? Допустим, первоначальное значение цены P1 (рисунок 14). По этой цене производители готовы продать Q1 единиц товара, а потребители хотят купить Q2 > Q1 единиц товара. Возникает избыточный спрос ВС = Q2 - Q1.

 

Рис. 14. Устойчивость равновесия по Л. Вальрасу.

 

Потребители начинают конкурировать между собой за обладание товаром, и вследствие этого цена повышается. Процесс, который Вальрас называл процессом "нащупывания" равновесной цены, идет непрерывно до тех пор, пока избыточный спрос не становится равным нулю в точке Е. Аналогично, если первоначальное значение цены Р2, возникает избыточное предложение AL; конкуренция среди продавцов понижает цену, пока избыточное предложение не становится равно нулю в точке Е.

Таким образом, в точке Е на рынке устанавливается равновесие, так как здесь нет ни избыточного спроса, ни избыточного предложения и нет стимулов к изменению цены.

По-иному объяснял механизм установления равновесия А. Маршалл (рисунок 15).

 

 

Рис. 15. Устойчивость равновесия по А. Маршаллу.

 

Он предположил, что продавцы реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Так, при объеме предложения Q1 цена спроса P2 больше цены предложения P1, и продавцы будут увеличивать объем предложения до достижения точки Е. Если цена спроса меньше цены предложения, предложение будет, наоборот, сокращаться, пока рынок не окажется в состоянии равновесия в точке Е.

Таким образом, в случае, когда кривая спроса имеет отрицательный, а кривая предложения - положительный наклон, модели Вальраса и Маршалла приводят к одному и тому же устойчивому положению равновесия.

Пример 3. Пусть спрос на булочки задается функцией Qd = 250 – P, предложение булочек задается функцией Qs = 2P – 110, где P – цена, р., Q – количество, шт. Определить равновесную цену и равновесное количество.

Решение: равновесие определить можно двумя способами: 1) построить графики спроса и предложения, найти точку пересечения графиков, определить значение цены и количества в данной точке (т.к. функции линейные, графиками являются прямые, то их строить не будем – это школьный курс математики);

2) рассчитать равновесную цену и равновесное количество, для этого приравняем правые части функций и решим уравнение:

250 – Р = 2Р – 110;

3Р = 360;

Р = 120;

Подставив, данное значение Р в любую из функций, получим значение равновесного количества: Q = 250 – 120 = 130.

ОТВЕТ: Ре = 150 р.; Qе = 130 шт.

В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители. Все потребители независимо от их цен спроса покупают товар по единой рыночной цене. Так как цена равновесия обычно ниже максимальной цены, которую готовы заплатить потребители, то потребители получает излишек, который равен разнице между ценой спроса и равновесной ценой, этот излишек составляет выигрыш потребителя (consumers′ surplus) при покупке данной единицы товара. Это своего рода прибыль потребителя.

Поясним это примером 4. Пусть есть три любителя мороженого, каждый из которых желает съесть одну порцию в день. Доходы, однако, у них разные. Поэтому первый любитель мог бы максимально заплатить за порцию 10 тыс. р., второй чуть беднее, и он заплатит не больше 8 тыс. р., а доходы третьего не позволяют ему покупать мороженое дороже, чем за 5 тыс. р. Если равновесная цена мороженого установится на уровне 5 тыс. р., то первый любитель выигрывает 5 тыс. р. (10 – 5) на каждой порции, второй ‒ 3 тыс. р., третий человек выигрыш не получит, т.к. он за порцию отдает максимальную сумму, которую в состоянии заплатить.

Предположим теперь, что потребителей очень много. Тогда геометрически выигрыш всех потребителей равен площади треугольника, ограниченного кривой спроса, линией равновесной цены и осью цен, т.е. площади треугольника РеМЕ (рисунок 16).

Разберем, что такое выигрыш производителя. Производитель хотел бы продать товар как можно дороже, но для каждого существует минимальная цена, по которой он еще согласится продавать данную единицу товара, прежде чем откажется от ее производства и продажи. Вместе с тем производители независимо от их цен предложения продают товар по равновесной цене. Разница между равновесной ценой и индивидуальной ценой предложения и составляет выигрыш производителя (излишек производителя - producers′ surplus) при продаже данной единицы товара.

Выигрыш производителей рассчитывается по той же схеме, что и выигрыш потребителей. Пусть три фирмы производят по одной единице однородного товара, но с разными затратами. Затраты первой составляют 20 тыс. р., второй — 30 тыс. р. и третьей — 40 тыс. р. Допустим также, что на рынке этот товар стоит 40 тыс. р. Тогда, продавая по данной цене свои товары, первая фирма выигрывает 20 тыс. р., вторая — 10 тыс. р., а третья выигрыша не получает.

Если товаров производится много, то общий выигрыш производителя равен разности между доходом от реализации продукции по равновесной цене и издержками на производство этой продукции. Геометрически выигрыш всех производителей равен площади треугольника, ограниченного кривой предложения, линией равновесной цены и осью цен, т.е. на рисунке 16 – это площадь треугольника NPeE.

 

Рис. 16. Выигрыш потребителей и выигрыш производителей

Цена, по которой товар реально продается или покупается, называется рыночной и, кстати, необязательно совпадает с равновесной. Продажная (рыночная) цена может меняться от сделки к сделке, завися от желаний и возможностей конкретных продавцов и покупателей. Hе совпадает с равновесным, как правило, и реальный объем продаж.

Для равновесного состояния рынка характерно отсутствие у продавцов и покупателей стимулов к изменению своих решений относительно условий купли-продажи. Однако равновесное состояние по своей природе нестабильно, так как рыночные условия, определяющие его, постоянно изменяются, вызывая колебания спроса и предложения. Именно механизм колебаний спроса и предложения заставляет развиваться экономику, основанную на рыночных началах. Результатом этих колебаний является восстановление утраченного равновесия на прежнем или новом уровне.

В принципиальном плане нарушение рыночного равновесия может произойти в двух случаях: либо при отклонении средней продажной (рыночной) цены от равновесной, либо при сдвиге кривых спроса или предложения.

Рассмотрим первый случай, т.е. отклонение рыночной цены от равновесной. Допустим, в результате влияния каких-то рыночных сил продажная цена поднялась выше равновесной, например, до уровня P 1 (рисунок 17). Как бы ни поднялась рыночная цена выше равновесной (конечно, в разумных пределах), почти всегда найдутся покупатели, готовые заплатить эту цену. Но объем спроса (Qd 1) будет значительно меньше равновесного. Наоборот, число желающих продать по этой цене увеличится и, следовательно, объем предложения возрастет (до QS 1). Наглядно видимое превышение объема предложения над объемом спроса приведет к затовариванию рынка (QS 1 - Qd 1). Значит, если цена продажи будет выше равновесной (Р > Pе), то на рынке будет избыток товара, т.е. ситуация избыточного предложения. Чтобы избавиться от излишков товара, продавцы начнут снижать цену, а производители - сокращать производство. По мере снижения рыночной цены начнут активизироваться покупатели, предъявляя все больший спрос на товар. Это будет продолжаться до тех пор, пока избыток не «рассосется», и на рынке опять не восстановится равновесие.

В противоположной ситуации, то есть если рыночная цена P 2 почему-то спустится ниже равновесного уровня (см. рисунок 17), возникает другое явление - недостаток товара. Желающих купить дешевый товар станет больше, объем спроса возрастет до Qd 2. Количество же продавцов, готовых продавать по более низкой цене, сократится. Hа продажу будет выставлено гораздо меньше товаров, чем раньше. Объем предложения упадет до QS 2. Т.е. если цена продажи будет ниже равновесной (Р < Pе), то на рынке будет дефицит товара, т.е. ситуация избыточного спроса. В условиях возникшего дефицита (Qd 2 - QS 2) появятся покупатели, готовые заплатить более высокую, чем сложившаяся продажная, цену. Ориентируясь на активный спрос, продавцы начнут поднимать продажную цену. Оживятся и производители, расширяя выпуск и быстро восполняя недостаток товара. С другой стороны, повышение продажной цены будет сокращать избыточный спрос. В результате этих процессов рынок также вернется к прежнему равновесному состоянию.

 

Рис. 17. Избыток и дефицит на рынке товара

 

Таким образом, расхождение между предложением продавцов и спросом покупателей неизбежно вызывает изменение цены и цепочку событий, приводящих в итоге к согласованию спроса и предложения и установлению равновесной рыночной цены, т.е. к саморегуляции рынка. Схематично эти цепочки событий, приводящих к установлению равновесной цены в случае её отклонения, представлены на рисунке 18 (движение происходит по направлению стрелки).

 

Ø предложение > спроса (избыток товара)

Ø нарастающие трудности сбыта

Ø усиление конкуренции продавцов

Ø цена снижается

Ø предложение сокращается

Ø спрос растёт

Цена выше

равновесной

 
 
Уровень р а в н о в е с н о й рыночной цены (спрос = предложению)


Цена ниже

равновесной

Ø предложение растёт

Ø спрос сокращается

Ø цена повышается

Ø усиление конкуренции покупателей

Ø трудно купить товар

Ø спрос > предложения (дефицит)

 

Рис. 18. Рыночное саморегулирование равновесной цены

 

Рассмотрим, как меняется равновесие во втором случае, т.е. когда меняются спрос и/или предложение.

Рассмотрим конкретные примеры:

Изменение спроса (предложение остается неизменным).

1) Спрос возрастает. Например, летом растет спрос на путевки для отдыха. Кривая спроса сдвигается вправо (см. рисунок 19), это приводит к росту как равновесной цены (P2 > P1), так и равновесного количества (Q2 > Q1).

Рис. 19. Влияние роста спроса на равновесную цену и равновесное количество

 

2) Спрос снижается. Например, осенью падает спрос на купальники. Кривая спроса сдвигается влево (рисунок 20), что ведет к снижению и равновесной цены (P2 < P1), и равновесного количества (Q2 < Q1).

Рис. 20. Влияние снижения спроса на положение равновесия

 

Изменение предложения (спрос остается неизменным).

3) Предложение растет. Хороший урожай клубники в г. Пинске привел к росту предложения на рынках г. Минска. Кривая предложения сдвигается вправо (рисунок 21). Это приводит к уменьшению равновесной цены (P2 < P1), но увеличению равновесного количества (Q2 > Q1).

Рис. 21. Влияние роста предложения на положение равновесия

 

4) Предложение падает. Лесные пожары привели к сокращению сбора грибов. Кривая предложения сдвигается влево (рисунок 22). Это приводит к росту равновесной цены (P2 > P1), но уменьшению равновесного количества (Q2 < Q1).

Рис. 22. Влияние снижения предложения на положение равновесия

 

В рассмотренных случаях сдвигалась только одна кривая – либо спроса, либо предложения, когда вступали в действие либо факторы спроса, либо факторы предложения.

Но в реальной жизни нередки случаи, когда одновременно действуют факторы, изменяющие и спрос, и предложение. Например, повышение таможенных пошлин может вызвать уменьшение предложения импортных товаров, а рост доходов населения – одновременное увеличение спроса на них.

Для упрощения рассмотрим модельные случаи одновременного изменения спроса и предложения в ситуации, когда абсолютные значения углов наклона кривых и степень изменения спроса и предложения одинаковы: например, если предложение и спрос увеличиваются в 2 раза или предложение увеличивается, а спрос сокращается в 1,5 раза. Но в реальной жизни такое случается редко. Типичны случаи, когда эти изменения происходят в неравной степени. Кроме того, далеко не всегда углы наклона кривых спроса и предложения одинаковы. Поэтому изменение равновесной цены и равновесного количества в случае изменения спроса и предложения на неравную величину зависит от степени изменения каждого параметра.

1. Спрос и предложение изменяются в одном направлении:

а) спрос и предложение увеличиваются одновременно и в равной степени (рисунок 23). Например, осенью у жителей Беларуси растет спрос на картофель и предложение картофеля. В этом случае произойдет изменение только равновесного количества в сторону его увеличения (Q1 > Q0), a равновесная цена останется прежней;

Рис. 23. Одновременное увеличение и спроса и предложения

 

б) спрос и предложение сокращаются одновременно и в равной степени (рисунок 24). Например, спрос на босоножки и предложение босоножек зимой. При одновременном сокращении спроса и предложения равновесная цена не изменится, а равновесное количество снизится (Q1 < Q0).

Рис. 24. Одновременное снижение и спроса и предложения

 

2. Спрос и предложение изменяются в разных направлениях:

а) спрос увеличивается, а предложение сокращается на одинаковую величину (рисунок 25). Например, рост спроса на иностранную валюту и сокращение предложения валюты весной 2011 г. в Беларуси. Одновременное увеличение спроса и сокращение предложения не изменят равновесного количества, но приведут к росту равновесной цены (P1 > P0);

Рис. 25. Изменение спроса и предложения в разных направлениях

 

б) спрос сокращается, а предложение увеличивается на одинаковую величину (рисунок 26). Например, сократился спрос на свинину из-за африканской чумы, а предложение свинины увеличилось. В этом случае равновесное количество также не изменится, а равновесная цена снизится (P1 < P0).

Рис. 26. Изменение спроса и предложения в разных направлениях

 

В таблице 9 представлены ситуации одновременного изменения спроса и предложения в общем виде.

 

Таблица 9. Влияние одновременного изменения спроса и предложения

 

Изменения предложения Изменения спроса Воздействие на равновесную цену Воздействие на равновесное количество продукта
увеличение сокращение снижение неопределенно
сокращение увеличение повышение неопределенно
увеличение увеличение неопределенно увеличение
сокращение сокращение неопределенно уменьшение

 

Может ли возникнуть такая ситуация, когда на рынке невозможно установление равновесия при положительных значениях цены и объема продаж? На языке графиков это будет означать, что кривые не пересекаются, или, другими словами, не имеют общих точек.

 

Рис. 27. Ситуации невозможности установления рыночного равновесия

 

В принципе, такая ситуация возможна. Мы можем представить существование двух случаев, когда кривая предложения целиком находится выше кривой спроса.

К первому случаю относятся рынки благ, производство которых требует очень высоких затрат из-за большой стоимости материала (например, стулья из чистого золота) или большой трудоемкости (склеенный из песчинок замок). При этом ни один потребитель не согласится или просто не сможет (из-за ограниченности дохода) оплатить производство этих дорогих благ. Кривая предложения будет находиться намного "выше" кривой спроса на эти блага (рисунок 27а). Это означает, что рыночное равновесие наступает при отрицательном значении количества, то есть рынка таких благ просто не существует.

В другом случае производство благ может не требовать больших затрат, но сами блага могут быть совершенно бесполезными для потребителей. Например, производство столовых ложек без ручек стоит дешево, но кто захочет купить эти ложки даже "бесплатно"? Поэтому в данном случае, как бы дешево ни обходилось производство этих благ, кривая спроса будет либо совпадать с вертикальной осью (что практически означает ее отсутствие), либо настолько к ней "прижиматься", что никаких общих точек с кривой предложения не найдется (рис. 27б).

 

Государственное регулирование цен

Равновесные цены, установившиеся на рынке на определенный момент, в силу разных обстоятельств не всегда устраивают общество.

В этом случае государство может устанавливать фиксированные цены, которые могут быть как ниже, так и выше равновесных рыночных цен.

ü «Потолок цены» или верхняя граница ценустановленная на законных основаниях максимальная цена на товар или услугу, т.е. выше данной цены продавать нельзя. Потолки цен обычно фиксируются на уровне ниже равновесного уровня цены. Они применяются при проведении социальной политики. Чаще всего речь идет о товарах первой необходимости. Или в странах с рыночной экономикой такая мера применяется в период кризиса (например, во время войны), когда свободные рыночные цены для большинства населения недоступно высоки. Тогда такое регулирование позволяет широкому кругу покупателей приобретать товары первой необходимости. Однако здесь же возникает цепочка негативных последствий: нарушение рыночного саморегулирования вызывает устойчивый дефицит товаров (Qd2 – QS2) (см. рисунок 17) и необходимость государственного нормирования дефицитной продукции (например, через карточную систему). В результате неизбежно растёт контролирующий бюрократический аппарат, появляются нелегальные, чёрные рынки, фальшивые карточки и др. Выход из этого положения может быть в рационализации предложения на рынке рассматриваемого товара;

ü «Пол цены» или низший уровень (предел) ценыминимальная цена (ниже которой продавать нельзя), установ­ленная правительством и превышающая цену равновесия. Если государство вводит и фиксирует цены на уровне выше равновесного, т. е. вводит низший предел цены, то на рынке величина предложения данного блага будет превышать объемы спроса. Иными словами, рынок столкнется с излишками продукции, равными по величине (QS1 – Qd1) (см. рисунок 17). Порождая, таким образом, проблему излишков продукции, государство берет на себя и ее решение во избежание кризиса перепроизводства в экономике. Поэтому оно должно либо скупать эти излишки (при этом возникает проблема хранения, использования или ликвидации закупленной излишней продукции), либо ограничивать производство (например, диктуя размеры посевных площадей и выплачивая компенсации за незасеянные поля). Обычно низший уровень цены вводится государством для поддержания отдельных производителей или для стимулирования производст­ва отдельных видов товаров.

В любом варианте государственного регулирования цен происходит выключение механизма рыночного саморегулирования, что негативно отражается на состоянии экономики.

На состояние рыночного равновесия оказывает влияние, как изменение спроса, так и изменение предложения или их одновременное изменение. Альфред Маршалл вывел закон:

Чем короче рассматриваемый период, тем больше влияние спроса на цену равновесия и наоборот, чем длиннее рассматриваемый период, тем больше на цену равновесия влияет предложение.

Различают следующие рыночные ситуации по спросу и предложению:

ü стабильное – нарушенное рыночное равновесие быстро восстанавливается опять;

ü нестабильное – нарушенное рыночное равновесие остаётся таковым на протяжении длительного времени (например, хронический товарный дефицит);

ü рынок потребителя – устойчивое превышение предложения над спросом (конкурируют производители за лучшее и более полное удовлетворение запросов потребителей);

ü рынок производителя – устойчивое превышение спроса над предложением (конкурируют потребители за доступ к товару).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.218.216 (0.017 с.)