Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. 2 модель «совокупный спрос – совокупное предложение»

Поиск

Человеку даны две руки на тот конец,

дабы он, принимая левою, раздавал правою

Козьма Прутков,

коллективный псевдоним

 

Спрос создать нельзя. Но можно

создать условия, которые вызовут спрос

О. Генри,

американский писатель

 

Капитал – это часть богатства,

который мы жертвуем, чтобы

умножить своё богатство

Томас Фуллер,

английский богослов, литератор

Совокупный спрос

Совокупный спрос и совокупное предложение являются основными макроэкономическими показателями, оказывающими влияние на оптимальный выбор в экономике. Термин «совокупный» означает, что и спрос и предложение рассматриваются не на отдельный товар, а для всей совокупности товаров и услуг.

Совокупный спрос AD (aggregate demand) это сумма спросов на конечную продукцию или сумма планируемых расходов на отечественные товары и услуги.

Совокупный спрос можно определить и как потребность, представленная на рынке в денежной форме со стороны всех субъектов экономики.

Совокупный спросэто объем национального производства, который государство, потребители и предприниматели готовы купить на рынке.

Совокупный спрос формируется четырьмя секторами экономики:

ü потребительский спрос C, т.е. совокупный спрос домохозяйств;

ü спрос на инвестиции со стороны фирм I;

ü спрос на товары и услуги ос стороны государства G;

ü спрос на отечественные товары со стороны иностранных государств, т.е. чистый экспорт Nx, который определяется как разность между экспортом и импортом.

Т.е, AD = C + I + G + Nx (53)

Зависимость между реальным объёмом национального продукта, который планируют приобрести все субъекты при каждом уровне цен, показывает кривая совокупного спроса.

 

Рис. 63. График совокупного спроса

Кривая совокупного спроса имеет отрицательный наклон, т.к. при прочих равных условиях чем выше цена, тем ниже величина спроса. Под прочими равными условиями в макроэкономике подразумевается макроэкономическая политика государства.

Почему линия совокупного спроса имеет отрицательный наклон, т.е. убывающая? В микроэкономике это понятно, т.е. если растет цена на сок «Сочный», потребители переходят на более дешевый заменитель - сок «Добрый», сокращая количество покупок сока «Сочный». Даже понятно, почему линия спроса на группу товаров наклонена вниз, т.е. если растет цена на все соки, то потребители переходят на другие виды прохладительных напитков.

А вот почему линия спроса на все товары и услуги, т.е. линия совокупного спроса, наклонена вниз? Если цена на все товары и услуги возрастает и потребители их покупают меньше, то чего они покупают больше, чем можно заменить все подаражавшие товары и услуги?

Существует три типа заменителей товаров и услуг, составляющих реальный ВВП:

1. деньги и финансовые активы;

2. будущие товары и услуги;

3. товары и услуги, произведенные в других странах.

Форму и характер кривой AD определяет действие трёх основных эффектов:

1. Эффект богатства (реальных кассовых остатков – real-balances effect )это влияние изменения количества реальных денег на величину реального ВВП. Автором данной идеи стал британский экономист Артур Пигу. Эффект реального богатства, более известный как «эффект Пигу», предполагает, что повышение общего уровня цен (Р) вызывает снижение реальной ценности финансовых активов населения и фирм (кассовых остатков) (U), что в свою очередь делает людей менее богатыми (R), это приводит к сокращению потребительских расходов C и инвестиций I. Следовательно, падает совокупный спрос, а вместе с ним и уровень выпуска:

↑P →↓Uфин. активов→↓R→↓C и I→↓AD

Рассмотрим более подробно влияние данного эффекта на совокупный спрос. Количество денег определяется наличными деньгами, банковскими депозитами и депозитами в других финансовых институтах, созданными домашними хозяйствами и фирмами. Реальные деньги – это мера денег, определяемая количеством товаров и услуг, которые можно купить на эти деньги. Реальные деньги равны отношению количества номинальных денег к уровню цен. Эффект реальных кассовых остатков утверждает, что большее количество реальных денег означает большее количество спрашиваемых товаров и услуг. Чтобы понять влияние реальных кассовых остатков на объем совокупного спроса, рассмотрим пример 1:

предположим, у студента есть в кармане 50 тыс. р., на карточке еще 350 тыс. р. стипендии, еще у него есть плеер и диски, которые вместе стоят 500 тыс. р. Общие активы студента составляют 900 тыс. р., и его вполне устраивает такое соотношение между деньгами и музыкальным оборудованием. Теперь предположим, что уровень цен упал, в том числе и на такой плеер, и на диски. В таком случае студент на имеющиеся деньги может купить и больше дисков, и лучший плеер, т.е. у него стало больше реальных денег. Но музыкальное оборудование, которое есть у студента, тоже стало дешевле. Т.е. уменьшение цен увеличило реальную стоимость денег студента, но уменьшило стоимость его музыкального оборудования. Раньше студент был доволен соотношением между количеством имеющихся денег и количеством оборудования, то сейчас, вероятно, захочет что-то изменить, т.е. он купит лучший плеер и больше дисков. Но плеер и диски входят в состав реального ВВП, т.е. решение студента использовать больше денег на покупку большего количества дисков и другой плеер привело к увеличению спрашиваемого реального ВВП.

Конечно, если только один студент так себя будет вести, то это несильно изменит реальный ВВП, а если так будут вести себя все студенты, то реальный ВВП измениться.

2. Эффект процентной ставки (эффект Кейнса – interest-rate effect ). Этот эффект проявляется в решении заменить товары сегодня на товары потом или товары в будущем на товары сегодня. Впервые этот эффект описал английский экономист, создатель кейнсианского направления в экономической теории, Джон Мейнард Кейнс. Он считал, что при увеличении уровня цен в экономике, очевидно, растёт потребность в деньгах, т.е. субъектам экономики надо больше денег для совершения покупок. Увеличение спроса на деньги, в свою очередь, провоцирует повышение реальной ставки процента. Рост банковской ставки процента по кредитам не приветствуют инвесторы, предпочитающие финансировать бизнес - проекты кредитами от банков, а не из собственного кармана. Таким образом, рост спроса на деньги отпугивает инвесторов, что, в свою очередь, ведёт к сокращению инвестиций в экономике. Следовательно, падает уровень выпуска.

Повышение общего уровня цен (P) ведет к росту процентной ставки (%), которая снижает покупательную способность (объем покупок) и сокращает инвестиционную активность предпринимателей (I). В итоге совокупный спрос снижается (AD):

↑P → ↑% → ↓Vпокупок → ↓I → ↓AD.

3. Эффект импортных закупок (товаров) или эффект международного замещения (foreign purchases effect). Данный эффект более известен как «эффект Манделла-Флеминга», названный так по именам его авторов: канадца Роберта Манделла и английского экономиста Джона Флеминга. Примером международного замещения является покупка стиральной машины «Индезит» (российской сборки) вместо стиральной машины «Атлант» (белорусского производства) или решение провести отпуск на озере Вяча вместо поездки в Турцию. Если уровень цен в Беларуси падает, то, при прочих равных условиях, белорусские товары становятся более привлекательными, чем аналогичные товары, произведенные в других странах, как для белорусского покупателя, так и для иностранного. Т.е., белорусские потребители будут покупать отечественные товары вместо импортных, а иностранцы будут покупать наши товары вместо тех, которые производятся в их странах. Следовательно, эффект импортных закупок гласит, что при увеличении уровня цен (P) падает экспорт (Ex) рассматриваемой страны: товары и услуги там становятся дороже, а импортируемые товары — относительно дешевле для населения. Следовательно, увеличивается импорт (Im) в страну и падает экспорт из неё. Из этого следует, что величина чистого экспорта (Nx) понижается, а это говорит о том, что падает объём совокупного выпуска, и наоборот:

↑P→↓Ex и ↑Im → ↓Nx→↓AD.

Вышеперечисленные факторы, которые характеризуются изменением уровня цен, влияют на изменение величины совокупного спроса и приводят к движению вдоль по линии совокупного спроса. Эти факторы называются ценовыми факторами изменения совокупного спроса. Но существует целый ряд неценовых факторов, которые приводят к изменению совокупного спроса, т.е. к движению самой линии совокупного спроса.

Неценовые факторы, влияющие на изменение совокупного спроса:

1. изменение потребительских расходов (увеличение приводит к увеличению совокупного спроса и сдвигу кривой спроса вправо и наоборот).

Изменение потребительских расходов может быть обусловлено:

ü изменением благосостояния населения. Состоятельные люди покупают больше товаров и услуг, чем бедные. Если богатство каждого возрастет, то совокупное богатство также возрастет и это приведет к росту совокупного спроса. Этот источник изменения совокупного спроса оказывает постоянное повышающее действие по мере накопления богатства. Благосостояние населения во многом определяется реальной стоимостью финан­совых активов. При снижении их стоимости домохозяйства будут пытаться восстановить собственное благосостояние за счет роста сбережений, при этом совокупный спрос будет сокращаться из-за сокращения потребительских расходов. Важно отметить, что здесь падение совокупного спроса имеет место при неизменном общем уровне цен в экономической системе. Снижение же стои­мости финансовых активов будет обусловлено не ростом уровня цен (как в эффекте богатства), а прочими причинами, например снижением котировок акций;

ü динамикой ставки процента. Чем она выше, тем меньше совокупный спрос. Изменение ставки процента в данном случае, в отличие от ситуации, рассмотренной в эффекте процентной ставки, происходит при неизменном уровне цен в экономике под действием ряда прочих факторов: допустим из-за изменения объема денежной массы, находящейся в обороте, или увеличения заимствования правительства для покрытия дефицита бюджета. Все эти события, при прочих равных условиях, приведут к росту процентной ставки при неизменных ценах, а, следовательно, к сокращению потребительских расходов;

ü ожиданиями населения. Ожидания населения оказывают значительное воздействие на потребительское поведение. Например, если потребители ожидают падение реальных доходов в будущем, то они увеличивают текущие расходы за счет сокращения сбережений. В этом случае кривая совокупного спроса сместится вправо. В том же направлении смещается график AD в случае инфляционных ожиданий. Увеличение темпа ожидаемой инфляции приведет к увеличению совокупного спроса, т.е. если потребители ждут рост темпа инфляции в будущем, то сегодня они увеличат потребление. В качестве примера можно привести поведение людей в Республике Беларусь в 2011 году, когда, ожидая еще большего увеличения цен на гречку, подсолнечное масло, соль, сахар и др., люди скупали товары во всех магазинах;

ü задолженностью населения. Чем больше задолженность население, тем меньше потребительские расходы, поскольку до­мохозяйства будут вынуждены часть своего дохода, которую они могли бы направить на приобретение материальных благ, ис­пользовать для погашения имеющейся задолженности. Следова­тельно, совокупный спрос будет сокращаться;

ü уровнем налогов с домохозяйств и трансфертных платежей. Налоги и трансфертные платежи изменяют располагаемый доход потребителей, поэтому оказывают влияние на величину потребления и тем самым на совокупный спрос. Естественно, чем выше уровень налогов, которые платит население в бюджеты разного уровня, тем меньше величина располагаемого личного дохода, т. е. источника роста потребительских расходов, а значит, и со­вокупного спроса. Чем выше трансферты – пособия по безработице, пенсии, пособия по нетрудоспособности и др., тем выше размер располагаемого дохода и, следовательно, совокупного спроса;

ü количеством населения. Рост населения приводит к увеличению потребления продуктов питания, одежды, обуви и т.д., т.е. к росту совокупного спроса. Существование роста населения означает постоянный рост совокупного спроса.

2. Изменение инвестиционных расходов (рост инвестиционных расходов приведёт к увеличению совокупного спроса и сдвигу кривой спроса вправо и наоборот).

Изменение инвестиционных расходов бизнеса может быть свя­зано с:

ü динамикой ставки процента. Инвестиции в основном зависят от процентной ставки, так как инвестиционные решения принимаются на перспективу. Фирмы сталкиваются с несколькими вариантами инвестиционных решений, отличающихся величиной доходности. При принятии решения фирмы сравнивают величину доходности проекта с затратами на его финансирования, которые зависят от процентной ставки. Чем выше реальная ставка процента, тем выше затраты на инвестирование проекта, тем ниже желание такой проект осуществлять. Следовательно, высокие процентные ставки приводят к сокращению инвестиционных расходов и совокупного спроса и наоборот, низкие процентные ставки приводят к повышению инвестиционных расходов и совокупного спроса;

ü ожиданиями бизнеса. Оптимистические прогнозы относи­тельно будущей прибыли стимулируют рост спроса на инвести­ционные товары и сдвигают кривую AD вправо. Если фирма ожидает рост прибыли за счет, например, установки нового, более современного оборудования, то расходы на это оборудование увеличат инвестиционные расходы, т.е. совокупный спрос;

ü уровнем налогов на бизнес. Увеличение налогов ведет к снижению прибыли, а значит, и инвестиций, и совокупного спроса;

ü уровнем избыточных мощностей. Чем больше на предприятии неиспользуемых мощностей, тем меньше потребность в приобретении нового оборудования, тем реже будут осуществляться инвестиционные расходы;

ü существующим уровнем технологии и быстротой мораль­ного старения оборудования. Чем быстрее развивается науч­но-технический прогресс, тем чаще предприниматели испыты­вают необходимость в обновлении оборудования, тем выше ин­вестиционные расходы и совокупный спрос.

3. Изменение государственных расходов (рост госрасходов приведёт к увеличению спроса и сдвигу кривой спроса вправо и наоборот). Динамика государственных расходов будет определяться целя­ми макроэкономической политики, проводимой правительством. Так, в случае осуществления стимулирующей (экспансионистской) политики государ­ство будет увеличивать государственные расходы, что приведет к росту совокупного спроса. И наоборот, поведение сдерживаю­щей (рестрикционной) экономической политики будет иметь следствием обратный результат — совокупный спрос будет сокращаться. Наиболее важные изменения в государственных закупках товаров и услуг, оказывающих влияние на изменение совокупного спроса, зависят от международной напряженности и международных конфликтов. В период войн государственные закупки товаров и услуг значительно возрастают.

4. Изменение чистого экспорта (рост чистого экспорта приводит к росту совокупного спроса и сдвигу кривой вправо и наоборот).

Изменения в расходах, связанных с чистым экспортом, могут быть вызваны:

ü изменением доходов в странах - торговых партнерах. Рост благосостояния означает, что в этих странах увеличива­ется спрос, в том числе и на импортную продукцию, которую экс­портирует страна, совокупный спрос которой мы изучаем. В таком случае будет расти показатель чистого экспорта, так как спрос со стороны ино­странных покупателей расширил национальный экспорт. Увели­чение Nx будет означать и возрастание совокупного спроса. Например, рост доходов в России и Украине увеличит спрос на капитальные и потребительские товары, произведенные в Беларуси. Эти источники изменения совокупного спроса обычно важны для малых открытых экономик;

ü динамикой валютных курсов. Так, обесценивание нацио­нальной валюты по отношению к валютам других стран делает отечественные товары дешевле для иностранцев, а импортные товары – дороже для соотечественников, т.е. увели­чивает экспорт и затрудняет импорт, т. е. Nx будет расти, будет расти и совокупный спрос. Удорожание национальной валюты, естественно, будет иметь обратный результат.

 

Совокупное предложение. Равновесный объем национального выпуска

Совокупное предложение AS (aggregate supply) сумма стоимостей всех предъявленных к продаже конечных товаров и услуг или это совокупный реальный объем производства, который может быть произведен в стране при различных возможных уровнях цен.

Модель совокупного предложения графически может быть представлена кривой, выражающей зависимость между уровнем цен и объемом национального производства.

В микроэкономике кривая предложения S имеет положительный наклон, свидетельствующий о том, что при повышении цен производители будут расширять производство данного товара.

В макроэкономике кривая совокупного предложения AS имеет более сложную конфигурацию. Здесь следует принять во внимание дискуссию, которая ведется в экономической науке относительно природы и формы этой кривой. Форма этой кривой во многом зависит от того, в каком временном промежутке находится кривая AS.

В рамках всей экономики могут иметь место три ситуации:

  • cитуация неполной занятости;
  • cостояние, приближающееся к полной занятости;
  • cитуация полной занятости.

В соответствии с этим в современной экономической литературе выделяются и рассматриваются три отрезка (участка) кривой AS:

 

 

Рис. 64. График совокупного предложения

 

I – горизонтальный (кейнсианский – Keynesian range) - назван в честь английского экономиста Кейнса. На нём реальный объём производства значительно ниже потенциального объёма производства Qf. Эта ситуация отражает состояние спада в экономике, высокий уровень безработицы и недоиспользование производственных мощностей. Находясь в состоянии кризиса или депрессии, экономика может наращивать объемы производства без заметного увеличения цен на производимую продукцию. Рост объемов производства на от­резке до Qf практически при нулевом росте цен возможен за счет использования свободных экономических ресурсов, кото­рые из-за кризиса в экономике «выпали» из процесса общест­венного воспроизводства. Все эти ресурсы можно вовлечь в про­изводство при неизменных ценах ресурсного рынка. А посколь­ку предприниматели приобретают экономические ресурсы по твердым ценам, то их издержки на производство единицы про­дукции при расширении объема выпуска не увеличиваются. Уровень издержек производства в расчете на единицу продукции фактически не меняется, а значит, и цены на создаваемые това­ры будут постоянны.

II – промежуточный участок (intermediate range) графика AS - отражает ситуацию па­раллельного увеличения как объемов производства, так и уровня цен в экономике. Подобная совместная динамика этих двух показателей может быть объяснена следующими причинами. Во-первых, неравномерностью развития национальной эконо­мики по отраслям и регионам. Полная занятость достигается не­равномерно — в некоторых отраслях может возникнуть дефицит ресурсов, в других, наоборот, будет их избыток. В последних бу­дет наблюдаться застой. В первой группе отраслей увеличение спроса на ресурсы будет сопровождаться ростом цен на факторы производства, а, следовательно, увеличением средних издержек и цен на готовую продукцию. В другой группе отраслей средние издержки остаются постоянными. Во-вторых, рост объемов про­изводства требует вовлечения в воспро­изводственный процесс все большего и большего количества не­занятых ранее экономических ресурсов. По мере продвижения и приближения к Qf качество этих ресурсов снижается, т. е. они являются менее производительными (чем, например, на кейнсианском участке, когда для наращивания производства привлека­лись самые качественные и подходящие экономические ресур­сы). Следовательно, увеличение объемов производства будет со­пряжено с ростом издержек, а следовательно, и с ростом цен.

III – вертикальный (классический – classical range ). Означает, что экономика достигла полной занятости при объёме производства Qf, т.е. все ресурсы уже вовлечены в процесс производства и дальнейшее наращивание производства невозможно. Экономика находится в такой точке кривой своих производственных возможностей, когда за короткий срок невозможно достичь дальнейшего увеличения объема производства. Это означает, что любое дальнейшее повышение цен не приведет к увеличению его реального объема, поскольку экономика уже работает на полную мощность. При полной занятости отдельные фирмы могут попытаться расширить производство, предложив более высокую цену на ресурсы, чем конкуренты. Однако ресурсы и дополнительный объем продукта, который получит одна фирма, другая фирма просто потеряет. В результате этого цены (затраты) на ресурсы и, в конечном счете, цены на товары увеличатся, но реальный объем производства останется неизменным.

Рассмотрим две модели совокупного предложения.

Кейнсианская модель AS

Кейнсианская модель AS рассматривает функционирование экономики в краткосрочном периоде.

Анализ AS в этой модели базируется на следующих предпосылках:

ü экономика функционирует в условиях неполной занятости;

ü цены и номинальная зарплата относительно жесткие;

ü реальные величины относительно подвижны и быстро реагируют на рыночные колебания.

Кривая AS в кейнсианской модели горизонтальна или имеет положительный наклон. Следует обратить внимание на то, что в кейнсианской модели кривая AS ограничена справа уровнем потенциального объема выпуска, после чего она приобретает вид вертикальной прямой, т.е. фактически совпадает с долгосрочной кривой AS.

Таким образом, объем AS в краткосрочном периоде зависит главным образом от величины AD. В условиях неполной занятости и жесткости цен колебания AD вызывают, прежде всего, изменение объема выпуска (рис. 2.3) и лишь впоследствии смогут отразиться на уровне цен.

 

Рис. 65. Кейнсианская модель AS

 

Классическая модель AS

Классическая модель AS описывает поведение экономики в долгосрочном периоде.

При этом анализ AS строится с учетом следующих условий:

ü объем выпуска зависит только от количества факторов производства и технологии;

ü изменения в факторах производства и технологии происходят медленно;

ü экономика функционирует в условиях полной занятости и объем выпуска равен потенциальному;

ü цены и номинальная зарплата — гибкие.

В этих условиях кривая AS вертикальна на уровне выпуска при полной занятости факторов производства (рис. 2.4).

Сдвиги AS в классической модели возможны лишь при изменении величины факторов производства или технологии. Если такие изменения отсутствуют, то кривая AS в краткосрочном периоде зафиксирована на потенциальном уровне, и любые изменения AD отражаются только на уровне цен.

Рис. 66. Классическая модель AS

 

Неценовые факторы, влияющие на изменение совокупного предложения:

ü Изменения цен на производственные ресурсы – при прочих равных условиях, повышение цен на ресурсы приводит к увеличению издержек на единицу продукции и тем самым к сокращению совокупного предложения. Снижение цен на ресурсы приводит к противоположному результату. Особо здесь следует отметить следующие факторы:

1. Наличие внутренних ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские способности) – всякое их увеличение обеспечивает сдвиг кривой производственных возможностей общества вправо. В свою очередь, это также приводит к правостороннему смещению кривой совокупного предложения. Увеличение предложения внутренних ресурсов снижает цены на них, уменьшая издержки на единицу продукции. Уменьшение предложения ресурсов приведет к увеличению цен на них и смещению кривой совокупного предложения влево.

2. Цены на импортные ресурсы – любые ресурсы (и внутренние, и импортные) увеличивают производственные возможности общества. Поэтому снижение цен на импортные ресурсы (так же, как и в случае с внутренними факторами) увеличивает совокупное предложение; повышение цен на эти ресурсы уменьшает совокупное предложение.

3. Структура рынка (доминирование) – наличие монопольной власти у поставщиков ресурсов может повлиять на цены факторов производства и, как следствие, совокупное предложение. Господство на рынке позволяет устанавливать цены выше тех, которые были бы при наличии конкуренции. Наиболее яркий пример – деятельность ОПЕК.

ü Изменения в производительности – увеличение производительности означает, что при имеющемся объеме ресурсов или затрат можно получить больший реальный объем национального производства, т.е. произойдет смещение кривой AS вправо. Уменьшение производительности приведет к увеличению издержек на единицу продукции и смещению кривой совокупного предложения влево.

ü Изменения правовых норм – тоже могут изменить издержки на единицу продукции и вызвать смещение кривой совокупного предложения.

1. Налоги с предприятий и субсидии: увеличение налогов с предприятий (например, налога с оборота, акцизных сборов, социальных налогов) могут привести к росту издержек на единицу продукции и сократить совокупное предложение. Наоборот, субсидии бизнесу или снижение налоговых платежей уменьшают издержки производства и увеличивают совокупное предложение.

2. Государственное регулирование: как правило, приводит к увеличению издержек производства на единицу продукции и сдвигает кривую совокупного предложения влево. Дерегулирование, наоборот, может снизить издержки на единицу продукции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.242.160 (0.016 с.)