Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные отличия между товаром и услугой

Поиск

1. Товар материален и осязаем, услуга – нет;

2. Качество и внешний вид товара постоянны, услуги – нет;

3. Производство товара отделено от потребления. Услуга предполагает совпадение этих этапов;

4. Услугу хранить невозможно. Товар можно складировать.

 

Понятие производства, воспроизводства

Экономические действия людей обусловлены их потребностями и интересами.

Конечной целью производства является удовлетворение потребностей.

Производство – основа жизни общества. В этом смысле производство – не биологический и не физиологический процесс, а общественный процесс. В нём проявляется общественные отношения взаимодействия человека и природы, а также отношения между людьми.

Производство – это процесс взаимодействия человека и природы с целью создания материальных и нематериальных благ.

Производство – это процесс создания материальных и нематериальных благ.

Производство делится на натуральное и товарное.

Натуральное производство – это форма общественного хозяйства, при которой продукты производятся для удовлетворения потребностей самих участников производства.

Товарное производство – это форма общественного хозяйства, при которой продукты производятся для обмена на рынке путём купли-продажи.

 

Таблица 1. Различия между натуральным и товарным производством

Признаки Натуральное Товарное
Продукт производится Для собственного потребления Для удовлетворения общественных потребностей
Производится Многообразие продуктов Определённый продукт
Продукты производства Не становятся товаром Становятся товаром
Средства производства и произведённая продукция Принадлежат непосредственному производителю Могут: принадлежать производителю; быть отчуждены от производителя

Производство подразделяется на материальное и нематериальное (духовное). В материальном производстве создаются вещные блага (пища, одежда и т.д.), в нематериальном – духовные блага и услуги.

Воспроизводство – непрерывно повторяющийся процесс производства.

Воспроизводство включает в себя следующие фазы:

ü производство – создание блага;

ü распределение – распределение результатов общественного производства и ресурсов;

ü обмен – обмен продуктов труда на другие продукты или на деньги;

ü потребление – использование продуктов для удовлетворения потребностей.

Типы воспроизводства:

ü простое – повторение процесса производства в неизменном объёме;

ü расширенное – повторение процесса производства с возрастанием объёма производства.

Формы воспроизводства:

ü индивидуальное – воспроизводство в масштабе одной фирмы;

ü общественное – воспроизводство в масштабах всей экономики.

Ресурсы и факторы производства

Для процесса производства необходимы ресурсы.

Ресурсы (resources) природные, материальные и человеческие силы, которые могут быть использованы в процессе производства.

Факторы производства (factors of production) это используемые в процессе производства ресурсы.

В экономической теории существует несколько классификаций факторов производства.

В марксистской теории выделяются две группы факторов:

1) материально – вещественные – средства производства;

2) личные – рабочая сила как совокупность физических и духовных способностей человека.

Главную роль играет личный фактор.

Французский экономист Жан – Батист Сэй выдвинул свою классификацию факторов производства и ресурсов.

 

Рис. 3. Классификация факторов производства по Ж.-Б. Сэю

Рассмотрим ресурсы, факторы производства и виды дохода от использования различных факторов производства, которые определены в «Экономикс», более подробно.

 

Таблица 2. Классификация ресурсов, факторов производства и приносимого дохода

Ресурсы Факторы производства Доход
Природные (land) все блага природы (земля, вода, воздух, растительный и животный мир, полезный ископаемые и др.) Земля Рента (rent) плата за пользование чужой землёй
Человеческие (labor) умственные, физические способности человека Труд Заработная плата (wage) вознаграждение за труд
Капитальные (capital) материальная и духовная собственность, созданная человеком Капитал Процент (percent) плата за пользование чужими деньгами
Предпринимательские способности (enterprise ability) управленческие и организаторские способности человека - || - Прибыль (profit) плата предпринимателю за его деятельность, за новые идеи, за риск и др.

 

В эпоху НТР возникают так называемые специфические факторы производства: наука, технологии, информация, экология. В настоящее время все большую роль играет информационные ресурсы. Информационные ресурсы в широком смысле (information resources) – совокупность данных, организованных для эффективного получения достоверной информации.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 10.11. 2008 г. «Об информации, информатизации и защите информации» информационный ресурс - организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных и знаний, другие массивы информации в информационных системах.

 

 

Проблема выбора, ограниченность, альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей

Одной из основных целей любой экономики является наиболее полное удовлетворение потребностей людей. Для удовлетворения потребностей нужны ресурсы, чтобы производить всевозможные блага. Но потребности человека безграничны, не зря говорят: «Чем больше есть, тем больше хочется». И для удовлетворения безграничных потребностей нужно все больше и больше ресурсов. Но, к сожалению, во всех обществах, во всех странах существует проблема ограниченности ресурсов, т.е. ресурсов меньше, чем необходимо для удовлетворения наших потребностей при данном уровне общественного развития. Конечно, ограниченность ресурсов относительна, с развитием общества появляются новые источники ресурсов, сами новые ресурсы. Но в каждый данный момент времени ограниченность экономических ресурсов имеет место, это означает, что одновременное и полное удовлетворение всех имеющихся в обществе потребностей принципиально невозможно. Т.к. ресурсы ограничены, а потребности безграничны, то перед любым человеком, любой фирмой, любым обществом стоит проблема выбора.

Суть проблемы выбора: как лучше использовать ограниченные ресурсы для получения наибольшей возможной выгоды.

Даже в повседневной жизни мы на каждом шагу сталкиваемся с проблемой выбора: что лучше купить: мороженое или булочку?

Ограниченность ресурсов означает и ограниченность производства, т.е. появляется необходимость выбора между альтернативами: какие товары производить, а от каких следует отказаться.

Из-за ограниченности ресурсов в любой экономике существуют три главных вопроса или три основные проблемы:

1) что производить?

2) как производить?

3) для кого производить?

Т.к. приходится делать выбор, то неизбежен отказ от каких-то товаров или услуг. В этом случае речь идёт об альтернативной стоимости.

Альтернативная стоимость (alternative cost) или цена замены – это ценность наилучшей из отвергнутых альтернатив.

Кроме того, существует понятие «упущенная выгода», т.е. потери при выборе определенной альтернативы.

Альтернативную стоимость (АС) и упущенную выгоду (УВ) можно рассчитать математически или описать теоретически.

Примеры:

1. Выпускник школы выбрал учёбу в институте вместо работы. Значит, в данном случае альтернативной стоимостью будет работа.

2. Студент платит за обучение 45$ в месяц. Если бы он пошёл на работу, то получал бы 100$ в месяц. Какова альтернативная стоимость и упущенная выгода выбора студента? (альтернативная стоимость – это величина зарплаты, которую не получит студент, т.е. 100$ в месяц; упущенная выгода равна 100 + 45 = 145$).

3. Студент получает стипендию в размере 15$ в месяц. Если бы он пошёл на работу, то получал бы 100$. Какова альтернативная стоимость и упущенная выгода выбора студента? (альтернативная стоимость = 100$; упущенная выгода равна 100 – 15 = 85$).

4. Отказавшись от работы столяром с зарплатой 300 тысяч рублей в месяц или учебы в колледже с оплатой 90 тысяч рублей в месяц, Ваня поступил работать токарем за 250 тысяч рублей в месяц. Каковы альтернативная стоимость и упущенная выгода его решения? (альтернативная стоимость равна max (-90, 300) = 300 (тыс. р.); упущенная выгода равна 300 – 250 = 50 (тыс. р.)).

Объяснить выбор экономики можно с помощью экономической модели «кривая производственных возможностей».

Производственные возможности (production capacity) способность экономики производить различные наборы (сочетания) товаров и услуг при постоянстве ресурсов и в случае их полного использования.

Пример 5. Предположим, что в некоторой стране Ойкономике можно производить сосиски и станки. По данным о возможностях годового выпуска сосисок и станков (см. таблицу 3) построить кривую производственных возможностей (production possibility curve) страны.

 

Таблица 3. Возможности годового выпуска сосисок и станков в стране Ойкономике

 

Вид продукта Производственные альтернативы
А Б В Г Д
Сосиски (тыс. кг.)          
Станки (тыс. шт.)          

 

Решение: для построения кривой производственных возможностей необходимо принять несколько допущений:

1. экономика функционирует в условиях полной занятости и полного объема производства;

2. количество ресурсов постоянно;

3. технология производства остается постоянной;

4. экономика производит два продукта – средства производства (станки) и потребительские товары (сосиски).

В координатной плоскости (станки, сосиски) отметим точки, соединив, получим кривую производственных возможностей.

 

 

станки,тыс.шт.

 

А D сосиски, тыс. кг.

Рис. 4. Кривая производственных возможностей страны Ойкономики

 

Рассмотрим более подробно кривую производственных возможностей. Каждая точка на графика обозначает определённый набор двух видов товаров. В точке D в государстве производят только сосиски, в точке А – только станки. Но это две нереальные ситуации. На самом деле общество всегда стремится найти нужный баланс в производстве. Точки на кривой производственных возможностей и представляют альтернативные варианты, в которых такой баланс достигается. Но при этом увеличение производства одного из видов товаров приводит к сокращению производства другого вида.

Точки на линии производственных возможностей показывают наиболее эффективные варианты использования имеющихся ресурсов для выпуска определённых товаров или услуг.

Точки за линией производственных возможностей (правее линии) показывают варианты недостижимого производства.

Точки внутри КПВ (левее) показывают варианты неэффективного использования ресурсов.

Построенная кривая соответствует вполне определённым возможностям государства: количеством ресурсов, количеством проживающего трудоспособного населения, способностями к труду и др. Как только меняются возможности, кривая меняет своё положение. Если возможности вырастут (увеличится количество рабочей силы или количество оборудования), то кривая производственных возможностей сместится вправо. Если возможности сократятся, то кривая сместится влево.

Cвойства КПВ:

1. Убывающая, т.к. при увеличении производства одного товара необходимо сократить производство другого;

2. Имеет выпуклую форму, это связано с тем, что изменяя структуру производства (перемещаясь из одной точки на КПВ в другую) мы последовательно вовлекаем в производство все большее количество малоэффективных ресурсов;

3. Точки на КПВ – это точки эффективного использования ресурсов; выше КПВ – точки недосягаемого производства; ниже КПВ – точки неэффективного использования ресурсов;

4. Если изменится количество ресурсов в стране, то КПВ сдвигается параллельно первоначальному положению;

5. Если меняется технология производства одного из товаров, то КПВ поворачивается вдоль оси этого товара.

Модель кривой производственных возможностей позволяет проиллюстрировать четыре важных положения:

1. Ограниченность ресурсов — об этом свидетельствует существование области недостижимых значений;

2. Необходимость выбора — общество вынуждено определять, какое сочетание товаров Х и У в наилучшей степени удовлетворяет его интересы;

3. Наличие альтернативных издержек — об этом свидетельствует убывающий характер кривой, поскольку для производства дополнительной единицы одного товара надо отказаться от выпуска какой-либо величины другого товара;

4. Возрастание альтернативных издержек — выпуклый характер кривой производственных возможностей. Модель КПВ позволяет показать такой неочевидный закон, как закон возрастающих альтернативных затрат. Он может быть выражен одной фразой: «Чем выше в гору, тем тяжелее подъем».

Кривая производственных возможностей позволяет решать следующие задачи:

ü определить условия эффективного производства;

ü демонстрировать недостаток или избыток возможностей для конкретного сочетания производимых товаров;

ü оценивать, за счёт какого увеличения или уменьшения производимых товаров можно прийти к эффективному производству.

Кривая производственных возможностей в примере показывает, от какого количества сосисок нужно отказаться, чтобы увеличить производство станков, т.е. какова альтернативная стоимость выбора или каковы вменённые издержки производства.

Альтернативные издержки, или издержки упущенных возможностей, или вмененные издержки (opportunity costs) – это количество одного товара, которым необходимо пожертвовать для увеличения производства другого товара.

Вмененные издержки рассчитываются по формуле:

ВИ = ΔХ / ΔУ, (1)

где ΔХ – уменьшение продукта Х,

ΔУ – увеличение продукта У.

Используя формулу (1) можно рассчитать полученные вменённые издержки производства станков и сосисок в примере 5 (см. таблицу 4).

 

Таблица 4. Вмененные издержки производства сосисок и станков при смене производственных альтернатив

 

Производственные альтернативы Вменённые издержки производства дополнительной единицы продукции
Буквенные обозначения Сосиски, тыс. кг. Станки, тыс. шт. сосисок станков
Число единиц станков, теряемых при выпуске дополнительной единицы сосисок Число единиц сосисок, теряемых при выпуске дополнительной единицы станков
А     при переходе от Б к А 1
Б     от А к Б 1 от В к Б 1/2
В     от Б к В 2 от Г к В 1/3
Г     от В к Г 3 от Д к Г 1/4
Д     от Г к Д 4 при переходе

 

Анализ вменённых издержек показывает, что каждое следующее увеличение выпуска одного из продуктов заставляет жертвовать всё большим количеством другого продукта. Т.е. в экономике действует закон возрастающих вменённых издержек: по мере увеличения выпуска любого продукта вменённые издержки выпуска каждой новой его единицы возрастают.

Главной причиной действия этого закона является неполная взаимозаменяемость факторов производства, это и объясняет выпуклость кривой производственных возможностей (см. рисунок 4), поскольку разные производственные ресурсы (например, трудовые) не одинаково пригодны для производства различных благ (один человек может быть прекрасным строителем, но плохим поваром, а другой – наоборот). Таким образом, по мере увеличения выпуска некоего блага приходится вовлекать все менее пригодные для этого ресурсы, одновременно отвлекая их из тех сфер, где они эффективны. Следовательно, выпуск каждой следующей единицы данного блага заставляет общество жертвовать все большим количеством любого другого блага, что собственно и утверждает закон возрастания экономических затрат. Поясним это условным примером. Группа студентов сформировала на время каникул строительную бригаду. На стройке бригада может заниматься двумя делами: строить коровник и готовить сама для себя пищу. Пусть в первый день бригадир отправил всю бригаду на стройку. Тогда на исходе дня мы получим кладку из какого-то количества кирпичей, но при этом не будет приготовлено ни одной порции пищи. Не исключено, что такой расклад не вполне устроит бригаду, и на следующий день бригадир решает отправить одного человека на кухню. Кого уберут из строительства? Вероятно, самую слабую девушку, проку от которой там все равно мало, но которая, тем не менее, является искусным поваром. (Напомним предпосылку модели: ресурсы – люди не одинаково пригодны для выполнения разных функций.) В результате будет приготовлено несколько блюд, а количество положенных кирпичей к исходу второго дня останется почти таким же, поскольку наша девушка за всю смену могла положить лишь несколько кирпичей. Возможно, что и эта ситуация не покажется бригаде оптимальной, и тогда на кухню уйдет другая девушка, являющаяся чуть лучшим строителем, но худшим поваром, чем предыдущая.
Продолжая по тому же принципу превращать «каменщиков» в поваров, мы увидим, что «выпуклая» кривая производственных возможностей бригады все круче загибается вниз. В конце концов, на строительстве коровника останется сам бригадир. Там он – король, но на кухне практически не нужен, т.е. кривая производственных возможностей, в конечном счете, станет почти вертикальной. Мы видим, следовательно, что ради каждой дополнительной порции пищи бригаде приходится жертвовать все большим количеством положенных кирпичей. Это и требовалось доказать.

Виды кривых производственных возможностей:

ü нелинейная: выпуклая форма КПВ - закон возрастающих альтернативных издержек (увеличение производства предметов потребления на каждую следующую единицу требует сокращения средств производства на все большую величину);

ü линейная: увеличение на одну единицу одного блага требует уменьшения на такую же одну единицу второго блага. Полная взаимозаменяемость двух благ.

Правило построения КПВ:

  1. На рынке присутствует один экономический субъект:
    для построения КПВ откладываем на соответствующих осях максимальное производство каждого продукта и проводим прямую линию, т.е. КПВ будет иметь линейный вид.
  2. На рынке присутствуют несколько экономических субъектов или объектов:

ü определить совокупный объем производства каждого продукта и отложить на осях;

ü рассчитать вмененные (альтернативные) издержки производства одного из продуктов;

ü от точки максимального производства того продукта, для которого рассчитаны вмененные издержки, отложить последовательно производительность каждого субъекта экономики в порядке убывания вмененных издержек.

Пример 6 (построения КПВ в случае нескольких экономических субъектов). Два фермера – Иван и Макар - на своих полях могут выращивать картофель и морковь. Если Иван засадит все свое поле картофелем, то получит 2000 т, а если морковью, то получит 3000 т. Если Макар засадит все свое поле морковью, то получит 4800 т, а если картофелем, то – 2400 т. Фермеры решили объединить свои усилия. Построить кривую производственных возможностей совместного хозяйства.

Решение:

1. определим совокупный объем производства каждого овоща: всего картофеля будет собрано 4400 т, а моркови – 7800 т;

2. рассчитаем вмененные издержки производства картофеля для каждого фермера (можно рассчитать и вмененные издержки производства моркови, но удобнее считать для того продукта, которого производится меньше). Для Ивана: произведя 2000 т картофеля, он откажется от 3000 т моркови, поэтому 1К = 1,5М; для Макара: вырастив 2400 т картофеля, откажется от 4800 т моркови, поэтому 1К = 2,0М. Вмененные издержки производства картофеля выше у Макара, т.е. Макар при увеличении производства картофеля теряет больше моркови, чем Иван;

3. строим КПВ. Для этого на осях отложим максимальный объем совместного производства моркови и картофеля: на оси абсцисс – картофель, на оси ординат – морковь (но выбор осей может быть по выбору строящего график). Затем от точки А(4400; 0) на оси картофеля влево – вверх откладываем объем производства Макара, получим точку В с координатой (2000; 4800). Соединим точки А и В прямой линией (это будет построена КПВ Макара, т.е. отрезок АВ). Затем соединим точку В(2000; 4800) с точкой С с координатой (0; 7800) – это будет КПВ Ивана, т.е. отрезок ВС. А вся линия – это КПВ совместного предприятия (см. рисунок 5).

 

Морковь, т

 

7800 С КПВ

 

 

4800 • В

 

0 А

2000 4400 Картофель, т

 

Рис. 5. Кривая производственных возможностей совместного предприятия

 

В реальной жизни люди всегда сталкиваются с альтернативными издержками. Поэтому рациональный человек должен подсчитывать не только будущие затраты, но и вмененные издержки, чтобы сделать оптимальный экономический выбор. Рассмотрим условный пример.

Пример 7. Маша и Даша могут сами набрать текст на компьютере, а могут заказать у профессионального секретаря. Маша на набор текста тратит 1 час, Даша - 1,5 часа, а секретарь эту же работу сделает за 0, 5 часа. За 1 час Маша зарабатывает 20 тыс. р., Даша – 10 тыс. р., а секретарю за 1 час работы необходимо заплатить 18 тыс. р. Стоит ли девушкам обращаться к профессионалу или следует набирать текст самостоятельно?

Решение:

1) если Маша будет набирать текст сама, то она не сможет заработать 20 тыс. р., т.к. на набор текста у нее уходит 1 час, т.е. альтернативная стоимость набора текста равна 20 тыс. р., за 0,5 часа на не заработает 10 тыс. р. Секретарю же она за 0,5 часа заплатит 9 тыс. р. (18: 2 = 9 тыс. р.).

ОТВЕТ: Маше выгоднее обратиться к профессионалу;

2) если Даша будет набирать текст сама, то она не сможет заработать 15 тыс. р. (10 × 1,5 = 15 тыс. р. – это альтернативная стоимость набора текста для Даши). За 0,5 часа Даша сможет заработать только 5 тыс. р., а заплатить секретарю надо 9 тыс. р.

ОТВЕТ: Даша должна набирать текст сама.

Эффективность производства, показатели эффективности

Среди общих целей производственной деятельности можно выделить эффективность производства, т.е. достижение максимальной отдачи от используемых ресурсов.

Что же такое эффективность?

Эффективность (efficiency) это результативность производства, соотношение между затратами на производство и выгодами.

Эффективность характеризует связь между количеством используемых ресурсов и получаемым в результате количеством продукции.

Эффективность бывает производственно-экономическая и социально-экономическая.

Производственно-экономическая эффективность – это эффективность использования ресурсов.

Социально-экономическая эффективность – это результативность удовлетворения социальных потребностей.

Для характеристики эффективности используют ряд показателей.

Показатели производственно-экономической эффективности:

ü производительность труда – объем продукции, произведенный единицей трудовых затрат;

ü трудоёмкость – затраты труда на единицу выпускаемой продукции;

ü фондоотдача – количество продукции, произведённой единицей основных фондов;

ü фондоёмкость – количество фондов, приходящихся на единицу выпускаемой продукции;

ü прибыль – разность между валовым доходом и валовыми издержками;

ü и др.

Показатели социально-экономической эффективности:

ü уровень доходов;

ü уровень заработной платы;

ü потребление продукции на душу населения;

ü уровень образовательных, медицинских, культурных и других социальных услуг.

Факторы, способствующие повышению эффективности:

1) научно-технические – НТП, применение новейших технологий, автоматизация, механизация производства и др.;

2) организационно-экономические – рациональное размещение ресурсов, применение современных форм организации производства и методов управления и др.;

3) социально-психологические – повышение образовательного и профессионального уровня работников, формирование экономического стиля мышления, морально-психологический климат в коллективе и др.;

4) внешнеэкономические – международное сотрудничество стран, уровень международного разделения труда, мировая торговля и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 887; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.66.140 (0.015 с.)