Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спрос на продукт фирмы. Валовой, средний

Поиск

И предельный доход фирмы

 

В условиях рынка продукта совершенной конкуренции имеется множество мелких независимо действующих фирм-производителей (продавцов). Каждая фирма производит и реализует незначительную долю рыночного объема предложения продукта, не может влиять на цену своего товара и вынуждена все единицы продукции продавать по одинаковой равновесной рыночной цене при всех возможных объемах выпуска.

Из определения спроса (D), приведенного в § 5.1, ясно, что кривая спроса (DD) показывает общее количество продукта, которое потребители готовы приобрести по каждой из возможных цен. С другой стороны кривая спроса (DD) показывает максимальную цену, которую готовы заплатить потребители за единицу продукта при всех возможных объемах покупок. В условиях совершенной конкуренции фирмы предлагают потребителям все возможные объемы произведенного продукта по одинаковой цене за единицу товара, а потребители, следовательно, имеют возможность купить любой предлагаемый объем продукта по одинаковой цене за одну единицу. Т.е. в условиях совершенной конкуренции спрос на продукт (DD) имеет вид горизонтальной линии (рис. 7.5), является совершенно эластичным и совпадает с кривой цен (Р) на продукт.

Определение валового дохода фирмы (TR) и формула для его подсчета (TR = P · Q) приведены в § 7.1.

Средний доход (average revenue, AR) – величина дохода фирмы на единицу продукции от общего объема производства и продаж за определенный период времени; подсчитывается по формуле:

7.8

Из формулы 7.8 видно, что кривая, отражающая зависимость средней выручки (AR) от объема выпуска продукции (Q), является в то же время кривой спроса (DD) на данный продукт.

Предельный доход (marginal revenue, MR) – величина, на которую увеличивается валовой доход фирмы в результате увеличения объема произведенной и реализованной продукции на одну единицу; подсчитывается по формуле:

7.9

В условиях совершенной конкуренции, когда все единицы продукции при любом объеме производства продаются по одной цене, производство и продажа еще одной любой единицы продукции увеличивает валовой доход фирмы на цену единицы продукции. В итоге в условиях совершенной конкуренции цена единицы продукции равна среднему доходу и равна предельному доходу (P = AR = MR) (табл. 7.3) и кривая спроса (DD) совпадает с кривыми цен (Р), среднего дохода (AR) и предельного дохода (MR) (рис. 7.5).

Постоянное увеличение валового дохода фирмы (TR) в условиях совершенной конкуренции при производстве и реализации еще одной единицы продукта на неизменную цену единицы продукта (табл. 7.3) ведет к тому, что кривая валового дохода фирмы (TR) имеет вид прямой восходящей линии, угол наклона которой определяется ценой единицы продукта (рис. 7.5).

Таблица 7.3

Валовой (TR), средний (AR) и предельный (MR) доход фирмы

в условиях совершенной конкуренции

Цена 1 т яблок, Р (тыс. руб.) Объем производства и продаж яблок, Q (т) Валовой доход, TR (тыс. руб.) Средний доход, AR (тыс. руб. на т) Предельный доход, MR (тыс. руб. на конкретную т)
         

 

 
 

 


Рис. 7.5. Кривые цен (Р), спроса (DD), среднего дохода (AR),

предельного дохода (MR), валового дохода (TR)

фирмы в условиях совершенной конкуренции

 

В условиях рынка чистой монополии фирма-производитель за первую единицу своей продукции назначает самую высокую цену, ориентируясь на самого богатого покупателя. Чтобы продать две единицы продукции фирма-производитель рассчитывает на покупательную способность второго по состоятельности потребителя или уже частично удовлетворенного первого потребителя и в соответствии с законом спроса понижает цену не на вторую, а на обе единицы продукции. Т.е. все больший объем продукта потребители готовы купить только по меньшей цене за единицу продукции. (Случай ценовой дискриминации, когда каждый покупатель или группы покупателей получают один и тот же товар по разным ценам не рассматривается в данном пособии). Для каждого последующего увеличения своих продаж фирма-монополист каждый раз снижает цену на все единицы нового объема продаж, поэтому предельный доход (MR) от продажи каждой последующей единицы товара все меньше новой цены единицы продукции (Р) (табл. 7.4) и кривая предельного дохода (MR) лежит ниже кривой спроса (DD) на продукт фирмы-монополиста (рис. 7.6). Валовой доход (TR) фирмы-монополиста по мере увеличения объема производства и продаж при одновременном снижении цены единицы продукции сначала увеличивается снижающимся темпом, достигает максимума, а затем понижается, так как TR = P · Q, где в идеале Q изменяется от 0 до Q при одновременном изменении Р от Р до 0 (табл. 7.4, рис. 7.6).

 

Таблица 7.4

Валовой (TR), средний (AR) и предельный (MR) доход фирмы

в условиях чистой монополии

Цена 1 котла для газовой котельной, Р (млн руб.) Объем производства и продаж котлов, Q (шт.) Валовой доход, TR (млн руб.) Средний доход, AR (млн руб. на котел) Предельный доход, MR (млн руб. на конкретный котел)
      - - (160 - 0) / (1 – 0) = 160 (280 – 160) / (2 – 1) = 120 (360 - 180) / (3 - 2) = 80 (400 - 360) / (4 - 3) = 40 (400 - 400) / (5 - 4) = 0 (360 - 400) / (6 - 5) = -40 (280 - 360) / (7 - 6) = -80 (160 - 280) / (8 – 7) = -120 (0 – 160) / (9 – 8) = -160

 

Неэластичный участок кривой спроса
а)

 

б)

 

Рис. 7.6. Кривые цен (Р), спроса (DD), среднего дохода (AR),

предельного дохода (MR), валового дохода (TR)

фирмы в условиях чистой монополии

 

Из рис. 7.6. видно, что когда спрос на продукцию фирмы-монополиста эластичен, то уменьшение цены единицы продукции ведет к росту валового дохода фирмы, а при неэластичном спросе – к уменьшению валового дохода фирмы.

Следует отметить, что фирмы в условиях олигополии и монополистической конкуренции имеют возможность регулировать цену своего продукта, но только в меньших масштабах, чем фирма-монополист. Таким образом, все рассуждения касающиеся фирмы-монополиста, относятся и к фирмам в условиях олигополии и монополистической конкуренции, только кривые для фирмы в условиях олигополии будут более пологими, чем для фирмы-монополиста, а для фирмы в условиях монополистической конкуренции более пологими, чем для фирмы в условиях олигополии.

 

Оптимизация объема выпуска

Продукции фирмой

 

Оптимальным для фирмы будет объём выпуска продукции, обеспечивающий ей максимальную прибыль (максимальную массу прибыли) или минимальные убытки. Выделяют два основных подхода для определения оптимального объема выпуска продукции:

· сопоставление валового дохода (TR) с общими издержками (TC);

· сопоставление предельного дохода (MR) с предельными издержками (MC).

Подход для определения оптимального объема выпуска продукции фирмой, основанный на сопоставлении валового дохода (TR) с общими издержками (TC): при всех возможных объемах выпуска продукции (Q) фирмой определяется разница между величиной валового дохода (TR) и величиной общих издержек (TC). В условиях совершенной конкуренции при неизменной цене единицы продукции (Р) увеличение объема выпуска продукции (Q) сопровождается увеличением валового дохода (TR) (табл. 7.3, рис. 7.5) и ростом общих издержек (TC) (в краткосрочном периоде только за счет общих переменных издержек (TVC) (рис. 7.2. а)), а в долгосрочном периоде все издержки будут переменными). В условиях чистой монополии увеличение объема выпуска продукции (Q) сопровождается понижением цены (Р), динамика изменения валового дохода (TR) показана в табл. 7.4 и на рис. 7.6. б), а динамика издержек аналогична для условий совершенной конкуренции и показана на рис. 7.2.а). Т.е. разница между величиной валового дохода (TR) и величиной общих издержек (TC) является величиной переменной. При оптимизации объема выпуска продукции фирмой возможны три ситуации: 1) максимизация прибыли; 2) минимизация убытков); 3) условие закрытия фирмы.

1) Максимизация прибыли. При объеме выпуска продукции (Q), когда валовой доход фирмы (TR) превышает общие издержки производства (ТС) на максимальную величину имеет место случай максимизации общей прибыли фирмой (max Profit > 0) (рис. 7.7).

 
 

 

 


Рис. 7.7. Валовой подход: максимизация прибыли фирмой в условиях:

а) совершенной конкуренции; б) чистой монополии

 

На рис. 7.7 точки пересечения кривых валового дохода фирмы (TR) и общих издержек (TC) называются точками критического объема производства (точками безубыточности) и в них TR = TC, а Profit = 0.

2) Минимизация убытков. Если при всех объемах выпуска продукции (Q) общие издержки производства (ТС) превышают валовой доход фирмы (TR), то при объеме выпуска продукции, при котором общие издержки превышают валовой доход на наименьшую величину и при этом Q > 0 имеет место случай минимизации убытков фирмой (min Убытки) (рис. 7.8).

 
 

 


Рис. 7.8. Валовой подход: минимизация убытков фирмой в условиях:

а) совершенной конкуренции; б) чистой монополии

 

В ситуации минимизации убытков потери фирмы при оптимальном объемы выпуска продукции будут меньше, чем, если бы она закрылась. Но совершенно очевидно, что такое положение в итоге разорит фирму и следует принимать соответствующее решение, например: подготовка предприятия к продаже, перепрофилирование предприятие или ожидание своевременного для данной фирмы повышения спроса на продукт, что приведет к достаточному повышению цен на него и соответственно к росту валового дохода фирмы.

 

3) Условие закрытия фирмы. Если при всех объемах выпуска продукции (Q) общие издержки производства (ТС) превышают валовой доход фирмы (TR) и при отсутствии выпуска продукции (Q = 0) общие издержки производства превышают валовой доход на наименьшую величину, то имеет место условие закрытия фирмы (рис. 7.9).

 
 

 


Рис. 7.9. Валовой подход: закрытие фирмы в условиях:

а) совершенной конкуренции; б) чистой монополии

Данный подход для определения оптимального объема выпуска продукции фирмой, основанный на сопоставлении валового дохода (TR) с общими издержками производства (TC), действителен и в краткосрочном и в долгосрочном периодах деятельности фирмы. Для фирм, действующих в условия монополистической конкуренции и олигополии, которые, как и чистая монополия, относятся к рынкам несовершенной конкуренции, будут действительны все соображения, приведенные для рынка чистой монополии (табл. 7.4, рис. 7.6.б), рис. 7.7.б), рис. 7.8. б), рис. 7.9. б)).

Рассмотренный подход предполагает сравнение валового дохода фирмы (TR) с общими экономическими издержками, в которые входит и нормальная прибыль, и таким образом при максимизации прибыли в рыночной экономике речь идет об экономической прибыли, а при минимизации убытков и условии закрытия фирмы – о минимизации экономических убытков. Величина нормальной прибыли определяется как сумма самооценки предпринимателем своей предпринимательской способности и доходов, которые он реально может получить от наилучшего из возможных для него способов использования принадлежащих ему ресурсов. И если данное производство не обеспечивает предпринимателю (фирме) нормальной прибыли, то предприятие будет перепрофилировано на выпуск других продуктов или производственные ресурсы предпринимателя будут предоставлены другим фирмам на платной основе, т.е. произойдет перераспределение ресурсов в другую отрасль. Главное в рассуждениях о нормальной прибыли достоверность информации об экономической действительности и трезвая самооценка своих возможностей предпринимателем. (Собственники фирм могут использовать и бухгалтерский подход при определении оптимального объема выпуска продукции, в частности, если у них нет реальных альтернатив использования собственных ресурсов).

Подход для определения оптимального объема выпуска продукции фирмой, основанный на сопоставлении предельного дохода (MR) с предельными издержками (MC) в краткосрочном периоде.

Каждая единица продукции предельный доход (MR) от производства и реализации которой выше предельных издержек (MC) на ее производство является прибыльной и ее производство и реализация ведут к росту общей прибыли фирмы или снижению ее убытков. Таким образом, после того как в фирме будет достигнут максимальный уровень специализации работников и обеспечена полная загрузка оборудования, т.е. достигнут объем выпуска продукции, когда вступит в действие закон убывающей предельной производительности, фирме следует увеличивать объемы производства и реализации продукции до тех пор, пока предельные издержки производства (МС), связанные с производством каждой дополнительной единицы продукции, будут меньше, чем предельный доход (MR), получаемый от реализации этой единицы продукции, или пока предельные издержки производства конкретной единицы продукции не сравняются с предельным доходом от ее реализации. Т.е. нас интересует сравнение предельного дохода (MR) с предельными издержками (MC) на графике на возрастающем участке кривой предельных издержек (МС) (участке этой кривой, расположенном справа от точки минимума предельных издержек), а в таблице, начиная с той строки данных, после которой предельные издержки начинают возрастать. В итоге, если при конкретном объеме выпуска продукции большем объема выпуска, при котором вступает в действие закон убывающей предельной производительности:

· предельный доход больше предельных издержек (MR > MC), то фирме следует увеличивать объем выпуска продукции;

· предельный доход меньше предельных издержек (MR < MC), то фирме следует сокращать объем выпуска продукции;

· предельный доход равен предельным издержкам (MR = MC), то фирма достигает оптимального объема выпуска продукции Qоптимальное.

В предельном подходе, как и в валовом, при оптимальном объеме выпуска продукции возможны три ситуации: 1) максимизация прибыли; 2) минимизация убытков); 3) условие закрытия фирмы. Графически эти ситуации определяются следующим образом. Ищется точка пересечения возрастающей ветви кривой предельных издержек (МС) с кривой предельного дохода (MR), из которой опускается перпендикуляр на ось абсцисс и определяется оптимальный объем выпуска продукции (Qоптимальное). Затем ищутся точки пересечения этого перпендикуляра с кривой спроса (DD) (эта точка дает значение цены единицы продукции), с кривой средних переменных издержек (AVC) и кривой средних общих издержек (ATC) (эти точки соответственно дают значения средних переменных и средних общих издержек). После этого при оптимальном объеме выпуска значение цены сравнивается со значениями средних переменных и средних общих издержек и определяется, какая из трех ситуаций реализуется при данном оптимальном объеме выпуска продукции. В таблице эти ситуации определяются в следующей последовательности. Подсчитываются значения предельных издержек и предельного дохода. Начиная со строки таблицы, после которой наблюдается рост предельных издержек, сравнивают значения предельного дохода и предельных издержек. Последняя строка, в которой выполняется условие равенства или превышения предельным доходом предельных издержек, соответствует оптимальному объему выпуска продукции. Сравнивая в этой строке значение цены единицы продукта со средними общими и средними переменными издержками определяем, какая из трех ситуаций реализуется при данном оптимальном объеме выпуска продукции.

1) Максимизация прибыли. Если при оптимальном объеме выпуска продукции (Qоптимальное), определяемом при равенстве предельных издержек и предельного дохода (MC = MR), цена единицы продукции больше средних общих издержек (P > ATC) имеет место случай максимизации общей прибыли фирмой (max Profit > 0) (рис. 7.10). При этом максимальная прибыль определится следующим образом:

max Profit = TR – TC = P · Qоптимальное – ATC · Qоптимальное. 7.10

 

 

 
 

 


Рис. 7.10. Предельный подход: максимизация прибыли фирмой

в краткосрочном периоде в условиях:

а) совершенной конкуренции; б) чистой монополии

 

2) Минимизация убытков. Если при оптимальном объеме выпуска продукции (Qоптимальное), определяемом при равенстве предельных издержек и предельного дохода (MC = MR), цена единицы продукции больше или равна средним переменным издержкам и меньше или равна средним общим издержкам (ATC ≥ P ≥ AVC) имеет место случай минимизации убытков фирмой (min Убытки) (рис. 7.11). При этом минимальные убытки определятся следующим образом:

min Убытки = TR – TC = P · Qоптимальное – ATC · Qоптимальное. 7.11

 

 
 

 


Рис. 7.11. Предельный подход: минимизация убытков фирмой

в краткосрочном периоде в условиях:

а) совершенной конкуренции; б) чистой монополии

 

При Qоптимальном, когда цена единицы продукции равна средним общим издержкам (P = ATC) на графике имеет место точка безубыточности, в которой экономическая прибыль фирмы равна нулю и она получает только нормальную прибыль. Случай нулевой экономической прибыли будем относить к ситуации минимизации убытков фирмой.

При Qоптимальном, когда цена единицы продукции равна средним переменным издержкам (P = AVC) фирма находится в ситуации когда ей одинаково выгодно продолжать работать или прекратить производство. Имеются следующие соображения в пользу продолжения работы фирмы в последней ситуации: фирма сохраняет за собой определенную часть рынка данного продукта, часть своих поставщиков производственных ресурсов, производственное оборудование в работающем состоянии, коллектив работников и при этом работники, поставщики и потребители, хоть и в минимальном объеме, но остаются активными участниками экономических процессов. Поэтому данный случай также относится к ситуации минимизации убытков фирмой.

3) Условие закрытия фирмы. Если при оптимальном объеме выпуска продукции (Qоптимальное), определяемом при равенстве предельных издержек и предельного дохода (MC = MR), цена единицы продукции меньше средних переменных издержек (AVC? P) имеет место условие закрытия фирмы (рис. 7.12).

 
 

 

 


Рис. 7.12. Предельный подход: закрытие фирмы в краткосрочном

периоде в условиях:

а) совершенной конкуренции; б) чистой монополии.

 

Для фирм, действующих в условия монополистической конкуренции и олигополии, которые, как и чистая монополия, относятся к рынкам несовершенной конкуренции, будут действительны все соображения, приведенные для рынка чистой монополии (рис. 7.10.б), рис. 7.11.б), рис. 7.12. б)).

В предельном подходе, как и в валовом, при определении оптимального объема выпуска продукции в условиях рынка был реализован экономический подход к определению издержек, прибыли и убытков.

Подход для определения оптимального объема выпуска продукции фирмой, основанный на сопоставлении предельного дохода (MR) с предельными издержками (MC) в долгосрочном периоде.

В долгосрочном периоде фирмы имеют достаточно времени для того, чтобы достичь размеров предприятий, обеспечивающих им полный положительный эффект от роста масштабов производства, и при этом объеме производственных мощностей оптимизировать объем выпуска продукции. 1) Фирма в условиях совершенной конкуренции. На совершенно конкурентном рынке положительный эффект от роста масштабов производства исчерпывается при незначительных объемах производственных мощностей (рис. 7.4.в)) и в подобных отраслях существует множество мелких производителей с оптимальными размерами предприятий. Вход на рынок продукта совершенной конкуренции и выход из него совершенно свободны. Возможности отдельной небольшой фирмы по изменению объема выпуска продукции при оптимальных размерах предприятия относительно ограничены и рынок продукта совершенной конкуренции реагирует на изменения рыночного спроса путем создания новых или закрытия уже действующих фирм. И хотя размеры фирм и используемые технологии относительно одинаковы, но различны предпринимательские способности владельцев фирм, квалификация персонала, качество и изношенность оборудования, оказывают свое влияние и особенности местной внешней среды фирмы и поэтому в условиях падения спроса на продукт среди фирм найдутся самые слабейшие, которым придется закрыться. На рынке совершенной конкуренции увеличение рыночного спроса на продукт приведет к росту равновесной рыночной цены на него и соответственно к росту экономической прибыли, получаемой фирмами. В ответ на это в отрасли будут возникать новые фирмы, что приведет к увеличению рыночного предложения продукта и цены начнут снижаться. Это будет происходить до тех пор, пока экономическая прибыль фирм отрасли не уменьшится до нуля. Если же произойдет уменьшение рыночного спроса, то это приведет к появлению убытков у фирм отрасли. Самые слабые фирмы начнут покидать отрасль, рыночное предложение начнет уменьшаться, а цены начнут расти. Это будет происходить до тех пор, пока убытки не станут равны нулю, или, иначе, опять не станет равна нулю экономическая прибыль.

Таким образом, в долгосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции фирма: оптимизирует объем выпуска продукции при равенстве предельных издержек производства предельному доходу (MC = MR); ее экономическая прибыль равна нулю (P = ATC) и она получает только нормальную прибыль; производственные мощности предприятия фирмы обеспечивают минимум долгосрочных средних издержек (полностью исчерпывается положительный эффект от роста масштабов производства) и при этом обеспечивается полная загрузка предприятия и достигается максимальная специализация труда, т.е. минимум средних общих издержек в краткосрочном периоде при оптимальных размерах предприятия (min LATC = min ATC). В итоге равновесие фирмы в условиях совершенной конкуренции в долгосрочном периоде (рис. 7.13. а)) выразится:

P = MR = MC = min ATC = min LATC 7.12

 

 

 
 

 


Рис. 7.13. Предельный подход: оптимизация объема выпуска продукции

фирмой в долгосрочном периоде в условиях:

а) совершенной конкуренции; б) чистой монополии

 

2) Фирма в условиях чистой монополии. Вход на рынок продукта чистой монополии полностью блокирован и там существует единственная фирма-производитель. Таким образом, в условиях чистой монополии невозможно появление новых фирм, которые в конкурентной борьбе снизили бы экономическую прибыль фирм в отрасли до нуля. При стабильном высоком спросе на продукцию, обеспечивающем превышение цены продукта над предельными издержками при оптимальном объеме выпуска, фирма-монополист в долгосрочном периоде будет максимизировать прибыль. При неблагоприятном снижении рыночного спроса или повышении цен на производственные ресурсы фирма-монополист может оказаться в ситуации минимизации убытков, а долговременное или необратимое снижение рыночного спроса может вынудить фирму-монополиста уйти с рынка данного продукта, либо путем перепрофилирования предприятия на выпуск другого продукта, либо закрытия фирмы и продажи имущества. Не углубляясь в детали анализа можно сказать, что фирма в условиях чистой монополии в долгосрочном и краткосрочном периодах ведет себя аналогично (рис. 7.13. б)).

3) Фирма в условиях монополистической конкуренции. Каждая из фирм на рынке продукта монополистической конкуренции в силу дифференциации продукта имеют возможность влиять на цену и объем выпуска продукта, тем самым максимизируя свою прибыль, - в силу этого кривая предельного дохода фирмы располагается ниже кривой спроса на ее продукт. Выше было сказано, что в краткосрочном периоде фирма в условиях монополистической конкуренции оптимизирует свой объем выпуска продукта аналогично фирме в условиях чистой монополии при равенстве предельных издержек предельному доходу. Но с другой стороны монополистическая конкуренция характеризуется наличием на рынке продукта большого количества независимо действующих мелких фирм и сравнительно легкими условиями входа в отрасль и выхода из нее. Таким образом, в зависимости от изменения рыночного спроса, как и в условиях совершенной конкуренции, рыночное предложение в сильной степени будет изменяться за счет изменения количества фирм на рынке и в долгосрочном периоде при оптимальном объеме выпуска продукта каждой фирмой цена единицы продукции будет равна средним общим издержкам. В итоге в долгосрочном периоде в условиях монополистической конкуренции каждая фирма будет получать только нормальную прибыль, а ее экономическая прибыль будет равна нулю (рис. 7.14).

4) Фирма в условиях олигополии. Олигополия характеризуется малым числом продавцов (производителей) продукта, высокими барьерами входа на рынок продукта новых фирм-производителей и возможностью каждой фирмы данного рынка продукта влиять на цену и объем выпуска продукта, тем самым максимизируя свою прибыль, кроме этого имеется возможность сговора фирм данного рынка об увеличении цены продукта и ограничении его выпуска для максимизации прибыли фирм отрасли. На основании этого можно сказать, что каждая фирма в условиях олигополии в долгосрочном периоде ведет себя аналогично фирме-монополисту и достигает оптимального объема выпуска продукта, как и фирма-монополист, обеспечивая себе экономическую прибыль (рис. 7.13 б)).

Как уже упоминалось в долгосрочном периоде фирмы стремятся оптимизировать свои производственные мощности и при их оптимальных объемах оптимизировать объем выпуска продукции, но для начального принципиального ознакомления и простоты изложения при рассмотрении оптимизации объема выпуска продукции фирмами в условиях несовершенной конкуренции в долгосрочном периоде не затрагивались понятия долгосрочных величин (долгосрочных средних общих издержек, долгосрочных предельных издержек, долгосрочного предельного дохода, долгосрочного спроса) и соответственно не отображались на графиках.

 

 

ГЛАВА 1

ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

Потребительское поведение — это процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги. Потребляя блага, человек получает удовольствие, удовлетворение — полезность, которая субъективна. Измерителя полезности нет, но в условных единицах ее сосчитать можно.

Подход, основанный на представлении о возможности измерения различных благ в гипотетических единицах полезности — ютилях (от англ. utility - полезность) - получил название к ардиналистского (количественного).

Различают общую и предельную полезность. Общая (суммарная) полезность — это полезность, извлекаемая от потребления определенного количества благ или услуг (ТU).

Предельная полезность (MU) — это прирост общей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного товара на 1 единицу. За относительно короткий промежуток (пока не изменятся вкусы потребителей) предельная полезность каждой дополнительной единицы будет падать, так как удовлетворяется потребность в данном продукте. Этот факт известен в экономике как закон убывающей предельной полезности. Это закон (принцип), согласно которому чем больше потребление некоторого блага, тем меньше приращение полезности, получаемой от единичного приращения потребления этого блага.

Если каждая последующая единица продукта обладает все меньшей и меньшей предельной полезностью, то общая суммарная полезность растет замедленными темпами, а предельная полезность падает.

Посмотрим на примере.

Таблица 1.1

Общая и предельная полезность

 

             
TU            
MU            

 

Графически это представлено на рис. 1.1а, б.

Из графика видно, что общая полезность растет, а предельная падает. Максимум полезности потребитель получает в точке А, когда МU = 0.

Потребитель составляет, соизмеряет полезность различных благ и наборов их. Делается это для того, чтобы максимизировать полезность, достичь точки потребительского равновесия.

 

 

а) общая полезность б) предельная полезность

Рис. 1.1.

 

Потребительское равновесие

Потребительское равновесие (максимум полезности при данных вкусах потребителей, ценах и доходах) достигается тогда, когда полезность, извлекаемая из последней денежной единицы, потраченной на покупку какого-либо товара, одинакова, независимо от того, на какой именно товар она израсходована.

Если предположить, что потребитель располагает некоторым доходом, не влияет на цены товаров, что отсутствует дефицит и все товары являются делимыми (сыр, колбаса и т.д.), то он достигнет максимума удовлетворения, если распределит свои средства на покупку различных товаров таким образом, что

 

MUA/PA= MUB/PB=...MUn/Pn, (1.1)

 

где MUA, MUB,... MUn — предельная полезность товаров А, В,... N, a PA, PB,... Pn — их цены.

Посмотрим на примере.

Таблица 1.2

Выбор сочетания товаров А и В, максимизирующего полезность

 

  Количество Товар А Р = 3 (руб./шт.) Товар В Р = 4 (руб./шт.)
(шт.) MUA MUA/PA MUB MUB/PB
1        
         
3       2,5
    3,3    
    2,7   -

 

Если бюджет потребителя 17 руб., то максимум полезности он получит, приобретая 3 ед. товара А и 2 ед. товара В. Другие комбинации этих товаров дадут меньшую полезность.

 

Излишек потребителя

Зная действие закона убывающей предельной полезности, можно выяснить, сколько потребители пожелают заплатить за добавочную единицу товара, если исходить из того, что определенное количество товаров у них есть.

Рассмотрим рис.1.2.

 

Рис.1.2. Излишек потребителя

Данная кривая спроса на товар показывает для каждого уровня потребления максимальную цену, которую потребитель готов заплатить за дополнительные единицы товара. Он готов заплатить за первую единицу товара P1 при рыночной цене P. Следовательно, область P1 – P (показана как заштрихованная и обозначена через А) представляет его (потребителя) потребительский излишек от 1 единицы товара. Потребительский излишек от второй единицы - (P2-P), третьей — (P3-P), четвертой — (P4-P).

Вся заштрихованная площадь (А, В, С, D) представляет собой совокупную величину потребительского излишка для покупателя при рыночной цене Р.

Излишек потребителя, связанный с любым товаром, представляет собой разницу между максимальной суммой, которую заплатил бы потребитель за то количество данного товара, на которое он предъявляет спрос, и фактически заплаченной суммой.

В настоящее время кардиналистский подход к анализу полезности, спроса и потребительского поведения стал заменяться ординалистским подходом, который считается более современным. Он основан на комбинации благ по их предпочтительности. Считается, что предпочтения уже сформировались и потребитель всегда предпочтет большее количество товара меньшему (отвлекаясь от цен и от возможных исключений). Потребители независимы в удовлетворении своих потребностей.

 

Потребительские предпочтения

 

Потребительские предпочтения можно представить в виде кривыхбезразличия. Это совокупность потребительских наборов 2-х товаров, которые обеспечивают одинаковый уровень удовлетворения потребностей потребителя.

Пример.

Рассмотрим комбинации двух благ: рыба и мясо.

 

Таблица 1.3

Комбинации двух благ, имеющие равные суммарные

полезности для потребителя

Набор А В С Д Е
Мясо          
Рыба         3,5

 

Представим эти данные на рис. 1.3.

Рис. 1.3. Карта кривых безразличия

Кривая безразличия АВСДЕ(I) показывает множество потребительских пар, выбор которых безразличен для потребителя при данном доходе. Набор продуктов потребителя с другим доходом (больше или меньше) будет иным и кривая безразличия переместится в положение II или III. Кривая безразличия III отражает больший доход потребителя, вторая — меньший. Набор кривых безразличия представляет карту безразличия.

 

Общие свойства кривых безразличия

Данный график подтверждает это свойство. Точки А и В принадлежат кривой безразличия I, и имеют один уровень полезности. Точки А и С принадлежат кривой безразличия, но имеют уже другой уровень полезности. Значит, В = С, но это не так (С>В).  
1. Кривые безразличия не могут пересекаться, поскольку каждая кривая безразличия соответствует конкретному уровню полезности.

2. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.

Это свойство можно проиллюстрировать графически.

Такого положения кривой безразличия быть не может. Оба блага (рыба и мясо) приносят увеличение удовлетворения с увеличением их количества. Точка В содержит больше благ, чем точка А, и, следовательно, точки не могут лежать на одной кривой безразличия.

3. Расположенные выше кривые безразличия соответствуют более высоким уровням полезности, поскольку потребитель может получить больше обоих благ на более высокой кривой безразличия, чем на более низкой кривой безразличия. А1 > А; А2 > А1 > А.

4. Кривая безразличия по мере движения слева направо становится более пологой (выпрямляется). Это выпрямление отражает убывающую норму замещения одного товара другим (в нашем примере мяса - рыбой).

Предельная норма замещения показывает, каким количеством одного товара потребитель готов пожертвовать ради увеличения количества другого товара на единицу (при сохранении неизменного уровня удовлетворения потребителя):

<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.205.26 (0.01 с.)