Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эластичность предложения по цене,

Поиск

время (три рыночных периода) и

Прочие факторы ее определяющие

 

Ценовая эластичность предложения – показатель степени реакции производителей продуктов в виде изменения величины предложения на изменение цены товара; другими словами – коэффициент, показывающий, во сколько раз процентное изменение величины предложения отличается от процентного изменения цены товара, которое его вызвало, в частности, на каждый процент изменения цены товара. Измеряется с помощью коэффициента ценовой эластичности предложения (price-elasticity of supply, ES), подсчитываемого по формуле:

,

где DQS(%) – процентное изменение величины предложения в зависимости от процентного изменения цены товара; DР(%) – процентное изменение цены товара.

Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения по цене, является количество времени, имеющегося в распоряжении производителей, для того, чтобы отреагировать на данное изменение цены продукта. С учётом этого фактора выделяют три рыночных периода и соответствующие им ситуации равновесия на рынке конкретного продукта и изменения эластичности предложения по цене.

Три рыночных периода реакции производителей и поставщиков на изменение цены продукта (в результате изменения спроса на товар)

1) Кратчайший рыночный период (рис. 6.2)

 

Цена, Р

D1 D2 S

 

 

Pe2 • e2

 

 

Pe1 • e1

S D1 D2

 

0 Qe1 = Qe2 = Qse1 = Qse2 Количество продукта, Q

 

Рис. 6.2. Кратчайший рыночный период

 

В данном случае промежуток времени для производителей и поставщиков товара настолько мал, что имеет место мгновенное рыночное равновесие, при котором производители и поставщики могут отреагировать на увеличение спроса с D1D1 до D2D2 только увеличением цены на товар при неизменном объёме производства и продаж. В итоге равновесный объём величины предложения продукта на рынке не изменится Qse1 = Qse2, а равновесная цена товара увеличится с Pe1 до Pe2 и состояние равновесия переместится из положения e1 в e2. Кривая предложения будет иметь вид вертикальной линии SS, а процентному изменению цены будет соответствовать нулевое процентное изменение величины предложения, и в данном рыночном периоде будет иметь место абсолютно неэластичное предложение товара по цене.

 

2) Краткосрочный рыночный период (рис. 6.3)

 

Цена, Р

D1 D2 S S1

 

 

Pe2 • e2

Pe3 •e3

 

Pe1 • e1

S1 S D1 D2

 

0 Qe3 = Qse3 Количество продукта, Q

Qe1 = Qe2 = Qse1 = Qse2

 

Рис. 6.3. Краткосрочный рыночный период

 

В данном случае промежуток времени достаточен для производителей и поставщиков товара, чтобы они в ответ на данное увеличение спроса

с D1D1 до D2D2 за счёт выбрасывания на рынок товарных запасов со складов готовой продукции предприятий и со складов коммерческих организаций и за счёт более интенсивного использования имеющихся производственных мощностей смогли увеличить объём производства и продаж данного товара (здесь имеет место прямая связь с издержками в краткосрочном рыночном периоде в использовании производственных мощностей в § 3.7.) при одновременном снижении продажной цены по сравнению с предыдущим случаем. В итоге равновесный объём величины предложения продукта на рынке увеличится с Qse1 = Qse2 до Qse3, а равновесная цена товара уменьшится по сравнению с предыдущим случаем с Pe2 до Pe3, но по-прежнему будет значительно выше первоначальной равновесной цены Pe1 до изменения спроса и состояние равновесия переместится из положения e2 в e3. Кривая предложения будет иметь относительно незначительное отклонение от вертикального положения S1S1, а процентному изменению цены по сравнению с её значением до изменения спроса будет соответствовать относительно незначительное по сравнению с процентным изменением цены процентное изменение величины предложения , и в данном рыночном периоде будет иметь место относительно неэластичное или неэластичное предложение товара по цене. Но если быть до конца точными, то нам неизвестно, будет ли процентное изменение величины предложения относительно незначительным по сравнению с процентным изменением цены и будет ли предложение товара по цене неэластичным или с единичной эластичностью или даже эластичным, - это могут показать только расчёты по конкретным данным. Главное здесь, что эластичность предложения по цене увеличивается по сравнению с кратчайшим рыночным периодом.

3) Долговременный рыночный период (рис. 6.4)

 

Цена, Р

D1 D2 S S1

 

 

Pe2 • e2

Pe3 • e3

S2

 

Pe4 • e4

Pe1 • e1

S2 S1 S D1 D2

 

0 Qe4 = Qse4 Количество продукта, Q

Qe3 = Qse3

Qe1 = Qe2 = Qse1 = Qse2

 

Рис. 6.4. Долговременный рыночный период

 

В данном случае промежуток времени достаточен для производителей и поставщиков товара, чтобы они в ответ на данное увеличение спроса

с D1D1 до D2D2 за счёт увеличения своих производственных мощностей (а в случае уменьшения спроса, за счёт перепрофилирования или закрытия предприятия) смогли ещё больше увеличить объём производства и продаж данного товара (здесь имеет место прямая связь с издержками в долгосрочном рыночном периоде в использовании производственных мощностей в § 4.7) при дальнейшем одновременном снижении продажной цены по сравнению с предыдущим случаем краткосрочного рыночного периода. В итоге равновесный объём величины предложения продукта на рынке увеличится с Qse3 до Qse4, а равновесная цена товара уменьшится по сравнению с предыдущим случаем с Pe3 до Pe4, но по-прежнему будет выше первоначальной равновесной цены Pe1 до изменения спроса и состояние равновесия переместится из положения e3 в e4. Угол наклона кривой предложения к горизонтальной оси (оси абсцисс) ещё больше увеличится и переместится в положение S2S2, а процентному изменению цены по сравнению с её значением до изменения спроса будет соответствовать относительно большее по сравнению с краткосрочным рыночным периодом процентное изменение величины предложения , и в данном рыночном периоде будет иметь место относительно эластичное или эластичное предложение товара по цене. Но, если быть до конца точными, то нам неизвестно, будет ли предложение товара по цене эластичным или с единичной эластичностью или даже неэластичным, - это могут показать только расчёты по конкретным данным. Главное здесь, что эластичность предложения по цене ещё больше увеличивается по сравнению с краткосрочным рыночным периодом.

Формула центральной точки для определения коэффициента ценовой эластичности предложения (для определения дуговой эластичности предложения):

Основные факторы, влияющие на ценовую эластичность предложения:

1. уровень и структура индивидуальных затрат. По поводу уровня индивидуальных затрат: 1) чем меньшую долю составляют общие издержки в цене единицы продукции, то есть чем больше норма прибыли (смотри § 7.5), тем больше финансовых ресурсов в распоряжении предприятия, которые оно может направить в один и тот же промежуток времени как на увеличение объёма выпуска данного продукта, так и на перепрофилирование предприятия на выпуск других продуктов. Кроме этого, в соответствии с законом убывающей предельной производительности (смотри § 7.2), по мере роста объёма выпуска продукции в краткосрочном периоде растут предельные издержки производства, и чем меньшую долю составляют общие издержки в цене единицы продукции, тем больше у предприятия запас по наращиванию объёма выпуска продукции в краткосрочном периоде, прежде чем предельные издержки сравняются с ценой продукта и больший объём продукции может произвести и предложить к продаже данное предприятие; 2) чем левее в соответствии со своей кривой средних долгосрочных издержек (смотри § 7.4.) предприятие в долгосрочном периоде находится от минимального эффективного размера производственных мощностей, тем на больший эффективный объём их наращивания оно может рассчитывать и отреагировать большим увеличением предложения. По поводу структуры индивидуальных затрат: наращивание производственных мощностей путём строительства производственных зданий и сооружений, закупки и монтажа станков и оборудования требует больших затрат времени и средств. Таким образом, чем большую долю в издержках на единицу продукции в соответствии с технологией производства составляют затраты на восстановление средств труда и чем меньшую долю составляют расходы на предметы труда, тем меньше эластичность предложения данного продукта, и наоборот;

2. степень загрузки производственных мощностей. Чем больше в распоряжении предприятия незагруженных (недействующих) производственных мощностей, что чаще всего имеет место в период экономического кризиса или при пуске нового производства, тем меньше требуется затрат на увеличение объёма выпуска продукции. Затрачивая средства только на предметы труда предприятие имеет возможность быстрее и с меньшими дополнительными затратами увеличить предложение своего продукта и тем самым увеличивается эластичность предложения данного продукта;

3. время реакции на изменение спроса и прочих факторов. Чем больше в распоряжении предприятия времени на реакцию, например на увеличение спроса, тем больше у него возможностей по увеличению предложения своего продукта и тем больше эластичность предложения. Начав с выбрасывания на рынок товарных запасов со складов готовой продукции, перехода на работу в три-четыре смены без выходных и на более высокие возможные скорости работы технологического оборудования в краткосрочном периоде, предприятие может закончить закупкой и монтажом дополнительного оборудования, строительством новых корпусов, внедрением новых технологий, переходом на новые виды сырья в долговременном периоде;

4. наличие свободной рабочей силы. Чем больше свободной рабочей силы на рынке труда, тем по меньшей ставке заработной платы предприятия в короткий срок могут нанять наиболее квалифицированных работников для увеличения объёма выпуска продукции. Эластичность предложения конкретного продукта будет тем выше, чем большая доля труда наёмных работников используется при производстве данного продукта по технологии и чем большую долю составляет зарплата наёмных работников в цене единицы данного продукта;

5. быстрота перелива капитала из одной отрасли в другую. Она определяется целым рядом факторов. В частности, чем выше норма прибыли в конкретной отрасли (тем большие финансовые средства в более короткие сроки её предприятия могут направить на увеличение объёма выпуска собственно продукции или вложение средств в выпуск других продуктов), чем меньше минимальный эффективный размер предприятий в этой отрасли (смотри § 7.4), чем больше промежуток постоянной отдачи от роста масштабов производства в данной отрасли на кривой средних долгосрочных издержек (смотри § 7.4 и рис. 4.7а), чем более конкурентной является данная отрасль, чем более универсальные средства труда используются в производстве продуктов данной отрасли, чем меньшая доля затрат на средства труда в цене единицы продукции данной отрасли, тем быстрее осуществляется перелив капитала из данной отрасли в другие и из других в данную отрасль, тем выше эластичность предложения продуктов со стороны фирм данной отрасли.

 

 

Глава 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.122.20 (0.006 с.)