Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цель производства. Структура потребностей.↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ЦЕЛЬ ПРОИЗВОДСТВА. СТРУКТУРА ПОТРЕБНОСТЕЙ. Материальная основа развития человеческого общества – общественное производство. Цель любого производства состоит в удовлетворении потребностей.
ВЕЩЕСТВЕННЫЙ ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА ВФП выступает в виде средств производства.
СПЕЦИФИКА ЗЕМЛИ КАК СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА Средством производства земля выступает в добывающих отраслях, особенно в СХ. Особенности земли, как средства производства: - земля является продуктом природы. Все остальные средства являются результатом деятельности человека; Земля одновременно выступает как предмет труда, так и средством труда. В качестве предмета труда земля выступает, когда подвергается обработке. Средством труда землю делает плодородие почвы. Виды плодородия:
ЛИЧНЫЙ ФАКТОР ПРОИЗВОДСТВА. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРУДА. Личным фактором производства является человек, участвующий в трудовом процессе. Человек может участвовать в трудовом процессе, если он обладает рабочей силой. Виды предприятий и принципы их функционирования. Выделяют следующие основные виды предприятий: 1) Предприятия бюджетного финансирования – они покрывают свои затраты за счет поступлений из гос. бюджета. 2) Хозрасчетные (коммерческие) предприятия – они покрывают свои затраты за счет выручки от реализации продукции. Принципы хозяйственного расчета (в Беларуси хозрасчетные тоже государственные): - Самостоятельность принятия экономических решений. Различают административную и хозяйственную самостоятельность. Административная самостоятельность заключ. в существовании руководителя полностью отвечающего за результаты работы предприятия и наделенного правами представлять его интересы. Хозяйственная самостоятельность заключ. в следующем: а) возможность распоряжаться имеющимися материальными и трудовыми ресурсами; б) наличие законченной системы бухгалтерского учета; в) наличие самостоятельности расчетного счета; г) обладание правами юридического лица. - Принцип самоокупаемости, рентабельности, самофинансирования. Самоокупаемость – предприятие, выручкой от реализации готово покрыть свои издержки. Рентабельность – предприятие не только покрывает свои издержки, но и получает прибыль. Самофинансирование – это развитие предприятия за счет собственных средств. - Принцип материальной заинтересованности – означает, что доходы должны прямо зависеть от результатов его деятельности. - Принцип материальной ответственности – внесение предприятием платежей в гос. бюджет и погашение своих финансовых обязательств перед другими предприятиями; за все убытки и потери отвечает само предприятие.
ПРОБЛЕМА РЕДКОСТИ РЕСУРСОВ Общественные потребности безграничны, в то время как факторы производства (средства производства – земля, рабочая сила) редки, т.е. ограничены. Вывод – общество не может иметь всего того, чего бы оно желало.
Товарное производство – здесь ограничителем потребности является спрос. Спрос – это платежеспособная потребность, т.е. обеспеченная денежными средствами. Спрос индивидуальный сливается в совокупный спрос. А совокупный спрос определяет объём совокупного предложения (стоимость всех созданных благ в обществе). Т.к. возможности общества ограничены, то приходится делать выбор между производством того или иного продукта. Необходимость осуществления такого выбора иллюстрируется при помощи графика производственных возможностей (на примере двух товаров). С ростом производства одного товара уменьшается производство другого товара. Причина этого заключ. в ограниченности рабочего времени. Предположим рабочее время общества составляет 20 часов, которое равномерно распределяется для производства товаров А и Б. В результате получаем следующее:
Спрос увеличивается
Увелич. спрос, повышается цена, увеличив. предложение, цена снижается Спрос уменьшается
Уменьш. спрос, снижается цена, предложение сокращается, цена повышается Предложение увеличивается С увелич. предложения снижается цена. Возможны 2 случая: - все остается в точке 2. Это если предложение увеличилось в результате роста производительности труда - возврат в точку 1. Это если прошло перепроизводство товара. 4. Предложение уменьшается С уменьш. предложения цена повышается, далее возможны следующие случаи: а) все остается в точке 2. Это происходит в результате: - монополизации экономики - повышение цен на средства производства - роста налогов б) возврат в точку 1. Если предложение уменьшилось в результате стихийных бедствий.
В основе спроса лежит потребность. В многообразии существующих потребностей есть своя иерархия. Она строится по степени необходимости удовлетворения потребности. Дело в том, что индивид не может одновременно удовлетворить все потребности. В силу этого он вынужден отдавать предпочтение одним потребностей к другим. В результате образуется данная иерархия, где на первое место ставят наиболее насущные потребности, требующие первоочередного удовлетворения, а в конце – наименее необходимые потребности. 1. Продовольственные товары 2. Одежды, обувь 3. Товары длительного пользования 4. Услуги
1. Продовольственные товары - по ним сущ-ют физиологич. пределы в потреблении. Поэтому расходы на продовольст. товары растут медленнее роста доходов. В результате удельный вес расходов на прод. товары в потребительском бюджете семьи уменьшаются. Кроме этого с ростом доходов изменяется и структура потребления прод. товаров. Уменьшается потребление картофеля, хлебных продуктов и увеличив. потребление мясо-молочн. продуктов, овощей и фруктов. 2. Одежда и обувь. По этим товарам также сущ-ют определенные пределы в потреблении. Факторы, которые ограничивают потребление одежды и обуви: 1. ограниченное кол-во видов сырья, из которых изготовляются одежда и обувь 2. есть определенные ограничения, касающиеся видов фасонов одежды и обуви, их цветовой гаммы 3. модели одежды и обуви должны отвечать требованию практичности 4. у каждого потребителя есть свои вкусы и запросы. Это сужает круг распространения одежды и обуви на уровне конкретной личности 5. существуют определенные сроки носки одежды и обуви Расходы на одежду и обувь растут примерно одинаково, так как и рост доходов. В результате удельный вес расходов на одежду и обувь в потреб. бюджете остается примерно одинаковым. Услуги Границей потребления услуг выступает временной предел, так как потребление многих услуг сопряжено с затратами времени. Расходы на услуги растут быстрее роста доходов. Поэтому удельный вес расходов на услуги в потреб. бюджете увеличив. В обществе постоянно происходит рост производительности труда. рост производительности труда приводит к увеличению объема общественного продукта. рост производительности труда приводит к сокращению рабочего времени и увеличению свободного времени граждан.
в банковском деле Д – Д ‘ Себестоимость и прибыль Элементы стоимости товара: С(стоимость товара)+V(зарплата)+m(прибыль) представляют собой издержки общества. Они показывают, во сколько обществу обошлось производство товаров. Первые 2 элемента C+V представляют собой издержки предприятия. Они показывают, во что предприятию обошлось производство товара. Денежное выражение издержек предприятия называется себестоимостью. Виды себестоимости: 1) Производственная себестоимость; в неё включаются амортизационные отчисления, стоимость потреблённых об. фондов, зарплата, некоторые виды налогов. 2) Полная (сбытовая) себестоимость, которая включает произв. себестоимость а также затраты на реализацию товара (транспортные расходы, упаковка, реклама). Названные виды себестоимости применяются ко всей продукции предприятия. Однако на предприятии могут производится разные виды товаров. Исчисление себестоимости единицы конкретного продукта называется калькуляцией. Затраты включаемые в калькуляцию себестоимости конкр. продукта по форме учёта делятся на прямые и косвенные. Прямые затраты непосредственно учитываются в себестоимости конкретного продукта. К ним относятся: а) расходы на сырьё и материалы, которые пошли на изготовление данного продукта; б) заработная плата рабочих, занятых изготовлением продукта. Её величина определяется по следующей формуле: f = T*Ч, где f – зарплата, включаемая в себестоимость продукта, Т – затраты труда на изготовление продукта (в часах)), Ч – часовая ставка зарплаты. Остальные затраты явл-ся косвенными. Они прямо не учитываются, а распределяются проп-но зарплате. k = f *z/F – косв. затраты, вкл-ые в калькуляцию. z – величина всех косв-х затрат предприятия, F – величина всей заработной платы на предприятии. Издержки предприятия разграничиваются еще и с точки зрения изменения объемов производства. В этом плане выделяют виды издержек: 1. Постоянные издержки – издержки, которые остаются постоянными независимо от изменения объемов производства. (амортизационные отчисления, затраты на освещение, отопление) 2. Переменные издержки – издержки, величина которых изменяется в зависимости от объемов производства(это в основном затраты на сырье). Названное разграничение себестоимости имеет важное значение с точки зрения определения оптимального объема производства. В этом случае используют показатель средние общие издержки(СОП)= (переменные + постоянные издержки)/объем производства Для определения оптимального объема производства используют график СОП: Прибыль – это разница между ценой и себестоимостью. Виды прибыли: 1) Балансовая прибыль – это разница между выручкой от реализации продукции и её себестоимостью. 2) Чистая прибыль – балансовая прибыль за вычетом налогов на прибыль. ЧП ост-ся в распоряжении предпр-ия. За счёт её на предприятии обр-ся фонд потребления (идёт на премирование работников, развитие соцсферы предпр-ия и т.д.) и фонд накопления (идёт на развитие производства). Показатели прибыли: 1) Норма прибыли: прибыль/себестоимость = (100%*m) / (C+V) 2) Норма рентабельности: (прибыль/ст-ть осн. фондов и обор. средств) *100%
24. ценообразование в условиях внутриотраслевой конкуренции Конкуренция – форма экономического соперничества между предприятиями. Конкуренция может осуществляться как внутри отрасли, так и между ними. Внутриотраслевая конкуренция – это соперничество между предприятиями одной и той же отрасли за более выгодные условия производства и сбыта продукции. Внутриотраслевая конкуренция может быть совершенной и монополистической. Совершенная конкуренция внутри отрасли может быть в след. случаях: когда на рынке существует большое количество предприятий и ни одно из них не занимает на нём доминирующего положения=>каждое из предприятий не может повлиять на рыночную цену; когда предприятия производят однородную продукцию и потребителю безразлично, у кого конкретно покупать; когда отсутствуют серьёзные препятствия (законодательные, технологические, финансовые и т.д.) для свободного входа и выхода из отрасли. У предприятий одной отрасли производящей однородную продукцию могут быть различия в технической оснащенности производства, квал-ии работников, уровне орг-ии труда и т.д. В результате неодинаковым будет у них индивидуальные стоимости продукции. Предположим, что в определенной отрасли все предприятия условно можно разделить на 3 группы с разной индивидуальной стоимостью товара.
Реализация товаров происходит на основе действия закона стоимости. Формулировка закона стоимости: обмен товаров на рынке осуществляется по общественной стоимости, в основе которой лежат общественно необходимые затраты труда или средние затраты труда. В результате, те предприятия, у которых индивидуальные затраты труда ниже общественно необходимых, получают дополнительную экономическую прибыль. В то же время предприятия, у которых затраты труда выше общественно необходимых, остаются без прибыли или даже в убытке. Закон стоимости стимулирует рост производительности труда, снижение затрат. Внутри отрасли может наблюдаться и монополистическая конкуренция. Она связана с дифференциацией продукта. Дифференциация продукта – когда продукты первого потребительского назначения различаются между собой по след. признакам: – по качественным характеристикам; – по дизайну упаковки; – по условиям продажи, сервисному обслуживанию. – популярности марки и т.д. В результате этого на продукцию первого потребительского назначения могут устанавливаться в определённых пределах довольно разные цены.
МК – конкуренция между предприятиями различных отраслей за более выгодное использование экономических ресурсов. Результатом межотраслевой конкуренции является образование средней прибыли и цены пр-ва. При этом в разных отраслях существует неодинаковый уровень механизации и автоматизации производства. В результате возникает разная структура себестоимости продукции, приводящая к неодинаковой величине прибыли в данных отраслях.
Экономические ресурсы из низкоприбыльных отраслей начинают переливаться в высокоприбыльные отрасли. Формы осуществления «перелива»: а) путём строительства предприятий в новой отрасли; б) путём создания совместного производства с предприятием другой отрасли; в) путём приобретения акций корпораций, действующих в других отраслях. В результате в тех отраслях, куда «произошёл прилив средств» производство товаров растёт, растёт также предложение, цены на продукцию падают. В отраслях, из которых произошёл отток средств, производство и предложение падает, цены на продукцию растут. В результате этого все отрасли начинают получать примерно одинаковую среднюю прибыль. В итоге, все отрасли продают свою продукцию по цене производства. Цена производства = себестоимость + средняя прибыль = C+V+mср При изменении цен в результате изменения спроса и т.д. начинаются адекватные переливы средств между отраслями.
Главным средством производства в СХ является земля. Существует монополия на землю как на объект хоз-ва. Если каким-нибудь участком земли владеет СХ предприятие, то другие СХ пр-ия этим уч-ком земли пользоваться не могут. В силу ограниченности лучших земель и наличие монополии на землю как на объект хоз-вования, СХ производство приходится вести на более худших участках земли. В силу этого цены на СХ продукцию устанавливаются не по средствам, а по наиб. затратам труда. Т.к. цены на продукцию уст-ся по наиб. затратам, то в СХ образ-ся земельная рента. Земельная рента – доход, получаемый с земли и не связанный с предпринимательской деятельностью. Различают дифференциальную ЗРI и дифференциальную ЗРII. ДЗРI возникает из-за различий по плодородию и местоположению к рынку сбыта. Механизм её образования (по плодородию):
Разные местоположения участков к рынку сбыта вызывает неодинаковые затраты на транспортировку продукции. ДЗРII возникает из-за разной эффективности затрат на одинаковый участок земли. Предположим, участки земли одинаковы по плодородию и местоположению и рынку сбыта. Но на них предприятия функционируют разное количество лет. Те, кто работает дольше, смогли провести необходимые агротехнические мероприятия. Новые предприятия этого ещё не успели сделать. В рез-те у предприятий получится разная урожайность и неодинаковой станет индивидуальная стоимость продукции. ДЗРII = ДЗРI только вместо «участок земли» - «возраст предприятия» Земельную ренту могут присваивать следующие лица: 1) сельхозпредприятие, если оно является собственником земли; 2) землевладелец в виде арендной платы, если он сдаёт землю в аренду; 3) гос-во через налоговую систему Кроме с/х рента образуется в добывающих отраслях промышленности из-за разной глубины залегания полезных ископаемых.
С монополизацией экономики человечество столкнулось в конце 19 века. К середине 19 века стали возникать акционерные общества. Они могли в значительных размерах мобилизовать капитал. Благодаря этому стало возможным развития капиталоемких отраслей производства (химич., нефтяная, автомобильная и т.д.) В этих отраслях эффективным являлось только крупное производство. Количество крупных предприятий ограничено. Это и привело к возникновению монополий. Монополия – это объединение предприятий с целью восстановления господства на рынке и получение монопольно высокой прибыли. Процесс образования монополий был вызван следующими факторами: Крупным предприятиям вести между собой конкурентную борьбу было затруднительно, ибо она сопровождается большими потерями. Т.к. производство сосредотачивалось на несколько крупных предприятиях, то им легче прийти к соглашению между собой, чем к большому множеству мелких предприятий. Предприятия может считаться монополией, если выполняется следующие условия: Предприятия имеет возможность в известных пределах диктовать цены рынку. Оно концентр. в своих руках значительную долю производства в отрасли: Если более 90%, то будет чистая монополия. Если 60%-90%, то будет доминирующая фирма. Если менее 60%, то в отрасли существует конкурентная среда. Виды монополий: Ринг, корнер, пул – здесь предприятия договаривались об установлении единых цен. (такие монополистические объединения были недолговечны и быстро распадались) Картель – здесь предприятия договаривались о следующем: Об установлении единых цен на продукцию. Разграничение между собой рынка сбыта. Определение для каждого предприятия объемы производства (квоты). (в картеле предприятия сохраняют производственную и торговую самостоятельность) Синдикат – здесь предприятия реализуют свою продукцию через общую торговую сеть. (в синдикате предприятия сохраняли производственную, но теряют торговую самостоятельность) Трест – здесь предприятия сливаются в единое предприятие. (в тресте предприятия теряют производственную и торговую самостоятельность)
Тарифная с-ма Дифференциация зарплаты осуществляется с помощью тарифной с-мы. Тарифная система состоит из след. элементов: 1. тарифно-квалифицированный справочник содержит х-ки отдельных профессий, в нём содержатся требования к знаниям и навыкам которые должен иметь работник определённой квалификации 2. тарифная сетка состоит из тарифного разряда, тарифного коэффициента(max) и тарифной ставки 1-го разряда.
Например, мы желаем узнать тарифную ставку 4 разряда. Предположим, тарифная ставка первого разряда составляет 100 денежных единиц. Соответственно, тарифная ставка 4 разряда составит
Финансово-кредитная система Виды финансово-кредитных учреждений: 1. коммерческие банки – осущ-ют пассивные операции (привлечение вкладов) и активные операции (выдача кредитов) 2. эмиссионные банки – на них возлагается организация денежного обращения страны. Большинство стран имеют лишь один центральный банк. В США сущ-ют 12 ценных банков, объединенных в федеральную резервную сис-му 3. траст – компании – главная задача – управлять по доверенности ценными бумагами корпораций и отдельных лиц. Привлекают и срочные вклады. Активные операции у них, как и у коммерч. банков 4. страховые компании – мобилизуют свои средства за счет платежей за различные виды страхования. Эти средства затем вкладываются в ценные бумаги 5. Пенсионные фонды – в них накапливаются денежные средства, которые перечисляют предпринимателями-граждане. Вышедшему на пенсию лицу периодически выплачивается определенная сумма. 6. Инвестиционные кампании – мобилизуют капитал путем выпуска собственных акций. Вырученные от этого ср-ва идут на приобретение акций др. корпораций. Доход образуется в виде разницы между полученными и выплаченными дивидендами. 7. Кредитные союзы - организуются группой лиц – членами профсоюза, которые хранят там свои доп. Ср-ва. Предоставляют мелкие потребительские кредиты.
Накопление и инвестиции Расширенное воспроизводство может осуществляться лишь в результате процесса накопления. Накопление – это использование части прибыли для увеличения объемов производства. Формы накопления: 1) Производственное – увеличение объема и улучшение качества основных и оборотных фондов 2) Непроизводственные – увеличение предметов потребления для дополнительного привлечения работников. 3) Формирование резервов и страховых фондов. Нац. доход без учета процесса накопления разгранич. на: - зарплату v - прибыль m С учетом процесса накопления он разгранич. на: - фонд потребления - фонд накопления Различают понятия «норма накопления». Она определяется: Минимальная норма накопления должна быть такой, чтобы обеспечить занятость для высвобождаемых и вновь привлекаемых в производство работников. HН min = 5% HН max = 10% 1)Предельная склонность к потреблению(ПСП) 2)Предельная склонность к сбережению(ПСС) ПСП+ПСС=1 Мультипликатор Кейнса (или мультипликатор накопления, множитель Кейнса) — коэффициент, равный обратной величине предельной склонности к сбережению (ПСС) — 1/ПСС или обратной величине разницы единицы и предельной склонности к потреблению (ПСП) — 1/(1-ПСП). Данный коэффициент показывает, на сколько увеличится национальный доход в результате первоначальных инвестиций. На практике накопление реализуется в форме инвестиций(капитальных вложений) Инвестиции представляют собой совокупность затрат, направляемых на создание новых реконструкций и обновление основных фондов. Инвестиции состоят из 3-х групп затрат: 2. затраты на приобретение оборудования, машин, их монтаж, установку. 3. прочие затраты – затраты на проектно-изыскательные работы, подготовку кадров на строящиеся предприятия и т.д. Различаю чистые и валовые инвестиции: Чистые инвестиции – инвестиции, образующиеся за счет прибыли Валовые инвестиции – чистые инвестиции + амортизацион. отчисления Эффективность инвестиций определяется следующим образом:
–объем инвестиций - прирост ВВП Пути повышения эффективности инвестиций: 1. сокращение сроков строительства 2. правильность выбора товара, под которые делаются инвестиции. Они должны осущ-ся под товары, спрос на которые повышается. 3. эффективность инвестиций зависит от проекта строительства нового или реконструкции действующего предприятия. В него должны быть заложены прогрессивные технические решения.
Эволюция валютного курса Валютный курс – отношение обмена одной валюты на другую. Первоначально существовала система золотого стандарта. Золотой стандарт с фиксированным валютным курсом может выполнятся при следующих условиях: Устанавливается определенное золотое содержание валюты. Осуществляется свободный перелив золота между странами. Сам валютный курс устанавливается на основе золотого паритета валют Рубль = 2г; Доллар = 1г. Валютный курс 1 рубль=2 доллара Преимущества золотого стандарта: Он автоматически выравнивал дисбаланс в торговле между странами путем перелива золота. Стабильные валютные курсы снижали риск и неопределенность. Недостаток золотого стандарта: Он функционировал до тех пор, пока у страны были золотые запасы, когда они кончались, то тогда нечем было платить. После 2-ой мировой войны приблизительно 70% мирового запаса золота оказалось у США. В результате этого возникла Бреттон-Буденая валютная система. В ней функцию мирового платежного средства на ряду с золотом стал выполнять американский доллар. При этом предполагалось, что страна пр
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 656; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.92.50 (0.013 с.) |