Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Товары длительного пользования

Поиск

По этим товарам также есть границы потребления:

1) многие товары длительного пользования имеют не индивид., а семейный характер потребления

2) каждая семья не обязательно должна иметь полный набор всех видов товаров длит. пользования

3) ограничение в потреблении накладывает длит. срок службы этих товаров

Расходы на товары длит. пользования растут быстрее роста доходов. Поэтому удельный вес расходов на товары длит. пользования в семейном бюджете увеличивается. Причина этого: постоянно увеличив. кол-во видов товаров длит. пользования, улучшаемое их качество

Услуги

Границей потребления услуг выступает временной предел, так как потребление многих услуг сопряжено с затратами времени. Расходы на услуги растут быстрее роста доходов. Поэтому удельный вес расходов на услуги в потреб. бюджете увеличив. В обществе постоянно происходит рост производительности труда. рост производительности труда приводит к увеличению объема общественного продукта. рост производительности труда приводит к сокращению рабочего времени и увеличению свободного времени граждан.


 

20. элементы стоимости товара. кругооборот производственных фондов Стоимость товара состоит из перенесённой стоимости и вновь созданной стоимости. Перенесённая стоимость (С) – это стоимость потреблённых в процессе труда средствпроизводства. Вновь созданная стоимость состоит из зарплаты (V) и прибыли (m). Тогда стоимость товара (W): W=C+V+m. Средства производства выступают в качестве производственных фондов. Они постоянно функционируют и находятся в непрерывном движении, т.о. производственные фонды совершают кругооборот. Формула кругооборота производственных фондов: Д–Т(сп)... (Р.С.) П... Т ’ – Д ’ Таким образом, кругооборот производственных фондов состоит из трёх стадий: 1) Д – Т (сп) Здесь за счёт денежных средств приобретаются средства производства. Тут производственные фонды выступают в денежной форме. 2) Т(сп)...(Р.С. (над П со стрелкой))П... Т ‘ Здесь прерывается процесс обращения и наступает процесс производства. На этой стадии средства производства соединяются с рабочей силой и создаётся продукт. Фонды выступают в производительной форме. 3) Т ‘ – Д ’ Здесь происходит реализация товара. Фонды тут выступают в товарной форме. Выделяют понятие оборот фондов: это постоянно повторяющийся кругооборот. Скорость оборота фондов опр-ся по ф-ле: n=o/t(n – число оборотов, о – период (год), t – прод-ть об-та) Продолжительность кругооборота фондов состоит из времени производства и времени обращения. Время производства состоит из след. частей: 1) Время пребывания средств производства в произв-ых запасах. 2) Рабочий период (время, в теч. кот. созд-ся продукт) 3) Время перерыва. Они бывают: а) организационного характера, связанные с режимом работы предприятия (выходные, обед...); б) технологические перерывы, связанные с технологией производства (сушка древесины) Время обращения состоит из: - Времени приобретения ср-в производства; - Времени реализации продукции Специфика кругооборота фондов в отдельных отраслях. В торговле – Д – Т – Д ‘,

в банковском деле Д – Д ‘

Основные и оборотные фонды. оборотные средства предприятия

Производственные фонды по характеру уч-ия в процессе труда делятся на основные и оборотные. Различия между ними:

1) По способу перенесения стоимости на продукт. Оборотные фонды полностью переносят свою ст-ть на продукт. Основные переносят стоимость на продукт по мере износа.

2) По хар-ру функционирования в процессе производства: оборотные фонды полностью потребляются в каждом кругообороте и как правило входят в состав продукта. Осн-ые фонды не входят в состав продукта и сохраняют свою натуральную форму в течение длительного времени.

3) По способу возобновления. Оборотные фонды возобновляются после каждого кругооборота. Основные фонды возобновляются через достаточно продолжительный период, охватывающий ряд кругооборотов.

Основные фонды – фонды, стоимость которых может переноситься на изгот-ый продукт по частям в течение ряда кругооборота(-ов). В качестве основных фондов выступают средства труда.

Оборотные фонды – фонды, стоимость которых полностью потребляется в течение одного кругооборота и полностью переносится на изг-ый продукт. В качестве оборотных фондов выступают предметы труда. Для простоты учёта в оборотные фонды включают также средства труда со сроком службы меньше года.

Понятие об оборотных средствах

Оборотные средства предприятия состоят из следующих элементов:

1) Оборотные фонды. Они разграничиваются на:

– сырьё и основные материалы – входит в состав готового продукта;

– топливо и вспомогательные материалы – не вх. в состав продукта, потребляются средствами труда.

– прочие оборотные фонды – малоценный инвентарь, быстроизнашивающийся инструмент и т.д.

2) Фонды обращения представляют собой совокупность материальных и денежных ресурсов, которые обслуживают процесс обмена. Сюда включаются:

– готовая, но нереализованная продукция;

– денежные средства предприятия;

 

22. виды износа основных фондов. амортизация основных фондов

В процессе эксплуатации основные фонды подвергаются износу. Виды износа ОФ:
Физический износ. Наступает в следующих случаях: а) в результате эксплуатации оборудования, когда детали машин изнашиваются, стираются; б) в результате бездействия ОФ, когда машины стареют, ржавеют, здания деформируются и т.д.
Моральный износ – наступает а) в результате появления более производительных машин, критерием здесь является снятие модели с производства; б) в результате снижения цены на действующее оборудование. (суть: устаревает не теряя физических свойств, но теряя свою стоимость).
Возмещение выбывающих основных фондов, из-за морального и физического износа, происходит путём амортизации.
Амортизация - процесс перенесения стоимости ОФ по частям по мере износа на производимый продукт и использование этой стоимости для возмещения износа средств труда. Сущность амортизации раскрывается через следующие понятия:
1) Амортизационные отчисления – денежная форма перенесения на продукт стоимости ОФ. Величина аморт. отчислений Ао=(Ф–Л)/С, где Ао – годовая сумма аморт. отчислений, Ф – стоимость ОФ, С – срок службы оборудования в годах, Л – ликвидационная стоимость (выручка от сдачи оборудования в металлолом)
2) Норма амортизации. Показывает, какая часть стоимости основных фондов ежегодно переносится на продукт. Опр-ся по формуле:

Ан=(100%*Ао)/Ф, где Ан – норма амортизации.

Методы отчисления НА:

Линейная амортизация – когда НА постоянна из года в год;
Ускоренная амортизация – когда в первые годы начисляется повышенная НА, в последующие годы она снижается.

Аморт. отчисления поступают и накапливаются в амортизационном фонде. Средства АФ идут на реновацию (полное восстановление изношенных фондов), частичное же восстановление ОФ в виде капремонта включается в оборотные фонды.


 

Себестоимость и прибыль

Элементы стоимости товара: С(стоимость товара)+V(зарплата)+m(прибыль) представляют собой издержки общества. Они показывают, во сколько обществу обошлось производство товаров. Первые 2 элемента C+V представляют собой издержки предприятия. Они показывают, во что предприятию обошлось производство товара. Денежное выражение издержек предприятия называется себестоимостью.

Виды себестоимости:

1) Производственная себестоимость; в неё включаются амортизационные отчисления, стоимость потреблённых об. фондов, зарплата, некоторые виды налогов.

2) Полная (сбытовая) себестоимость, которая включает произв. себестоимость а также затраты на реализацию товара (транспортные расходы, упаковка, реклама).

Названные виды себестоимости применяются ко всей продукции предприятия. Однако на предприятии могут производится разные виды товаров. Исчисление себестоимости единицы конкретного продукта называется калькуляцией. Затраты включаемые в калькуляцию себестоимости конкр. продукта по форме учёта делятся на прямые и косвенные.

Прямые затраты непосредственно учитываются в себестоимости конкретного продукта. К ним относятся: а) расходы на сырьё и материалы, которые пошли на изготовление данного продукта; б) заработная плата рабочих, занятых изготовлением продукта. Её величина определяется по следующей формуле: f = T*Ч, где f – зарплата, включаемая в себестоимость продукта, Т – затраты труда на изготовление продукта (в часах)), Ч – часовая ставка зарплаты. Остальные затраты явл-ся косвенными. Они прямо не учитываются, а распределяются проп-но зарплате. k = f *z/F – косв. затраты, вкл-ые в калькуляцию. z – величина всех косв-х затрат предприятия, F – величина всей заработной платы на предприятии.

Издержки предприятия разграничиваются еще и с точки зрения изменения объемов производства.

В этом плане выделяют виды издержек:

1. Постоянные издержки – издержки, которые остаются постоянными независимо от изменения объемов производства. (амортизационные отчисления, затраты на освещение, отопление)

2. Переменные издержки – издержки, величина которых изменяется в зависимости от объемов производства(это в основном затраты на сырье).

Названное разграничение себестоимости имеет важное значение с точки зрения определения оптимального объема производства.

В этом случае используют показатель

средние общие издержки(СОП)= (переменные + постоянные издержки)/объем производства

Для определения оптимального объема производства используют график СОП:

Прибыль – это разница между ценой и себестоимостью. Виды прибыли:

1) Балансовая прибыль – это разница между выручкой от реализации продукции и её себестоимостью.

2) Чистая прибыль – балансовая прибыль за вычетом налогов на прибыль.

ЧП ост-ся в распоряжении предпр-ия. За счёт её на предприятии обр-ся фонд потребления (идёт на премирование работников, развитие соцсферы предпр-ия и т.д.) и фонд накопления (идёт на развитие производства).

Показатели прибыли:

1) Норма прибыли: прибыль/себестоимость = (100%*m) / (C+V)

2) Норма рентабельности: (прибыль/ст-ть осн. фондов и обор. средств) *100%


 

24. ценообразование в условиях внутриотраслевой конкуренции

Конкуренция – форма экономического соперничества между предприятиями. Конкуренция может осуществляться как внутри отрасли, так и между ними. Внутриотраслевая конкуренция – это соперничество между предприятиями одной и той же отрасли за более выгодные условия производства и сбыта продукции. Внутриотраслевая конкуренция может быть совершенной и монополистической.

Совершенная конкуренция внутри отрасли может быть в след. случаях: когда на рынке существует большое количество предприятий и ни одно из них не занимает на нём доминирующего положения=>каждое из предприятий не может повлиять на рыночную цену; когда предприятия производят однородную продукцию и потребителю безразлично, у кого конкретно покупать; когда отсутствуют серьёзные препятствия (законодательные, технологические, финансовые и т.д.) для свободного входа и выхода из отрасли.

У предприятий одной отрасли производящей однородную продукцию могут быть различия в технической оснащенности производства, квал-ии работников, уровне орг-ии труда и т.д. В результате неодинаковым будет у них индивидуальные стоимости продукции.

Предположим, что в определенной отрасли все предприятия условно можно разделить на 3 группы с разной индивидуальной стоимостью товара.

Группы предприятий Индивид стоимость общественная стоимость результат
  10 р 12 р +2
  12 р 12 р  
  14 р 12 р -2

Реализация товаров происходит на основе действия закона стоимости.

Формулировка закона стоимости: обмен товаров на рынке осуществляется по общественной стоимости, в основе которой лежат общественно необходимые затраты труда или средние затраты труда.

В результате, те предприятия, у которых индивидуальные затраты труда ниже общественно необходимых, получают дополнительную экономическую прибыль. В то же время предприятия, у которых затраты труда выше общественно необходимых, остаются без прибыли или даже в убытке. Закон стоимости стимулирует рост производительности труда, снижение затрат. Внутри отрасли может наблюдаться и монополистическая конкуренция. Она связана с дифференциацией продукта.

Дифференциация продукта – когда продукты первого потребительского назначения различаются между собой по след. признакам:

– по качественным характеристикам;

– по дизайну упаковки;

– по условиям продажи, сервисному обслуживанию.

– популярности марки и т.д.

В результате этого на продукцию первого потребительского назначения могут устанавливаться в определённых пределах довольно разные цены.


 

25. ценообразование в условиях межотраслевой конкуренции

МК – конкуренция между предприятиями различных отраслей за более выгодное использование экономических ресурсов. Результатом межотраслевой конкуренции является образование средней прибыли и цены пр-ва. При этом в разных отраслях существует неодинаковый уровень механизации и автоматизации производства. В результате возникает разная структура себестоимости продукции, приводящая к неодинаковой величине прибыли в данных отраслях.

Отрасли C+V прибыль m C+V+m Цена производства средняя прибыль
Радиотехническая 90с+ 10V        
Автомобильная 80c+ 20V        
Мебельная 60c+ 40V        
Пищевая 50c+ 50V        

 

Экономические ресурсы из низкоприбыльных отраслей начинают переливаться в высокоприбыльные отрасли. Формы осуществления «перелива»:

а) путём строительства предприятий в новой отрасли;

б) путём создания совместного производства с предприятием другой отрасли;

в) путём приобретения акций корпораций, действующих в других отраслях.

В результате в тех отраслях, куда «произошёл прилив средств» производство товаров растёт, растёт также предложение, цены на продукцию падают. В отраслях, из которых произошёл отток средств, производство и предложение падает, цены на продукцию растут. В результате этого все отрасли начинают получать примерно одинаковую среднюю прибыль.

В итоге, все отрасли продают свою продукцию по цене производства.

Цена производства = себестоимость + средняя прибыль = C+V+mср

При изменении цен в результате изменения спроса и т.д. начинаются адекватные переливы средств между отраслями.


 

26. Особенности ценообразования в с\х. земельная рента

Главным средством производства в СХ является земля. Существует монополия на землю как на объект хоз-ва. Если каким-нибудь участком земли владеет СХ предприятие, то другие СХ пр-ия этим уч-ком земли пользоваться не могут. В силу ограниченности лучших земель и наличие монополии на землю как на объект хоз-вования, СХ производство приходится вести на более худших участках земли.

В силу этого цены на СХ продукцию устанавливаются не по средствам, а по наиб. затратам труда. Т.к. цены на продукцию уст-ся по наиб. затратам, то в СХ образ-ся земельная рента.

Земельная рента – доход, получаемый с земли и не связанный с предпринимательской деятельностью. Различают дифференциальную ЗРI и дифференциальную ЗРII.

ДЗРI возникает из-за различий по плодородию и местоположению к рынку сбыта. Механизм её образования (по плодородию):

Участок земли С+V m Стоимость всей продукции Количество продукции Индивидуальная стоимость 1 т Общественная стоимость 1 тонны Рента с 1 т Рента со всей продукции доход
        3 т          
        4 т          
        5 т          

Разные местоположения участков к рынку сбыта вызывает неодинаковые затраты на транспортировку продукции.

ДЗРII возникает из-за разной эффективности затрат на одинаковый участок земли.

Предположим, участки земли одинаковы по плодородию и местоположению и рынку сбыта. Но на них предприятия функционируют разное количество лет. Те, кто работает дольше, смогли провести необходимые агротехнические мероприятия. Новые предприятия этого ещё не успели сделать. В рез-те у предприятий получится разная урожайность и неодинаковой станет индивидуальная стоимость продукции.

ДЗРII = ДЗРI только вместо «участок земли» - «возраст предприятия»

Земельную ренту могут присваивать следующие лица:

1) сельхозпредприятие, если оно является собственником земли;

2) землевладелец в виде арендной платы, если он сдаёт землю в аренду;

3) гос-во через налоговую систему

Кроме с/х рента образуется в добывающих отраслях промышленности из-за разной глубины залегания полезных ископаемых.

27. процесс образования монополий. виды монополий

С монополизацией экономики человечество столкнулось в конце 19 века. К середине 19 века стали возникать акционерные общества. Они могли в значительных размерах мобилизовать капитал. Благодаря этому стало возможным развития капиталоемких отраслей производства (химич., нефтяная, автомобильная и т.д.) В этих отраслях эффективным являлось только крупное производство. Количество крупных предприятий ограничено. Это и привело к возникновению монополий.

Монополия – это объединение предприятий с целью восстановления господства на рынке и получение монопольно высокой прибыли.

Процесс образования монополий был вызван следующими факторами:

Крупным предприятиям вести между собой конкурентную борьбу было затруднительно, ибо она сопровождается большими потерями.

Т.к. производство сосредотачивалось на несколько крупных предприятиях, то им легче прийти к соглашению между собой, чем к большому множеству мелких предприятий.

Предприятия может считаться монополией, если выполняется следующие условия:

Предприятия имеет возможность в известных пределах диктовать цены рынку.

Оно концентр. в своих руках значительную долю производства в отрасли:

Если более 90%, то будет чистая монополия.

Если 60%-90%, то будет доминирующая фирма.

Если менее 60%, то в отрасли существует конкурентная среда.

Виды монополий:

Ринг, корнер, пул – здесь предприятия договаривались об установлении единых цен. (такие монополистические объединения были недолговечны и быстро распадались)

Картель – здесь предприятия договаривались о следующем:

Об установлении единых цен на продукцию.

Разграничение между собой рынка сбыта.

Определение для каждого предприятия объемы производства (квоты).

(в картеле предприятия сохраняют производственную и торговую самостоятельность)

Синдикат – здесь предприятия реализуют свою продукцию через общую торговую сеть. (в синдикате предприятия сохраняли производственную, но теряют торговую самостоятельность)

Трест – здесь предприятия сливаются в единое предприятие. (в тресте предприятия теряют производственную и торговую самостоятельность)


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.209.129 (0.014 с.)