Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Описание системы управления материально-техническим обеспечением (мто) опытного производства.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3 1. ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ (МТО) ОПЫТНОГО ПРОИЗВОДСТВА. 4 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА (ИС) МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПЫТНОГО ПРОИЗВОДСТВА, КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ. 11 3. ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПЫТНОГО ПРОИЗВОДСТВА КАК СИСТЕМА ОТРАБОТКИ ДАННЫХ. 12 4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПЫТНОГО ПРОИЗВОДСТВА. 13 5. ОПЕРОГРАММЫ ДВИЖЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ В ЗАДАЧЕ. 14 6. СХЕМА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕДУР РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ. 15 7. НЕДОСТАТКИ РУЧНЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ДАННЫМ КОМПЛЕКСОМ ЗАДАЧ. 16 8. ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ПЛАНИРУЕМОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОПЫТНОГО ПРОИЗВОДСТВА. 17 9. ОПИСАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО РАБОЧЕГО МЕСТА. 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 19 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 20
ВВЕДЕНИЕ
Настоящий отчет выполнен в соответствии с учебным планом курса «Теория экономических информационных систем» и состоит из введения, шести тематических разделов, заключения, списка использованных источников и приложения. В первом разделе информационная система материально-технического обеспечения опытного производства рассмотрена как система управления, определены субъект и объект управления. Во втором разделе информационная система материально-технического обеспечения опытного производства представлена как система управления. В третьем разделе информационная система материально-технического обеспечения опытного производства представлена как система обработки данных, подробно рассмотрены функциональная и запоминающая составляющие управляющей компоненты, а так же описаны чувствительная и активная компоненты данной информационной системы. В четвёртом разделе изучена организационно-функциональная структура информационной системы МТО ОП, указаны все организационные единицы, т.е. исполнители каких-либо функций, а также сами исполняемые функции. В пятом разделе приведены оперограммы движения документов по задаче «Выдача информации руководству об образовавшемся дефиците и сверхнормативных запасах», иллюстрирующие движение требований и квартальных заявок и действия, совершаемые над ними исполнителями.
В шестом разделе описана схема организационных процедур решения задачи «Выдача информации руководству об образовавшемся дефиците и сверхнормативных запасах», представляющая собой отображение всех изменений информации в документах «Справка о дефиците» и «Справка о профиците», а также изменений носителей этой информации. В седьмом разделе мы рассмотрим недостатки существующей системы на основе методички В восьмом разделе разработана принципиальная схема автоматизированной экономической информационной системы МТО ОП, а именно изображена сеть автоматизированных рабочих мест, необходимых для решения поставленной задачи, описаны внутримашинное и внемашинное информационное обеспечение каждого из автоматизированных рабочих мест, а также их функции. В девятом разделе рассматривали автоматизированное рабочее место начальника отдела комплектации. 1.1. ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ (МТО) ОПЫТНОГО ПРОИЗВОДСТВА. Исходные данные, описание МТО
Объектом технического проекта, выполняемого в комплексной лабораторной работе, являются задачи управления оперативным обеспечением подразделения научно-исследовательского института (НИИ), широко применяющих покупные изделия типа радиодеталей (конденсаторы сопротивления, полупроводниковые элементы и т.п.). Производительными подразделениями НИИ являются лаборатории и экспериментальные цехи, потребляющие указанные комплектующие для проведения экспериментов и создания опытных образцов изделий новой техники. Структура производственных подразделений НИИ представлена на рис.1.
Рис. 1.1. Структура производственных подразделений НИИ. НИИ выполняет несколько десятков тем, по которым осуществляются исследования, макетирование и разработка технической документации, выпуск и испытания опытных образцов. На каждом их этих этапов подразделения потребляют комплектующие изделия. В каждой теме принимают участие несколько лабораторий разных отделов в соответствии с их специализацией и несколько цехов.
Структура службы МТО по комплектующим изделиям представлена на рис.2. НИИ, как правило, не может указать точно номенклатуру и количество комплектующих изделий, необходимых для выполнения тем на предстоящий год, а следовательно, сделать точный заказ поставщикам на комплектующие изделия, так как в НИИ создается новая техника», при разработке которой могут приниматься разные технические решения, требующие использования различных комплектующих изделий. Только в результате завершения темы становится известной номенклатура и количество требуемых для производства нового изделия комплектующих элементов. Поэтому для разрабатывающих предприятий (НИИ и КБ) поставки осуществляются на основе квартальных заявок, которые в течение квартала могут корректироваться и уточняться в зависимости от фактической потребности. Квартальная заявка предприятия формируется на основе данных квартальных заявок лабораторий и цехов с учетом имеющихся запасов на складах. Естественно, что лаборатория (цех), заказавшая то или иное изделие, должна иметь преимущество при его получении перед другими подразделениями, не указавшими этого изделия в своей квартальной заявке.
Рис. 1.2. Структура службы МТО по комплектующим изделиям. Специфика обеспечения подразделений НИИ широко применяемыми комплектующими изделиями
Поставка заявленных изделий осуществляется предприятиями-поставщиками в течение квартала неравномерно, партиями различного объема, как правило, в сроки, удобные изготовителям комплектующих изделий. Потребление приобретенных комплектующих элементов производственными подразделениями (лабораториями и цехами) также осуществляется неравномерно в зависимости от этапов разрабатываемых тем, результатов испытаний, изменений технических требований к новым изделиям и целого ряда других причин, которые невозможно предугадать заранее. Таким образом, система МТО разрабатываемого предприятия работает в условиях большой неопределенности и стохастичности процессов, как на входе, так и на выходе системы. Все это вынуждает НИИ держать на складах достаточно большие запасы комплектующих изделий, оперативно реализовывать приобретенные, но не нашедшие применения изделия, передавая их в смежные организации. Однако этих мер совершению недостаточно. Огромная номенклатура широко применяемых покупных элементов, исчисляемая десятками тысяч, неравномерность и неопределенность поставок и потребления приводят к тому, что по отдельным покупным изделиям образуется дефицит на складах предприятия, приводящий к задержке работ по темам. В то же время по другим покупным изделиям образуются большие, неоправданные фактической потребностью запасы, что также отрицательно сказывается на экономических показателях НИИ (величине сверхнормативных запасов на складах предприятия).
Характеристики комплектующих изделий и использование нормативов Рассматриваемые в данной работе покупные изделия подразделяются на типы (сопротивления, конденсаторы, диоды, триоды и т. д.). Типы подразделяются на виды. Каждый вид определяется конкретным наименованием (маркой) изделия. Виды изделий подразделяются на номиналы. Номинал определяет конкретные технические характеристики изделия данного вида и типа.
Таблица 1.1. Пример определения конкретных технических характеристик изделия данного вида и типа номиналом.
Для каждого вида изделия на основе анализа статистических данных их потребления устанавливаются следующие нормативы, помогающие организовать процесс распределения изделий со складов отдела комплектации. Первый и основной норматив - страховой запас, определяющий количество изделий данного вида на складе, при достижении которого необходимо сделать срочную заявку поставщикам или смежникам с целью оперативного пополнения запаса данного изделия. Страховой запас расходуется только на наиболее срочные работы важнейших тем. Принятие решения о выдаче изделия из страхового запаса принимаются непосредственно начальником отдела комплектации. Второй норматив — месячная потребность. Наличие изделия в пределах ниже месячной потребности, но выше страхового запаса также требует пополнения запаса данного изделия, но в обычном плановом порядке, без использования срочных мероприятий. Решение о выдаче такого изделия входит в компетенцию начальника плановой группы отдела комплектации. Запас покупных изделий, превышающий трехмесячную потребность (сверхнормативный запас ), считается излишним. Его стремятся сократить до уровня трехмесячной потребности путем передачи запаса другим организациям. Указанные руководители могут принять одно из трех решений: 1. полностью удовлетворить требование подразделения, разрешив выдать то количество покупных изделий, которое запрошено подразделением; 2. частично удовлетворить требование подразделения, разрешив выдать количество покупных изделий меньше запрошенного; 3. полностьюотказать подразделению в выдаче изделий. Принимая решение, руководители учитывают следующие обстоятельства: 1. фактическое количество затребованного изделия на складе и соотношение этого количества с указанными нормативами; 2. наличие затребованного изделия в квартальной заявке данного подразделения и степень удовлетворения этой заявки за прошедший период данного квартала; 3. важность (приоритет) темы, для которой затребовано покупное изделие, и особые указания руководства предприятия об очередности обеспечения тем и подразделений.
Есть два обстоятельства, при которых решения руководителей бывают однозначными: при наличии на складе изделий в количестве, превышающем месячную потребность, требования подразделений на эти изделия всегда полностью удовлетворяются, при отсутствии изделий всегда следует отказ в удовлетворении требования подразделений. В остальных случаях возможно любое из приведенных ниже решений. Таким образом, каждое покупное изделие в разные моменты времени может оказаться в различных состояниях по уровню фактического наличия на складе относительно имеющихся нормативов (рис. 1.3). Кол-во изделий на складе Зона IV сверхнормативного запаса Трехмесячная потребность Зона III нормального запаса Месячная потребность Зона II ограниченного расхода Страховой запас Зона I дефицита
Рис. 1.3. Различные состояния покупного изделия в зависимости от уровня фактического наличия на складе относительно имеющихся нормативов. Содержание комплекса задач, документы и процедуры ручной системы управления в этом комплексе Задача 1. Обеспечение выдачи покупных изделий подразделениями и регистрация этой выдачи. Эта задача решается ежедневно с помощью документа «Требование». Ручной документ «Требование» содержит следующие реквизиты: 1. дата запроса изделия; 2. номер подразделения - получателя; 3. шифр темы, на которую выдается изделие; 4. наименование изделия по ГОСТ (тип, вид, номинал); 5. затребованное количество; 6. разрешенное к отпуску количество; 7. фактически выданное количество; 8. единица измерения; 9. цена единицы изделия; 10. стоимость фактически выданных изделий; 11. подпись получателя и дата получения. Требование оформляется на одно наименование изделия по одной теме. Заполненное по первым пяти реквизитам в подразделении НИИ «Требование» в двух экземплярах поступает в плановую группу отдела комплектации. Плановик с помощью картотеки учета наличия изделий (эта картотека вторичная, она является дублем картотеки учета, которую ведут работники склада) определяет фактическое наличие данного изделия на складе в зону запаса относительно нормативов. В случае, если изделие оказывается в зоне I или II, плановик обращается к картотеке квартальных заявок подразделений с целью выяснения: заявлено ли данное изделие подразделением, в каком количестве, сколько уже получено? Эти данные он сообщает начальнику плановой группы и передает ему «Требование» для принятия решения о выдаче. По изделиям, находящимся в зоне II, начальник плановой группы регистрирует свое решение, заполняя графу «Разрешенное к отпуску количество». При этом он может получить дополнительную информацию, связавшись с подразделением НИИ по телефону. После этого «Требование» передается на склад. По изделиям, находящимся в зоне I, «Требование» передается начальнику отдела комплектации для выполнения аналогичной процедуры. На склад передаются только «Требования», которые содержат полное или частичное удовлетворение запроса. Работники склада (кладовщик или начальник склада) сверяют полученные «Требования» с первичной картотекой учета наличия изделий с целью выяснения фактического наличия, так как между «картотекой склада и картотекой плановой группы могут быть расхождения из-за запаздывания прохождения информации, после чего подбирают и выдают изделия материально ответственному лицу подразделения НИИ. При этом заполняются графы 7-11 «Требования» в обоих экземплярах.
Один экземпляр «Требования» передается в бухгалтерию для учёта расхода денежных средств по теме в соответствии со сметной калькуляцией, на основании второго экземпляра вносятся изменения в первичную картотеку учета на складе, а затем в картотеки плановой группы. Следует отметить, что в 1—1,5% случаев в «Требованиях» наблюдается расхождение фактически выданного количества и разрешенного к выдаче. Это расхождение может быть объяснено рядом причин: несовпадением информации в первичной и вторичной картотеках учета, изменением технического решения в подразделении НИИ, в результате которого произошел отказ от затребованного ранее изделия и т. п. Задача 2. Выдача информации руководству об образовавшемся дефиците и сверхнормативных запасах. Эта задача решается с еженедельным циклом — формированием в плановой группе отдела комплектации сводок дефицита и сверхнормативных запасов. Эти сводки составляются путем выборки из картотеки учета изделий тех позиций, которые попадают либо в зону I, либо в зону IV. На основании этих сводок начальник отдела комплектации один раз в неделю (обычно в понедельник) готовит предложения заместителю директора НИИ о срочных заявках поставщикам по дефициту и реализации сверхнормативных запасов сторонним организациям. На основании этой информации заместитель директора НИИ принимает решение и связывается с поставщиками покупных элементов или с предприятиями своей отрасли для ликвидации дефицита и сверхнормативных запасов путем выдачи срочных заявок поставщикам или путем взаимовыгодного обмена с НИИ, КБ и заводами своей отрасли. Задача 3. Контроль и анализ расхода средств по темам в соответствии со статьей сметной калькуляции «Материалы и полуфабрикаты (покупные изделия)». Контроль и анализ осуществляется ежемесячно бухгалтерией и заместителем директора НИИ путем сравнения фактических денежных затрат с данными сметной калькуляции по этапам каждой темы. В случае. больших отклонений по распоряжению заместителя директора осуществляется содержательный анализ хода работ по теме и причин отклонений, на основе которого намечаются мероприятия по сокращению отклонений либо за счет более правильной организации расхода материальных средств, либо, если отклонения объективно обоснованы, путем корректировки сметной калькуляции по теме. В ручной системе информация по этой задаче готовится бухгалтерией на основе данных, содержащихся в полностью или частично удовлетворенных «Требованиях». Задача 4. Контроль сверхнормативных запасов по складам. Этот контроль проводит бухгалтерия ежемесячно в денежном выражении на основе данных, представляемых.плановой группой отдела комплектации, путем сравнения величины хранимых на складе запасов с нормативной величиной запаса, результаты контроля ежемесячно сообщаются в министерство. Эти результаты учитывает в министерстве балансовая комиссия при квартальном подведении итогов работы предприятий. Нормативная величина хранимых запасов устанавливается и корректируется ежегодно, исходя из планируемого объема работ предприятий, лимитов министерства, статистических данных за прошедшие периоды. Задача 5. Учет прихода и расхода покупных изделий на сторону. Поступление комплектующих элементов от поставщиков или от других сторонних организаций осуществляется на складе предприятия. На склад одновременно с материальными ценностями (поступает сопроводительный документ (приказ-счет). В настоящее время на предприятиях — поставщиках, особенно разных министерств, существуют неодинаковые формы приказа-счета или других сопроводительных документов; кроме того, в бланк сопроводительного документа записываются все «поставляемые с ним изделия независимо от их типа. Это неудобно для учета, обработки в бухгалтерии и отчетности складов, поэтому на основе сопроводительного документа на складе при оприходовании поступивших изделий по каждому типу изделий (склады обычно разбиты по типам изделий) выписывается документ единой формы «Приходный ордер», содержащий следующие основные реквизиты: 1. дату поступления; 2. наименование изделий; 3. количество изделий каждого наименования; 4. единицу измерения; 5. цену единицы; 6. стоимость изделий -каждого наименования и стоимость общую; 7. подпись материально ответственного лица. Сопроводительный документ передается в финансовый отдел для расчетов с поставщиком, а «Приходный ордер» используется» для внесения изменений (прихода) в картотеку учета наличия изделий на складе и в плановой группе и передается в бухгалтерию для хранения. Передача изделий на сторону сопровождается оформлением «Приказа-счета», который содержит следующие основные реквизиты: 1. дату отправления; 2. наименование изделий; 3. количество изделий каждого наименования; 4. единицу измерения; 5. цену единицы; 6. стоимость изделий каждого наименования и стоимость общую; 7. адрес и расчетный счет в госбанке предприятия –отправителя; 8. подпись заместителя директора (финансового распорядителя).
Таблица 4.1. Организационно-функциональная структура ИС МТО ОП.
Таблица 5.1. Оперограма движения справки о дефиците.
Таблица 5.2. Оперограмма движения справки о профиците.
Накладная Накладная
Накладная Накладная
Рис. 6.1. Схема организационных процедур решения задачи. ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ПЛАНИРУЕМОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОПЫТНОГО ПРОИЗВОДСТВА.
Рис. 8.1. Схема сети АРМ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ При выполнении отчета по практическим работам по курсу "Теория экономических информационных систем", нами были получены навыки оформления документации в соответствии с ГОСТ. Были изучены особенности информационных систем как систем управления и как систем обработки данных, а также детально рассмотрены компоненты описываемой в задаче информационной системы материально-технического обеспечения опытного производства (МТО ОП). Мы ознакомились с организационно-функциональной структурой ИС МТО ОП, со структурой документов, участвующих в решении задачи «Обеспечение выдачи покупных изделий подразделениями и регистрация этой выдачи», научились прослеживать движение этих документов по подразделениям и производимые процедуры по изменению содержания информации, отраженной в документе. Нами были приобретены умения в области проектирования автоматизированных информационных систем, то есть описание сети автоматизированных рабочих мест и их функций.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3 1. ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ (МТО) ОПЫТНОГО ПРОИЗВОДСТВА. 4 2. ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА (ИС) МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПЫТНОГО ПРОИЗВОДСТВА, КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ. 11 3. ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПЫТНОГО ПРОИЗВОДСТВА КАК СИСТЕМА ОТРАБОТКИ ДАННЫХ. 12 4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПЫТНОГО ПРОИЗВОДСТВА. 13 5. ОПЕРОГРАММЫ ДВИЖЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ В ЗАДАЧЕ. 14 6. СХЕМА ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ПРОЦЕДУР РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ. 15 7. НЕДОСТАТКИ РУЧНЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ДАННЫМ КОМПЛЕКСОМ ЗАДАЧ. 16 8. ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СХЕМА ПЛАНИРУЕМОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОПЫТНОГО ПРОИЗВОДСТВА. 17 9. ОПИСАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО РАБОЧЕГО МЕСТА. 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 19 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 20
ВВЕДЕНИЕ
Настоящий отчет выполнен в соответствии с учебным планом курса «Теория экономических информационных систем» и состоит из введения, шести тематических разделов, заключения, списка использованных источников и приложения. В первом разделе информационная система материально-технического обеспечения опытного производства рассмотрена как система управления, определены субъект и объект управления. Во втором разделе информационная система материально-технического обеспечения опытного производства представлена как система управления. В третьем разделе информационная система материально-технического обеспечения опытного производства представлена как система обработки данных, подробно рассмотрены функциональная и запоминающая составляющие управляющей компоненты, а так же описаны чувствительная и активная компоненты данной информационной системы. В четвёртом разделе изучена организационно-функциональная структура информационной системы МТО ОП, указаны все организационные единицы, т.е. исполнители каких-либо функций, а также сами исполняемые функции. В пятом разделе приведены оперограммы движения документов по задаче «Выдача информации руководству об образовавшемся дефиците и сверхнормативных запасах», иллюстрирующие движение требований и квартальных заявок и действия, совершаемые над ними исполнителями. В шестом разделе описана схема организационных процедур решения задачи «Выдача информации руководству об образовавшемся дефиците и сверхнормативных запасах», представляющая собой отображение всех изменений информации в документах «Справка о дефиците» и «Справка о профиците», а также изменений носителей этой информации. В седьмом разделе мы рассмотрим недостатки существующей системы на основе методички В восьмом разделе разработана принципиальная схема автоматизированной экономической информационной системы МТО ОП, а именно изображена сеть автоматизированных рабочих мест, необходимых для решения поставленной задачи, описаны внутримашинное и внемашинное информационное обеспечение каждого из автоматизированных рабочих мест, а также их функции. В девятом разделе рассматривали автоматизированное рабочее место начальника отдела комплектации. 1.1. ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ (МТО) ОПЫТНОГО ПРОИЗВОДСТВА. Исходные данные, описание МТО
Объектом технического проекта, выполняемого в комплексной лабораторной работе, являются задачи управления оперативным обеспечением подразделения научно-исследовательского института (НИИ), широко применяющих покупные изделия типа радиодеталей (конденсаторы сопротивления, полупроводниковые элементы и т.п.). Производительными подразделениями НИИ являются лаборатории и экспериментальные цехи, потребляющие указанные комплектующие для проведения экспериментов и создания опытных образцов изделий новой техники. Структура производственных подразделений НИИ представлена на рис.1.
Рис. 1.1. Структура производственных подразделений НИИ. НИИ выполняет несколько десятков тем, по которым осуществляются исследования, макетирование и разработка технической документации, выпуск и испытания опытных образцов. На каждом их этих этапов подразделения потребляют комплектующие изделия. В каждой теме принимают участие несколько лабораторий разных отделов в соответствии с их специализацией и несколько цехов. Структура службы МТО по комплектующим изделиям представлена на рис.2. НИИ, как правило, не может указать точно номенклатуру и количество комплектующих изделий, необходимых для выполнения тем на предстоящий год, а следовательно, сделать точный заказ поставщикам на комплектующие изделия, так как в НИИ создается новая техника», при разработке которой могут приниматься разные технические решения, требующие использования различных комплектующих изделий. Только в результате завершения темы становится известной номенклатура и количество требуемых для производства нового изделия комплектующих элементов. Поэтому для разрабатывающих предприятий (НИИ и КБ) поставки осуществляются на основе квартальных заявок, которые в течение квартала могут корректироваться и уточняться в зависимости от фактической потребности. Квартальная заявка предприятия формируется на основе данных квартальных заявок лабораторий и цехов с учетом имеющихся запасов на складах. Естественно, что лаборатория (цех), заказавшая то или иное изделие, должна иметь преимущество при его получении перед другими подразделениями, не указавшими этого изделия в своей квартальной заявке.
Рис. 1.2. Структура службы МТО по комплектующим изделиям. Специфика обеспечения подразделений НИИ широко применяемыми комплектующими изделиями
Поставка заявленных изделий осуществляется предприятиями-поставщиками в течение квартала неравномерно, партиями различного объема, как правило, в сроки, удобные изготовителям комплектующих изделий. Потребление приобретенных комплектующих элементов производственными подразделениями (лабораториями и цехами) также осуществляется неравномерно в зависимости от этапов разрабатываемых тем, результатов испытаний, изменений технических требований к новым изделиям и целого ряда других причин, которые невозможно предугадать заранее. Таким образом, система МТО разрабатываемого предприятия работает в условиях большой неопределенности и стохастичности процессов, как на входе, так и на выходе системы. Все это вынуждает НИИ держать на складах достаточно большие запасы комплектующих изделий, оперативно реализовывать приобретенные, но не нашедшие применения изделия, передавая их в смежные организации. Однако этих мер совершению недостаточно. Огромная номенклатура широко применяемых покупных элементов, исчисляемая десятками тысяч, неравномерность и неопределенность поставок и потребления приводят к тому, что по отдельным покупным изделиям образуется дефицит на складах предприятия, приводящий к задержке работ по темам. В то же время по другим покупным изделиям образуются большие, неоправданные фактической потребностью запасы, что также отрицательно сказывается на экономических показателях НИИ (величине сверхнормативных запасов на складах предприятия).
Характеристики комплектующих изделий и использование нормативов Рассматриваемые в данной работе покупные изделия подразделяются на типы (сопротивления, конденсаторы, диоды, триоды и т. д.). Типы подразделяются на виды. Каждый вид определяется конкретным наименованием (маркой) изделия. Виды изделий подразделяются на номиналы. Номинал определяет конкретные технические характеристики изделия данного вида и типа. Таблица 1.1. Пример определения конкретных технических характеристик изделия данного вида и типа номиналом.
Для каждого вида изделия на основе анализа статистических данных их потребления устанавливаются следующие нормативы, помогающие организовать процесс распределения изделий со складов отдела комплектации. Первый и основной норматив - страховой запас, определяющий количество изделий данного вида на складе, при достижении которого необходимо сделать срочную заявку поставщикам или смежникам с целью оперативного пополнения запаса данного изделия. Страховой запас расходуется только на наиболее срочные работы важнейших тем. Принятие решения о выдаче изделия из страхового запаса принимаются непосредственно начальником отдела комплектации. Второй норматив — месячная потребность. Наличие изделия в пределах ниже месячной потребности, но выше страхового запаса также требует пополнения запаса данного изделия, но в обычном плановом порядке, без использования срочных мероприятий. Решение о выдаче такого изделия входит в компетенцию начальника плановой группы отдела комплектации. Запас покупных изделий, превышающий трехмесячную потребность (сверхнормативный запас ), считается излишним. Его стремятся сократить до уровня трехмесячной потребности путем передачи запаса другим организациям. Указанные руководители могут принять одно из трех решений: 1. полностью удовлетворить требование подразделения, разрешив выдать то количество покупных изделий, которое запрошено подразделением; 2. частично удовлетворить требование подразделения, разрешив выдать количество покупных изделий меньше запрошенного; 3. полностьюотказать подразделению в выдаче изделий. Принимая решение, руководители учитывают следующие обстоятельства: 1. фактическое количество затребованного изделия на складе и соотношение этого количества с указанными нормативами; 2. наличие затребованного изделия в квартальной заявке данного подразделения и степень удовлетворения этой заявки за прошедший период данного квартала; 3. важность (приоритет) темы, для которой затребовано покупное изделие, и особые указания руководства предприятия об очередности обеспечения тем и подразделений. Есть два обстоятельства, при которых решения руководителей бывают однозначными: при наличии на складе изделий в количестве, превышающем месячную потребность, требования подразделений на эти изделия всегда полностью удовлетворяются, при отсутствии изделий всегда следует отказ в удовлетворении требования подразделений. В остальных случаях возможно любое из приведенных ниже решений. Таким образом, каждое покупное изделие в разные моменты времени может оказаться в различных состояниях по уровню фактического наличия на складе относительно имеющихся нормативов (рис. 1.3). |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Поделиться: |
Познавательные статьи:
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; просмотров: 472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.241.235 (0.019 с.)