Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место рынка ЦБ в системе финансовых рынков.↑ Стр 1 из 11Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
МЕСТО РЫНКА ЦБ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ. Рынок ЦБ – с-ма экономич. отнош-ий м/участниками этого рынка по поводу выпуска и обращ-ия ЦБ. Цель – аккумулирование фин. ресурсов и обеспечение возможности их перераспределения путем совершения разнообр-ых операций с ЦБ разл. участниками рынка, т.е. осущ-ие посредничества в движении свободных ден. ср-в от инвесторов к эмитентам ЦБ и от инвестора к инвестору. Задачи РЦБ: 1. мобилизация временно свободных фин. ресурсов для осуществления конкретных инвестиций; 2. создание рын. инфраструктуры, отвечающей мировым стандартам; 3. выпуск в обращение новых видов ц.б.; 4. совершенствование рын. механизма, системы управления и ценообразования; 5. обеспечение реального контроля на основе гос. биржевого регулирования; 6. совершенствование саморегулируемых организаций; 7. разработка портфельных стратегий; 8. уменьшение инвестиционного риска; 9. проведение маркетинговых исследований. Отличия рынка ЦБ от товарного рынка: -объектом торговли; -объем рынка (объем рынка ЦБ не ограничен, поскольку ЦБ может обращ-ся бесконечно, объем товарного рынка ограничивается покупательским спросом); -в значимости процесса обращения для товара (способность ЦБ обращ-ся на рынке хар-ет ее как высококачественный товар и говорит о ее ликвидности и хар-ет ее как высококачественный товар; для любого другого товара большое кол-во актов обращение не желательно, поскольку это повышает его конечную стоим-ть для потребителя); -способ образования рынка (обычный товар производится с целью конечного потребления в процессе трудовой деят-ти человека, ЦБ не производится, а выпускается Рв обращение). Фин. рынок – сфера купли-продажи фин.активов, на нем проводятся операции по мобилизации К, предоставление кредитов. К фин. активам относят наличные деньги, депозиты, кредиты, ц.б.. Фин. рынок сост. из трех сегментов: 1. Рынок ссудных капиталов (кредитно-депозитный) рынок - на нем проводятся операции по привлечению средств в депозиты и предоставление кредитов. Осн. участники – банки. 2. Валютный рынок – рынок на кот. покуп-ся и прод-ся валюта. 3. Рынок ценных бумаг. Место рынка ц.б .: фин. рынок состоит из ден. р-ка и рынка капиталов. Такое деление характерно и для его сегментов: кредитного, валютного рынков и рцб. РЦБ включает в себя часть ден. рынка и часть рынка капиталов, поскольку на нем реализуются отношения по поводу заимствования денежных средств и по поводу совладения предпр-ми. РЦБ тесно связан с кредитным рынком, т.к. они дополняют друг друга как механизмы перераспределения временно свободного капитала в рыночной экономике. РЦБ связан с валютным рынком, т.к. значительная часть торговли валютой опосредуется ц.б., объектом сделок на валютном рынке могут быть ц.б. выраженные в иностранной валюте. Различают первичный и вторичный рынок ЦБ.
Функции РЦБ Функции РЦБ делятся на 3 группы: I. общерыночные ф-ции (присущие любому др. рынку): - коммерческая (получение доходов от операций на р-ке); - ценообразовательная (р-к определяет спрос и предл-е на товары и выявляет реальные рыночные цены на него. Цены, по которым происходит купля-продажа ц.б., определяют стоимость привлеченных ресурсов для эмитентов и доходность вложения капитала для инвесторов. Назначение рцб – обеспечит перераспределение сбережений в инвестиции по ценам, которые приемлемы для инвесторов и для эмитентов. Установление курсов ц.б., отражающих реальное эк. состояние эмитентов, способствует эффективному размещение ден. средств на рцб.); - информационная (аккумулирование необходимой информации об объектах торговли и её участниках и доведение этой информации до всех организаций и лиц; индикаторы рцб – фондовые индексы); - регулирующая (определение правил торговли, порядок разрешения споров, установление приоритетов); - стимулирующая; - контрольная; - учётная (учёт объёма сделок); II. специфические ф-ции (присущие только этому р-ку): - перераспределительная. Путем выпуска и продажи ценных бумаг происходит мобилизация временно свободных ден. средств и направление их на финансирование развития перспективных отраслей и секторов эк-ки, обеспечение расширенного воспроизводства. Происходит межотраслевой перелив капитала, перераспределение ден. ресурсов между предприятиями, государством и населением. Обеспечение финансирования гос. Бюджета на неинфляционной основе. В отличие от кредитного рынка, происходит перераспределение прав собственности – купля-продажа долевых ц.б., удостоверяющих право их владельцев на часть имущества АО. - страхование риска (хеджирование) Использование инструментов РЦБ (производных ц.б.) для защиты владельцев активов от неблагоприятного изменения цен, стоимости или доходности этих активов. Суть хеджирования – перераспределение рисков. Развитие операций с производными ц.б. позволяет превратить финансовые и ценовые риски в объекты купли-продажи, в результате обеспечивается перераспределение рисков среди участников рцб, рынок становится более устойчивым. III. вспомогательная ф-ция: - исп-е ц.б. в приватизации: акции и приватиз.чеки - упр-е и ускорение взаиморасчётов; - исп-е ц.б. в антикризисном упр-нии; - привлечение иностранных инвестиций. Реализация этих ф-ций зависит от выбранной модели развития РЦБ, конкретной эк. политики, деловой активности участников.
3.Структура рынка ценных бумаг, ее характеристика. РЦБ-это многосложная структура, поэтому он может быть квалифицирован по большому числу признаков,каждый из кот.характеризует его с той или иной стороны, или с точки зрения разных отношений, имеющих на нем место. По характеру обращения ЦБ его можно рассматривать как первичный, т.е. представляющий собой первичное размещение выпущенных ЦБ среди инвесторов на фин.рынке, и как вторичный, где осуществляется купля-продажа ранее выпущенных ЦБ.Первичный РЦБ - это отношения по поводу выпуска ЦБ в обращение между ее эмитентом и инвестором, при кот. движение денег и товаров направлено от инвестора к эмитенту, а движение ЦБ, наоборот, - от эмитента к инвестору.Его функции:организация выпуска ЦБ, размещение ЦБ, учет ЦБ, поддержание баланса спроса и предложения. Вторичный РЦБ-это обращение ЦБ между инвесторами. в процессе кот. происходит переход прав от одного владельца к др.(движение денег и товаров и обратное им движение ЦБ осуществляется исключит.между самими инвесторами).Функции: обеспечение ликвидности ЦБ, способствование выравниванию спроса и предл-я.В соответствии с мировой практикой, РЦБ делятся на два в значительной мере независимых друг от друга рынка: В зависимости от места торговли:организованный (биржевой)и свободный (внебиржевой). Организованный рынок требует, чтобы предлагаемые для продажи акции и облигации проходили спец.регистрацию и удовлетворяли набору дополнительных условий, предоставляющих максимум деловой информации о том бизнесе, для фин.обеспечения кот.выпускаются именно эти бумаги. Их купля-продажа осуществляется путем заявки на фондовой бирже, а все связанные с этим процедурные вопросы строго регламентир. правилами этой биржи и гос.закон-вом.Свободный рынок (бывает организованным и неорганизованным)в этом смысле не предъявляет жестких требований к продавцам и покупателям. Здесь действуют законодат.нормы, обеспечивающие полный контроль за предпринимательской деятельностью. В той же мере, что и на организованном рынке, компании, выпускающие ЦБ, несут административную и уголовную ответственность за обман или дезинформацию покупателя. Посредники действуют в соответствии с официальными нормами и правилами обслуживания клиентов, а сама купля-продажа ЦБ подлежит юр.оформлению и имеет абсолютно правовой характер. В зависимости от вида эмитента РЦБ подразделяется на рынки гос. и корпоративных (негос.)ЦБ. В зависимости от территории: - нац. р-к; международный;р-к еврооблигаций (ЦБ,кот.одновременно обращаются на рынках нескольких стран и выражены в валюте, отличной от нац.валюты их эмитента и инвестора). В зависимости от способа заключения сделок РЦБ может быть публичным (купля-продажа ЦБ осуществляется публично, т.е. обычно в присутствии професс.торговых участников рынка.Это не только присутственный,но и гласный рынок, когда информация о сделках и торгах явл.открытой для всех участников любого рынка независимо от их местонахождения)или электронный (компьютеризированный) рынок (это процесс купли-продажи ЦБ осуществл.путем электронного контакта между продавцами и покупателями). В зависимости от сроков, на которые заключена сделка:1. кассовые (кэш-рынок, спот-рынок) рынки немедленного исполнения заключенных сделок, срок - 1-3 дня; обычные сделки - продажа и перепродажа акций и облигаций, векселей; 2.срочные- р-ки с отсроченным(несколько мес-в) исполнением сделки; сделки с производными ц.б. Исходя из природы самих ЦБ:1. р-к долговых ЦБ;2. р-к долевых ЦБ. В зависимости от сроков погашения:1.р-к краткосрочных ЦБ,2.р-к долгосрочных ЦБ
Кругооборот ц.б. Т.к. ценная бумага – это право, то у нее нет стадий производства и потребления. Ц.б. существуют только в сфере обращения. В сфере обращения происходят все этапы жизни ц.б., которые в совокупности составляют ее кругооборот. Кругооборот распадается на следующие стадии: 1.выпуск (эмиссия) – обмен ссудного К на титул; 2.обращение – переход права собственности а нее; 3.гашение (изъятие) – обратный обмен на действительный К. Стадии кругооборота имеют свои особенности: в 1 и 3 ценная бумага бывает только однажды, во 2 – большая ее жизнь. Если ЦБ, приносящая доход, по каким то причинам не обращается, то она по экономической форме становится депозитом, по кот. начисляется доход. Но природа ЦБ и депозита различна: Депозит – форма существ денежного К, ЦБ – представитель К. Депозит – обращаться не может, ЦБ – может. В форме ЦБ действительный К приобретает форму «вечного» обращения, т.к. сам он должен «трудиться» (производить прибавочную стоимость), а обращается его «заместитель» - фиктивный капитал. Стадии кругооборота ц.б. – составные части рцб. Потребительские свойства ценной бумаги (ЦБ). Как и любой товар, ценная бумага имеет потребительскую стоимость и стоимость для своего владельца. В отличие от обычного товара, потребительная стоимость которого вытекает из его вещной или материальной природы, потребительная стоимость ценной бумаги не имеет материальной основы, а коренится во взаимоотношениях между владельцем ценной бумаги и лицом, обязанным по ней. Хотя эти отношения и закрепляются законодательно, их осуществление всегда сопряжено с возможностью (вероятностью) нарушения, неполного соблюдения и т.п. Мерой реализации прав, которыми наделена ценная бумага, или мерой ее потребительной стоимости, выступает качество ценной бумаги. Качество ЦБ определяется исходя из 3-х характеристик: 1) доходность; 2) ликвидность; 3) риск. 1) Доходность может быть выражена в абсолютных и относительных показателях. Относительная доходность – доход, приходящийся на единицу затрат. Абсолютная доходность – сумма дивидендов, сумма процентов в денежном выражении. Выделяют текущую доходность и конечную доходность. Текущая = дивиденд/цена приобретения*100*365/период владения. Конечная = (дивиденд (цена продажи - цена приобретения))/цена приобретения*100*365/период владения. Показатели доходности различаются: а) по методам их расчета; б) по степени учета в них других экономических показателей (например, инфляции, налогов и т.п.); в) по временному интервалу (отчетные, текущие, прогнозные); г) по совокупности ценных бумаг (доходность отдельной ценной бумаги, доходность группы (портфеля) ценных бумаг, доходность рынка ценных бумаг (т.е. всех ценных бумаг в целом) и т.д. 2) Ликвидность – это сочетание права на передачу с возможностью передачи. Способность обращаться на вторичном рынке и возможность перехода права собственности. Рассчитывается коэффициент ликвидности. Ликвидность может быть ограничена различными факторами: 1) субъективными (искусственные запреты на обращение) и 2) объективными (рыночные факторы –незаинтересованность инвесторов, низкий спрос). 3) Риск – возможность неисполнения эмитентом своих обязательств. Риски могут быть макро и микро. Риск, свойственный отдельной, конкретной ценной бумаге, имеет место и по отношению к их совокупности (портфелю), и по отношению ко всем ценным бумагам, т.е. к рынку ценных бумаг в целом. Понятие риска существует в трех формах: риск отдельной ценной бумаги, риск портфеля ценных бумаг и рыночный риск, т.е. риск, свойственный рынку ценных бумаг в целом. Риск конкретной ценной бумаги не остается постоянным, а непрерывно изменяется в зависимости от состояния обязанного по ней лица и конъюнктуры рынка ценных бумаг в целом. Эти характеристики связаны между собой. Так, риск и доходность являются прямо пропорциональными. Понятие стоимости ценной бумаги не может совпадать с понятием стоимости обычного товара как материализации общественно-необходимого труда на его производство, так как ценная бумага не производится. Ее объективной экономической основой, или источником происхождения, является не труд непосредственно, а его абстрактная форма — капитал. ЦБ обладает двумя стоимостями: 1) стоимостью в качестве представителя действительного капитала, или нарицательной стоимостью, и 2) стоимостью в качестве фиктивного капитала, или рыночной стоимостью. Нарицательная стоимость ценной бумаги находит свое выражение в той сумме денег, которую ценная бумага представляет при обмене ее на действительный капитал на стадии ее выпуска или гашения. Эта сумма денег называется номиналом ценной бумаги. Рыночная стоимость ценной бумаги возникает в результате капитализации ее имущественных прав, ибо благодаря этому процессу ценная бумага и превращается в капитал, хотя и фиктивный. Модель рыночной стоимости ценной бумаги имеет следующий вид: Сцб=Кд+Кпр, где Сцб — рыночная стоимость ценной бумаги; Кд — капитализация начисляемого дохода; Кпр — капитализация прочих прав по ценной бумаге. Капитализация начисляемого дохода — это частное от деления этого дохода на рыночную (обычно банковскую) процентную ставку. В отличие от права на доход другие права по ценной бумаге не поддаются строгой количественной оценке. В данном случае оценивается их значимость с точки зрения рынка. Рыночная цена ценной бумаги — это денежная оценка ее рыночной стоимости. Модель рыночной цены ценной бумаги имеет такой вид: Ццб=Сцб+Цро или Сцб*(1+Пк), где Ццб — рыночная цена ценной бумаги; Сцб — рыночная стоимость ценной бумаги; Цро — рыночные ожидания относительно роста или снижения рыночной цены по сравнению со стоимостью ценной бумаги в абсолютном выражении; Пк — рыночный процент отклонений рыночной цены от ее стоимости (в долях). В практике рыночная цена ценной бумаги имеет такие названия, как курсовая стоимость, курсовая цена, курс, рыночная котировка и т.п.
Понятие и цели эмиссии. Эмиссия – установленная законодательством последовательность действий эмитента по выпуску и размещению ценных бумаг. Выпускаться посредством эмиссии могут только эмиссионные ценные бумаги, главным образом акции и облигации. Эмитентом ценных бумаг могут быть: 1. Государство (осуществляет эмиссию для финансирования дефицита госбюджета, для финансирования инвестиционных программ, для регулирования инфляции.) 2. Корпоративные эмитенты (юр. лица), которые выпускают ценные бумаги для расширения производства, финансирования инвестиционных проектов, погашения задолженности. 3. Банки для увеличения собственного капитала с целью расширения банковских операций, для трансформации банковских кредитов в ценные бумаги, которые могут свободно обращаться на рынке. Приобретают ценные бумаги, финансируя тем самым эмитента, юридические и физические лица, которые становятся держателями ценной бумаги. Основным мотивом приобретения ценной бумаги является получение дохода по ней (процентного, дивидендного, дисконтного). В качестве профессиональных посредников, которые размещают ценные бумаги и выступают гарантами по ним, могут быть инвестиционные компании, банки и др.
Классификация эмиссии. 1. В зависимости от очередности проведения: - первичная (осуществляется при создании акционерного с целью формирования уставного капитала). Выпущенные акции реализуются по номинальной цене среди учредителей. - последующая (проводится при нехватке собственных средств для расширения деятельности, реализации инвестиционных проектов и т.д.) 2. В зависимости от формы осуществления: - открытая эмиссия – предполагает предложение неограниченному кругу инвесторов с публичным объявлением цены. При этом требуется подготовка проспекта эмиссии, в котором будет вся информация о деятельности эмитента. Данный вид эмиссии позволяет привлечь крупную сумму денежных средств, однако повышается риск потери контроля над управлением общества. - закрытая эмиссия – размещение ценных бумаг среди заранее определенного круга лиц. Данный вид эмиссии сужает возможности по мобилизации дополнительных средств, однако она помогает небольшим компаниям разместить свои ценные бумаги, избежав высоких эмиссионных издержек. В случае создания акционерного общества применяется только закрытая эмиссия. 3. По способу размещения: - распределение – используется при проведении первичной эмиссии и при проведении последующей эмиссии закрытым способом. Осуществляется за счет собственных средств и не сопровождается привлечением денежных средств. Суть этой эмиссии заключается в бесплатной передаче акций акционерам с целью увеличения числа акций общества. - подписка – это открытая продажа акций акционерам; - конвертация – обмен ценных бумаг одного вида на ценные бумаги другого вида (привилегированные акции в простые; акции в облигации и наоборот, дробление акций). 4. По форме существования выпускаемых ценных бумаг: - документарная - бездокументарная (сокращает издержки, упрощает использование и выпуск). Осуществляется в виде записей по счетам. 5. По типу ценных бумаг: эмиссия обыкновенных акций, эмиссия привилегированных акций, эмиссия облигаций и т.д.
13. Порядок проведения эмиссии, его этапы. Проспект эмиссии. Кол-во и содерж. этапов эмиссии (Э) зависит от действ-его закон-ва, от того, кто явл. эмитентом (ЮЛ или гос-во), какой вид эмиссии выбран и каковы цели Э. 1. При закрытой эмиссии следующие этапы: А) Принятие решения о выпуске ценных бумаг Б) Государственная регистрация выпуска ценных бумаг В) Изготовление бланков или сертификатов ценных бумаг (при документарной эмиссии) Г) Размещение ценных бумаг Д) Утверждение отчета об итогах выпуска ценных бумаг 2. При открытой эмиссии следующие этапы: А) Принятие решения о выпуске ценных бумаг Б) Подготовка проспекта эмиссии В) Государственная регистрация проспекта и выпуска ценных бумаг Г) Изготовление бланков или сертификатов ценных бумаг (при документарной эмиссии) Д) Раскрытие информации о выпуске ценных бумаг Е) Размещение ценных бумаг Ж) Утверждение отчета об итогах выпуска ценных бумаг
Прежде чем приступить к Э, эм-нт опред-ет ее цели, вид эмитир-ых ЦБ (акции, облигации), проводит анализ РЦБ,, определяет сроки и объем Э, при необх. выбирает посредника и осущ-ет др. подготовит. действия. А)Затем эм-нт приним. решение о выпуске ЦБ, кот. предст. собой документ, в кот. содерж. данные о виде эмитир-х ЦБ, форме их выпуска, номин. стоим., имуществ-ых правах, закрепляемых выпускаемыми ЦБ, и т.д. Это решение утв-ся органом, кот.в соотв-ии с законод-ом имеет на это полномочия, — учредительной конференцией, общим собранием акционеров или другим. Б) Подготовка проспекта Э при откр. Э необход.для того, чтобы потенц-ые инвесторы могли принять осознанное решение о приобретении эмитируемых ЦБ. Проспект Э должен содерж. достоверные данные об эм-те, его фин. положении, размещаемых ЦБ и др.инф-ию, кот. может повлиять на решение о покупке ЦБ или отказе от нее. Эм-нт самост-но составл. проспект Э либо поручает сделать это професс-ому посреднику. В) Выпуск ЦБ подлежит гос. регистрации, кот. закл-ся в присвоении ЦБ гос. регистр-ого №. Все ЦБ одного выпуска должны иметь один регистр.№. Разрешенные к Э ЦБ заносятся в Гос. реестр ЦБ, а эм-ту выдается свидет-во об их гос. регистр. С этого момента эм-нт имеет право на выпуск ЦБ. При открытой Э наряду с регистрацией выпуска ЦБ осущ-ся регистр. проспекта Э. Г) При документарной Э добавл-ся этап изготовления бланков или сертификатов ЦБ. Бланки содерж. обязат. реквизиты ЦБ и должны обладать высокой степенью защиты. Их изготовл. требует значит-ых затрат, поэтому вместо бланков могут исп-ся (если разреш. законом) сертификаты ЦБ, удостов-ие права, закрепленные за эмитир-ыми ЦБ. Д) Раскрытие инф-ии о выпуске ЦБ при откр. Э осущ-ся посредством публикации соотв-его сообщения в периодич. печати. Это сообщение должно содержать сведения об эм-те и выпускаемых ЦБ, включая подробное описание бланка ЦБ (при документарной форме выпуска), а также сведения о том, где и как можно ознакомиться с просп-ом Э. Отпечатанные в виде отдельных брошюр просп-ты Э должны наход. в местах продажи ЦБ в таком кол-ве, чтобы все потенциальные инвесторы могли беспрепятственно ознакомиться с содерж-ся в них информацией. Е) Размещение ЦБ эм-нт осущ-ет путем распредел-ия ЦБ либо откр. или закр. подписки (продажи), либо конвертации. Продажа ЦБ может производ. в форме аукциона, коммерч-огоили инвестиционного конкурса. Ж) Результаты размещ.отраж-ся в отчете об итогах выпуска эмисс-ых ЦБ, кот. утв-ся руководящим органом эмитента и в завис-сти от нац. закон-ва может представляться в регистр. орган для гос. регистрации либо в орган, осущ-щий контроль и надзор за фондовым рынком. Проспект Э содерж. след. разделы: 1) общие данные об эмитенте: наименов. эм-та, местонахождение, осн. виды деят-ти, номера счетов, список совета директоров, наименов. депозитария, наименов. проф. уч-ов рынка, кот. вып. услуги по размещению и вторичному обращению ЦБ, сумма зарегистрированного УФ. 2) сведения о проведении предстоящей открытой подписки, размер объявленного УФ, дата и № протокола о проведении общего собрания акционеров, все параметры предстоящего выпуска ЦБ (объем Э, % дивидендов); 3) сведения о фин. полож. и хоз. деят-ти эм-та, приводится динамика показателей о производственно-хоз-ой деят-ти эмитента за посл. 3 года (сумма ОС, балансовая прибыль, КВ, дебит. и кредит. задолж., сумма дивидендов на 1 акцию, балансовая цена акции, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами). 4) планы развития эм-та: перспективы разв., направл. деят-ти, обеспеченность ресурсами, оценка факторов риска, прогноз финансовых результатов. Виды облигаций. Облигация – долговая ценная бумага. В соответствии с Законом РБ облигация – ценная бумага, подтверждающая обязательство эмитента возместить владельцу ее номинальную стоимость в установленный срок с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено в выпуске). 1. по способу обеспечения: 1) обеспеченные залогом (закладные облигации): средства обеспечения – физическими активами или ц.б. компании. Также используются при продаже имущества в долгосрочный кредит. Выделяют: а) первозакладные; б) общезакладные (по ним риск больше, но и доход больше). 2) необеспеченные облигации (беззакладные или прямые). Претензии их владельцев удовлетворяются в общем порядке одновременно с требованиями других кредиторов. Выпускают компании с положительной репутацией и высоким рейтингом. В целях защиты инвесторов предусматривается выпуск корпоративных облигаций, обеспеченных залогом. Размер обеспечения в размере не менее 80% облигационного займа. Выпуск облигаций юр. лицами необеспеченных залогом допускается для финансирования инвестиционных проектов. 2. по способу получения дохода: 1) процентные облигации. Доход устанавливается в % от номинальной стоимости. Разновидность: а) купонная облигация (периодическая выплата дохода. Доходность может быть привязана к ставке рефинансирования и учетной ставке; б) банковская облигация – по ним % ставка определяется самим банком; в) доходные облигации – достаточно рискованные: доходы выплачиваются при наличии у эмитента прибыли. Может быть простыми и аккумулятивными. 2) Беспроцентные (облигации с нулевым купоном, дисконтная): при первичном размещении реализуется по цене ниже номинала, а погашается по номинальной цене. 3. по способу погашения: 1) с разовым погашением - номинал возвращается единовременно в момент погашения; 2) с распределенным по времени погашением: погашение происходит по этапам; 3) отзывные облигации (эмитент имеет возможность сократить срок обращения облигации, выкупив ее у инвестора но номинальной или специальной выкупной цене); 4) с правом досрочного погашения (досрочное погашение происходит по инициативе инвестора); 5) пролонгируемые; 6) непогашенные (эмитент обязуется только выплачивать доход). 4. по порядку обращения 1)свободно обращаемые; 2) с ограниченным обращением (отзывные), необращаемые (не обращаются на вторичном рынке). 5. по сроку обращения: 1) краткосрочные (от 1 до 3 лет); 2) среднесрочные (от 3 до 7, реже до 10 лет); 3) долгосрочные (15-20 лет). В РБ только краткосрочные и долгосрочные. 6. по виду валют: 1) в национальной валюте; 2) в иностранной валюте. Евро-облигации (выпускаются во всем мире и обращаются в любых регионах), в Америке – «янки», Японии – «суши», «самураи»; 3) двувалютные; 7.по степени риска 1) высоконадежные облигации; 2) спекулятивные облигации. Опционы. Сущность. Виды.
Опцион - контракт, заключенный м/у двумя сторонами, в соответсвии с которым одна из сторон (продавец опциона) предоставляет другой стороне (покупателю опциона) право купить или продать определенный актив по фиксированной цене в рамках указанного в контракте периода времени или на определенную дату. Суть опциона состоит в том, что покупатель опциона может по своему усмотрению либо исполнить контракт, либо отказаться от его исполнения. За полученное право выбора покупатель опциона выплачивает продавцу премию. Цена страйк (цена исполнения) – установленная в контракте цена, по которой лицо, купившее опцион, имеет в дальнейшем право купить (продать) базисный актив. В качестве базисного актива может выступать занесенные в биржевой список обыкновенные акции, ин. валюта, фондовые индексы, казначейские векселя, гос. облигации, фьючерсные контракты. Опцион, который дает право купить актив, называется опционом на покупку или опционом колл (call), или просто коллом. Опцион, который дает право продать актив, называется опционом на продажу или опционом пут (put), или просто путом. Актив, который лежит в основе опциона, всегда имеет две цены: текущую рыночную цену, или цену спот, и цену исполнения, зафиксированную в опционе, по которой последний может быть исполнен. Ценой самого опциона является его премия, а не цена актива, лежащего в основе опциона. Цена «спот» - текущая рыночная цена, на основании которой проходит расчет по контракту. Опцион ограничен датой окончания срока действия. В зависимости от даты исполнения опциона он может быть либо американским опционом, либо европейским опционом. Американский опцион может быть исполнен в любой момент времени, включая дату окончания срока действия контракта. Европейский опцион может быть исполнен только в день окончания котракта. Опционы делятся на биржевые и внебиржевые. Биржевые опционные контракты заключаются только на биржах и по механизму своего действия они почти полностью аналогичны фьючерсным контрактам. Биржевые опционы заключаются на те же активы, что и фьючерсные контракты: на товары, валюту, процентные ставки, индексы. Кроме того, имеются биржевые опционы на фьючерсные контракты. Внебиржевые опционы делятся на краткосрочные (срок действия до одного года) и долгосрочные. К краткосрочным внебиржевым опционам относятся опционы на долгосрочные опционы (например, кэпционы) и опционы на другие внебиржевые срочные контракты, например опционы на свопы, или своп опционы. Долгосрочные опционы делятся на однопериодные и многопериодные. Долгосрочные многопериодные опционы, в основе которых лежит опцион колл, называются «кэпы», а те, в основе которых лежит опцион пут, называются «флоры». Комбинации кэпов и флоров называются «коллары».
МЕСТО РЫНКА ЦБ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВЫХ РЫНКОВ. Рынок ЦБ – с-ма экономич. отнош-ий м/участниками этого рынка по поводу выпуска и обращ-ия ЦБ. Цель – аккумулирование фин. ресурсов и обеспечение возможности их перераспределения путем совершения разнообр-ых операций с ЦБ разл. участниками рынка, т.е. осущ-ие посредничества в движении свободных ден. ср-в от инвесторов к эмитентам ЦБ и от инвестора к инвестору. Задачи РЦБ: 1. мобилизация временно свободных фин. ресурсов для осуществления конкретных инвестиций; 2. создание рын. инфраструктуры, отвечающей мировым стандартам; 3. выпуск в обращение новых видов ц.б.; 4. совершенствование рын. механизма, системы управления и ценообразования; 5. обеспечение реального контроля на основе гос. биржевого регулирования; 6. совершенствование саморегулируемых организаций; 7. разработка портфельных стратегий; 8. уменьшение инвестиционного риска; 9. проведение маркетинговых исследований. Отличия рынка ЦБ от товарного рынка: -объектом торговли; -объем рынка (объем рынка ЦБ не ограничен, поскольку ЦБ может обращ-ся бесконечно, объем товарного рынка ограничивается покупательским спросом); -в значимости процесса обращения для товара (способность ЦБ обращ-ся на рынке хар-ет ее как высококачественный товар и говорит о ее ликвидности и хар-ет ее как высококачественный товар; для любого другого товара большое кол-во актов обращение не желательно, поскольку это повышает его конечную стоим-ть для потребителя); -способ образования рынка (обычный товар производится с целью конечного потребления в процессе трудовой деят-ти человека, ЦБ не производится, а выпускается Рв обращение). Фин. рынок – сфера купли-продажи фин.активов, на нем проводятся операции по мобилизации К, предоставление кредитов. К фин. активам относят наличные деньги, депозиты, кредиты, ц.б.. Фин. рынок сост. из трех сегментов: 1. Рынок ссудных капиталов (кредитно-депозитный) рынок - на нем проводятся операции по привлечению средств в депозиты и предоставление кредитов. Осн. участники – банки. 2. Валютный рынок – рынок на кот. покуп-ся и прод-ся валюта. 3. Рынок ценных бумаг. Место рынка ц.б .: фин. рынок состоит из ден. р-ка и рынка капиталов. Такое деление характерно и для его сегментов: кредитного, валютного рынков и рцб. РЦБ включает в себя часть ден. рынка и часть рынка капиталов, поскольку на нем реализуются отношения по поводу заимствования денежных средств и по поводу совладения предпр-ми. РЦБ тесно связан с кредитным рынком, т.к. они дополняют друг друга как механизмы перераспределения временно свободного капитала в рыночной экономике. РЦБ связан с валютным рынком, т.к. значительная часть торговли валютой опосредуется ц.б., объектом сделок на валютном рынке могут быть ц.б. выраженные в иностранной валюте. Различают первичный и вторичный рынок ЦБ.
Функции РЦБ Функции РЦБ делятся на 3 группы: I. общерыночные ф-ции (присущие любому др. рынку): - коммерческая (получение доходов от операций на р-ке); - ценообразовательная (р-к определяет спрос и предл-е на товары и выявляет реальные рыночные цены на него. Цены, по которым происходит купля-продажа ц.б., определяют стоимость привлеченных ресурсов для эмитентов и доходность вложения капитала для инвесторов. Назначение рцб – обеспечит перераспределение сбережений в инвестиции по ценам, которые приемлемы для инвесторов и для эмитентов. Установление курсов ц.б., отражающих реальное эк. состояние эмитентов, способствует эффективному размещение ден. средств на рцб.); - информационная (аккумулирование необходимой информации об объектах торговли и её участниках и доведение этой информации до всех организаций и лиц; индикаторы рцб – фондовые индексы); - регулирующая (определение правил торговли, порядок разрешения споров, установление приоритетов); - стимулирующая; - контрольная; - учётная (учёт объёма сделок); II. специфические ф-ции (присущие только этому р-ку): - перераспределительная. Путем выпуска и продажи ценных бумаг происходит мобилизация временно свободных ден. средств и направление их на финансирование развития перспективных отраслей и секторов эк-ки, обеспечение расширенного воспроизводства. Происходит межотраслевой перелив капитала, перераспределение ден. ресурсов между предприятиями, государством и населением. Обеспечение финансирования гос. Бюджета на неинфляционной основе. В отличие от кредитного рынка, происходит перераспределение прав собственности – купля-продажа долевых ц.б., удостоверяющих право их владельцев на часть имущества АО. - страхование риска (хеджирование) Использование инструментов РЦБ (производных ц.б.) для защиты владельцев активов от неблагоприятного изменения цен, стоимости или доходности этих активов. Суть хеджирования – перераспределение рисков. Развитие операций с производными ц.б. позволяет превратить финансовые и ценовые риски в объекты купли-продажи, в результате обеспечивается перераспределение рисков среди участников рцб, рынок становится более устойчивым. III. вспомогательная ф-ция: - исп-е ц.б. в приватизации: акции и приватиз.чеки - упр-е и ускорение взаиморасчётов; - исп-е ц.б. в антикризисном упр-нии; - привлечение иностранных инвестиций. Реализация этих ф-ций зависит от выбранной модели развития РЦБ, конкретной эк. политики, деловой активности участников.
3.Структура рынка ценных бумаг, ее характеристика. РЦБ-это многосложная структура, поэтому он может быть квалифицирован по большому числу признаков,каждый из кот.характеризует его с той или иной стороны, или с точки зрения разных отношений, имеющих на нем место. По характеру обращения ЦБ его можно рассматривать как первичный, т.е. представляющий собой первичное размещение выпущенных ЦБ среди инвесторов на фин.рынке, и как вторичный, где осуществляется купля-продажа ранее выпущенных ЦБ.Первичный РЦБ - это отношения по поводу выпуска ЦБ в обращение между ее эмитентом
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 510; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.234.182 (0.019 с.) |