Показатели финансово-хозяйственной деятельности фирмы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели финансово-хозяйственной деятельности фирмы



№ П/П Показатели Виды турпродуктов Итого
I II III
  Объем реализации, шт.        
  Продажная цена, руб.        
  Выручка от реализации, тыс, руб. (п. 1 х п. 2)     22,5 124,5
  Переменные затраты по формированию турпродукта, тыс, руб.        
  Общая сумма переменныхзатрат, тыс. руб.        
  Средние переменные затраты, тыс. руб. (п. 4/п. 1)        
  Средняя величина покрытия*, руб. (п. 2 - п. 6)        
  Постоянные затраты за отчетный период, тыс, руб.        
  Постоянные затраты**, тыс, руб. (п. 4 х п. 8 / п. 5) 3,4 11,2 3,4  
  Средние постоянные издержки, руб. (п. 9/п. 1)        
  Полная себестоимостьединицы турпродукта, руб. (п. 10 +п. 6)        
  Валовые издержки, тыс, руб. (п. 4 + п. 9) 114 21,4 71,2 21.4  
  Прибыль от реализации, тыс, руб. (п. 3-п. 12) 8,6 0,8 1,1 10,5
  Прибыль от реализации одной турпутевки(п.2 - п. 11)        

* Средняя величина покрытия, или предельная прибыль, - это дополнительный доход от продажи одной дополнительной единицы тур-продукта.
** Распределение постоянных издержек по видам турпродукта производится пропорционально переменным затратам.

Суммой покрытия называется разница между выручкой от реализации и всей суммой переменных затрат. Расчет суммы покрытия позволяет определить, сколько средств зарабатывает туристская организация, формируя и реализуя турпродукт, чтобы окупить постоянные издержки и получить прибыль.

Коэффициентом покрытия называется доля суммы покрытия в выручке от реализации или доля средней величины покрытия в цене турпродукта.

Коэффициент покрытия определяется следующим образом:

Коэффициент покрытия = Сумма покрытия ------------------------------------- Сумма выручки от реализации = (124,5-96) тыс. руб. ------------------------------- 124,5 тыс. руб. =0,229


Для того чтобы определить, при каком объеме реализации окупятся валовые издержки предприятия, необходимо рассчитать точку безубыточности, под которой понимается такая выручка от реализации или такой объем реализации турпродуктов, которые обеспечивают покрытие всех затрат и нулевую прибыль.

Выручка от реализации, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой, а объем реализации (продаж) в точке безубыточности - пороговым объемом реализации (продаж).

Воспользуемся формулой точки безубыточности:

Пороговая выручка = Постоянные издержки ----------------- Коэффициент покрытия = Постоянные • Сумма выручки издержки от реализации -------------------------------------- Сумма покрытия =18 тыс.руб./0,229 = 78,6 тыс. руб.


Итак, точка безубыточности в стоимостном выражении рассчитывается как отношение постоянных затрат к коэффициенту покрытия, а в натуральном выражении - как отношение постоянных затрат к средней величине покрытия.

Если туристская организация получает выручку от реализации больше пороговой выручки (124,5 тыс. руб. - 78,6 тыс. руб.), то она работает прибыльно. Чтобы оценить, насколько фактическая выручка превышает выручку, обеспечивающую безубыточность, необходимо рассчитать запас прочности (процентное отклонение фактической выручки от пороговой) по следующей формуле:

Запас прочности= (Фактическая выручка-Пороговая выручка)х100% -------------------------------------------------- Фактическая выручка = (124,5 тыс. руб.-;78,6 тыс. руб.) х100% ----------------------------------------------------- 124,5 тыс. руб =36,9%


Для определения воздействия изменения выручки от реализации на изменение прибыли рассчитывают показатель операционного левеража (производственного рычага) по формуле:

 

Чем выше эффект производственного рычага, тем более рискованным с точки зрения изменчивости прибыли является положение фирмы. Поскольку фирма имеет в ассортименте тур-продукт II с низкой рентабельностью по полной себестоимости, посмотрим, как изменится прибыль организации, если отказаться от этого вида турпродукта. В случае отказа от формирования и реализации турпродукта II выручка от реализации сократится на объем выручки от реализации этого изделия: 124,5 тыс. руб. -- 72 тыс. руб. = 52,5 тыс. руб.

При этом также сократятся валовые издержки предприятия на сумму переменных затрат, необходимых для формирования турпродукта П, на величину 54 тыс. руб. (114 тыс. руб. - 60 тыс. руб.). Так как постоянные затраты не зависят от объема реализации, отказ от формирования турпродукта II не повлияет на их величину. Итак, в случае отказа от формирования турпродукта II туристская организация будет иметь убытки: -1,5 тыс. руб. (52,5 тыс. руб. - 54 тыс. руб.). А общие убытки будут равны 2,3 тыс. руб. (0,8 тыс. руб. + 1,5 тыс. руб.), где 0,8 тыс. руб. -прямая потерянная прибыль.

Таким образом, имея информацию только о полной себестоимости, можно принять неверное решение и потерять прибыль. Использование директ-костинга позволяет избежать подобных ошибок и принять разумные управленческие решения.

По данным табл. 3.3 средняя величина покрытия по турпродукту III даже ниже, чем по турпродукту П. Поэтому при сокращении спроса на туристском рынке фирме выгоднее отказаться от формирования турпродукта III, чем от других видов турпродукта.

Таковы основные положения затрат и оптимизации прибыли в системе "директ-костинг".

Идеальных систем, способов не бывает. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки. Главная задача - понять особенности каждого способа с тем, чтобы, нивелируя негативные стороны, максимально эффективно использовать положительные их преимущества.

Отметим, что на большинстве западных предприятий система "директ-костинг" применяется параллельно с учетом полной себестоимости.

Современные отечественные компании, которые предпочитают учет на основе экономических показателей, в процессе работы обнаруживают, что калькуляция себестоимости по прямым затратам представляется лучшим способом, чем калькуляция с полным распределением издержек. Разделение затрат на постоянные и переменные позволяет контролировать статьи переменных издержек на основе их соотношения с каждой единицей продукции, а статьи постоянных издержек - на основе учета их фактической общей величины за отчетный период. Калькуляция себестоимости по переменным издержкам позволяет контролировать и устанавливать уровень рентабельности и рассчитывать такую себестоимость, которая в сегодняшних условиях работы предприятия на рынке могла бы обеспечить ему определенную прибыль. Объединение методов калькулирования затрат, учета производственных результатов и их анализа позволяет принять разумные управленческие решения в условиях конкурентной борьбы.

Итак, по признаку полноты включения затрат в себестоимость существуют два способа группировки и включения затрат в себестоимость услуг. Рассмотрим их на примере.

Пример. Туроператор имеет следующие экономические показатели деятельности:

 

остаток сформированных туристско-экскурсионных путевок на начало месяца -
сформировано туристско-экскурсионных путевок в отчетном периоде, в натуральных единицах 900 шт.
остаток сформированных туристско-экскурсионных путевок на конец отчетного периода, в натуральных единицах 1000 шт. - 900 шт. = 100 шт.
выручка от реализации туристско-экскурсионных путевок без НДС 810 тыс. руб.
расходы основного производства по формированию туристско-экскурсионных путевок в отчетном периоде 450 " "
общепроизводственные расходы в отчетном периоде 4 " "
общехозяйственные расходы в отчетном периоде 60 " "
коммерческие расходы в отчетном периоде 70 " "
в том числе расходы на рекламу 50 " "
Группируем затраты способом полной себестоимости:
прямые затраты 450 " "
косвенные затраты 4 тыс. руб. + 60 тыс. руб. = 64 " "
полная себестоимость по формированию турпродукта 450 тыс. руб. + 64 тыс. руб. = 514 " "
себестоимость одной туристско-экскурсионной путевки за отчетный период 514 тыс. руб./100 шт. = 514 руб./шт.
Группируем затраты способом "директ-костинг":
переменные затраты 450 тыс. руб. + 4 тыс. руб. = 454 тыс. руб.
постоянные затраты 60 " "
сокращенная себестоимость по формированию турпродукта 454 " "


Себестоимость одной турпутевки за отчетный период 454 тыс. руб./1000 шт. =454 руб./шт.

Себестоимость реализации услуг за отчетный период, рассчитанная традиционным способом, составит: 514 руб/шт. х 900 шт. = = 462,6 тыс. руб.

Способом "директ-костанг": 454 руб/шт.-х 900 шт. = 408,6 тыс. руб.

Себестоимость туристско-экскурсионных путевок, которая будет отнесена на остаток годовой продукции на конец отчетного периода:

- способом расчета полной себестоимости: 514 тыс. руб.- 462,6 тыс. руб. = 51,4 тыс. руб.;

- способом "директ-костинг": 454 тыс. руб. - 408,6 тыс. руб. = = 45,4 тыс. руб.

Для целей налогообложения рассчитаем расходы на рекламу сверх нормы, не включаемые в себестоимость туристско-экскурсионных путевок. Отметим, что стоимость сформированного турпродукта I освобождена от уплаты НДС. 50 тыс. руб. - 810 тыс. руб. х 6 % = 50 тыс. руб. - 48,6 тыс. руб. = = 1,4 тыс. руб.

Прибыль от реализации, рассчитанная традиционным способом, составит: 810 тыс. руб. - 462,6 тыс. руб. - 70 тыс. руб. = = 277,4 тыс. руб.

Способом "директ-костинг": 810 тыс. руб. - 408,6 тыс. руб. - - 60 тыс. руб. - 70 тыс. руб. = 271,4 тыс. руб.

Валовая прибыль служит базой для формирования объекта налогообложения налогом на прибыль, в этом проявляется налоговый аспект понятия "себестоимость".

В нашем примере валовая прибыль состоит только из прибыли от реализации услуг.

При определении налога на прибыль предварительно корректируется налогооблагаемая база прибыли на величину расходов на рекламу сверх норм:

1. 277,4 тыс. руб. + 1,4 тыс. руб. = 278,8 тыс. руб.;

2. 278,8 тыс. руб. х 0,35 % = 97,58 тыс. руб.

При калькулировании способом "директ-костинг" налог на прибыль составит:

1. 271,4 тыс. руб. + 1,4 тыс. руб. = 272,8 тыс. руб.;

2. 272,8 тыс. руб. х 0,35 % = 95,48 тыс. руб.

Экономия фирмы по налогу на прибыль при использовании способа "директ-костинг" составит: 97,58 тыс. руб. - 95,48 тыс. руб. = = 2,1 тыс. руб.
Распределение косвенных расходов

Налоговое законодательство выдвигает требование раздельного учета затрат на производство и реализацию по видам деятельности и видам продукции (работ, услуг). Данное требование содержится в Инструкции Госналогслужбы РФ от 10.08.95 г. № 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" и в Инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.95 г. № 39 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость".

Необходимость раздельного учета затрат определяется рядом причин:

- по различным видам деятельности применяются разные ставки по налогу на прибыль - ставка налога на прибыль по туроператорской деятельности составляет 30 %, ставка налога на прибыль от посреднических операций, т. е. по турагентской деятельности, - 38 %;

- для подтверждения права на льготу по налогу на добавленную стоимость и по налогу на прибыль Инструкцией Госналогслужбы РФ № 37 установлено, что если предприятие имеет несколько видов деятельности, по которым установлены разные ставки налога на прибыль, например туристская организация занимается реализацией собственных путевок (туроператорская деятельность) и реализует чужие туристские путевки по посредническим договорам (турагентская деятельность), то исчисление налога на прибыль производится по прибыли от каждого вида деятельности по соответствующим ставкам независимо от результатов деятельности в целом.

Бухгалтер предприятия, осуществляющего несколько видов деятельности, прибыль от которых облагается по разным ставкам налога на прибыль, должен обеспечить:

- раздельный учет выручки от реализации по разным видам деятельности;

- раздельный учет прямых затрат;

- распределение косвенных (общепроизводственных и общехозяйственных) расходов по различным видам деятельности.

Пример. В регионе установлены следующие ставки налога на прибыль, %:

  В федеральный бюджет В бюджет субъекта РФ Общая ставка налога
По прибыли от основной деятельности      
По прибыли от проведения посреднических операций      


Выручка от реализации продукции по основной деятельности за отчетный период вместе с НДС - 300 тыс. руб., в том числе НДС - 20 тыс. руб. Прямые затраты по основной деятельности составили 160 тыс. руб. Кроме того, туристская организация реализовала в отчетном периоде чужие туристские путевки по договору комиссии без участия в расчетах, при этом полученное предприятием комиссионное вознаграждение составило 48 тыс. руб., в том числе НДС - 8 тыс. руб. Прямые затраты по проведению посреднической операции - 5 тыс. руб. Общехозяйственные и общепроизводственные расходы за отчетный период в целом по предприятию составили 29 тыс. руб.

 

1. Определяем долю косвенных (общехозяйственных и общепроизводственных) расходов, относящихся к основной деятельности:

300 тыс. руб / (300 тыс. руб + 48 тыс. руб.) х 29 тыс. руб. = 25 тыс. руб.

 

2. Определяем долю косвенных (общехозяйственных и общепроизводственных) расходов, относящихся к посреднической деятельности:

48 тыс. руб / (300 тыс. руб + 48 тыс. руб.) х 29 тыс. руб. = 4 тыс. руб.

 

3. Финансовый результат по основной деятельности:

300 тыс. руб. - 20 тыс. руб. - 160 тыс. руб. - 25 тыс. руб. = 95 тыс. руб.

 

4. Финансовый результат от проведения операций по посреднической деятельности:

48 тыс. руб. - 8 тыс. руб. - 5 тыс. руб. - 4 тыс. руб. = 31 тыс. руб.

 

5. Балансовая прибыль в целом по предприятию:

95 тыс. руб. + 31 тыс. руб. = 126 тыс. руб.

 

6. Определяем сумму налога на прибыль по основной деятельности при отсутствии льгот по налогу:

95 тыс. руб. х 30 % = 28,5 тыс. руб.

 

7. Определяем сумму налога на прибыль от посреднической деятельности при отсутствии льгот по налогу:

31 тыс. руб. х 38 % = 11,78 тыс. руб.

В бухгалтерском учете делается следующая запись:

Дебет счета 81 Кредит счета 68   40,28 тыс. руб.


Много проблем возникает у бухгалтеров при решении вопроса об использовании льгот по налогу на прибыль на предприятии, осуществляющем несколько видов деятельности.

В Инструкции Госналогслужбы РФ от 10.08.95 г. № 37 по этому поводу содержится следующее указание: "Если предприятие имеет виды деятельности, прибыль от которых облагается налогом по разным ставкам, то льготы по налогу на прибыль распределяются пропорционально выручке, полученной от каждого вида деятельности в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг)".

Итак, в бухгалтерском учете затраты должны быть разделены на две группы:

1. Относящиеся к облагаемой деятельности (посреднические и дополнительные услуги). Отметим, что суммы НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), использованным при изготовлении продукции и осуществлении услуг, не освобожденных от НДС, подлежат зачету в общеустановленном порядке.

 

Дебет счета 68 Кредит счета 19   Зачет НДС по приобретенным ценностям по посредническим и дополнительным туристским услугам.

 

2. Относящиеся к необлагаемой деятельности (формирование турпродукта и перепродажа). В соответствии с п. 20 и п. 21 Инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.95 г. № 39 НДС, уплаченный по товарам, работам, услугам, использованным при изготовлении продукции и осуществлении операций, освобожденных от налога в соответствии с подпунктами "е"-"ш" п. 1 ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость", относится на издержки производства и обращения.

 

Дебет счетов 20,23,26,44 Кредит счета 19   Сумма НДС по приобретенным материальным ресурсам включена в состав себестоимости турпродукта.

 

Если организация осуществляет несколько видов деятельности, то при практической невозможности обеспечить раздельный учет "входного" НДС по облагаемым и необлагаемым оборотам встает вопрос о выборе базы распределения сумм НДС, учтенных по счету 19 "НДС по приобретенным ценностям", на суммы, включаемые в себестоимость, и суммы, относимые в уменьшение платежей в бюджет.

В настоящее время ни в одном нормативном документе не определена база для деления вступительного остатка по счету 19. Следовательно, эта база может быть заявлена как элемент учетной политики.

Мнение Минфина России в выборе базы распределения входящего остатка по счету 19 выражено в письме от 09.10.97 г. № 04-07-07. Письмо является ответом на запрос НАУФОР (Национальная ассоциация участников фондового рынка); в Минюсте оно не зарегистрировано, не опубликовано и имеет статус официальной переписки. В соответствии с этим письмом к зачету следует принимать НДС в размере, соответствующем удельному весу оборотов по реализации, полученных от облагаемых операций, в общей сумме оборотов по реализации за отчетный период. При этом оборотом по реализации считается вся сумма выручки, полученная от продажи продукции, выполненных работ, оказанных услуг, без включения в нее НДС.

Элементом учетной политики являются база распределения и порядок списания сумм НДС по приобретенным ценностям, если туристские организации осуществляют несколько видов деятельности с разными режимами налогообложения. Кроме того, элементом учетной политики является порядок учета и возмещения НДС по приобретенным основным средствам при наличии видов деятельности, облагаемых и не облагаемых налогом на добавленную стоимость.

Согласно п. 47 Инструкции Госналогслужбы РФ от 11.10.95 г. № 39 суммы НДС, уплаченные при приобретении основных средств и нематериальных активов, в полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент принятия на учет основных средств и нематериальных активов. Основные средства и нематериальные активы, используемые при производстве товаров (работ, услуг), освобожденных от НДС в соответствии с подпунктами "в", "ш", "ы", "я" п. 1 ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость", отражаются в учете по стоимости приобретения, включая сумму уплаченного налога.

Право на возмещение (зачет) сумм НДС, уплаченных при приобретении основных средств, при наличии видов деятельности, облагаемых и не облагаемых НДС, возможно при условии полного разделения основных средств, а следовательно, и затрат на их приобретение, используемых при различных видах деятельности.

При объективной невозможности обеспечения раздельного учета затрат по основным средствам или их распределения можно приобретаемые основные средства производственного назначения отражать в учете по стоимости приобретения, включая суммы уплаченного НДС, с последующим списанием в установленном порядке через суммы начисляемой амортизации.

Пример. Рассмотрим распределение НДС по приобретенным ценностям пропорционально доходам, полученным от деятельности, облагаемой и не облагаемой НДС. Предположим, за отчетный квартал сумма НДС по оплаченным и оказанным услугам составила 80 тыс. руб., по оплаченным и поставленным на учет основным средствам - 110 тыс. руб.

При распределении затрат по выплаченным суммам НДС возможны три варианта:

1. За отчетный период реализовали только собственные турпутевки (деятельность освобождена от НДС), тогда в бухгалтерском учете делается следующая запись:

 

Дебет счета 20 Кредит счета 19   80 тыс. руб. (сумму НДС отнесли на затраты пропорционально списанию на затраты основной части расходов на себестоимость турпродукта);
Дебет счета 08 Кредит счета 19   110 тыс. руб. (увеличили стоимость основных средств на сумму НДС).

 

2. За отчетный период реализовали только чужие туристские путевки по договору поручения либо оказывали дополнительные услуги (деятельность облагается НДС). В этом случае в бухгалтерском учете оформляются следующие проводки:

 

Дебет счета 68 Кредит счета 19   180 тыс. руб. (обе суммы подлежат списанию к зачету);
Дебет счета 68 Кредит счета 19   110 тыс. руб.

 

3. За отчетный период реализовывали как собственные, так и чужие турпутевки, причем необлагаемый оборот по реализации составил 800 тыс. руб., а облагаемый оборот по реализации без НДС - 200 тыс. руб. Общая сумма оборота по реализации составила 1000 тыс. руб.

Распределим НДС пропорционально объему реализации, т. е. в пропорции 8:2.

Общая сумма НДС по приобретенным ценностям составляет: 80 тыс. руб. + 110 тыс. руб. = 190 тыс. руб. (или 100 %). Тогда Х= 152 тыс. руб. (80 %); Y= 38 тыс. руб. (20 %).

В бухгалтерском учете делаются следующие записи:

Дебет счета 20 Кредит счета 19   152 тыс. руб. (сумму НДС отнесли на затраты);
Дебет счета 68 Кредит счета 19   38 тыс. руб. (уменьшили задолженность перед бюджетом).


Ведение раздельного учета затрат по каждому виду деятельности означает: во-первых, документирование хозяйственных операций, обеспечивающее их отнесение к тому или иному виду деятельности; во-вторых, раздельное отражение хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета.

Выполнение указанных правил ведения бухгалтерского учета предполагает:

- описание в первичных документах содержания хозяйственных операций, позволяющее четко отнести такую операцию к определенному виду деятельности;

- ведение для обобщения первичных учетных документов отдельных регистров синтетического учета по каждому виду деятельности;

- ведение учета доходов и расходов по каждому виду деятельности на отдельных субсчетах соответствующих балансовых счетов.

 

Порядок ведения раздельного учета затрат, в том числе и накладных расходов, определен приказом министра финансов РФ от 28.07.94 г. № 100 "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету". В многопрофильных организациях, где действует несколько видов деятельности (туроператорская и турагентская), косвенные (общехозяйственные и общепроизводственные) расходы предварительно подлежат распределению между объектами видов деятельности по одному из вариантов:

1. пропорционально сумме всех прямых затрат по видам деятельности;

2. пропорционально стоимости продукции по ценам реализации, т. е. пропорционально размеру выручки от реализации, полученной от каждого вида деятельности в общей сумме выручки от реализации, без НДС.

Согласно п. 2.10 инструкции Госналогслужбы от 10.08.95 г. № 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" базой распределения косвенных расходов должна быть выручка от реализации продукции (работ, услуг), полученная от разных видов деятельности.

В учетной политике фирмы необходимо выделить:

- виды деятельности, по которым ведется раздельный учет затрат;

- базу распределения косвенных (общехозяйственных и общепроизводственных) расходов по видам деятельности.

 

Распределение косвенных затрат по объектам калькулирования. Далее косвенные затраты распределяются по объектам калькулирования, т. е. по отдельным видам продукции (работ, услуг) по одному из следующих вариантов:

1. пропорционально одному виду прямых затрат, например пропорционально фонду оплаты труда (получил наибольшее распространение в промышленности);

2. пропорционально общей величине прямых затрат (чаще других вариантов применяется в туристских организациях). В среднем уровень накладных расходов у туроператора составляет от 5 до 20 % от общей суммы всех прямых затрат;

3. пропорционально нормативным величинам косвенных расходов. Нормативная величина косвенных расходов берется из анализа фактических косвенных расходов за предшествующий отчетный период, например за 3 месяца, а при условии равномерного объема реализации туристских услуг - по месяцам либо по сезонам;

4. по методу прямого счета. Предположим, косвенные расходы туроператора за отчетный период составили 30 тыс. руб. Если за отчетный период планируется сформировать и отправить только одну группу, то вся сумма (30 тыс. руб.) при калькулировании данного тура отразится по калькуляционной статье, которая так и называется "Накладные (косвенные) расходы туроператора";

5. дифференцированным способом с использованием процента.

 

Правильный выбор базы распределения косвенных расходов оказывает существенное влияние на определение степени рентабельности отдельных видов продукции (работ, услуг), при этом надо учитывать, что в современных условиях продажная цена устанавливается рынком, а налоги - государством.

Таким образом, процесс распределения косвенных расходов зависит от двух моментов:

- прогноза их общей величины,

- выбора базы распределения.

 

Много времени и сил может уйти на распределение накладных расходов. Тем не менее их фактическая величина редко совпадает с предварительной оценкой накладных расходов, и поэтому почти всегда оказывается, что приходится иметь дело либо с не полностью распределенными, либо излишне распределенными накладными расходами, т. е. сумма накладных расходов, отнесенных на турпродукцию, будет меньше или больше фактически понесенных накладных затрат. И перед бухгалтером возникает задача их ежеквартальной или ежегодной корректировки. Если из бухгалтерских счетов видно, что в течение года накладные расходы были не полностью распределены, т. е. фактические накладные расходы превысили сумму плановых, следовательно, нормативный коэффициент накладных расходов при прогнозировании был немного занижен. Поэтому необходимо добавить определенную сумму к накладным расходам отчетного периода и повысить нормативный коэффициент накладных расходов.

 

 

Функциональный учет

Функциональный учет - это новый для национального учета метод распределения косвенных затрат по объектам калькулирования.

Функциональный учет необходим для туристских организаций по двум причинам:

1. высока степень разнородности (разнотипности) туристского продукта, т. е. различные виды накладных затрат поглощаются разными турпродуктами в разной степени;

2. использование объемозависимых баз распределения (носителей издержек) для распределения объемонезависимых косвенных затрат приводит к искажению показателя себестоимости турпродуктов; причем степень искажения определяется долей, которая приходится на объемонезависимые косвенные затраты в составе общей суммы косвенных затрат.

 

Система функционального учета предполагает, что затраты в первую очередь будут отслеживаться относительно производственных функций и только потом - относительно объектов калькулирования

Принципиальное различие между традиционным методом распределения косвенных затрат по объектам калькулирования и функциональным учетом заключается в количестве применяемых баз распределения (носителей издержек).

В функциональном учете используется значительно большее число баз распределения косвенных затрат, чем в традиционной системе. По сути говоря, в функциональном учете накладные расходы разбиваются на группы, и каждая группа характеризуется своим носителем издержек, отличным от других. Затем определяется групповая ставка косвенных затрат для каждой группировки и для каждого носителя издержек. В итоге благодаря такому методу возрастает точность учета.

Система функционального учета состоит из двух этапов. На первом этапе косвенные затраты распределяются по группировкам однородных затрат. Под группировкой однородных затрат понимается совокупность косвенных затрат, изменения показателей которых относят на счет одного носителя издержек (одной базы распределения).

Затем определяется групповая ставка - показатель затрат на единицу носителя затрат (на единицу величины базы распределения) по каждой группировке. В ходе второго этапа косвенные затраты по каждой группировке, относимые на соответствующий объект калькулирования, определяются умножением групповой ставки на величину базы распределения косвенных затрат по объектам калькулирования для выделенных группировок.

Рассмотрим распределение косвенных затрат на условном примере.

Пример. В санатории основными услугами являются лечение (Л), питание (П) и проживание (Ж). Рассчитаем себестоимость предоставляемых услуг традиционным методом и используя функциональный учет (табл. 3.4).

Таблица 3.4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.083 с.)